В нашем селе живут плечо к плечу представители многих нациоанльностей. В работе изучены различные обряды с целью сохранения обрядов и традиций народов проживающих на территории Башкортотстана
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 107 КБ |
«Дорогами Отечества-2013»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Благовещенка муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан
Номинация этнография
Исследовательская работа
Формирование культуры взаимоотношений в семье под влиянием свадебных обычаев и обрядов народностей села Благовещенка
Выполнила : ученица 9 класса
МОБУ СОШ с. Благовещенка
Трегубова Лиля.
Руководитель: учитель истории и культуры
Башкортостана МОБУ СОШ с. Благовещенка
Муфтахова Р.Р.
с. Благовещенка 2013
Оглавление
Введение
Выводы
Литература
Приложения
Введение.
Люди уже поняли, что нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. Человек всегда связан с другими людьми с помощью каких-либо отношений: родственных, дружеских, политических, экономических и т. д. Одни из этих отношений он может объяснить, а другие остаются для него загадочными и необъяснимыми. Некоторые отношения регулируются с помощью законов, а некоторые существуют как привычка, как традиция, как обычай.
Обычаи и традиции регулировали отношения человека с окружающим миром. Поэтому соблюдение традиций всегда имеет большое значение для каждого человека. Так было не только в древности, и в наше время соблюдение традиций - важное условие сохранения нормальных отношений между людьми.
Наша исследовательская группа заинтересовалась, какие обычаи и обряды соблюдаются в нашем селе. Мы разработали и провели свое маленькое исследование.
Выдвинули гипотезу: обычаи и обряды способствуют укреплению семейных отношений, формируют правильное воспитание подрастающего поколения.
Поставили цель изучить обычаи и обряды своего села, так или иначе влияющие на семейные отношения.
Разработали задачи:
Мы использовали материал собранный нашими учащимися предшествующих классов в ходе краеведческой работы. Выражаем огромную благодарность за предоставленный материал Гончарук Антонине Николаевне.
Провели анкетирование населения учащиеся 10 класса. Также в анкетировании участвовали ученики средних и старших классов. Исследовательская группа совместно с учителем проводила опрос старожилов села.
Характеристика района исследования. Село Благовещенка расположено в живописном уголке Архангельского района, в небольшом отдалении от реки Инзер. Всего проживают 581 человек. Жители доброжелательные, приветливые и трудолюбивые. Хотя в селе встречаются представители 6 национальностей (русские, башкиры, татары, узбеки, армяне, белорусы и латыши), но раздоры и конфликты случаются крайне редко. Старожилом является Кильмаматова Гульзифа, 1930 года рождения.
1.Обзор литературы.
У каждого народа есть множество традиций и обрядов. Все они тесно связаны с образом жизни того или иного народа. Большая часть всех этих обрядов – это модели поведения человека в определенных условиях (Родной Башкортостан, Азнагулов Р.Г.стр76-77).
Обряды обычно разбивают на группы по «назначению». Весьма распространены так называемые производственные обряды, сопровождающие трудовые процессы (земледельческие, охотничьи, обряды при постройке дома и т. д.). Эти обряды лучше изучать совместно с теми отраслями деятельности людей, к которым они относятся.
К группе производственных обрядов тесно примыкает цикл календарных обрядов, сопровождающих сезонные изменения в природе. Нередко календарные обряды совпадают с основными моментами хозяйственной жизни сельского населения, хотя эти совпадения не всегда точны (например, масленица – праздник весны у восточнославянских народов приходится нередко на зимний месяц). Группа религиозных обрядов изучается совместно с верованиями.
Иногда выделяют особую группу «чрезвычайных» обрядов, т. е. тех, которые совершаются или совершались в связи с особыми событиями. Таковы обряды вызывания дождя во время засухи; опахивание селений и разжигание на дорогах костров во время эпидемий. Наконец существуют особая группа – семейной обрядности. К группе семейных обрядов относятся родильный обряд, свадьба, юбилей, похороны и т.п.( vasilevkaschool.edusite.ru)
Семья начинается со свадьбы. Если целью нашего исследования является выяснение роли обычаев и обрядов в семейных отношениях, то поподробнее мы решили ознакомиться с семейной обрядностью, на примере свадеб. А в последующих работах надеемся полностью раскрыть данную тему.
В ходе сбора информации у старожилов Хисматуллиной Т. К., Александровой Н.П. и Галустян И.С. мы познакомились со свадебными обрядами различных национальностей.
1.1. Башкирская свадьба.
Никах. Молодые проходят ритуал бракосочетания по мусульманской религии. Сегодня становится традицией приглашение муллы для проведения религиозного обряда бракосочетания (чтения никаха), который обычно проводится в доме невесты перед началом свадебных торжеств. На никах, как правило, приглашаются взрослые люди, родственники жениха и невесты. Заранее готовится сладкая вода, которую накрывают белым полотенцем, по поверьям, оно приобретает защитные свойства и оберегает молодых в их супружеской жизни от бед и неприятностей. После чтения никаха освященную воду дают выпить молодым. Все присутствующие одаривают молодых.
Во время церемонии в помещении должна быть тишина: нельзя выходить или заходить в комнату, перебивать или отвлекать муллу. После никаха начинается застолье (никах ашы): присутствующие ведут неторопливый разговор о семейном долге, высказывают благие пожелания. В обязательное меню входит суп-лапша на мясном бульоне, бэлеш — большой круглый пирог, мясо с отварным картофелем, чай со сладостями, медом, печеными изделиями. Категорически запрещается употребление спиртных напитков.
Центральное место в современном свадебном обряде занимает торжественная регистрация брака. Молодожены приходят (приезжают) на место регистрации в сопровождении гостей и музыкантов. Эта церемония — свидетельство того, что родилась еще одна полноправная молодая семья с обязанностями перед собой, родителями, обществом и государством.
Важным этапом современной башкирской свадьбы является переезд невесты в дом жениха. С древнейших времен и до сегодняшнего дня на проводы невесты собираются многочисленные гости, друзья, знакомые, соседи, детвора. Чтобы из дома не ушло благополучие, провожая невесту, ей вослед бросают конфеты, деньги, желают ей семейного счастья и всех возможных в этом мире благ. И сегодня, когда провожают невесту, говорят: “В доме жениха ложись камнем”, то есть останься навсегда. Молодых встречают родители жениха, родственники, гости. Под ноги невесты кладут белую подушку, приносящую счастье и удачу, на которую она наступает правой ногой. Мать (старшая сестра, тетя) жениха угощает медом, маслом, хлебом-солью, дает выпить сладкой воды или молока (айрана, кумыса), являющегося у башкир священным продуктом. В прошлом под ноги невесты часто бросали камень, приговаривая: “Камень тяжел там, куда он падает”. Этот отголосок древнего поклонения камню подчеркивает, что будущее молодой семьи, ее счастье во многом зависят от мудрости, основательности, твердости и силы духа молодой жены, ее способности противостоять жизненным испытаниям.
Хождение за водой. Невеста берет в рот монету и, дойдя до водоема, бросает ее в воду (духу — хозяину) и приговаривает: “Держи монету, а не меня, проглоти мои болезни!”. Перед тем как набрать воды, она омывает лицо и руки. Данный ритуал, сохранившийся и сегодня, представляет собой важный этап в зарождающейся семейной жизни. Это не только ознакомление невесты с деревней и ее окрестностями, умилостивление духа воды, но и приобщение к своим женским обязанностям, своего рода испытание, которое нужно преодолеть с достоинством и честью (по поверьям, если из ведер невесты выплескивается вода, то судьба ее будет неудачной). После ритуального чаепития (“чай снохи”) молодая женщина вступает в свою новую роль — жены, снохи, хозяйки, хранительницы домашнего очага. По характеру движений молодой судят о ее сноровке.
Из традиционных ритуалов, связанных с переездом невесты в дом жениха и сегодня сохраняется обычай развешивания в доме вещей из приданого. Молодая заправляет новым бельем свою постель, накрывает стол скатертью, диван — покрывалом, развешивает полотенца и занавески.
Есть этикетные требования и к одариванию молодых. Подарки сегодня очень разнообразны в зависимости от материальных возможностей и фантазии дарящих. Как говорили башкиры, “и пуговица — подарок, и верблюд — подарок”. Молодые благодарят каждого, кто от души преподнес им подарок. Когда принимают поздравления и подарки, жених и невеста встают.
1.2 Русская свадьба.
Знакомство с родителями девушки. Парень просит у родителей девушки разрешение на женитьбу, если дочь согласна, она дарит юноше платок. Он назначает дату запоя.
Запой. Едут родители и близкие родственники в дом невесты сватать. Родители жениха пекут специальный каравай. Каравай символизирует достаток и плодородие. Заходят в дом со словами: «У нас купец, у вас товар, давайте будем знакомиться!». Все садятся за стол и договариваются о свадьбе.
Свадьба. Невеста наряжается. Подружки ее прячут, а сами выходят во двор встречать жениха. Начинается выкуп. Девушки наряжают репей в бантики, цветные ленты, устанавливают впереди машины на капоте. Жених находит невесту, заходят в дом, а место возле невесты занят младшим братом невесты, который скалкой стучит по столу и приговаривает: «Мало! Мало!». Начинается аукцион – кто больше даст за место. Затем следует выкуп приданого: на сундуке сидит родственник невесты и торгуется. После этого родители благословляют молодых иконой. Она должна быть новой и освященной батюшкой в церкви. Родители невесты дарят женскую икону, держа ее через полотенце. Выводят из дома с платочками дружка с полдружкой - это родственники или друзья с накинутым через плечо вышитым полотенцем. Полдружка со стороны жениха, а дружка со стороны невесты. Водят жениха с невестой 3 раза вокруг машины, чтобы хорошо доехать. Потом едут в загс. После регистрации едут к жениху. Родители жениха встречают у ворот с караваем. Жених и невеста по очереди откусывают каравай: кто больше кусок откусит, тот в семье хозяин. Потом макая в соль, кормят друг друга. Родители жениха благословляют молодых мужской иконой. Садятся за стол. Новобрачных за столом надо посадить на шубу, вывернутую вверх шерстью, чтобы жили богато. Проводят различные игры: в чашку насыпают крупу и мелочь. Кто больше соберет, тот хозяин. Собирают деньги в штанишки: в розовые - девочке, в синенькие - мальчику. На следующий день родственники невесты приходят в дом жениха со словами: «У нас пропала ярочка, у вас лишних нет?» Невесту не отдают. Садятся за стол договариваются и идут все к теще на блины. У ворот встречает теща с целой тарелкой блинов, а сверху еще тарелка с рюмкой. Зять должен выпить, не дотрагиваясь руками до рюмки, и разбивает тарелку с рюмкой на счастье. Он целует тещу, берет блин и идет в дом с гостями. Теща подает зятю блины, и они продают гостям. Проводят обряд: разбрасывают солому с деньгами по полу, засовывают в щели мелочь, а невеста с веником должна подмести и найти все деньги. Ее подзадоривают: « А невеста-то слепая!?». Идут за водой обычно в самый дальний колодец. Гости мешают донести воду, выливают, а жених должен помочь. Донесенную воду продают.
Неожиданный дождь, снег или метель в день свадьбы - к богатству и благополучию молодой семьи. А еще молодых принято осыпать сладостями и мелкими монетами. Это наиболее гигиеничный и безобидный для их нарядов современный вариант старинной традиции. В старину это делалось в течение всего свадебного дня трижды: перед венчанием молодых осыпали хмелем; по выходе из церкви хмелем и просом, иногда с добавлением сладостей; на пороге дома, при встрече - ячменем, овсом, льном, хмелем и монетами.
1.3 Армянская свадьба.
Если один сын в семье, свадьбу делают большую. В обязанности жениха входит одеть невесту с ног до головы (платье, туфли, фата, букет цвет). До свадьбы идет процесс обручения.
Обручение. Приезжает жених к невесте с ближними взрослыми родственниками (дяди, тети) и с будущими кумавьями (кавор) – это те люди, которые крестили жениха. Каждый из пришедших к невесте со стороны жениха обязан принести подарок, сини (это поднос, в котором лежит подарок, украшенный фруктами, выпивкой). Сколько гостей, столько и подносов. Также обязательно должен быть торт. Со стороны жениха и со стороны невесты имеются свой тамада. За столом после трех тостов: 1. За жениха и невесту,2. за родителей, 3. за семью, начинают дарить золотые украшения. Каворкин (жена кавора) достает золотое украшение и передает жениху, жених одевает на невесту. После этого гости поздравляют жениха и невесту. Затем желающие танцуют. Спустя несколько часов невеста с женщинами со стороны жениха идет в комнату, где лежат все сини (мужчины не должны присутствовать). Одна из родственниц распаковывает сини, при этом называя вслух имя того родственника, который сделал этот подарок. После этого родители жениха и невесты и каворы обсуждают дату будущей свадьбы.
Невеста вправе отказаться от замужества, вернув кольцо и подарки жениху за две недели до свадьбы. Жених обязан навещать невесту до свадьбы.
Родственники, которые не присутствовали на обручении, могут прийти к невесте в гости вместе с женихом и принести обязательно подарок.
День свадьбы. В доме жениха режут быка. Сам жених ножом прорезает горло быку, а нож берет себе. Невеста на деньги жениха с утра идет делать прическу. Возвратившись, она надевает костюм. Приезжает жених, вместе с ним каворы, братья и сестры, с собой они привозят две большие белые корзины. В одной из них платье, фата, туфли, букет, в другой - выпивка и фрукты. От ворот до порога дома родственники жениха в танце с криками и под живую музыку передают друг другу корзины. Присутствие родственников невесты в танцах не разрешено. Она остается одна в комнате, где впоследствии её должны одевать. Напоследок перед входом один из членов семьи невесты должен в знак приветствия будущих родственников в танце передать две красиво завёрнутые тарелки в руки одному из родственников жениха, а взамен взять корзину с нарядом невесты. Немного подержав, вернуть обратно.
Одевать невесту в комнату входят исключительно женщины, а жених вместе с коварем и родственниками остается за закрытыми дверями, которые, в свою очередь, охраняются близкими родственниками невесты.
Перед тем, как надеть платье невесте, ее родственницы требуют у родственницы жениха спеть песню. После этого родственницы жениха, надевая обувь невесте, стоят начеку, чтобы родственницы невесты не отобрали туфлю для требования выкупа. Завершение процесса одевания невесты, т.е. одевание фаты и вручение букета в руки родственников жениха, означает настоящее празднование свадьбы, которое сопровождается фейерверком конфет, предназначенных для незамужних девушек. После этого за дверями, идет торг между ближними родственниками невесты и кавором. После выкупа жениха запускают к невесте, затем жених и невеста идут в другую комнату, где их ждут люди, которые хотят поздравить их, и стол с угощениями. Желающие подарить невесте золотые украшения, дарят там или за большим свадебным столом. Потом они идут за свадебный стол, где их ожидают гости. Войдя в помещение, гости должны, стоя, с аплодисментами и сопровождением музыки, встречать новобрачных. После выступления тамады, звучит музыка, потом один из родственников жениха делает замечание в виде вопроса: «А почему жених не ест?». Для всех окружающих это значит, что теща не подарила жениху кольцо. Теща, танцуя, передает жениху кольцо. В свою очередь, люди, которые хотели подарить невесте кольцо или цепочку, передают таким же образом. Это дарят только родственники невесты. Невеста в течение свадьбы не танцует без разрешения кавора. Разрешается это только после многочисленных просьб родственников обеих сторон. Кавор дает разрешение только после четвертого или пятого тоста тамады, т.е. перед уходом. С невестой танцует жених, сам кавор, затем сестры и только потом близкие друзья и родственники. Танец с невестой обязателен с передачей ей в руки какой-либо суммы денег, что означает пожелания ей богатой и счастливой жизни. В соответствии с договоренностью с музыкантами, деньги либо остаются невесте, либо отдаются им.
Отъезд невесты в дом жениха. Невеста прощается с родителями, друзьями и с теми, кто не будет присутствовать в доме жениха. Жених обязан забрать столько людей, сколько приехало с ним в макари. Они же должны взять личные вещи невесты. По приезде в дом жениха у ворот ждут родственники, соседи и друзья. Встречать их входят родители жениха. Прежде чем войти во двор, начинаются танцы с криками, такие как при входе во двор к невесте, что означает благополучное возвращение. Прежде чем войти в дом, свекровь должна дать выпить жениху и невесте сладкой воды, что означает сладкую жизнь, и поцеловать. После этого все гости садятся за праздничный стол. Жених с невестой, разбив тарелки, привезенные из дома невесты, входят в дом жениха, перед отъездом гостей невесты домой, заказывается для них специальная музыка, после этого их отвозят родственники жениха. Свадьба продолжается до 2 - 3 ночи, но невеста уходит приблизительно в час ночи под музыку. Жених если захочет, остается, если нет – идет отдыхать.
На второй день накрывается стол заново. Родня жениха едет за родственниками невесты, которые не были на первом дне. Мать привозит для дочери необходимые вещи. Также привозят сладости, выпивку и обязательно торт невесты.
На третьем дне присутствуют только близкие соседи. Каждый из них приносит дары невесте, но за столом невеста и жених не присутствуют. После брачной ночи в знак того, что девушка невинна и чиста, родственники, т.е. сестра и каворы, едут в дом невесты с хорошими новостями. В качестве благодарности они везут красивые яблоки (кармир хндзор), что и означает девственность. По приезде в дом невесты с красными яблоками мать невесты должна позвать двух-трех соседей для сообщения новости. В знак благодарности мать невесты должна подарить маленькие сувениры людям, которые принесли хорошие новости. Мужчины присутствовать не должны. После этого мать невесты назначает дату, когда они должны приехать в гости для празднования этого события. Накрывается пышный стол, идет празднование и веселье. Только после этого невесте разрешается покинуть дом жениха с визитом в дом своих родителей в качестве гостя и на один день. Родители невесты должны сделать подарок своим детям (жениху и невесте). Только после этого золовки имеют право пригласить невестку к себе в гости. Невестка, первый раз переступившая порог любого дома родни жениха, должна получить подарок.
После этого родители невесты отдают ей приданое (джгез). Прежде чем перевести дары они должны заранее сообщить родителям жениха. По этому случаю накрывается пышный стол. Родители невесты кроме приданого должны сделать небольшие подарки членам семьи зятя и получают взамен подарки.
Приданое. В состав приданого входят предметы, необходимые для будущего дома: мебель (диван с креслом или спальная стенка), шесть пар постельного белья, скатертей, шесть полотенец, сервиз (кофейный или обеденный), двенадцать тарелок (отдельно закусочные, глубокие, десертные), несколько комплектов стаканов, набор кухонных принадлежностей (сковородки, кастрюли), занавески, шторы, покрывало для постели, вазы, наборы ножей, вилок, подносы, люстра, палас или ковер, четыре матраца, столько же подушек, два одеяла и многое другое. Причем каждый из даров должен быть красиво завернут. Их открывают и озвучивают в присутствии гостей - женщин с обеих сторон. После этого все садятся за стол для обмывания новых вещей и поднимают тосты за счастливое и приятное использование подарков новобрачными.
Все приданое куплено на деньги, которые были собраны после свадьбы родственниками невесты. Приданое, отдается либо сразу после свадьбы, либо спустя некоторое время после нее.
Отгремели свадебные торжества башкир, армян и русских. Вступление молодоженов в разряд супругов очерчивает перед ними целый ряд нравственных обязательств по отношению друг к другу, к близким, родственникам, окружающим, обществу. Суть этих обязательств в лаконичной форме определяется пословицей: “Пусть после тебя род сохранится, на том месте, где ты жил, очаг сохранится”. Испытательным сроком для молодой семьи является годовой период, в течение которого она находится в переходном состоянии, когда советы и помощь родителей и родственников жизненно необходимы. С появлением на свет первенца за молодой супружеской парой окончательно закрепляется общественный статус семейных людей со всеми вытекающими отсюда правовыми и этическими нормами, продиктованными родительским долгом и ответственностью за сохранение брака.
2. Наши исследования.
Внимательно изучив свадебные обряды народов проживающих в селе Благовещенка, мы выделили воспитательные моменты в них:
Армянская свадьба.
- особое внимание к непорочности невесты;
-приданое купленное родителями на вырученные деньги– разумное использование денег;
-уважительное отношение к невестке;
-почтительное отношение молодых к родственникам.
Русская свадьба.
-благословление молодых родителями на долгую и счастливую жизнь;
-проводится настоящее ролевое представление, которое сплачивает обе стороны родственников;
-особое уважительное отношение к теще (с нее начинается второй день свадьбы).
Башкирская свадьба.
- молодым нельзя пить, чтобы дети рождались здоровыми;
- обязательно проводят никах – связывание уз перед богом;
- невестка первый раз вступившая в дом к мужу наступает на подушку - знак уважения;
- сноровка невестки проверяется при несении воды.
Нельзя не обратить внимание на различные ритуалы во время свадьбы, это такие как:
- быка колет ножом жених – к благополучию и достатку;
- разукрашенные березовые веники и репей – символ девичества, репей уничтожается женихом;
- встречают родители молодых с караваем, со сладкой водой или с медом и с маслом – чтобы невестка была сладкоречива и мягка;
- гости ходили с песнями и с живой музыкой, чтобы отпугивать злых духов;
- невеста, придя за водой, бросала в воду монеты - умилостивление духа воды;
- перед тем как набрать воды, она омывает лицо и руки, бросает в воду монету – чтобы вода забрала не ее, а ее болезни;
- когда невеста уезжала из родного дома ей вслед бросали конфеты, чтобы из дома не ушло благополучие и чтобы она жила счастливо;
- ряженые на русской свадьбе отпугивают злых духов и болезни;
- собирание мелочи невестой символизирует достаток и благополучие;
- бросали под ноги невесты камень, чтобы она как камень была тверда характером, что будущее молодой семьи, ее счастье во многом зависят от мудрости, основательности, твердости и силы духа молодой жены, ее способности противостоять жизненным испытаниям.
3. Результаты исследования.
В результате изучения свадебных обрядов различных народов, живущих в нашем селе, мы выявили большое количество различных языческих ритуалов, которые преследовали единственную цель – благополучие молодой семьи, крепкий брак, счастливую жизнь и рождение здорового потомства. Имеет место и отблески христианской (благословление иконой молодоженов) и мусульманской (никах, проповедование покорности мужу) религии. В ходе подготовки и проведения свадьбы дети видели сплочение родственников, слушали наставления старших, получали урок преданности семье и роду в целом. По нашему мнению молодая семья после проведения таких свадеб не может не оправдать надежды родителей и родственников. В тех семьях, где родители не заботятся о будущей жизни своих детей, где царит пьянство и разврат, там и не проводят свадьбы. К большой радости у нас таких неблагополучных семей очень мало - четыре. И случаев развода тоже не зафиксировано среди молодых семей в последние годы.
Анкетирование было проведено среди молодежи (старшеклассников) и людей старшего возраста, жителей деревень: Благовещенка, Новошареево, Новочишмы, Белорус-Александровка. Всего в анкетирование участвовало 87 респондента: молодежи – 43 человека: 15 башкир; 13 татар; 14 русских; 1 узбек. Анализ анкетных данных дал следующие результаты:
1.Указали на знание 15-20 этносов. 2 Из народных обрядов и праздников назвали:
Сабантуй 15 человек (38 %)
Курбан байрам 25(60%)
Ураза байрам 14 ( 37%)
Никах 11(25%)
Масленица 19 (43%)
Пасха 25 (60%)
Рождество 16 (37%)
Сочельник 3 (7%)
Крещение 22(51%)
Прощеное воскресенье 2(4%)
Свадьба 15 (38%)
Троица 7 ( 16%)
Имянаречение 9(21%)
Родительский день 2(4%)
Воронья каша 5( 11%)
Кукушкин чай 3(7%)
Каз омэхы 6 (14%)
3. Свадьбу без никаких ритуалов и обрядов предпочитают 2 чел. (4%)
Свадьбу со всеми обрядами – 17 человек (40%)
Религиозную свадьбу – 7 (16%)
Свой вариант 1 чел. (2%)
4. Среди местного населения было опрошено 44 человека13 башкир, 24 татарина, 6 русских и 1 армянин.
Обряды были названы в такой последовательности:
Курбан байрам 20 человек(50%)
Свадьба 16 человек (40%)
Пасха 9 человек (21%)
Рождество 8 человек (19%)
Воронья каша и Троица по 4 человека (9%)
Масленица 3 человека (8%) и т.д.
5. На вопрос соблюдаются ли в нашей местности религиозные обряды, 4 респондента ответили отрицательно, один указал – не знаю. Утвердительно ответили 69 %.Также самым распространенным вариантом ответа был Курбан байрам, Ураза байрам и свадьба 11 и 8 человек соответственно.
Выводы.
Самым распространенным ответом на вопрос об обрядах и обычаях, народных праздниках был ответ: «Курбан байрам», «Свадьба» и «Пасха» 60%. Большинство респондентов предпочитают свадьбы со всеми обрядами и ритуалами 40%.
Литература
6. Якупов Р.И. «Татары» стр. 151-174. Ватандаш 35, 2003 год.
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5 Анкета для школьников.
1.К какой национальности вы себя относите?
2. О существовании, каких этнографических групп вы знаете?
3. Перечислите обычаи, обряды и народные праздники, которые вы знаете.
4. Какие обычаи народные праздники соблюдаются в вашей семье?
5. Какую бы свадьбу вы себе захотели провести?
1) без никаких обрядов
2) со всеми обрядами
3) с мусульманскими(христианскими) обрядами
4) свой вариант ответа.
Приложение 6 Анкета для местного населения.
Весёлая кукушка
Как нарисовать черёмуху
Фокус-покус! Раз, два,три!
Лепесток и цветок
Две снежинки