Морской флот всегда оставался чем-то особенно важным для развития страны. Пройдут годы, преодолеется разлад в народной душе; и вновь возродится державная мощь России, а с ней - и ее морская сила. Флот - это не просто корабли, величественные сооружения из дерева и металла. Флот - это человеческие судьбы, наполненные высоким и жертвенным трудом на благо Отечества, его величия и процветания. Флот — это показатель осознания нацией и государством своих подлинных интересов. Флот - это способность народа шагнуть за границы, отведенные ему природой, сделать свое имя известным и уважаемым в самых отдаленных землях.
Вложение | Размер |
---|---|
pervyy_morskoy_flot_rossiyskogo_gosudarstva_pod_azovom.doc | 113.5 КБ |
prezentatsiya_na_konferentsiyu.ppt | 2.73 МБ |
Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Верхнетишанская средняя общеобразовательная школа им. В.А. Фуфаева
Областная краеведческая конференция «Петр I и Воронежский край»
Номинация: «Первый морской флот Российского государства под Азовом»
Подготовил:
Петрожицкая София Владимировна
11 класс, МКОУ Верхнетишанская СОШ им. В.А. Фуфаева
Таловский район, с. Верхняя Тишанка, ул.Центральная, 3В;
Контактный телефон 84735242164
E-mail vtih.talov@govvrn.ru
Руководитель:
Рындина И.В., учитель истории, МКОУ Верхнетишанская СОШ им. В.А. Фуфаева
Контактный телефон 89515568404
E-mail ryn-inna@mail.ru
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Из глубины веков 5
1.1 Дела минувших дней 5
1.2 Развитие Азова 9
Глава 2. Колыбель русского флота 14
Заключение 17
Список литературы 18
Введение
«Петр Великий явился не как нечто
случайное, но как порождение…
Руси, чувствовавшей жгучую
потребность нового, потребность
преобразования…»
С.М. Соловьев
«История России с древнейших времен»
Петр, первый ребенок от второго брака царя Алексея Михайловича, родился 30 мая 1672 года в Кремле. Он был младшим сыном Тишайшего и четырнадцатым по счету ребенком в семье второго царя династии Романовых. Рождение Петра было окружено множеством легенд, говорили, ученый монах Симеон Полоцкий предсказал его будущую судьбу уже при рождении. После смерти отца Петр вместе с вдовствующей царицей и сестрой Натальей жили вдалеке от двора. В это время, будучи 5 лет от роду, Петр приступил к обучению. Сведения по истории Петр черпал из различных рукописей и тетрадей с картинками («потешных книг»), рассматривать которые он очень любил.
Имя Петра I называется в числе первых среди наиболее известных правителей России — именно он, согласно официальной истории, создал условия для преобразования Русского царства в Российскую Империю. Ниже перечислены наиболее значительные события во внешней и внутренней политике, произошедшие за время его правления.
Пристрастие к флоту было у Петра с детства. В детстве его очень привлекали разнообразные технические новинки, к примеру, астролябия. А знаменитый ботик, найденный царем в сарае Н. И. Романова, стал знаменитым «дедушкой русского флота», на котором Петр I лично постиг все азы мореходства. Сам царь описывал свои эмоции от найденного ботика так: «Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей из дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (прим. Тиммермана – голландского учителя Петра), что это за судно? Он сказал, что это бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях – для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно».
Именно после катания на ботике по Плещееву озеру царь стал вынашивать планы по созданию мощного флота. В то время все передовые страны уже обзавелись военными флотами, и России предстояло сделать большой рывок, чтобы качественно и количественно сравняться с соперниками на море. А после визита в Архангельск, где царь увидел большие и хорошо вооруженные голландские и английские суда, посетил их и сам, впервые ходил по Белому морю, вопрос считался решённым. Один корабль заказали в Англии, два под руководством Франца Лефорта – будущего первого адмирала русского флота заложили сами. А царь отправился обратно на Плещеево озеро руководить строительством новых кораблей лично.
Морской флот всегда оставался чем-то особенно важным для развития страны. Пройдут годы, преодолеется разлад в народной душе; и вновь возродится державная мощь России, а с ней - и ее морская сила. Флот - это не просто корабли, величественные сооружения из дерева и металла. Флот - это человеческие судьбы, наполненные высоким и жертвенным трудом на благо Отечества, его величия и процветания. Флот — это показатель осознания нацией и государством своих подлинных интересов. Флот - это способность народа шагнуть за границы, отведенные ему природой, сделать свое имя известным и уважаемым в самых отдаленных землях.
Проблема: сегодня в российском обществе актуальна проблема сохранения истории родного края.
Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью исследования влияния проведенной Петром I административно-территориальной реформы в России и на развитие Воронежского края и дальнейшее развитие кораблестроения.
Гипотеза – благодаря каким воинским силам была одержана победа над Турцией под Азовом.
Цель работы: исследовать влияние проведенной Петром I административно-территориальной реформы в России и на развитие Воронежского края и дальнейшее развитие кораблестроения.
Задачи исследования:
∙ изучить необходимый материал по данной теме;
∙ систематизировать изученный материал;
∙ выяснить, из каких военных судов и других плавсредств состоял первый российский флот в конце XVII – начале XVIII вв.; какие промышленные предприятия были созданы в Воронежском крае для оснастки кораблей и снаряжения моряков и солдат армии для похода на турецкую крепость Азов;
∙ помочь сверстникам на основе исследовательской работы приобщиться к истории родного края.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Из глубины веков
1.1 Страницы дней минувших
С течением времени, по мере усиления Москвы, взоры ее правителей все чаще устремлялись в сторону моря. Русь стремилась вырваться из геополитического мешка, в котором она оказалась волею природы и истории; мечом отвоевать себе доступ к морским коммуникациям — основным артериям мировой торговли и политики.
Присоединение Казанского и Астраханскоого ханства при Иване Грозном положило начало превращению нашей страны в великую евразийскую морскую державу. Именно в те годы она утверждается на Каспии, а русские землепроходцы получают доступ к необъятным просторам Сибири: минет несколько десятилетий, и они выйдут к побережью Тихого океана. При Грозном Москва пытается утвердиться на Балтике. Причем в ходе кровопролитной Ливонской войны царь повелел создать здесь каперскую флотилию. Но сил оказалось слишком мало: геополитические конкуренты сделали все, чтобы не позволить Московской Руси установить прямые связи с Европой.
Прошли годы. При царе Алексее Михайловиче в подмосковном селе Дединове строится знаменитый «Орел» - первый русский военный корабль, отвечавший европейским стандартам. А при его сыне, Петре Великом, 20 октября 1696 года Боярская дума в Москве приговорила: «Морским судам быть». С этой даты и ведет свою официальную летопись военно-морской флот России.
Не хватало специалистов, пригласить которых из-за границы в необходимом количестве было сложно. Тогда впервые послали за границу на учебу пятьдесят молодых дворян.
Возвратившись в Россию и приехав весной 1699 года в Воронеж, Петр решил удостовериться, как усвоили морское дело молодые дворяне, обучавшиеся в Европе.
Государь остался весьма недоволен. Стало очевидным, что заграничные мастера отнеслись к наставничеству спустя рукава, ученики же оказались «зело» ленивы и нелюбопытны. Надо было доучивать недорослей силами своих кораблестроителей-практиков.
Петр не церемонился с воронежской знатью, когда выявил множество злоупотреблений и стал чинить над ними строгий суд. Многие были отправлены в ссылку, были пороты всенародно кнутом (воевода Полонский). Но труднее всего, конечно, пришлось простому люду. Их сгоняли на работы принудительно, а труд был непосильно тяжелый, от скученности и плохих условий начинались болезни.
Больным бременем для крестьянства была обязанность давать лошадей на перевозку леса и всяких грузов, много терпели они также от «самовольства и дуровства» солдат, размещенных в деревнях на постой.
На ситуацию с лошадьми, как основной тягловой силы, от которой зависело материальное снабжение судостроительных верфей, не мог не обратить внимание Петр I. Строя в Воронеже, на Икорце и в Таврове многочисленный гребной флот для покорения Азова, он часто приезжал в Воронеж и тут пришла ему мысль «завести на этих чудных степях улучшенное Русское коннозаводство, для чего он приказал выписать из Голландии возовых жеребцов».
«В 1702 году, по челобитью 40 человек Черкас, сосланных с реки Середы, поселены в Битюцких дачах на реке Битюге в Лосевой слободе, Черкасы более 200 дворов с тем, чтобы они наравне с дворовыми крестьянами пахали Государеву десятинную пашню и были бы в объезде от неприятельских людей» (18). В 1704 г. Указом из Приказа адмиралтейских дел на Воронеже велено без особого указа черкас этих на работы не посылать и подводы у них не брать с тем, чтобы они «по рекам Донцу, Битюгу и Середе и по иным местам описные заповедные леса» объезжали и берегли.
Выделение земли под монастырь было не без ведома Петра I. Возможно, что в этом случае совпали интересы епископа Митрофана и царя Петра I, епископа – в стремлении наладить правильную монастырскую жизнь в малонаселенной местности, Петра I – в извлечении государственной пользы от монастыря.
Не вызывает сомнения, что Троицкий Битюцкий мужской монастырь был основан во владениях Петра I и с его ведома, учитывая отношения царя к монастырям. Да и кто в царствование Петра I мог завести в этот полупустынный малонаселенный край породу лошадей, не встречающихся в этих местах. Надо думать, что это был сам Петр I. Духовное ведомство этим не занималось.
1.2 Развитие Азова
В конце семнадцатого века Россия была огромной континентальной державой. Ее южные рубежи подходили к Азовскому и Черному морям, юго-восточные — к Каспийскому, северо-западные — к Балтийскому. Однако выхода ни в одно из этих морей Россия не имела. Отсутствие удобных и устойчивых границ вошло в противоречие с задачами Российского государства, стремившегося к активной деятельности на международной арене, тесным контактам с европейскими странами.
В начальный период своего царствования Петр I принял решение обеспечить России выход к Черному морю. Для этого весной 1695 года был организован поход под Азов - турецкую крепость в устье Дона.
Знаменитая русская река Дон начинается едва заметным ручейком у города Новомосковска в Тульской области, затем пересекает Липецкую область, течет с севера на юг через Воронежскую, орошает южную половину Волгоградской области и заканчивает свой путь в Ростовской области, впадая в Азовское море.
Для этого похода в крае были построены 522 струга длиной от 25 до 35 метров, 42 мореходных лодки, 134 плота с правильными веслами. Еще 737 стругов сделали жители городов Сокольска, Доброго и Козлова, находившихся в пределах нынешних Липецкой и Тамбовской областей.
Неудача Азовской кампании 1695 года показала, что ключ к морю - крепость Азов в устье Дона - можно было взять лишь объединенными усилиями сухопутных и морских сил. Петр I в ноябре 1695 года принял решение о немедленной и быстрой постройке военных кораблей для захвата Азова в следующем году.
Базой второго Азовского похода царь избрал Воронеж. Здесь решено было собраться войскам, здесь развернулось строительство первого русского военного флота. Воронеж идеально подходил для решения военно-стратегических задач в борьбе с Турцией: недалеко от города располагались пригодные для строительства флота леса; построенные корабли можно было провести из Воронежа в Дон и спустить к Азову.
Первые воронежские корабли были собраны из привезенных частей. По образцу построенной в Голландии галеры под Москвой были приготовлены части для 23 галер и 4 брандеров. Там работали иностранные мастера и русские плотники. Оттуда части галер и брандеров перевезли на Воронежскую верфь, собрали и спустили на воду. Основная работа по строительству двух больших 36-пушечных кораблей «Апостол Павел» велась уже непосредственно на Воронежской верфи. Строительный материал заготавливался по обеим сторонам реки Воронеж и ее притокам, в Воронежском, Усманском, Белоколодском, Романовском, Сокольском, Добренском и Козловском уездах. Ценой огромных усилий первый русский военный флот к апрелю 1696 года был построен. Кроме названных кораблей в него вошли 1300 стругов, 300 лодок и 100 плотов.
В конце апреля 1696 года новый флот выступил в поход по реке Воронеж и далее по Дону. Петр I плыл на большой галере «Принципиум» в звании, как он писал сам, «командора». В середине мая русские войска и флот достигли устья Дона.
О своих настроениях в тот период жизни Петр позже, через четверть века, поведал в составленном под его редакцией и при его непосредственном участии предисловии к первому отечественному Морскому уставу. «Всю мысль свою, писал в нем Петр, - уклонил для строения флота, и когда за обиды татарские учинилась осада Азова и потом оный счастливо взят, тогда по неизменному своему желанию не стерпел долго думать о том: скоро к делу принялся. Усмотрено место, к корабельному строению угодною на реке Воронеже, под городом того же имени, призваны из Англии и Голландии искусные мастера в 1696 началось новое в России дело: строение великим иждивением кораблей, галер и прочих судов. И дабы то вечно утвердилось в России, умыслил искусство дела того ввесть в народ свой и того ради многое число людей благородных я послал в Голландию и иные государства учиться архитектуры и управления корабельного. И аки бы устыдился монарх остаться от подданных своих в оном искусстве и сам воспринял марш в Голландию, и в Амстердаме на Остиндской верфи, вдав себя с прочими волонтерами своими в научение корабельной архитектуры, в краткое время в оном совершился, что подобало доброму плотнику знать, и своими трудами и мастерством новый корабль построил и на воду спустил».
Петр приступил к реализации своих идей сразу же после московского триумфального шествия 30 сентября. Уже через 20 дней - 20 октября состоялось специальное заседание Боярской думы, на котором рассматривались два вопроса, серьезно занимавшие молодого царя: о заселении Азова и о построении большого флота для Азовского моря.
Петр прекрасно понимал, что строительство и дальнейшее содержание флота связано с большими расходами, и решил, видимо, заручиться согласием бояр на установление новых повинностей, чтобы введение их рассматривалось не как его единоличное решение, а как коллективный приговор Боярской думы.
К сожалению, не найдено никаких сведений о месте этого исторического заседания и о составе его участников. Царь подготовил записку, в которой изложил вопросы, подлежащие обсуждению и по которым необходимо было принять решение. Ясно, что записка была составлена самим Петром, так как в ней он обращается к Думе от себя лично. Записка сохранилась в копии, и носит заглавие «Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фартецыи от турок Азова 1696 года октября 20» и состоит из двух частей.
В первой указано: «Понеже оная розорена внутри и выжена до основания, также и жителей фундоментальных нет, без чего содержатися не может, и того для требует указу, кого населить, и много ли числом, и жалованья всякая откуды».
Во второй статье царь подробно обосновывал необходимость построения флота. Он указывал, что одного восстановления и заселения Азова будет недостаточно для сдерживания турок и татар. Ведь, базируясь на Азов, одни пехотные подразделения не смогут ни предотвратить набеги татар на южнорусские города и укрепления, ни «делать поиски» в Крым. А содержать в Азове крупные конные отряды, способные пресекать татарские набеги, невозможно. Так что турки и татары, убедившись в том, что пехота, имеемая в Азове, конница не в состоянии удерживать их от нападений, перейдут к еще более активным боевым действиям - «паки прежнею гордостию взнявся, паче прежнего воевати будет».
Петр утверждал, что в этом случае все двухлетние труды, людские потери и убытки пропадут даром. Значит, и добиться желаемого мира будет невозможно.
По первой статье определили для заселения Азова перевести туда около 3000 солдат с семьями из низовых городов ведомства Приказа Казанского дворца и положить каждому денежного жалованья из Приказа Большой казны по 5 рублей человеку в год, хлебного жалованья по 6 четвертей муки ржаной, по 2 четверти овса на семью в год (1 четверть= 210 литров)
По второму вопросу было принято лишь принципиальное решение о постройке флота: «Морским судам быть...»
Завершающим этапом становления русского флота стал период закрепления на Азовском море. Заложенный к 1698 году город Таганрог и Воронеж продолжали исправно производить корабли. Но это были суда уже иного качества. В 1697-1698 годах царь посетил Европу в составе Великого посольства, где лично участвовал в строительстве корабля «Пётр и Павел». Многие русские корабелы обучились всем тонкостям строительства боевых кораблей, теперь Россия могла создавать суда всех известных тогда типов своими силами. А организованные на юге России «кумпанства» (компании) коммерчески вносили свою лепту в строительство судов. В ноябре 1698 года Петром I был заложен 58-пушечный корабль «Гото Предестинация» («Божье провидение»). Это был действительно принципиально новый, мощный и тяжелый боевой корабль. Длина его киля составила 130 футов (почти 40 метров), а ширина – 33 фута (10 метров). Уже через два года первый русский линейный корабль был спущен на воду, его уникальная конструкция хоть и была заимствована с английских образцов, царь лично внес изменения в киль. Осадка линкора была уменьшена, он легко ходил по мелководью, а двойное дно защищало от течи в случае удара о грунт.
Вслед за ним были заложены ещё два линейных корабля – «Черепаха» и «Великий галеас». Их постройкой еще руководили иностранцы, так как проекты линкоров были ещё слишком сложны. К 1700 году в России уже воспитали ряд корабельных мастеров, таких как Скляев, Верещагин, Салтыков, Михайлов, Попов, Пальчиков, Тучков, Немцов, Бородин, Кознец.
России предстояла война со Швецией, и Петр I, обеспечив свой южный фланг, обратил взор на Балтику. Огромный и неоценимо важный опыт, полученный при строительстве Азовского флота, стал огромным заделом, который помог обеспечить победу нашей стране в долгой и трудной Северной войне со шведами. На Балтийском море русский флот сделал ещё больший шаг вперед. Несмотря на поражение и Прутский мир 1711 года с Турцией, по которому Азовский флот уничтожался, Россия стала военно-морской державой, великой державой. И последующие победы русского флота, и его славная история, стали наглядным тому подтверждением.
Глава 2. Колыбель русского флота
Голландский путешественник Корнелий де Бруин в своем описании говорит: «Воронеж лежит на верху горы, окружен деревянной, совсем сгнившей стеною. Он разделен на три части: главные русские купцы живут в одной части, называемой Акатовой. В городе есть великий канатный завод. Он находится вблизи старых Московских ворот, а пороховые магазины – там же, вне стен градских, в погребах.
Видно много домов на склоне горы, вдоль реки. Они занимают пространство в четыреста шагов и принадлежат отличным людям. Большая часть сиих домов находится супротив цитадели. Позади их есть улицы, где живут работники для постройки судов. Этот город лежит на западной части реки Воронеж, от коей он имя имеет.
Цитадель стоит на другой стороне реки, и туда ездят через длинный сообщительный мост… Цитадель сия есть четвероугольное строение, имеющее башни по четырем углам, великие жилья, и снаружи оно очень видное… На ней находится великое множество пушек… Сия цитадель снабжена весьма хорошим гарнизоном так, как и окрестности дома, для противоборствия набегам варваров.
Верфи, или подмостки, для постройки судов находятся при самой цитадели с одного боку, а прежде они бывали везде.
Магазин стоит на другом боку. Сей магазин есть великое строение в три этажа, из коих два первые – каменные, а третий, самый вышний, - из дерева. Он разделяется на многие покои, наполненные всеми самыми необходимыми вещами для флота…» [3, 31-32]
Цитадель – это крепость на острове, возведенная рядом с Адмиралтейским двором, предназначавшаяся для обороны верфей и флота. Строили ее каменщики и плотники из Четровицкого стана.
По образцу амстердамского арсенала был выстроен цейхгауз. В 1876 году, это здание было передано водно - спортивному обществу – яхт-клубу.
В 1704 году у города был построен шлюз с плотиной для подъема воды в реке. Строил его англичанин капитан Джон Пери.
Воронеж едва ли не прежде других городов столкнулся с бытовыми реформами Петра.
При нем воронежцам пришлось расстаться с долгополыми кафтанами и старинными телогреями. В 1702 году в Воронеже работали десять портных, одевая горожан в новомодное «францужское» платье. Швейная мастерская, или, как тогда говорили, швальня, должна была руководствоваться указом самого царя, гласившим: «чтобы платье в Воронеже шили отменно, не заочно и чтобы сидело оно не мешковато, а в самую пору по фигуре и кто горбит, чтобы тот горб не виделся, а кто на плечи разницу имеет или пузо великое, чтоб та разница и пузо от людей сокрыты были».
В 1703 году в Воронеже была открыта школа для начального обучения будущих офицеров и унтер-офицеров флота.
В ходе кораблестроительных работ на территории Воронежа и недалеко от него были построены заводы и мастерские – пушечные, канатные, парусные, суконные, лесопильные, кузнечные, кожевенные и другие.
Деятельность воронежских верфей оказала большое влияние на хозяйственное развитие Воронежа и Воронежского края. Рост населения вызвал дополнительную потребность в хлебе, а это способствовало расширению посевов сельскохозяйственных культур. Строительство военных судов предъявляло спрос на металлические изделия, обработанную древесину, смолу, канаты и паруса. В результате возникли лесопильные, кожевенные заводы, смоловарни и кузницы, парусные и канатные предприятия. Некоторые из них были переведены из Москвы. В это время в Воронеже уже была разработана местная сырьевая база, и предприятия могли на неё опираться. Например, из местной конопли вырабатывались грубые сорта парусины. Сельское хозяйство давало для производства канатов пеньку, овечьи стада – шерсть, крупный рогатый скот – кожу. На предприятиях было занято немало рабочих. Например, в кузнице у мастера Ягана трудились 50 человек русских мастеров. Все эти предприятия обслуживали, в первую очередь, судостроительные верфи и с их ликвидацией, как правило, исчезли. Исключение составили суконные и кожевенные заводы. Их продукция одевала и обувала солдат и матросов, обслуживала другие нужды государства. Они не были непосредственно связаны с кораблестроением и поэтому работали в Воронеже и крае долго и после петровского времени. Военно-государственные нужды в металлических изделиях удовлетворяли липецкие железнодорожные заводы.
Успехи воронежского кораблестроения способствовали расширению торговых связей края с другими территориями страны. Среди купцов, торговавших в Воронеже, были москвичи, рязанцы, владимирцы, костромичи.
С 1711 года Воронеж стал центром Азовской губернии. Сюда были переведены все губернские учреждения из Азова (был отдан туркам). В 1725 году Азовская губерния была переименована в Воронежскую [2].
Воронеж по праву занял лидирующее положение в регионе как самый крупный город.
В связи с прекращением кораблестроения Воронеж начал терять свое военно-политическое значение. Работы не велись, из Воронежа уехали русские и иностранные мастера-судостроители.
Но перерыв в судостроительных работах уже никак не мог повлиять на развернувшийся процесс заселения и хозяйственного освоения южных частей Воронежского края.
В 1722 году Петр I, возвращаясь из Персидского похода, в последний раз заехал в Воронеж. Готовясь к новой войне с Турцией, царь распорядился возобновить строительство кораблей в Воронежском крае.
После завершения в 1739 году русско-турецкой войны судостроительная деятельность в Воронежском крае прекратилась на 30 лет.
Заключение
В заключении хочу сказать, что Петр I действительно внес большой вклад в Отечественную историю. Воронежцы всегда помнили и помнят о деятельности Петра I в Воронежской крае. Не случайно первый памятник монументальный скульптуры в Воронеже был посвящен Петру I.
А в июле 2014 года на Воронежском водохранилище возле Успенской церкви спущена на воду полномасштабная копия корабля, построенного более 300 лет назад Петром I в Воронеже «Гото Предестинация». Этот корабль-музей создан в память о строительстве в нашем городе первого русского военного флота.
Очень важно помнить историю своей страны, особенно крупные события, ведь наша память - это очень интересная вещь. Благодаря ей, человек открывает перед собой такие возможности, о которых даже сложно представить.
Интересной страницей в истории Воронежского края было строительство здесь по решению Петра I русского военного флота в конце XVII – начале XVIII века. Флот строился для действий на Азовском и Черном морях, для борьбы с Турцией за берега этих морей. У корабельных верфей возникали новые города. С помощью флота, построенного под Воронежем, летом 1696 года Россия овладела городом Азовом – мощной турецкой крепостью при впадении Дона в Азовское море. Воронежские корабли участвовали в Керченском походе 1699 года. Целью этого похода была демонстрация туркам российского флота перед началом мирных переговоров с Турцией.
Давайте помнить и чтить историю нашего края, его заслуги перед Россией и всем русским народом!
Используемая литература
1. Историческое краеведение Воронежской области. 8-9 класс. Учебное пособие. Воронеж. Центр духовного возрождения Черноземного края. 2015.
2. Край наш Воронежский. Центрально-черноземное книжное издательство. Воронеж, 1985.
3. Кретова О.К. Русский город Воронеж. Центрально-черноземное книжное издательство. Воронеж, 1986.
4. Летопись Троицкой церкви села Верхотишанки Бобровского уезда // ВЕВ. 1874. № 17. С. 756–757.
5. Россия. Полный энциклопедический иллюстрированный справочник в картах, схемах, таблицах. Москва. ОЛМА Медиа Групп. 2010.
6. Российская корона. Князья, цари, императоры. Ридерз дайджест. 2009.
Слайд 1
Таловая , 2022 Областная краеведческая конференция "Петр Первый и Воронежский край" Петрожицкая София, ученица 11 класса МКОУ Верхнетишанской СОШ им. В.А. Фуфаева «Первый морской флот Российского государства под Азовом»Слайд 2
« Из глубины веков » Актуальность темы Исследование влияния проведенной Петром Первым административно-территориальной реформы в России и на развитие Воронежского края и дальнейшее развитие кораблестроение. Задачи: из каких военных судов и других плавсредств состоял первый российский флот в конце XVII – начале XVIII вв.; какие промышленные предприятия были созданы в Воронежском крае для оснастки кораблей и снаряжения моряков и солдат армии для похода на турецкую крепость Азов.
Слайд 3
« Страницы дней минувших » Астролябия Прибор для определения местоположения корабля, его широты и долготы.
Слайд 4
« Страницы дней минувших »
Слайд 5
«Воронеж – колыбель русского флота» Петр избрал Воронеж колыбелью российского флота, поскольку город стоял на берегу р. Воронеж, недалеко от Дона. В окрестностях росли вековые дубы и сосны, служившие материалом для строительства судов. Неподалеку залегала липецкая железная руда, из которой можно было выплавить пушки и другое оружие. Тысячи жителей из окрестных городов были собраны на строительство флота в Воронеж. Стук топоров стоял с утра до вечера. Царь Петр I сам руководил строительством: его высокую фигуру с топором в руках постоянно видели в гуще работ.
Слайд 6
Наконец, наступил торжественный момент. К весне 1696 года были готовы два больших корабля и несколько десятков мелких. Так, 2 апреля 1696 года на воду была спущена большая галера «Принципиум», 26 апреля – многопушечный корабль «Апостол Петр». Уже летом 1696 строительство флота было закончено, и Петр I совершил второй поход против турок. Русские войска одержали победу, в результате которой Россия получила выход в Азовское море и вернула себе ранее принадлежащие земли Немного позже Петр стал создавать флот и на Балтийском море, но колыбелью военно-русского флота по праву считается Воронеж. Строительство кораблей в нашем крае продолжалось до 1711 года. «Воронеж – колыбель русского флота» парусно-гребной фрегат Апостол Петр
Слайд 7
«Воронеж – колыбель русского флота»
Слайд 8
«Воронеж – колыбель русского флота»
Слайд 9
«Воронеж – колыбель русского флота» За Белгородской чертой, к югу от Воронежа, простиралась степь, которая доходила до Чёрного и Азовского моря. Эти земли были опустошены кочевниками в XI—XIV веках, а Северное Причерноморье находилось во власти крымских татар и турок. При впадении Дона в Азовское море возвышалась турецкая крепость Азов, которая закрывала выход в море. В конце XVII столетия окрепшее государство Русское начало борьбу с Крымским ханством и Турцией за исконные русские земли и выход к морю. В 1695 году правитель Петр I со своей армией совершил легендарный поход под Азов, но русским воинам не удалось овладеть вражеской крепостью, так как в Азовском море беспрепятственно плавал турецкий флот и снабжал солдат продовольствием, оружием и боеприпасами. Поэтому для овладения Азовом Российскому государству был нужен мощный военный флот. А строить его решили у Воронежа.
Слайд 10
Спасибо за внимание!
Тупое - острое
Фильм "Золушка"
Лепесток и цветок
Цветущая сакура
Как зима кончилась