Исследовательская работа этнокультурной направленности "Песни моего села"
Вложение | Размер |
---|---|
pesni_mego_sela.docx | 40.82 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхне-Идинская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
этнокультурной направленности
«Земля предков»
Направление : « История одного села »
«Культурное
наследие села Тихоновка»
Автор: Биньковская Маргарита,Покуль Екатерина ученицы 4 класса МБОУ «Верхне-Идинская СОШ» с.Тихоновка Боханского района Иркутской области
Руководитель: Вороная Светлана Арсентьевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «Верхне-Идинская СОШ» с.Тихоновка Боханского района Иркутской области
с.Тихоновка, Боханский район
2019 год
Содержание
Введение
Глава 1. История появления с.Тихоновка.
Глава 2. Песни жителей села .
Глава 3. История создания и деятельность народного ансамбля «Берегиня».
Заключение
Список использованной литературы.
Приложение.
Введение
Родной край самое милое ,красивое место на земле. Здесь самая красивая природа , интересные сказки, самые красивые и добрые люди. И, конечно, здесь всё своё, такое родное и любимое. У каждого человека есть своя малая Родина.
Это, то место, где родились наши деды и отцы, где родились, живём и учимся сейчас мы. Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина.
Через познание Малой Родины, её исторического и культурного наследия человек осознает свою сопричастность к истории страны, ее прошлому, настоящему и будущему. Малая Родина – это колыбель человека.
Тихоновка – наша малая Родина. Нам посчастливилось жить и родиться здесь. В селе живут и трудятся наши родители, и потому все нам в нем знакомо, дорого, близко.
А ещё гордостью нашего села являются люди: добрые, весёлые, отзывчивые, трудолюбивые. Фольклорное наследие села имеет большое значение и достойно того чтобы о нем знали жители нашей области и даже России.
Актуальность работы в том, что современная молодёжь не всегда имеют возможность изучать традиции своего народа и его культурное наследие.
Мы решили поближе познакомиться с деятельностью фольклорного ансамбля , который на протяжении многих лет существует в нашем селе.
Цель исследовательской работы.
Изучение культурного наследия творческого коллектива «Берегиня», определить вклад внесенный этим коллективом в развитие культуры нашего села, района, области.
Объектом данного исследования является культурное наследие прошлого
Предмет исследования - деятельность народного вокального ансамбля «Берегиня».
Методы исследования:
-анкетирование
- беседы
- изучение архивных документов
Задачи исследования:
1. Изучить материалы по появлению с. Тихоновка и по народному вокальному ансамблю «Берегиня».
2. Встретиться с руководителем коллектива и участниками ансамбля.
3. Познакомиться с творчеством ансамбля
Гипотеза: хранителями местных традиций и песенного репертуара выступает сельский ансамбль. Его участники - люди, для которых народная песня - верная спутница жизни. Наша задача помнить их и сохранить память об их творчестве для следующих поколений. Изучение фольклорного наследия села поможет нам не только расширить наши знания о песенных традициях и истории села, повысит уровень патриотизма.
Практическая значимость этой работы состоит в том, что собранные результаты и материалы помогут в воспитании школьников, она также может быть полезна на уроках литературы, в проведении мероприятий по культуре родного края и тем, кто хочет узнать культурное наследие нашего села.
Глава 1. История появления с. Тихоновка
В этом году наше село будет отмечать 205 летний юбилей.
Первое поселение появилось примерно в начале 19 века и прозывалось Тальяны. Новая волна переселенцев произошла в 1907-1910 годах . Первыми приехали ходоки и это в основном были украинцы. Здешние места им понравились .Поехали , рассказали сельчанам и было решено переезжать.
Для переселенцев из Украины по столыпинской реформе была выкуплена земля по правому берегу реки Иды напротив сибирского села Тальяны.
Первыми поселенцами были украинцы, называли их здесь хохлами.
Хохол - украинец, малоросс; хохлачка, хохлушка ж. (В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»).
На свою новую родину переселенцы принесли свои обычаи и традиции. Прошло более 200 лет, а народ поёт украинские песни, т.е. передаёт культурное наследие из поколения в поколение.
В конце 50-х годов в селе был построен первый дом культуры или как называли раньше клуб. Находился он в центре, на берегу реки. Здание считалось красивым и вместительным.
В выходные дни в клубе проводились вечера танцев и плясок под баян или гармошку. Молодежи было много , и все тянулись на огонёк в клуб. Там же проводились колхозные собрания, сходы села.
Новый дом культуры был построен в 1975 году. В то же время построен второй клуб Тихоновским леспромхозом. На данный момент в селе было 3 клуба: ЛПХ, РТС и в центре. Эти организации формировали культурную жизнь села, при клубах работали кружки. Была организована украинская группа, создан молодёжный вокальный инструментальный ансамбль. Художественным руководителем являлась Даниленко(Синица) Анна Силовна.
В 1983 году была организована агитбригада под руководством Новиковой Нины Алексеевны. Из беседы мы узнали ,что агитбригада постоянно выезжала с концертами на колхозные поля, зерноток, молочно-товарные фермы…Выступали и на стадионе, и даже в автобусах… И это было очень интересно.
Но затем наступили застойные времена . Клуб в ЛПХ во время сильного урагана сгорел. В РТС клуб разломали. И остался на селе клуб только в центре села. Но культурная жизнь на селе не затихала.
Глава 2. Песни жителей села
Особое место в творчестве каждого народа занимает песня. А украинская песня – это поэтическая биография украинского народа. Песня - это история, это источник духовной жизни народа, благодаря которой можно познакомиться с прошлым народа, с мечтами о будущем.
Когда наши предки переселились из Украины в Сибирь, они принесли с собой и замечательные душевные украинские песни, которые звучали в каждой семье Нам поведали , что песни исполнялись раньше на посиделках на завалинках. Работа в поле не обходилась без песен. На работу и с работы с песнями. Зимними длинными вечерами- пряли с песней. Люди умели веселиться. Народные песни были разнообразны по тематике: о любви и ненависти, о чести и долге, о родном крае. Песни передавались из поколения в поколение, «из уст в уста». В песне народ выражал свои радости и печали, мечты о счастье, воспевал великие битвы, рассказывал о труде, о событиях личной жизни. Отсюда – многообразие жанров украинской народной песни.
Календарно-обрядовые: щедривки, колядки.
Семейно-обрядовые и бытовые: свадебные, колыбельные и причитания.
Наиболее популярными были лирические песни
« Люблю ту дивчину
На ней о женюся,
Отдайте за мене
Нейначе втоплюся
Ой матэ, ой матэ
Чего ж ты не виришь,
Выносють милого
Уже из подвирья
И шла и шла доня
И шла не барылась
Перед первым порогом
Слезою залылась».
Пожилые женщины пели об ушедшей молодости. В своих песнях они жалели о том, что молодость ушла, что её нельзя вернуть. Молодость сравнивали с природой. Природа может отмирать и восстанавливаться, а молодость нет. И сегодня наши бабушки собираются вместе, чтобы петь песни о молодости. Одной из любимых песен является песня «Стоить гора высокая»:
«Щей пройде красна литэчко
Повиють холода холода
Осыплются знас листочки
Тай понесе вода
Вы нежурится вербочки
Щей вернется высна красна
А молодость не вернится
Не вернится вона»
Особый жанр украинской песни- песни солдатские. Одна из таких песен «Чёорный ворон».
«Чёорный ворон, друг ты мой заалёотныый,
Ты летаешь далеко.
Тыы принёос, принёс, мой черныый воороон
Руку белую с кольцом.
Вышла я, вышла, скажем, на крыылеечкоо.
Пошатнулася слегкааааа.
Поо кольцу я руку ту уузнааала
Знать то милого рука.
Тоо рука, рука мово миилоовоо
Знать убит он на войнеееее
Оон убитый лежитне заарыытыый
В чужедальней стороне.
Чёорный ворон, друг ты мой заалёотныый
Ты летаешь далеко».
Эту песню часто пели женщины в годы войны, возвращаясь с работы домой. Солдатские песни рассказывают о тяжелой судьбе солдата, о прощании со своей любимой девушкой. Было принято, провожая солдата на войну, давать ему что-нибудь на память.
«Ехал козак на вийноньку.»
«Ехал козак на вийноньку
Сказав прощай дивчиноньку
Прощай дивчина
Чёрна бровына
Еду в чужу сторононьку
Дай же дивчина хустыну
Може я в бою загыну
Тёмные ночи
Покрыют очи
Легко в могыле почину».
В репертуаре ансамбля есть и казачьи ,русские народные песни. Популярные песни:
- Машина коса /укр./
- Ехали казаки домой. /каз./
- А я чернява,гарна кучерява./укр./
- Черный ворон /русск./….
Старейшины коллектива:
Плотникова Любовь Васильевна – 79 лет
Кухарская Людмила Павловна – 78 лет
Чернышова Надежда Филипповна -77 лет.
На вопрос – Помогает ли вам песня в жизни?
Мы услышали ответ : с песней веселее жить, песня улучшает память. Да и просто можно провести свой досуг.
Глава 3. История создания и деятельность народного ансамбля «Берегиня»
Большой вклад по передачи культурного наследия вносит фольклорный ансамбль «Берегиня» с. Тихоновка. Этот коллектив знаком жителям Боханского района и Иркутской области по прекрасным концертным программам.
С 1988-2012 год художественным руководителем работала Даниленко Н.В.. К праздникам готовились концерты с помощью участников художественной самодеятельности, а также занимались театрализацией. В это время была сформирована фольклорная группа украинского напева. Чтоб не обрывалась связь времён и поколений, чтоб услышали, поняли и полюбили молодые народную песню, чтоб учились у неё доброте и мудрости, чтоб передали её из уст в уста детям и внукам. С 2003 года коллектив стал называться «Берегиня»
Участниками коллектива со слов старейших жителей села /Плотниковой Любови Васильевны/ записываются , расшифровываются и разучиваются народные украинские песни , звучавшие со времён переселения украинцев. Результаты работы постоянно демонстрируется жителям села на праздничных концертах, народных праздниках , обрядах. Стали думать над сценическим костюмом. Пришли к единому мнению, что он должен быть подлинным украинским, чтобы и костюмом можно было бы передать наследие украинского народа.
Из беседы с художественным руководителем Биньковской Т.В. мы узнали ,что главной целью своей творческой деятельности коллектив считает: сохранение и передача национальных традиций народно-прикладного , фольклорного ,театрального и музыкального искусства.
Каждое выступление ансамбля - праздник народной песни. За период творческой деятельности было собрано и спето более 70 народных песен.
А что же обозначает слово «Берегиня» - это древняя женская сила на пользу людям , которые живут по чести и правде.
Коллектив стал являться постоянным участником всех мероприятий, проводимых не только в сельском ДК, но и на районной сцене. Пропагандируя традиционную народную культуру своего села, ансамбль стал часто выступать с концертами в сёлах района, перед жителями соседних районов, но и за пределами.. В 2013 году фольклорный коллектив в составе 12 человек получил звание «Народный» . Авторитет группы возрос и уже ни одно мероприятие в районе не проходило без участия ансамбля «Берегиня». (Приложение 2)
Про коллектив часто пишут в районной газете «Сельская правда», но и в других.
«Берегиня» радует нас не только своим пением, но и в их исполнении можно увидеть разные обряды. Особенно интересным был свадебный обряд, который сопровождается песнями и плясками. Красочно и ярко стали проводиться на селе праздники, когда то забытые. Красочно нынче провели Коляду, с размахом проводится Масленица….
Ансамбль динамично развивается, со временем обновляется, к творческому процессу стала привлекаться молодёжь и школьники. Появляется новый детский коллектив «Бережинка» , участниками которого мы и являемся. Мы активно принимаем участие в жизни села и района. С художественным руководителем ДК разучиваем украинские песни и танцы. Самыми популярными номерами стал танец «Вишенька – черешенька» и песня «Варенички».
Коллективом разучиваются новые песни, но и старым песням даётся второе дыхание. Но, как и раньше, прежде, чем песня займёт своё место в концертном репертуаре, над ней много работают. Если удаётся добиться полного созвучия, передать глубину, красоту песни – она идёт к слушателям.
Сейчас «Берегиня » и «Бережинка» - это народный ансамбль украинской песни. Руководит им Биньковская Татьяна Владимировна, которая старается внести свой посильный вклад в профессиональное совершенствование этого ансамбля.
За годы своего существования деятельность ансамбля получила высокую оценку, приняв участие не только в районных мероприятиях, но и в областных. Результатом этого многочисленные грамоты, дипломы, призы.
Заключение
Выполнив данную работу можно сделать вывод ,что народные песни раскрывают душу каждого народа, помогают понять его культуру. Меняется время, изменяется общество, моральные устои и забываются песни, сопровождавшие раньше человека от рождения до смерти. Работа над темой позволила нам обратиться к истокам народного творчества, расширить свои знания о народной культуре, традициях русского народа, в данной работе жителей села Тихоновка.
Петь – природная потребность человека. Песни помогали народу обрести и выразить свою душу. Столетия сопровождали они народ в его великом историческом пути. Все в природе поет – и ручьи, и птицы.
И хочется сделать вывод словами из песни: «И тот кто с песней по жизни шагает , тот никогда и нигде не пропадёт».
Наша гипотеза полностью подтвердилась.
Источники и литература
Приложение 1
Ой у вишневому саду
Ой у вишневому саду, там соловейко щебетав
До дому я просилася, а він мене все не пускав.
О милий мій зоря встає, вечірня зіронька впаде
Пусти мене, бо вже пора, проснеться матінко моя.
А ти скажи такий отвіт, який чудовий білий світ
Весна іде красу несе, а в тій красі радіє все.
Доню моя у чому річ, де ти блукала цілу ніч,
Чому розплетена коса, а на очах блещіть сльоза.
Мамо моя прийшла пора, а я весела й молода
Я жити хочу, я люблю, мамо не дай доню свою.
Зелене листя, білі каштани
Зелене листя, білі каштани, | (2)
Зелене листя, білі каштани... | (2)
Ой як то сумно, як вечір стане. |
Ой як то сумно, як то нудно, | (2)
Ой як то сумно, як то нудно: | (2)
Любила хлопця - забути трудно. |
Любила хлопця півтора року, | (2)
Любила хлопця півтора року, | (2)
Аж ся дізнали сусіди збоку. |
Як ся дізнали - розщебетали, | (2)
Як ся дізнали - розщебетали, | (2)
Бодай же ж вони щастя не знали. |
Сусіди близькі - вороги тяжкі, | (2)
Сусіди близькі - вороги тяжкі, | (2)
Пийте, гуляйте, як самі знайте. |
Пийте, гуляйте, як самі знайте. | (2)
Пийте, гуляйте, як самі знайте. | (2)
Де двоє ходять - не розлучайте. |
Мати до доні: встань, схаменися, | (2)
Источник teksty-pesenok.ru
Мати до доні: встань, схаменися, | (2)
Піди до церкви та й помолися. |
А я ходила, богу молилась, | (2)
А я ходила, богу молилась, | (2)
Не дав бог щастя - ми розлучились. |
Заколдованная буква
Где спят снеговики?
Сказочные цветы за 15 минут
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Сорняки