Презентация
Вложение | Размер |
---|---|
tretyakovskaya_gallereya.pptx | 2.68 МБ |
Слайд 1
Государственная Третьяковская галереяСлайд 2
Государственная Третьяковская галерея является символом культурной жизни, обозначением средоточия ценностей, воплотивших в себе представление людей о гуманности и красоте.
Слайд 3
Основанная во второй половине XIX века Павлом Михайловичем Третьяковым, галерея стала самым демократичным музеем, проводником передовых взглядов русской интеллигенции того времени. В экспозиции музея подробно представлены все периоды развития русского искусства.
Слайд 4
Павел Третьяков родился в 1832 году в старинном купеческом районе Москвы — Замоскворечье. Его дедушка по материнской линии экспортировал в Англию сало. Семья отца, перебравшаяся в Первопрестольную в 1774 году из Малоярославца, торговала полотняными изделиями. Отец Михаил Третьяков был человек строгих патриархальных взглядов. Дети — после эпидемий скарлатины из одиннадцати в живых осталось пятеро — получали домашнее образование. Уроки проходили в присутствии главы семейства, который контролировал буквально каждый шаг домочадцев.
Слайд 5
В 1850 году, когда не стало отца, старший сын принял дела. Торговля расширялась и процветала. Если Михаил Третьяков владел пятью лавками, то его сыновья стали настоящими промышленниками. Через 16 лет на паях с еще двумя купцами Павел и Сергей Третьяковы открыли оснащенную по последнему слову техники льняную мануфактуру в Костроме.
Слайд 6
Третьяков вкладывал деньги не только в предприятия, сулившие материальную выгоду. В 1869 году он возглавил Попечительское о глухонемых общество и стал основным благотворителем Арнольдовского училища для глухонемых детей. Позже открыл клинику для тяжелобольных, где работало психиатрическое отделение. Вероятно, на этот шаг его подвигла личная трагедия: в 1871 году у Третьякова родился неизлечимо больной сын. Купец помогал многим учебным заведениям, внес свою лепту в финансирование экспедиции Николая Миклухо-Маклая в Новую Гвинею. При этом он считал, что так исполняет свой гражданский долг: «Я не меценат, и меценатство мне совершенно чуждо».
Слайд 7
В 1854 году Третьяков приобрел девять полотен голландских художников, но вскоре обратил внимание на русскую живопись. 1850–60-е годы были временем бурной полемики между западниками и славянофилами. Изобразительное искусство не осталось в стороне от дискуссии. Звучали мнения, что российские художники не способны создавать нечто оригинальное, выходящее за пределы местечкового колорита, потому их участь — подражать западноевропейским мастерам. Павел Третьяков думал иначе.
Слайд 8
В 1856 году Третьяков купил работы Николая Шильдера «Искушение» и Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Эти приобретения положили начало галерее. Подход Третьякова принципиально отличался от подхода других коллекционеров. Во-первых, он планировал сделать галерею общедоступной. Во-вторых, при покупке картин руководствовался не столько личными вкусами, сколько мыслью о полном и объективном освещении отечественного художественного процесса. Николай Шильдер «Искушение» Василий Худяков «Стычка с финляндскими контрабандистами».
Слайд 9
Собиратель болезненно переживал, когда желанная картина уходила в чужие руки. Охотясь за лучшими произведениями, Третьяков не раз переходил дорогу представителям царской фамилии. Однажды на выставку передвижников пришел Александр III. Изъявив намерение купить картину, государь узнал, что она уже приобретена Третьяковым. Положил глаз на другую, на третью — все оказались проданы тому же коллекционеру. Чтобы конфуз не повторился, устроители приняли решение впредь ничего не продавать до тех пор, пока выставку не посетят Их Императорские Величества. Но Третьяков нашел выход: стал покупать понравившиеся работы до выставки. На вернисаже они висели с табличками «собственность Третьякова». В 1874 году Василий Верещагин выставил на продажу свою «Туркестанскую серию». Предполагалось, что серию приобретет государь, но тот отказался из-за колоссальной цены. Третьяков купил работы за 92 тысячи рублей.
Слайд 10
Коллекция Павла Третьякова 1892г.
Слайд 11
Пополнить коллекцию московского собирателя было огромной честью для художников. Ради этого они нередко уступали в цене, хотя и ворчали, что «Павел Михалыч прижимист». Не захотел скинуть ни рубля за «Княжну Тараканову» Константин Флавицкий . Третьяков был терпелив. После смерти художника он приобрел картину у родственников — за четыре тысячи рублей вместо пяти. Знаменитая «Тройка» Василия Перова была продана всего за 50 рублей серебром. Но незаконченное полотно «Никита Пустосвят. Спор о вере» Третьяков приобрел у наследников Перова за семь тысяч. Так он не только пополнил коллекцию, но и поддержал семью покойного друга. Константин Флавицкий «Княжна Тараканова» Василий Перов «Тройка»
Слайд 12
Шишкин И.И. Утро в сосновом бору П.М. Третьяков любил природу и тонко понимал ее, так что приобретение пейзажей было всегда не случайно. В 1860-е годы в его собрании появляются картины Л.Ф. Лагорио , А.П. Боголюбова, М.К. Клодта , И.И. Шишкина. Заказывая А.Г. Горавскому исполнение пейзажа, П.М. Третьяков писал: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».
Слайд 13
В 1869 году Третьяков начал собирать галерею портретов выдающихся людей. Иван Крамской написал Александра Грибоедова с акварельного рисунка Петра Каратыгина. Илья Репин создал портрет Михаила Глинки, ориентируясь на рассказы сестры композитора. У вдовы поэта Нестора Кукольника выкупили его портрет кисти Карла Брюллова, у художника Федора Моллера — написанный им прижизненный портрет Николая Гоголя. Труднее было с живыми гениями, они подчас отказывались позировать. Самым несговорчивым оказался Лев Толстой. Он уступил Крамскому лишь с условием, что художник напишет два портрета и Толстой выберет один из них для своей семьи. В итоге писатель оставил себе более слабую работу, подчинившись негласному закону: все лучшее — в галерею! Илья Репин Портрет Михаила Глинки Федор Моллер Портрет Николая Гоголя
Слайд 14
Приобретаемые картины Павел Михайлович размещал в своем доме в Лаврушинском переулке. Места не хватало. В 1872 году было начато строительство двух первых собственно музейных залов, в 1874 году они были готовы. Залы сообщались с жилыми помещениями. Руководил строительными работами муж одной из сестер Третьякова, архитектор А.С. Каминский. Туркестанская серия В.В. Верещагина заставила задуматься о новой перестройке. В 1882 году, после ее возвращения в галерею, были пристроены 6 новых залов. В 1880-е годы собрание Третьякова значительно пополнилось.
Слайд 15
В августе 1893 года открылась теперь уже Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. В день открытия ее посетило около 700 человек. В залах было выставлено 1276 картин и 470 рисунков. Среди них присутствовали и работы художников XVIII — первой половины XIX века: Дмитрия Левицкого, Федора Рокотова , Владимира Боровиковского , Василия Тропинина , Алексея Венецианова, Карла Брюллова.
Слайд 16
До конца жизни Павел Третьяков оставался попечителем галереи, покупал для нее картины, работал над каталогами, расширял площади в 1897–1898 годах. В последние годы у коллекционера усугубились проблемы со здоровьем. В декабре 1898 года Павла Третьякова не стало. По его завещанию музею было передано больше 60 икон, которые коллекционер собирал почти 10 лет. Они легли в основу будущего собрания древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи.
Слайд 17
В 1986–1995 годах основное здание в Лаврушинском переулке реконструировали. А через три года в здании Новой Третьяковки на Крымском Валу открылась первая постоянная экспозиция искусства XX века. Сегодня собрание Третьяковской галереи насчитывает около 190 тысяч произведений XI–XX веков. За последние 10 лет галерея провела монографические выставки творчества Исаака Левитана, Валентина Серова, Ивана Айвазовского, Михаила Ларионова, Эдварда Мунка, Ильи Репина и Василия Поленова. Также музей представил несколько проектов о художниках-авангардистах: «Оттепель», «Некто 1917» и «Авангард. Список №1». Юрий Пименов. «Бегом через улицу», 1963 г.
Слайд 18
Источники: https://biographe.ru/znamenitosti/pavel-tretyakov https://www.culture.ru/institutes/10078/gosudarstvennaya-tretyakovskaya-galereya https://www.culture.ru/persons/9384/pavel-tretyakov https://biographe.ru/znamenitosti/pavel-tretyakov/
Слайд 19
Спасибо за внимание!
Усатый нянь
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Простые новогодние шары из бумаги
Развешиваем детские рисунки дома