Мифы, в отличии от сказок, волновала космогония (то есть сотворение и устройство мира, отношения богов и перволюдей (титанов), смена исторических эпох).
Многие учащиеся в школе изучают английский язык. Мы знаем, как составлять тексты, используем многие времена, учим формы глаголов и многое другое. Но более комплексное и полное изучение языка невозможно без изучения истории Великобритании, элементов ее культуры и творчества, в том числе особенностей английской мифологии. А ведь это огромное количество мифов и легенд, отражающих в себе развитие и становление страны, формирование менталитета народа.
В Англии и по сей день люди верят и изо всех сил пытаются доказать другим. Британия по праву считается паранормальной страной, в ней все перевернуто с ног на голову, простое здесь кажется сложным и наоборот. Мистические загадки и легенды Великобритании часто ассоциируются с магическими обрядами, нечистой силой и религией. Все это и придает атмосферу таинственности. Загадки Великобритании в течении многих столетий притягивали внимание тысячи людей.
Это и побудило меня выбрать для своего проекта тему «Мифология в народном творчестве Великобритании», в котором хотелось бы ознакомиться с общим понятием мифологии и с её особенностями в Великобритании. Этим и обусловлена актуальность выбранной нами темы.
Изучая данную тему, мы выявили следующую проблему. В учебных заведениях мало изучается история Великобритании. Что уж говорить о мифах и легендах Великобритании, которые не получили должного внимания в лингвистической литературе. А также отсутствуют конкретные научные данные об особенностях возникновения истории загадочных культурных памятников государства, не говоря уже про период возникновения захватывающих легенд о мифических существах.
В ходе теоретического исследования были рассмотрены труды таких известных авторов и исследователей, как Джозеф Кэмбелл, Редьярд Киплинг, Джон Рональд Руэл Толкин, Джоан Роулинг и другие. Также в нашей работе мы взяли за основу не только литературу, но и британский документальный фильм «Мифы и чудовища».
Целью проекта является знакомство учеников с неизвестной мифической стороной Великобритании и ее историей.
В соответствии с указанной целью решаются следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретические работы по теме проекта;
2. Изучить понятия «миф», «мифология», «легенда» и «мифическое существо»;
3. Изучить многообразие мифических существ и легенд;
4. Сделать выводы.
Объектом является мифология Великобритании.
Предметом является – Мифические существа и легенды
Гипотезой данного проекта является предположение, что применение в учебном процессе дополнительного материала занимательного характера по английской мифологии позволит повысить уровень интереса к изучаемому языку и, как следствие, повысить уровень знаний учащихся.
В работе широко используются такие методы, как:
1. анализ и синтез материала и источников по теме проекта;
2. метод классификации.
Практическая значимость – использование готового продукта исследования на уроках, на занятиях кружков, для повышения познавательного интереса и знаний учеников.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 543
Московского района г.Санкт-Петербурга
Г. Санкт-Петербург, Пр. Космонавтов, д. 28, корп. 4, литера А
телефон: 379-56-06
Индивидуальный проект
тема:
Мифология в Великобритании
Выполнил: ученик _8_ «__А__» класса
Кононов Леонид Романович
Руководитель:
учитель Узолина Наталья Владимировна
Санкт-Петербург, 2022
Содержание:
Введение 3
Глава I. Основная характеристика мифологии 4
1.1 Сущность и происхождение мифологии 4
1.2 Мифологическая история Британии 7
1.3. Мифические существа Великобритании 9
1.4 Символика Великобритании 18
Заключение 19
Список литературы 20
ВВЕДЕНИЕ
Мифы, в отличии от сказок, волновала космогония (то есть сотворение и устройство мира, отношения богов и перволюдей (титанов), смена исторических эпох).
Многие учащиеся в школе изучают английский язык. Мы знаем, как составлять тексты, используем многие времена, учим формы глаголов и многое другое. Но более комплексное и полное изучение языка невозможно без изучения истории Великобритании, элементов ее культуры и творчества, в том числе особенностей английской мифологии. А ведь это огромное количество мифов и легенд, отражающих в себе развитие и становление страны, формирование менталитета народа.
В Англии и по сей день люди верят и изо всех сил пытаются доказать другим. Британия по праву считается паранормальной страной, в ней все перевернуто с ног на голову, простое здесь кажется сложным и наоборот. Мистические загадки и легенды Великобритании часто ассоциируются с магическими обрядами, нечистой силой и религией. Все это и придает атмосферу таинственности. Загадки Великобритании в течении многих столетий притягивали внимание тысячи людей.
Это и побудило меня выбрать для своего проекта тему «Мифология в народном творчестве Великобритании», в котором хотелось бы ознакомиться с общим понятием мифологии и с её особенностями в Великобритании. Этим и обусловлена актуальность выбранной нами темы.
Изучая данную тему, мы выявили следующую проблему. В учебных заведениях мало изучается история Великобритании. Что уж говорить о мифах и легендах Великобритании, которые не получили должного внимания в лингвистической литературе. А также отсутствуют конкретные научные данные об особенностях возникновения истории загадочных культурных памятников государства, не говоря уже про период возникновения захватывающих легенд о мифических существах.
В ходе теоретического исследования были рассмотрены труды таких известных авторов и исследователей, как Джозеф Кэмбелл, Редьярд Киплинг, Джон Рональд Руэл Толкин, Джоан Роулинг и другие. Также в нашей работе мы взяли за основу не только литературу, но и британский документальный фильм «Мифы и чудовища».
Целью проекта является знакомство учеников с неизвестной мифической стороной Великобритании и ее историей.
В соответствии с указанной целью решаются следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретические работы по теме проекта;
2. Изучить понятия «миф», «мифология», «легенда» и «мифическое существо»;
3. Изучить многообразие мифических существ и легенд;
4. Сделать выводы.
Объектом является мифология Великобритании.
Предметом является – Мифические существа и легенды
Гипотезой данного проекта является предположение, что применение в учебном процессе дополнительного материала занимательного характера по английской мифологии позволит повысить уровень интереса к изучаемому языку и, как следствие, повысить уровень знаний учащихся.
В работе широко используются такие методы, как:
1. анализ и синтез материала и источников по теме проекта;
2. метод классификации.
Практическая значимость – использование готового продукта исследования на уроках, на занятиях кружков, для повышения познавательного интереса и знаний учеников.
Глава I. Основная характеристика мифологии
1.1 Сущность и происхождение мифологии
Мифология — особая форма человеческого сознания, способ сохранения традиций в беспрестанно изменяющейся действительности, включает в себя народные сказания (мифы, эпос и т. д.).
Мифология отличается от фольклора тем, что миф — это истинное, или представляющееся таким, знание о мире, принимаемое носителем мифологического сознания как действительное и не подвергающееся сомнению, в отличие от фольклора, который не обязан восприниматься как нечто правдивое и жизнеподобное. Фольклор же есть художественно-эстетическое отображение мира и, являясь своего рода порождением мифологии, он сохраняет те или иные её черты, но не становится ей равным.
Так, Н. Б. Мечковская заключает: «Мифология — это исторически первая форма коллективного сознания народа, целостная картина мира, в которой элементы религиозного, практического, научного, художественного познания ещё не различены и не обособлены друг от друга».
То есть миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека. Миф служил своеобразным способом передачи или некий канал, по которому одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности и культурные блага.
Мифологические представления существовали на определённых стадиях развития практически у всех народов мира. Это подтверждается как изучением истории, так и современных примитивных народов, у каждого из которых существует тот или иной вид мифологии.
Если европейцы, до Эпохи великих географических открытий были знакомы лишь с античной и библейской мифологией, то затем постепенно они узнавали о наличии мифологии у жителей Африки, Америки, Океании, Австралии. В Библии прослеживаются отголоски западно-семитской мифологии.
Таким образом, мифология имманентна человеческому сознанию. Время происхождения мифологических образов не поддаётся определению, их образование неразрывно связано с происхождением языка и сознания.
Миф - не объяснение явлений, т.е. не теория, а выражение веры, переживаемой как действительность. В первобытной культуре миф выполняет важнейшую функцию: он выражает и обобщает верования, обосновывает сложившиеся моральные нормы, доказывает целесообразность обрядов и культов, содержит практические правила человеческого поведения. Миф является прагматическим законом, определяющим религиозную веру и моральную мудрость, подобно священным книгам - Библии, Корану и т.д.
Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл в жизни. Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.
Упрощённое отображение совокупности представлений о мире внутри конкретной мифологической традиции образует мифологическую (мифопоэтическую) модель мира. Миф является прежде всего способом обобщения мира в форме наглядных образов. Отдельные аспекты мира обобщаются не в понятиях, а в чувственно-конкретных, наглядных образах. Совокупность связанных между собой наглядных образов выражает мифологическую картину мира. Мифопоэтическая модель мира не относится к числу понятий эмпирического уровня: носители традиции могут не осознавать модель во всей её полноте.
Мифология условно может быть разделена на три основные группы: первичная мифология, мифология второго плана и низшая мифология:
1) Первичная мифология - исходя из того, что мифологическое мышление базируется на осмыслении окружающего мира и, в частности, природы, к этой группе относится всё, имеющее непосредственное отношение к природным явлениям. Это различные мифы, связанные с природными явлениями, различные культовые действия (обряды и праздники), связанные с Годовым кругом и сопровождающие их мифологические сказания, приуроченные к данному конкретному культовому действию. В группу первичной мифологии также относятся Боги и сказания о них, основанные на природных явлениях, а также мифы творения, рассказывающие о появлении какого-либо природного объекта.
Следствием этого явилось очеловечивание всей природы, всеобщая персонификация, «метафорическое» сопоставление природных, социальных, культурных объектов. На природные объекты переносились человеческие свойства, им приписывалась одушевлённость, разумность, человеческие чувства, часто и внешняя антропоморфность и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных.
2) Мифология второго плана - в эту группу относят все мифологические объекты и сказания, не имеющие непосредственного отношения к природным явлениям. Например, героические песни, мифологизированный народный эпос (в частности – былины) и многое другое, не имеющее непосредственной связи с природными явлениями.
3) Низшая мифология - эта группа включает в себя былички и поверья о низших мифологических существах – духах, домовых, леших и пр. Причём, рассматриваемые мифологические существа могут быть как связанными с природой, так и не имеющими с ней прямой связи. Также в эту группу относят весь комплекс простонародных поверий и примет.
Также мы можем выдвинуть следующую типологию мифов:
1. Космогонические мифы — мифы о творении мира, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Разновидность мифов о происхождении. Родственные им мифы о происхождении (перво)человека называются антропологическими.
2. Солярные мифы – это мифы о солнце в древнем мире. Сюда можно отнести мифологическое происхождение небесного светила, его роль, культ солнца, определение места солнца. Также примерами солярных мифов является обожествление небесного светила и представление луны и солнца в виде пары любовников, а также представление о солнце как о божественном оке или колеснице, что получило большое распространение в древнем мифологическом сознании.
3. Лунарные мифы — мифы о Луне и лунных циклах. Связаны с астральными мифами, прежде всего солярными: луна и солнце противопоставляются друг другу в рамках системы бинарных оппозиций, свойственной мифологическому сознанию (верх — низ, мужское — женское, живое — мёртвое).
4. Астральные мифы — группы мифов, связанных с небесными телами — как со звездами, созвездиями и планетами, так и с солнцем и луной (солярные и лунарные мифы).
5. Эсхатологические мифы — о конце мира. Начавшийся когда-то мир имеет и конец. Он уничтожается по воле богов, в результате мировой катастрофы: потопа, пожара, мора, холода и др. Вина за это чаще всего возлагается на людей, которые нарушают законы, установленные богами.
6. Антропогонические мифы — мифы о происхождении (сотворении) человека (первочеловека), мифических первопредков народа, первой человеческой пары и т. п., составная часть космогонических мифов.
7. Героические - представляют собой описание подвигов и биографию героя-человека. Чаще всего он отличался мужественностью и силой или обладал какими-либо уникальными особенностями. Странствуя по миру, герой совершал подвиги, защищал простых людей, уничтожал чудовищ.
8. Календарные мифы - мифологизация смены временных циклов — дня и ночи (ср. свет и тьма), зимы и лета и т.п. вплоть до космических циклов, исчисляемых при посредстве календаря.
- Мифы об умирающем и воскресающем звере;
- Умирающий и воскресающий Бог;
- Мифы о животных;
9. Культовые мифы — условное название мифов, в которых даётся объяснение (мотивировка) какого-либо обряда (ритуала) или иного культового действия. Тесно связаны с теми или иными религиозно-магическими обрядами, узаконивают и сакрализируют их. Особая разновидность этиологических мифов (мифов, объясняющих появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов).
10. Этиологические - представляют собой попытку древнего человека объяснить причины природных явлений: грозы и грома, землетрясений и ураганов.
11. Тотемические - представляют собой попытку объяснить родство племени с неким животным-тотемом, которое понималось как предок-родоначальник.
Нередко можно встретить и выделенные иначе виды мифов:
- Шумерские;
- Библейские;
- Античные;
- Скандинавские;
- Египетские;
- Древних индейцев.
Современные представления о мифе при всей их разноплановости позволяют сделать некоторые, самые общие заключения:
1) Мифы — это попытка людей осмыслить свое бытие и как бы вжиться в них, сознательно слиться с ними с помощью эмоциональных и логических ассоциаций.
2) Особенности мифологического мышления связаны с нехваткой общих абстрактных понятий - отсюда потребность выражать общее, универсальное через конкретное. Например, в шумерском языке не было слова «убить», использовался оборот «голову палкой ударить». Кроме того, мифологическое мышление отождествляло причинно-следственную зависимость с близостью, сходством, чередованием.
3) Миф отражает интуитивно распознаваемую сознанием первобытного человека закономерность и упорядоченность явлений природы в форме ритмичности, цикличности движения своих образов.
4) Структура мифов отражает, выражает определенные особенности психики человека.
5) Миф связан с коллективным опытом, который для индивида был объектом веры (как мудрость предков). Индивидуальный опыт не мог изменить ее, миф как вера предков, как дело веры самого субъекта не подлежал проверке, не нуждался в логическом обосновании, отсюда коллективно-бессознательная природа мифа.
6) Миф отражал закономерности природы, ввиду слабости абстрактного мышления персонифицировал их, связывал их с сознательно действующей волей, отсюда основное действующее лицо мифологии - божество.
7) Мифология - средство самовыражения человека. Это древнейшая и вечная форма проявления творческих способностей человека. Именно поэтому система мифов, мифологии разного типа обнаруживают себя в основе всех форм и типов человеческой культуры.
1.2 Мифологическая история Британии
Согласно древним легендам и преданиям, первыми жителями острова были гиганты. Один из них, по имени Альбион, был сыном Посейдона. Он погиб в сражении с заехавшим сюда греческим силачом Гераклом.
«Туманным Альбионом» до сих пор называют Британские острова.
Однако есть версия, что это слово связано со словом "альвы", от которого позже произошло слово "эльфы". Альвы в ранней германо-скандинавской мифологии — нестареющая, обладающая магией, прекрасная раса, живущая, как и люди, на Земле, а именно на ее Северном материке.
Потомки Альбиона — великаны — продолжали жить в Британии, когда сюда приплыл Брут, внук троянского царевича Энея.
Средневековый историк Джеффри Монмутский пишет об этом:
«На острове, который назывался тогда Альбионом, не жил никто, кроме немногих гигантов. Тем не менее его чарующие глаз человеческий дивные земли, обилие рек, богатых рыбой, его нетронутые леса внушили как самому Бруту, так и его спутникам страстное желание поселиться на нем». [10]
Словом, Брут и его спутники на Альбионе обрели новую родину. Вождь построил город и нарек его Трояновой (Новой Троей). Со временем название было переиначено в Лондон. На острове имя Брута также претерпело трансформацию: отныне он стал Бритом, его люди — бриттами, а остров — Британией.
В народном фольклоре Корнуолла с тех пор существует древняя легенда о великане Корморане. Он жил в горе Святого Михаила и был убит Джеком, героем сказок «Джек и бобовый стебель» и «Джек — убийца великанов». По всей видимости Корморан был последним британским великаном.
В легендах кроме большого роста часто подчеркивалась другая его необычная особенность - у него было по шесть пальцев на руках и ногах. И легенды возможно были основаны на фактах: фольклорист Мэри Уильямс сообщает, что однажды во время раскопок на горе нашли скелет, который принадлежал человеку ростом свыше 7 футов (210 см). Это безусловно не самый великанский рост, но для людей того времени он мог казаться гигантом (средний рост жителя юга Франции в XIII веке не превышал 154 см).
После смерти Брита его сыновья — Локрин, Камбер и Альбанакт — разделили государство между собой.
Гиганты и люди были далеко не единственным населением острова. В рыцарском романе «Гюон из Бордо» приводится родословная повелителя английских эльфов — Оберона. Бессмертная Кефалония, королева Тайного острова, влюбилась в египетского фараона Нептанеба. Плодом их союза стал всемирно известный полководец Александр Македонский.
Спустя семьсот лет с прекрасной королевой повстречался римский император Юлий Цезарь. У них родился сын Оберон. Мать наделила его многими волшебными свойствами, в том числе способностью читать мысли людей и мгновенно перемещаться в пространстве. Отец даровал ему власть над духами природы.
И все бы хорошо, но злобная кельтская фея Моргана, которую забыли позвать полюбоваться на новорожденного, заколдовала дитя. Из-за ее проклятия он рос только до трехлетнего возраста, а потом остановился. Так и остался — прекрасный лицом, но, увы, убогий телом. Зато в жены взял красавицу Титанию, которая, судя по имени, вела род от греческих великанов.
В свите Оберона особо выделяется Пак, он же Робин Добрый Малый.
Редьярд Киплинг в «Сказках Пака» детально описал внешность этого проказливого духа: «Кусты раздвинулись... Дети увидели маленького, коричневого, широкоплечего человечка с торчащими ушами, курносым носом, косыми голубыми глазами и смеющимся лицом... Дети никак не могли оторвать от него глаз, разглядывая с головы до ног — от темно-синей шапочки, похожей на большой цветок, до голых, покрытых шерстью ног». [10]
И если ирландские фейри жили себе преспокойно в своей стране, то из Англии они убрались, если верить словам Пака, подобру-поздорову.
«Все Жители Холмов, — рассказывал он, — ушли. Я видел, как они пришли в Англию, и я видел, как они ее покинули. Великаны, тролли, водяные, домовые, гоблины, чертенята, бесенята, духи лесов, деревьев, земли и воды, эльфы, феи, русалки, гномы, карлики, колдуны, жители вереска, стражи холмов и хранители сокровищ — все, все ушли. Если же говорить обо мне, то я пришел в Англию вместе с Дубом, Ясенем и Терновником и уйду тогда, когда исчезнут они». [10]
Да, грустная картина: если природа лишается своей души, даже множества душ, то она сохраняет лишь видимость жизни. Впрочем, несмотря на утверждение Пака, далеко не все волшебные существа покинули остров. Они ушли из городов, оставшись там лишь как воспоминание на страницах книг, а из деревень, лесов и болот они вовсе и не исчезали, только отодвинулись чуть подальше.
Именно таким образом он явился перед Роландом — героем книги Алана Гарднера «Элидор»: «С вершины холма он увидел далеко на равнине какое-то возвышение. Груда камней. "Нет, — подумал Роланд, — это башни... и стены... в руинах..." Он глянул направо. И вдруг... Он увидел... нет, ничего... и снова... Огонек. На холме. Слабый... словно свеча догорает... Башни! Золотые башни!»
Фейри могут не появляться на самом деле, а лишь казаться, проявляться призрачными видениями.
«Он взглянул на розовый куст и увидел две мужские фигуры. Они стояли неподвижно... Он обходил их крутом, они становились все уже, а когда взглянул на них сбоку, они и вовсе исчезли».
Словом, не все еще потеряно: фейри живут рядом с англичанами и могут вернуться, если сочтут людей достойными такой чести.
1.3. Мифические существа Великобритании
Мифическое (вымышленное) существо — отражённый в произведениях искусства, но не существующий и не существовавший в действительности живой или одушевлённый объект, биологический вид, представитель несуществующей цивилизации.
Мифические существа могут быть антропоморфными, похожими на людей, зооморфными, основанными на образах или частях образов иных живых существ. Многие существа сочетают части человека и животного. Источники, описывающие мифических существ, их влияние на культуру вызывают как научный, так и массовый интерес.
Теме посвящены многочисленные исторические, антропологические, литературоведческие научные работы. Массовые художественные и научно-популярные издания.
В нашем проекте мы рассмотрим самых известных существ Великобритании через следующую классификацию:
I. Английская мифология;
II. Шотландская мифология;
III. Ирландская мифология;
IV. Валлийская мифология.
V. Легенды Великобритании.
I. Английская мифология.
1. Dobby – добби.
Интересно, что Джоан Роулинг в своих книгах о Гарри Поттере именно так называет домашнего эльфа, который привязан к дому и переходит по наследству. Сложно сказать, есть ли в этом прямая связь, но, если это и совпадение, то весьма любопытное.
Кто же такие доби? Если говорить кратко, это не очень смышленые дальние родственники брауни. Так, многие в старину предпочитали прятать свои сокровища в землю, а охрану сокровищ доверяли брауни. Но что делать, если брауни не оказалось поблизости? Позвать доби, тем более что они никогда не откажут. Правда, справятся ли с задачей, неизвестно. Ведь зазеваться и упустить воришку им ничего не стоит. Вдобавок, будучи крайне доверчивыми созданиями, они вполне могут отдать все ваши сокровища первому встречному. Только не подумайте, это вовсе не со зла, просто душевную доброту очень сложно удержать в узде. Зато вы смело можете поручить им какие-то домашние дела. Но готовьтесь к тому, что яйца будут разбиты, молоко разлито.
2. Goblins – гоблины.
Немало хлопот англичанам доставляют и гоблины. К слову сказать, Хэллоуин берет свое начало именно от гоблинов, которым посвящено немало кельтских сказаний. В эту особенную ночь гоблины привыкли развлекаться, впрочем, как и вся остальная нечисть. Какое любимое развлечение? Конечно же, пугать людей! Они так же, как и гномы, похожи на нас, но вот перепутать человека и гоблина вам вряд ли придется. А все потому, что это безобразные существа, а вдобавок ко всем своим недостаткам, еще и ужасно злобные. Но с природой не поспоришь. Интересно и само происхождение слова «гоблин». Согласно одной из версий, это название пришло из немецкого языка («kobold» в немецком означает «дух шахты») и, в результате искажения, получило такое звучание.
Изначально считалось, что гоблины и упомянутые духи в общем-то ничем и не отличаются. Существует еще одна версия, согласно которой слово пришло в английский из древнегреческого языка, разумеется, претерпев некие видоизменения. В древнегреческом же оно обозначало пеших древнегреческих воинов, которые одним своим обликом могли обратить противника в бегство, поскольку выглядели крайне устрашающе. В общем, суть одна: гоблины – крайне нелицеприятные существа. Согласитесь, даже само название несколько режет слух.
3. Elves – эльфы.
Волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском фольклоре. Известны также под названиями альвы и сиды.
Описания эльфов в различных мифологиях различаются, но, как правило, это красивые, светлые существа, духи леса, дружественные человеку. Они постоянные персонажи сказочной и фантастической литературы, в особенности фэнтези, наряду с гномами, гоблинами и троллями. Во многих произведениях нет фактических различий между эльфами и феями. Если судить только по всемирно известному произведению Дж. Р. Р. Толкиена и фильмов, снятых на его основе, ответ очевиден – добрые. Но вот с ними опять же дело обстоит не так просто. Согласно поверьям германских и скандинавских народов, все эльфы бывают добрыми или злыми. А вот в британской мифологии эльфы – странные существа. Они не злые, но назвать их добрыми язык тоже не поворачивается, ведь у них свои странности и свои проказы. Но на этом фоне один из их пороков проявляется очень явно. Эльфы любят воровать. И если бы они охотились за золотом! Но нет. Им больше по душе новорожденные, которых эльфы часто заменяют своими детьми, а те, в силу особых способностей, своими криками и капризами могут извести не то, что семью, но целое село. Еще им очень нравятся молодые невесты, и их часто уводят в леса и на холмы.
4. Pixie – пикси.
Пикси — в британской мифологии рыжеволосые фейри, зловредные и исподтишковые домовые, разновидность брауни.
Рост у пикси может быть каким угодно — от пяди (бывают пикси, как комары — они похожи на мотыльков, сияющих ярким желтым светом) до нормального человеческого. У типичного пикси рыжие волосы и курносый нос; он ходит в зеленой куртке, а на голове носит громадный островерхий колпак, который закрывает прищуренные, боящиеся солнечного света глаза.
Пикси живут в основном вблизи болот, так как там достаточно мрачно; еще они могут селиться в пещерах (опять же зависит от вида). Пикси принимают борьбу за пещеры наравне с импами и пещерными тролями — импы и пещерные тролли главные враги пикси.
Пикси обладают сопротивлением к некоторым заклинаниям природной магии.
Утверждают, что днем пикси перекидываются в ежей и в таком виде бродят среди смертных. Их любимая забава — сбивать с дороги путников: не случайно о заплутавших говорят: "Пикси попутали". Еще они подбрасывают на дороги куски дерна — человек, наступивший на такой кусок, словно попадает в неведомую страну, все вокруг кажется ему незнакомым, хотя бы он находился в двух шагах от своего дома (в ирландском фольклоре для таких кусков существует свое название — заклятый дерн). Кроме того, пикси крадут лошадей, особенно жеребят и до изнеможения гоняют их ночами по полям. После этого на полях остаются круги, похожие на ведьмины кольца. Если человек ступит в такой круг, он попадет в Волшебную страну и останется в ней до конца своих дней. Впрочем, если ступить в круг одной ногой, ничего страшного не случится: человек увидит танцующих фейри, но повредить ему или залучить его к себе они не смогут.
Самый надежный способ прогнать пикси — это вывернуть наизнанку куртку или показать железный крест.
Впрочем, пикси довольно дружелюбны. Они ухаживают за заброшенными могилами, оставляют на них цветы, помогают по дому, выполняя ту же работу, что и брауни. Правда, домашняя работа им быстро надоедает, и они бросают ее при первом же удобном случае. Если пикси подарить новую одежду, он тут же ее натянет и заявит, что больше работать не будет. По некоторым источникам, пикси — духи детей, умерших до крещения; по другим — это духи друидов или язычников, отошедших в мир иной до пришествия Христа, а потому не попавших ни в рай, ни в ад (рая они не заслуживают, потому как язычники, а чтобы отправиться в ад, недостаточно много грешили).
Также считается, что пикси — духи леса, ростом примерно десять дюймов, без крыльев, с длинными заостренными ушами, остренькими старческими мордочками, в одеждах из травы и листьев и являются скорее своеобразным аналогом германских лесных гномов или русского лешего. Пикси, как и остальные эльфы, способны изменять свою внешность и представать в нескольких обличиях.
Стоит отметить, что пикси упоминались не в одной части «Гарри Поттер» автора Джоан Роулинг.
5. Werewolf – оборотень.
Это человек, способный превращаться в некоторых животных, обычно — в опасных хищников. В мифах и фольклоре различных народов живые существа, обладающие способностью по желанию менять свой облик". Как правило, оборотни имеют два основных обличья — человеческий и звериный. О самой распространённой разновидности оборотня можно прочесть в статье про вервольфа, звериная ипостась которого — волк. Хотя в легендах и сказках упоминается умение людей превращаться и в других животных (мышей, лебедей, гусей, рыб...), тигра (Индия), леопарда, гиену (Африка) или ягуара (Южная Америка).
По преданиям, которые известны всем европейским народам, стать оборотнем довольно просто. Нужно прийти в лес, отыскать гладко срубленный пень, воткнуть в него нож, произнести заклятие и перекувырнуться через этот пень. А чтобы вернуть себе человеческий облик, нужно зайти с другой стороны пня и перекувырнуться обратно. В.И.Даль замечает, что «если нож кем-нибудь похищен, то придется остаться перевертышу на век волком».
В английском фольклоре настоящие оборотни — это боуги и хобгоблины. Но они пользуются своими способностями не столько для того, чтобы навредить людям, сколько чтобы пошалить.»
II. Шотландская мифология:
1. Brownie – брауни, домовые.
Англичане верили, что брауни представляют собой нечто вроде домовых, вот только обитают они не в людских жилищах, а где-нибудь неподалеку, предпочтительно в лесах, для чего сами создают себе норы. Название их обосновано тем, что эти существа имеют бурый окрас (brown − коричневый, бурый). Как и многие создания, они предпочитают не попадаться людям на глаза: днем не выходят вовсе, а ночью – только с превеликой осторожностью, придерживаясь всех правил маскировки и передвигаясь от одного дерева к другому. Брауни совершенно безвредны, если только вы сами не начнете их обижать. А вот нуждающимся в помощи эти создания даже всячески стремятся помочь. Как и домовые, брауни очень хозяйственны, так, например, пока вы мирно отдыхаете ночью, они могут и убраться, и приготовить, и даже постеречь кур, дабы хитрая лиса не прокралась в курятник. Подобный сюжет мы найдем в одной из сказок Гриммов.
Конечно, благодарность за такую неоценимую помощь приветствуется! Всего-навсего кувшин парного молока, да вкусная лепешка. Лакомство лучше оставить там, где брауни сумеет его найти, но ни в коем случае не предлагать! Ведь эти создания столь же своенравны, и оплата за труды может обидеть их до того, что брауни вовсе уйдет из дома.
Знаменитый писатель Роберт Луис Стивенсон утверждал, что ему удалось приспособить своих брауни к литературному делу. Когда он спит, они, мол, внушают ему фантастические сюжеты, например удивительное превращение доктора Джекилла в демонического Хайда, и тот эпизод в "Олалье", где юноша, потомок древнего испанского рода, кусает руку своей сестры.
2. Loch Ness Monster (Nessie) - Лох-Несское чудовище.
Лох-Несское чудовище, или Несси — водное существо, согласно легендам, обитающее в шотландском озере Лох-Несс.
"По преданию, первыми, кто поведал миру о таинственном существе в далеком шотландском озере, были римские легионеры, с мечом в руках осваивавшие кельтские просторы на заре христианской эры. Местные жители увековечили в камне всех представителей шотландской фауны — от оленя до мыши. Единственным каменным изваянием, идентифицировать которое римляне не смогли, было странное изображение длинношеего тюленя исполинских размеров.
Первое письменное упоминание о загадочном существе, обитающем в водах озера Лох-Несс, восходит к 565 году нашей эры. В жизнеописании святого Колумбы, написанном через сто лет после событий Адомнаном, аббатом Ионского монастыря в Шотландии, рассказано о триумфе святого над «водяным зверем» в реке Несс. Настоятель Колумба тогда занимался обращением в веру язычников пиктов и скоттов в своем новом монастыре у западного побережья Шотландии. Однажды он вышел к Лох-Несс и увидел, что местные жители хоронят одного из своих людей — тот был искалечен и убит, когда плавал в озере. Его погубил Нисаг (гэльское название чудовища). Местные жители, вооруженные баграми, чтобы отгонять чудовище, подтащили тело погибшего к берегу. Один из учеников святого легкомысленно бросился в воду и поплыл через узкий пролив, чтобы пригнать лодку. Когда он отплыл от берега, «из воды поднялся странного вида зверь, наподобие гигантской лягушки, только это была не лягушка». Колумба отогнал чудовище с помощью молитвы.
Географический атлас за 1325 год ссылается на «большую рыбу со змеиной шеей и головой» в Лох-Нессе.
Следующее упоминание относится к 1527 году, когда разгневанный дракон крушил на берегу дубы и калечил людей.
Потом он вроде бы надолго утихомирился, но вдруг в 1880 году при полном безветрии и ясном небе на озере перевернулся и пошел ко дну вместе с людьми небольшой парусник. Сразу вспомнили о чудовище, благо нашлись люди, которые видели его.
Таково начало легенды о Лох-Несском чудовище. Весной 1933 года газета «Инвернесс курьер» впервые опубликовала подробный рассказ супружеской четы Маккей, которые воочию столкнулись с Несси. В том же году по северному берегу озера начали строить дорогу. На пустынных берегах появляется много людей, машин, окрестности оглашаются взрывами и ревом моторов. Неизвестно, что больше овладело драконом: раздражение или любопытство, но именно в это время его видели особенно часто. Некий Э. Маунтер организовал вокруг озера сеть наблюдательных пунктов. За 5 недель чудовище показалось 15 раз.
В 1943 году военный летчик Б.Фэррел доложил начальству, что, пролетая над озером на высоте 250 ярдов, он ясно видел Несси.
В 1951 году чудовище видели местный лесник и его приятель. На следующий год миссис Грета Финели с сыном наблюдали Несси в воде у самого берега.
В 1957 году миссис Констанс Уайт, многие годы проживавшая на берегу озера, выпустила книгу «Это более чем легенда», в которой было собрано 117 рассказов очевидцев, видавших Несси. Во всех рассказах внешний вид животного описывался примерно одинаково: толстое массивное тело, длинная шея, маленькая голова.
3. Banshee – Банши.
Банши — в кельтском фольклоре женщина-призрак, явление или крик (стоны) которой предвещает смерть.
Это особая разновидность фей, предугадывающих смерть. Принимают различные облики: от страшной старухи до бледной красавицы. Обычно ходят крадучись среди деревьев, либо летают. Издают пронзительные вопли, в которых будто сливаются крики диких гусей, рыдания ребёнка и волчий вой, оплакивая смерть кого-либо из членов рода. Появляются банши вечером или ночью, перед самым рассветом. Появление их может сопровождаться звуком, похожим на хлопанье крыльев, отсюда миф о том, что плакальщицы способны принимать обличье птиц. Увидеть их можно поблизости от дома, где живёт тот, кому суждено умереть. Иногда привидения заглядывают в окна жилища за несколько часов или даже дней до кончины, но чаще всего они стирают бельё у водоёма. Стирают они не что иное, как саван для будущего мертвеца. Другие варианты – выпачканная в крови одежда и окровавленные внутренности. Это занятие длится всю ночь. Приближаться к ним опасно – это чревато гибелью или травмированием излишне любопытного человека.
III. Ирландская мифология:
1. Лепрекон (Leprechaun) — в ирландском фольклоре озорной фэйри, хранящий золото.
Ирландский гномик, разновидность гоблина, сапожник-любитель, отсюда и этимология названия, от leath brogan (англ.) — башмачник. Лепрекона часто можно застать за изготовлением ботинка, и что интересно — всегда одного, никогда пары. Это зловредный и хитрый маленький паршивец, но есть смысл попытаться его перехитрить, поскольку у каждого лепрекона обязательно есть ловко упрятанный кувшин, полный золотых монет.
Лепреконы, по-видимому — миниатюрные пожилые человечки, по профессии сапожники и, соответственно, большие любители ирландского домашнего самогона. По последней причине трезвые лепреконы в природе встречаются весьма редко. Тем не менее они никогда не напиваются настолько, чтобы это сказывалось на их работе.
Они также часто становятся хранителями старинных сокровищ (оставленных датчанами, когда они расхищали Ирландию). Сокровища обычно находятся в горшочке, а горшочек зарыт в потаенном месте, которое известно только лепрекону. Людей, этих глупых, капризных и жадных существ (по мнению лепреконов), они стараются избегать. Будучи пойманным, лепрекон обещает огромное богатство взамен за свободу.
С собой лепреконы носят два кожаных кошелька. В одном из них — серебряный шиллинг, магическая монетка, которая всегда возвращается в кошелек, если ею расплатиться. В другом они носят золотую монету, которую использует для подкупа честных людей, оказавшись в трудной ситуации. Эта монетка обычно превращается в листья или пепел, как только лепрекон с ней расстается. С лепреконов нельзя сводить глаз, ибо они могут исчезнуть за секунду.
2. Мерроу (Merrows).
Это ирландские русалки, с рыбьим хвостом и небольшими перепонками между пальцами.
Ирландские русалки, как и остальные, красивы, но с рыбьим хвостом и небольшими перепонками между пальцами. Их появление предвещает шторм, но они добрее прочих морских обитателей и часто влюбляются в рыбаков. Говорят, дети от таких союзов часто рождаются покрытые чешуей и, как потомки роанов или дев-тюленей, с перепончатыми руками и ногами. Иногда мерроу выходят на берег в образе мелкого безрогого скота, но в своем обычном обличье носят шапочки из перьев, с помощью которых передвигаются в воде. Если такая шапочка похищена, они не могут вернуться обратно в море.
Мерроу женского пола красивы, а мерроу – мужчины, наоборот, безобразны, у них зеленые лица и тела, красные острые носы и поросячьи глазки. Тем не менее обычно они веселые и дружелюбные.
IV. Валлийская мифология.
1. Fairy – фейри
В кельтском и германском фольклоре существо, обладающее необъяснимыми, сверхъестественными способностями, ведущее скрытый образ жизни.
Английское слово «fairies» имеет довольно позднее происхождение; прежде него в языке бытовало существительное «fays», которое ныне звучит архаично и напыщенно. Это слово считают усеченной формой Fatæ. Три Парки классических времен позже разделились на множество сверхъестественных дам, которые направляют судьбы людей и являются к колыбелям новорожденных. «Fay-erie» изначально обозначало состояние зачарованности или чары, и лишь позднее перешло на феи, владевших этими чарами.
Сейчас термин «fairy» имеет весьма широкое поле значений: здесь и англосаксонские и скандинавские эльфы, и Дине Ши Шотландских гор, и Туата Де Дананн Ирландии, и Тильвит Тег Уэльса, и Честной Двор с Нечестным Двором, и Маленький Народец, Добрые Соседи и многие другие. В это обозначение входят отрядные эльфы и одиночные, эльфы человеческого роста и роста, превышающего человеческий, трехфутовые эльфы и маленькие эльфики; эльфы домашние и дикие, враждебные человеку; подземные и водяные, населяющие озера, реки и море. Сверхъестественные яги, чудовища и буки могут быть отнесены к другой категории, и кроме того, безусловно не следует забывать о волшебных животных.
Существуют разные виды фейри:
- Альвы - в скандинавской мифологии низшие природные духи, прообраз эльфов.
- Аскефруа - в фольклоре германо-скандинавских народов (от Германии и до юга Швеции) дух ясеня, злобное существо женского пола.
- Бендит-и-Мамай - южно-валлийские фейри, которые совершают конные выезды, навещают людские дома и похищают детей.
- Бильвизы - в немецком фольклоре злобные древесные духи, живущие внутри дерева, и имеющие на больших пальцах левых ног серпы вместо ногтей.
- Гвиллионы (Gwyllion) - злые горные эльфы Уэльса. Это безобразные существа женского пола, которые по ночам подстерегают путников на горных дорогах и сбивают их с пути. Уильям Вирт Сайкс посвящает гвиллионам отдельную главу в "Британских гоблинах", противопоставляя им более дружелюбных эллиллон . Победить их, однако, несложно, стоит только вынуть из ножен кинжал; по всей видимости, железо действует на них безотказно.
Есть история о том, что один человек возвращался поздно вечером домой по горному проходу и вдруг увидел впереди гвиллионов. До него донесся звук охотничьего рога, по небу словно промчались невидимые всадники. Он испугался, но, по счастью, вспомнил, что гвиллионов можно отогнать с помощью ножа. Человек обнажил свой кинжал, и фейри мгновенно исчезли.
Также существует предание о некоем фермере, который ночью вышел в дорогу, чтобы к утру добраться до цели. Вскоре он услышал позади себя чей-то крик. Потом крик повторился, но уже ближе. Фермера охватил страх, ибо он заподозрил, что кричит вовсе не человек. Затем крик раздался впереди, и тут фермер понял, что его сбивает с пути самая вредная из гвиллионов — Горная Старуха (Old woman of mountain): у нее диковинная четырехугольная шляпа, одежда пепельных тонов, фартук переброшен через плечо, а в руках то ли горшок, то ли деревянный чан. Не помня себя от страха, фермер бросился бежать, свернул с тропы и спрятался в зарослях вереска. К его великому облегчению, до рассвета оставалось всего ничего; с первыми лучами солнца Горная Старуха исчезла.
Некогда гвиллионы имели обыкновение навещать дома людей в Аберистуите, особенно в бурную погоду, и жители этих домов считали своим долгом принимать их хорошо, опасаясь вреда, который такие гости могли наделать. Гвиллионы дружили с козами и покровительствовали им; часто они принимали обличье козы. Однако козьи бороды по пятницам расчесывали не они, а Тильвит Тег. Терлоитх тэг (Tylwyth Teg), крошечные добрые эльфы валлийского фольклора, чье название буквально переводится как «дивная семейка».
По сути, «Терлоитх тейг» — самое частое название валлийских эльфов, хотя иногда их именуют Бендит-и-Мамай, «матушкино благословение», дабы предотвратить похищение ими ребенка, пользуясь иносказательным названием эльфов. Между этими двумя разновидностями эльфов, по всей видимости, нет никакой разницы. Имеют светлый цвет кожи (или даже полупрозрачны), а также одеваются исключительно в белые одежды. Они светловолосы, сами любят золотые волосы и крадут светловолосых детей у смертных.
Они танцуют и создают эльфийские кольца. Обитают они под землей или же под водой. Девушки - эльфийки охотно выходят замуж за людей и живут со своими мужьями некоторое время. Опасность попасть в их страну кроется в чудесном течении времени в Стране Эльфов. Они одаривают своих любимцев богатыми подарками, но все дары исчезают, если о них проговориться. В сущности, Тильвит Тег разделяют все черты обычного эльфийского народа. Также в "Эльфийском словаре" Катарин Бриггс сказано, что Тильвит Тег расчесывали по пятницам козьи бороды.
- Эллиллоны (Ellyllon) - крошечные добрые эльфы валлийского фольклора. Крошечные добрые эльфы валлийского фольклора. Согласно Уильяму Вирту Сайксу и его "Британским гоблинам", они малы ростом и полупрозрачны, пищей им служат поганки и так называемое "эльфийское масло" или "масло фей" — похожая на грибок субстанция, содержащаяся в корнях старых деревьев и в трещинах известняка. У эллиллонов есть своя королева — Маб, и они меньше ростом, чем Тильвит Тег. В историю, которую Сайксу рассказали в Петерстоне, близ Кардиффа, они выглядят менее эфирными, и больше похожи на сомерсетских пикси.
2. Кumara – кумара
Иначе этого персонажа можно окрестить водяным, который пристально следит за всем, что происходит в море. Внешность у него весьма своеобразная: зеленые волосы вкупе с длинными и зелеными зубами, маленькие глазки, красный нос, короткие ручки и рыбий хвост. Вдобавок, кожа его покрыта чешуей. Работа его заключается в том, чтобы собирать души утонувших моряков, а затем прятать их в ракушки, где, как считает кумара, их ждет просто райская жизнь. Смотрит кумара на свою коллекцию ракушек и не устает радоваться! Если же путнику придется встретить это существо, главное не испугаться и учтиво поздороваться. Будучи в хорошем расположении духа, кумара вполне может предложить вам экскурсию в подводный мир. Вот только не забудьте надеть красную шапочку, которую он вам предложит, иначе и утонуть недолго.
V. Легенды Великобритании
Красивые пейзажи, роскошь дворцов и непривычная культура – да, это всё привлекает туристов в Великобританию. Но настоящий британский дух способны передать только многочисленные легенды этого королевства, которые складывались долгими веками.
Больше всего необычных легенд исторически сложилось в Лондоне, сердце Англии. Многие местные жители и туристы видели там призрак красного двухэтажного автобуса, который с огромной скоростью носится по улицам, причем, без водителя. Говорят, что в 1934 году произошла смертельная авария, виновником был именно водитель автобуса. К слову, сам автобус таинственно исчез после ДТП. С тех пор он часто появляется ровно в 1:15 ночи на лондонских улицах и слепит водителей, заставляя их резко сворачивать.
Перейдем к одному легендарному персонажу - Робин Гуду. Именно тому, что грабил богатых и отдавал добро бедным. Этот разбойник и превосходный стрелок также прочно ассоциируется с Англией, как и король Артур. Рассказы о приключениях Робин Гуда пересказываются уже более 600 лет. Робин изображается как бесстрашный преступник, который возглавляет банду лесных разбойников и борется против тирании принца Джона и шерифа Ноттингемского. Орудует он в Шервудском лесу. Личность, ставшая прототипом этого персонажа не известна, но предполагается, что он жил в начале 14 века во время правления короля Эдуарда Второго. Иногда время легенд передвигают на более поздние века, так как в балладах появляется королева Кэтрин, которую ассоциируют с Екатериной Арагонской. Существует также версия Вальтера Скотта, в которой Робин Гуд жил во второй половине 12 века, то есть в один временной период с Ричардом Львиное Сердце и Иоанном Безземельным, но исторические детали указывают на более позднее время.
Шотландцы обожают призраков — и это не удивительно: у них столько замков, старинных строений и развалин, где для призраков — самое раздолье. Одним из наиболее интересных призрачных мест является подземный квартал под Эдинбургом, о существовании которого немногие туристы знают. Когда в Эдинбурге зверствовала чума в XVII веке, в эти подземные застенки привозили умирать сотни жителей, и теперь здесь обитают их привидения.
Уэльс. Мост Дьявола (Devil’s Bridge), названный так из-за истории, в которой хитрая старушка обманула дьявола, когда шла через этот старинный мост. Как и всякий уважающий себя и путников чертов мост, он состоит из целых трех мостов, построенных друг над другом. Нижние два — каменные, верхний — железный. По Мосту Дьявола люди ходят с 1200 г, переброшен он через речку Мынак в месте ее низвержения в р. Рейдол. То есть мост стоит над водопадом высотой 90 метров. Отсюда и легенда, что прорабом стройки был сам Сатана. В качестве расчета лукавый потребовал душу первого смертного, прошедшего по новому мосту. Местная бабка-собачница перехитрила черта, пустив первой одну из своих собак.
Например, за Долгелау (Dolgellau) возвышается гора Кадер-Идрис (Cader Idris), названная так в честь мифического великана и воина. Говорят, если вы проведете ночь на каменном «Троне Идриса», то вы непременно станете либо поэтом, либо умалишенным, либо покойником.
Также в Великобритании есть очень много легенд о драконах. Мерлин, придворный колдун кельского короля Артура, предсказал сражение красного и белого драконов. Что и произошло. Белый дракон саксов и красный дракон валлийцев (по другой версии кельтов) дрались каждый за свое племя. Оба были сильны и оба были ранены. Их стоны были столь сильны, что уничтожали урожай, убивали скот, а женщины разрешались от бремени раньше срока. И тут бритский король Ллуд понял, что так продолжаться не может и обратился за помощью к своему кузену Ллефелису, который сказал ему вырыть огромную яму посреди королевства и наполнить ее усыпительным зельем. Ллуд так и сделал. Драконы испили зелья, и уснули в той же яме. Ллуд накрыл их волшебным полотном и пленил их. Здесь история раскалывается надвое. По одной версии, драконы так до сих пор и спят в долине Динас Эмрис в Сноудониий в Уэльсе. Согласно другой, какое-то время после этих событий король Вортигерн пытался построить в долине замок, но каждую ночь возведенные стены кем-то разрушаются. Советники короля предлагали ему принести в жертву на этом месте мальчика без отца. Когда подходящего мальчика нашли и рассказали ему, что с ним произойдет, мальчик в ответ рассказал, что все дело в драконах. Тогда король раскопал яму, освободил драконов и красный наконец победил белого.
Северная Ирландия. Нет ничего удивительного в том, что Дорога Гигантов имеет свои легенды и мифы, которые объясняют его появление и образование. Дорога гигантов – уникальная прибрежная местность, представляющая собой около 40 тысяч соединенных между собой базальтовых колонн, образовавшихся в результате древнего извержения вулкана. Прадавние ирландцы верили, что Дорога Гигантов была построена ирландским великаном Финном Мак Кулом для того, чтобы добраться до своего заклятого врага-шотландца, проживавшего на Гебридских островах, и сразиться с ним для того, чтобы решить, кто из них сильнее. Дальше версии немного отличаются друг от друга. По одной из них, увидев, что его соперник больше и мощнее его – Финн убежал. А когда увидел, что шотландец преследует его, подговорил жену запеленать его как ребёнка и оставить спать на берегу. По другой версии, пока ирландец строил дорогу, он так устал, что заснул на побережье, а его жена, увидев, что соперник приближается, запеленала его и выдала за дитя. В любом случае, увидев огромного «младенца», шотландский великан решил, что с его отцом лучше не связываться и убежал, а чтобы ирландец его не догнал, разрушил тропу.
Без сомнения, самая известная ирландская легенда – это легенда о леприконах. Эти традиционные персонажи кельтского фольклора в 20 веке стали настоящим символом Ирландии. Легенда о лепреконах говорит, что они являются отличными сапожниками. Человечки шьют обувь для разных представителей потустороннего мира, например, для фей, которые очень любят танцевать и часто снашивают свои башмачки. Правда, застать лепрекона за работой пока что никому не удавалось – обычно они показываются на глаза только с одним левым ботинком в руках. Многочисленные легенды повествуют о том, что пойманный лепрекон должен выполнить три желания человека и показать ему свой клад. Но маленькие человечки очень хитры и всегда норовят обмануть, например, подсунуть вместо настоящих сокровищ серебряную монету, которая возвращается к хозяину или золотую, которая превращается в листок травы, золу или что-то еще такое малоценное.
И таких увлекательных историй и легенд в Великобритании существует немало.
1.4 Символика Великобритании
Какие ассоциации приходят нам на ум, когда мы говорим о Великобритании? Скорее всего, это Биг-Бен, королева Елизавета, лондонский глаз, мрачный Тауэр, гвардейцы в смешных шапках и традиционное для нас «Овсянка, сэр!»
Все это лишь маленькая часть символики Великобритании, причем эти символы являются английскими, а ведь есть еще Шотландия, Северная Ирландия и Уэльс, о культуре которых мы почти ничего не знаем.
Помимо легенд и существ внимание любого человека, изучающего историю Великобритании, привлечет такое странное название, как война Алой и Белой розы в Англии.
«Война Алой и Белой розы» (1455-1485) – кровавая феодальная борьба за английский престол между двумя линиями королевской династии Плантагенетов - Ланкастерской (в гербе алая роза) и Йоркской (в гербе белая роза)». Соперничество между династиями завершилось свадьбой Генри VII из рода Ланкастеров и принцессы Елизаветы, дочери Эдуарда IV из рода Йорков. Алая роза дома Ланкастеров и белая роза дома Йорков были объединены в форме, которая носит название "Розы Тюдоров". Кровавая война закончилась, а красная роза стала не только символом примирения, но и национальным цветком Англии.
Традиционным символом Англии испокон веков являлся лев – он использовался как геральдический символ в королевских династиях и украшал собой практически каждый флаг и герб, как в самой Британии, так и в ее колониях.
Чертополох - символ Шотландии. Снова история, которая повествует о том, как однажды на спящих шотландцев попытался напасть отряд викингов. Один из нападавших наступил босой ногой на растущий среди травы чертополох. Его крик разбудил спящих шотландцев, и они смогли дать отпор врагам. Растение, спасшее жизнь горцев было названо «Чертополохом – хранителем» и стало символом независимого народа. В 1687 году был создан первый в Шотландии рыцарский орден, Орден Чертополоха. Яков III утвердил растение в качестве национальной эмблемы. В 1702 году изображение чертополоха было введено в герб Великобритании.
Как это удивительно бы не звучало, но официальным животным Шотландии является единорог. И в это можно поверить, зная особую любовь шотландцев к легендам и мифам. Единороги были в большом почете у кельтов, их символизм трактовался практически также как и сегодня: благодать, чистота, исцеление и счастье. Существо было напечатано на золотых монетах, во время правления короля Джеймса III (1466 — 1488). На шотландском королевском гербе изображено два единорога, а наряду со львом изображение единорога по-прежнему размещают на Королевском Пальто.
«Уэльский Дракон» — «красный сказочный дракон, нарисованный на бело-зеленом Подкладочном шелке» — был одним из флагов, предоставленных Генриху VII в Соборе Святого Павла в благодарственном молебне после его победы в Босфоре. Уэльс имеет два растительных символа – желтый нарцисс и лук-парей.
Главным символом Северной Ирландии, помимо лепрекона, является трехлистный клевер. Трёхлистный клевер – растение, на примере которого Святой Патрик объяснял ирландцам концепцию христианского триединства. Существует традиция, согласно которой в день святого нужно носить с собой трилистник и облачаться в зеленый наряд.
Еще одним известным символом Северной Ирландии является Кельтский крест. Кельтский крест – один из вариантов христианского креста, объединение символа солнца с христианским символом, связывающее христианство с языческим солнечным божеством. Появился в Ирландии благодаря Святому Патрику. Кельтские друиды считали его крестом солнца.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы над проектом была подтверждена гипотеза, сформулированная в начале исследования.
Интерес – один из инструментов, побуждающих учащихся к более глубокому познанию предмета. В развитии интереса к предмету, важное значение имеет дополнительный материал, представленный в красочной увлекательной форме.
Надеемся, что мы помогли осознать учащимся, что английский язык это не только грамматика, слова и скука, а это удивительный мир легенд, загадок и мифов - способный формировать и развивать сознание.
При создании проекта нами была замечена и выявлена такая проблема, как: сложность в поиске и обработке нужной информации, так как мало материала посвящено особенностям именно английской мифологии.
Список литературы:
1. Алексеев, М. П. Английская литература [Текст] / М. П. Алексеев. – М., 1983.
2. Аникин, Г. В., Михальская, Н. П. История английской литературы [Текст] / Г. В. Аникин, Н. П. Михальская. - М., 1975.
3. Голубинцев, В. О., Данцев, А. А., Любченко, В. С. Философия для технических вузов. [Текст] / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
4. Дьяконова, Н. Я. Хрестоматия по английской литературе [Текст] / Н. Я. Дьяконова. – Л., 1978.
5. Жирмунский, В. Н. Английская народная баллада [Текст] / В. Н. Жирмунский. - М., 1978.
6. Ивашева, В. В. Английская литература [Текст] / В. В. Ивашева. - М., 1980.
7. Карран, Б. Предания о лесном духе природы. Мифология кельтов [Текст] / Б. Карран. –М.,2011.
8. Киплинг, Р. Д. Старая Англия. Сказания и легенды. Мифология Британских островов [Текст] / Р. Д. Киплинг. – М., 1936.
9. Колуфман, К. И. Страницы Британской истории [Текст] / К. И. Колуфман. – Обнинск: Титул, 1999.
10. Коути, Е. Суеверия викторианской Англии [Текст] / Е. Коути. – М., 2011.
11. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура [Текст] / А. Ф. Лосев. – М., 1991.
12. Прокофьева, С. Л., Гуревич, П. С. Сказки и легенды старой доброй Англии. Культурология [Текст] / С. Л. Прокофьев, П. С. Гуревич. — М.: Гардарики, 2001.
13. Спиркин, А. С. Философия [Текст] / А. С. Спиркин. — М., 2001.
14. Чанышев, Н. А. Философия Древнего Мира [Текст] / Н. А. Чанышев. — М.: Высшая школа, 2001.
15. Шуртаков, К. П. Мировоззрение и методы его формирова ния [Текст] / К. П. Шуртаков. – Казань, 1989
16. Пропп В.Я."Морфология волшебной сказки" [Текст] / В.Я.Пропп Москва – Лабиринт 1998
В поисках капитана Гранта
Пчёлки на разведках
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Прекрасная арфа