Выбранной темы объясняется необходимостью изучения общения в сети Интернет, потому как данный вид виртуального общения приобретает большую значимость для подростков и становится одним из основных видов коммуникации людей в современном мире.
Цель: провести комплексный анализ языковых особенностей общения подростков в социальных сетях на примере Вконтакте. Раазработать буклет с нормами общения в сети интернет.
Содержание
Введение
Интернет в 21 веке играет огромную роль в разных сферах нашей жизни: он необходим для работы, образования, использования различных услуг, совершения покупок, проведение платежей и т. д. Кроме того, Интернет дает возможность общения между людьми с разных уголков мира. В связи с этим в жизнь современного человека прочно вошли социальные сети. Безусловно, это большое техническое достижение, которое предполагает в рамках одного интернет-ресурса объединить возможность коммуникации, чтения новостей, просмотра фотографий и видеороликов и многое другое.
Несомненно, мы отмечаем положительные стороны использования социальных сетей. Но нельзя не отметить отрицательную тенденцию, которая сегодня волнует многих: общение в социальных сетях снижает коммуникативную культуру человека.
Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью изучения общения в сети Интернет, потому как данный вид виртуального общения приобретает большую значимость для подростков и становится одним из основных видов коммуникации людей в современном мире.
Цель: провести комплексный анализ языковых особенностей общения подростков в социальных сетях на примере Вконтакте. Раазработать буклет с нормами общения в сети интернет.
Задачи:
1. Изучить информацию об интернет-коммуникации;
2. Проанализировать комментарии участников новостных сообществ социальной сети Вконтакте;
3. Определить лексические, синтаксические, графические и пунктуационные особенности общения подростков в социальной сети Вконтакте.
4. Провести анкетирование среди учащихся 7-х классов школы.
5. Создать буклет Словарь для ..
Основная часть
Анализ общих языковых особенностей общения в Интернете
В настоящее время нет единого обозначения для изучаемой разновидности речи. Некоторые ученые-языковеды называют его компьютерно-опосредованной коммуникацией, другие – виртуальным дискурсом. Ряд лингвистов определяют его как электронное общение или коммуникацию. В нашей работе будет использован термин «интернет-коммуникация». Рассмотрим некоторые определения данного феномена.
Полное определение было предложено Л.Ю. Щипициной. Она считает, что интернет-коммуникация «представляет собой один из исторических этапов в развитии коммуникационных средств и существует наряду с непосредственным (устным) общением, опосредованным бумажными носителями рукописным и печатным, включающим непериодические издания (книга) и периодические (журналы), а также общением, опосредованным электронными приборами (телевидение)» Интернет-коммуникация характеризуется рядом отличительных особенностей, которые проявляются на всех уровнях языка. Целью общения в Интернете не всегда бывает только установление контакта, обмен информацией, а чаще всего самовыражение, само презентация, желание выплеснуть эмоции. Пользователи чатов практически полностью лишены вспомогательных средств: тембра речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики, поэтому такая потребность языка Интернета в передаче эмоций породила использование графических средств. Довольно распространена графическая передача звуков и слогов цифрами. Для модуляции голоса используется сочетание строчных и прописных букв. Отсутствие возможности интонирования компенсируется использованием многоточия, восклицательных и вопросительных знаков и их сочетаний. Недостаточность или невозможность передачи в Интернете цвета, звука, движения заменяется средствами из других речевых жанров.
Для компенсации тембра и акцентирования части высказывания в виртуальном общении используется так называемый «капс» (от английского «Caps Lock» – блокировка верхнего регистра клавиатуры; написание фразы или части ее заглавными буквами), который повсеместно в Сети трактуется как повышение голоса. Общение в Интернете отличается орфографическим сближением с транскрипцией, максимальной приближенностью к фонетике разговорной речи. В ряде случаев наблюдается намеренное искажение написания и произношения. Одной из особенностей интернет-коммуникаций является использование многочисленных сокращений в словах.
Основные цели использования аббревиатур: экономия времени для написания и чтения сообщения; желание привлечь внимание к собственной персоне. Существуют различные виды сокращений. Некоторые из них используют только буквы (обычно – заглавные) – такие, как LOL (компьютерный сленг) и другие. Некоторые сокращения могут использовать буквы и цифры, которые в обычной речи звучит как отдельные слова или части слов. Использование аббревиатур сегодня не является показателем отсутствия культуры общения – напротив, оно понимается как следование установленным правилам и показателем того, что человек имеет опыт общения в сети. Другим распространенным способом сокращений является пропуск слов в предложениях. Смысл высказывания от этого не изменяется, поскольку он становится очевидным из общего контекста. Использование знаков препинания в интернет-коммуникации в основном соответствует правилам пунктуации в письменном языке, однако следование все правилам необходимо лишь в официальной, деловой, научной переписке. Что касается личных сообщений, знаки препинания чаще всего либо полностью опускаются, либо используются не по правилам.
В интернет-коммуникации можно проследить две тенденции использования знаков препинания. С одной стороны – полное игнорирование знаков препинания, с другой – чрезмерное их употребление (причем, чаще всего – совсем в неподходящем случае). Одной из особенностей употребления знаков препинания является их использования для изображения символов различных чувств и настроений – так называемых «смайлов». В интернет-коммуникации часто используется молодежный сленг. Активное использование иноязычной лексики также является особенностью языка Интернета. В основном мы имеем дело с англицизмами. Широко используются звукоподражательные слова. Стремление сетевых коммуникантов к самопрезентации, эмоциональному воздействию на собеседника проявляется в создании окказионализмов, которые претендуют на оригинальность. Общение в Сети оперирует своими фразеологическими единицами.
В морфологическом плане следует отметить факт активного освоения заимствований – они склоняются, спрягаются, становятся производящими основами для новообразований посредством префиксации и суффиксации.
Таким образом, интернет-коммуникация имеет ряд отличительных особенностей на всех уровнях языка. Наиболее яркими лексическими проявлениями являются следующие: использование разговорной лексики, сленга, сокращений, англицизмов. В синтаксическом и пунктуационном плане для текстов интернет-сферы характерны использование многоточия, восклицательных и вопросительных знаков, написание фразы заглавными буквами с целью выделения наиболее значимой части высказывания и др.
Практическая часть
2. Анализ языковых особенностей на примере социальной сети «Вконтакте»
Социальная сеть представляет собой сообщество людей, которые взаимодействуют между собой, так как связаны общими интересами, общей целью деятельностью и т.д. Наше внимание обращено к социальной сети «ВКонтакте». Первоначально позиционирующийся как сайт для студентов и выпускников высших учебных заведений, «ВКонтакте» постепенно стал универсальным ресурсом для активного общения различных социальных групп и пользователей всех возрастов. Следовательно, этот сайт интересен нам с точки зрения лексической специфики.
Рассмотрим и проанализируем, с какими лексическими особенностями общения мы встречаемся в социальной сети «Вконтакте». Для исследования «Вконтакте» были взяты сообщества разной тематической направленности, где участникам группы предоставлена возможность оставлять личные комментарии.
В первую очередь, мы сталкиваемся с разговорной речью, которой люди пользуются повсеместно. Эта устная форма языка активно используется и в изучаемой нами социальной сети «ВКонтакте». Для анализа языковой специфики интернет-коммуникации были привлечены материалы следующих сообществ: «MDK», «РИА Новости», «Типичное Бутово», «JUST ANIME», «Greenpeace – Гринпис России».
Приведем ряд примеров.
Под публикацией о том, что советские мультики сделали из россиян расистов, участник сообщества оставил комментарий следующего содержания: «РИА, наконец, научилось этой фишке у западных СМИ. А до этого только репу чесали» («РИА Новости»). В «Большом словаре русских поговорок» дано такое толкование словосочетанию «чесать репу»: ‘задуматься над чем-либо, обдумать что-либо’ Использование поговорки в данном контексте обуславливается желанием эмоционально выразить недовольство новостными ресурсами РФ. В этом же сообществе к новости о том, что ВВС США вынуждены просить запчасти для самолетов в музее авиации из-за острого дефицита финансирования, один из пользователей оставил комментарий: «Ну, конечно! Что они нам за пургу несут?». В книге «Живая речь. Словарь разговорных выражений» словосочетание нести пургу означает ‘лгать’. Таким образом, обращаясь к разговорной речи, пользователь социальной сети «ВКонтакте» выразил свое неодобрительное отношение к США.
Частотны в интернет-коммуникации англицизмы. В «Новом словаре русского языка» под редакцией Т.Ф. Ефремовой дана дефиниция слова «англицизм» – это «слово, выражение, заимствованные из английского языка, или оборот речи, построенный по модели, характерной для английского языка». Например, плиз – ‘пожалуйста’, сорян / сори – ‘извините’.
Следующей особенностью общения в социальной сети является использование жаргона. Анализ комментариев в «ВКонтакте» выявил, что наиболее частой разновидностью жаргона в этой социальной сети является молодежный сленг. Одна из главных причин употребления сленга – стремление внести игровой элемент в скучную подчас действительность. Обратимся к анализу фактического материала.
К новости о том, что студенты Волгоградского государственного университета по просьбе губернатора Волгоградской области создали 3D модель собора Александра Невского, был отставлен комментарий на вопрос другого подписчика «Как это воплотили в жизнь?» («РИА Новости»). Он был следующего содержания: «Ты что тупишь? Его на 3D-принтере сделали!». Слово тупишь эмоционально-окрашенное и имеет семантику ‘не понимаешь, не соображаешь’.
Одной из особенностей коммуникации в социальной сети в «ВКонтакте» является использование многочисленных сокращений в словах. Анализ нескольких новостных постов и комментариев к ним выявил частотные сокращения слов спасибо и пожалуйста на спс и пжст. Словосочетание может быть сокращено до двух букв: мб. Такое сокращение частотно используется в интернет-коммуникации для быстрого реагирования на сообщение другого коммуниканта.
К публикации о прошедшем в 2018 году конкурсе «Евровидение» был написан следующий комментарий:
– Думаю, у Лазарева есть все шансы выиграть.
– Мб («MDK»).
Таким образом, лексические проявления в интернет-коммуникации представлены довольно широко.
Характерной чертой синтаксиса предложения в интернет-переписке является тенденция к отклонению от синтаксических и пунктуационных норм литературного языка со стороны адресанта текста.
Основная проблема, с которой сталкиваются пользователи социальных сетей – скудность средств, которые помогают выразить эмоции, отношение к коммуниканту, позволяют произвести нужное впечатление. Участники интернет-коммуникации лишены вспомогательных (паралингвистических) средств: тембра речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики. Такая нехватка паралингвистических средств компенсируется самими пользователями Сети.
Для компенсации тембра речи используется «капс». В переводе с английского Caps Lock – это «фиксация прописных букв». Caps Lock – клавиша компьютерной клавиатуры, предназначенная для автоматической (постоянной) смены регистра букв со строчных на прописные. Написание фразы или части ее заглавными буквами повсеместно в Интернете означает повышение голоса. Использование Caps Lock также трактуется как особо важная информация, которая не может остаться без внимания.
К публикации о том, что на юге Москвы плохо работают службы уборки городских дворов, оставлены комментарии: «Что вы здесь ругаетесь между собой? Пишите в ПРОКУРАТУРУ» («Типичное Бутово»). Слово прокуратура выделено заглавными буквами по причине того, что автор хотел акцентировать внимание именно на этой части своего комментария.
Нехватка паралингвистических средств общения компенсируется также так называемыми «смайликами». В переводе с английского слово smile переводится как «улыбка». Но изображение эмоции в виде смайлика выглядит не только как улыбка. Многие смайлы изображают типизированные эмоциональные состояния: плач, смех, удивление и др. Сейчас смайлы очень широко представлены в социальной сети «ВКонтакте». С мобильного устройства можно увидеть огромное количество смайлов, изображающих не только человеческие эмоции, но и предметы быта человека, его окружения и занятий. Это могут быть животные, дома, еда, растения и т.д. Кроме того, смайл может выглядеть не только как маленькая графическая картинка, но и как сочетание символов. Например, смайлик «улыбка» в символическом воплощении выглядит как двоеточие, дефис и скобка. Например, : - ). Смех изображается двоеточием, дефисом и заглавной английской буквой D: :-D. С недавнего времени разработчики социальной сети «ВКонтакте» предоставили пользователям право использования так называемых «стикеров». Стикеры – это графические изображения, позволяющие выразить свои эмоции и передать настроение. Логическое продолжение смайлов, но с более красочной реализацией. Похожие стикеры давно есть во многих мессенджерах и имеют большую популярность у пользователей.
Многие интернет-пользователи не употребляют не используют смайлов, считая это несолидным. В подобных случаях смайлы заменяются комбинациями знаков препинания и / или их многочисленными повторениями одного знака. Анализируя интернет-диалог, мы заметили, что знаки препинания чаще встречаются в текстах, созданных взрослыми грамотными людьми. А в молодежном общении количество знаков препинания сокращается по причине безграмотности, из-за недостатка времени для проверки грамотности или чтобы не выделяться. Особенностью письменного общения в молодежной среде является переизбыток знаков препинания с целью выражения эмоций пишущего.
Кроме того, интернет-пользователи повсеместно злоупотребляют комбинацией точек в конце предложения. Новость о штормовом предупреждении была сопровождена комментарием: «Ого! Домой я сегодня не доберусь……..» («Типичное Бутово»). Выбор такого знака препинания в конце предложения обусловлен желанием автора придать эмоциональную окраску мысли.
Графическим способом создания новых слов является использование цифр, что делает язык очень похожим на машинный. Особенно частотны такие замены среди подростков. Обратимся к публичной странице «JUST ANIME», основной контингент которой лица от 8 до 16 лет. Публикация, содержащая в себе иллюстрации героини одного из фильма в жанре аниме, была сопровождена следующими комментариями: – Скажите, как ее зовут? – Ты 4то не знаешь? Намеренная замена буквы «ч» на цифру «4» свидетельствует о желании участника сообщества казаться оригинальным и современным.
Другим примером данной лексической разновидности может послужить комментарии к другой публикации в этом же сообществе. К новости о выходе второго сезона фильма «Атака титанов», пользователи оставили комментарий: – Быстрей бы он вышел! – Я смотрела трейлер. 2фта! 42 В данном случае использована цифра «2» в английском переводе «ту». Разговорное слово туфта в современном толковом словаре русского языка Ефремовой означает ‘оценочная характеристика чего-либо как чуши, вздора, ахинеи’. Такого рода замены используются пользователями Интернета для привлечения внимания к себе и к своим мыслям и являются проявлением языковой игры.
Таким образом, синтаксические, пунктуационные и графические особенности интернет-коммуникации в основном обусловлены самой информационной средой и стремлением коммуникантов выделиться, стать заметными, непохожими на других. Эта система является открытой и пополняется за счет самих интернет-пользователей.
Чтобы убедиться в том, что неправильное написание слов при общении в Интернете и отсутствие знаков препинания негативно сказывается на грамотности учащихся, мы провели анкетирование среди учащихся 7 классов (анкету и диаграмму см. в приложении). В анкетировании приняли участие 17 учащихся. Участникам анкетирования были предложены 3 вопроса:
1) Часто ли Вы проводите время в социальных сетях?
2) Следите ли Вы за орфографией и пунктуацией при написании текста сообщения в социальных сетях?
3) Как вы считаете, влияет ли общение в Интернете на навыки письменной и устной речи?
На первый вопрос ответ «очень часто» фигурировал у 53% опрошенных, «редко» - у 47%, не пользующиеся социальными сетями отсутствовали. Результатом опроса по второму вопросу стало следующее наблюдение: за орфографией и пунктуацией при общении в Интернете следят 71%, ответ «иногда» отметили 23%, не следят - 6%. Влияние общения в Интернете на навыки письменной и устной речи заметили 29% опрошенных, не задумывались об этом 53%, считают, что переписка в социальных сетях не влияет на грамотность - 18%.
По итогам анкетирования было выявлено, что многие учащиеся не задумываются над правильностью написания сообщений в Интернете и пунктуацией в тексте.
И таким образом мы решили в помощь пользователям социальных сетей создать Словарь для общения в современном мире. (Приложение 1)
Заключение
В ходе исследования было выяснено, что интернет-коммуникация характеризуется рядом отличительных особенностей, которые проявляются на всех уровнях языка. Было замечено, что общение в Интернете отличается орфографическим сближением с транскрипцией, максимальной приближенностью к фонетике разговорной речи. В ряде случаев наблюдается намеренное искажение написания и произношения. На базе описания особенностей языка интернет-коммуникации целесообразно было проанализировать социальную сеть, так как она является ярким показателем живой разговорной речи и диалогического общения. Для анализа мы взяли социальную сеть «ВКонтакте», так как этот сайт является универсальным ресурсом для активного общения различных социальных групп и пользователей всех возрастов. Следовательно, этот сайт интересен нам с точки зрения лексической специфики.
На лексическом уровне были выявлены языковые особенности, свойственные данному интернет-пространству. Основной стиль речи в диалогическом общении в социальной сети – разговорный. В ходе исследования было замечено частотное употребление англицизмов в интернет-переписке. Мы пришли к выводу, что иноязычное слово воспринимается коммуникантами как более престижное, красиво звучащее, необычное. Другая особенность общения в социальной сети – использование жаргона. Нами было замечено, что наиболее частой разновидностью жаргона в этой социальной сети является молодежный сленг. Одна из главных причин употребления сленга – стремление внести игровой элемент в скучную подчас действительность.
В ходе анализа фактического материала было также замечено стремление коммуникантов к многочисленным сокращениям в словах. Это связано с тем, что участник диалога должен мгновенно реагировать на сообщение другого участника, чтобы ответ остался актуальным в данный момент времени. Было замечено, что подавляющее большинство людей, сокращающих слова, используют мобильный гаджет, с которого труднее отправлять сообщения. В ходе исследования было выявлена тенденция к использованию латиницы и цифровых знаков в диалогической речи.
Список литературы
Приложение 1
Словарь
Ава-аватарка.
Агриться-злиться.
Ауф-кайф, круто.
Байтить — провоцировать.
Бомбит-бесит, злит, напрягает.
Бан/банить-блокировать в интернете.
Буллинг — травля.
Вайб — атмосфера, настроение.
Варик — вариант.
Войсить — записывать голосовые сообщения.
Го-пошли.
Гонишь-врешь.
Донат-кидать деньги в игру.
Дофига — очень много.
Зашквар — что-то позорное, ощущение стыда за поступок.
Изи — легко.
Инет-интернет.
Квест-пройти какую-либо задачу.
Кд-как дела?
Комп-компьютер.
Краш-человек который нравится.
Кринж -«испанский стыд».
Криповый — пугающий, ужасный.
Лд-лучший друг.
ЛОЛ-смешно.
Лп-лучшая подруга.
Лс-личные сообщения.
Лут-ценные вещи или не очень, которые помогут.
Магаз-магазин.
Ок-хорошо.
Олд-старый человек.
Падик-подъезд.
Паль — самая некачественная подделка.
Пж-пожалуйста.
Пранк — розыгрыш, шутка, выходка.
Прокачка-продвигаться.
Пруф — подтверждение, доказательство.
Рандом-случайный.
Рофл-шутка.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лазурненская средняя общеобразовательная школа»
Буклет со сленгом подростков.
Словарь
Выполнила: Синицына Полина
Ученица 7 «Б» класс
Словарь
Ава-аватарка.
Агриться-злиться.
Ауф-кайф, круто.
Байтить — провоцировать.
Бомбит-бесит, злит, напрягает.
Бан/банить-блокировать в интернете.
Буллинг — травля.
Вайб — атмосфера, настроение.
Варик — вариант.
Войсить — записывать голосовые сообщения.
Го-пошли.
Гонишь-врешь.
Донат-кидать деньги в игру.
Дофига — очень много.
Зашквар — что-то позорное, ощущение стыда за поступок.
Изи — легко.
Инет-интернет.
Квест-пройти какую-либо задачу.
Кд-как дела?
Комп-компьютер.
Краш-человек который нравится.
Кринж -«испанский стыд».
Криповый — пугающий, ужасный.
Лд-лучший друг.
ЛОЛ-смешно.
Лп-лучшая подруга.
Лс-личные сообщения.
Лут-ценные вещи или не очень, которые помогут.
Магаз-магазин.
Ок-хорошо.
Олд-старый человек.
Падик-подъезд.
Паль — самая некачественная подделка.
Пж-пожалуйста.
Пранк — розыгрыш, шутка, выходка.
Прокачка-продвигаться.
Пруф — подтверждение, доказательство.
Рандом-случайный.
Рофл-шутка.
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Учимся ткать миленький коврик
Машенька - ветреные косы
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Три загадки Солнца