В данной работе рассказывается о культурном развитиии города Николаевска-на-Амуре.
Вложение | Размер |
---|---|
kulturnoe_nasledie_goroda_nikolaevska-na-amure.docx | 48.69 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 5
имени Героя Советского Союза Георгия Евдокимовича Попова
Районная конференция обучающихся
Николаевского муниципального района Хабаровского края
«Край родной Дальневосточный»,
посвященная 81-й годовщине со дня образования Хабаровского края.
Тема «Культурное наследие города Николаевска –на – Амуре»
Автор:
Волобоева Елизавета Кирилловна
ученица 11 класса
МБОУ СОШ № 5 имени Героя Советского союза Георгия Евдокимовича Попова
Руководитель:
Григорьева Ю.Е.
Учитель истории
МБОУ СОШ № 5 имени Героя Советского союза Георгия Евдокимовича
Николаевск-на-Амуре 2019 г.
План:
Стр.
Введение 3-5
Глава I. Культурное наследие малого города 5-7
I.1.Амурский художник – академик живописи
I.2. Великая певица
Глава II. Современная культурная жизнь 7-11
г.Николаевска-на-Амуре
II. 1 . Танцевальный коллектив «Калинка»
II .2. ВИА «Школьная пора».
Заключение. 11-12
Введение.
В современном мире существует большая конкуренция во всех сферах жизни. Показателями уровня жизни часто берут развитие экономической сферы, но я твердо уверенна, что не последнюю роль в оценке качества жизни играет и развитие духовной сферы общества. Как показывает история- изменения в культурном коде могут оказать сильное влияние на последующую историю государств.
История нашей страны показывает, что сохранение и передача элементов культуры дает нам возможность сказать, что мы являемся частью великого народа.
Особую роль играет культурная жизнь того места, где живет человек. Зачастую можно услышать, что только крупные города являются центрами развития культурной жизни. А что остается маленьким городам и поселениям?
Согласно последней переписи населения, в нашей стране 12 городов-миллионников. Вот они (в скобках находятся данные о количестве жителей, млн):
А вот городов, где насчитывается от 500 тысяч до 1 миллиона жителей, куда больше — их 25. От 250 до 500 тысяч — 37, от 100 до 250 тысяч — 91, от 50 до 100 тысяч — 155, а оставшиеся — до 50 тысяч, их насчитывается 781 штука. Общее же количество городов в России — 1099.
Таким образом, большая часть жителей нашей страны живет в небольших городах. Но означает ли это что они не могут приобщаться к богатствам русской культуры?
Мой город, Николаевск-на-Амуре, является небольшим городом. У нас нет своего театра, да и концерты российских звезд проходят мимо. Но в городе живет большое количество талантливых людей. Силами этих людей существуют музыкальные и танцевальные коллективы, которые носят звание образцовых. И как показывает история моего города – так было всегда.
Актуальность данной работы состоит в том, что современные дети в условиях насаждения средствами массовой информации элементов чужеродной культуры, насилия и безнравственности, как правило, не всегда имеют возможность изучать богатейшие традиции и опыт культурно-исторического наследия прошлого нашей страны.
Цель работы –определить вклад в развитие культуры Николаевского района, Хабаровского края и России творческих коллективов города, а также пропаганда опыта их работы.
Задачи исследования:
1. изучить историю культурного наследия г.Николаевска-на-Амуре
2. Изучить материалы об Образцовом хореографическом коллективе «Калинка», Образцовом вокальном ансамбле «Школьная пора».
3. Встретиться с руководителем коллектива Волобоевой О.В. и побеседовать с участниками ансамбля.
4. Собрать фотоматериалы, видеоматериалы выступлений
Объект исследования –культурное наследие прошлого и настоящего нашей малой родины.
Предмет исследования- деятельность Образцовых творческих коллективов города – «Калинка» и «Школьная пора».
Гипотеза исследования состоит в том изучая творческую жизнь малой Родины, мы начинаем любить и уважать культурное наследие нашей страны.
Практическая значимость этой работы состоит в том, что собранные результаты и материалы помогут в творческом воспитании школьников, она также может быть полезна на уроках краеведения, в проведении мероприятий по культуре родного края и тем, кто хочет узнать о творчестве Образцовых коллективов.
Глава I. Культурное наследие малого города
В 1866 году газета «Восточное поморье» писала: «Эстетическими удовольствиями не богат Николаевск, серьезную музыку в хорошем исполнении редко приходится слышать, только выдающаяся игра господина Дикмана на скрипке дает истинное наслаждение, да господин Овандер, секретарь консула Гошкевича этой зимой доставлял большое удовольствие великолепной игрой на рояле»
Мой город, Николаевск – на Амуре, появился в 1850 г. Это первый город на Дальнем Востоке. И никто не ждал культурных мероприятий так далеко от столицы. Но силами тех кто осваивал эту территорию культура проявлялась и здесь. Примерами может служить история двух людей.
I.1.Амурский художник – академик живописи
14 марта 1823 года родился Егор Егорович Мейер.Разночинец по происхождению и убеждениям, с малых лет познавал он горькую нужду и в полной мере испытал, что значит учиться на «медные гроши». Судьба его, в общем-то, не баловала - она подчас заставляла бороться за существование. Уже в детские годы обратил внимание окружающих педагогов своим небывалым упорством, фантастической преданностью к живописи, огромной трудоспособностью. Ещё до поступления в Академию художеств маститые живописцы, знакомившиеся с его первыми ученическими рисунками, отмечали «хороший талант к пейзажной живописи».
Нелегок был путь в Академию художеств, а еще труднее сохранить в ней независимость. Сама учёба продолжалась 6 лет. В 1842 году молодой художник принимает участие в экспедиции камер-юнкера Чихачева по Алтаю, Саянским горам и районам. Результатом поездки явилась целая серия рисунков и две больших картины «Цепь гор Шобина-Ала с долиною рекою Алаш в китайской провинции Улогай» и «Ущелье Карасу близ китайской границы».
Большая российская энциклопедия (1909 г.) так писала о творчестве этого художника: «Картины Мейера отмечены бойкой кистью, приятным легким тоном, прекрасным освещением и колоритом». Для нас, дальневосточников, его творчество важно тем, что уже пять лет спустя после подъема капитаном Г.И. Невельским русского флага над Приамурьем Егор Егорович Мейер по заданию Императорского географического общества совершает путешествие по далёкой восточной окраине. Именно дальневосточной темой нам ценно и художественное, и литературное наследие Мейера. Ведь несколько лет прожил он в молодом Николаевске и был первым из официальных художников, кто на своих полотнах, рисунках и эскизах увековечил Николаевск в разных видах.
I.2. Великая певица
Речь пойдет о Вере Александровне Давыдовой – замечательной русской певице нашего времени, солистке Государственного академического Большого театра СССР, народной артистке РСФСР, заслуженной артистке Грузинской ССР, трижды лауреате Государственной премии СССР, депутате Верховного Совета РСФСР нескольких созывов, профессоре Тбилисской консерватории.
В городе Николаевске она прожила неполных 10 лет, но именно в эти 10 лет она почувствовала всю силу и красоту своего голоса. Именно здесь, она выступила на театральной сцене 6-летней девчушкой. Именно здесь, она, 14-летняя гимназистка, по-настоящему решила стать оперной певицей. И именно здесь, на Нижнем Амуре, она встретилась с человеческой добротой, благородством и самоотверженностью и, одновременно, с человеческой злобой, вероломством и предательством. Поэтому неудивительно, что к Николаевску Вера Александровна сохраняла трепетное отношение и близко к сердцу принимала все, что происходило в городе её детства.
Глава II. Современная культурная жизнь г.Николаевска-на-Амуре
II. 1 .Танцевальный коллектив «Калинка»
В нашем городе постоянно проходят концерты, где принимают участие вокальные и танцевальные коллективы. Эти концерты очень популярны. Особенно любимы горожанами два образцовых коллектива: танцевальный коллектив «Калинка» и вокально-инструментальный ансамбль «Школьная пора».
Основателем танцевального коллектива «Калинка» является Ирина Владимировна Тимофеева.Она окончила Хабаровский педагогический институт и пришла работать в Центр Детского Творчества г.Николаевска – на - Амуре, где основала свой коллектив. Название помогали придумать маленькие участники коллектива, которые и выбрали название «Калинка». И с 1994 года началось существование коллектива «Калинка».
В 2001 году вторым руководителем стала Баскакова Антонина Анатольевна. Она родилась в городе Николаевке-на-Амуре. В детстве посещала детский танцевальный коллектив. Получив профессию учителя младших классов в нашем местном педагогическом училище, поехала в г.Хабаровск учиться на режиссёра массовых праздников. В 2001 году Антонина Анатольевна пришла работать в Центр Детского Творчества и стала руководителем коллектива «Калинка». В 2006 году под ее руководством коллектив получил звание образцовый.
В 2006 году третьим руководителем «Калинки» стала Волобоева Ольга Владимировна. Она тоже родилась в городе Николаевске-на-Амуре. Будучи ребенком посещала танцевальный коллектив «Колокольчик», это и послужило началом в будущей профессии. После школы поступила в Николаевское педагогическое училище по специальности руководитель танцевального коллектива. С отличием закончив его, Ольга Владимировна вступила в педагогическую практику, устроившись на работу в подростковый клуб «Юнга» и стала руководителем коллектива «Бригантина». Там она проработала 9 лет.
В 1999 году поступила в Хабаровский институт культуры и искусства, по специальности хореограф-преподаватель. И успешно закончила его в 2004 году. И в 2006 году пришла работать в Центр Детского Творчества по специальности хореограф-преподаватель. В 2012,2015,2018 годах коллектив подтвердил звание образцовый.
В 2009 г. Творческий коллектив стал дипломантом международного хореографического фестиваля «Ритмы планеты».
В апреле 2018 года в городе Хабаровск завершился 9-й Дальневосточный фестиваль-конкурс современных танцев, спортивной хореографии «Танцевальный олимп – 2018». В этом фестивале приняло участие более 900 танцоров со всего Дальнего Востока, и также воспитанники коллектива «Калинка», завоевав в нем второе место.
Об Образцовом хореографическом коллективе не раз писали в местных газетах. Главной мыслью всех статей было признание неоценимого вклада «Калинки» в развитие культурной жизни города.
II .2. ВИА «Школьная пора».
Школьный образцовый ансамбль «Школьная пора» появился в феврале 1996 года. Руководителями ансамбля стали два творческих человека – супружеская пара Виталий Николаевич Альченко и Раиса Александровна Юрьева. Инструменты собирались «с миру по нитке»: командир николаевского авиаотряда В.П. Долматов помог приобрести две электрогитары; директор кинопроката Н.К.Семенова подарила колонки; друзья Виталия Николаевича подарили микшерский пульт, усилитель, клавишный инструмент.
Я хочу рассказать о некоторых выпускниках ансамбля и влиянии руководителей «Школьной поры» на их становление как личностей.
«Виталий Николаевич большой поклонник джазовой музыки» - говорит в своем интервью мне выпускница ансамбля Алена Петроченко. « И пусть я не стала профессиональной певицей, но в городе Хабаровске я не забыла того, чему меня учили мои преподаватели. Учась в Дальневосточной университете путей сообщения я была солисткой шоу-студии «Планета Голливуд», а сейчас я художественный руководитель и солистка квартета «Леди Голливуд». И большая часть моего репертуара – это джазовые композиции».
Алена очень часто приезжает в Николаевск-на-Амуре и всегда выступает на концертах в школе № 2. И все свои выступления она заканчивает словами благодарности Раисе Александровне и Виталию Николаевичу.
А начинался музыкальный путь Алены в 1997 году, когда ее, маленькую первоклассницу, заметили Раиса Александровна и Виталий Николаевич. А самый яркий момент – это международный фестиваль «Новые имена стран Азиатско-Тихоокеанского региона». В 2004 году этот фестиваль проходил в городе Хабаровске. В нем принимали участие более 300 исполнителей из Китая, Кореи, Японии и России.
Алена на фестивале исполнила две песни и это позволило ей стать дипломантом фестиваля.
Еще одна выпускница ансамбля Анастасия Митюкова была в составе с самого начала.
В 2002 году Настя вместе с Раисой Александровной ездила на прием губернатора Хабаровского края В.И Ишаева. Можно сказать, что она видела становление и взросление ансамбля. И вся Настина семья очень музыкальная. Мама, тетя и бабушка долгое время работали педагогами в николаевской музыкальной школе. Сама Анастасия запомнилась педагогам школы № 2 как человек добрый, отзывчивый и интересующийся событиями как городскими так и государственного масштаба.
Выпускник 2006 года Алексей Морозенко - саксофонист ансамбля. В интервью мне он говорил, что чтобы заниматься в ансамбле нужно иметь серьезную подготовку. Нужно развить легкие, научиться держать дыхание, «поставить» пальцы, читать ноты. И Алексей всегда учился: что в школе на уроках, что в «Школьной поре» - музыке. После школы Алеша выбрал не музыкальный путь – школу милиции. Но и в этом учебном заведении Алексей был членом местного оркестра. Сегодня Алексей – старший лейтенант в отделе МВД города Николаевска – на- Амуре. Но когда у него появляется свободное время он приходит в свою бывшую школу к своему наставнику Виталию Николаевичу и они играют джаз.
2006 год был «урожайным» для образцового ансамбля «Школьная пора». Они стали лауреатами городского конкурса «Я люблю свой город», а солистка – Дарья Полунина – взяла второе место. На городском конкурсе «Звездочки Нижнеамурья» были взяты первые места: лучший ансамбль, лучший солист – Алена Петроченко, второе место - Ирина Черных, лучший дуэт саксофонистов - Илья Журавлев и Сергей Сорокин.
В 2013 году пятеро выпускников ансамбля «Школьная пора» стали студентами Хабаровского колледжа искусств и Новосибирской консерватории.
Самые первые участники ансамбля уже давно живут взрослой жизнью, воспитывают детей. Многие из них продолжают участвовать в культурной жизни нашего города.
В 2018 году в ансамбле занимается около 40 мальчиков и девочек, учеников школ города №№ 2,4,5. Многие из них в ансамбле с того времени, как только стали школьниками.
Заключение.
Рождение культур – факт древний, как само человечество, и происходящий из особенностей человеческой природы. В отличие от животных, человек – существо, наименее приспособленное к окружающей среде. Человек должен усвоить множество навыков и овладеть множеством умений, которыми не обладает изначально. Такой процесс называется социализация. В процессе социализации человек воспринимает культуру социальную, культуру политическую, культуру материальную и культуру духовную.
В своей работе я хотела проследить преемственность в развитии духовной культуры от начала существования моего города, Николаевска-на-Амуре, до сегодняшних дней.
Для отслеживания ситуации я взяла два древнейших вида духовной культуры – танец и музыка. В ходе работы над своим исследованием, я пришла к выводу, что человек всегда будет тянуться к участию в духовной сфере жизни общества. Человек будет либо активным потребителем духовных ценностей, или активным их создателем.
Любовь к своей стране начинается с любви и уважения к своей малой Родине.
Литература:
Интернет-ресурсы
http://www.debri-dv.ru/article/2815
https://www.sites.google.com/site/ulicyrodnogogoroda/vvedenie
Как нарисовать ветку ели?
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Лиса Лариска и белка Ленка
Три загадки Солнца