Каждый человек знает, когда ему чистить зубы, потреблять пищу, мыть руки, когда ложиться спать. Из разговора со своими сверстниками я заметила, что некоторые бодро приступают к занятиям, готовы с интересом получать новые знания, другие же, приходят на учебу не выспавшимися, раздражительными.
Цель: исследовать как хронотип влияет на умственную работу ученика, что такое биоритмы и их роль в жизни человека.
Объект исследования: изучение биологических ритмов в жизни человека.
Гипотеза: знание своего хронотипа – залог здоровья.
Задачи:
Вложение | Размер |
---|---|
novikov_danil.doc | 97 КБ |
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»
ПРОЕКТ
Тема: «Биоритмы жизни»
Выполнил: ученик 11А класса
Новиков Данил Антонович
Проверил: учитель индивидуального проекта Федосова Елена Николаевна
Новокузнецк, 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
«СОВЫ» И «ЖАВОРОНКИ» И «ГОЛУБИ» 4
ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ РЕГУЛЯЦИЯ БИОРИТМОВ 6
ИССЛЕДОВАНИЕ СУТОЧНОГО ХРОНОТИПА 7
ВЛИЯНИЕ БИОРИТМОВ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ 8
Введение
Каждый человек знает, когда ему чистить зубы, потреблять пищу, мыть руки, когда ложиться спать. Из разговора со своими сверстниками я заметила, что некоторые бодро приступают к занятиям, готовы с интересом получать новые знания, другие же, приходят на учебу не выспавшимися, раздражительными.
Цель: исследовать как хронотип влияет на умственную работу ученика, что такое биоритмы и их роль в жизни человека.
Объект исследования: изучение биологических ритмов в жизни человека.
Гипотеза: знание своего хронотипа – залог здоровья.
Задачи:
Биологические ритмы – циклические колебания интенсивности характера биологических процессов и явлений. Одни биоритмы относительно самостоятельны (частота сокращений сердца, дыхания), другие связаны с приспособлением организмов к геофизическим циклам — суточным, месячным и годичным.
Классификация биоритмов
Биологические ритмы распределяют на несколько типов:
Суточные биоритмы
Суточные или циркадные биоритмы — циклические колебания интенсивности различных биологических процессов, связанные со сменой дня и ночи. Активизация органов подчиняется внутренним биологическим часам.
При энергетическом возбуждении организма происходит взаимодействие главных органов, подстройка их друг под друга, и под изменения окружающей среды:
«Совы» и «Жаворонки» и «Голуби»
РЕКЛАМА|16+Многие из нас замечали, что кто-то с легкостью может вставать в 4-5 утра, целый день работать и рано ложиться спать, а кому-то наоборот тяжело жить с такой системой. Ученые заинтересовались таким явлением, провели ряд экспериментов и выявили следующие хронотипы - особенности суточных ритмов организма человека: жаворонки, совы и голуби. В чем же их отличие?
Люди с хронотипом «жаворонок» способны просыпаться рано утром, быть бодрыми в первую половину дня и рано готовиться ко сну. «Совы» в свою очередь засыпают поздно ночью и встают поздно утром, и зачастую работоспособны во второй половине дня.
Но люди с такими хронотипами встречаются достаточно редко, поэтому выделили третий тип - «голуби». К ним относятся практически всё население Земли. Такие личности могут спокойно приспособиться к утреннему и вечернему режиму. Допустим, встают по будильнику в 8 утра, целый день посвящают занятиям, работе и засыпают примерно не позже 12-ти часов вечера.
Недельные ритмы
Помимо суточных ритмов, так же бывают недельные. Динамика работоспособности испытывает влияние недельного ритма: в понедельник происходит врабатываемость после выходных дней, максимум работоспособности наблюдается в середине недели, а к пятнице уже накапливается усталость, утомление и работоспособность падает.
Недельному ритму подвержены не только физические, но и психические силы. Так, в воскресенье жизненные силы человека активнее, нежели в другие дни.
1)В понедельник проялвяется неактивность, то есть людям труднее собраться и сосредоточиться.
2)Во вторник же вовсе наоборот, человек отличается повышенной возбудимостью.
3)Среда — это день, когда нервная система усиливает свою деятельность, повышается активность мышления и восприимчивость.
4)По четвергам человек более разговорчив и комуникабелен.
5)Пятница отличается своей повышенной эмоциональной активностью и более тонкой чувствительностью.
6)Суббота же дает человеку физически и психологически отдохнуть, то есть это день накопления сил.
Да, строго жить по такому расписанию практически невозможно, но если учитывать особенности каждого дня, то контролировать себя вполне возможно.
И конечно распределяя свою рабочую неделю надо учитывать следующие факторы
Месячные ритмы
В отличие от недельных биоритмов, месячные ритмы существуют буквально в природе. Это так называемый сидерический месяц - 27 1/3 дня - период вращения Луны вокруг Земли и 29 1/2 дня - синодический месяц - время от одного новолуния до другого. Мы хорошо знаем, что основное действие Луны на Землю связано с взаимодействием их масс (закон всемирного тяготения), проявляющихся в виде приливов и отливов в реках и морях, а так же с экранированием Земли Луной от электромагнитного излучения солнца или дополнительным потоком в виде отраженного света.
Годичные ритмы
Годичные ритмы – одни из наиболее универсальных в живой природе. Закономерные изменения физических условий в течение года вызвали в эволюции видов множество самых разнообразных адаптаций к этой периодичности. Наиболее важные из них связаны с размножением, ростом, миграциями и переживанием неблагоприятных периодов года.
Чем резче сезонные изменения внешней среды, тем сильнее выражена годовая периодичность жизнедеятельности организмов. Осенний листопад, различные диапаузы, спячка, запасание жиров, сезонные линьки, миграции и т. п. развиты преимущественно в странах умеренного и холодного климатов, тогда как у обитателей тропиков сезонная периодичность в жизненных циклах выражена менее резко.
Годичные ритмы у многих животных эндогенны. Такие ритмы называются цирканными. Так, животные Южного полушария, содержащиеся в зоопарках Северного, размножаются чаще всего зимой или осенью, в сроки, соответствующие весне и лету на их родине. Австралийские страусы в заповеднике Аскания-Нова откладывали яйца зимой прямо на снег.
Собака динго приносит щенков в декабре, когда в Австралии конец весны. С устойчивостью сроков размножения в годовом цикле приходится считаться при интродукции и акклиматизации видов. Сильные оттепели зимой, заморозки летом обычно не нарушают сезонных изменений у растений и животных.
Внешняя и внутренняя регуляция биоритмов
Для того, чтобы организм нормально функционировал, нужно чтобы все биоритмы были синхронизированы между собой. Если этого не происходит, то организм человека дает определенные сбои. В лучшем случае, он чувствует просто недомогание. В худшем, если сбои продолжительные, то адаптивные способности человека ослабевают и вследствие этого возникают различные заболевания.
Рассмотрим внутренние и внешние факторы, нарушающие биоритмы организма человека. Существуют несколько причин, которые нарушают биологические ритмы в организме человека. Например, самая распространенная, стрессовые ситуации. Если организм чрезмерно долго находится в состоянии стресса, то его защитные механизмы неизбежно дают сбой. Физические и эмоциональные ресурсы заканчиваются. Все это может привести к негативному влиянию на работу иммунной, нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма. Такие же сбои в организме могут давать трансмеридиональные перелеты, вахтовый труд, изменение привычных условий жизни.
Исследование суточного хронотипа
Цель эксперимента: определить, какой у меня хронотип.
Объект изучения: организм человека.
Материалы для измерения: медицинский термометр, для измерения температуры тела, секундомер для измерения пульса.
В течении трех выходных дней я каждые три часа измеряла свою температуру тела и пульс в спокойном состоянии.
Дата | Время измерений | Температура тела, t | Пульс, уд/мин |
11.09.21 | 9.00 | 35,7 | 76 |
12.09.21 | 9.00 | 35,4 | 74 |
18.09.21 | 9.00 | 35,2 | 73 |
Исходя из полученных данных, я пришел к выводу, что пик активности моего организма наблюдается во второй половине дня с 18.00 (температура — 36.7 t, пульс — 84 уд/мин). Следовательно, я могу предположить, что мой хронотип — «сова». Наибольшая моя интеллектуальная активность в вечернее время суток.
Влияние биоритмов на интеллектуальную активность
Цель эксперимента: выявление закономерности моего состояния с моим биологическим ритмом в утреннее, дневное и вечернее время.
Объект изучения: мой организм.
В течение всего дня я отмечал свое физическое и психологическое состояние. Полученные данные приведены в графике.
По оси Y обозначена оценка по шкале от 0 до 9. По оси Х — моя интеллектуальная активность. Из результатов полученных в процессе исследования можно сделать следующий вывод, что в утренние часы моя интеллектуальная активность низкая, в дневные часы — несколько выше, а в вечерние часы — находится на пике своей активности. Следовательно, мне, как «сове», комфортнее работать во второй половине дня, нежели в первой. Из чего следует, что усвоение основного материала происходит во время выполнения домашнего задания.
Вывод и рекомендации
Данные исследования помогли мне понять себя и свои возможности. Из них я понял, что отношусь к хронотипу «сова». Мой пик максимальной активности значительный, начиная примерно с 16.00 до 22.00. Данные исследования помогли мне правильно планировать своё время и распределять свои силы, а так же сохранить своё здоровье.
Список литературы
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Рисуем крокусы акварелью
Рисуем осенние листья
Рисуем зимние домики
Одеяльце