Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vika.docx | 61.05 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Кургана
« Лицей № 12»
Проект на тему:
Влияние режима дня на здоровье школьников
Выполнила: ученица 9«А» класса
Ковальчук Виктория
Руководитель проекта:
Рожина Елена Сергеевна
Курган, 2022г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Здоровый образ жизни – это образ жизни человека, помогающий сохранить здоровье и снизить риск неинфекционных заболеваний путём контроля над поведенческими факторами поиска.
Здоровый образ жизни подразумевает: рациональное питание, физическую активность, гигиену (как личную, так и общественную), укрепление психического здоровья, окружающая среда и другие меры по укреплению здоровья.
Принципы образа жизни закладываются в малом возрасте, поэтому для формирования здорового образа жизни важным является формирование здорового образа в этом возрасте – привычки, сформировавшиеся в молодости, зачастую сохраняются во взрослой жизни. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную проблему, составную часть жизни общества в целом, хотя само понятие «здорового образа жизни» однозначно пока еще не определено. В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психики человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы – укрепление здоровья индивидуума. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой форме жизнедеятельности. Здоровый образ жизни предстает как специфическая форма целесообразной активности человека – деятельность, направленная на сохранение, укрепление и улучшение его здоровья.
Цель: установить взаимосвязь между образом жизни школьников и состоянием их здоровья.
Задачи:
1. Установить влияние режима дня на состояние здоровья школьников.
2. Оценить состояние здоровья школьников в соответствии с их режимом дня.
Объект исследования: группа школьников восьмых классов.
Предмет исследования: режим дня.
Актуальность.
Выполнение домашнего задания, дополнительные занятия, занятия в кружках и спортивных секциях вызывают у меня и моих друзей постоянную нехватку времени. В результате чего поздно ложимся, а утром хочется спать. Чувствуется преждевременная усталость, слабость. Вот ряд причин из-за которых мы решила изучить эту проблему и на практике определить пути её решения.
2.Здоровый образ жизни школьников
На современном этапе развития человеческого общества проблема сохранения здоровья подрастающего поколения продолжает оставаться актуальной.
Проведенные в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья детей и молодежи России. Одной из основных причин такого положения является то, что у подрастающего поколения не сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и нет ясного понимания, как следует заботиться о своем здоровье.
Школьники не всегда могут противостоять негативному влиянию со стороны окружающей среды. Развитие информационных технологий, ускорение темпов жизни также повышают требования к физической и психической выносливости детей, их адаптационным способностям. Важными факторами поддержания здоровья являются качество жизни и ЗОЖ (здоровый образ жизни) человека, внешней среды и заболеваниями, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена, экологически грамотное поведение, психическая и эмоциональная устойчивость.
Основными задачами родителей и педагогов являются сформировать у учащихся убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни:
3.Влияние режима дня на состояние здоровья школьников
Режим дня – это определенный распорядок труда, отдыха, питания и сна. Режим – это в первую очередь самодисциплина, добровольное выполнение принятых на себя обязательств. Он приучает каждого к организованности, разумному использованию своего времени. Ритмичность свойственна человеческому организму, отдельным его органам и системам. Поэтому организация и строгое соблюдение режима дня, предусматривающего переход от бодрствования ко сну и наоборот, выполнение гигиенических процедур, различные виды деятельности, отдых, прием пищи в одно и тоже время и др., в соответствии с возрастными особенностями, создают наилучшие условия для жизнедеятельности организма детей и подростков.
Физиологический режим дня обоснован выработкой условных рефлексов, которые со временем закрепляются подчас на всю жизнь в виде устойчивых навыков и привычек и оказывают положительное влияние на функции организма: привычка ложиться спать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию, организм лучше восстанавливает силы; прием пищи в определенное время способствует хорошему аппетиту и помогает лучше усвоению пищи. Установить единый распорядок дня для всех учащихся, единственно, невозможно, но основные его моменты должны соблюдать каждым:
- каждый свой день необходимо начинать с утренней гимнастики (зарядки). Она облегчает переход от сна к рабочему состоянию, позволяет «зарядить» организм бодростью на целый день. Родители и педагоги должны понимать, что кроме утренней гимнастики, физкультпаузы, подвижных игр на переменах, необходимы регулярные занятия спортом и физическим трудом;
- соблюдение личной гигиены – обязательный компонент режима дня;
- содержать свое тело и одежду в чистоте необходимо каждому человеку;
- ежедневно после сна и перед сном следует умываться и чистые зубы;
- руки необходимо мыть с мылом перед каждым приемом пищи;
- питаться надо 4-5 раз в день в строго определенное время.
Формирование позитивного отношения к режиму дня, как и воспитание любых гигиенических навыков, успешнее проходит в начальной школе. От детей нужно мягко, но настойчиво требовать выполнения режима ежедневно без принуждения, т.к. вызывает у большинства из них внутреннее сопротивление. Составить режим дня с учетом особенностей семьи и интересов ребенка не столь трудно. Труднее научить школьника выполнить его. Разъяснительная работа в школе, твердость и повседневный контроль со стороны родителей помогут ребенку соблюдать режим и это станет обязательным в поведенческом стереотипе ребенка.
Одним из важнейших моментов режима дня является отдых, так называемый активный, который заключается в смене одного вида деятельности другим занятие физкультурой и спортом, прогулки, игры, пребывание на свежем воздухе.
4. Исследовательская работа
4.1. Этапы проведения исследования.
Проведение исследования включает следующие этапы:
1. Первым этапом моей работы является подготовка и составление анкеты для проведения исследования. Мы разработали анкету, состоящую из 7 значимых вопросов.
2. Вторым этапом стала работа с анкетами обучающихся восьмых классов.
3. Третьим этапом исследования является получение результатов анкетирования и их анализ.
4.2. Методы исследования.
Методом исследования является анкетирование - сбор первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе респондентов. Для проведения письменного опроса была разработана анкета. (Анкета представлена в приложении).
4.3. Методы обработки полученных данных.
Изучив ряд источников научно-методической литературы мы разработали анкету и провели опрос среди обучающихся 8-х классов. В анкетировании приняли участие 30 респондентов. На первый вопрос в анкете большинство участников выполняют утреннюю зарядку. Результат представлен на диаграмме (рис.1).
Рис.1.
Также ребята активно посещают спортивные секции и кружки, что составляет 62% от опрошенных респондентов (рис.2).
Рис.2.
46% респондентов занимаются закаливанием (рис.3).
Рис.3.
87% респондентов отметили, что редко пропускают уроки физической культуры без уважительной причины. Результаты отображены на диаграмме (рис.4).
Рис.4.
43% участников анкетирования соблюдают режим дня (рис.5).
Рис.5.
На вопрос: «Много ли времени вы проводите в сети Интернет?», большинство респондентов ответили – «нет», что составляет 62% (рис.6.).
Рис.6.
Таким образом можно сделать вывод, что посещение спортивных секций, выполнение ежедневно утренней гимнастики, закаливание, соблюдение режима дня благотворно влияют на состояние здоровья школьников. Однако при организации режима дня следует учитывать состояние здоровья и функциональные особенности возрастного периода. Итак, на основе полученных результатов мы установили, что многие школьники соблюдают режим дня.
Заключение
Режим дня - это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток, который непосредственно влияет на здоровье школьников. Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма. Так, например, подъём работоспособности отмечается с 11.00 до 13.00 часов. Второй подъём с 16.00 до 18.00 часов. Дети легко привыкают к распорядку дня в школе, поэтому и дома следует составить и соблюдать режим дня. Правильный режим дня школьников залог крепкого здоровья и хорошей учебы.
Список литературы
1.Березин И. П. Дергачев Ю. В. «Школа здоровья». Издательство: М.: Московский рабочий 2010 - 221с.
2.Крутецкая В. А. «Правила успеваемости и режима дня школьника». Издательство: Литера 2013 – 40с.
3. .Попова, И.Н. Организация и содержание работы в группах продленного дня: Начальная школа. И.Н.Попова, С.А.Исаева, Е.И.Ромашкова. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 144 с.
4. .Попов, С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). С.В.Попов. - СПб.: СОЮЗ, 2007. - 257 с.
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=587820
FB.ru: http://fb.ru/article/43258/pravilnyiy-rejimdnya-zalog-zdorovya-i-dolgoletiya
Приложение
Анкета
1.Да
2.Нет
2.Посещаете ли вы спортивные секции или кружки?
1. Да
2. Нет
3. Занимаетесь ли вы закаливанием?
1. Да
2. Нет
4. Часто ли пропускаете уроки физкультуры без причины?
1. Да
2. Нет
5.Как часто вы болеете?
1. Часто
2. Редко
6. Соблюдаете ли вы режим дня?
1. Да
2. Нет
7. Много ли вы проводите времени в сети Интернет?
1. Да
2. Нет
Заяц-хваста
Твёрдое - мягкое
Весенняя гроза
Как Снегурочке раскатать тесто?
Иван Васильевич меняет профессию