Темой исследования являются семейные ценности и традиции и их влияние на взаимоотношения родителей и детей
Мы сделали предположение, что для улучшения взаимоотношений между родителями и детьми необходимо развивать традиционные семейные ценности- любовь, понимание, уважение, доверие, взаимопомощь; укреплять семейные традиции, развивать умение слушать и слышать друг друга, решать сложные семейные ситуации путем переговоров. Хотим рассмотреть следующую проблему, действительно ли семейные традиции и семейные ценности способны улучшить атмосферу семьи или для этого необходимо что- то еще?
ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ И ЦЕННОСТЕЙ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
А. В. Решетникова,В. А. Рычагова
обучающиеся 10 класса МБОУ Заворонежской СОШ Мичуринского района
Научный руководитель: Л. В. Свиридова педагог- психолог
МБОУ Заворонежская СОШ Мичуринского района
Мичуринский район
2020
Введение………………………………………………………………………3
Глава первая.Семейные ценности и традиции в современном обществе…5
Глава вторая.Практический этап работы…………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………..16
Библиографический список……………………………………………………18
Приложение…………………………………………………………………….19
Введение
Актуальность обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщению молодежи к осмыслению семейных ценностей, проблем взаимопонимания поколений, целями социальной и демографической политики в РФ. Залог процветающего общества – счастливая семья, а семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.
Темой исследования являются семейные ценности и традиции и их влияние на взаимоотношения родителей и детей.
Цель: проанализировать, какое влияние оказывают семейные традиции и ценности на детско- родительские отношения в современном обществе.
Задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по изучаемой проблеме.
2. Охарактеризовать понятие семейных традиций и ценностей, изучить отношение старшеклассников к семейным традициям и ценностям;
3.Выявить, как влияют ценности и традиции на взаимоотношения в семье через анализ данных социального опроса среди учащихся 9-11 классов.
4.Обобщить теоретические и практические результаты исследования, разработать практические рекомендации
Мы сделали предположение, что для улучшения взаимоотношений между родителями и детьми необходимо развивать традиционные семейные ценности- любовь, понимание, уважение, доверие, взаимопомощь; укреплять семейные традиции, развивать умение слушать и слышать друг друга, решать сложные семейные ситуации путем переговоров. Хотим рассмотреть следующую проблему, действительно ли семейные традиции и семейные ценности способны улучшить атмосферу семьи или для этого необходимо что- то еще?
Гипотеза
Если развивать семейные ценности и укреплять традиции, то взаимоотношения между родителями и детьми в семье улучшатся.
Объект исследования: учащиеся 9-11 классов МБОУ Заворонежской СОШ.
Предмет исследования: взаимосвязь семейных ценностей, традиций и взаимоотношений между родителями и детьми в семье.
Что такое семейные ценности? Каких традиции есть в каждой семье? Каким образом формируются ценности в современной семье? Нужно передавать семейные традиции из поколения в поколение или нет? Важны ли традиционные семейные ценности для современных старшеклассников? Как достичь гармоничных взаимоотношений между старшим и младшим поколением в семье?
На эти и ряд других вопросов мы и попытаемся ответить в своей работе.
Исследовательская работа «Влияние семейных традиций и ценностей на взаимоотношения детей и родителей в современном обществе» имеет прикладной характер, она имеет практическую направленность, её результаты могут быть использованы в воспитательном процессе при подготовке обучающихся старших классов к выбору дальнейшего жизненного пути, в улучшении микроклимата семьи и умении преодолевать сложные жизненные ситуации, укреплении семейных связей между старшим и младшим поколением в семье. Материалы могут быть использованы при изучении темы «семья» в курсах обществознания, правоведения, при планировании социальной работы, работы школьного психолога, при составлении общешкольного плана воспитательной работы: учитываться при работе с родителями, планировании тематических классных часов и т.д.
В ходе исследования приняли участие обучающиеся МБОУ Заворонежской СОШ Мичуринского района -71 человек, среди них- 24 обучающихся 9-а класса, 16 обучающихся 9-б класса, 17 обучающихся 10 класса и 14обучающихся 11 класса. В ходе диагностики был использован следующий инструментарий:
-Анкета «Семейные традиции и ценности». В содержательной части работы описаны проведённые нами исследования, в приложении имеется дополнительный материал (памятки)для родителей и подростков для улучшения взаимопонимания в семье.
«Семейная любовь- наиболее распространенное и
наиболее прочное, потому в смыслевлияния на жизнь,
самое важное и самое благотворное из всех
добрых чувств человека»
Н. Г. Чернышевский
В современном российском обществе семья по- прежнему, является одной из важнейших ценностей, однако, смысловое наполнение этого понятия меняется, появляются новые формы семейной жизни.
Согласно Большому Энциклопедическому Словарю «Семья-это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью». А значит, в полноценной ячейке общества родственники не только живут под одной крышей, но и любят друг друга, заботятся о каждом своем члене, вместе проводят время.
Создание семьи и воспитание ценностей – тяжелая задача. Она требует большой самоотдачи и кропотливого многолетнего труда. Именно в браке закладываются такие качества, как верность своим идеалам, друзьям и родственникам, преданность своему Отечеству, любовь и вера, доброта и щедрость, ответственность и взаимопомощь, уважительное отношение не только к старшим, но и ко всем окружающим. Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество. Они проявляются в поведении человека в школе, институте, на работе и в общественном месте. Родовые ценности формируют культуру человека, делают общество более гуманным.
Сегодня существуют малодетные и многодетные семьи, моногамные и полигамные, матриархальные, патриархальные, партнерские. На первый взгляд такое разнообразие может быть воспринято как признак кризиса, однако правильнее говорить о переходе к различным формам семейной жизни, подходящим мужчинам и женщинам, живущим в современном мире. Изменения, происходящие в институте семьи в России, обусловлены социальным и экономическим развитием страны и трудностями, которые пережили ее граждане,поэтому нормы современной семьи, новые концепции отношений, воспитания детей и решения конфликтов не чужеродны традициям, а наследуются ими.
В традиционном обществе не знать семейную историю считалось страшным горем. Человек, не помнящий своего родства лишался саркальной связи с близкими, в сложных ситуациях не мог обратится к примерам из их жизни. В советский период семейные истории часто скрывались. Интерес к истории собственной семьи возродился в постсоветские десятилетия. В конце 1990-х- 2000-х генеалогический поиск становится трендом: составляются родословные, разыскиваются давно забытые родственники, из архивов извлекаются семейные документы, восстанавливаются традиции и даже изобретаются новые.
Одно из средств конструирования семейной памяти-фотографии. Первые семейные фотографии появились в середине 19 века. Они были инструментом презентации, социального деления, коммуникации между родственниками. Сегодня культура фотографии и знаковых семейных событий –дней рождения, свадеб, юбилеев, деторождения, приездов дальних родственников, переездов, похорон- достигла пика, стала доступной любому пользователю мобильного телефона. Визуальные свидетельства семейной жизни публикуются в социальных сетях, демонстрируются широкой аудитории. Таким образом, приватности частной и семейной жизни размывается, а микроистория семьи вливается в историю общества.
Семья- хрупкий союз. С одной стороны, каждый из членов семьи старается удовлетворить индивидуальные стремления, с другой- для поддержания общего согласия каждый должен идти на компромисс. Для семейной стабильности необходима серьезная эмоциональная работа и умение договариваться.
В традиционном обществе четко прописаны правила формирования отношений: подчинение младших старшим, безусловное главенство мужчины и обязанность женщины вести домашнее хозяйство и ухаживать за детьми. Народная мудрость диктует: «Не выноси спор из избы», поэтому сокрытие проблем считалось нормой.
Отношения в современной российской семье регулируются довольно гибкими нормами. Сегодня все является предметом обсуждения: родительство, сексуальность, распределение работы по дому, финансы. Самые частые «линии напряженности» между партнерами и супругами- споры по поводу денег, сексуальной свободы в браке и конфликты, связанные с воспитанием детей. Однако, культура переговоров остается низкой. И здесь на помощь приходят профессионалы- психологи. Они учат преодолевать конфликты, снижать их травматичность.
В современном мире нет единой нормативной модели семейных отношений. Несмотря на разнообразие форм, важнейшей задачей остается сохранение и укрепление взаимного доверия и поддержки внутри семейного союза. Поэтому необходимы: практика проговаривания проблем, принятие идеи о том, что мужчины и женщины могут на равных заниматься домашним хозяйством, заботиться о стариках и детях. Семейные ценности доверия и близости сохраняются, открывая новые возможности для свободы и выбора и проявления любви.
Что включает в себя понятие семейных ценностей?
Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.
Принято выделять две основные классификации – классическую или традиционную.
Традиционные ценности: что к ним относится
Ценности современной ячейки общества
В основе по-прежнему лежат любовь, доверие и взаимопомощь. Однако времена меняются, каждая эпоха несет с собой что-то новое, прогрессивное. Наше общество стало более свободным и открытым. Эти факторы оказывают влияние на формирование мировоззрения наших граждан.
Некоторые изменения коснулись и брачных устоев.
Все эти явления присутствуют сегодня в нашем обществе и это нормально.
Традиции и обычаи семьи
Какие есть семейные традиции, каково их значение, существуют ли различия ли в традициях семьей разных стран?
Семейные обычаи – это не обязательно что-то грандиозное и масштабное. Даже скромные еженедельные ритуалы, которые заведены в том или ином союзе, можно считать традицией. Например, уборка по субботам, совместный завтрак в воскресенье утром или просмотр вместе с детьми мультфильмов по пятницам.
Что такое семейные традиции для детей?
Особенно важно соблюдение заведенных обычаев для малышей, ведь это дает ощущение стабильности, а значит и безопасности. Ребята любят, когда что-то повторяется много раз, это полезно для их психики, делает ребенка спокойным и уравновешенным.
Каковы семейные традиций разных стран?
Конечно, в каждом обществе существуют свои, исторически сложившиеся обычаи. Расскажем более подробно о том, что принято в других государствах.
В России
С древних пор в России традиции чтили и оберегали, они были важной частью жизни как простого населения, так и дворян.
Одним из основных обычаев было хорошее знание своего рода, всех своих предков до десятого колена. В аристократической среде в каждой фамилии были обязательно составлены генеалогические древа, в которых перечислялись все прародители с именами, отчествами, фамилиями и титулами. Из уст в уста передавались истории из жизни прародителей, а с изобретением фотоаппарата – снимков. До сих пор во многих семьях бережно хранят старинные фотоальбомы, постепенно дополняя их уже современными карточками.
Уважение к старшим – один из столпов воспитания на Руси. В нашей стране, в отличие от западных государств, не принято отдавать родителей доживать свой век в пансионы и дома престарелых. Дети до последнего дня заботятся о своих стариках. А после их смерти принято поминать ушедших родственников в день кончины и день рождения, ухаживать за их могилами.
Еще одной русской особенностью, свидетельствующей о почтении к своему роду, является присвоение ребенку отчества. Это дань уважения, прежде всего, отцу. Также зачастую можно было встретить «семейное» имя, то есть часто встречающееся в этом роду, когда ребенка называют в честь одного из родственников.
Также широко была распространена передача реликвий по наследству. Причем это не обязательно драгоценности, стоящие целое состояние. Это могут быть простенькие, но дорогие сердцу вещи – предметы интерьера, столовые приборы. Зачастую свадебный наряд переходил от матери к дочери.
Практически все перечисленные традиции сохранились в нашем обществе до сих пор. Но многие, к сожалению, практически утеряны. Например, профессиональные династии, когда какое-то ремесло глубоко изучалось, и его секреты передавались из поколения в поколение.
Исторически сложилось так, что семейные традиции – неотъемлемая часть жизни любого общества в каждом государстве. Они как цемент при постройке дома, связывают всех родственников, позволяют им не терять общих интересов. Так что соблюдение уже имеющиеся обычаев и изобретение новых в семье поддержит атмосферу любви и дружбы.
В Великобритании.Это страна, которая свято чтит свои обычаи, особенно это касается аристократических династий. Традиции соблюдаются во всем: от ежедневных ритуалов утренней овсянки и вечернего чаепития до понятия того, как растить детей.
Одной из особенностей англичан является воспитание в своих чадах строгого контроля над своими эмоциями. Сохранить лицо для истинного джентльмена сегодня также важно, как и пару столетий назад.
В Италии.Италия – очень патриархальное государство. Почти 90% всех предприятий там являются родственными, то есть передаются от отца к сыну. К тому же фамилия в данном государстве не ограничивается узким кругом самых родных, все родственники являются важной частью большого клана.
По праздникам обязательно собирается вся фамилия за богато накрытым праздничным столом, шутят, смеются, делятся новостями.
В СШАНесмотря на то, что американцы в большинстве своем трудоголики и очень ориентированы на построение карьеры, там во многих ячейках общества по трое и более детей. Интересным является традиция брать с собой малыша всюду, даже на вечеринки и посиделки с друзьями. Считается, что такая ранняя интеграция в общество поможет ребенку во взрослой жизни.
Однако, к сожалению, сегодня мы являемся свидетелями побледнения моральных ценностей, особенно на Западе, и крушения семейных устоев. По мнению экспертов, появившиеся изменения, особенно в западных семьях, связаны с материализмом в этих обществах, каждый член семьи предпочитает свои личные интересы семейным. Европейское общество сегодня переживает острый нравственный кризис. Основой того, что сегодня там происходит, является политика мультикультурализма и толерантности. Семья утратила, прежде всего, жизненную ценность. Это показывает и уменьшение количества семейных традиций, праздников. Тех, кто отмечают Новый год в тихом кругу, считают странными. Сам институт семьи находится под угрозой распада. Все больше людей предпочитают гражданский брак официальному, чтобы «проверить чувства». Все больше ставят на первое место карьеру. С началом периода постмодернизма основное внимание уделяется индивидуальности и интересам личности, бракосочетание затрудняет им дорогу к реализации своих личных интересов, то они отказываются от бракосочетания.
Глава вторая. Практический этап работы
Цель исследования– проанализироватьвлияние семейных традиций и ценностей на семейные детско- родительские отношения в современном обществе.
Выдвинув гипотезу о том, если развивать семейные ценности и укреплять традиции, то взаимоотношения между родителями и детьми в семье улучшатся,мы решили провести анкетирование обучающихся старших классов (9-11). Анкетирование является самым распространенным методом проведения социологического исследования.
Составили план своего социологического исследования. План состоял из четырех основных стадий: подготовка, проведение, обработка и анализ данных, оформление результатов, подведение итогов исследования, формулировка выводов.
Перед проведением исследования мы составили анкету. Анкета — это определенным образом структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования.
По форме вопросы делятся на открытые и закрытые. Вопрос открытого типа предусматривает свободную форму ответа, т.е. респондент должен был самостоятельно на него ответить. Закрытые вопросы предполагают наличие готовых вариантов ответов. В анкете использовались вопросы открытого и закрытого типа.
В ходе исследования приняли участие обучающиеся 9- 11 классов МБОУ Заворонежской СОШ Мичуринского района.
Результаты анкеты «Семейные традиции и ценности»представлены в таблице (в процентах):
№ | Вопрос | 9-а | 9-б | 10 | 11 | Среднее значение | Ранжирование (место) | |
1. | Есть ли в вашей семье взаимопонимание между старшим и младшим поколением? | |||||||
Да | 67 | 75 | 71 | 79 | 73 | 1 | ||
нет | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | ||
Не всегда | 33 | 25 | 29 | 21 | 27 | 2 | ||
2. Назовите самые важные для Вас семейные ценности | ||||||||
любовь | 71 | 62 | 65 | 50 | 62 | 2 | ||
взаимопонимание | 75 | 69 | 53 | 100 | 74 | 1 | ||
доброта | 17 | 25 | 12 | 7 | 15 | 5 | ||
доверие | 79 | 62 | 65 | 86 | 74 | 1 | ||
верность | 12 | 6 | 24 | 0 | 11 | 6 | ||
уважение | 28 | 37 | 60 | 21 | 37 | 3 | ||
взаимопомощь | 20 | 37 | 36 | 35 | 32 | 4 | ||
другое | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||
3. Какие семейные традиции есть в вашей семье? | ||||||||
| 38 | 31 | 53 | 50 | 44 | 4 | ||
| 8 | 12 | 12 | 28 | 15 | 8 | ||
жизни | 12 | 18 | 24 | 21 | 19 | 6 | ||
| 38 | 44 | 53 | 42 | 44 | 4 | ||
| 91 | 69 | 88 | 93 | 85 | 1 | ||
| 28 | 37 | 47 | 42 | 39 | 5 | ||
| 63 | 56 | 82 | 86 | 71 | 2 | ||
| 67 | 56 | 47 | 21 | 49 | 3 | ||
| 4 | 6 | 6 | 7 | 6 | 9 | ||
| 12 | 0 | 6 | 0 | 18 | 7 | ||
Другой вариант | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||
4. Что может помешать в укреплении семейных связей вашей семьи? | ||||||||
Разобщенность (каждый живет сам по себе), социальные сети; | 58 | 62 | 88 | 79 | 72 | 1 | ||
Неумение решать трудные ситуации; | 46 | 37 | 47 | 50 | 45 | 3 | ||
Отсутствие традиций, ритуалов в семье; | 28 | 6 | 29 | 14 | 19 | 4 | ||
Занятость родителей; | 50 | 62 | 47 | 93 | 63 | 2 | ||
Отсутствие теплых отношений, понимания в семье | 75 | 88 | 65 | 64 | 73 | 1 | ||
Другой вариант | 20 | 0 | 6 | 0 | 5 | 5 | ||
5.Что поможет улучшить взаимопонимание между старшим и младшим поколением в семье? | ||||||||
Возможность дистанцироваться от родителей и жить своей жизнью; | 33 | 25 | 24 | 35 | 29 | 4 | ||
Укрепление семейных традиций, ритуалов; | 50 | 37 | 88 | 50 | 56 | 3 | ||
Возможность уделять больше времени общению между родителями и детьми; | 91 | 75 | 94 | 100 | 90 | 2 | ||
Умение выслушивать друг друга и договариваться в трудных ситуациях вместе с родителями; | 91 | 88 | 94 | 100 | 93 | 1 | ||
Другой вариант | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 |
Вывод:1.проведя анализ анкеты, мы увидели, чтоу 73% хорошее взаимопонимание между старшим и младшим поколением, 23% респондентов ответили«не всегда», 0% -«нет», это радует.
2. Самые важные семейные ценности для ребят таковы:
взаимопонимание и доверие-74%
любовь 62%
уважение-37%
взаимопомощь-32%
доброта-15%
верность-11%
3.Интересно было выяснить, какие семейные традиции есть в современных семьях? Ответы распределились следующим образом:
-абсолютное большинство отметили совместные празднования (Новый год, Пасха, дни рождения и другие)-85%;
-Совместная встреча важных событий в жизни (свадьбы, рождение детей, новоселье, получение аттестата, диплома и другие)- 71%;
-Делают фотографии семьи на память-49%;
-менее половины опрошенных отметили, что они Путешествия во время отпуска, каникул, а также совместный вечерний ужин-44%;
-на Семейный совет, где решаются совместно важные семейные вопросы -39%
-совсем мало семей ведут Здоровый образ жизни (возможность покататься на лыжах, велосипедах, на катке, плавание в бассейне, на реке и др.)-19%;
-18% ребят отметили, что в семье мало семейных традиций, все слишком заняты своими делами-18%;
-Экскурсии в ближайшие города, по памятным местам, музеям, интересным выставкам, паркам-15%;
4. По мнению большинства опрошенных, помешать в укреплении семейных связей семьи может:
Отсутствие теплых отношений, понимания в семье-73%
Разобщенность (каждый живет сам по себе), социальные сети-72%
Занятость родителей-63%
Неумение решать трудные ситуации-45%
Отсутствие традиций, ритуалов в семье-19%
Другой вариант (ссоры, неприятие чужих вкусов, мнения и жизненных позиций, недоверие)-5%
5. Что поможет улучшить взаимопонимание между старшим и младшим поколением в семье?
Во- первых,умение выслушивать друг друга и договариваться в трудных ситуациях вместе с родителями считают 93%;
во- вторых, необходимо уделять больше времени общению между родителями и детьми-90%;
в- третьих, по мнению 56% ребят, необходимо укреплять семейные традиции, ритуалы;
Не менее важно, по мнению 29% учащихся это возможность дистанцироваться от родителей и жить своей жизнью.
Заключение.
В заключении обобщим все выводы, сделанные нами на протяжении всего исследования. Для начала хотим отметить, что выдвинутая гипотеза частично подтвердилась: если развивать семейные ценности и укреплять традиции, то взаимоотношения между родителями и детьми в семье улучшатся, нокак показало наше исследование, этого недостаточно. Для того, чтобы улучшить взаимопонимание между старшим и младшим поколением в семье, по мнению абсолютного большинства учащихся, необходимо выслушивать друг друга и договариваться в трудных ситуациях вместе с родителями, больше времени проводить вместе, а сделать это поможет укрепление семейных традиций, ритуалов;
Исследование показало, что большинство опрошенных нами школьников (75%) считают, что в их семье естьвзаимопонимание между родителямии детьми, и только 25% отметили, что так бываетне всегда. Самые важные семейные ценности для ребят- взаимопонимание, доверие и любовь. В современных семьях сохранились традиции совместных празднований Нового года, Пасхи, дней рождения и других праздников; встречи важных событий в жизни- свадьбы, рождения детей, новоселья, получение аттестата, диплома и других; многие отметили, что делают фотографии семьи на память. Однако неутешителен тот факт, что менее половины семей собираются вместе за ужином, семейным советом, где решаются важные вопросы; немногие имеют возможность путешествовать во время отпуска, каникул; совсем мало семей ведут здоровый образ жизни, все слишком заняты своими делами.
В укреплении семейных связей семьи может помешать отсутствие теплых отношений, понимания в семье, разобщенность, социальные сети, занятость родителей, неумение решать трудные ситуации.
В результате проведения нашего исследования была выполнена цель работы. Мы узнали важность и ценность семейных традиций и ритуалов, необходимость их укреплять и развивать.
Семья — это маленький остров в бескрайнем жизненном океане, и в нем присутствует особая атмосфера. Вне этого острова — проблемы, сложности, бури, ненастья, и всем хочется, чтобы дома было комфортно тепло и уютно. Каждый человек живет надеждой, что он вернется домой, его примут, утешут, поймут и обязательно помогут. Семья — это само по себе счастье, и его нужно беречь. Семья-это люди, которые нас любят, понимают, ценят, окружают нас заботой и вниманием. Для каждого человека значимость своей семьи абсолютно разная, но даже вопреки этому, семья- неотъемлемая часть всей нашей жизни. Очень важным является то, что для укрепления семейного счастьяи сохранения так необходимого всем тепла и любви необходимо помнить и беречь семейные ценности, сохранять и приумножать семейные традиции, ритуалы, знать семейные истории и передавать их следующему поколению своего рода.
Библиографический список
Ресурсы-интернет
Приложение 1
Анкета «Семейные традиции и ценности»
да нет не всегда
(выберите самые важные для вас 3 пункта и поставьте знак +)
3. Какие семейные традиции есть в вашей семье? (отметьте знаком+)
4. Что может помешать в укреплении семейных связей вашей семьи?
(выберите самые важные для вас 3 пункта и поставьте знак +)
Разобщенность (каждый живет сам по себе), социальные сети;
Неумение решать трудные ситуации;
Отсутствие традиций, ритуалов в семье;
Занятость родителей;
Отсутствие теплых отношений, понимания в семье
Другой вариант___________________________________________________
5.Что поможет улучшить взаимопонимание между старшим и младшим поколением в семье? (выберите самые важные для вас 3 пункта и поставьте знак +)
1. Возможность дистанцироваться от родителей и жить своей жизнью;
2. Укрепление семейных традиций, ритуалов(каких?);
3. Возможность уделять больше времени общению между родителями и детьми;
4. Умение выслушивать друг друга и договариваться в трудных ситуациях вместе с родителями;
5. Другой вариант___________________________________________________
Приложение 2Памятки для родителей и подростков
Как подростку наладить отношения с семьёй?
1. Во-первых, нужно научиться прощать. Если вы оба сможете отпустить обиды и избавиться от недомолвок, отношения наладятся.
2. Во-вторых, поговорить по душам. Разговор скрепит семейные узы, позволит облегчить душу. Также вы сможете рассказать маме все, что накопилось за то время, пока вы не виделись, ведь мама – самый родной человек, который поддержит и посоветует что-то дельное в любой ситуации.
3. В-третьих, больше времени проводить вместе. Позовите маму на совместный шопинг, прогуляйтесь по каким-нибудь местам, с которыми вас связывают общие воспоминания. Пусть они пробудят в вас тепло и детскую привязанность.
4. Позвольте маме помочь вам. Поделитесь с ней своими проблемами, поговорите о планах и надеждах.
Самое главное в попытках наладить отношения – искреннее желание, которое позволит подростку добиться желаемого и снова вернуть мир в семейный круг.
Памятка для родителей:
1.Если вы чего-то боитесь, чётко изложите сыну или дочери в конкретной форме свои страхи и опасения.
2. Постоянно показывайте сыну или дочери свою готовность его (её) выслушать и понять. Понимание не означает прощение неправильных поступков.
3. Помните, что ваш сын или дочь не обязательно должны следовать всем вашим советам.
4. Будьте честны перед детьми, подростки не доверяют тем старшим, которые не искренни с ними. Не давайте обещаний, пока не уверены, что сможете их выполнить.
5. Только при учёте всего этого возможен осмысленный диалог между родителями и детьми, ведь подростки ценят в родителях, прежде всего:
умение понимать сына или дочь;умение поддержать и подсказать в трудную минуту;умение быть заботливым, любящим, добрым, отзывчивым, умение уважать своих детей, считать их равноправными членами семьи.
Приложение 3
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»Лев Толстой
«В семейной жизни самый важный винт – это любовь»Антон Чехов
«Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости…»
Эмиль Золя
«Лучше, если в семье руководит кто-то один. И лучше, если этот «кто-то» — любовь»Ольга Муравьева
«Чувство достоинства может процветать только в атмосфере, где оцениваются индивидуальные различия, допускаются ошибки, общение открыто, а правила гибкие. Это атмосфера, которая встречается в воспитанном семействе»
Вирджиния Сатир
«Семья — взаимное несение тягот и школа жертвенности»Николай Бердяев
«Любите своих родных. Проведите вместе время, будьте добры и служите друг другу. Не оставляйте места для сожалений. Так как день завтрашний нам не обещан, а сегодняшний короткий»
«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»Василий Сухомлинский
«Для создания семьи достаточно полюбить. А для сохранения — нужно научиться терпеть и прощать»Мать Тереза
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему»Толстой Л. Н.
«Бог создал семью, чтобы обеспечить человеку максимальную любовь, поддержку и мораль. Это наилучший пример, который можно себе представить»
Джерри Фалуэлл
«Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания!» А.С.Макаренко
«В хорошей семье муж глухой, а жена слепа»Французская поговорка
«Родители, балующие своих детей, обрекают их на несчастье» П.Бауст
Как нарисовать китайскую розу
Свинья под дубом
Мастер-класс "Корзиночка"
Городецкая роспись
Девочка-Снегурочка