Статья на тему: тьютор для ребёнка с ОВЗ в начальной школе.
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_attestatsii_.docx | 29.63 КБ |
Статья: «Из опыта работы тьютора»
Я работаю тьютором в школе для детей с интеллектуальными нарушениями 1й год. Опыт тьюторства небольшой. Базовое образование учитель начальных классов и классах коррекционно-компенсирующего образования , потом новое направление деятельности заставило пройти переподготовку и не однажды. Сертификат <Тьютора>.
Тьюторское сопровождение в образовательных организациях» получила в Столичном учебном центре «Профессионал» (г. Москва) в 2022году.
Я работаю тьютором мальчика Егора , который получил первое образование в детском саду. Ему 10 лет, он аутист, неговорящий, учится третий год по программе 8.3 (специальная программа для аутистов с интеллектуальными нарушениями). Программа предусматривает увеличение времени на освоение программы 1 класса. Егор приходит в школу 4 раза в неделю, работает в этом году по программе 2 класса (а в предыдущие годы обучался по программам 1й дополнительный класс, 1го и 2го года обучения). Если попросту пояснить, то в 1м дополнительном 1го года обучения он учился считать до 5, потом – до 10, теперь должна научиться считать до 20.
Семья у Егора полная. Мама следит за внешним видом ребёнка, посещает родительские собрания. Папа отвечает непосредственно за учебный процесс в целом.
Егор неспокойный , доброжелательный , внешне эмоционально уравновешенный ребёнок. Контакт со взрослыми и со сверстниками избирателен.
Общая осведомлённость на низком уровне, ограничена бытовыми рамками. Сведения о себе и родных сформированы за время обучения на начальном уровне, интересуется только непосредственным окружением, круг представлений об окружающем мире на бытовом уровне.
Учебные навыки не сформированы. Знания, умения и навыки по чтению, русскому языку и математике сформированы на низком уровне. Слабо развита мелкая моторика рук, движения рук недостаточно скоординированы. Пишет только в основном по шаблону, с помощью педагога, смысл написанного не понимает. Егор не читает, буквы алфавита не знает. Математические навыки сформированы на низком уровне. Знает и пишет цифры в пределах 10, счёт прямой с опорой на наглядность, вычислительные навыки не сформированы, владеет счётом, в принятом всеми понимании, до 5.
Егор не говорит, реагирует на обращение, пользуется невербальными средствами коммуникации, аутизм внешне проявляется как отрешенность от происходящего, не инициирует общение даже внешне или избирательно, совсем. Работает по карточкам PECS.
Егор придерживается определенных ритуалов и малейшие изменения в его жизни или режиме могут стать для него травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывают вспышки агрессии. Егор начинает кричать и требовать выполнения ритуалов. Не всегда идет на контакт.
При обучении постоянно нуждается в организующей, направляющей помощи педагога, необходим контроль со стороны взрослого. Отношения с учителями и одноклассниками у него ровные. Егор ни к кому интереса не проявляет и никого своим вниманием не выделяет.
С ребятами он держится почти равнодушно. Ни с кем не общается, но и ни от кого не прячется. Если из ребят кто – то его начинает обнимать, то он может расплакаться. Сама инициативы к общению, знакомству не проявляет. Не агрессивен : никогда не сжимает кулаки, не замахивается, не протягивает руки в сторону другого человека. Если чем – то недоволен, или не согласен, то как и многие аутисты, начинает себя бить по бёдрам, лицу, голове, иногда кусает руки.
В данное время требования взрослых воспринимает на слух, понимает общепринятые слова или указания бытового характера, интереса, любопытства ни к чему не проявляет. Ничто его не привлекает, но и ни от чего не отказывается. Первое время ко мне обращался за помощью в случае большой усталости к концу 4 урока, просто укладывался на меня отдохнуть или брал мои руки и начинал себя гладить ,изредка достаёт свою книжку для общения с картинками РЕСS и показывала мне картинку – просьбу: вода, туалет, отдых.
В этом году при встрече впервые появился в глазах и на губах отблеск улыбки.
На уроках работает добросовестно. Егор может выйти к доске показать ответ – картинку на слайде на поставленный вопрос, но не всегда правильно. Старательный, исполнительный, не аккуратный в тетради, трудолюбив , чистоплотен , умеет пользоваться туалетом и бумажным носовым платком.
Для детей с диагнозом РАС в классе создано несколько зон: работы, отдыха, игровых упражнений. С ними мы общаемся, как обычной речью, так и жестами, используем картинки РЕСS. На уроках чтения обучаем глобальному чтению.
Для России тьюторство – принципиально новое направление деятельности в педагогике. Хотя есть множество областей, где оно находит своё применение: социальная работа с проблемными семьями, детсады, школы, колледжи и вузы, инклюзивное образование, дистанционное.
Тьюторство в образовании означает максимально индивидуальный подход в обучении и развитии ребёнка. Чем это отличается от индивидуального подхода? Тем, что индивидуальный подход – это практика, когда учитель или воспитатель находит особый подход для каждого подопечного. Допустим, какое-то математическое действие не даётся ученику, и учитель находит новый способ объяснения.
А индивидуализацией специалисты называют работу, когда ребёнку дают знания и умения, исходя из его собственных интересов. Тьютор же помогает ребёнку освоить стандартный объём знаний, но со своей личной помощью, своим, только ему присущим направлением деятельности с ребёнком. И ребёнок осваивает необходимый объём знаний по индивидуальной программе развития, отличающейся от общей программы временем (более длительный промежуток разрешён), критериями (по min), специальной программой помощи (работа тьютора, специалистов).
Если традиционный педагог может в досаде махнуть рукой на нерадивого ученика: «Ну, мол, чего объяснять?! Только силы впустую тратить, всё равно толку не будет!», то тьютор на то и тьютор – помощник, наставник, помогает найти этому ученику свой, неповторимый маршрут освоения знаний. Он помогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге – нащупать своё возможное призвание, применение в социальной жизни, или, хотя бы полное самообслуживание.
Как говорят специалисты, учитель работает ответами, а тьютор вопросами: как помочь, когда помогать, когда отступить, когда совсем отойти. Главнейшая задача в работе тьютора: совершенствование самостоятельности в своем тьюторанте. Как только тьютор не будет нужен подопечному как помощник, организатор, направляющий его деятельности, так тьютор станет победителем по итогу своей работы! Тьютор должен научиться создавать перед ребёнком проблемы, которые подопечный должен постоянно решать. И таким умением ставить ребёнка постоянно в тупик и направлять-помогать найти решение, выход из тупика. Этим он развивает самостоятельность в своём подопечном и готовит его к жизни в социуме. Тьютор должен овладеть в совершенстве умением создавать проблемы перед ребёнком.
В Европе и США система, при которой каждый учится по собственному алгоритму, широко используется в вузах. Такова, например, система в Кембриджском университете (Англия). В России система помощи тьюторов своему подопечному нашла применение – в первую очередь, именно в школах. Хотя пока это похоже на эксперимент, т.к. дипломированных специалистов практически нет. Педагогические вузы начали готовить их совсем недавно.
Я работаю в непростой школе. У нас все ученики имеют нарушение интеллектуального развития, по старинке – это дети с умственной отсталостью. В некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребёнком жизненно необходимо, т.к. этот ребёнок нуждается не столько в развитии, сколько в социализации, чтобы просто нового человека не пугался и не заходился истерическим криком – плачем. Таким детям в первую очередь нужен присмотр и уход.
В первую очередь это касается инклюзивных школ и детских садов. Слово «инклюзивный» применительно к садику и школе означает, что их посещают не только практически здоровые дети, но и такие, которым требуются особые условия. А это дети с так называемыми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Если ребёнок плохо видит или слышит, если ему трудно ходить из-за перенесённой травмы или ДЦП, если у него нарушение речи или есть заметные интеллектуальные проблемы, он может учиться среди обычных сверстников, у которых таких проблем нет. Но для этого ему нужна помощь тьютора-воспитателя. Другое название – тьютор-сопровождающий.
Во-первых, ребёнку нужна физическая помощь. Ребёнку с ДЦП тьютор помогает передвигаться, глухому или слабослышащему – усваивать информацию с помощью специальной аппаратуры или языка жестов и т.д. Но тьютор – не нянька. Его работа не сводится к ежеминутному обслуживанию. Он общается со своим подопечным столько, сколько это действительно необходимо. Главная задача такого педагога – поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников.
В нашей школе стало немало детей, которым, элементарно, нужна помощь в передвижении, в отправлении естественных потребностей, в питании, в смене одежды и обуви. И нередко тьютор выполняет обязанности няни детского сада: высаживает на горшок, подмывает грязного ребёнка, меняет памперсы, моет руки, кормит с ложки, меняет одежду, умывает, чистит нос, следит, чтоб ребёнок не обрывал и не ел листья или цветы с растений в школьных горшках и т.п. Тьютор - воспитатель перенаправляет внимание ребёнка с одной привычки: тьюторант в течение дня ходит по классу и стучит костяшками по партам, шкафам, окнам, совершенно на другую деятельность, например, связывание полосок ткани. Учителю и одноклассникам не мешает и сам развивает свою мелкую моторику, а значит и свой небогатый опыт нарабатывает. Сейчас он просто приседает, но не стучит и никому не мешает, иногда сидит в игровом уголке и работает с пирамидками совместно с тьютором, осваивая математические понятия: больше – меньше, равные, такой же, расположение предметов в пространстве и др.
Тьютор помогает подопечному установить контакт с другими детьми. А здоровым детям он собственным примером показывает, как нужно относиться к людям с инвалидностью, чем и как, в каких пределах можно и нужно им помогать.
Если всё организовано правильно, совместная учёба здоровых и «особых» детей идёт на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают к «особым» сверстникам, начинают им помогать и защищать, а не травить и делать пакости, и в будущем у них не будет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно и дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами, начинают проявлять интерес к общению с одноклассниками, стремятся по образу и подобию сверстников самостоятельно решать свои проблемы и строить свою жизнь среди людей. Ведь должна же когда-нибудь наша страна стать государством равных возможностей, удобной для жизни, где отношения между гражданами строятся на доброте и доверии. А пока «обычные» и «особые» люди будут разделены стенами квартир и домов, будут прятаться друг от друга, этого не случится.
Пока дипломированных тьюторов мало, поэтому педагогами-сопровождающими в школах работают учителя с большим стажем и воспитатели, иногда, даже родители. В большинстве случаев родители оказывают физическую помощь и помогают (что тоже очень важно) в общении с одноклассниками. А о профессиональной педагогической помощи речь, в таком случае, не идёт.
Так что потребность в профессиональных тьюторах очевидна. И со временем она будет только расти. Количество детей с ограничениями увеличивается, а родители, буквально все, желают обучать их в обычной школе со своими ровесниками. Что это за школа, какие у неё есть возможности, им всё равно, главное, поближе к дому.
Так что же должен делать тьютор в школе?
мое рабочее направление: создание комфортных условий, при которых ребенку будет приятно находиться в школе. Организация рабочего места и места отдыха ребенка в школе. И если он чувствует себя раскованно, то у него будут силы для образования и развития. Я тьютор ребёнка – аутиста. Приведу примеры из своей практики.
1 Итак, в моей работе тьютора важно – создать благоприятные условия, чтобы ребёнок был спокоен, уравновешен, у него было хорошее самочувствие и настроение, тогда можно быть уверенным в его работоспособности. Нельзя приуменьшить в методике развития подопечного организационную, направляющую, дозированную помощь, образец действий, разъяснение.
2 направление работы – взаимодействие с родителями. Надо, чтобы родители Вам доверяли, к Вам прислушивались и шли во всех делах навстречу. Иногда в своих требованиях родители неправы, не ругайтесь, отступите в этот раз, а через некоторое время в конкретной ситуации попросите, именно попросите, выручить Вас. И всё нормализуется. Очень важно поддерживать с родителями доверительные и доброжелательные отношения. Вы для них будете авторитетны, уважаемы, если они на Вас не в обиде, тогда к каждому Вашему совету будут прислушиваться с вниманием и исполнительностью. Утром Вы встречаете ребёнка, и родители рассказывают о нём, обращаются с вопросами, но и Вы рассказываете о школьных новостях, предметах обихода, например о пластилине, картоне, которые заканчиваются, о ножницах – затупились, носочках – порвались. Вроде бы мелочи, но из этих мелочей состоит повседневная жизнь. Именно мелочи демонстрируют насколько внимательны Вы к этому ребёнку. У родителей утром бывает только один вопрос: во сколько заканчиваются занятия. Поэтому Вы обязательно запишите себе накануне время окончания последнего урока. У нас в дневнике для родителей это ежедневно делает классный руководитель. Но мой опыт показывает, что родители в дневнике этого не видят, а может забывают с утренним цейтнотом. Если время окончания занятий сразу назвать не можете, то сообщите через СМС. Родители довольны, и вы тоже. У вас утром вопросов практически нет, а если есть, то самые важные, иногда просьбы, иногда пожелания, сообщения или предложения. Все свои проблемы с родителями лучше коротко обсудить, но утром: мозг спокоен, человек настроен на работу, пока ещё проблемы на него не давят, поэтому родители, как правило идут навстречу. Именно утром предлагаю принять участие в конкурсе или школьном деле. Это звучит коротко, чётко, продумано.
Когда провожаете ребёнка из школы, то обязательно должен быть краткий отчёт о прошедшем дне: что получилось, где и в чём есть ошибки и, обязательно, как можно помочь родителям своему ребёнку, а что из этого возьмёте вы на себя в школьное время для исправления допущенных ребёнком ошибок.
3е направление работы – совместное обсуждение проблем развития тьюторанта и двусторонняя работа тьютора с учителем на уроке, со специалистами на занятиях в образовании ребёнка.
Ситуация. Учитель на урок письма даёт нам задание. Например, за урок мы должны написать 4 строки букв, выполнить штриховку фигуры, построить эту фигуру по точкам, списать с учебника предложение. Совместно со всеми должны успеть поработать устно, выбрать в виде картинок ответ на поставленные вопросы, если вызовут, то надо выйти к доске, показать на слайде эти ответы – картинки, выполнить пальчиковую, статическую и зрительную гимнастики. Тут я должна быть внимательна. Отслеживаю чувство усталости и качество выполнения заданий. Смена деятельности – карандаш на ручку, простой карандаш на цветной, учебник на карточку, выполнение гимнастик – моя забота. Если что – то не успели, эти задания остаются на другой урок. У нас в течение учебного дня есть большая перемена – отдых 40 мин. Именно в это время можно предложить ребёнку закончить невыполненное задание, если у него будет такое желание (и здесь работает принцип – смена деятельности).
На каждом уроке я с тьюторантом не просто нахожусь рядом, я ему помогаю: организую деятельность, поддерживаю интерес, хвалю (жест большим пальцем он должен дотронуться до моего), дозирую количество заданий, поясняю учительские слова, направляю его внимание на объяснение учителя и образцы на доске, помогаю найти страницу в учебнике, тетради и т.д. На этом этапе важно, что тьютор не выполняет за ребенка необходимые действия, а помогает только тогда, когда это необходимо для организации дальнейшей работы на уроке или когда он сам просит о помощи. Чаще всего привлекаю внимание к записи стр. на доске или в карточке.
Очень важно, что иногда необходима помощь тьютора на этапе постановки учителем учебной задачи и принятия ее детьми. Когда учитель работает со всем классом, тьютор вместе с ребенком индивидуально анализирует, что ему нужно сделать. Часто требуется помощь и в решении учебной задачи, выполнении определенного алгоритма действий. И если что – то у моего тьюторанта на уроке не получается, то обязательно сообщаю об этом специалистам - дефектологу, логопеду, психологу. В конце 2 года обучения на одном из уроков чтения моя ученица не назвала некоторые из изученных букв. Сообщила на ближайшем занятии об этом логопеду, и он включил проработку этих букв и их звуков в план последующих занятий. Попросила логопеда поработать со словом «Спасибо», она это сделала, а я по её методике работаю ежедневно с девочкой, когда его надо произнести.
На уроке «мир природы» в этом году Настя не показала на картинке огурец. Когда учитель обратился к ней с таким указанием, она перебрала пальчиком всё, что было нарисовано и овощи, и фрукты. В этот день на занятии психолога на основе карточек повторили с ней и овощи и фрукты, а так как этот год выдался жарким, то к занятию нашлись и кусочки разных съедобных овощей и фруктов. Проблема была решена сразу. Но вот, на что обратила внимание: я и многие другие педагоги и родители, считали, что такие понятия, как овощи и фрукты всё же более твёрдо усвоены моей подопечной, коли в быту мы часто и много используем эти продукты, к тому же время летнее только что закончилось. В течение большого времени девочка ела эти огурцы. Но для аутиста, как и для детей с нарушением интеллектуального развития повторение важно не только практическое, но и наглядное.
Насте с трудом даётся освоение счёта. Она не соотносит цифру и количество предметов, как это довольно часто бывает в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Поэтому правила счёта и сам счёт крайне труден. Поэтому с дефектологом работали именно над этим. Здесь были упражнения на запоминание цифры: собери пазл цифры, на подбор к количеству предметов цифры, раскрашивание заданной цифры или заданного количества предметов. Настя хорошо освоила на таком материале за 2 года счёт до 8, в том числе сложение и вычитание. Но наряду с такими заданиями, дефектолог выполнял и свою запланированную программу. В начале этого года вдруг возникла проблема работы по образцу. Явно и в этом году скучать нам на занятиях с дефектологом будет некогда.
4е направление работы тьютора – организация питания и самообслуживания тьюторанта. Дети сейчас (особенно аутисты) не едят многие продукты. Но и школьные кухни не готовят для питания детей меню на выбор. Поэтому приходится лавировать, договариваться с работниками столовой о помощи в твоей работе, отслеживать некоторые нужные для тьюторанта «чистые» порции. Мой ребёнок не ест рыбу, картофельное пюре, капусту, сыр, булку с маслом, манную кашу. Но очень любит творог, яйца вкрутую, любые котлеты, йогурт, гречу, макароны, блины, рис, кашу «дружба». В почёте у него соки в пачках, компот, вода, но в прошлом году не терпел напитки с молоком. Поэтому во время завтрака, если кто – то несёт на мойку чистую порцию творожников, то я её беру и оставляю на кухне, а в обед заменяю картофельное пюре с рыбой этой порцией творожников. Но с возрастом вкусовые пристрастия меняются. В первый год Настя отказывалась от напитков с молоком, теперь она их предпочитает компоту. Предпочтения в еде подопечного легко отследить, если тьютор ведёт свой рабочий дневник.
5е направление работы тьютора – ведение документации. Дневник веду ежедневно с приёма ребёнка от родителей до выдачи его в руки родителям или его представителям.
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ — необходимое звено инклюзивного образования. Тьютор (tutor англ. наставник, опекун) — это специалист, персонально сопровождающий учебную деятельность «особого» ребенка и помогающий ему успешно войти в школьную среду. В результате работы тьютера ребенок с ОВЗ получает возможность иметь высокий образовательный уровень и успешно развиваться в социуме.
Цели и задачи тьютора Цель тьютора — успешно включить ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательной школы, проектировать образовательный маршрут ученика и участвовать в его реализации.
Задачи тьютора:
1. Обеспечить ребенку комфортное пребывания в школе. Помочь родителям в выборе школы и поступленнии в нее, в том числе с оформлением документов (частное тьюторство). Организовать в классе и школе рабочее место и место отдыха ребенка: парта ученика в классе и место тьютора, бумажные и электронные учебные материалы, освещение, специальные сенсорные принадлежности, помещение для индивидуальных занятий. Организовать пространство школы в соответствии с реальными возможностям «особого» ученика: навигация по школе с указателями, разметкой, табличками-текстами, карточками-пиктограммами, пандусы. Обеспечить ребенку особый школьный режим. Сотрудничать с педколлективом школы, родителями, одноклассниками для создания комфортной психологической атмосферы.
2. Обеспечить социализацию ребенка. Помочь ребенку с ОВЗ войти в коллектив класса, установить и сохранять дружеские отношения со сверстниками. Помочь здоровым детям принять «особого» одноклассника, помогать ему и дружить с ним.
3. Обеспечить усвоение ребенком общеобразовательной программы. Адаптировать программы и учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его психические, физические особенности и ресурсы. Корректировать учебный маршрут в зависимости от прогресса развития ребенка. Вместе с ребенком преодолевать затруднений в учебе. Свести всех специалистов (учителя, психолога, дефектолога, логопеда, завуча) и родителей в единую систему для реализации образовательного маршрута. Тьюторские функции Тьютор, находясь с ребенком в течение всего школьного дня Корректно и четко помогает ученику встраиваться в учебный процесс. Поддерживает школьника в новой, непривычной, постоянно меняющейся ситуации. Ведет дневник наблюдений. Содействует учителю таким образом, чтобы обучение ребенка с ОВЗ не влияло на качество образования всего класса.
Черты характера, необходимые тьютору для выполнения функций: терпение и коммуникабельность, умение строить грамотные, очень тактичные отношения.
Коммуникация со школой Тьютор или предоставляется школой по решению ПМПК и является членом ее коллектива, или нанимается родителями. Тогда образовательное учреждение заключает с ним договор о волонтерской работе. Чтобы дети с ограниченными возможностями могли успешно участвовать и реализовываться в учебном процессе, тьютору необходимо соблюдать следующие принципы коммуникации со школой
1. Открытость. Согласованный с учителем выход за рамки стандартной программы и использование всех культурно-социальных ресурсов, включая музеи, дома науки и творчества и т.п.
2. Вариативность. Использование всех имеющихся ресурсов школы (кружки, секции, библиотека, доолнительные занятия) и создание новых: «Комната тишины» для детей с РАС, «Комната с батутом» для гиперактивных школьников.
3. Непрерывность. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют постоянного последовательного сопровождения в школе на всех возрастных этапах, но с изменением содержания работы. Первый класс — сопровождение на всех уроках и переменах. Далее, в зависимости от успехов ребенка — помощь на письменных предметах, в решении конфликтных ситуаций в классе. В старшей школе —участие в подготовке учебно-исследовательских проектов и в профориентации.
4. Индивидуальный подход. Выбор наиболее удобных форм, темпов и способов обучения. Единая система коммуникации тьютора и учителя с учеником в зависимости от его ведущей системы восприятия: визуальной, аудиальной, кинестетической. Например, ребенок с проблемой мелкой моторики пишет на доске пример не мелом, а губкой и решает до того, как вода высохнет.
5. Индивидуализация. Совместное с учителем принятие и следование индивидуальным приоритетам ребенка. Обучение тому, что именно сейчас для этого ребенка наиболее важно. Так на уроке географии все дети зачитывают доклады о природе Севера, а «особый» ребенок показывает подборку ярких видеосюжетов о народных традициях региона. Или при сильной антипатии ребенка и учителя-предметника тьютор предлагает дистанционный вариант. Еще не все учителя психологически готовы принять тьютора. У одних присутствие на уроках другого специалиста подсознательно вызывает негативные эмоции. Другие контактирую с «особым» учеником исключительно через тьютора. Но стоит учителю осознать, что тьютор — это дополнительный профессиональный ресурс и партнер, как начинается процесс взаимодействия. Ставятся общие образовательные цели и задачи с учетом харатера ребенка и его поведенческих реакций. Намечаются пути преодоления трудностей.
Решаются технические задачи: на каком уроке тьютор нужен, на каком нет. Или когда тьютор может на несколько уроков оставить подопечного и поработать в другом классе (если у специалиста несколько тьюторантов). В итоге, эффективно сотрудничая с учителем и формируя у ребенка понимание о главной роли учителя в обучении, тьютор становится связующим звеном между учеником и школой.
Коммуникация с родителями. Помогает осознать и принять индивидуальность ребенка и на ее основе выбрать индивидуальную учебную стратегию. Вместе с родителями развивает положительное отношение ребенка к самому себе, уверенность в своих силах. Рассказывает родителям, как прошел учебный день, с какими трудностями столкнулся ребенок и как их преодолел. Обсуждает с родителями свои записи в дневнике наблюдений. Вместе с родителями контролирует выполнение домашних заданий. Организует совместное посещение (ребенок-тьютор-родитель) индивидуальных корреционных занятий у психолога и дефектолога. Вместе с родителями консультируется у учителей-предметников.
Знакомит родителей с одноклассниками ребенка. Помогает наладить общение с родительским коллективом класса. Коммуникация с ребенком Тьютор встречает ребенка в школе, помогает раздеться, ведет на урок .
На уроке Привлекает внимание к учителю:
«Смотри На Анну Ивановну».
«Слушай».
«Смотри на доску».
«Открой учебник».
«Напиши слово...».
Использует письмо «рука в руке».
Дозирует учебную нагрузку, определяя, когда остановиться и переключиться на новое задание. Выбирает для выполнения более доступные задания.
Следит за физическим и эмоциональным состоянием: применяет точечный массаж пальцев, мочек ушей, выводит в игровую комнату и там проводит занятие адаптивного ФК. На переменах Наблюдает за общением детей и подключает к нему тьюторанта.
Во время общения с одноклассниками учит ребенка строить диалог, обращаться с просьбой, благодарить. Помогает ребенку решать конфликты.
Отвечает на нетактичные вопросы детей, используя алгоритм: «Когда он был маленьким, то заболел.... Ему трудно (что трудно)....А в остальном Саша такой же как и все. Он любит....Ему нравится....Ему интересно...» Главное для тьютора — иметь доверительные и эмоциональные отношенй с тьюторантом, быть его проводником, защитником, помощником, выразителем желаний. В результате тьюторского сопровождения в инклюзивном образовании у детей с ОВЗ выявляются и развиваются образовательные мотивы и интересы. Дети включаются в школьную жизнь и успешно проходят образовательный маршрут. Значит, профессия «тьютор» выполняет свою миссию.
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Музыка космоса
Для чего нужна астрономия?
Заколдованная буква
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна