исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_okruzhayushchey_sredy.doc | 425.5 КБ |
Проблемы окружающей среды
Исследовательская работа
Автор: Попова Евгения
Ученица 2 класса «а»
МБОУ «Баргузинская сош»
Научный руководитель:
Егорова Галина Семёновна,
учитель начальных классов
Баргузин 2022 г.
Содержание
Введение 3
Окружающая среда. Источники загрязнения 5
Что необходимо каждому человеку и как защитить природу? 5
Анкетирование. Результаты анкетирования 8
Заключение 9
Список литературы 10
Приложения 11
Введение
Актуальность. С каждым годом проблема загрязнения окружающей среды становится все актуальнее. Как часто мы слышим слова: загрязнение, потребительское отношение, экологическая катастрофа. Люди предпринимают меры для защиты природы, но их недостаточно. На уроках окружающего мира мы очень много говорим об экологии, с раннего детства нас учат правилам поведения по отношению к природе. Именно защите природы посвящена наша исследовательская работа.
Проект поднимает проблему загрязнения окружающей среды.
Объект исследования: окружающая среда.
Предмет исследования: окружающая среда и ее загрязнение.
На основе актуальности проблемы нами определена тема исследования: Загрязнение окружающей среды.
Цели исследования – изучить проблему загрязнения окружающей среды и найти посильные для школьников пути ее решения.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
Гипотеза исследования: если изучить проблему и привлечь внимание учащихся для ее решения, то ученики начальных классов школы могут оказывать ежедневную помощь по улучшению экологической ситуации в нашем городе.
Основные этапы исследования:
Методы исследования:
Практическая значимость нашей исследовательской работы заключается в том, что презентация может быть использована на классных часах с учениками начальной школы.
Окружающая среда. Источники загрязнения
«Окружающая среда – внешняя среда, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, человека и их взаимодействие.» [3]
Источники загрязнения окружающей среды внашем районе:
В нашем районе нет предприятий по переработке мусора и отходов, а места свалок неблагоприятно сказываются на окружающей среде.
Что необходимо каждому человеку и как защитить природу?
С младших классов нас учат, что человек и природа едины, что нельзя отделить одного от другого. Мы познаем развитие нашей планеты, особенности ее строения и устройства. Атмосфера, почва, вода – это, пожалуй, самые главные составляющие нормальной жизни человека. Но почему тогда каждый год загрязнение окружающей среды идет все дальше и выходит на все большие масштабы? Давайте рассмотрим основные проблемы окружающей среды.
Вода. Всем растениям и животным для существования нужна чистая вода. Одни пьют её, другие живут в ней. Понимание важности воды для людей не мешает человеку загрязнять важный источник жизни нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами, радиоактивными веществами, стоками и синтетическими удобрениями.
В загрязненной воде содержится большое количество ксенобиотиков — веществ, чуждых организму человека или животного. Если такая вода попадает в пищевую цепочку, это может привести к серьезным пищевым отравлениям и даже летальному исходу всех участников цепи.
Сточные воды заводов, суда с ядерными реакторами и просто дождь или снег могут привести к заражению воды.
Канализационные стоки, несущие в себе множество мусора: моющие средства, остатки пищи, мелкие бытовые отходы способствуют размножению другим патогенным организмам, которые дают ряд заболеваний.
Дополнительным источникам загрязнения природных вод являются удобрения и ядохимикаты.
Решение:
Почва. Большую часть еды, которой питается человек, приносит почва: от злаковых культур до редких видов фруктов и овощей. Загрязнение почвы — это попадание в нее токсичных химических веществ и мусора в высоких количествах.
Основные источники загрязнения почвы:
В первом случае загрязнение почвы происходит из-за обычного мусора, который выбрасывается в неположенных местах. Но главной причиной следует назвать именно свалки. Сжигаемые отходы ведут к засорению больших территорий, а продукты горения портят почву безвозвратно, засоряя всю окружающую среду.
Промышленные предприятия выбрасывают множество токсичных веществ, тяжелых металлов и химических соединений. Именно этот источник загрязнения ведет к техногенному загрязнению почвы.
Чрезмерное выпахивание земли, пестициды, ядохимикаты и удобрения приводят к значительной эрозии почвы и опустыниванию.
Именно от состояния почвы зависит рост растений, так как листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества фитонциды, они очищают воздух, поглощают углекислый газ и выделяют огромное количество кислорода.
Очень много бытовых отходов вывозят за пределы села. Сжигание мусора на свалках сопровождается выделением ядовитых веществ, которые оседают на поверхность почв и трудно смываются дождями.
При этом плодородная земля уничтожается, засыпаясь карьерами и отвалами.
Решение:
Атмосфера в виде газообразной оболочки Земли имеет большую ценность, поскольку защищает планету от космической радиации, воздействует на рельеф, определяет климат Земли и ее тепловой фон.
Основными загрязнителями в данном случае выступают химические заводы, топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство и автомобили. Они приводят к появлению в составе воздуха меди, ртути, свинца и других металлов.
Теплоэлектростанции несут в наши дома свет и тепло, однако, параллельно они выбрасывают огромное количество углекислого газа, пыль и сажу в атмосферу. Причиной кислотных дождей являются отходы, выбрасываемые с химических заводов.
Решение:
Анкетирование. Результаты анкетирования
Для достоверности исследования мы решили узнать, насколько хорошо ученики нашей школы знают правила поведения в окружающей среде, а главное, соблюдаются ли эти правила на практике.
Нами была разработана анкета (Приложение 1). Для начала мы поинтересовались, знают ли ученики что такое окружающая среда и на что больше всегда влияет загрязнение. Во втором блоке вопросов ребята должны были оценить свое поведение по отношению к природе.
Опрос проводился среди учеников 2 классов, для достоверности мы сделали анкету анонимной. Следует отметить, что уже на этапе опроса ученики проявляли интерес к проблеме нашего исследования, активно обсуждали вопросы и свой выбор, задумывались над ответами и анализировали свое поведение по отношению к природе.
После проведения анкетирования мы подвели результаты (Приложение 2). Как видно из диаграммы, почти все ученики знают что такое окружающая среда и какие ее составляющие больше всего страдают от загрязнения. Поведение по отношению к окружающей среде, к сожалению, не было верным у многих учеников.
Проанализировав результаты анкеты мы пришли к выводу: нужно создать презентацию на тему «Загрязнение окружающей среды. Что можем сделать мы?» и провести классный час на эту тему для привлечения внимания к проблеме нашей природы.
На основе выводов нами была подготовлена презентация на тему: «Загрязнение окружающей среды. Что можем сделать мы?», которая была представлена на классном часе ученикам 2 «а» класса. В процессе мероприятия мы рассмотрели проблемы окружающей среды, обсудили пути их решения.
Заключение
В процессе нашего исследования мы выяснили, что деятельность человека негативно сказывается на состоянии окружающей среды, а значит и на самого человека. Мы должны помнить, что необходимо помогать природе, иначе нас ждет экологическая катастрофа.
Сохраним природу вместе!
Список литературы
Приложение 1
Анкетирование «Загрязнение окружающей среды»
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Назовите 3 составляющих неживой природы, на которые сильнее всего влияет загрязнение.
1._____________________________________________________________
2._____________________________________________________________
3._____________________________________________________________
3. По 5-бальной шкале оцените, насколько часто вы можете бросить мусор в неположенном месте?
1 – никогда,
2 – довольно редко/если долго нести до мусорного ведра,
3 – от случая к случаю,
4 – часто,
5 – почти всегда. _______
4. По 5-бальной шкале оцените, насколько часто вы с родителями принимаете участие в субботниках?
1 – никогда,
2 – был 1 раз,
3 – от случая к случаю,
4 – почти всегда,
5 – посещаем каждый субботник.______
5. По 5-бальной шкале оцените, насколько часто вы пользуетесь аэрозолями (освежители воздуха, дезодоранты, лак для волос, репелленты)?
1 – никогда,
2 – очень редко,
3 – от случая к случаю,
4 – часто (почти каждый день),
5 – очень часто (каждый день).
Приложение 2
Результаты анкетирования
За чашкой чая
Весенняя сказка
Всему свой срок
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Хризантема и Луковица