Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности обучающихся. Кейс-методика строится на трех китах учебной мотивации - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности .
Кейс-технология развивает следующие навыки:
1. Аналитические: учит мыслить ясно и логично.
2. Практические: проблема, представленная в кейсе, всегда носит практический характер.
3. Творческие: очень важны творческие навыки для нахождения разных решений, которые нельзя найти логическим путем.
4. Коммуникативные: учит вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
5. Социальные: в ходе обсуждения проблемы вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии, аргументировать противоположное мнение, контролировать себя .
6. Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного.
В кейсе собраны задания, которые легко понимают учащиеся, выполняя их, делают небольшие открытия, расширяют исследовательский кругозор, чувствуют радость от полученного результата.
В реализации кейс-метода выделяют следующие этапы:
- Подготовительный этап: подготовка ситуации, дополнительных информационных материалов, определение задач и цели занятия.
- Ознакомительный этап: введение в ситуацию, описание ситуации, изучение информационного материала.
- Основной этап: определение формы проведения мероприятия - индивидуальная или групповая; анализ ситуации, выявление проблемы; обсуждение проблемных моментов, поиск аргументов и решений; представление результатов , подведение итогов и найденных решений.
- Итоговый этап, это заключительная презентация результатов работы .
Вложение | Размер |
---|---|
keys_1.docx | 219.51 КБ |
Кейс «Может ли вода течь вверх?»
Контекст кейса
Вода – это самое уникальное вещество на планете. Из нее на 75% состоит человеческий организм и на 70% - поверхность Земли.
Представьте себе, что упал стакан с водой. Вода выплеснется и в беспорядке растечется. В самом деле, жидкость собственной формы не имеет. Она лишь занимает тот объем, ту форму, в которую налита. Все та же сила тяжести заставляет ее стремиться к самой низкой точке. Одним словом, где вода — там самое низкое место.
Понаблюдай.
Поставь перед собой два кофейника одинаковой ширины: один высокий, другой — низкий. Какой из них вместительнее? В какой из этих кофейников можно налить больше жидкости?
Если лить жидкость в высокий кофейник, то можно его налить только до уровня отверстия носика — дальше вода начала выливаться. А так как отверстия носика у обоих кофейников на одной высоте, то низкий кофейник оказался столь же вместительным, как и высокий с коротким носиком. Это и понятно: в кофейнике и в трубке носика, жидкость должна стоять на одинаковом уровне, несмотря на то, что жидкость в носике весит гораздо меньше, чем в остальной части кофейника. Если же носик недостаточно высок, вы никак не нальете кофейник доверху: вода будет выливаться.
КАК ВОДА ПОДНИМАЕТСЯ ВВЕРХ? Для выяснения того, как вода может течь вверх, мы проведем ряд опытов.
Гипотеза: вода может течь вверх.
Цель: исследовать, может ли вода течь вверх.
Задачи:
1.Изучить информацию о воде.
2.Провести физические опыты.
3.Сформулировать выводы.
Что понадобится для исследования?
1. | Стаканчики(одноразовые) | 4 шт. |
2. | Бумажные салфетки | 10 шт. |
3. | Краски | 1 шт. |
4. | Фломастеры | 6 шт. |
5. | Вода | |
6. | Ножницы | 1 шт. |
Существует множество информации о воде. Предлагается научными способами проверить некоторые сведения по поводу свойств воды.
Итак, у тебя есть возможность проверить может ли вода течь вверх?
Для работы тебе понадобится бутылка с проточной водой.
Эксперимент №1
Подготовительный этап : разрезаем салфетки на полоски . Рисуем на полосках прямые линии фломастерами разных цветов. Ставим два одноразовых стаканчика и в них помещаем салфетки с разноцветными линиями.
Этап выполнения : наливаем воду в стаканчик до части с полосками, чтобы вода с ними не касалась.
Смотрим результат через 15 минут, через 40 минут, через 1 час, через 4 часа.
Что удалось пронаблюдать / Результат исследования
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гипотеза подтвердилась / не подтвердилась
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Возможное объяснение наблюдаемого
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эксперимент 2
Подготовительный этап : поставить на стол 3 стаканчика, первый стакан с закрашенной водой желтого цвета, второй стакан пустой, третий стакан с водой закрасим краской красного цвета. Салфетку сворачиваем в виде трубочки. Таких трубочек нам понадобится две.
Этап выполнения: поместить 1 край салфетки в стакан с закрашенной водой желтого цвета, 2 край салфетки во второй пустой стакан, вторую салфетку один край поместить в стакан с закрашенной водой красного цвета, другой край в пустой стакан.
Смотрим результат через 2 часа, через 7 часов. Что происходит?
Что удалось пронаблюдать / Результат исследования
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гипотеза подтвердилась / не подтвердилась
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Возможное объяснение наблюдаемого
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эксперимент 3
Для опыта отбираются несколько цветков на стебле. В воде растворяется марганцево–кислый калий. В подкрашенную воду опускаются цветы. Понаблюдай, что произойдёт через 1 час , 2 часа , 3 часа, за сутки.
Что удалось пронаблюдать / Результат исследования
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гипотеза подтвердилась / не подтвердилась
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Возможное объяснение наблюдаемого
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Мой эксперимент »
Придумай свой интересный эксперимент, доказывающий , что вода может течь вверх.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что удалось пронаблюдать / Результат исследования
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гипотеза подтвердилась / не подтвердилась
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Возможное объяснение наблюдаемого
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что посмотреть –почитать?
Печатные материалы:
1. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей.– М.: Слово, 1994.
2. Перельман Я. И. Занимательная физика. Книга 2.– М.: Наука, 1979.
Интернет–ресурсы
1. http://potomy.ru/things/149.html
2. http://www.aquaexpert.ru/enc/termin/water/
3. http://the-mostly.narod.ru/misc/fontain.html
4. http://brainmystery.ru/kogda-voda-techet-vverx/
5. http://www.origins.org.ua/page.php?id_story=263
6. http://class-fizika.narod.ru/p135.htm
7.«Что может вода» http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/02/08/issledovatelskaya_rabota._mozhet_li_voda_tech_vverh.docx
8.«Может ли вода течь вверх»
Понравился ли тебе кейс?
Отметь значком + нужный кружок.
Понравился, было интересно | Не очень понравился | Не понравился |
Методические рекомендации учителю начальных классов при работе над кейсом.
Занятие 1
Кейс «Может ли вода течь вверх?» Знакомство с контекстом кейса
Основные задачи занятия:
-формирование знаний учащихся о свойствах воды и применении их в жизни человека.
-формировать умения работать самостоятельно с научно – практической рабочей тетрадью «Юный исследователь» и проводить опыты, анализировать и делать выводы.
- развивать у детей познавательную активность, наблюдательность.
Материалы, инструменты, оборудование:
Научно – практическая рабочая тетрадь «Юный исследователь», видео «Интересные факты о воде»
https://www.youtube.com/watch?v=dc3HvDQNr80
Ход занятия
1.Оргмомент.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
- Я вас приглашаю в научную лабораторию. На время урока вы станете маленькими учёными
2. Актуализация знаний
- Тема нашей работы заключена в загадке, предлагаю вам её отгадать.
Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
3. Работа по теме занятия
Вода –это самое уникальное вещество на планете. Из нее состоит практически весь человеческий организм.
https://www.youtube.com/watch?v=dc3HvDQNr80
Какие интересные факты вы узнали о воде?
Прочитайте текст на с.18
Так что же мы узнали о воде?
Какая же роль у воды ?
Какие свойства у воды ?
4. Физминутка
5. Работа в группах
Практическая работа
- Изучим особые свойства воды, которые отличают её от других жидкостей
Изучение формы, цвета, запаха воды.
1_я группа: форма.
Опыт №1: перелить воду в различные сосуды. Сделать вывод о форме воды:
У воды __________________.
2_я групппах.
Опыт №2: каждому члену группы понюхать воду. Сделать вывод о запахе воды:
У воды __________________.
3_я группа: цвет.
Опыт №3: посмотреть на воду, опустить в стакан с водой ложку. Сделать вывод о цвете воды:
Вода ____________________.
6.Подведение итогов. Рефлексия.
О каких свойствах воды вы узнали?
Какие сведения для вас оказались самыми интересными?
Какая информация, прозвучавшая на уроке, вас удивила (поразила)?
Домашнее задание: - в энциклопедиях и справочной литературе, найти сведения о воде. Из них выбрать только самое новое и интересное.
Занятие 2
Кейс «Может ли вода течь вверх?» Проведение экспериментов.
Основные задачи занятия:
научить выполнять простые эксперименты ,развитие внимания, воображения, речи и приёмов умственной деятельности; формирование рефлексивных умений( контроля и самоконтроля);формирование умения работать с учебной информацией ( тетрадь на печатной основе); воспитание аккуратности и добросовестного отношения к работе.
Материалы, инструменты, оборудование:
Научно – практическая рабочая тетрадь «Юный исследователь», научно – познавательная литература по данной теме
Ход занятия
1.Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
- Послушайте стихотворение про воду
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает
Лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею я Вам доложить:
Без неё нам не прожить.
-О чем же говорится в стихотворении?
- Что такое вода?
- Какие свойства воды вам известны?
- Какова роль воды для человечества?
Б) Работа с выставкой книг по данной теме.
(Ребята представляют из научно – познавательной книги, которую принесли из дома или из библиотеки, только самую интересную информацию о воде).
4. Работа по теме кейса.
На данном этапе занятия ребятам даётся инструктаж по выполнению экспериментов.
Подробный инструктаж по выполнению экспериментов описан в рабочей тетради.
4. Физминутка
http://prezentacii.com/obschestvoznanie/10237-fizminutka-s-muzykoy.html
Эксперимент №1 – с.19-20
- Для работы над этим экспериментом вам будет необходима вода ,стакан, фломастеры
Прочитаем инструкцию по выполнению эксперимента.
- Дома вы выполните этот эксперимент по инструкции, а результаты ( что удалось пронаблюдать/ результат исследования, гипотеза подтвердилась или нет, возможное объяснение наблюдаемого) запишите в тетрадь. На следующем занятии, каждый расскажет о своих результатах.
5.Итог
- Как же получить хороший результат при проведении эксперимента?
( Строго соблюдать инструкцию и рекомендации в рабочей тетради).
6.Д/ З : провести эксперимент стр.19-20, результаты записать в тетрадь.
Занятие 3
Кейс «Может ли вода течь вверх» Проведение экспериментов.
Основные задачи занятия:
учить выполнять простые эксперименты, связанные с водой, создание букета из цветов ; развитие внимания, воображения, речи и приёмов умственной деятельности; формирование рефлексивных умений ( контроля и самоконтроля);формирование умения работать с учебной информацией ( тетрадь на печатной основе); воспитание аккуратности и добросовестного отношения к работе.
Материалы, инструменты, оборудование:
Научно – практическая рабочая тетрадь «Юный исследователь», для экспериментов: вода ,краски, салфетки, цветы ,марганцево-кислый калий.
Ход занятия
1.Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
- Над какой темой кейса мы работаем уже несколько занятий?
- Какую работу вы проводили дома?
( Каждый из ребят рассказывает о проведённых дома экспериментах, а также зачитывает результаты, записанные в тетради).
3.Работа по теме кейса
Демонстрация учителем эксперимента № 2 (инструкция с. 20-21 рабочая тетрадь).
Прочитаем инструкцию по выполнению эксперимента.
Выполнение эксперимента учащимися
4. Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
5. Продолжение работы по теме занятия
Эксперимент № 3 – с.21-22
Прочитаем инструкцию по выполнению эксперимента.
- Дома вы выполните этот эксперимент по инструкции, а результаты ( что удалось пронаблюдать/ результат исследования, гипотеза подтвердилась или нет, возможное объяснение наблюдаемого) запишите в тетрадь. На следующем занятии, каждый расскажет о своих результатах.
6.Итог
- Какой эксперимент мы проводили на занятии?
- Что на занятии вам больше всего понравилось?
7.Д/ З : записать в тетрадь результаты проведённых экспериментов с.67 – 70; попробовать придумать свой эксперимент с водой.
Занятие 4
Кейс «Может ли вода течь вверх ?»
Выводы и оценка работы над кейсом.
Основные задачи занятия:
Закрепить умение выполнять простые эксперименты, развитие внимания, воображения, речи и приёмов умственной деятельности; формирование рефлексивных умений ( контроля и самоконтроля); формирование умения работать с учебной информацией ( тетрадь на печатной основе); воспитание аккуратности и добросовестного отношения к работе.
Материалы, инструменты, оборудование:
Научно – практическая рабочая тетрадь «Юный исследователь»,
Ход занятия
1.Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
- Вспомните, какие эксперименты мы проводили на прошлом занятии?
- Зачитайте свои выводы и результаты по данным экспериментам.
3.Работа по теме кейса
-Отгадайте загадки :
В морях и реках обитает, но часто по небу летает.
А наскучит ей летать, на землю падает опять. (Вода)
На дворе переполох: с неба сыпется горох.
Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина. (Град)
Бегу я, как по лесенке, по камушкам, звеня.
Издалека по песенке узнаете меня. (Река)
Бел, как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)
Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет — заплачет она и умрет. (Сосулька)
-Что объединяет все эти загадки ?
4. Физминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Один, два, три, четыре.
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс;
Одной, другой – это кроль.
Все как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой!
5. Продолжение работы по теме занятия
Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды)
Заблудилась однажды Тучка. Попала она в пустыню.
- Как тут красиво! – подумала Тучка, глядя вокруг. – Всё такое жёлтенькое…
Налетел ветер, выровнял песчаные холмы.
- Как тут красиво! – вновь подумала Тучка. – Всё такое ровненькое…
Сильнее стало припекать солнце.
- Как тут красиво! – в очередной раз подумала Тучка. – Всё такое тёплое…
Так прошёл целый день. За ним второй, третий… Тучка всё ещё восторгалась увиденным в пустыне.
Неделя прошла. Месяц. В пустыне было и тепло, и светло. Солнышко облюбовало это место на земле. Ветер часто наведывался сюда.
Не было здесь только одного – голубых озёр, зелёных лугов, пения птиц, всплеска рыб в реке.
Заплакала Тучка. Нет, не видать пустыне ни пышных лугов, ни густых дубрав, не вдыхать её обитателям аромат цветов, не слышать ей звонкую трель соловья.
Нет здесь самого главного – ВОДЫ, а, значит, нет и ЖИЗНИ.
6.Вывод
-Так что же мы должны помнить о воде?
-Какую ценность для нас представляет вода?
-Что нового вы узнали, работая над экспериментами кейса?
Пользуясь выводами, записанными в таблице, докажите, что « вода может двигаться вверх?»
Отметьте, понравился ли кейс?
Значком «+» нужный кружок. С.22
- Что особенно понравилось?
- О чём бы хотелось узнать ещё?
7.Д/З : вклеить фотографию результата эксперимента №3 в тетрадь с.22
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Самый главный и трудный вопрос
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Без сердца что поймём?