Презентация на тему:" Башкирский свадебный обряд"
Вложение | Размер |
---|---|
ishbulatova_yuliya_npk_2022.pptx | 2.53 МБ |
Слайд 1
ученицы 8 класса МОБУ « Кутушевская СОШ» Ишбулатовой Юлии Руководитель: Ишбулатова Л.З. Исследовательская работа Тема: «Башкирский свадебный обряд»Слайд 2
Основной вопрос: Узнать как проходили раньше свадебные башкирские обряды и как проходят данные обряды в настоящее время? Информационные ресурсы: личный архив семьи Даутовых , Ишбулатовых , Кучаровых , воспоминания родственников и современников, ресурсы Интернета.
Слайд 3
Цели: сохранить и привлечь внимание молодых людей к традициям, обрядам, самобытности и культуре своего народа, развитие самостоятельной познавательной деятельности, навыков исследовательской работы. Задачи: научить использовать вспомогательные исторические источники, проводить интервью с собеседниками, интерпретировать факты на основе фотографий, материалов, научиться кратко излагать результаты исследования. .
Слайд 4
Актуальность темы Собрав небольшой, но ценный для меня материал о башкирских обрядах, я хотела бы сохранить и привлечь внимание молодых людей к традициям, обрядам, самобытности и культуре своего народа.
Слайд 5
Из истории моего села Приглашаем Вас на заочную экскурсию. Наше небольшое башкирское село Кутуш находится в Новосергиевском районе Оренбургской области. Большую часть населения составляют башкиры. Может быть поэтому у нас сохранился родной язык, люди не забывают национальные праздники, чтут национальные традиции.
Слайд 7
«ЙОЛА» Семейные традиции, обычаи и обряды или, говоря по-башкирски, « йола » были и остаются неотъемлемой частью культуры и быта башкирского народа. Йола сопровождали и регулировали поведение человека на протяжении всей его жизни – от рождения до смерти. Люди верили, что здоровье и благополучие их семьи, а то и всего рода зависит от того, насколько правильно соблюдаются обычаи. При этом у башкир, как и у многих других народов, центральным событием в жизни человека считалась свадьба. Серьезное отношение к браку подтверждается и народными пословицами: «И у птицы есть гнездо» (« Ҡоштоң да ояһы бар»), «У того, кто не женится, дома нет, у того, кто дом не имеет, нет родины» («Ире юҡтың өйө юҡ , өйө юҡтың иле юҡ ») и так далее.
Слайд 8
Башкирская свадьба Добро пожаловать на башкирскую свадьбу! Свадебный обряд, как и другие национальные обряды и обычаи, создаются столетиями, в них проявляются особенности жизни народа, национальные черты башкирского народа: гостеприимство, доброжелательность, скромность. Действительно, свадебные обряды по своей сути приобрели форму многоступенчатого представления (народной драмы, народного театра). В этом удивительно своеобразном представлении (драме) отражаются мировоззрение народа, его поэтическая и музыкальная культура, особенности социально-бытового и общественного развития. Свадебные обряды – своеобразное поэтическое наследие народа, имеющее тысячелетнюю историю. Свадьба- это очень важное и волнительное событие в каждой семье. Родители и родственники тщательно готовятся к торжеству. На столе традиционные национальные блюда: мясо с картофелем , казы (колбаса из конины ); затем подают шурпу с тонко нарезанной лапшой ( тукмас ); катык , корот , кызыл эремсек ,кумыс (кисломолочные продукты); выпечку: баурсак , чак-чак,балеш ( пирог с калиной).
Слайд 9
Свадебный наряд Свадебный наряд жениха почти ничем не отличается от привычного нам классического костюма, разве что костюм дополняет головной убор - тюбетейка. Невеста же одета в такую одежду, которая будет полностью закрывать тело девушки : руки, шею, область декальте и волосы.
Слайд 10
Свадебный обряд - "Никах" Башкирская свадьба («туй») богата оригинальными традициями и обрядами. Прежде всего, родители жениха приходят в дом невесты и сватают ее. В случае согласия, обговариваются сроки проведения Никаха , количество гостей и определение Муллы. Причем, количество пар гостей со стороны невесты должно быть на одну пару больше, чем со стороны жениха. Так как, это установлено давними традициями башкирского народа.
Слайд 11
Никах Даутовых
Слайд 15
Когда молодожены готовы, торжество начинается. В самом начале сваты приходят в дом родителей невесты , где их встречают, и , следуя древнему обычаю, гостеприимно усаживают в комнату для переговоров, чтобы злые духи не нарушили процесс. Закончив с этим , начинается выкуп невесты. Невеста находится в специальном помещении, которое называется" кияу эйе ", а родители будущей жены в это время приводят жениха к невесте. Когда же выкуп благополучно заканчивается, наступает время для важного обряда- никаха . Никах- свадебный обряд мусульманской свадьбы. Обряд проводится в доме родителей невесты или в мечете. На этой церемонии присутствуют мулла, новобрачные и близкие родственники. Когда начинается молитва, молодожены слушают, а после дают брачный обет. В конце мулла объявляет молодых мужем и женой, напутствует семейную жизнь благословляющими словами. На этом традиционная часть башкирской свадьбы заканчивается и молодожены могут направляться в ЗАГС. После официальной церемонии в ЗАГСе гости и молодожены начинают застолье, самую веселую часть всего торжества.
Слайд 16
Свадьба Ишбулатовых
Слайд 19
Свадебный обряд - " Килен төшөрөү " « Килен төшөрөү» является среди них одним из самых ярких, эмоциональных и наполненных содержанием обрядов. Обряд встречи невестки (« килен ») в доме жениха относится к послесвадебным церемониям. Это долгожданный момент для родственников мужа, поскольку многие из них еще не видели новоиспеченную родственницу.
Слайд 22
Свадебный обряд - " Һыу башлау " Значительным моментом в свадебных торжествах, проводимых на стороне жениха, является обряд показа источника воды — « Һыу башлау » — у южных и юго-восточных башкир, «Һыу юлы башлатыу » — у северо-западных, «Һыу күрһәтеү» — у зауральских За порогом дома молодых снова встречала свекровь с чашами, наполненными медом и маслом, и говорила: «Будь, как мед, сладкой, как масло, податливой!» («Бал кеүек татлы бул , май кеүек йомшаҡ бул !»). Сначала она подавала невестке ложку меда, затем масла. Ритуал с подушкой означал пожелание доброго нрава, спокойной жизни, с медом — сладкоречивости , с маслом — мягкости в обращении с другими. башкир.
Слайд 23
Свадьба Кучаровых
Слайд 24
Утром, по традиции, новобрачная идет к реке с коромыслом и ведрами (« көйәнтә » и « биҙрә ») и несет с собой серебряную монетку, которую должна будет бросить в воду. Согласно древнему обычаю – это дар духу воды, задабривание его и пожелание счастливой и гармоничной жизни на новом месте. Наполненные ведра невеста аккуратно несет до дома, стараясь не расплескать воду. От аккуратности невесты во время этого обряда зависит благополучие молодой семьи.
Слайд 25
Свадебный обряд - " Килен сәйе " К моменту показа источника в доме родителей жениха собирают женщин деревни на чай (« Килен сәйе »). Перед этим из привезенных сундуков на общее обозрение вынимают вещи молодой: личную одежду, предметы убранства дома, посуду. Присутствующим раздают подарки невесты (« килен буләге », « бирнә »): нагрудные повязки, платки, куски ткани, нитки. С этого времени килен начинает выполнять работы по дому: ставит самовар, печет блины, топит баню». Удивительно, но этот обряд показа источника воды – « Һыу юлы башлатыу » – настолько любим башкирами, что и сейчас пользуется популярностью.
Слайд 26
Заключение Семейные традиции и обычаи занимают значительное место в жизни народа. Они сохраняют весь положительный опыт многих поколений. Это нравственность, соблюдение моральных норм, уважение к чести и достоинству человека и семьи. Современная молодежь, перенимая традиции и обычаи у своих родителей, бабушек и дедушек, впитывают духовное богатство своего народа, которое в тех заложено. Я считаю, что сохранение, соблюдение, проведение традиций и народных обрядов, является важной частью воспитания подрастающего поколения. И я также считаю, что обязана передать все знания своим будущим детям, внукам и правнукам, продолжая и поддерживая культурные традиции своего народа.
Слайд 27
Задачи исследования выполнены, цель достигнута. В результате исследовательской работы я узнала интересные факты и подробности о башкирских свадебных обрядах. Я горжусь, что в нашей семь помнят, чтят и соблюдают башкирские традиции. Я вырасту, у меня будет своя семья, и я буду рассказывать своим детям о башкирской культуре, обычаях, традициях, показывать наш семейный архив. В результате работы можно сделать выводы: 1. Сохранить и привлечь внимание молодых людей к традициям, обрядам, самобытности и культуре своего народа. 2. Необходимо изучать и знать историю, обычаи, обряды, традиции, язык своего народа , потому что жива история - жив народ.
Слайд 28
Спасибо за внимание.
Л. Нечаев. Яма
У меня в портфеле
Одеяльце
Этот древний-древний-древний мир!
Что есть на свете красота?