Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_problemy.docx | 416.8 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Княженская средняя общеобразовательная школа
имени Сергея Дорофеева и Дениса Козлова»
457323, п.Княженский, ул. Генерала Григорьева 36,
Брединского района Челябинской области
Телефон: 8(351)41-76-3-22 e-mail: mou knayqenskay@mail.ru
ОГРН 1027401512247 ИНН/КПП 7427005927/ 745801001
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«Экологические проблемы района»
Тип проекта: социальный
Выполнил:
Крикун Кирилл, 7 класс
Руководитель:
Цыбина Кристина Александровна
учитель географии
Оглавление
1. Общая характеристика Брединского района 4
2. Экологические проблемы района 5
2.2. Загрязнение земельного фонда 7
2.3 Экологические проблемы рек 8
3.Мероприятия, направленные на решение экологических проблем района (на примере своего поселка) 9
Экологическая проблема - это изменение природной среды в результате деятельности человека или стихийных бедствий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы. Это проблема чаще антропогенного характера. Иначе говоря, она возникает вследствие негативного воздействия человека на природу. Экологические проблемы, не знают государственных границ – они глобальны. Антропогенная нагрузка на ландшафты Брединского района и в целом в России оказывает отрицательное влияние на окружающую среду, которые способны изменять жизни всех живых организмов.
Цель: выявить экологические проблемы Брединского района и разработать план реализации проекта и мероприятий для их решения.
Задачи:
Актуальность: В связи с ростом хозяйственной деятельности человека и существенными изменениями окружающей природной среды, появляется острая необходимость в оценке ее состояния и степени благоприятности для человека и других живых существ.
Методы и приёмы:
• сбор информации;
• работа с литературой;
• обработка собранной информации;
• творческая работа по созданию презентации.
Брединский муниципальный район находится на юге Челябинской области на водоразделе рек Тобола и Урала и занимает площадь 5068,2 кв.км., что составляет 5,8 % от общей территории области. По площади район занимает первое место в области.
Граничит на севере с Карталинским районом, на западе – с Кизильским, на юго – западе – с Оренбургской областью, на юге и востоке граница района совпадает с государственной границей между Россией и Казахстаном (108 км). Протяженность района с севера на юг составляет 86 км, с запада на восток – 106 км.
Брединский муниципальный район важен для экономики Челябинской области как сельскохозяйственный район и как территория разведанных запасов полезных ископаемых.
Брединский муниципальный район – один из крупных успешно развивающихся сельскохозяйственных районов. Специализация сельскохозяйственного производства – зерновое хозяйство, мясное скотоводство, заготовка кормов.
Рис. 1 Брединский район на карте Челябинской области
Экологическая проблема - это изменение природной среды в результате деятельности человека, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы. Это проблема чаще антропогенного характера. Иначе говоря, она возникает вследствие негативного воздействия человека на природу.
Экологическая проблема с каждым годом обостряется. Воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьём, почва с каждым днем все
больше и больше загрязняются. Большое количество транспорта загрязняет
воздух, количество родников и колодцев с каждым годом становится меньше,
а количество свалок наоборот увеличивается. Сельскохозяйственные автомобили и фермы загрязняют воду. Растения нас оберегают от разных грязных ядовитых газов. Поэтому мы должны озеленять окружающую нас территорию. Невозможно достичь охраны природы силами одного или нескольких людей. Поэтому нужно стараться, чтобы каждый человек принимал в этом активное участие. Все вместе мы должны уберечь нашу планету от экологической катастрофы.
Сегодня нарушение экологического равновесия выражается во многих формах. Можно сказать, что существует единое мнение о том, что основными формами являются: нерациональная эксплуатация невозобновляемых природных ресурсов (источников сырья и энергии), сопровождаемая опасностью быстро исчерпаться; загрязнение биосферы вредными отходами; большая концентрация хозяйственных объектов, оскудение природных пейзажей и сокращение свободных территорий для отдыха и лечения.
В связи с ростом хозяйственной деятельности человека и существенными изменениями окружающей природной среды появляется острая необходимость в оценке ее состояния и степени благоприятности для человека и других живых существ.
Брединский район - зона интенсивного сельского хозяйства - с целым комплексом экологических проблем, главным образом связаны с истощением природных ресурсов.
Какие же экологические проблемы выявлены мною в районе?
Спонтанно возникают свалки мусора. Мусор – это твердые бытовые отходы (упаковочная пластиковая тара, алюминиевые банки, стекло, очистки и отходы пищевого сырья, бумага и т.д.). Мусором завалены некоторые закоулки сёл, обочины автомобильных дорог, а на некоторых улицах организованы несанкционированные свалки. Весной, когда тает снег перед глазами предстаёт печальная картина: молодая весенняя зелень завалена бытовыми отходами. Проблема мусора признана проблемой номер два в мире (на первом месте – состояние воздуха, на третьем - вода). Проблема отходов мусора стара, как мир. Борьба с мусором, тянущаяся с древних времен, не решена полностью и по сей день. А в последние годы проблема утилизации мусора стала настоящей драмой не только больших городов, но и малых поселков. Человек в своей жизнедеятельности больше всего загрязняет среду бытовым мусором. Бытовой мусор состоит в основном из пищевых отходов, макулатуры, изделий из ткани, консервных банок, металлолома, фольги, стеклотары, изделий из пластмасс, упаковок для пищевых продуктов и батареек. В последнее время идет загрязнение сёл и поселков, и наш район не исключение. В нашем районе население экологически не грамотно и потребительски относится к природе. Любой выброшенный в окружающую среду предмет тут же превращается в несанкционированную свалку. Разбитые бутылки, жестяные банки, все это дело рук людей. Безусловно, большее внимание нужно обратить на человека. Идя по улицам, мы, не задумываясь, бросаем бумажки, окурки сигарет, любой ненужный мусор, очищая свои карманы. Еще ужаснее видеть картину, когда мусор выбрасывают из окон транспорта. Ученые подсчитали, что если
каждый человек бросит хотя бы по одной бумажке в день, то наши улицы будут покрыты плотным слоем бумаги. В европейских городах установлены законы, запрещающие мусорить на улицах, а у нас все это совершается безнаказанно. Кроме того, некоторые жители организуют у своих домов несанкционированные свалки, которые растут с каждым днем. Поэтому наш район местами слишком загрязнен. Таким образом, можно сделать вывод, что основной источник загрязнения наших улиц – ЧЕЛОВЕК.
Уровень развития культуры землепользования в настоящее время достиг состояния, когда практически не осталось неиспользованных земель, а те, что используются человеком, истощены, деградированы и загрязнены продуктами деятельности.
Возделывание зерновых культур сопряжено с использованием большого количества сельскохозяйственной техники, различных сельскохозяйственных орудий, многократно воздействующих на почву. Применяются различные минеральные и органические удобрения, пестициды. Все это, в конечном итоге, не может не сказаться на состоянии окружающей среды. В степной зоне, в которой находится наш район в следствие определенных природно-климатических условий постоянно существует угроза
сельскому хозяйству в результате действия ветровой эрозии, как основной проблемы данной зоны, т. к. происходит смыв гумусового горизонта, истощаются запасы питательных веществ в почве, а следовательно, снижается плодородие. Наибольший вред ветровая эрозия наносит в засушливые годы, когда наряду с почвенной и воздушной засухой увеличивается деятельность ветра. Борьба с этим явлением – одно из ведущих звеньев высокой культуры земледелия. Успех защиты от эрозии во многом зависит от соблюдения основных правил агротехники, применяемых в конкретном месте и от характера использования земли.
Почва загрязняется также при нерациональном применении удобрений. Урожайность многих сельскохозяйственных культур в развитых странах в течение последних 200 лет возросла в несколько раз. Примерно 50% прироста урожая обусловлено применением удобрений. Вместе с тем излишки удобрений могут отрицательно влиять на растительность, часть из них не усваивается и сносится в водоемы. Поступление в водоемы азотных и фосфорных соединений вызывает усиленное развитие синезеленых водорослей, вследствие чего увеличивается потребление ими кислорода, что приводит к гибели рыбы.
Помимо удобрений химическая промышленность мира поставляет сельскому хозяйству во все возрастающем масштабе различные пестициды, применяемые для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур. Однако нерациональное применение пестицидов при возделывание зерновых культур может привести и в ряде случаев уже привело к пагубным последствиям. Эти препараты токсичны для всего живого – от почвы до человека. Их побочный эффект объясняется тем,
что только часть внесенного пестицида воздействует на организм, а остальная, как правило большая часть остается в окружающей среде. Эти препараты могут накапливаться в выращиваемой продукции, участвовать в пищевых цепях, снижать плодородие почвы, вызывать гибель полезной фауны, почвенных микроорганизмов.
В результате интенсивной и недостаточно контролируемой хозяйственной деятельности, произошли коренные изменения в природных ландшафтах малых рек, нарушена их гидрологическая сеть и водный режим, сокращена водоносность. Воздействие антропогенных факторов приводит к изменению годового стока рек района, а также усилению процессов склоновой эрозии.
Главная экологическая особенность малых рек – уязвимость при чрезмерном изъятии воды и интенсивном освоении водосборных территорий. Малые реки – наиболее уязвимый элемент речных систем, так как первыми реагируют на антропогенные изменения. В ходе работы над данным вопросом мы установили основные «болезни» рек Брединского района».
Среди болезней наших рек особо выделяют заиление рек. Это явление прежде всего связано с ведением сельскохозяйственных работ и в частности распашкой пойменных земель. В результате хозяйственной деятельности последних 40-50 лет, связанных с активным гидротехническим строительством, а также увеличением потребления водных ресурсов, произошло обмеление и заиление рек. В результате уменьшилась пропускная и дренирующая способность русел рек, произошло заболачивание и зарастание поймы водной растительностью. На многих реках отсутствует
сток, в связи с маловодностью ухудшились условия среды обитания биоресурсов.
На сегодняшний день в Брединском районе, как и в соседних регионах, практически отсутствуют реки, не нуждающиеся в расчистке. В условиях
возрастающей антропогенной нагрузки исследования экологических проблем малых рек приобретают особую актуальность, так как подобные нарушения осложняют хозяйственное использование водных ресурсов в целом или могут привести к невозможности использования водных ресурсов.
Проводя исследование по экологическим проблемам района, я задумался, а что можем сделать мы, ученики школы и жители поселка Княженский Брединского района для изменения сложившейся ситуации. У меня возник целый план мероприятий, который, думаю, можно будет расширять по мере возможностей. Каждую весну по всему селу проводить акцию «Зеленая волна» по уборке территории от мусора. Известно, что одним из путей борьбы с мусором является его сжигание. Многие жители села пользуются этим методом. Но он экологически вредный, т.к. при горении многие вещества образуют большое количество ядовитых соединений, вызывающих ряд заболеваний, в том числе и онкологические. Другой метод - вторичная переработка сырья. Но данный метод для наших сел является чем-то из области фантастики. Однако некоторые предметы, которые идут в мусор можно использовать вторично в хозяйстве. И если не лениться и приложить фантазию, то из бросового материала можно изготовить различные полезные поделки. Поэтому мы запланировали провести мастер классы по изготовлению полезных вещей из бросового материала, чтобы наглядно каждому доказать, что бросовому материалу можно подарить вторую жизнь. Можно организовать экологическое мероприятие «Мусор: проблемы и
перспективы», обеспечив информационное сопровождение проекта через школьную газету.
Провести классные часы: «Культура обращения с отходами. Раздельный сбор мусора», конкурсов рисунков «Мы за чистый поселок», «Экология района», конкурс стенгазет «Проблемы экологии нашего района» и обеспечить демонстрацию хода реализации проекта на классных и общешкольных родительских собраниях.
Самый эффективный метод заявить о проблеме, на сегодняшний день является агитационная работа. Ведь не зря говорят, что «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». А значит нужно довести до сознания каждого жителя необходимость содержать свой родной поселок в чистоте. С целью привлечь внимание населения к решению проблемы мусора, нами были разработаны информационно-агитационные листовки, которые мы разместили по селу на видных местах (на остановке, у школы, у магазинов). В листовках мы отразили свой призыв к населению: «Жители поселка Княженский! Мы призываем вас обратить внимание на проблему мусора. Знайте! Для разложения бумаги необходимо от 2 до 10 лет, резиновой подошвы ботинок – 50 лет, консервной банки – 90 лет, фильтра от сигареты – 100 лет, полиэтиленового пакета – 200 лет, пластмассы – 500 лет, стекла – 1000 лет. Задумайтесь над этим! Что достанется в наследство Вашим детям?» Также в листовке мы разместили 9 простых правил для охраны окружающей среды. Защита окружающей среды – необходимое условие для жизни, и оно начинается с простых действий, которые доступны каждому. Стоит лишь чуть бережнее и аккуратнее относиться к хрупкому миру вокруг нас – и наша планета станет гораздо чище и уютнее!
1. Выключайте свет и электроприборы, когда вы ими не пользуетесь.
2. Откажитесь от одноразовых полиэтиленовых пакетов и одноразовой пластиковой посуды – помните, что они разлагаются сотни лет.
3. Выключайте воду, когда чистите зубы – лучше всего налить ее в стакан и закрыть кран.
4. Откажитесь от одноразовых батареек, которые, отправляясь в мусор, дают вредные отходы, состоящие из кислот и тяжелых металлов. Аккумуляторы, хоть и тратят электричество при зарядке, наносят меньший ущерб природе.
5. Посадите дерево или просто купите домашнее растение – помните, растения как фильтры поглощают вредные вещества из воздуха.
6. Старайтесь использовать бумажный лист с обеих сторон.
7. Дайте старым вещам и прочитанным журналам второй шанс – относите их в библиотеки, школы, в места, где они нужны, где кто-нибудь обязательно их использует.
8. Вместо воды в одноразовых пластиковых бутылках употребляйте обычную воду из фильтра, которую удобно использовать в специальных эко-бутылках. Эти бутылки многоразового использования экологичны, и с ними всегда можно легко утолить жажду, не вредя окружающей среде.
9. Не бросайте мусор где попало, донесите его до урны.
Практическая часть связана с компанией по привлечению учащихся школы и жителей поселка для решения экологических проблем района. Начать, как мне кажется, нужно с себя, с нашего поселка.
В ходе проведенного исследования по теме проекта были выявлены основные экологические проблемы района. Решение экологической проблемы – это жизнь будущих поколений, т.е. нас. Зачем использовать новые технологии, если через несколько лет человеку на Земле просто нечем будет дышать. Давайте помнить, что человек – это часть природного мира, и поэтому, если погибнет природа, погибнет и человек. Экологическую проблему нужно решать сегодня или завтра будет уже поздно. Мы должны понимать это и беречь природу каждой маленькой точки на огромной карте мира. Оценка экологического состояния одной малой точки на карте, нашей малой родины, дано в этой работе.
Для избежания этих негативных последствий были разработаны различные мероприятия по сохранению и улучшению экологической обстановки нашего района на примере нашего поселка.
В работе нашли свое разрешение поставленные задачи:
1. Выяснили что такое экологическая проблема.
2. Выявили наиболее острые экологические проблемы Брединского района.
3. Разработали план реализации проекта и ряд мероприятий для решения экологических проблем района на примере нашего поселка.
Таким образом, в работе решены поставленные задачи, достигнута цель работы.
Материалы этой работы могут быть использованы: педагогами- географами для комплексного изучения с учащимся особенностей природы Брединского района, для разработки экологических мероприятий. Именно в этом заключается практическая значимость.
Как нарисовать небо акварелью
Подарок
Рукавичка
Муравьиная кухня
Будьте как солнце!