АКТУАЛЬНОСТЬ
Когда-то свои корни знали только аристократы. Позже их родословные помогли ученым установить закономерности наследования многих заболеваний. Русский философ Флоренский призывал к активному изучению своего рода, утверждал, что перед каждым родом стоит «заданная» ему задача, которую он «призван решать». Этот призыв актуален и в наши дни. Изучением генеалогии, родословных, истории своих предков увлечены миллионы людей на планете. Любому человеку хочется ощутить себя не просто отдельной личностью, а частью рода, связывающего нас с поколениями наших предков. Каждому хочется узнать, как жили, чем занимались наши предки, узнать родословную семьи, увидеть семейное древо, соединяющее через века наше прошлое и настоящее.
Вложение | Размер |
---|---|
rod._semi.doc | 53 КБ |
МБОУ «Центр Образования № 13 им. Е.Н. Волкова»
ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
РОДОСЛОВНАЯ МОЕЙ СЕМЬИ
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА: Делимова Марина,
ученица 11 класса, 16 лет
РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТЫ: Белова Ольга Дмитриевна
- учитель биологии
ЛЕНИНСКИЙ РАЙОН
20
ЦЕЛЬ:
- получить представление об основных методах изучения наследственности человека;
- познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных;
- научиться составлять генеалогическое древо своей семьи.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Когда-то свои корни знали только аристократы. Позже их родословные помогли ученым установить закономерности наследования многих заболеваний. Русский философ Флоренский призывал к активному изучению своего рода, утверждал, что перед каждым родом стоит «заданная» ему задача, которую он «призван решать». Этот призыв актуален и в наши дни. Изучением генеалогии, родословных, истории своих предков увлечены миллионы людей на планете. Любому человеку хочется ощутить себя не просто отдельной личностью, а частью рода, связывающего нас с поколениями наших предков. Каждому хочется узнать, как жили, чем занимались наши предки, узнать родословную семьи, увидеть семейное древо, соединяющее через века наше прошлое и настоящее.
ПРОШЛОЕ – ЭТО РОДИНА ДУШИ ЧЕЛОВЕКА
Генрих Гейне
ВВЕДЕНИЕ
Существует несколько методов изучения наследственности человека: близнецовый, цитогенетический, биохимический. Самый доступный и интересный метод – генеалогический. В основе данного метода лежит составление и анализ родословных. Благодаря ему можно проследить наследование любого нормального или патологического признака в ряду поколений, обнаружить закономерности, касающиеся генетики рода, продолжительности жизни предков. Генеалогический метод – это изучение наследственных признаков человека по его родословным. Метод был предложен в конце 19 века Ф.Гальтоном, а система обозначений в родословных была предложена Г.Юстом в 1937 году (см. Приложение №1). «У нас большей частью о предках ничего не знают, преданий рода не уважают…» - это написал И.С.Аксаков в то время, когда при Сенате существовал отдел, занимавшийся родословными дворян, а гостиные аристократов украшали многочисленные портреты предков.
Философ Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи»
Имя А.С.Пушкина знакомо каждому человеку с детства. История сохранила до наших дней родословную великого поэта. Сам поэт гордился предками, упоминая их в своих стихах.
МОЯ РОДОСЛОВНАЯ
Мой предок Рача мышцей бранной
Святому Невскому служил;
Его потомство гнев венчанный,
Иван IV пощадил.
Водились Пушкины с царями;
Из них был славен не один,
Когда тягался с поляками
Нижегородский мещанин.
Знать родословную великого поэта – патриотично, изучать родословную английской королевы Виктории (см. Приложение) – полезно для глубокого понимания генетических законов. Не менее важно изучить и составить родословную своей семьи, узнать – веточкой какого дерева являешься ты, где твои корни…
Свое первое представление о том, что такое родословная семьи, я получила в третьем классе, когда учительница дала задание собрать сведения о своих родственниках. У моего первого «древа» не было корней, однако все его листочки были самыми близкими мне людьми (см. Приложение). Позже было сочинение по литературе на тему: «Моя родословная», над которым я работала с огромным интересом. Проникнуть в самую глубину вопроса, всерьез задуматься над необходимостью изучать и знать родословную своей семьи, помогли уроки биологии. Тогда я и решила составить родословную семьи Делимовых.
Корни моей семьи берут начало от трех родоначальных фамилий –Делимовых, Булдиных и Петруниных. Мой прадедушка по бабушкиной линии – Булдин Иван, 1900 года рождения женился на Булдиной Прасковье, 1901 года рождения. От этого брака родилось 9 детей: Дмитрий, Лидия, Иван, Вера, Мария, Валентина, Василий, Алексей и Евдокия. Отец этой большой и дружной семьи, уроженец с.Хрущево, всю жизнь проработал конюхом, погиб на фронте в года Великой Отечественной войны. Его сын, Иван Иванович Булдин, 1922 года рождения, тоже погиб на войне. Ему было всего 18 лет. По разному сложилась жизнь остальных детей: Вера работала на мебельной фабрике в г.Туле, Дмитрий и Алексей после службы в армии остались жить в Туркмении и на малую родину не вернулись, Валентина работала в совхозе тепличницей, Лидия – рабочей на заводе «Металлоизделий», а Мария растила детей.
Судьба моей бабушки Евдокии Ивановны Петруниной – судьба женщины-труженицы, матери - трудная судьба. Родилась в 1927 году в с. Хрущево. Повзрослев, уехала в столицу, где несколько лет проработала разнорабочей. В Москве познакомилась со своим будущим мужем – Петруниным Николаем Николаевичем,1927 года рождения, уроженцем г.Вологды. Вместе они приехали в Ленинский район. Дедушка всю жизнь проработал путевым обходчиком, а о бабушке, простой женщине, о ее нелегкой судьбе повествует заметка под заголовком «Трудное счастье матери» в газете Ленинское знамя от 5 марта 1983 года (см. Приложение№4).
У бабушки Дуси с моим дедушкой Петруниным Николаем Николаевичем – 5 детей: Валентина, Надежда, Виктор, Татьяна и моя мама – Елена.
Мои бабушка – Татьяна Нестеровна и дедушка – Алексей Александрович Делимовы (по папиной линии) трудолюбивые, достойные уважения люди. Они воспитали четверых детей: дочерей – Веру и Лену сыновей – Николая и моего папу – Владимира. Нас у папы с мамой двое: я – Делимова Марина Владимировна, 1993 года рождения и моя старшая сестра – Делимова Александра Владимировна, 1991 года рождения.
Наша мама Елена родилась в Барсуках в 1965году. Закончив школу, получила профессию маляра – штукатура, которой посвятила всю жизнь.
Папа Владимир – экскаваторщик 6 разряда.
Составление родословной лишь часть моей работы. Зная из курса «Генетика человека» о том, что существуют разные методы изучения наследственности человека и о том, что генеалогический метод позволяет сделать это по родословным, я решила отследить наследование некоторых признаков в нашей семье, но не заболеваний, а, например, цвета глаз.
Результат оказался следующим: из 27 родственников (у которых удалось вспомнить цвет глаз) – 11 имели голубые глаза, а остальные – карие.
Зная генетические закономерности наследования признаков, я решила выяснить, как наследовали мы с сестрой карие глаза? У папы – глаза карие, у мамы – голубые. А – кареглазость ( доминантный признак)
а – голубоглазость (рецессивный признак)
Мой папа – кареглазый, как и его сестры и брат. Этот признак они унаследовали от своих родителей, которые тоже были кареглазыми. Исходя из этого, я сделала вывод о том, что генотип папы – АА, т.е. он – гомозиготен по доминантному признаку (кареглазость).
Мамины родители, мои бабушка и дедушка, были голубоглазыми. И все их дети, в том числе и моя мама, унаследовали этот признак, т.е. в их генотипе нет гена кареглазости. Значит, моя мама имеет генотип – аа. Она гомозиготна по рецессивному признаку (голубоглазость).
Так как у нас с сестрой глаза карие, можно предположить, что мы обе гетерозиготны по цвету глаз. От каждого из родителей мы получили по гену - от отца – ген кареглазости (А), а от матери – ген голубоглазости (а). Кареглазость – признак доминантный, значит при генотипе – Аа, мы обе – кареглазые.
Работу по составлению родословной нашей семьи я не считаю законченной. Моя задача – сохранить выполненную мной работу, чтобы впоследствии сделать ее семейной реликвией, заинтересовать младшее поколение нашего рода в дальнейшем изучении и накоплении информации о наших предках.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Д.К.Беляев. Общая биология. М. «Просвещение», 2008г.
2. Н.К.Янковский. Гены и здоровье. Биология в школе. №5 2001г.
3. А.А.Слюсарев. Биология с общей генетикой. М. Медицина, 1970г.
4. Справочник практического врача. М. Медицина, 1997г.
5. М.В. Высоцкая. Проектная деятельность учащихся. Волгоград, «Учитель».
6.Н.П. Дубинин. Общая генетика. М. « Наука»,1970г.
7. Ф.Кибернштерн. Гены и генетика. М. «Параграф», 1995г
ПЛАН
1. Введение.
2. Первое представление о родословной.
3. Корни моей семьи.
4. Судьба женщины – труженицы.
5. Наследование некоторых признаков в нашем роду.
6. Выводы на основе знаний генетических законов.
7. Родословная – моя семейная реликвия.
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Зимняя сказка
Хризантема и Луковица
Два плуга
Где спят снеговики?