Самый яркий объект ночного неба – спутник Земли
Вложение | Размер |
---|---|
zahar_s._mbou_nooosh.docx | 532.5 КБ |
Министерство образования и науки РБ
Заиграевский район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ново-Онохойская основная общеобразовательная школа»
Республиканская дистанционная научно-практическая конференция школьников 2-4 классов «Первые шаги»
Проект
«Самый яркий объект ночного неба – спутник Земли»
Исполнитель: Свиридов Захар,
ученик 4 класса
телефон: 89503873439
Руководитель: Пяткова Надежда Александровна,
учитель начальных классов
телефон: 89834247188
г. Улан-Удэ
2021
Содержание
Введение……………………………………………………………………....3
1 Теоретическая часть ……………………………………………………….
Луна – единственный естественный спутник Земли…………………....4
Галилео Галилей и рельеф лунной поверхности………………………...4
Нил Армстронг: прогулка по Луне……………………………………….5
Фазы Луны…………………………………………………………………5-6
Затмения……………………………………………………………………6
2Исследования…………………………………………………………………
2.1 Опыт №1 «Происхождение Луны» ………………………………………7
2.2 Опыт № 2 «Образование кратеров» ……………………………………...8
2.3 Опыт №3 «Почему Луна не падает на Землю»……………………….….9
2.4 Опыт №24 «Фазы Луны». Наблюдение….……………………………..10-13
3 Практическая часть. Изготовление модели Луны .………………………..14
Заключение …………………………………………………………………….15
Список источников …………………………..………………………………..16
Введение
Как прекрасен наш мир! В нём столько интересного! Меня всегда увлекала тема космоса. Всегда нравилось смотреть познавательные телепередачи о звездах и планетах. Часто родители читали мне книги и журналы, в которых доступно объясняется информация о различных космических объектах.
Тема моего исследовательского проекта «Самый яркий объект ночного неба – спутник Земли». Я выбрал именно Луну, так как она является земным спутником и самое близкое к нашей планете небесное тело. Луна мне кажется большой, хотя её размеры в 80 раз меньше размеров Земли. Глядя в телескоп, я могу подробно рассмотреть ее поверхность.
Актуальность: луна, как самый яркий объект ночного неба, во все времена вызывала и вызывает у людей интерес. Луна - это очень интересный предмет для исследования.
Проблема: постоянно наблюдая за луной, оказалось, что я ничего о ней не знаю. Мне очень захотелось о ней узнать.
Цель: изучение научной информации о луне.
Задачи:
- найти информацию по заданной теме;
- изучить необходимую литературу;
- провести необходимые эксперименты;
- создать макет видимой части луны.
Гипотеза: расширение кругозора по данной теме даст мне возможность заинтересовать других одноклассников
Методы исследования: работа с текстом энциклопедий; с текстом сайтов из интернета, проведение экспериментов.
1Теоретическая часть
1.1 Луна – единственный естественный спутник Земли
Луна – единственный естественный спутник Земли и самое близкое к Земле небесное тело. На Луне нет атмосферы, нет там ни облаков, ни воды, ни туманов, ни радуги, ни зари с рассветом, нет сумерек, ночь сменяется днём и день сменяется ночью мгновенно, нет постепенного перехода от тепла к холоду. Температура на луне сразу падает с точки кипения до температуры межпланетного пространства. На лунном небе нет красок. Над Луной всегда чёрное небо. Звёзды на лунном небе видны днём также хорошо, как и ночью.
Луна влияет на Землю, имеет взаимное притяжение с Солнцем, Землей. Масса предметов на ней уменьшается в шесть раз. Хорошо разбежавшись, на Луне можно перепрыгнуть двухэтажный дом. На луне легко бегать, прыгать, но зато «тяжело» ходить. Делаешь шаг, а он получается два – три метра. Луна вторая по яркости после Солнца и пятая по величине в Солнечной системе. По объёму Луна в 6 раз меньше планеты Земля.
1.2 Галилео Галилей и рельеф лунной поверхности
Первым человеком, посмотревшим на Луну в телескоп, был Галилео Галилей - итальянский учёный. Он был физиком, математиком, механиком и астрономом. В 1609 г. он построил свой первый телескоп, который имел увеличение всего в три раза. Потом ему удалось построить телескоп, дающий увеличение в 32 раза. В 1610 г. Галилео Галилей рассмотрел Луну в телескоп и сделал её описание. Именно ему принадлежит открытие лунных гор и кратеров. На Луне можно выделить три основных типа образований: моря – обширные, тёмные и довольно плоские участки поверхности, покрытые базальтовой лавой; материки – яркие приподнятые области, заполненные множеством больших и маленьких кратеров; горные цепи и небольшие горные системы.
1.3 Нил Армстронг: прогулка по Луне. Первым человеком, ступившим на поверхность Луны, был американский астронавт Нил Армстронг. Случилось это 20 июля 1969 года. Астронавты прилунились в Море Спокойствия, где установили разные приборы и взяли первые пробы грунта.
На Луне нет воздуха и поэтому астронавтам, высадившимся на поверхность нужно было одевать специальные скафандры с запасом воздуха и аппаратом дыхания, на голову одевался шлем с тёмным забралом для защиты глаз от солнечного света! На Луне нет атмосферы, и поэтому никогда не бывает ветра. А это значит, что след, оставленный луноходом, так и останется там навсегда. В декабре 1972 года была запущена последняя лунная экспедиция-«Аполлон-17», с тех пор люди ни разу не были на Луне.
1.4 Фазы Луны
Известно, что Луна меняет свой вид. Сама она, не излучает света, поэтому на небе видна только освещенная Солнцем ее поверхность. Перемещаясь по небу с запада на восток, Луна за месяц догоняет и перегоняет Солнце. При этом происходит смена лунных фаз. В новолуние Луна на небе не видна. У Луны нет слоя атмосферы, и это приводит к весьма любопытным явлениям: температура днём поднимается выше точки кипения воды. Поверхность Луны нагревается до плюс 130° С, ночью температура понижается до минус 170°С. Ночь и день длятся около 15 земных суток, а лунный радиус равен 1738 км, меньше земного в 4 раза. Масса Луны в 81 раз меньше, да и сила притяжения на Луну меньше примерно в 6 раз. Все предметы на Луне в 6 раз легче. В недрах существуют пустоты, которые создают «эхо». Совершая обход вокруг Земли, Луна меняет свой вид – фазы. Луна вращается вокруг нашей планеты за 27-28 дней. Примерно за это же время Луна полностью вращается вокруг своей оси, поэтому мы видим только одну сторону Луны. Луна проходит следующие фазы освещения: новолуние (Луна не видна), неомения (первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа); первая четверть (освещена половина Луны), полнолуние (освещена вся Луна целиком) и последняя четверть (снова освещена половина луны).
Промежуток между фазами называется синодическим месяцем. Свой путь вокруг Земли относительно звезд Луна совершает за 27 суток 7 часов 43 минуты и 12 секунды. Этот период называется сидерическим или звездным месяцем.
Знание лунного календаря, который ведет счет лунным ритмам, может помочь человеку рациональным способом объяснить много загадочного в Природе, правильно реагировать на окружающий мир, оградить себя от многих болезней. Если вы решили начать новую жизнь, то лучше это сделать после новолуния, а не с понедельника, как для нас традиционно привычно. Жизнь в согласии с лунным циклом позволяет сохранять стабильное здоровье, а при лечении болезней с учетом фаз Луны можно получить более эффективное и ускоренное выздоровление.
1.5 Затмения
Несмотря на то, что мы знаем про Луну гораздо больше, чем наши предки, она всё равно притягивает нас к себе, заставляя вглядываться в телескопы, бинокли и просто в небо. Одним из интереснейших видов астрономических явлений, связанных с Луной, являются затмения. Затмения бывают солнечными и лунными: в первом случае, Луна загораживает собою Солнце, а во втором - земная тень скрывает Луну. Затмения случаются в те моменты, когда Солнце, Земля и Луна выстраиваются в одну линии в своем движении. Нетрудно сообразить, что это бывает либо в полнолуние, либо в новолуние. Совсем недавно было полнолуние и частичное лунное затмение за которым я наблюдал. В пятницу, 19 ноября, произошло частное теневое затмение Луны — самое продолжительное за последние пять веков. Затмение было почти полным: тень Земли упала на лунный диск, окрасившись при этом в красноватый оттенок.
2 Исследования
2.1 Происхождение Луны
Существует множество гипотез возникновения Луны. Но большинство ученых придерживаются версии, что Луна образовалась много миллиардов лет назад от столкновения планеты Земля и планеты Тая, орбиты которых сошлись по касательной. До этого жизни на Земле не было. От гигантского столкновения образовалось огромное количество пыли и скальных пород - миллионы миллиардов тонн, которые за миллиарды лет под воздействием сил притяжения склеились в одну большую планету - естественный спутник Земли.
Опыт №1
Возникновение Луны можно увидеть на примере опыта, используя воду и растительное масло. Я налил в стакан воду и добавил растительное масло. После чего размешал ложкой масло и вынул ее. В результате чего было видно, что пузырьки масла похожие на осколки Земли, соединились в одно целое. Так и образовалась Луна.
2.2 Образование кратеров
Углубления в поверхности Луны называются кратерами. Сегодня кратеры на Луне уже не образовываются. Но много лет назад, по мнению учёных это происходило так, сначала к поверхности Луны приближался метеорит, затем он врезался на большой скорости в поверхность, и при этом образовывалось много пыли. Когда пыль оседала, становилось видно, что из-за столкновения метеорита с Луной образовалась вмятина, а в её центре возвышенность. В то время на Луне ещё были вулканы и извержения, лава заполнила кратеры и они стали менее глубокими.
Опыт №2
Возникновение кратеров на Луне можно увидеть на примере опыта, используя емкость с песком и шарик от подшипника. Если бросать шарик в емкость с песком с некоторой высоты, то можно наблюдать углубления которые остаются после падения шарика похожие на кратеры.
2.3 Почему же Луна не падает на Землю и не улетает в космос?
Опыт №3
Для его проведения понадобились ведерко, шпагат, вода.
1. Привязываю пустое ведерко на нить и начинаю вращать вокруг руки. Нить порвалась при большой скорости, ведерко улетело.
2. Ведерко привязал на шпагат и опять вращал, увеличивая скорость. Шпагат не обрывался, сильнее натягивался, ведерко вращалось сначала ниже кулака, а затем в плоскости кулака по окружности.
3. В ведро налил воды, привязал на шпагат и вращал в горизонтальной плоскости. Шпагат не обрывался, сильнее натягивался, свободная поверхность воды становилась в вертикальное положение, ведро вращалось сначала ниже кулака, а затем в плоскости кулака по окружности.
5. Вращал ведро с водой в вертикальной плоскости. При малой скорости вода выливалась из ведра, при большой скорости - нет
Луна удерживается Землей силой притяжения между телами.
Сила, которая не дает Луне "убежать" при вращении – это сила притяжения Земли. Сила, которая не дает Луне упасть на Землю – это центробежная сила, которая возникает при вращении Луны вокруг Земли.
Обращаясь вокруг Земли, Луна движется по орбите со скоростью 1 км/сек, то есть достаточно медленно, чтобы не покинуть свою орбиту и "улететь" в космос, но и достаточно быстро, чтобы не упасть на Землю.
2.4 Фазы Луны
По мере того, как Луна движется вокруг Земли, Солнце освещает ее по-разному. В зависимости от того, какая часть Луны освещена, мы видим её на небе то целиком, то половинкой, то узким серпиком. Часть видимого нами диска Луны, освещенного солнечным светом, называется фазой Луны. Постоянные изменения вида Луны называются лунными фазами. Вот тут я задумался: «А что является причиной смены фаз Луны?» и провёл опыт, описанный в одном из учебников
Опыт №4
Для его проведения мне понадобилась настольная лампа и мячик, где настольная лампа – Солнце, мячик – Луна, я сам – Земля.
Вечером выключаю свет и включаю настольную лампу; беру мячик в руку, поднимаю до уровня лампы и встаю к ней лицом. Лампа светит мячику «в спину», мы видим его тёмным. Начинаю медленно поворачиваться. У мячика с одного бока появляется узкий освещённый серпик. Это соответствует фазе новолуния.
Затем поворачиваюсь дальше. Когда встаю к лампе боком, мячик становится освещённым ровно наполовину. Это соответствует фазе растущей луны.
Далее поворачиваюсь к лампе спиной и вижу, что мячик освещён полностью, как в полнолуние. Встаю к лампе другим боком. Теперь освещена другая половина мячика. Поворачиваюсь дальше и вот мячик – убывающая Луна.
В результате такого исследования я узнал, что луна светит не своим светом, а солнечным, что луна вращается вокруг Земли.
Кроме опыта, в ноябре я провел своё наблюдение за 4-мя фазами луны.
Новолуние
Фаза новолуния наблюдалась 5 ноября. В момент новолуния Луна оказывается между Землей и Солнцем, Солнце освещает ту сторону Луны, которая нам не видна.
Растущая Луна
Фаза растущей Луны наблюдалась с 6-18 ноября года. В период растущей фазы Солнце освещает только часть Луны - серп, повернутый как кружок буквы Р «растущий». С каждым днем он увеличивается, постепенно превращаясь в полукруг.
Полнолуние
Фаза полной Луны наблюдалась 19 ноября. В момент полнолуния Земля расположена между Солнцем и Луной. Луна повернута к нам лицом и полностью освещена Солнцем. Мы видим полный круг.
Убывающая Луна
Фаза убывающей Луны наблюдалась с 20-30 ноября В период фазы спадающей Луны светящийся круг постепенно превращается в серп, только теперь он повернут, как буква С «старый».
Лунный календарь на ноябрь 2021 год
По своим наблюдениям за Луной, я составил календарь.
Фазы Луны расположились в ноябре следующим образом:
5 ноября – Новолуние (Новая Луна). Время Новолуния – 00:15 по московскому времени. Новолуние – в знаке Скорпион
6-18 ноября – Растущая Луна
19 ноября – Полнолуние (Полная Луна). Точное время Полнолуния – в 11:58 по московскому времени. Полнолуние – в знаке Телец
20-30 ноября – Убывающая Луна
3 Практическая часть
Изучив информацию о Луне и проведя несколько экспериментов, мне захотелось изготовить модель видимой части Луны, которая поможет рассмотреть и изучить поверхность видимой части Луны.
Мне понадобились: соленое тесто, металлическая форма( для лепки пельменей), коробка.
Описание работы:
Из соли, муки и воды изготовил тесто, растянул его на металлическую форму, сделал кратеры, дал высохнуть и придал им цвет.
Небо над Луной всегда черное, поэтому звезды и планеты видны даже днем при свете Солнца. В лунных морях никогда не было воды. Свое название они получили за темный цвет, застывшей лавы. На поверхности луны американские астронавты установили памятник космонавтам, погибшим во время космических исследований. На луне так же побывал советский «Луноход-1».
Заключение
В ходе работы над проектом я достиг поставленной цели. Изучил интересующую меня литературу.
Изучение информации о луне расширило мои знания в области астрономии, изменило представления о спутнике Земли – Луне и её влиянии на самочувствие людей разных возрастов. Я научился определять фазы луны, узнал, сколько длится лунный месяц и как это можно определить. Провел несколько исследований, изготовил макет Луны.
Своим трудом хочу поделиться с одноклассниками. В будущем я хочу не останавливаться на изученном, а продолжать исследования дальше.
.
Список источников
1.Абакумова Г. М., Ананьев Г. С., Бондарёв Л. Г . Современная школьная энциклопедия География,. 2008.
2.Гончарова Е.Д. Почемучка. –М.Педагогика, 1987.
3. Дроняев, Б.М., Шалаева Г.П. - Энциклопедия: Все обо всем. – М.,Слово, 2001.
4. Звонов П., //Солнечная система, 2013, №1.
5. Левитан Е.П. Планета Земля. – М.: Просвещение, 2012.
6. Шалаева Г.П. Кто есть кто в мире звезд и планет – М.: Эксмо, 2007
7. Хабер, Хайнц. Звезды- М.:ООО ТД Мир книги,2007.
8. Янг Х., Окслейд К. Погода и небо -С-П.: Балтийская книжная компания, 2008.
9. Детская Энциклопедия «Астрономия и космос» - М.: Росмэн, 2008.
10.Большая школьная энциклопедия для дошкольника. М. Олма – Пресс, 2003.
11.Энциклопедия «Первая энциклопедия маленьких почемучек» Ростов-на Дону 2012г.
12. Новая школьная энциклопедия ” Небесные тела”, М., “Росмен”,2005г
13. “Почемучка” Детская энциклопедия, М., ” Росмен”, 2005г.
14. “Что такое? Кто такой?” детская энциклопедия , М.,”Педагогика –
Пресс“1995 г.
15.http://potomy.ru/world/827.html16. http://ru.wikiped
ia.org/wiki/Солнечная_система.
5 зимних аудиосказок
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Пятёрки
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Кто самый сильный?