Столетиями созидали наши предки Русь Святую. Мы же дали ее разрушить за несколько десятилетий. Мы дали разрушить наши храмы и надругаться над святынями Земли Русской, мы спокойно наблюдали за тем, как богоборцы кощунствовали над мощами святых угодников, над святыми иконами, над подвижниками веры православной, над православными праздниками
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа «История церквей сёл Давыдчи и Алешня Дубровского района» | 72.5 КБ |
Конкурс исследовательских работ - 2011
МБОУ Дубровская №2 средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа
«История церквей сёл Давыдчи и Алешня Дубровского района»
Подпрограммы туристско – краеведческого движения «Отечество»
в номинации «Исчезнувшие памятники России»
Выполнила: ученица 10 класса
МОУ Дубровской №2 средней
общеобразовательной школы
Мамкова Марина Сергеевна
Паспотр серия 1509 номер 813753дата выдачи: 07.09.2009 года
дата рождения:26.07.1995года
Домашний адрес:
242750 Брянская область,
Дубровский район,
п.Дубровка, ул. Гагарина д.28 кв.2
Руководитель: учитель истории
Дубровской №2 средней общеобразовательной школы
Зюзина Нина Дмитриевна
Домашний адрес: 242740
д.Давыдчи. Дубровский район,
Брянская область.
Адрес школы: 242750
Брянская область, п.Дубровка
Микрорайон №1, школа №2
Дубровка - 2011
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………….…1
Библиографический обзор……………………………………………………......2
Методики работы …………………………………………………………………3
Основная часть:
А) История села Давыдчи и его церкви ………………………………………..4
Б) История села Алешни и его церкви……………………………………….…8
Заключение………………………………………………………………………..10
Список используемой литературы……………………………………………..11
Приложения ……………………………………………………………………..12
Ты знаешь, наверное, всё–таки Родина –
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти просёлки, что дедами пройдены
С простыми крестами их русских могил.
К.Симонов
Отечество начинается с твоего уголка, в котором родился и рос. С березки белоствольной, которую ты посадил, с речки, где купался и загорал. С поля, с леса, и, конечно, с города, села. У каждого из них есть своя история, своё название. Если ты помнишь, если ты знаешь их судьбу – значит – ты патриот своей малой родины, отчего края.
Столетиями созидали наши предки Русь Святую. Мы же дали ее разрушить за несколько десятилетий. Мы дали разрушить наши храмы и надругаться над святынями Земли Русской, мы спокойно наблюдали за тем, как богоборцы кощунствовали над мощами святых угодников, над святыми иконами, над подвижниками веры православной, над православными праздниками.
Сегодня явно прослеживается тенденция к возрождению духовности людей, потребности найти свои истоки; возрождается вера, православные святыни.
На территории Дубровского района раньше существовали архитектурные памятники, которые я выбрала объектом моего исследования.
Цель работы: изучить историю существования памятников архитектуры Дубровского района церкви Рождества Богородицы в селе Давыдчи и церкви Святой Живоначальной Троицы в селе Алешня, познакомить с ней одноклассников, жителей района.
Задачи:
- изучить литературные источники, периодические издания, архивные материалы по предмету исследования;
- проанализировать, систематизировать материал;
- оформить стенд для школьного краеведческого музея;
- написать статью в районную газету «Знамя труда».
1
Библиографический обзор
В книге «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область» я познакомилась с научно – справочными статьями о существовавших на территории Дубровского района памятниках архитектуры, градостроительства. Нашла полное описание церкви Рождества Богородицы конца 18 – 19 вв. в селе Давыдчичи, картографический план.
Работая с архивными материалами в Государственном областном архиве в городе Брянск, в книге «Церкви и приходы города Брянска и Брянского уезда»/ Ротапринтное воспроизведение издания «Историческое описание церквей и монастырей Орловской епархии»/ т. 1, Орёл, 1905г., я изучила экономико-географическое положение сёл Давыдчичи и Алешня в 18 – начале 20 вв.; быт и занятия населения, историю возникновения и существования храмов (Приложение №4).
В книге «Современные сведения о церквях и приходах Брянской Епархии»/ Русская Православная Церковь. Московский Патриархат. Брянская Епархия/ Брянск, 2003 г., я узнала о сохранившихся и действующих ныне на территории области церквях и монастырях.
В книге «Краткая история Брянской Епархии»/ Издания Брянского Епархиального Управления/ г. Брянск, 2009 г. моё внимание привлекло возрождение главной святыни Брянской Епархии – Кафедрального Собора, богатый справочный и иллюстрированный материал о церквях, монастырях, соборах Брянщины.
В «Толковом словаре русского языка» Ожегова С. И. и Шведова Н. И. меня заинтересовало значение некоторых слов по данной тематике.
2
Методики работы
3
История села Давыдчи и его церкви.
На северо-западе в 205 верстах от епархиального города Орла находится село Давыдчичи. Риго – Орловская железная дорога пролегает посередине прихода. Приходская деревня Дубровка служила железнодорожной станцией под тем же названием и стояла от приходской деревни в двух верстах. Климат местности был благоприятным для здоровья, почва неплодородная, лесов нет, дрова местными жителями покупались по дорогой цене. Прихожане церкви села Давыдчичи жили бедно. Почему село получило это название, и с каких пор существует там приход с точностью определить нельзя. «Известно одно: приход был открыт в этой местности ещё до 1787 года, ибо 2 июня этого года в селе Давыдчичи сгорела от молнии старая деревянная церковь. В состав прихода в это время входили, кроме села Давыдчичи, деревни Дубровка, Немерь и Фёдоровка с 1418 душами мужского пола и 1459 душами женского пола. На месте сгоревшего от молнии храма впоследствии была построена новая деревянная церковь на средства благотворителей по инициативе приходского пастыря. Сбор пожертвований был поручен крестьянам помещика князя Александра Засекина: Петру Беркутову и Родиону Дубровину – под наблюдением самого князя. Храм начал строиться с благословления епископа Аполлоса». [1]
В 1779 году строительство было закончено, но внутри храма отделочных работ не было произведено. Владельцы местности, сам князь Александр Засекин и трое его сыновей мало жертвовали средств на обустройство храма. После смерти всех членов семьи Засекиных единственная наследница имения князей Анна Ивановна Засекина – жена одного из сыновей князя – стала делать богатые пожертвования в Давыдчичинскую Рождества Богородицы церковь на поминовение души мужа своего Михаила и сына, во цвете лет умершего. Она подарила приходской церкви многое из утвари, одежду, иконы, а также внесла денежные средства на ремонт повреждений в здании храма.
В 1844 году с северной стороны церкви Рождества Богородицы был пристроен придельный алтарь во имя Святого Александра Невского. С этого времени в селе Давыдчичи о храме мало заботились, поэтому с течением времени
4
он приходит в совершенную ветхость. Вследствие этого епархиальное начальство в 1868 году распорядилось запечатать главный алтарь храма, а богослужение и требы исправлять в предельном храме.
В 1868 году преимущественно стараниями приходского священника Тихона Синайского при участии помещика Ивана Афанасьевича Куракина повреждения в здании храма были устранены, и в сентябре того же года началось в храме богослужение. В 1884 году был произведён значительный ремонт храма, и 24 августа того же года с разрешения епископа Симеона церковь была освящена. В
1885 году была построена деревянная колокольня на каменном фундаменте. С мая 1887 года с разрешения епархиального начальства начался капитальный ремонт всей церкви, а потом и постройка южного придела (1) во имя Святого пророка Ильи. Во время капитального ремонта (1887 – 1900) здание было перестроено и получило современный облик. Стены из брёвен, снаружи обшиты тёсом, а внутри оштукатурены, основание кирпичное. Один из своеобразных памятников деревянного зодчества области, купольный храм с центрической композицией в виде равноконечного креста, во многом следующий формам архитектуры классицизма.
Основной объем с широкими и короткими прямоугольными рукавами креста, покрыты двускатными кровлями, увенчан в центре шестнадцатигранным барабаном с высоким граненым куполом и глухим восьмеричком. С западной стороны к нему примыкает удлинённая паперть с четырехгранным ярусом звона, прорезанным широкими арками и завершенным граненой купольной кровлей с луковичной главкой.
_____________________________________________________________________
(1)Придел. В церкви: небольшая боковая пристройка, имеющая дополнительный алтарь. Стр. 590. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. «Толковый словарь русского языка»/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 стр.
5
«Скромный фасадный декор рубежа 19 – 20 вв. состоит из горизонтальной и вертикальной тесовой обшивки стен, тонких накладных досок на углах объемов и
карнизов с фронтонами над рукавами креста. Среди прямоугольных окон с простыми обрамлениями выделяются широкие проемы рукавов креста и апсиды со срезанными верхними углами и дробной расстекловкой в духе модерна. Арочные проемы звона украшены балюстрадами». [4]
В интерьере доминирует центральная часть с барабаном на плоских парусах и куполом. Боковые рукава креста, в которых устроены приделы Александра Невского (северный) и Ильи Пророка (южный), алтарь и паперть, имеют плоские перекрытия. С запада входное крыльцо ведет на паперть, где находится лестница к звону; северный придел имеет отдельный вход с запада. Росписи в центральном объеме, алтаре и приделах относятся к сер. 20 в., а утварь храма – к кон. 19 - 20 в.
Торжественное освящение храма и придела происходило 17 июля 1900 года.
В приходе было две школы: церковно-приходская и школа грамоты. Церковной земли было 36 десятин.
Церковный причт (2) состоял из священника, дьякона и псаломщика.
До 1963 года церковь Рождества Богородицы продолжала служить.
Сёла Давыдчичи и Алешня в 20 веке претерпели судьбу сёл и деревень России. С конца 19 века село Давыдчичи в некоторых церковных книгах упоминается как село Давыдчичи. Только со второй половины 20 века оно именуется как Давыдчи.
______________________________________________________________________
(2)Причт. Служители и певчие в православной церкви.
Стр. 603 Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. «Толковый словарь русского языка»/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 стр.
6
Из воспоминаний старожила деревни Гуреевой Валентины Михайловны: «До 1963 года в церкви шла служба. Здание храма было в хорошем состоянии. Помнится, как в годы Великой Отечественной войны с немецко-фашистскими захватчиками односельчане, жители соседних деревень шли в храм молиться за близких и родных, сражавшихся за свободу Родины. В 1961 году священник церкви пришёл к нам в дом и принёс две иконы на память. Остальное имущество церкви увезли в Рославль. Затем здание храма было колхозным складом. А в 1973 году церковь сломали». (Приложение №2).
Жительница с. Давыдчи Евдокимова Вера Ивановна (1948 года рождения) часто показывает фотографии своего класса и поясняет, что любили тогда школьники (недалеко от церкви школа была) фотографироваться у церковной стены. (Приложение №3).
До сих пор селяне помнят звон колоколов небольшой старинной церквушки, многие века служившей людям, украшавшей округу и хранившую историю судеб многих людских поколений. (Приложение №1).
7
История села Алешня и его церкви.
Село Алешня находится в 210 верстах от епархиального города Орла и 75 верстах от города Брянска. Ближайшая железнодорожная и почтовая станция «Дубровка» Риго-Орловской железной дороги – в шести верстах. В состав прихода, кроме села Алешня, входят следующие деревни: Черкасская Алешня, Студенец, Чепиничи, Жуково, Любимовка. Как село, так и деревни Алешинского прихода расположены в местности, по всем направлениям изрезанной большими оврагами, или, по местному выражению, «логами». В древности эта местность была покрыта лесами, но к 19 веку их уничтожили. Недалеко от села есть рощица, возле которой проходит шоссейная дорога из Брянска на Рославль. Почва местности – суглинок, особенно благоприятная для разведения садов, которых в приходе было немало. Особенности местности: полное отсутствие рек и прудов. Жители пользовались водой из колодцев.
Всех прихожан насчитывалось 1139 душ мужского пола и 1146 душ женского пола. Главное занятие прихожан – земледелие. О времени возникновения прихода не сохранилось каких-либо сведений.
До 1850 года Алешня входила в состав имения Демидовых и относилась к приходу церкви села Рековичи. Первым владельцем Алешни был Прокопий Демидов. От сына Прокопия Амоса деревня Алешня перешла к трём его дочерям: Наталье, Елизавете, Анне. Анна Демидова вскоре осталась единственной владелицей этой деревни. Она была замужем за царским конюшенным Ростиславом, перекрещённым калмыком. Говорят, что Анна вышла замуж за этого человека при условии, что сохранит свою девичью фамилию, которую впоследствии принял и её муж.
Владимир, сын Анны и Ростислава, вышедший в отставку из гвардейской службы, поселился в Алешне и первым делом позаботился о постройке храма, который и был освящён 9 января 1850 года во имя Святой Живоначальной Троицы. В обеспечение храма храмоздатель положил в Государственный банк 5000 рублей с тем, чтобы проценты шли на ремонт и отопление храма. Храм был построен каменный, оштукатуренный внутри и снаружи, однокупольный, однопрестольный,
8
вместимостью 700 человек. Располагался на окраине села Алешня. Отапливался двумя изразцовыми печами. Вокруг церкви была кованная железная ограда, на её территории находилась церковная сторожка. Возле самой церкви был дом священника. Купол и крыша церкви окрашены в зелёный цвет. К церкви примыкает колокольня.
«К приходу с. Алешня по распоряжению епархиального начальства причислены следующие деревни из прихода села Рековичи: Фёдоровка, Студенец, половина деревень Дубровка и Любимовка, а также Немерь. В 1876 году из прихода села Алешня отчислены были в приход села Давыдчичи деревни Дубровка и Немерь, а в возмещение их к Алешинскому приходу причислена д. Жуково из прихода с. Давыдчичи и д. Тютчево из прихода с. Голубея. В 1882 году отчислена в приход с. Давыдчичи и д. Фёдоровка, а к Алешне перешла из прихода села Жабово деревня Чепиничи». [1]
В 1887 году отчислена из прихода с. Алешня в приход с. Рябчи д. Тютчева Слободка. С этого времени приход остаётся без изменений.
В приходе две школы: церковно-приходская и земская. Церковный причт: священник, дьякон, псаломщик.
Богослужения в церкви совершались с 1850 года и до второй четверти 20 века.
Одно из замечательных событий церкви – в Алешинской церкви венчались родители знаменитого на весь мир русского учёного А. Л. Чижевского.
Мать А. Л. Чижевского похоронена возле Алешинской церкви.
В советское время церковь использовалась как зернохранилище, после – как склад минеральных удобрений.
В 2002 году жители села Алешня решили восстановить храм. Епископ Брянский и Севский Феофилакт благословил восстановление. В том же 2002 году Алешинская церковь передана Русской Православной Церкви. С осени 2003 года в Алешинской церкви ведутся восстановительные работы. (Приложение №6)
9
Заключение
Исследуя литературные и архивные материалы, периодические издания я старалась проанализировать и систематизировать собранный материал по данной теме. По стенду «История церквей сёл Давыдчи и Алешня», подготовленному для школьного краеведческого музея, проведена тематическая экскурсия для учащихся 7 – 9 классов. К выходу в печать готовится статья в районной газете «Знамя труда».
В селе Давыдчи неподалёку от места, где была старинная церковь, по инициативе сельской администрации с благословления епископа Брянского и Севского Феофилакта в 2002 году построена деревянная часовня (Приложение №5). Её открытие состоялось 16 сентября 2002 года. Теперь селянам есть, где зажечь свечу памяти.
Надеюсь, что выполненная мною работа будет полезна и интересна моим землякам, внесёт вклад в возрождение истории культуры моего родного края.
«Звон колоколов плывёт державно.
Приутихли рощи и поля.
Ты – исток России православной,
Дубровская отчая земля!»
10
Список используемой литературы:
Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова.
11
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
О путнике
Сказка "Узнай-зеркала"
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Городецкая роспись