Квадратные уравнения и нестандартные способы их решения
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа | 143.39 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
Индивидуальный проект
КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ.
Предметная область: математика
Автор проекта:
Дычка Виталий,
ученик 10 класса
Руководитель проекта: Ан Вор Сун,
учитель математики
г. Холмск
2022
СОДЕРЖАНИЕ
II. Поисково-исследовательский этап 12
III. Аналитико-оформительский этап 14
Список используемой литературы 17
Приложение 1 Запись уравнений Виетом 19
Приложение 2 «Страшное» уравнение 20
Приложение 3 Пример решения по способу коэффициентов 20
Приложение 4 Пример решения по способу коэффициентов 20
Приложение 5 Пример решения методом выделения полного квадрата 21
Приложение 6 Пример решения методом «переброса» главного коэффициента 21
Приложение 7 Пример решения графическим способом 22
Приложение 8 Пример решения методом разложения левой части 22
Приложение 9 Пример решения квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки 23
Приложение 10 План работы над проектом 24
Практически все, что окружает современного человека - это все так или иначе связано с математикой. А достижения в физике, технике и информационных технологиях не оставляют никакого сомнения, что и в будущем решение многих практических задач сводится к решению квадратных уравнений. Квадратные уравнения - это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Они представляют собой большой и важный класс уравнений, которые решаются как с помощью формул, так и с помощью нестандартных способов. Мне пришла идея рассмотреть те способы решения квадратных уравнений, на которые недостаточно времени уделено на уроках или совсем не рассматриваются в школьном курсе. Вместе с тем, современные научно – методические исследования показывают, что использование разнообразных методов и способов позволяет значительно повысить эффективность и качество изучения решений квадратных уравнений.
Актуальность данной темы заключается в этом, что на различных уроках мы очень часто встречаемся с решением квадратных уравнений. В последние годы выпускные и вступительные экзамены проводятся в форме тестирования, поэтому каждый ученик должен уметь верно, и рационально решать квадратные уравнения, а для этого надо знать и уметь применять эффективные способы решения. Ведь ЕГЭ выявляет не только знания, которые дают на уроке, но и умение ориентироваться в предложенной схеме, уровень тестовой культуры, а также психологическую готовность демонстрировать свои знания и умения в непривычной обстановке.
Проблема: сложность в анализе и подборе рациональных способов решения различных квадратных уравнений.
Цель проекта: систематизировать знания и разработать методическое пособие ввиде буклета для решении квадратных уравнений нестандартными способами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
Теоретические:
Практические:
Объект исследования – квадратные уравнения.
Предмет исследования –способы решения квадратных уравнений
Методы работы над проектом:
Теоретические:
Практические:
Для того чтобы создать буклет я разработал план действий, состоящий из четырех этапов, а именно:
I этап – вводный (погружение в проект) – сентябрь–октябрь 2021 г.
II этап – поисково-исследовательский (практический) – ноябрь – декабрь 2021 г.
III этап – аналитико-оформительский – январь – февраль 2022 г.
IV этап – заключительный – март – апрель 2022 г.
Для выполнения поставленной цели я использовал научно-историческую литературу, математические энциклопедии, которые мне удалось найти с помощью своего учителя, а также интернет - ресурсы. Значимость работы и ее прикладная ценность заключаются в том, что на уроках математики говорят об общих способах решения квадратных уравнений, но про нетрадиционные ничего не говорят, а также с помощью этой работы не только я один узнаю много нового и познавательного о квадратных уравнениях, но, и смогу рассказать все это своим одноклассникам, а также ученикам 8-9 классов.
Алгебра возникла в связи с решением разнообразных задач при помощи уравнений. Обычно в задачах требуется найти одну или несколько неизвестных, зная при этом результаты некоторых действий, произведенных над искомыми и данными величинами. Такие задачи сводятся к решению одного или системы нескольких уравнений, к нахождению искомых с помощью алгебраических действий над данными величинами. В алгебре изучаются общие свойства действий над величинами. Некоторые алгебраические приемы решения линейных и квадратных уравнений были известны еще 4000 лет назад в Древнем Вавилоне. Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до нашей эры вавилоняне.
Задачи:
Содержание и методы деятельности:
Итак, на первом этапе я выбрал тему своей работы: «Квадратные уравнения и способы их решения». Обозначил цели работы, задачи, подобрал необходимую литературу. В ходе изучения исторических, литературных, научных источников я узнал, что тема про квадратные уравнения очень интересная. Именно поэтому меня заинтересовало знакомство с ними. Таким образом, создание буклета о квадратных уравнениях и о способах их решения, стало главной целью моей проектной работы.
Впервые квадратное уравнение сумели решить математики Древнего Египта. Неполные квадратные уравнения и частные виды полных квадратных уравнений умели решать вавилоняне (около 2 тыс. лет до н. э.). Об этом свидетельствует найденные клинописные тексты задач с решениями (в виде рецептов). Некоторые виды квадратных уравнений, сводя их решение к геометрическим построениям, могли решать древнегреческие математики. Приемы решения уравнений без обращения к геометрии дает Диофант Александрийский (III в.). В дошедших до нас шести из 13 книг «Арифметика» содержатся задачи с решениями. Способ решение полных квадратных уравнений Диофант изложил в книгах «Арифметика», которые не сохранились.
Общее правило решения квадратных уравнений, было сформулировано немецким математиком М. Штифелем (1487 - 1567). Выводом формулы решения квадратных уравнений общего вида занимался Виет. Однако свое утверждение он высказывал лишь для положительных корней (отрицательных чисел он не признавал). Франсуа Виет родился в 1540 году в небольшом городке Фонтене-ле-Конт. Примерно в 1571 году он написал большую часть «Математического канона» — капитального труда по тригонометрии (опубликован в 1579 году). Он предложил обозначать неизвестные гласными буквами, а коэффициенты при них — согласными буквами (См. Приложение 1). В 1593 году голландский математик Адриан ван Роумен бросил вызов математикам мира. Он разослал во многие страны «страшное» уравнение (См. Приложение 2). Франсуа Виет тут же, в присутствии короля, министров и гостей, нашёл один корень уравнения. На следующий день Виет нашёл ещё 22 корня уравнения. Остальные 22 корня были отрицательными, а таких корней Виет не признавал. Виет решил это уравнение первым из получивших. После трудов нидерландского математика А. Жирара (1595 - 1632), а также Декарта и Ньютона способ решения квадратных уравнений принял современный вид.
Формулы, выражающие зависимость корней уравнения от его коэффициентов, были выделены Виетом в 1591 г.
Способы решения квадратных уравнений
Первое свойство:
Дано квадратное уравнение ax2 + bx + c = 0. Если a + b + c = 0 (сумма коэффициентов), то x1 = 1, x2 = (См. приложение 3)
Второе свойство:
Дано квадратное уравнение ax2 + bx + c = 0. Если a - b + c = 0 (сумма коэффициентов), когда b взято с противоположным знаком или a + c = b, то x1 = -1, x2 = - (См. Приложение 4)
Метод выделения полного квадрата основан на использовании формул:
Выделение полного квадрата — это такое тождественное преобразование, при котором заданный трехчлен представляется в виде -суммы или разности квадрата двучлена и некоторого числового или буквенного выражения. (См. Приложение 5)
Дано квадратное уравнение ax2 + bx + c = 0. Коэффициент а умножается на свободный член, как бы «перебрасывается» к нему, поэтому его называют способом «переброски». x12 + bx + аc = 0 Далее корни находятся по теореме Виета. Найденные корни делятся на ранее переброшенный коэффициент, благодаря этому мы находим корни уравнения. (См. Приложение 6)
Если в уравнении аx2 + bx + c = 0 перенести второй и третий члены в правую часть, то получим ax2 = –bx–c.
Построим графики зависимостей у = aх2 и у = –bx–c в одной системе координат.
График первой зависимости – парабола, проходящая через начало координат. График второй зависимости – прямая.
Возможны следующие случаи:
Дано квадратное уравнение ax2 + bx + c = 0. Его необходимо привести к виду А(х) · В(х) = 0, где А(х)и В(х)– многочлены относительно х.
Так как произведение равно нулю, тогда и только тогда, когда один из множителей равен нулю, а другой при этом не теряет смысла. Поэтому левая часть уравнения обращается в нуль при: А(х)=0 или В(х)=0. (См. Приложение 8)
Предлагаю следующий способ нахождения корней квадратного уравнения ах2 + bх + с = 0 с помощью циркуля и линейки.
Допустим, что искомая окружность пересекает ось абсцисс в точках В(х1; 0 ) и D (х2; 0), где х1 и х2 - корни уравнения ах2 + bх + с = 0, и проходит через точки А(0; 1) и С(0; ) на оси ординат. Тогда по теореме о секущих имеем OB • OD = OA • OC, откуда OC = = .
Центр окружности находится в точке пересечения перпендикуляров SF и SK, восстановленных в серединах хорд AC и BD, поэтому
Итак:
1) построим точки (центр окружности) и A(0; 1);
2) проведем окружность с радиусом SA;
3) абсциссы точек пересечения этой окружности с осью Ох являются корнями исходного квадратного уравнения.
При этом возможны три случая.
1) Радиус окружности больше ординаты центра (AS > SK, или R > a + ), окружность пересекает ось Ох в двух точках (рис. 6,а) В(х1; 0) и D(х2; 0), где х1 и х2 - корни квадратного уравнения ах2 + bх + с = 0.
2) Радиус окружности равен ординате центра (AS = SB, или R = a + ), окружность касается оси Ох (рис. 6,б) в точке В(х1; 0), где х1 - корень квадратного уравнения.
3) Радиус окружности меньше ординаты центра окружность не имеет общих точек с осью абсцисс (рис.6,в), в этом случае уравнение не имеет решения.
Два решения и
Одно решение
Нет решений. (См. Приложение 9)
Название способа решения квадратных уравнений | Плюсы | Минусы |
Метод выделения полного квадрата | За минимальное количество действий можно найти корни уравнений | Нужно правильно найти все слагаемые для выделения полного квадрата |
Свойства коэффициентов квадратного уравнения | Не требует особых усилий | Подходит только к некоторым уравнениям |
Решение уравнений способом переброски | За минимальное количество действий можно найти корни уравнения, применяется совместно со способом теоремы Виета. | легко найти только целые корни. |
Графическое решение квадратного уравнения | Наглядный способ | Могут быть не точности при составлении графиков |
Разложение левой части уравнения на множители | Дает возможность очень быстро найти корни уравнения. | Нужно правильно вычислить слагаемых для группировки. |
Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки | Наглядный способ |
|
Выводы по результатам этапа:
Задачи:
Для достижения поставленной цели мы составили смету расходов.
Содержание и методы деятельности:
Экономическое обоснование
№ | Статья расходов | Количество | Средства из других источников | Общие расходы |
1 | Приобретение бумаги | 1 пачка | 520 рублей | |
2 | Папка с файлами | 1 шт. | 250 рублей | |
Итого: | 770 рублей |
Благодаря моему учителю Ан А.С., я смог найти достаточно материала (книг, журналов и пр.). Также учитель мне подсказал, где найти информацию, полезную для работы. Именно поэтому, я в полной мере смогу сделать буклет по квадратным уравнениям в помощь для подготовки к экзаменам и олимпиадам.
В ходе поисково-исследовательского этапа, я нашел информацию о квадратных уравнениях, изучил и прочитал несколько книг и интернет-статей о решении квадратных уравнений. Я изучил способы решения уравнений, которые встречаются в материалах ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадах.
Выводы:
Задачи:
Содержание и методы деятельности:
Обработка информации:
Работа над буклетом:
Выводы по результатам работы III этапа:
Задачи:
Содержание и методы деятельности:
Результаты работы:
Выводы:
Работа над проектом завершена. Все задачи работы выполнены. Цель проекта по созданию буклета достигнута. Созданный мною буклет помог мне и учащимся других классов узнать о различных нетрадиционных способах квадратного уравнения.
Данные приемы заслуживают внимания, так как они не отражены в школьных учебниках, но способны существенно облегчить решение некоторых видов квадратных уравнений. А потребность в быстром их решении обусловлена тестовой системой контроля знаний (ГИА и ЕГЭ).
Так как эти методы решения квадратных уравнений просты в применении, то они, безусловно, должны заинтересовать увлекающихся математикой учеников, всё это нам даёт возможность по-другому посмотреть на те задачи, которые ставит перед нами математика.
Я считаю, что процесс решения квадратных уравнений, включающих данные математического характера, способствует развитию логического мышления, умения классифицировать и обобщать, расширяет наш кругозор.
3. Брадис, В.М. Четырехзначные математические таблицы для средней школы. Изд. 57-е. - М., Просвещение, 1990. С. 83.
4. Глейзер, Г.И. История математики в школе. 7-8 классы. – М., Просвещение, 1982.
5. Окунев , А.К. Квадратичные функции, уравнения и неравенства. / Пособие для учителя. - М., Просвещение, 1972.
6. Пресман, А.А. Решение квадратного уравнения с помощью циркуля и линейки. - М., Квант, № 4/72. С. 34.
7. Пичурин, Л.Ф. За страницами учебника алгебры/ Л.Ф. Пичурин. Москва «Просвещение» 1990г.
8. Худобин А.И. Сборник задач по алгебре и элементарным функциям. Пособие для учителя. Изд. 2-е. - М., Просвещение,
9. Соломник , В.С., Милов П.И. Сборник вопросов и задач по математике. Изд. - 4-е, дополн. - М., Высшая школа, 1973.
10. Энциклопедический словарь юного математика. – 2-е издание, испр. и доп. – М.:Педагогика, 1989.
11. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика.- М.: Аванта+, 1999.
12. Nsportal.ru. 10 способов решения квадратных уравнений.
13. gURL:https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2021/03/24/10-sposobov-resheniya-kvadratnyh-uravneniy [электронный ресурс].
Дата обращения: 12.09.2021
14. Infourok.ru. Различные способы решения квадратных уравнений.
URL:https://infourok.ru/proektnaya-rabota-razlichnie-sposobi-resheniya-kvadratnih-uravneniy-3686179.html [электронный ресурс].
Дата обращения: 12.09.2021
15. elementy.ru. Научно-популярный журнал “Квантик”
URL: https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/436032/Fransua_Viet_uchenik_dyavola
Дата обращения: 15.09.2021
Например, уравнение
x3 + 3b2x = 2z3
Виет записывает как
A cubus + B plano 3 in A aequari Z solido 2.
(Степени чисел Виет иногда обозначал иначе, чем степени переменной.) Для уравнений с числовыми коэффициентами обозначения были чуть другими: так, уравнение
x3 − 3x = 1
Виет записывает как
1C − 3N aequatur 1.
45x − 3 795x3 + 95 634x5 − 1 138 500x7 + 7 811 375x9 − 34 512 075x11 + 105 306 075x13 − 232 676 280x15 + 384 942 375x17 − 488 494 125x19 + 483 841 800x21 − 378 658 800x23 + 236 030 652x25 − 117 679 100x27 + 46 955 700x29 − 14 945 040x31 + 3 764 565x33 − 740 259x35 + 111 150x37 − 12 300x39 + 945x41 − 45x43 + x45 = а,
предлагая решить его, к примеру, для
8x2 − 12x + 4 = 0.
a=8; b=-12; c=4;
a-b+c=8-12+4=0
Следовательно, это второе свойство коэффициентов, тогда
Ответ: -1; -0,5
x2 + 6х - 7 = 0.
Выделим в левой части полный квадрат.
Для этого запишем выражение х2 + 6х в следующем виде:
В полученном выражении первое слагаемое - квадрат х2+ 6х = х2 + 2· х ·3.
числа х, а второе - удвоенное произведение х на 3. Поэтому чтобы получить полный квадрат, нужно прибавить 32, так как
х2 + 2·х · 3 + 32 = (х + 3)2.
Преобразуем теперь левую часть уравнения
x2 + 6х - 7 = 0,
прибавляя к ней и вычитая 32. Имеем:
х2 + 6х - 7 = х2 + 2· х · 3 + 32 – 32 - 7 = (х + 3)2 - 9 - 7 = (х + 3)2 - 16.
Таким образом, данное уравнение можно записать так:
(х + 3)2- 16 =0, (х + 3)2= 16.
Следовательно, х + 3 =4 , х1 = 1, или х + 3 = -4, х2 = -7.
Решим уравнение 2х2 – 11х + 15 = 0.
Решение. «Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получим уравнение
х2 – 11х + 30 = 0.
Согласно теореме Виета
х2 – 11х + 30 = 0.
x1=2,5; x2=3
Ответ: 2,5; 3.
х2 ‒ 2х ‒ 3 = 0
Можно представить наше уравнение в виде х2 = 2х + 3. Далее построим в одной системе координат графики функций у = х2 и у = 2х + 3. График
у = х2 представлен на рисунке 1, а оба графика на рисунке 2 рис. 1
рис. 2
Графики пересекаются в двух точках, в них и будут находиться корни, абсциссы точек пересечения являются решением уравнения, х1 = – 1 и х2= 3.
х2 - 6х + 8 = х2- 4x- 2x+ 8= x(x- 4)- 2(x- 4)= (x-2)(x-4).
Следовательно, уравнение можно переписать так:
(x-2)(x-4)= 0.
Произведение равно нулю, если, по крайней мере, один из его множителей равен нулю.
x-2=0 или x-4=0;
х = 2 или х = 4.
Это означает, что числа 2 и 4 являются корнями уравнения х2 - 6х + 8 =0.
Решим уравнение х2 - 2х - 3 = 0 (рис. 7).
Решение. Определим координаты точки центра окружности по формулам:
Проведем окружность радиуса SA, где А (0; 1).
Ответ: х1 = - 1; х2 = 3.
Приложение 10
План работы над проектом
Этап | Сроки | Деятельность ученика | Результат работы |
Вводный | Сентябрь – октябрь 2021 г. | Определение проблемы, формулирование темы, цели, задачи. Составить план работы над проектом. | Определена проблемы проекта. Сформулирована тема, определена цель и задачи. Составлен план работы над проектом. |
Поисково-исследовательский | Ноябрь –декабрь 2021 г. | Поиск источников информации. | Составление примерного списка использованных источников информации. |
Аналитико-оформительский | Январь – февраль 2022 г. | Работа с информацией, решение промежуточных задач. Анализ информации, оформление проекта. Оформление продукта проектной деятельности. | Подготовка презентации. Оформление буклета. |
Заключительный | Март - апрель 2022 г. | Защита проекта, участие в коллективной оценке путем обсуждения результатов. | Защита, объяснение полученных результатов, Оценка. |
Я решил провести опрос среди 8-10 классов с целью выяснения у учащихся о знании нетрадиционных способов решения квадратных уравнений. Было проведено анкетирование среди 90 учащихся по трем вопросам:
По результатам анкетирования были получены следующие результаты:
Вывод: проанализировав полученные результаты, я пришел к выводу, что большинство учащихся используют при решении квадратных уравнений теорему Виета и формулы корней с использованием дискриминанта, а также недостаточно осведомлены о способах решения квадратных уравнений.
Соленая снежинка
Снегири и коты
Северное сияние
Акварельные гвоздики
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши