Проектная работа "Исключительная шпаргалка"- это начало работы над темой слов-исключений в русском языке.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_isklyuchitelnaya_shpargalka_2.docx | 162.41 КБ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19 им. Л.А.Попугаевой»
ТЕМА: «Исключительная шпаргалка»
Автор: Арсаланова Александра
Научный руководитель: Костаненко Алёна Александровна
г.Удачный, 2022г
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Изучая орфографические правила на уроках русского языка, мы нередко сталкиваемся с исключениями из правил, которые машинально заучиваем, не задумываясь о природе их происхождения. Часто учителя этот феномен русской орфографии не успевают объяснять, а просто предлагают, как факт, потому что время урока ограничено. Так, при решении заданий ОГЭ по русскому языку меня же заинтересовали причины возникновения слов-исключений в русской орфографии.
Цель: выяснить, откуда в русском языке появились слова-исключения из правил и создать «шпаргалку», помогающую запомнить слова-исключения.
Задачи:
Гипотеза: предполагаем, что исключения в русском языке появились неслучайно, это длительный исторический процесс. Слов-исключений много и их сложно запомнить. Но есть шуточные фразы, которые помогают разобраться даже со сложными случаями слов-исключений. А если систематизировать слова-исключения, то может получиться буклет-шпаргалка.
Актуальность проекта заключается в том, что писать без ошибок человек учится всю жизнь. Сложности в написании возникают постоянно. Именно слова-исключения вызывают сложность в написании, так как не «подчиняются» правилам.
Перспектива: исследовать язык родного народа(бурятский) или иностранный язык на предмет слов-исключений, сравнить с русским языком.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Определение понятий «исключение» и «шпаргалка»
В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова дается определение понятию «Исключение» - это
1. Действие по значению гл. исключать, исключаться; изъятие из какого-либо множества, общества и т. п.; также результат такого действия;
2. Отступление от общего правила, несоответствие обычному порядку вещей».
И также в словаре С.И. Ожегова дается определение к понятию «шпаргалка»:
1. У учащихся, не уверенных в своих знаниях: бумажка с записями для подглядывания во время экзамена. Отвечать по шпаргалке.
2. Бумажка, записка с текстом, заранее приготовленным для выступающего. Говорить по шпаргалке. Действовать по шпаргалке.
Название нашего проекта «Исключительная шпаргалка» носит метафорический смысл, в котором по ходу исследования объединяются эти два понятия.
Чем помогает шпаргалка?
2. История возникновения орфографических правил и слов-исключений
Русская орфография впервые стала предметом систематического рассмотрения в 1873 году. Академик Я.К.Грот предпринял попытку историко-теоретического освещения русской письменной традиции и приведения письма к возможному единообразию. Однако правила были сложны, не всем доступны. Далее вопросами орфографии занималась Академия наук - самая авторитетная инстанция. Реформа правописания с одновременным упрощением алфавита стала возможна лишь в 1917-1918 гг. Эта реформа явилась несомненным шагом вперёд, она открыла путь к грамоте для огромного числа людей. В 50-х годах в результате широкой дискуссии русская орфография приобрела вид свода чётких правил, которыми мы пользуемся сейчас. А пользуемся мы сейчас правилами 1956 года. Есть основные нормативные словари, утвержденные официальными документами, к которыми мы обращаемся. Это: «Правила русской орфографии и пунктуации» – это общеобязательный свод основных правил русского правописания. Он был утвержден в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР. В составлении свода принимали участие С. Г. Бархударов, К. И. Былинский, В. В. Виноградов, В. А. Добромыслов, И. С. Истрина, И. А. Каиров, Е. И. Кореневский, С. Е. Крючков, С. П. Обнорский, С. И. Ожегов, Д. Э. Розенталь, Д. Н. Ушаков, А. Б. Шапиро, Л. В. Щерба.
О публикации правил и принципах их составления было сообщено 26 мая 1956 года в статье С. Е. Крючкова «Единый свод правил орфографии и пунктуации», опубликованной в «Учительской газете».
На основе «Правил русской орфографии и пунктуации» после 1956 года было создано множество справочников и учебных пособий, в которых авторы уточняли и дополняли правила, меняли формулировки, стремясь сделать их более удобными для применения.
Разработан проект новых правил русской орфографии от 09.11.2021г. Он отвечает современному состоянию русского языка текста и заменит общеобязательный свод правил, действующий с 1956 г. Но пока этот проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил русской орфографии" еще не утвержден.
Совет для учащихся и всех,кто интересуется грамотным написанием- пользоваться проверенными сайтами для определения правильного написания слова. Это сайт «Грамота.ру», который действует в соответствии с российским законодательством.
Так, на сайте «Грамота.ру» в разделе «Официальные документы» можно найти список грамматик, словарей и справочников, разработанный на основе приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.08.2009 № 195 «Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации». В этот список входят:
1. Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. - М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008. - 1288 с.
2. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. - М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008. - 794 с.
3. Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л.- М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008. - 943 с.
4. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. Телия В.Н. - М. : "АСТ-ПРЕСС", 2008. - 782 с.
3. История возникновения слов-исключений
Правил орфографии много. Но по-другому и не может быть. И правильное написание букв в словах, и слитное, дефисное и раздельное написание, и употребление прописных букв, и сокращение слов и словосочетаний, и перенос слов - всё это устанавливают правила орфографии.
Исключения существуют для того, чтобы «подтвердить правило».
Рассмотрим правила русского языка, где встречаются слова-исключения. С помощью теоретических пособий выясним, как они появились.
1. Орфограмма: и, а, у после шипящих.
Ярким примером исторического правописания в русском языке является буква и после согласных ж, ш. Мы говорим жы, шы, но пишем жи, ши, потому что так произносились эти сочетания на заре нашей письменности, когда согласные ж, ш были мягкими. И только три слова: жюри, брошюра, парашют, следуя транслитерационному принципу, пишутся через ю. В написании этих слов отражено и французское произношение и написание: жюри – jury, брошюра – brochure, парашют – parachute. Если бы эти слова были еще в древнерусском языке, то их написание целиком и полностью отражало бы традиционный принцип русской орфографии, так как ж, ш были мягкими. Но эти слова пришли к нам в XIX веке, когда ж, ш уже отвердели, и стали исключениями из правила.
2. Орфограмма: буквы о – ё после шипящих в корне слова.
Напомним, что в школьных учебниках данное правило звучит так: «В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Слова-исключения: шорох, крыжовник, шов, капюшон и т.д.».Но если проследить механизм работы данного правила, то убеждаешься, что буква е – ё пишется тогда, когда ударение в слове на этом слоге непостоянно и при образовании новых слов переходит на другой слог: жёваный – жевать, жёны – жена, чёлка – чело и т.д. А в таких словах, как шорох, шов, чокаться, обжора, прожорливый, корневой слог при всех изменениях слова остается ударным и о не чередуется с ё. (Об этом, кстати, говорят такие ученые, как К.И. Былинский, Д.Э. Розенталь и др.)
Не следует ли поменять формулировку данного правила в школьных учебниках: «В корне после шипящих пишется ё, когда ударение на корне непостоянно; и пишется о, если корень остается ударным при всех изменениях слова»? Тогда ученикам не нужно будет запоминать огромное количество слов, которые попали в разряд исключений.
А что же делать с такими словами, как шофер, шоссе, шоколад, жонглер и т.д., которые тоже почему-то рассматриваются составителями школьных учебников в этом правиле?
Они все иноязычные и пишутся в соответствии с транслитерационным принципом, попадая в разряд словарных слов.
И все же отдельно хочется рассказать еще о трех словах, так как их этимология вызывает особый интерес: крыжовник, чащоба, трущоба.
Крыжовник. Этимологически в этом слове выделяются два суффикса: -ов-, -ник-. В современном русском языке, где слово крыж ушло в пассивный запас, корень сросся с суффиксом -ов-. Это и заставляет заучивать данное слово как исключение, в то время как в нем последовательно выдерживается правило написания о – ё в суффиксах после шипящих.
Трущоба. Слово также образовано с помощью суффикса -об- от несохранившегося труща – «хворост, треск». Значит, и здесь применимо правило «О – ё в суффиксах после шипящих».
Такому же принципу подчиняется и слово чащоба, образованное от хорошо известного нам слова чаща. Оно имеет корень чащ и суффикс -об-.
Конечно, в современном русском языке мы никак не соотносим слова трущоба и треск, крыжовник и крыж, и, возможно, здесь произошло опрощение. Но к слову чащоба мы до сих пор подбираем однокоренное чаща. Уместно ли тогда здесь применять правило «Буквы о – ё после шипящих в корне слова»?
3. Орфограмма: буквы и – ы после ц.
Написание букв и – ы после ц сложилось стихийно, но впоследствии эти написания прикрепились к определенным морфемам. Написание ци в корне – историческое явление. Слова с таким буквосочетанием являются обычно иноязычными. После ц пишется и в соответствии с мягким или полумягким произношением тех звуков, которые передаются в русском языке буквой ц, например: цивилизация из лат. сivilis, цитата – лат. citatum. В русском же языке буква ц передает твердый звук, после которого может произноситься только [ы], но не [и]. Поскольку заимствованных слов с ци в корне подавляющее большинство, то русские слова с цы в корне (цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц) попали в исключения.
Парадокс! Но в русской орфографии исключениями стали собственно русские слова.
4. Орфограмма: буквы е – и в личных окончаниях глаголов.
В древнерусском языке глаголы делились на 4 тематических класса. К глаголам четвертого класса относились глаголы с нулевым суффиксом в основе настоящего времени и с суффиксом -и- в инфинитиве, а также с основой на ять () в инфинитиве, а после шипящих и йот на -а. Четвертый класс тематических глаголов относился ко второму спряжению!
Например:
обид-ти – обидиши;
вид-ти – видиши;
слыша-ти – слышиши.
Таким образом, глаголы слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, гнать, держать, дышать, обидеть, смотреть, вертеть изначально были глаголами второго спряжения. А современная формулировка правила «сделала» их исключениями.
Стелить. В современном русском языке имеются две формы этого глагола: стлать (1-е спряжение) и стелить (2-е спряжение). Но формы настоящего времени для обоих глаголов в литературном языке обычно употребляются общие: стелешь, стелет, стелют (то есть они изменяются по первому спряжению).
Других оснований для данной группы исключений мы не нашли.
5. Орфограмма: одна и две буквы н в прилагательных.
В русском языке последовательно происходили морфологические, словообразовательные и акцентологические изменения. Но только в трех словах – стеклянный, оловянный, деревянный – эти закономерности переплелись и дали удивительный результат.
Первоначально, в древний период все отыменные прилагательные образовывались с помощью суффиксов -ан- – -ян-, но при этом получали различное ударение. И уже от этих суффиксальных прилагательных могли возникнуть новые формы с дополнительным суффиксом -ьн-. По этому правилу слова писались так: дерев-ян-ьн-ный, олов-ян-ьн-ный. Но в связи с исчезновением сверхкраткого звука ь ударение перешло на предшествующий слог и здесь закрепилось, возникли новые слова деревянный, оловянный.
А прилагательное стеклянный, сохранив старое ударение на суффиксе, одновременно с этим оставило и «усиленное н» – и попало в разряд исключений. Это слово, даже получая суффикс -ьн-, никогда не переносило ударение на корень, потому что и корень у него состоял из сверхкраткого ъ: стькльнъ – все слово состояло из одних сверхкратких гласных. После утраты слабых сверхкратких слово стькльнъ дало форму стклен, которая настолько сложна для произношения, что не сохранилась в русском языке.
Происхождение слова-исключения ветреный прозрачно. В древнерусском языке оно относилось к отглагольным прилагательным, образованным от глагола несовершенного вида ветрить, и писалось с одним н, а как только добавлялась приставка (безветренный), слово писалось с двумя буквами – нн.
Сегодня слово ветреный перешло в прилагательные, однако сохранило свое старое написание.
6. Орфограмма: мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.
В современном русском языке во втором лице единственного числа формы повелительного наклонения могут быть трех видов:
а) с конечным мягким согласным: будь, тронь, брось;
б) с ударным конечным -и: ходи, пои, крои;
в) с конечным -й после гласного: думай, знай, читай.
Таким образом, формы повелительного наклонения образуются от чистой основы настоящего и будущего простого времени с чередованием твердого согласного с мягким и от чистой основы плюс суффикс -и-.
А форма ляг стала исключением благодаря своей твердой согласной на конце. В этом случае звуковая материя оказывает сопротивление графической форме. Поставленный мягкий знак вызывает при чтении этой формы восприятие сочетания знаков гь. Между тем мягкие заднеязычные, как правило, не могут стоять в конце слов: в норме они так не употребляются. Иными словами, сюда «вмешивается» и произносительная норма русского языка – и слово произносится в соответствии с этой нормой.
7. Орфограмма: мягкий знак после шипящих в наречиях.
Объяснить исключения уж, замуж, невтерпеж можно следующим образом: эти наречия произошли от существительного уж, терпеж, муж, которые относятся ко второму склонению и пишутся без мягкого знака.
Интересен другой факт: наречие настежь образовано от предлога на и существительного второго склонения стеж (устар.) – «крюк, столб», однако это слово не стало исключением и пишется с мягким знаком.
8. Орфограмма: чередующиеся корни.
Почему возникли исключения в этой орфограмме – об этом есть только отрывочные сведения.
Равнина. Равнина – это место горизонтально плоское, то есть все ее точки расположены на равном расстоянии от уровня моря.
Полог. По смыслу это слово уже не связывается с корнем лаг – лож.
Плав – плов. В написание вмешалось языковое чутье. В свое время появились сложносокращенные слова: плавкран, плавсредства с двумя ударениями. Если стали так говорить, то и писать слова стали с корнем плав (плавать, плавун). Так и была узаконена новая орфограмма.
9. Написание суффиксов страдательных причастий настоящего времени
Исключение причастие движимый – это форма древнего глагола движить. От глагола на -ить образовалась форма с суффиксом -им-. Но глагол движить перестал употребляться, и слово движимый стало соотноситься с глаголом двигать, от которого образуется причастие и прилагательное с суффиксом -ем- – двигаемый. Так слово движимый оказалось исключением.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Практическую часть нашего исследования можно разделить на 3 части:
На уроках русского языка мы пробовали решать тестовые задания ОГЭ и в некоторых заданиях нам встретились слова-исключения.
Рассмотрим их.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) (хорошо) ОБДУМАТЬ — приставка ОБ- неизменяемая.
2) ЗАСТЕЛЕНА (покрывалом) — в суффиксе краткого прилагательного пишется -Н-.
3) (маленький) РОСТОК — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
4) (тяжело) ДЫШИТ — в безударном окончании глагола I спряжения пишется И.
5) (думает) ПО-ДРУГОМУ — наречия с приставкой ПО- всегда пишутся через дефис.
Глагол дышит не относится к 1 спряжению, так как это глагол-исключение.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ЗДРАВСТВУЙТЕ — Приставка неизменяемая.
2) КУРИНЫЙ (суп) — в суффиксе -ИН- отымённых прилагательных пишется одна -Н-.
3) ГОРЕТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.
4) (стало) НЕВТЕРПЁЖ — на конце наречий после шипящего буква Ь не пишется.
5) (подойти к) КОМУ-ЛИБО — неопределённое местоимение пишется через дефис, потому что с суффиксом -ЛИБО- слова пишутся через дефис.
Наречие невтерпеж является словом-исключением .поэтому Ь после шипящего в нем не пишется.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПОДСМОТРЕТЬ — приставка ПОД- неизменяемая.
2) ЗАКОЛОЧЕНО (досками) — в суффиксе краткого прилагательного пишется -Н-.
3) (город) РОСТОВ — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
4) (слово) ДЕРЖИТ — в безударном окончании глагола I спряжения пишется И.
5) НЕСКОЛЬКО (групп) — неопределённые местоимения с приставкой НЕ- пишутся слитно, если между НЕ и словом нет предлога.
Имя существительное Ростов действительно является словом-исключением из правила.
Стало интересно, а знают ли учащиеся орфографические правила и слова-исключения.
В практической части нашего исследования было проведено анкетирование среди учеников разных классов на знание орфографических правил, слов исключений русского языка и причин их происхождения. Были заданы вопросы:
В анкетировании приняли участие 45 человек 6,8,10 классов..
Проанализировав ответы (см. Приложение 1), можно сделать следующие выводы:
Таким образом, мы столкнулись с проблемой незнания слов-исключений. Поэтому составили буклет со словами-исключениями, помогающими их запомнить.
Выдержка из буклета «Исключительная шпаргалка»
СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ:
1. «И, А, У после шипящих»: Жюри, брошюра, парашют
В дружбе только с Ю живут.
2. «О-Ё после шипящих»: Шорох в крыжовнике, шов в капюшоне.
3. «И-Ы после Ц»:
Цыган на цыпочках к цыпленку подошел и цыкнул: «Цыц!»
4. «Н-НН в именах прилагательных». Представили окно: рама деревянная, ручка оловянная, поверхность стеклянная.
Ветреный, но безветренный!
Раненый, но израненный!
5. Исключение из спряжения глаголов:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
6. «Чередующиеся гласные в корне»: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль.
Выгарки, изгарь, пригарь, утварь.
Полог, равнина, пловец, пловчиха, плывун.
7. «Страдательное причастие прошедшего времени»: движимый.
8. «Ь после шипящих в наречиях»: Уж замуж невтерпеж.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Моё исследование подтверждает выше заявленную гипотезу о том, что
что исключения в русском языке появились неслучайно, это длительный исторический процесс. Слов-исключений много и их сложно запомнить. Но есть шуточные фразы, которые помогают разобраться даже со сложными случаями слов-исключений. А если систематизировать слова-исключения, то может получиться буклет-шпаргалка.
Результаты анкетирования показали, что учащиеся испытывают затруднения в написании слов-исключений, а поможет справиться с этим затруднением знание истории слова, его этимологии.
Смею надеяться, что изготовленный нами буклет для заучивания слов-исключений может помочь ребятам запомнить данные слова и писать грамотно.
От себя хочется добавить, что данная работа для меня стала полезной, информативной. Работа над проектом помогла мне узнать, откуда появились слова-исключения. А буклет пригодится всем в дальнейшем обучении на уроках русского языка и в подготовке к экзаменам. Взрослым же он пригодится для грамотного письма.
Если повесить буклет со словами-исключениями на видном месте и периодически обращать на них внимание, то автоматически можно запомнить написание слов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Результаты анкетирования в диаграмме:
Ель
Весенняя гроза
Как напиться обезьяне?
Волшебная фортепианная музыка
Зимовье зверей