Каждый человек должен знать свою историю, историю своей семьи, школы, деревни, страны. И сегодня я хочу вас познакомить со своей школой и проектно-творческой работой.
Вложение | Размер |
---|---|
letopis_rodnyh_mest.docx | 33.14 КБ |
МО «Моркинский муниципальный район»
МОУ «Шоруньжинская средняя общеобразовательная школа»
Республиканский конкурс
«Яналовские чтения», конкурс
исследовательских краеведческих работ,
посвященный Республике Марий Эл,
по направлению «Летопись родных мест»
Летопись родных мест
«Шоруньжинской школе 145 лет»
Выполнила: Григорьева Анна,
обучающаяся 5 класса МОУ
«Шоруньжинская средняя
общеобразовательная школа»
Руководитель: Григорьева Эльвира
Владимировна, учитель начальных
классов, ЗДУВР
Шоруньжа
2016
Содержание
Введение ………………………………………………………………….………… 3
Актуальность ……………………………………………………………………... 3
Тема, цель, задачи, план ....……………………………………………………… 3
Основная часть ……………………………………………………………………. 3
Выводы …………………………………………………………………………….. 5
Литература ……………………………………………………...………………… 6
Приложение ………………………………………………………………………7-38
Летопись родных мест
«Шоруньжинской школе 145 лет»
Введение
Недавно мы отпраздновали юбилей нашей школы. Моей школе – 145 лет. Готовясь к празднику, мы изучали историю школы, готовили презентации о жизни класса и школы, искали материал о знаменитых людях, чья жизнь связана с нашей школой.
Актуальность
Каждый человек должен знать свою историю, историю своей семьи, школы, деревни, страны. И сегодня я хочу вас познакомить со своей школой и проектно-творческой работой.
Тема: Шоруньжинской школе 145 лет.
Цель: изучить историю школы и оформить презентацию.
Задачи:
План работы
Работая над своим проектом, я составила план и решила искать материал в интернете, беседовать со взрослыми, сходить в школьный музей и библиотеки, ознакомиться с различной литературой, узнавать на уроках, провести свои наблюдения за жизнью школы, собранные данные систематизировать и обобщить.
Основная часть.
Я узнала.
Оказалось, в музее хранятся архивные материалы об открытии школы, о ее работниках, а в библиотеках – сведения о людях, которые свою жизнь связали с нашей школой.
Наша школа открыта в 1871 году. Первым учителем был Гаврил Яковлевич Яковлев. Он в своем письме смотрителю Царевококшайских училищ писал: «Прибыл в Уньжу 19 февраля 1871 года. 20 февраля открыл школу в доме крестьянина Петра Максимова. Обучается 12 учеников, все крещённые, читают по звуковому методу».
Об открытии Уньжинской школы Тихон Ефремович Ефремов писал так: «Первые шаги в открытии школы сделаны Николаем Ивановичем Ильинским. Собираясь открыть школу, он подыскивал самые отдалённые места. Таким местом оказалось село Шоруньжа…»
Двухэтажное здание школы было возведено в 1894 году. На 1 этаже располагались учебные классы, а 2 этаж занимали дьякон и псаломщик местной церкви. И открылся второй класс, школа состояла из двух отделений: одноклассного миссионерского училища и учительского класса, готовила учителей для церковно-приходских и братских «инородческих» школ и считались училищами начальной ступени. В школе готовили миссионеров для работы среди марийцев. Называлась школа «Уньжинская центральная второклассная черемисская школа». Кроме истории, арифметики, географии, преподавали и русскую веру.
1899 год – Уньжинская школа стала трёхклассной.
1902 год – работало 5 классов.
1904 год – открывается 6 класс с педагогическим уклоном. Школа финансировалась государством и братством Святого Гурия. Приезжают в Уньжинскую школу с дипломом учителя Пётр Григорьевич Григорьев и Николай Фёдорович Бутенин.
1914 год – Тыныш Осып (Борисов Иосиф Алексеевич) направлен учителем в Уньжинскую школу. Некоторое время возглавлял школу.
Владимир Сави (Владимир Алексеевич Мухин) после окончания Казанской семинарии работал в Уньжинской школе.
1927 год – по решению Всероссийской конференции в Шоруньжинской школе создана пионерская организация. В составе отряда – 24 ученика.
20-е годы – сгорело основное здание школы. Дети учились в Ямбаторской школе.
В 1930 году простроено и введено в эксплуатацию новое здание школы. Работали только начальные классы. Мой дед жил рядом с этой школой. Он говорил, что в 1960-е годы эта школа тоже сгорела. Новую школу построили на новом месте.
1934 год – открывается 6 класс.
С 1935 года – Уньжинская семилетняя школа.
С 1960 года – Уньжинская восьмилетняя школа.
С 1973 года – Шоруньжинская средняя школа.
2. В Шоруньжинской школе учились и учили
В Шоруньжинской школе учились:
- Сергей Григорьевич Чавайн – основоположник марийской литературы, учитель;,
- Николай Семенович Мухин – общественный деятель, поэт,
- Сергей Алексеевич Черняков – видный политический и общественный деятель,
- Иван Петрович Петров– первый руководитель Марийского облисполкома,
- Андрей Романович Романов – работник Йошкар-Олинского исполкома,
- Андрей Карпович Эшкинин – журналист, писатель.
В Шоруньжинской школе учили:
- Яковлев Гаврил Яковлевич – деятель Русской православной церкви и народного образования, просветитель марийского народа, писатель,
- Григорьев Петр Григорьевич – работник образования, революционер, просветитель марийского народа, писатель;
- Мухин Владимир Алексеевич (В. Сави) – писатель, педагог, общественный деятель,
- Борисов Иосиф Алексеевич (Тыныш Осып) – писатель, педагог,
- Николай Федорович Бутенин – ответственный секретарь обкома партии.
3. Школа гордится своими учениками и учителями:
- Виктор Петрович Данилов — марийский композитор, заслуженный деятель искусств РМЭ;
- Иванов Геннадий Алексеевич — кандидат технических наук, доцент ЙГТУ;
- Слесарев Арсений Яковлевич — заслуженный ветеринарный врач;
- Григорьев Василий Андропович —министр МВД Марийской АССР;
- Ефремов Евгений Александрович – руководитель информационным отделом при правительстве.
- Петров Евгений Сергеевич — директор хлебокомбината г. Йошкар-Олы.
В обучении и воспитании детей свой труд вложили наши педагоги. Многие из них показали умение работать с детьми, свое старание, были активными агитаторами среди населения. Среди них модно отметить Семенову Марию Семеновну (заслуженный учитель России), отличниками просвещения стали Александрова Людмила Александровна (учитель родного языка), Никитин Георгий Алексеевич (учитель географии), Григорьев Сергей Андропович (директор школы).
4. Школа сегодня.
1 сентября 2007 года в селе Шоруньжа открылось новое трёхэтажное здание Шоруньжинской средней общеобразовательной школы. В нём «живёт» большая и дружная семья обучающихся, учителей, воспитателей и технического персонала. С 1986 года школой руководит Григорьев Сергей Андропович, учитель математики
Вот она какая, наша школа сегодня! Школа располагается в трёхэтажном здании, где имеются 14 классных комнат, кабинет ЭВМ, кабинеты химии, физики, биологии, родного языка, родной литературы, ОБЖ. На каждом этаже и в каждом классе имеется зелёный уголок, в классах - уголок класса.
Рядом со школой имеется большая и красивая спортплощадка. Из-за того, что школа за 10 лет недостроена, библиотека, спортзал, столовая, столярная мастерская находятся в деревянных зданиях.
Школу посещают дети из 8 деревень. В этом учебном году обучается 231 ученик. Мы смотрели журналы деятилетней давности и узнали, 10-15 лет назад в школе учились около семисот ребят.
Подвоз учащихся до места обучения осуществляется двумя школьными автобусами.
Школа живет интересной и активной жизнью. Каждый год обучающиеся участвуют в различных конкурсах, выступают на конференциях, выезжают на спортивные соревнования, а учителя – в профессиональных конкурсах педагогического мастерства. И у нас высокие результаты:
- в 2016 году на олимпиаде регионального этапа 2 призера по родному языку и литературе;
- в 2016 году Архипова Лада стала победителем первой всероссийской олимпиады школьников и студентов по государственным языкам республик Российской Федерации под эгидой русского языка;
- в этом году у нас есть 2 призера и 2 победителя на олимпиаде регионального этапа по родному языку и литературе и 2 победителя на межрегиональном этапе;
- по спортивному направлению наша команда всегда в призерах, чаще всего занимают 1-е места.
В январе 2015 года школа, как говорят наши учителя, получила статус «Районная инновационная площадка». Педагоги и учащиеся под их руководством работают над проблемой «Школа-этнокультурный центр – модель сохранения и развития народной традиционной культуры в условиях сельской школы». Мы работаем по четырем направлениям:
- моя малая Родина;
- народные промыслы родного края;
- знаменитые люди родного края;
- традиция и культура родного края.
В школе часто проходят разные интересные мероприятия, встречи. Нашими гостями были делегация из Эстонии, из Республики Коми, поэты и писатели, представители редакции газет и журналов. А вот представители из Финляндии – наши постоянные гости. Один наш класс уже 11-ый год участвует в проекте общества Кастрена «Крестные по языку», которым руководит Ильдико Лехтинен.
Выводы.
Изучив весь этот материал, я поняла и могу сказать:
- многие видные деятели Марий Эл связали свою жизнь и творчество с нашей школой;
- наша школа занимает одно из важных мест среди образовательных школ республики;
- школа дает Республике активных, творческих, талантливых людей;
- свою деятельность школа направила на сохранение и развитие марийской традиционной культуры.
А я учусь в 5 классе. Мы очень любим танцевать и петь, поэтому участвуем в различных даже республиканских конкурсах. Я счастлива в своей школе, которой 145 лет.
Литература
Финист - Ясный сокол
А теперь — мультфильм
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
"Разделите так, как делили работу..."
Одеяльце