Темой исследования являются личностные характеристики –равнодушие и сострадание, их актуальность и приоритеты у современной молодежи.
Цель: проанализировать такие понятия- ценности как равнодушие и сострадание, насколько они важны для современной молодежи, каковы их истоки и причины приоритетного выбора быть равнодушным или сострадающим, сочувствующим в современном мире.
Мы сделали предположение, что для того, чтобы взаимоотношения в современном мире стали менее отчужденными, равнодушными и холодными, необходимо научиться понимать самого себя, развивать рефлексию и эмпатию, быть внимательным к окружающим, не проходить мимо чужой беды, укреплять традиционные общечеловеческие ценности сострадания, взаимовыручки и взаимоподдержки.
XIV ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
Направление науки: гуманитарное
Номинация: «Психология и педагогика»
Тема: «РАВНОДУШИЕ И СОСТРАДАНИЕ КАК ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА»
Автор: Мантрова Мария, обучающаяся 11 класса
Руководитель: Свиридова Л. В., педагог- психолог
Образовательная организация: МБОУ Заворонежская СОШ
Мичуринского района
2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение3
Обзор литературы5
Материалы и методы10
Результаты и обсуждение11
Выводы15
Заключение16
Список литературы17
Приложение16
Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях социально-экономических и политических преобразований, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодому поколению с еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Общество потребления, так быстро ставшее реальностью нашей жизни, ее результат –эгоистические отношения, отчуждение порождают у многих молодых апатию, безразличие к жизни, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья молодого поколения, психологической депривацией.
Темой исследования являются личностные характеристики –равнодушие и сострадание, их актуальность и приоритеты у современной молодежи.
Цель: проанализировать такие понятия- ценности как равнодушие и сострадание, насколько они важны для современной молодежи, каковы их истоки и причины приоритетного выбора быть равнодушным или сострадающим, сочувствующим в современном мире.
Задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по изучаемой проблеме.
2.Охарактеризовать понятие равнодушия и сострадания, изучить отношение старшеклассников к этим ценностям;
3.Выявить причину равнодушия и приоритеты современных подростков при выборе этих ценностей через анализ данных социального опроса среди учащихся 9-11 классов.
4.Обобщить теоретические и практические результаты исследования, разработать практические рекомендации
Мы сделали предположение, что для того, чтобы взаимоотношения в современном мире стали менее отчужденными, равнодушными и холодными, необходимо научиться понимать самого себя, развивать рефлексию и эмпатию, быть внимательным к окружающим, не проходить мимо чужой беды, укреплять традиционные общечеловеческие ценности сострадания, взаимовыручки и взаимоподдержки.
В своей работе хотелось бы лучше узнать о том, каковы причины равнодушия, можно ли с ним бороться, какую роль играет умение сочувствовать в жизни старших подростков, а также выяснить, какое значение имеют общечеловеческие ценности сопереживания и поддержки в трудных ситуациях на сегодняшний день.
Гипотеза
Если развивать душевную чуткость, сострадание к близким людям и укреплять эти ценности в молодежной среде, то во взаимоотношениях станет меньше равнодушия и отчуждения.
Объект исследования: обучающиеся 9-11 классов МБОУ Заворонежской СОШ.
Предмет исследования: взаимосвязь таких понятий как равнодушие сострадание, их место во взаимоотношениях современных подростков.
Что такое равнодушие? В чем его корни? Что мешает проявлять сочувствие? Можно ли найти оправдание равнодушию? Каким образом можно бороться с равнодушием? Есть ли рецепт от равнодушия? Можно ли развить в себе сочувствие, эмпатию?
На эти и ряд других вопросов попытаюсь ответить в своей работе.
Исследовательская работа «Равнодушие и сострадание в современном обществе» имеет прикладной характер, она имеет практическую направленность, её результаты могут быть использованы в воспитательном процессе с целью профилактики суицидального поведения обучающихся,в умении преодолевать сложные жизненные ситуации, при подготовке обучающихся старших классов к выбору дальнейшего жизненного пути, в улучшении микроклимата в молодежной среде в школе и вне ее стен; укреплении человеческих связей между старшим и младшим поколением. Материалы могут быть использованы при изучении темы о взаимоотношениях, общении в курсах обществознания, правоведения, при планировании социальной работы, работы школьного психолога, при составлении общешкольного плана воспитательной работы: учитываться при работе с родителями, планировании тематических классных часов и т.д.
В ходе исследования приняли участие обучающиеся МБОУ Заворонежской СОШ Мичуринского района -70 человек, среди них- 19 обучающихся 9-а класса, 15 обучающихся 9-б класса, 18 обучающихся 10 класса и 18 обучающихся 11 класса. В ходе диагностики был использован следующий инструментарий:
-Анкета «Что такое равнодушие?»В содержательной части работы описаны проведённые нами исследования, в приложении имеется дополнительный материал (памятки)для подростков для «Лучшие способы развить в себе сочувствие и сострадание»
Сроки проведения исследования- сентябрь 2021 года
«Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать.
Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить.
Но бойся РАВНОДУШНЫХ – они не убивают и не предают,
только с их молчаливого согласия совершаются на земле
самые низкие преступления»
роман «Заговор равнодушных». Бруно Ясенский
Обзор литературы
Жизнь человека - длиннейший и интереснейший путь, который априори предполагает тесный контакт с обществом, ведь человек – это крошечная частичка, но она- главная составляющая общества. Несмотря на то, что все вокруг это понимают, каждый человек выбирает свой собственный путь, по которому ему предстоит идти всю свою дальнейшую жизнь. Кто-то выбирает путь равнодушия и пассивности, кого-то привлечет путь сострадания и милосердия, а кто-то решит соединить такие разные и противоречивые пути и сделает нечто сбалансированное и гармоничное одновременно. Откуда же берутся такие противоречивые установки и ценности личности? Есть ли определенные причины, по которым люди становятся равнодушными или умеющими чувствовать чужую боль как свою и не боящиеся показать это открыто?
Прежде чем ответить на эти вопросы, давайте обратимся к психологической науке и узнаем больше о таких антонимичных понятиях как равнодушие и сострадание.
Что такое равнодушие?«Равнодушие — это состояние апатии к окружающему миру, людям, событиям, отсутствие беспокойства о других людях. Равнодушный — безразличный, безучастный, лишенный чувства сострадания, отзывчивости»[11], В противоположность эмпатии, равнодушие как свойство личности, блокирует помогающее поведение человека из-за ряда различных причин; состояние апатии к окружающему миру, людям, событиям, отсутствие беспокойства о других людях.
Равнодушие - это состояние человека, в котором он не проявляет ни малейшего интереса к чему-либо. Синонимы: апатия, безразличие, чёрствость, бесчувственность, бессердечность, безучастность, бесстрастие, индифферентность, пассивность, бездушие. Часто люди называют равнодушие нейтральностью, чтобы звучало более прилично. Однако от этого смысл равнодушия не меняется. Равнодушие остаётся равнодушием.Мир глазами равнодушного отражены в поговорках: «Моя хата с краю, ничего не знаю», «Своя рубашка ближе к телу», «После нас - хоть потоп», «Наше дело – сторона», «Хоть трава не расти», «Ни во что я не вникаю, тяжела мне роль такая!», «Я вполуха слушаю».
Равнодушие - это безразличие. В каком случае человек к чему-либо безразличен? В том случае, когда это не является для него важным или достойным его внимания. Равнодушие, если вдуматься, имеет двойной смысл. Равнодушие как РАВНОЕ, одинаковое отношение ко «всем душам», то есть ко всем людям без различия на расы, национальности и прочие отличия, «рознящие» людей, и равнодушие как уравновешенность, сбалансированность, сила души, которую никто и ничто не может вывести из равновесия, гармонии. Так что же в этом плохого? Почему большинство поговорок о равнодушии носит негативный характер? Ведь можно их трактовать и в диаметрально противоположном смысле. Что намного приближенней к нашему сегодняшнему существованию. В Америке принцип взаимоотношения (а теперь и у нас) отражён в одном, максимально ёмком выражении: «Это - твои проблемы!». Соответственно «Это - НЕ мои проблемы!». Каждый справляется со своими проблемами самостоятельно, не «грузя» ими окружающих. На вопрос «Как дела?» здесь не начинают долго и нудно рассказывать о проблемах, а отвечают коротко и максимально лживо: «Файн!» Прекрасно! Смысл этого выражения «Я не знаю, как помочь самому себе, а тем более как помочь тебе». Поэтому многие предполагают считать равнодушие болезнью, которая появилась у общества от безысходности. Это так легко и так удобно считать нормальное состояние ненормальным, «больным». Это так возвышает! Равнодушие - это не болезнь, это скорее защита. Защита от того, чтобы не сломаться, чтобы не взорваться, чтобы не начать крушить всех и вся без разбору...
Нередко равнодушие изначально возникает как безразличие к страданиям животного, постепенно переходя на людей. Вначале равнодушие возникает по отношению к совершенно посторонним людям. Человеку становится все равно на прохожих, он не считает нужным помочь какому-то, ведь это всего лишь какой-то незнакомый человек, у него точно есть те, кто ему поможет. В итоге незаметно равнодушными становятся отношения с друзьями и родными.
Каковы причины возникновения равнодушия и отчуждения у подростков? По статистике большинство взрослых равнодушных людей- это те выросшие дети из семей, в которых уделялось мало внимания, не хватало ласки, заботы и любви, были конфликты, которые отпечатались в памяти детей. «Мир нестабилен и опасен»- вот такой урок может вынести ребенок. Сильные переживания чаще всего делают ребенка замкнутым и тревожным, возводят «стены и купола» для того, чтобы не было так больно. Такие люди боятся открыться новым знакомым, им спокойнее создать вокруг себя стену и отбить у окружающих желание близких открытых отношений.
Еще одной важной причиной равнодушия является окружение в подростковом образе, когда происходит поиска себя, своей компании и своего места в жизни. Именно в этот период сочувствие и сопереживание могут не совпадать с ценностями той группы, в которой находится человек, поэтому противостоять равнодушию и холодности бывает нелегко.
И наконец, равнодушие может быть проявлением, алекситимии – состояния непонимания собственных эмоций и чувств, неумение их выразить и, как следствие, им чужды и непонятны эмоции других людей. Им чуждо сострадание, чуждо сопереживание и чужда жалость. Им не хватает интуиции и воображения. При алекситимии наблюдается чрезмерный прагматизм, невозможность целостного представления собственной жизни, дефициту творческого отношения к ней, а также трудностям и конфликтам в межличностных отношениях. Это состояние может быть проявляться как посттравматическая реакция, состояние вследствие пережитого стресса, длительной депрессии, как защитная реакция организма на агрессию внешнего мира.
Что такое сострадание? «Сострадание - сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого» [13]
Близкое понятие- эмпатия. «Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения - с ним» [4],
Сострадание, как и другие качества человеческой души, обычно проявляется с детства, но не является врождённым и его проявления зависят исключительно от особенностей социума, окружающего человека. Высокий уровень эмпатии, сензитивности приводит к тому, что человек эмоционально отзывчив, не по собственной воле начинает сострадать, испытывая весь тот спектр эмоций, которым наполнены эмоциональные миры окружающих.
По мнению психологов, сострадать, значит:
Следовательно, сострадающий человек – это тот, кто уважает чужие переживания и помогает бескорыстно, порой в ущерб себе, поняв и прочувствовав чужую боль.
Сострадание или эмпатия – то, что развивается и растет вместе с человеком. Вся жизнь человека –приобретение жизненного опыта. Не каждому в жизни легко быть эмпатийным, высокочувствующим человеком, хотя бы потому что придется нести не только груз своих переживаний, но и огромный спектр переживаний окружающих, что вовсе не каждому под силу.
Быть отзывчивым, неравнодушным - слишком большая, роскошь в наше жестокое время. Эмоционально реагировать на все, что происходит вокруг? Слишком сильные эмоции могут разрушать человека. Поэтому включаются защитные механизмы личности, мы уходим в равнодушие, в забывчивость - лишь бы не реагировать и не нервничать понапрасну... Особенно если чувствуешь, понимаешь, что все равно ничего не изменишь.
В христианской этике сострадание определяется как сочувствие чужому горю и страданию, соединенное с желанием помочь.
Если мы не в силах ослабить или ликвидировать причину чужой беды реальным делом, мы должны проявить сострадание хотя бы в виде утешительных, ободряющих слов, жестов, мимики или даже сочувственного молчания. Так, рука, всего лишь положенная на плечо скорбящего при утрате им близкого человека, означает разделенное с ним горе, облегчает тяжесть переживаний.
Проявление сострадания со стороны других людей помогает страдающему переносить муки, избавляет от чувства безысходности, покинутости, заставляет проявлять терпение, мужество, выходить за пределы своей боли, думать о других с благодарностью. И даже если страдающий человек сам виноват в собственных бедах, то он нуждается не столько в объяснении причин своего страдания («Ну что ж, ты сам в этом виноват, раньше надо было думать»), сколько в утешении и сочувствии, в возможности высказать, -а иногда и выплакать свою боль и обиду, и быть выслушанным и понятым.
Православие воспитывало в русском народе духовную свободу, открытость и отзывчивость, терпимость. Многие мыслители описывали эти русские черты характера. Русским присущи открытость другим культурам, терпимость, стремление понять и принять инакодумающего и инаковерующего. Ужиться с ним…Отсюда характерная черта, подмеченная Достоевским, – “всемирная отзывчивость”, то есть способность откликнуться на чужую беду, пережить ее как свою, помочь, порадоваться радости другого, принять его в свою среду, перевоплотиться самому.В отношении к другим сказывалась русская всечеловечность. По словам Ф. М. Достоевского, русская душа… гений народа русского, может быть, наиболее способны из всех народов вместить в себя идею всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречия.
Материалы и методы
Выдвинув гипотезу о том, что если развивать душевную чуткость, сострадание к близким людям, и укреплять эти ценности в молодежной среде, то во взаимоотношениях станет меньше равнодушия и отчуждения, мы решили провести анкетирование обучающихся старших классов (9-11). Анкетирование является одним из доступных и распространенных методов проведения социологического исследования.
Составили план своего социологического исследования. План состоял из четырех основных стадий: подготовка, проведение, обработка и анализ данных, оформление результатов, подведение итогов исследования, формулировка выводов.
Перед проведением исследования мы составили анкету. Анкета — это определенным образом структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования.
По форме вопросы делятся на открытые и закрытые. Вопрос открытого типа предусматривает свободную форму ответа, т.е. респондент должен был самостоятельно на него ответить. Закрытые вопросы предполагают наличие готовых вариантов ответов. В анкете использовались вопросы открытого и закрытого типа.
В ходе исследования приняли участие обучающиеся 9- 11 классов МБОУ Заворонежской СОШ Мичуринского района.
Результаты и обсуждение
Результаты анкеты «Что такое равнодушие?»представлены в таблице
№ | Вопрос | 9-а | 9-б | 10 | 11 | Среднее значение в % | Ранжирование (место) |
1. | 1.Как ты думаешь, что такое равнодушие? | ||||||
Безразличие, покой, безучастность по отношению к каким-либо событиям; | 13 | 13 | 14 | 13 | 75% | 1 | |
Спокойное состояние, при котором сохраняется ясность мысли и выдержка; | 6 | 3 | 4 | 6 | 27 % | 2 | |
Невнимательность, холодность, эмоциональная черствость. | 1 | 0 | 0 | 3 | 6% | 3 | |
2.Как ты считаешь, в твоем классе есть равнодушные люди? | |||||||
Да | 9 | 7 | 12 | 13 | 59 % | 1 | |
Нет | 1 | 3 | 4 | 5 | 19 % | 3 | |
Не знаю | 9 | 6 | 2 | 0 | 22 % | 2 | |
3.Считаешь ли ты себя равнодушным человеком? | |||||||
Да | 5 | 0 | 5 | 1 | 16 % | 3 | |
Нет | 3 | 7 | 3 | 5 | 26 % | 2 | |
Не знаю | 2 | 3 | 3 | 0 | 11 % | 4 | |
Иногда я бываю равнодушным (ой). | 9 | 5 | 7 | 12 | 47 % | 1 | |
4. Как ты считаешь, равнодушие – это: | |||||||
Недостаток, с которым нужно бороться; | 4 | 9 | 8 | 7 | 40 % | 1 | |
Достоинство, без которого не выжить в нашем мире; | 9 | 2 | 7 | 8 | 37 % | 2 | |
Болезнь 21 века, которая прогрессирует. | 7 | 4 | 3 | 5 | 27 % | 3 | |
5. В чем корни равнодушия? | |||||||
Воспитание в семье, где все разобщены. | 6 | 0 | 4 | 5 | 21 % | 3 | |
Душевная черствость как ответная реакция на сложности жизни | 11 | 9 | 11 | 11 | 60 % | 1 | |
Жизнь в новых условиях рыночных отношений, культ денег | 0 | 2 | 0 | 4 | 9 % | 4 | |
Ускорение темпа жизни, способ защитыот большого объема негативной информации. | 4 | 5 | 5 | 6 | 29 % | 2 | |
6.На твой взгляд, можно ли бороться с равнодушием? | |||||||
Да | 14 | 6 | 9 | 15 | 63 % | 1 | |
Нет | 1 | 2 | 2 | 0 | 7 % | 3 | |
Не знаю | 4 | 7 | 7 | 3 | 30 % | 2 | |
7. Есть ли оправдание равнодушию? | |||||||
Да | 13 | 11 | 14 | 15 | 75 % | 1 | |
Нет | 6 | 3 | 4 | 3 | 25 % | 2 | |
8.Была ли у вас ситуация, когда вы нуждались в помощи, но никто вам ее не оказал ? | |||||||
Да | 10 | 6 | 9 | 10 | 50 % | 1 | |
Нет | 9 | 9 | 9 | 8 | 50 % | 1 | |
9. Какой рецепт от равнодушия вы предложили бы для своих сверстников? | |||||||
Научиться понимать самого себя и не стесняться выражать свои чувства | 12 | 3 | 5 | 9 | 41 % | 2 | |
Быть внимательным к окружающим, понимать чувства других людей | 7 | 4 | 8 | 11 | 43 % | 1 | |
Проявлять участие в ситуации, когда требуется твоя помощь, не проходить мимо чужой беды. | 5 | 6 | 5 | 7 | 33 % | 3 | |
Не знаю | 3 | 4 | 2 | 0 | 13 % | 4 | |
Свой рецепт | 1 | 0 | 0 | 0 | 3% | 5 |
1.Проведя анализ анкеты, мы увидели, что
75% респондентов понимают равнодушие как безразличие, покой, безучастность по отношению к действиям, событиям;
27%-спокойное состояние, при котором сохраняется ясность мысли и выдержка;
6%- невнимательность, холодность, эмоциональная черствость
2. На вопрос оприсутствии в классе равнодушных людей
59% отвечают, что в их классе есть равнодушные люди;
22 % не знают;
19 % ответили, что у них нет равнодушных;
3.Интересно было выяснить, считают ли ребята себя равнодушным человеком?
47 % ответили, что иногда они бывают равнодушными;
26% нет;
16 % да;
11 % не знают, как себя оценить
4. По мнению большинства опрошенных, равнодушие – это:
40% -недостаток, с которым нужно бороться;
37% - достоинство, без которого не выжить в нашем мире;
27% - болезнь 21 века, которая прогрессирует;
5. Ответы на вопрос, в чем кроятся корни равнодушия, распределились следующим образом:
60%- душевная черствость как ответная реакция на сложности жизни;
29% - считают, что ускорение темпа жизни, способствует равнодушию как способу защиты от большого объема негативной информации;
21% - воспитание в семье, где все разобщены;
9% -жизнь в новых условиях рыночных отношений, культ денег
6.Радует, что по мнению большинства ребят (63%), бороться с равнодушием можно;
30 %- не знают;
7% -невозможно
7. Удивителен тот факт, что только 25%старшеклассников считают, что у равнодушие- нелицеприятно и у него нет оправдания;
Оправдывают, относятся с пониманием к этому явление-75% (у человека могут быть свои проблемы, или как ответная реакция на сложности и негатив своей жизни, или причиненную боль, предательство, когда нет сил бороться со своими жизненными неприятностями или обидами, холодное воспитание, сильная усталость)
8. Вероятно, это связано с тем, что 50% сами сталкивались с такой ситуацией, что они нуждались в помощи, но им никто не помог, пришлось справляться самостоятельно; столько же, 50%, ответили, что такого в их жизни не было никогда.
9.В качестве рецепта от равнодушия ребята предлагают для своих сверстников во- первых,
быть внимательным к окружающим, понимать чувства других людей-43%;
во-вторых, научиться понимать самого себя и не стесняться выражать свои чувства -41%
в- третьих, проявлять участие в ситуации, когда требуется твоя помощь, не проходить мимо чужой беды-33%;
не знают, что делать-13%;
Свой рецепт предлагают- 3% не ставить свои интересы на первое место, принимать других со всеми проблемами, уметь не только принимать, но и отдавать, делиться своими чувствами, не бояться их потратить.
Выводы:
Исследование показало, что тема равнодушия и сострадания очень актуальна для современных старшеклассников.
Большой процент ребят относится с пониманием к закрытости чувств и эмоций сверстников, находит ему объяснение. По мнению43% нужно научиться понимать самого себя, осознавать свои чувства, не стесняться открыто их выражать. Большинство опрошенных нами школьников сталкивались с таким явлением как равнодушие, с тем, что пришлось самим решать свои проблемы, не рассчитывая на помощь извне (50%), сами иногда бывают равнодушными (49%),объясняя это явление как защитную реакцию на сложности жизни, ускорение ее темпа и большого объема негативной информации. Радует тот факт, что 40 % считают равнодушие недостатком, с которым можно и нужно бороться, предлагая научиться проявлять сочувствие, быть внимательными к окружающим людям, научится понимать их чувства (43%), понимать самого себя и не стесняться выражать искренне свои чувства (41%), проявлять участие в ситуации, требующей помощи, не проходить мимо чужой беды (33%).
Заключение
Для начала хочется отметить, что выдвинутая гипотеза частично подтвердилась: если развивать душевную чуткость, сострадание к близким людям, и укреплять эти ценности в молодежной среде, то во взаимоотношениях станет меньше равнодушия и отчуждения, нокак показало наше исследование, этого недостаточно. В результате проведения нашего исследования была выполнена цель работы. Мы узнали,что традиционные общечеловеческие ценности- сочувствие, понимание, открытость, неравнодушие к чужой беде также важны и актуальны для современных подростков, что с равнодушием нужно и можно бороться, пришли к выводу, что при выборе своего жизненного пути надо обращать внимание на тех, кто рядом, кому плохо, кто находится в беде. Особенно нуждаются в нашей помощи те, кто слабее нас – старики, дети, больные и обездоленные люди.
Список литературы
1. Алексеев П.В., А.В.Панин «Философии». - Проспект, 2008.
2. Андреева Г.М. Социальная психология., М. 1980.
3. Бердяев Н. А. О назначении человека.2010.
4.Большой психологический словарь Прайм-Еврознак 2007 г.
5. Канке В. А. Современная этика. -Учебник.2011. 394 с.
6. Лавриненко В.Н., Ратникова В.Т. «Философия». - М.: Юнити-Дана, 2004.
7. Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П. Д. Павленок.- 2-е изд. испр. и доп. -М.: Инфра-М, 2002.
8. Разин А.В. «Философия». - М.: Гардарики, 2006.
9. Этические основы социальной работы. - В кн. «Теория и методика социальной работы» (Краткий курс). М.: 2006,
Ресурсы-интернет
11. https://slovarozhegova.ru/
12. http://www.вокабула.рф/
13. https://gufo.me/dict/psychologie
Приложение 1
Анкета «Что такое равнодушие?»
1.Как ты думаешь, что такое равнодушие?
а) Безразличие, покой, безучастность по отношению к каким-либо людям, животным, действиям, событиям;
б) Спокойное состояние, при котором сохраняется ясность мысли и выдержка;
в) Невнимательность, холодность, эмоциональная черствость.
2.Как ты считаешь, в твоем классе есть равнодушные люди?
а) Да;
б) Нет;
в) Не знаю.
3.Считаешь ли ты себя равнодушным человеком?
а)Да;
б)Нет;
в)Не знаю;
г) Иногда я бываю равнодушным (ой).
4. Как ты считаешь, равнодушие – это:
а)Недостаток, с которым нужно бороться;
б)Достоинство, без которого не выжить в нашем мире;
в)Болезнь 21 века, которая прогрессирует.
5. В чем корни равнодушия?
а) Воспитание в семье, где все разобщены.
б) Душевная черствость как ответная реакция на сложности жизни
в)Жизнь в новых условиях рыночных отношений, культ денег
г)Ускорение темпа жизни, способ защиты от большого объема негативной информации.
6.На твой взгляд, можно ли бороться с равнодушием?
а)Да;
б)Нет;
в)Не знаю.
7. Есть ли оправдание равнодушию? (аргументируйте свой ответ!)
а) Да
б) Нет
8.Была ли у вас ситуация, когда вы нуждались в помощи, но никто вам ее не оказал ? а) Да б) нет |
9. Какой рецепт от равнодушия вы предложили бы для своих сверстников?
а) Научиться понимать самого себя и не стесняться выражать свои чувства
б)Быть внимательным к окружающим, понимать чувства других людей
в)Проявлять участие в ситуации, когда требуется твоя помощь, не проходить мимо чужой беды.
г)Не знаю
д)Свой рецепт
Приложение 2
Памятка для подростков
«Лучшие способы развить в себе сочувствие и сострадание»
Для того чтобы отношения между людьми строились правильно и полноценно, важно понимать чувства близких людей. Такое качество, как сочувствие, делает ваши отношения с окружающими более гармоничными. Для того чтобы уметь выслушать и позаботиться о другом человеке, важно развивать в себе умение разделять любые моменты жизни с другими людьми и стараться понимать их. Наши советы помогут поднатореть в этом деле.
1. Познавайте себя. Прежде чем понять другого человека, сначала нужно понять себя. Поэтому важно знать свои собственные чувства и понимать, что вы чувствуете в определенный момент времени и почему. Вероятность того, что другой человек отреагирует так же, как и вы, очень высока, поэтому размышления о собственных чувствах помогают предсказывать поведение других людей.
2. Постарайтесь понять оппонента. Следующий шаг — попробовать по-настоящему понять другого человека, будь то ваш близкий, друг или коллега. Задавайте вопросы, чтобы лучше разобраться в мироощущении другого человека и его поступках. Это поможет вам лучше разобраться в мотивах, которыми руководствуется ваш оппонент.
3. Поставьте себя на место оппонента. Постарайтесь вообразить себя не самим собой, а тем человеком, который сидит напротив вас и оценить ситуацию с его точки зрения. Разберитесь, что стоит за его эмоциональной реакцией. Вам будет гораздо проще оказать ему эмоциональную поддержку, если вы докопаетесь до истины.
4. Будьте снисходительны. Может случиться так, что поведение другого человека будет вас попросту раздражать. Вполне естественным будет среагировать на него с непониманием и упреками, но не спешите выпускать пар. Вы же не знаете наверняка, что стоит за странным поведением вашего оппонента. Необходимо понять и принять, что эмоциональное поведение человека не делает его злым или плохим. Это важный шаг для осознания вами оппонента, как равноценной вам личности.
5. Защищайте себя. Сострадание способствует укреплению отношений и доверия, но следите за тем, чтобы проявление сочувствия к другим людям не лишало вас вашей собственной энергии. Иногда бывает важно провести эмоциональные границы, чтобы люди не начали использовать вас в качестве «мусорного ведра», в которое можно слить все свои негативные эмоции и уйти в радужном настроении, оставив при этом вас в полном истощении. Помните — во всем нужна мера!
Приложение 3
Мысли и цитаты о равнодушии и сострадании
Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть. (А. П. Чехов)
Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. (М. Саади)
Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла средства от самой ужасной из них – равнодушия. (Х. Келлер)
Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям,- это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом – суть бесчеловечности. (Б. Шоу)
Легко скрыть ненависть, трудно скрыть любовь, всего труднее скрыть равнодушие.
Сострадание – это проявление Любви. Оно должно стать сутью Вашего отношения к другим людям и воздействовать на все наши мысли и поступки» (Далай Лама)
Если вы хотите, чтобы другие были счастливы, научитесь сострадать и сочувствовать. Если вы хотите быть счастливым, научитесь сострадать и сочувствовать. (Далай-Лама)
Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком (А. Шопенгауэр)
Милосердие, сострадание-сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека В. И. Даль
Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования
Ф. М. Достоевский
Тот, кто не имеет сострадания- жесток Б. Мандевиль
Равнодушие — самая страшная болезнь души А. Токвиль
Швейня
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Солдатская шинель
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Пчёлы и муха