В работе представленая история развития архивного дела в Ханты-Мансийском автономно округе - Югра и в городе Покачи
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 50.93 КБ |
Т.В.Ящуковская
студентка 3 курса
(Руководитель: И.М. Габдуллина, преподаватель)
БУ «Лангепасский политехнический колледж»
«АРХИВ - ЖИВОЕ ХРАНИЛИЩЕ ИСТОРИИ НАРОДА»
Архивы были известны всем народам, достигавшим известной цивилизации. Зарождение практики хранения документов на территории современной России связано с появлением письменности у проживавших здесь славян и др. народов. После принятия христианства греческие церковнослужители принесли на Русь традиции делопроизводства, сложившиеся в Византийской империи, в церквах и монастырях стали хранить в ризницах вместе с предметами культа собрания рукописных книг, грамот и др. ценных документов.
Современная система архивов России представлена четырьмя типами: государственные архивы, ведомственные архивы, негосударственные архивы, муниципальные архивы. Каждый из этих типов архивов в свою очередь представлен неким множеством, составляющие которого формально и неформально имеют не только общие черты, но и существенные различия.
Цель данного исследования - изучение развития архивного дела на региональном и муниципальном уровнях.
Объектом исследования стало развитие архивного дела в России, а его предметом – история архивов и современное состояние архивного дела в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и городе Покачи.
История архивного дела в Югре
Начало организации государственной архивной службы в Ханты-Мансийском округе было положено 1 октября 1934 года, когда Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Остяко-Вогульского национального округа (окрисполком) принял постановление о создании окружного архивного бюро (окружного архива) и назначении заведующей архива Пискаревой К. В течение 1935 года в архиве было собрано 750 единиц хранения, в 1936 – 1938 годах свыше 7 тысяч дел. В 1937 году оборудовано архивохранилище, занимавшее первоначально два небольших кабинета в здании окрисполкома. С этого времени началась работа по систематизации документов, их разборке и первичному учету. Постепенно налаживался контроль за состоянием архивов государственных учреждений.
В 1937-1941 годах окружной архив возглавлял Бардин Павел Павлович. При нем архив получил отдельное здание, где и находился до 1981 года. Павел Павлович проводил большую работу по разъяснению ценности исторических материалов и необходимости их сохранения. При непосредственном участии и содействии П.П. Бардина в 1936-1938 годах были созданы архивы в Березово, Кондинске (Нахрачах), Сургуте, Ларьяке, Октябрьском (Кондинском).
В этот период окружной архив обеспечил сбор и сохранность интересных исторических документов XYIII-XIX веков, в том числе рукописных, ранее принадлежавших Кондинскому монастырю и церквям Тобольского Севера.
Среди них особую ценность представляли указы императриц Анны Иоановны, Елизаветы Петровны, Екатерины II, реляции маршалов о победах России в войнах, документы об угодьях и обширном хозяйстве Кондинского монастыря, его доходах, просветительной и миссионерской деятельности среди остяков и вогулов, о борьбе православного духовенства с языческими верованиями, злоупотреблениях и вымогательствах духовенства. В 1940-1950 годах архивисты выполняли большой объем технической работы. Много сил, времени отнимало подготовка к уничтожению документов с временными сроками хранения, так как в организациях они не подвергались экспертизе. Окружной архив, возглавляемый в это время Прасковьей Ивановной Плесовских, продолжал оказывать посильную помощь районным архивам. Поднимались вопросы укрепления их материальной базы, давались методические рекомендации. 1960-е годы принесли перемены в организацию архивного дела. Произошел поворот к проблемам архива со стороны местных органов власти, связанный с выходом архивной службы из системы МВД.
Расширился остававшийся долгие годы неизменным штат окружного архива. Особенное позитивное воздействие оказал новый порядок работы экспертно-проверочной комиссии архивного отдела Тюменского облисполкома, выразившийся в обязательном представлении в комиссию всеми государственными архивами описей и номенклатур дел для утверждения и согласования, что обеспечило более высокое качество научно-справочного аппарата. Появились новшества в работе с организациями, в комплектовании документов. Повысился уровень научно-технической обработки документов в организациях, чему способствовала действовавшая в 1966-1967 годах хозрасчетная группа. Работу по улучшению архивного дела возглавили Чирятьева Агриппина Еремеевна, Чикирева Васса Елизаровна.
В 1970-80-е годы появилась возможность уделить внимание совершенствованию научно-справочного аппарата, учета документов, повышению общественной роли архива. Существенно пополнился систематический каталог, был издан путеводитель по фондам. Окружной архив участвовал в выявлении документов для книги "Память", "Из истории культурного строительства в Тюменской области", "Судьбы народов Обь-Иртышского Севера", справочного обзора "Крестьянское восстание в Тюменской губернии". Шире стали использоваться архивные материалы в средствах массовой информации. Более 30 лет окружной архив возглавляет Костина Галина Самсоновна, более 30 лет отдала архивному делу Страшкова Нина Кузьминична.
С открытием нефтяных и газовых месторождений, ростом новых городов расширялась и архивная сеть в округе. В 1988 году в округе функционировало 16 государственных архивов: окружной, десять городских, пять районных со штатом 26 человек.
В 1990-е годы произошли изменения сети и функций архивных учреждений. Повысился статус архивов городского и районного уровня. Они были преобразованы в архивные отделы администраций муниципальных образований с функциями межотраслевого руководства архивным делом на своей территории, увеличена их штатная численность. Работники окружного государственного архива отнесены к числу государственных служащих.
Большое значение для архивистов имело принятие в 1993 г. "Основ законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах". На основе этого акта в 1995 году был принят окружной Закон "Об Архивном фонде Ханты-Мансийского автономного округа и архивах".
Дальнейшее развитие нормативной правовой базы архивного дела произошло в 2004 году. Был принят Федеральный закон от 22 октября 2004 года № 125 –ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации". В Ханты-Мансийском автономном округе принят Закон от 7 июня 2005 года № 42- оз "Об архивном деле в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" с изменениями от 19 декабря 2005 года.
Координирующим центром архивной службы округа являлось Управление по делам архивов округа, созданное постановлением Губернатора округа от 27.06.97 г. № 236. Начальником Управления по делам архивов автономного округа была назначена Сажаева Людмила Дмитриевна. Новое положение об Управлении по делам архивов, структура и штатная численность утверждены постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 26 мая 2006 года № 121 –п.
Управление по делам архивов Ханты-Мансийского автономного округа подчинялось Правительству Ханты-Мансийского автономного округа, являлось органом исполнительной власти, обеспечивающим государственное управление архивным делом в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, осуществляющим проведение государственной политики в области архивного дела на территории автономного округа.
В структуре Управления по делам архивов находился архивный отдел (Государственный архив Ханты-Мансийского автономного округа - Югры). Муниципальное хранение документов осуществляют 22 архивных отдела администраций городов и районов.
В Управлении по делам архивов был создан совещательный орган – коллегия, на заседаниях которой рассматриваются актуальные проблемы развития архивного дела в округе, организации деятельности архивных учреждений, состояния сохранности документов в ведомственных архивах округа, подбора и расстановки кадров, отчеты руководителей архивных отделов. Председатель коллегии – начальник Управления Л.Д.Сажаева.
Архивное дело в Ханты-Мансийском автономном округе на современном этапе
В составе Архивного фонда Ханты-Мансийского автономного округа свыше 575 тыс. дел, отражающих материальную и духовную жизнь округа с момента его образования (1930 г.) по сегодняшний день, более 250 тыс. дел по личному составу, имеющих большое значение для подтверждения социальных прав и льгот граждан.
В Архивном фонде округа находятся документы, раскрывающие первые шаги советского строительства среди народов Севера, создание и деятельность Красных чумов, культбаз, школ – интернатов, детских домов, больниц. Документы о подготовке национальных кадров, специалистов в области народного образования, здравоохранения, кооперативной торговли, борьбе против эпидемий и социальных заболеваний. Имеются сведения о ссыльных в 1930-е годы, эвакуированных и депортированных в годы Великой Отечественной войны.
В архивах сконцентрированы документы органов государственной власти, управления и контроля, органов юстиции, суда и прокуратуры, учреждений планирования и статистики, финансирования и кредитования, здравоохранения, физической культуры, народного образования, культурно-просветительных учреждений, учреждений печати, науки, профсоюзных организаций, предприятий народного хозяйства: промысловой кооперации, сельского, лесного хозяйства, снабжения, сбыта, заготовок, торговли, транспорта, связи, коммунального хозяйства, геологии, геофизики. Имеются сведения о развитии интегральной и рыболовецкой кооперации, снабжении населения округа, о ссудах и кредитах на кооперативное строительство, о развитии лесной и деревообрабатывающей промышленности, создании из мелких кустарных промыслов механизированных рыбодобывающих и перерабатывающих производств. В документах имеются сведения о социалистическом землеустройстве в округе, о коллективизации сельского хозяйства и колхозном строительстве, о сельскохозяйственном освоении северных районов, о развитии новых и традиционных отраслей: полеводства, овощеводства, животноводства, клеточного звероводства, пушного промысла и охотничьего хозяйства, разведке недр на нефть и газ. По архивным документам прослеживается история превращения округа в топливно-энергетическую базу страны.
Ежегодно в архивы округа поступают более 40 тысяч документов постоянного срока хранения и по личному составу от 1000 с лишним организаций – источников комплектования архивных учреждений округа.
Из года в год улучшается материально-техническая база архивов Югры. За 2002 – 2007 годы переехали или получили дополнительные помещения 12 архивных отделов. 8 из них улучшили свою материально-техническую базу за счет финансовых средств муниципальных образований, 4 – за счет окружного бюджета.
Документы Архивного фонда округа широко используются в различных публикациях, телерадиопередачах. Архивная информация легла в основу учебника "История Ханты-Мансийского автономного округа с древности и до наших дней", использованы при подготовке энциклопедии "Югория".
В 2002 году Управление по делам архивов Ханты-Мансийского автономного округа впервые самостоятельно подготовило и издало три документальных сборника – "Представительные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе. 1930-2001 годы", "Политические репрессии 1930-1940-х годов в воспоминаниях и личных документах жителей Ханты-Мансийского автономного округа", "Страницы истории Ханты-Мансийского педагогического колледжа. 1932-2002 годы".
В 2002 году началась реализация программы "Судьба моя – Югра", главной целью которой был сбор и публикация личных документов жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Было представлено более 700 работ, пополнивших Архивный фонд автономного округа.
На основе поступивших материалов подготовлены и при финансовой поддержке Правительства автономного округа изданы документальные сборники "История школы в истории судеб", "Война – как она есть", "Моя судьба в истории Югры".
Главным направлением в использовании архивных документов является исполнение запросов граждан и организаций. Ежегодно исполняется более 60 тысяч запросов, подтверждающих размер заработной платы, стаж работы, права собственности и т.д.
В 2010 году Управление по делам архивов автономного округа было преобразовано в Службу по делам архивов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Архивную службу Югры). На должность руководителя Службы была вновь назначена Сажаева Людмила Дмитриевна. Произошли организационно-штатные мероприятия. Из-за упразднения отдела по работе с ведомственными архивами, штат Службы сократился с 23 до 18 единиц.
Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 апреля 2011 года № 166-рп с 01 января 2012 года на территории Югры создано казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Государственный архив Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" с местом нахождения в городе Ханты-Мансийске.
Учредителями Государственного архива Югры от имени автономного округа являются Служба по делам архивов и Департамент по управлению государственным имуществом автономного округа.
Утвержденная штатная численность вновь созданного Учреждения – 33 человека. Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 декабря 2011 года № 749-рп на должность директора Учреждения назначен Комаров-Распутин Вячеслав Михайлович.
На 1 января 2012 года Архивная отрасль Югры включает в себя:
Развитие архивного дела в г. Покачи
Город Покачи – молодой город, он возник как вахтовый поселок в 1978 году, статус города присвоен 13 июля 1992 года.
Решением 1 сессии 21 созыва от 28.09.1992 года была утверждена структура городской администрации города Покачи в состав, которой входил и архив. Заведующим архивом городской администрации была назначена – Ворожбицкая Светлана Яковлевна, согласно распоряжению администрации города Покачи от 05.02.1993 №11-к.
Распоряжением администрации города Покачи от 30.12.1993 № 262 архив администрации города Покачи был переименован в архивный отдел администрации города Покачи. Заведующим архивным отделом администрации города Покачи с 01.12.1993 года была назначена - Ворожбицкая Светлана Яковлевна, которая руководит отделом по сегодняшний день. В 2019 году ей было присвоено звание «Почетный архивист Российской Федерации». На 01.01.2021 года архивный отдел включает в себя: начальника отдела и ведущего специалиста
Архивохранилище и кабинет размещались в одном помещении на 2 этаже административного здания. По краям стен были расположены деревянные стеллажи. Посередине кабинета стояли три рабочих стола: начальника отдела по малочисленным народам Севера, секретаря административной комиссии и начальника архивного отдела. Помещение не проветривалось, т.к. окно было заложено стеклянной зеленой плиткой. Зимой в помещении было холодно, а летом жарко. Огнезащитная обработка деревянных стеллажей не производилась, отсутствовали огнетушители, металлическая дверь.
В 1996 году часть структурных подразделений администрации города Покачи переехали в новое арендованное административное здание Нефтегазодобывающего управления «Покачевнефть».
Архивному отделу было выделено 5 комнат, на окнах металлические решетки. Одна из них – архивохранилище, на окне которого стояла не распашная металлическая решетка, дверь деревянная, обитая жестью, вторая дверь решетчатая. В архивохранилище стояли - 5 комбинированных стеллажей (основа - металлическая, полки деревянные). На плитке стеллажи ровно не стояли, качались. Имелся огнетушитель марки ОПУ – 2 - 02. Компьютера и множительной техники в отдел не было. Печатали на электрической печатной машинке.
В 1998 году архивный отдел переехал в кирпичное четырехэтажное приспособленное здание, занимал три комнаты первого этажа (один рабочий кабинет, одно архивохранилище и одна комната – резерв).
В 2002 году архивный отдел переехал на второй этаж нового, реконструированного капитального исполнения здания администрации города Покачи. Архивный отдел занял рабочий кабинет и архивохранилище. Общая площадь архивохранилища составляет – 22,4 кв. м. Архивохранилище оборудовано стационарными металлическими стеллажами. Документы размещены на стеллажах в связках и коробах.
30.12.2019 году муниципальному архиву города Покачи предоставили в новое помещение, которое находится на втором этаже многофункционального здания по адресу: улица Таежная, дом 6/1. В данном здании также размещаются редакция газеты «Покачевский вестник», несколько магазинов и кафе. У архива имеется отдельный вход с установленным видеодомофоном. Состояние помещений удовлетворительное.
Общая площадь всего выделенного под архив помещения составляет 244 кв. м. В архиве оборудованы два архивохранилища. Первое - для документов постоянного срока хранения размером 60,6 кв. м., второе - для хранения учетной документации и документов по личному составу размером 50 кв.м. Архивохранилища оборудованы мобильными и стационарными металлическими стеллажами и системами кондиционирования приточно-вытяжной вентиляции. Степень загруженности архивохранилищ на конец 2019 года составила 10%. Также в архиве имеется большой холл, в котором планируется проводить выставки архивных документов, библиотека, кабинет для приема и обработки документов, кабинеты для сотрудников архива.
Первое положение об архивном отделе было разработано и утверждено в январе 1994 года.
Архивный отдел администрации города Покачи являлся органом государственного управления архивным делом в городе Покачи и одновременно выполнял функции государственного архива. Отдел входил в состав администрации города Покачи и в систему управления по делам архивов Тюменской области.
Основными задачами отдела являлось: обеспечение сохранности документов предприятий, учреждений, организаций города Покачи, принятых на государственное хранение, комплектование документами и их использование; организационно-методическое руководство деятельностью ведомственных архивов и организацией документов в делопроизводстве предприятий, учреждений и организаций города Покачи.
Распоряжением администрации города Покачи от 20.04.1993 № 70 был утвержден Список источников комплектования Покачевского государственного архива, в состав которого входило - 19 предприятий, учреждений, организаций города Покачи. На сегодняшний день – 23 организации.
В 1994 году было образовано 4 фонда, принято – 158 е. хр. На сегодняшний день всего фондов – 45 и 12 789 ед. хр.
Наиболее значимыми и интересными являются документы, отложившиеся в следующих фондах:
Начальником отдела на основе инициативного документирования проводится комплектование фотофонда. Фотофонд отражает различные стороны жизни рабочего поселка, а с 1992 года города Покачи: политическую жизнь общества, формирование и развитие народного образования, культуры, спорта, социального и культурного строительства, становление и развитие нефтяных месторождений, строительство нефтегазового комплекса иллюстрируют нефтяные вышки, автозаправочную станцию, стелу, посвященную 21 геологической разведке. Фотографии фонда дают иллюстративный материал по истории заселения города, истории религии, этнографии народонаселения. На сегодняшний день в муниципальном архиве хранится 488 ед. хр. фотодокументов.
По инициативе начальника отдела ведется работа по приему документов личного происхождения от владельцев личных фондов. Владельцами личных фондов в 2015 году стали: Борисова Наталья Васильевна, общественный деятель, депутат, председатель Думы города Покачи и Халиуллин Раян Залилович - глава города Покачи, почетный житель города Покачи. В состав Архивного фонда принято 24 ед. хр.
В 2017 году в состав Архивного фонда принято - 15 ед. хр. Владельцами личных фондов в 2017 году стали: Борисова Наталья Васильевна, общественный деятель, депутат, председатель Думы города Покачи и Степура Владимир Иванович - глава города Покачи. На муниципальное хранение переданы воспоминания, личная переписка, статьи, публикации в газетах и журналах, которые пополнили коллекцию документов «Знатных тружеников и почетных жителей города Покачи».
Владельцами личных фондов в 2019 году стали: Борисова Наталья Васильевна, общественный деятель, депутат, председатель Думы города Покачи и Степура Владимир Иванович - глава города Покачи, и Ларионов Алексей Иванович (11.01.1938 – 19.12.2013), поэт и прозаик города Покачи. На муниципальное хранение переданы статьи, публикации в газетах и журналах, которые пополнили коллекцию документов «Знатных тружеников и почетных жителей города Покачи» (всего - 3 ед. хр.). Работа по приему документов личного происхождения от владельцев личных фондов продолжается.
Объем Архивного фонда города Покачи по состоянию на 01.01.2021 год составил – 12 789 ед. хр., ед. хр., в том числе: 8 914 ед. хр. управленческой документации; 3 269 ед. хр. документов по личному составу; 109 ед. хр. документов личного происхождения; 488 ед. хр. фотодокументов; 9 ед. хр. видеофонограмм. Эти документы хранят истории жизни людей, деятельности организаций, построивших наш молодой город, людей, работающих во благо города, округа и страны в целом.
Архив - живое хранилище истории народа, хранилище опыта цивилизации. Они делают этот опыт доступным для всех, в том числе обеспечивают базу исторических исследований. Беречь и сохранить для истории документальные богатства нашей страны – важнейшая задача архивов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации, учебник. В 2-х частях. Часть 1 / [Е. М. Бурова, Т. И. Хорхордина]; под редакцией Е. М. Буровой. — Москва : Academia, 2016. — 267 с. — (Профессиональное образование. Профессиональный модуль).
2.http://admpokachi.ru/administration/struktura/
3.http://arhiv.admpokachi.ru/arhiv_information/detail.php?ID=45114
4. http://www.gahmao.ru/ob-arkhive/struktura
5. http://www.gahmao.ru/ob-arkhive/istoricheskaya-spravka
Бабочка
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Подарок
Юрий Алексеевич Гагарин
Загадка Бабы-Яги