Цель нашей работы– выявить влияние занятий аэробикой на изменение таких физических качеств, как гибкость и сила.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с особенностями такого вида спорта, как аэробика.
2. Изучить основные физические качества человека.
3. Установить влияние занятий аэробикой на изменения физических качеств занимающихся.
Вложение | Размер |
---|---|
aerobika_kak_faktor_razvitiya_fizicheskih_kachestv_zanimayushchihsya.docx | 67.11 КБ |
РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
VII районный конкурс исследовательских работ обучающихся «ЮНИОР»
Аэробика как фактор развития физических качеств занимающихся
Автор: Потанина Анастасия
МАУДО «ЦДТ»
6класс
Научный руководитель:
Иноземцева Олеся Евгеньевна
Сургутский район
Декабрь 2020 года
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………3
Глава I. Возникновение аэробики и ее классификация……………………………………4
Глава II. Основные физические качества…………………………………………………...6
Глава III. Подготовка и проведение эксперимента…………………………………...…….7
Заключение……………………………………………………………………………………9
Литература…………………………………………………………………………………...10
Приложение………………………………………………………………………………….11
Введение
Многие согласятся с тем, что качество жизни зависит от способности человека вести полноценный, активный образ жизни, не ограниченный проблемами со здоровьем. Ухудшение здоровья людей в основном связано с неправильным питанием, малоподвижным образом жизни, и пагубным влиянием вредных привычек. Актуальной проблемой в настоящее время является сохранение, укрепление здоровья, формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями. Тесная связь состояния здоровья человека с образом жизни, объемом двигательной активности доказана многочисленными исследованиями. Данной проблемой занимались такие ученые, как Агаджанян, Апанасенко, Бальсевич, Матвеев, Иващенко и многие другие, которые убедительно свидетельствуют о том, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективным способом в развитии основных физических качеств [1]. Так как я занимаюсь аэробикой, мне стало интересно узнать, как влияют занятия аэробикой на развитие физических качеств человека.
Ввиду этого актуальным становится изучение влияния занятий аэробикой на изменения физических качеств занимающихся.
Гипотеза: предположим, что занятия аэробикой влияют на изменения физических качеств занимающихся.
Объект исследования – физические качества девочек, занимающихся аэробикой.
Предмет исследования – изменение физических качеств девочек под влиянием занятий аэробикой.
Цель нашей работы– выявить влияние занятий аэробикой на изменение таких физических качеств, как гибкость и сила.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с особенностями такого вида спорта, как аэробика.
2. Изучить основные физические качества человека.
3. Установить влияние занятий аэробикой на изменения физических качеств занимающихся.
Методы исследования: анализ литературных источников, наблюдение, эксперимент.
Практическая значимость работы в том, что использованные в работе методы контроля могут применяться для оценки силы разных групп мышц, гибкости в результате занятий аэробикой.
Глава 1. Возникновение аэробики и ее классификация
Аэробика берет свое начало в Древней Греции. Тогда она считалась исключительно мужским видом спорта, разновидностью гимнастики. Физические упражнения под стук барабанов и звуки оркестра были популярны среди спартанцев. Использовались они для укрепления осанки, развития чувства ритма и пластичности движений. Античная аэробика была похожа на современные элементы художественной гимнастики и называлась орхестрика [1]. Впервые термин «аэробика» (от слова «аэробный» - «кислородный») был введен в 70-е годы прошлого столетия доктором Кеннетом Купером [2]. Так он назвал свою оздоровительную систему физических упражнений для людей всех возрастов. Настоящий же бум аэробики разразился в 1982 году, когда знаменитая американская актриса Джейн Фонда выступила по телевидению со своей оздоровительной программой. Она первая, благодаря рекламе и своей актерской славе, экспортировала аэробику «по-американски» во многие страны мира [3].
В 80-х годах ХХ века аэробика воспользовалась большой популярностью в мире, в том числе и в России, когда страну охватила повальная мода на танцы. Тогда любые занятия физкультурой было принято проводить в сопровождении музыки, соблюдая ритмику движений. Всюду раскрывались студии для занятий аэробикой, в каких занимались люди самого различного возраста.
В конце 20 века появляются новые направления для любителей аэробики: аквааэробика, степ-аэробика, фитбол-аэробика, танцевальная аэробика.
Аквааэробика – это комплекс упражнений, которые выполняются в воде. Аквааэробика как вид физической активности появилась несколько тысячелетий назад. Есть версия, что посредством специальных асан китайцы тренировали в воде силу и выносливость. В славянских странах водная гимнастика стала пользоваться популярностью в конце 20 века, когда стали появляться современные фитнес-центры. Основная задача аквааэробики – тренировка сердечно-сосудистой системы. Кроме того, преодолевая сопротивление воды, можно равномерно развить всю мускулатуру, сделать мышцы более сильными, эластичными и выносливыми.
Степ-аэробика - это танцевальные занятия при помощи специальной платформы, на которую надо подниматься и опускаться в ритме музыки, в сочетании с обычными танцевальными движениями. Изобрела ее около 10 лет назад американка Джин Миллер, известный фитнес-инструктор. После травмы колена она для укрепления мышц и ускорения выздоровления приспособила для тренировок ступеньки крыльца своего дома. Ритмичные подъемы и спуски по ступенькам дали такой замечательный результат, что Джин, выздоровев, немедленно приступила к созданию на основе своего домашнего реабилитационного комплекса нового вида аэробики, который получил название "степ-аэробика"[3]. Насчитывается около 200 способов подъема на платформу и схождения с нее. Этот вид аэробики заставляет работать крупные группы мышц и активно воздействует на кардиореспираторную систему.
Фитбол-аэробика - это занятия со специальным мячом большого размера. Во многих странах такие программы применяются уже более половины века, а в России внедрение фитбол-аэробики началось с 2007 года[4]. В переводе с английского языка фитбол означает мяч для опоры. Программа занятий на мячах уникальна по своему воздействию на организм занимающихся. Упражнения фитбол-аэробикой способствуют тренировке вестибулярного аппарата, развитию гибкости, равновесия и координации движения. Фитбол-аэробика является практически единственным видом аэробики, в котором при выполнении упражнении задействованы анализаторы: вестибулярный, двигательный, тактильный и зрительный, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий.
Танцевальная аэробика – это одно из направлений фитнеса, представляющее собой комплекс упражнений, выполняющихся под музыкальное сопровождение. Его иначе называют «низкоударной аэробикой», так как данные физические нагрузки не предполагают выполнения упражнений лежа на коврике или с помощью специальных снарядов и приспособлений [5]. Танцевальная аэробика привлекает многих людей своей доступностью, творческой направленностью и эмоциональностью. Заниматься танцевальной аэробикой очень интересно, ведь упражнения выполняются под энергичную и ритмическую музыку. Танцевальная аэробика позволяет человеку приобрести здоровье, жизненную энергию, красивую осанку, пластику и ритм.
Глава 2. Основные физические качества
Физическими качествами принято называть качества, характеризующие физическое развитие человека и его способности к двигательной деятельности [6]. К основным физическим качествам относят силу, гибкость, выносливость, быстроту и ловкость.
1. Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий [6]. Воспитание силы осуществляется в процессе общефизической подготовки, для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования форм телосложения, развития силы всех групп мышц. Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которой лежит понятие «сила». Силовые способности определяются мышечными напряжениями и соответствуют различным формам изменения активного состояния мышц.
2. Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой [6]. Гибкость придает движениям пластичность, мягкость, выразительность. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении танцевальных и силовых упражнений [6].
3. Выносливость - это способность противостоять утомлению при двигательной деятельности [6]. При измерении выносливости учитывают предельное время, в течение которого человек способен осуществлять данную деятельность без снижения ее интенсивности.
4. Быстрота - способность осуществлять движения с определенной скоростью [6]. В аэробике быстрота, как физическое качество, играет важную роль при модификации упражнения, для получения «полного» тренирующего эффекта.
5. Ловкость - это способность координировать движения, и переключаться от одних действий к другим в соответствии с требованиями меняющейся обстановки [6]. Основу ловкости составляют координационные способности, они понимаются как способность быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи. Координационные способности играют важную роль на занятиях степ - аэробикой, т.к. положительный эффект танцевальных и силовых упражнений во многом зависит от уровня развития координации (равновесия).
Все физические качества развиваются благодаря регулярным нагрузкам. В процессе развития какого-либо одного физического качества обязательно совершенствуются и остальные.
Глава 3. Подготовка и проведение эксперимента
Исследование проводилось в центре дополнительного образования, на занятиях объединения «Аэробика». В исследовании участвовали 15 девочек в возрасте 10-12 лет, регулярно занимающиеся аэробикой с сентября 2016 года. Каждой их них был присвоен код по начальным буквам фамилии и имени. Объектом нашего исследования стали такие физические качества, как гибкость и сила. По мнению ученых, именно эти качества при регулярных тренировках развиваются быстрее остальных.
На первом этапе исследования, перед началом занятий аэробикой у всех девочек были замерены показатели на силу и гибкость. Для тестирования этих физических качеств применяли методику Александра Гужаловского. (Приложение 1)
Для измерения силы рук просчитывалось количество отжиманий из упора лежа.
Для измерения силы верхнего пресса засекалось время, при котором испытуемые, лежа на спине, поднимают верхнюю часть туловища и удерживают ее как можно дольше.
Для измерения силы нижнего пресса испытуемой надо было лечь на спину, поднимая ноги в вертикальное положение. Партнерша кладет одну руку под поясницу испытуемой, а другой касается поднятых ног. Тестируемая медленно кладет ноги на пол, поясница прижата к полу. Как только партнерша почувствовала, что поясница не прижата к полу, она задерживает ноги испытуемой и измеряет расстояние между полом и пятками. Чем меньше расстояние между полом и пятками, тем лучше показатель силы нижнего пресса.
Для измерения гибкости необходимо было выполнить наклон вперед с платформы высотой 15 см. Результат регистрируется по линейке, прикрепленной одним концом к краю платформы, другим у пола. Измеряется расстояние от пола до кончиков пальцев рук.
После замеров мы находили среднее арифметическое значение по каждому показателю.
Эксперимент длился 2 месяца. Занятия аэробикой проходили три раза в неделю по часу. Занятие аэробикой состояло из трех частей: разминка, основная часть (партер) и растяжка. В разминке испытуемые выполняли комплексы упражнений, в основном составленные из базовых шагов аэробики. В партерной части занятия испытуемые выполняли упражнения, которые развивают силу мышц верхнего и нижнего пресса, спины, груди, рук, ног.
Для развития физических качеств применяли методику Татьяны Лисицкой. (Приложение 2)
Заключительная часть занятия аэробикой заканчивалась растяжкой.
После двух месяцев регулярных занятий мы провели повторное тестирование физических качеств. Результаты занесли в таблицу (Приложение 3), и по полученным данным составили диаграмму. (Приложение 4)
Значения показателя силы рук увеличились после эксперимента на 10,2, что позволяет говорить об увеличении силы рук занимающихся.
Результаты теста на силу верхнего пресса говорят об увеличении значений этого показателя на 2,4, что указывает на увеличение силы мышц верхнего пресса.
После эксперимента произошло снижение результатов в тесте на силу нижнего пресса на 24,4, что свидетельствует об увеличении силы мышц нижнего пресса.
Показатели гибкости спины уменьшились после эксперимента на 7,4, что указывает на улучшение гибкости занимающихся.
Данные результаты показывают, что занятия аэробикой положительно влияют на развитие силы и гибкости занимающихся.
Заключение
Человек всегда стремился к укреплению своего здоровья, мечтая об увеличении силы, гибкости, выносливости. Многие девочки моего возраста, мечтающие быть гибкими и сильными, часто задаются вопросом: «Каким видом спорта лучше заниматься, чтобы развить эти физические качества?»
Наибольшим потенциалом для развития основных физических качеств обладает аэробика, фундамент которой основан на европейских школах гимнастики и базируется на простых общеразвивающих упражнениях.
В ходе выполнения данной работы мы узнали историю возникновения аэробики, познакомились с такими направлениями, как аквааэробика, степ-аэробика, фитбол-аэробика, танцевальная аэробика.
Кроме того, мы изучили основные физические качества человека (силу, гибкость, выносливость, быстроту и ловкость) и установили влияние занятий аэробикой на изменения таких физических качеств, как гибкость и сила.
В результате проведенного эксперимента было выявлено, что занятия аэробикой положительно влияют на развитие гибкости и силы занимающихся. Мы увидели, что при регулярных занятиях аэробикой данные физические качества улучшаются, что и подтвердили данные эксперимента.
В дальнейшем планируем продолжить исследование, и следующим этапом нашей работы будет изучение таких физических качеств, как ловкость, быстрота и выносливость.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий. Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. Под ред. Мякинченко Е.Б. и Шестакова М.П. М., 2012.
2. Демкин В.В. Питание, физическая активность и ожирение человека. Каменка, 2015.
3.Ишанова О.В. Оптимизация нагрузки при оздоровительных занятиях аэробикой. // «Теория и практика физической культуры». 2007, №8, с.69-70.
4. Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методы проведения оздоровительных занятий. Учебно-методическое пособие. М., 2001.
5. Кудра Т.А. Аэробика и здоровый образ жизни. Владивосток, 2001.
6. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. В 2-х томах. Том 1. Теория и методика. М., 2002.
Приложение I
Тест для определения физических качеств (А.Гужаловский)
Тест | Указания | Требуемый критерий |
Сила двуглавой мышцы плеча, большой грудной мышцы (СР) | Отжимания из упора лежа | Угол между плечом и предплечьем - 90°. Кисти располагаются под плечами, спина, ягодицы, ноги составляют прямую линию. |
Сила прямой мышцы живота (верхний отдел брюшного пресса - ВП) | Задержать вверху положение пресса, не нажимая руками за головой. Не отрывать поясницу от пола | Лежа на спине, согнуть колени, ступни на полу. Положить руки за голову, локти в стороны. Задержаться в этом положении как можно дольше. |
Сила прямой мышцы живота (нижний отдел брюшного пресса - НП) | Лежа на спине, поднять обе ноги в вертикальное положение. Нижнюю часть спины плотно прижать к полу. Партнерша кладет одну руку под поясницу испытуемой, а другой касается поднятых ног. Тестируемая медленно кладет ноги на пол, стараясь при этом не оторвать поясницу от пола. Как только партнерша почувствовала, что поясница не прижата к полу, она задерживает ноги испытуемой и измеряет расстояние между полом и пятками | Дышать равномерно. Тест выполняется в парах. Чем меньше расстояние между полом и пятками, тем лучше показатель силы нижнего отдела брюшного пресса. |
Гибкость мышц спины (ГС) | Выполнить наклон вперед с платформы высотой 15 см. Результат регистрируется по линейке, прикрепленной одним концом к краю платформы, другим у пола | При наклоне ноги выпрямлены в коленных суставах. Выполнять наклон необходимо без рывковых движений |
Приложение II
Основные физические качества и методика их развития (методика Т.Лисицкой)
Физическое качество | Методы | Средства | Методика |
Гибкость | Многократного растягивания | Упражнения с собственным весом тела | Многократное выполнение упражнений с постепенным увеличением размаха движений |
Статического растягивания | Упражнения с собственным весом тела, упражнения в парах | Упражнения выполняются от 10 до 30 с | |
Метод предварительного напряжения мышц | Упражнения в парах с собственным весом тела | Сначала выполняется активное растягивание мышц тренируемого сустава до предела, затем тренируемую часть тела разогнуть в суставе на амплитуду чуть больше половины возможной | |
Сила | "Ударный" | Прыжки, отталкивания | Отталкивание после прыжка в глубину с дозированной высотой |
Метод развития взрывной силы | Упражнения с отягощениями, прыжковые упражнения | 5-6 повторений с весом 60-80% от max; 2-4 подхода с интервалом отдыха | |
Метод развития динамической силы | Упражнения с отягощениями | Прыжковые упражнения |
Приложение III
Динамика изменения показателей тестов на силу и гибкость
Показатели физических качеств | ||||
СР, раз | ВП, мин | НП, см | ГС, см | |
До эксперимента | 8,5 | 1,3 | 57,6 | 14,9 |
После эксперимента | 18,7 | 3,7 | 33,2 | 7,5 |
ВП – верхний пресс, СР – сила рук, НП – нижний пресс, ГС – гибкость спины
Приложение IV
Динамика показателей физических качеств девочек
СР – сила рук, ВП – верхний пресс, НП – нижний пресс, ГС – гибкость спины
Именинный пирог
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Машенька - ветреные косы
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Ласточка