Индивидуальный проект по окружающему миру "Береги зрение с детства"
Вложение | Размер |
---|---|
giniyatullin.docx | 427.24 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей №1 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан "
Проект на тему:
"Береги зрение с детства"
Предмет : "Окружающий мир "
Исполнитель: Гиниятуллин Артур Радикович
Ученик 3 класса "В"
Руководитель: Захарова Евгения Анатольевна
г.Зеленодольск,2022 год.
Оглавление
•Введение...................................................... 3
•Основная часть............................................. 4
1.Что такое глаз ?......................................................................... 4-5
2. Причины нарушение зрения................................................... 6-8
3. Заболевание органа зрения.................................................... 9
4. Профилактика зрения.............................................................. 10
Заключение................................................................................... 11
Список литературы........................................................................ 12
Введение
•Актуальность выбранной темы : Темой проекта я выбрал " Береги зрение с детства " .Современные дети очень много времени проводят за компьютером, телевизором, телефоном и т. д. Проблема сохранения зрения сейчас очень актуальна. Большое количество детей в настоящее время страдает болезнями органов зрения. Меня заинтересовало, с какого возраста ухудшается зрение, каковы причины этого процесса, виновата ли в снижении зрения детей школа или эти болезни глаз передаются по наследству, можно ли предупредить появление заболевания и каким образом. Я решил выяснить, как можно сберечь зрение, живя в современном мире технологий .
•Цель проекта: Выяснить причину ухудшение зрения и научиться заботиться о своем зрение.
•Задачи проекта :
1. Собрать информацию о органе зрения .
2. Узнать какие заболевания глаз бывают .
3. Показать одноклассникам таблицу "Ситцева "
4. Оформить презентацию в формате " PowerPoint "
Основная часть
Глаз- это орган зрения, воспринимающий свет, является частью зрительного анализатора, который включает также зрительный нерв и зрительные центры, расположенные в коре большого мозга. Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата — век (Веки), слезных органов (Слёзные органы) и мышц глазного яблока, обеспечивающих его подвижность
Зрение
•Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира. Глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.
•Самая большая часть глаза – белое глазное яблоко, на котором ты видишь черную дырочку – это зрачок, прозрачное отверстие, ведущее внутрь глаза. При плохом освещении зрачок расширяется, а при ярком – сужается. Так он регулирует количество света, попадающего в глаз. За зрачком находится маленькая линзочка – хрусталик, который направляет свет на заднюю стенку глаза – сетчатку. Хрусталик позволяет тебе отчетливо видеть различные предметы – близкие и далекие. К сетчатке подсоединены нервы, которые передают сигналы, рассказывающие о падающем на сетчатку свете. Мозг, как очень мощный компьютер, превращает эти сигналы в изображение. При плохом освещении, в темноте у человека функционирует только черно-белое зрение. Он может различать форму предметов, но не в состоянии определить их окраску. Если же света достаточно, включается цветное зрение, и ты любуешься всеми красками мира.
•Глаз защищают веки и ресницы. Они, будто тряпочкой, смахивают с глаз пыль и смазывают его специальной жидкостью, чтобы глазное яблоко не высыхало, ведь оно должно легко поворачиваться в разные стороны. Ежедневно человек моргает примерно 11500 раз. На каждом веке насчитывается примерно по 80 ресниц, а живет каждая ресничка примерно 100 дней. Потом она выпадает, а на её месте вырастает новая.
•Итак, глаз – очень надежный орган человека, благодаря которому мы получаем 80% информаций из окружающего мира.
Причины нарушение зрения
К факторам риска и причинам ухудшения зрения у школьников также относятся:
•гены
•неадекватная диета
•неправильный образ жизни
•чрезмерное визуальное усилие при работе (и игре) с близкого расстояния
•недостаточное освещение
•заболевания (диабет, аутоиммунные заболевания, неврологческие заболевание и др)
•неправильная коррекция зрения
Как понять, что у ребенка плохое зрение?
•садится слишком близко к экрану или держит книгу перед самым носом во время чтения;
•водит пальцем по строке, которую читает, или часто теряет то место, где читал;
•часто наклоняет голову, чтобы разглядеть предмет поближе;
•закрывает один глаз во время чтения или просмотра телепередачи;
•зажмуривается при ярком свете;
•часто трет глаза;
•жалуется на головные боли или переутомление глаз.
Заболевание органа зрения
•Близорукость (миопия) – как правило, приобретённое заболевание, когда в период интенсивной зрительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр TV-передач, игр на компьютере) из-за нарушения кровообращения, происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению (удлинению). В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, а при более высокой степени – и вблизи. Параллельные лучи фокусируются перед сетчаткой, а на сетчатке изображение нечеткое. Первые признаки близорукости – это понижение зрения вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.
•Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретённое, а врождённое состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Почти все новорождённые – дальнозорки. Однако у части детей вследствие задержки роста глаза дальнозоркость остаётся. Первые признаки проявления дальнозоркости – ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. При слабой степени дальнозоркости хорошее зрение вдаль и вблизи, при средней степени – утомление глаза при работе на близком расстоянии, при сильной – плохое зрение вдаль и вблизи. Головные боли при зрительной работе на близком расстоянии. В связи с постоянным напряжением может произойти развитие сходящегося косоглазия.
•Астигматизм – особый вид оптического строения глаза. Явления этого врождённого или приобретенного характера обусловлено, чаще всего неправильностью кривизны роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.
•Косоглазие – положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого – отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску – расходящимся, вверх или вниз – вертикальным. Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведёт к стойкому понижению зрения.
Профилактика зрения
•Оказывается проблем, связанных со снижением остроты зрения можно избежать – достаточно соблюдать несколько несложных правил.
•Больше двигаться!
•Главное правило профилактики – глаза должны отдыхать! А лучше всего они отдыхают, когда ребёнок двигается: гуляет, играет, занимается спортом. Поэтому даже в плотном "расписании" школьника родители должны предусмотреть время для прогулок.
•Телевизор - чем меньше, тем лучше.
• Младшие школьники могут проводить перед телевизором максимум 30-40 минут в день, а за компьютером и того меньше - всего 20 минут. Для детей старше 10 лет время, проведённое у экрана, можно постепенно увеличивать и довести к подростковому возрасту до полутора часов в день, не забывая о регулярных перерывах.
•Чтение книг.
• С книгами всё проще: достаточно не читать лёжа, впотьмах, не держать слишком близко к глазам. Расстояние от глаз до страницы должно составлять 40 см.
•Школьник должен как следует высыпаться.
• Для детей до 9 лет норма – не меньше 10 часов сна в сутки.
•Помимо длительного отдыха глазам нужно давать короткую
•"передышку" во время выполнения домашних заданий.
•Десятиминутный "подвижный" перерыв через каждые 30-40 минут, проведённых за рабочим столом, - отличная разгрузка.
•Рабочее место ребёнка должно правильно освещаться.
•Днём – ярким, по возможности естественным светом, а вечером – обычной лампой накаливания мощностью около 60 ватт. При этом у правши и окно, и настольная лампа должны быть слева, а у левши - справа, чтобы во время письма он не загораживал сам себе свет.
•Значительное место во всём многообразии методов профилактики проблем зрения, по мнению специалистов, должна занимать витаминная диета.
• Наличие в рационе достаточного количества витаминов является прекрасным профилактическим средством против близорукости и некоторых других нарушений зрения. В частности, для здоровья глаз очень полезны витамины группы А (морковь, томаты, листовые овощи, рыбий жир), группы В (орехи, большинство фруктов, зерновые, печень, почки, рыба различных сортов) и С (плоды шиповника, цитрусовые, лук, помидоры, шпинат, яблоки). Особо востребованные нашими глазами микроэлементы - это калий и цинк. Калий присутствует в мёде, бананах, печёном картофеле, а также в растительном масле. Цинк помогает глазам адаптироваться к яркому свету, поддерживает нормальный уровень витамина А. Высоким содержанием цинка могут гордиться: креветки, устрицы, сельдь, печень, мясо, грибы.
• Главная рекомендация по сохранению зрения у детей – это регулярное посещение врача – офтальмолога (специалист в области глазных болезней).
Лечебная гимнастика для глаз.
•Перечисленные ниже способы тренировки глазных мышц подойдут как детям, так и взрослым. Подобные занятия улучшают состояние зрения, помогают справиться с утомлением.
•Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.
•Крепко зажмурьте на 3-5 секунд, а затем откройте глаза на 3-5 секунд. Повторите 7 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.
•Перемещайте взгляд в разных направлениях (по кругу — по часовой стрелке и против, вправо-влево, вверх вниз восьмёркой). Глаза при этом могут быть открыты или закрыты, по желанию. Если глаза открыты, то при движении взгляда обращайте внимание на окружающие предметы. Укрепляет мышцы глаза.
•Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
•Стоя возле окна, сосредоточьтесь на предмете, находящемся близко от глаз (это может быть точка на стекле), а затем переводите взгляд на удалённый объект. Повторите 10 раз. Снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
(Упражнения разработаны сотрудниками МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца).
Заключение
•Работая с этим проектом я научился бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при переутомлении.
• Если долго и усердно помогать своим глазам, то можно сохранить свое зрение. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, соблюдая простые правила.
•Нам хотелось бы, чтобы наше исследование помогло ребятам сохранить и укрепить свое зрение на долгие годы.
Список литературы
•Большая Детская Энциклопедия.
•Детская энциклопедия. Я познаю мир. Медицина.
•http://refdb.ru/look/1990651.html
•http://eyeshelp.ru/articles/263/
•Нефедовская Л.В. Медико-социальные проблемы нарушения зрения у детей в России. – М. Центр развития межсекторальных программ
о О Оглавле лав
Невидимое письмо
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Разлука