Работа отвечает требованиям патриотического воспитания, раскрывает вопросы истории всем известного русского богатыря Ильи Муромца, но с православной точки зрения.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 229.13 КБ |
Исследовательская работа
Былинный и Святой преподобный Илья Муромец»
Выполнил:
Бандуровский Даниил
Ученик 8 «Б» класса Руководитель:
Евграфова Надежда Анатольевна
учитель истории МАОУ «СОШ п.Красный Текстильщик» МО «Город Саратов»
п. Красный Текстильщик
2022г
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сравнение святого и былинного Ильи Муромца………………….4-6
Глава 2.Прототипы Илии Муромца..….…………………………………..… 7
Глава 3.Подвиги былинного Ильи Муромца.…………………….……….8-9
Глава 4. Почему Святой преподобный Илия Муромец считается покровителем казаков………………………10-11
Заключение …………………………………………………………12-13
Социальный опрос……...............................................................................14-16
Приложение ……………………………………………………………………..17
Источники информации ………………………………………………….18
Введение
Актуальность и обоснование
На современном этапе развития общества в процессе образования большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Одним из направлений патриотического воспитания является возрождение казачества. В 2016 году, класс в котором я учусь, стал классом кадетско – казачьей направленности. Во время присяги мы прикладывались к иконе Святого преподобного Илии Муромца, так как он является покровителем казаков, и произносили слова клятвы: «Служу Отечеству, казачеству и вере православной». Мой интерес к казачеству и его истории, привел меня к тому, что я решил подробнее узнать о Святом преподобном Илие Муромце, т.к. в основном всем знаком былинный герой Илья Муромец, а о святом Илие знают немногие.
Проблема исследования - практически все знают былинного Илью Муромца, но никто не знает о святом.
Объект исследования – былины и житие Илии Муромца
Предмет исследования – личность былинного Ильи Муромца и Святого преподобного Илии Муромца
Цель исследования – найти сходства или различия между былинным богатырём и святым.
Задачи исследования:
Гипотеза – былинный Илья Муромец и Святой преподобный Илия Муромец очень схожи между собой.
Методы исследования:
Глава 1. Сравнение былин о Илье Муромце и жития Святого преподобного Илии Муромца
Все мы знаем картину
В. Васнецова «Богатыри», на которой изображены русские былинные богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Бесстрашие, мужество и справедливость Ильи Муромца заслуженно сделали его главой богатырской заставы. Красив, строг и благороден образ Добрыни Никитича. В нем нет мощи Ильи Муромца, но это его достойный собрат. Алеша Попович находчив и смел. Вооружен он легко: «тугой лук разрывчатый» да «стрелочка каленая». Щита совсем нет, а в правой руке «гусельки яровчаты». Весельчак и балагур, он что-то замышляет и сейчас, хитро скосив глаза вправо. Конь его изворотлив, легок и стремителен. Глядя на картину, не сомневаешься в том, что именно такими могли быть богатыри Древней Руси. В это глубоко верил и сам художник.
Илья Муромец входил в тройку богатырей Древней Руси по былинному эпосу. Он олицетворял идеал всего народа - воина-героя, готового защищать своё отечество от всяких неприятелей.
Долгий период времени принято было считать, что образ Ильи Муромца придуманный. Однако исследования, подтвердили предположения некоторых ученых о том, что такой человек реально существовал и многое то, что говорится о нем в былинах, правда.
Первые письменные упоминания в исторических документах об этой неординарной личности датируются XVI веком. Возможно, что более ранние рукописные источники, свидетельствующие о славных деяниях Ильи, были специально уничтожены потомками дружинников-бояр, которым не нравилось его крестьянское происхождение.
Для того чтобы сравнить богатыря и святого, я познакомился с кратким обзором былин о Илье Муромце и житием святого из интернет-ресурса. И вот что мне удалось найти.
1). Где родился? Кто родители?
Святой - предположительно, около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына и его жены Евфросиньи, дочери Якова.
Былинный - «Возле города Мурома, в пригородном селе Карачарове у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Ефросиньи Поликарповны родился долгожданный сын…»
Вывод: данные о месте рождения и родителях схожи.
2). Парализован до 30-ти лет и вылечен странниками
Святой-С детства и до 30 лет Илья был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев – калик перехожих (нищих странников), – которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана».- « Виде внезапу святый Илие явльшихся ему триех мужей-странников, просящих у него воды испити, отвещая им: Яко напоил бы вас, да не имам хождения нагама моима, и накормил бы такоже, да рукама моима не имам владения, тем же старцы трищи повелеша ему на нозе стати и послужити има, скочив же тогда Илие на нозе свои, возопил Богу». (Житие Св. пр. Илии Муромца, кондак 2)
Былинный - «Отнялись у Ильи ноги резвые, и парень- крепыш ходить перестал. Сиднем в избе сидит. Горюют родители, печалятся, на убогого сына глядят, слезами обливаются. Да чего станешь делать? Ни колдуны-ведуны, ни знахари недуга излечить не могут. Так год минул и другой прошел. Время быстро идет, как река течет. Тридцать лет да еще три года недвижимо Илья в избе просидел».
Вывод: данные о болезни Ильи Муромца схожи
3). Уехал на службу в Киев к Князю Владимиру
Святой - Взяв родительское благословение, Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха – был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений.- «Слышав благословение Господне, не можаше долее дома оставатися, яко приспе час подвиг твоих, испроси у отца — матери дозволение отъити в землю дальнюю, отец же рече ти: Я на добрыя дела тебе благословение дам, на худыя же дела благословенния несть ти, ты же поклонься земно, исшед в путь, еже мы воспеваем» ( житие Св. пр. Илии Муромца, икос 4)
Былинный - «Рассказал Илья Иванович про исцеление, низко родителям поклонился и вымолвил: — Благословите, батюшка с матушкой, меня богатырскую службу нести! Поеду я в стольный Киев-град, а потом на заставу богатырскую нашу землю оборонять».
Вывод: данные об отъезде Ильи Муромца на государеву службу схожи
Из данного сравнения я могу сделать следующий вывод - былины и житие дают нам одинаковую информацию о первых годах жизни былинного богатыря и Святого преп. Илии Муромца до поступления на службу к киевскому князю.
Глава 2. Прототипы Святого преподобного Илии Муромца
Для того, чтобы полностью выполнить цели и задачи, поставленные в начале работы над проектом, необходимо более глубоко рассмотреть материал. Поэтому я решил подробнее познакомиться с историческими прототипами Илии Муромца.
Прототип - конкретная историческая или современная личность, послужившая основой для образа в литературе, искусстве, кинематографе.
С помощью информации, взятой из интернета, я нашел несколько прототипов Ильи Муромца в реальной жизни.
1. Илейко Муромец.
В XVII веке был известен Илья Коровин из Мурома, которого прозвали Илейкой Муромцем. Он сбежал к казакам, а через некоторое время стал членом разбойничьего казацкого отряда. Его атаман Бодырин решил сделать свои набеги законными, для чего назвал Илейку племянником царя, Петром. Согласно его легенде, у царя Федора был сын, которого подменили в младенчестве и отдали на воспитание. И теперь он идет в Москву.
Мало кто верил, что этот грубый и невоспитанный человек был царевичем, но он довольно долго играл эту роль, пока не был казнен в 1608 году
2. Первое письменное упоминание
Известной личностью был Филон Семёнович Кмита-Чернобыльский, который остался в истории, как оршанский староста и смоленский воевода. В период с 1573 по 1574 год он переписывался с королем Польским и государственными особами Литовского княжества. Сохранилось 30 листов данной переписки. Это служебные донесения, а также рассуждения об острых социальных вопросах Речи Посполитой и т.д. В одном из писем Остафию Воловичу он пишет о былинном богатыре Илье Муравленине, который по его словам, защищал русские земли. Письмо датировано 1574 годом, т.е. именно тогда этот богатырь, был впервые упомянут в письменном источнике.
3. Наиболее достоверным прототипом Святого преподобного Илии Муромского считается монах Илия Печерский
Многие историки уверены, что образ Ильи Муромца был взят с инока Киево-Печерского монастыря Илии Печерского. Он родился в селе Карачарова, расположенном около Мурома, предположительно в 1143 году. Его отцом был крестьянин Иван, Тимофеев сын, а матерью – Евфросинья, дочь Якова Гущина.
У него было интересное прозвище «Чоботок». Когда-то так называли обувь.
Согласно легенде, на богатыря как-то напало много врагов. Под рукой у него не было никакого оружия, поэтому он стал защищаться сапогом и смог всех победить. И получил после это прозвище. Он отличался огромной силой и прославился своими подвигами.
В одном из боев с половцами, Илия был ранен в грудь. Рана оказалась смертельной. Илия, повинуясь зову своего сердца, решил оставшиеся ему дни провести в монастыре и принял постриг. Он выбрал Киево-Печерский Успенский монастырь. Это обычный шаг для православного воина – сменить меч железный на меч духовный, и дни в сражении за блага небесные. Многие воины начинали духовную жизнь, совершая незадолго до своей смерти духовные подвиги. Он вел святую незаметную жизнь затворника, и умер в мире.
Преподобный Илия не первый и не последний воин, поступивший так. Можно привести в пример Александра Невского, великого полководца, принявшего перед смертью схиму. Воинов Пересвета и Осляблю, проходивших послушание под началом преподобного Сергия Радонежского и героически погибших на Куликовом поле.
Чудотворные мощи святого остаются нетленными, расположены в Ближних Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры. Небольшая их часть (средний палец левой руки) был перенесен в Спасо-Преображенский монастырь, расположенный в Муроме.
Его канонизировали примерно через 500 лет после смерти, в 1643 году.
Что стало причиной канонизации? В Русской православной церкви это не вручение награды, а констатация факта. Если есть свидетельства о том, что кто-то прославился своей святостью, его канонизируют. Считается, что если посетить мощи святого Илии, то можно исцелить болезни позвоночника и паралич.
Исходя из данной информации, я могу сделать следующий вывод- в реальной жизни существовали несколько прототипов былинного Ильи Муромца, из которых Илия Печерский является более правдоподобным.
Глава 3. Подвиги былинного Ильи Муромца
Когда мы читаем былины о Илье Муромце, то видим его как храброго героя, защитника русской земли, народного заступник. За свою долгую и интересную жизнь этот воин провёл много боёв и победил немало злодеев. Всего насчитывается примерно около 53 подвигов. Но наиболее известны три подвига Ильи Муромца, которые передаются из уст в уста уже не одно поколение.
Илья и Соловей-разбойник
Однажды Илья Муромец решил помочь людям и проложить дорогу через дремучий лес. Взял он дубину и начал сшибать деревья. Дойдя до речки Смородиной, увидел на том берегу Соловья-разбойника, который прокричал ему: «Что за невежа ходит по моему лесу?» . А после стал на богатыря свистеть и рычать по-звериному. Муромец не испугался, а достал лук и выпустил в разбойника стрелу. Упал раненый Соловей с дуба, а богатырь поднял его, привязал к седлу и повёз в Киев. В общем, первый бой Ильи Муромца закончился лёгкой победой.
Приехал воин в Киев, а там у князя Владимира шёл пир. Говорит ему богатырь: «Привёз я тебе в подарок Соловья-разбойника». Решил Владимир испытать его силу на княжном дворе. После того как весь народ там собрался, Илья приказал Соловью засвистеть и зарычать. Набрал разбойник побольше воздуху и засвистел во всю мощь. Тут полопались стёкла в горницах, послетали крыши у теремов, а все богатыри повалились на землю. Сам князь, побледнев, спрятался под кафтан Муромца. Рассердился богатырь, схватил меч и отрубил Соловью голову. На радостях Владимир, который знал, какие подвиги совершил Илья Муромец, закатил ещё больший пир. А после празднества взял воина к себе на службу.
Илья и идолище поганое.
Как-то раз поехал Муромец границы Руси проверять. А во время его отъезда напал на Киев Идолище поганое и захватил город. Вернулся Илья, надел простую крестьянскую рубаху и пошёл в стольный град милостыню просить. Поймали его на улице и привели к Идолищу. Муромец не стал отвечать на его вопросы. Богатырь просто молча стоял. Идолище знал, какие подвиги совершил Илья Муромец, но думал, что перед ним обычный нищий крестьянин. Поэтому стал перед богатырём хвастаться: «Да я за один присест бочку вина выпиваю и быка съедаю, а ты, калека перехожая, можешь только рюмку выпить и калач съесть». Долго издевался над ним Идолище. Не вытерпел тогда Илья, схватил Идолище и расшиб о каменный пол, а потом поднял дубовый стол и перебил им всех его слуг. А после облачился в доспехи и отправился в путешествие по земле русской.
Илья и царь Калин
Однажды поссорился Муромец с князем Владимиром. Князь так рассердился, что посадил Илью в темницу. И тут случилась беда. Татарский царь Калин пошёл на Русь войной. Некому было помочь Владимиру. Оставался лишь один богатырь, сидящий в подземелье. Пришёл к нему князь, упал на колени и стал молить о помощи. Встал Илья, стряхнул с могучих плеч пудовые цепи и отправился одевать доспехи. Потом вскочил на лошадь и поскакал к татарскому лагерю.
Царь Калин не знал, какие подвиги совершил Илья Муромец, поэтому стал обзывать и унижать богатыря. Осерчал наш воин, схватил татарина за ногу и стал им бить вражеское войско. После того как все полегли, богатырь отрубил царю голову и поехал домой в Киев.
Все сказания о подвигах Ильи, свидетельствуют об его истинно христианском смирении кротости. Он никогда не превозносил себя!
На предложение стать воеводой в одном из русских городов, он ответил - «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал людей не из корысти и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять».
Из приведенных фрагментов былин, можно сделать такое заключение - в наше время подвиги былинного Ильи Муромца, по-прежнему привлекают к себе внимание. Остаётся надеяться, что за обличием непобедимого воина, читающие люди увидят человека, посвятившего всю свою жизнь и поступки во славу русского народа и Отечества.
Глава 4. Почему Святой преподобный Илия Муромец считается покровителем казаком
Чтил казак и царя, и Отечество
Ну, а веру — превыше всего…
Православному человечеству
Рубежи охранять,
Дикий край обживать
Целину поднимать суждено
Казаки всегда объединялись вокруг церкви, создавая свой станичный приход. У казаков особое отношение к православию, их отличает особая религиозность, недаром казаков называют «воины Христовы». В час смертельной опасности понимание того, что жизнь дана Богом, и только Бог может ее забрать, делает казака, творившего горячую молитву своему святому-покровителю, не только искренне верующим, но и бесстрашным. Верна поговорка: «В бою атеистов не бывает».
Основой казачьего мировоззрения, жизненной философии, даже если это и «философия войны», было Православие. Но Православие не в абсолютно каноническом смысле, а в непосредственном, личном взаимоотношении человеческой души и Создателя, причем с примесью языческого мировосприятия, связанного с высшими силами природы исходящими от воды и степи. Веру рассматривали, как совершенное духовное состояние, стоящее выше сознания, ни с чем, не сравнивая, только говоря: «Либо вера есть, либо ее нет!».
Православие было не просто верой, а фундаментом всей казачьей жизни.
Раньше у каждого казачьего войска был свой Святой-покровитель, его день отмечают как главный войсковой праздник.
Общеказачьим праздником считается день Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечают казаки 14 октября (новый стиль).
Традиции святости и социального служения российского казачества воплотились в жизни и подвигах многих его выдающихся представителей. Казаки, как люди православные, почитают всех святых, поминаемых Русской Православной церковью. Но есть святые, особо связанные с казачеством.
Святой равноапостольный Великий князь Владимир ввел в Х веке по всей Руси христианство как государственную религию, отчего Владимир Креститель прославлен в лике святых как «равноапостольный». Казаки постепенно входили в состав Киевской Руси. В X – XIвв. казаки стали окончательно православными, то есть стали составной частью русской нации, и вошли в состав Киевской Руси, как вошли в нее различные племена и этносы – малоросы, белорусы, поморы, сибиряки и все те, кто признавал духовную власть русской православной церкви и государственную власть.
Чуть позже появился символ – «казак как вооруженный страж передовой линии», былинные богатыри-казаки, зорко охраняющие границы древней Руси. Недаром Святого преподобного Илию Муромца в песнях и сказаниях называют «старым матерым черкасским казаком», воплощающий народный идеал героя-воина и народного заступника. Он причислен к лику святых и канонизирован как «преподобный Илия Муромец», его память по церковному календарю — 19 декабря (1 января по н.с.). Пограничная служба России, а также военнослужащие ракетных войск стратегического назначения считают Святого богатыря Илию Муромца своим небесным покровителем.
Заключение
Исходя, из проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Данные из былин про Илью Муромца и из жития Святого преподобного Илии Муромца, дали мне одинаковую информацию о житие богатыря и святого, что подтверждает мою гипотезу.
Также результаты опроса, проведенного среди учащихся моего класса, подтвердили моё мнение, о том, что большая часть людей знают только былинного Илью Муромца.
Я надеюсь, что мне удалось объяснить своей работой, в чем же различия и сходство между былинным богатырем и святым Илией Муромцем.
Хотелось бы, чтобы материал этого проекта был востребован в воспитательном процессе в нашей школе и помог патриотическому воспитанию учащихся.
Социальный опрос
Для того чтобы убедиться в своей гипотезе о том, что почти все знают только былинного Илью Муромца, я провел социальный опрос, который был проведен среди учащихся 7 - 8 классов. В опросе приняли участие – 50 человек.
И вот, какие результаты я получил:
Вопрос №1 - Знаете ли вы, кто такой былинный Илья Муромец?
Вопрос №2 - Знаете ли вы, кто такой Святой преподобный Илия Муромец?
Вопрос №3 - Знаете ли вы почему Илья Муромец считается покровителем казаков?
Вывод: с помощью опроса мне удалось выяснить, что мои сверстники знают о том кто такой былинный Илья Муромец, но практически ничего не знают о Святом преподобном Илие Муромце.
Приложения
Храмы в честь Илии Муромца на территории РФ и Украины
Сковородинский район. Сковородино. Илии Муромца, часовня. Дата постройки: приблизительно 2005г
Прохоровский район. Береговое. Илии Муромского, церковь. Дата постройки: Между 2005 и 2011гг.
Приаргунский район. Приаргунск. Илии Муромца, церковь. Дата постройки: приблизительно не ранее 2013г
Иркутск, город. Иркутск. Илии Муромца, часовня. Дата постройки:2006г
Петропавловск-Камчатский, город. Петропавловск-Камчатский. Илии Муромского при военном городке пограничных войск ФСБ, часовня. Дата постройки: между 2003 и 2004гг
Краснодар, город. Краснодар. Илии Муромского, церковь. Дата постройки:2006 г
Красноярск, город. Красноярск. Илии Муромца, часовня. Дата постройки: 2018г
Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск. Власиха. Илии Муромского, церковь. Дата постройки: между 1996 и 1998гг
Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск. Голицыно. Илии Муромца, часовня. Дата постройки:2017г
Оренбургский район. Весенний. Александро-Невская Обитель милосердия. Церковь Александра Невского (с приделом Илии Муромца). Дата постройки: между 2009 и 2013гг
Казань, город. Казань. Спаса Нерукотворного Образа, храм-памятник (с приделом Илии Муромца). Дата постройки: между 1813 и 1823гг
Екатеринбург (МО город Екатеринбург). Екатеринбург. Илии Муромца, церковь. Дата постройки:2011г
Мариупольский район. Назаровка. Илии Муромца, часовня. Дата постройки: между 1999 и 2000гг
Белоцерковский район. Белая Церковь. Илии Муромского, церковь. Дата постройки: между 2009 и 2012гг
Октябрьский район. Каракульское. Илии Муромца, часовня. Дата постройки: 2000г
Борисоглебский район. Погорелка. Илии Муромца, церковь. Дата постройки: 2008г
ОБЪЕКТЫ, НОСЯЩИЕ ИМЯ ИЛЬИ МУРОМЦА
Находящийся на полуострове Медвежий один из самых высоких водопадов России носит имя Илья Муромец.
В районе Киева на Днепре находится Остров Муромец - ландшафтный парк и любимое место отдыха горожан.
В 1913 году имя богатыря получил самолёт-бомбардировщик, созданный авиаконструктором Игорем Сикорским.
Илья Муромец — бронеавтомобиль
Илья Муромец — русский и советский ледокольный пароход 1915 года постройки
Имя «Илья Муромец» носил красный бронепоезд в гражданскую войну, а так же советский бронепоезд в годы Великой Отечественной войны. Его бронепаровоз в настоящий момент установлен в качестве памятника в городе Муроме.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
МУЗЫКА
ФИЛЬМЫ
Источники информации
https://top10a.ru/interesnye-fakty-ob-ile-muromce.html
https://sobory.ru/mapsearch/?altar=135
https://www.pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-prepodobnogo-ilii-muromtsa/
Сказка на ночь про Снеговика
Юрий Алексеевич Гагарин
Можно от Солнца уйти...
Сказка "Колосок"
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)