Живописный портрет Н.В.Гоголя
Вложение | Размер |
---|---|
veronika_k._proekt_-_kopiya.doc | 90 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куединская средняя общеобразовательная школа №2 – Базовая школа»
Образ Н. В. Гоголя в живописи
Творческая работа
Выполнила: Коробейникова Вероника
ученица 11 класса
Руководитель: Назарова И. А.
учитель изобразительного искусства
Куеда
2017
Содержание
1. Обоснование проекта…………………………………………………………. | 3 |
2. Описание проекта…………….…..................................................................... | 5 |
3. Ожидаемые результаты……………..…………...……………………..…… | 11 |
4. Заключение………………………………………………………....…………. | 13 |
5. Список литературы……………………………………………….…..………. | 14 |
6. Приложения……………………………………………………….…………... | 15 |
1. Обоснование проекта
Никто из нас не знает, как выглядели, одевались в прошлом великие поэты, музыканты, писатели, ученые и другие люди. Узнать об их внешности помогают созданные художниками портреты. Мастера живописи оставили целую галерею портретов деятелей литературы, в том числе и Н. В. Гоголя. Нет такого человека в России, который не знает этого великого писателя, драматурга, поэта, критика и публициста.
Новую волну интереса к образу Н.В. Гоголя, пробудил выход фильма «Гоголь» режиссера Егора Баранова.
Цель: выполнение живописного портрета Николая Васильевича Гоголя
Задачи:
Проблема заключается в том, что не каждый человек способен с реалистичной точностью передать черты лица изображаемого. Для этого необходимо получить знания как теоретические, так и практические по рисунку головы, изучить натуру, почувствовать и понять характер, настроение, ввести образ в то время, эпоху, в которой он живет.
Пути решения:
- копии с портретов художников – изучение стиля живописи, манеры письма художников и образа Гоголя.
Продукт: портрет Н. В. Гоголя
Результат: приобретение опыта в реалистичном изображении лица человека
Практическое назначение: выполненная работа по сбору теоретического материала и выполнению практических заданий войдет в методический фонд художественного отделения ДШИ, как наглядное пособие; портрет Н. В. Гоголя может быть размещен в кабинете литературы.
2. Описание проекта
Этапы организации проектной деятельности
Этапы работы над проектом | Деятельность |
Подготовительный | Проговаривание проблемы, обсуждение темы и цели проекта с учителем и получение дополнительной информации |
Организационный | Формулирование задач проекта, определение плана действий. Определение источников необходимой информации. Определение типа проекта, способов представления результатов, продукта проектной деятельности |
Практический | Выполнение задач проекта: сбор и изучение информации, выполнение зарисовок, написание портрета, оформление проектной работы, подготовка материала для защиты проектной работы, подготовка описания проекта. |
Презентационный | Представление проекта и продукта проектной деятельности |
Аналитический | Анализ выполненного проекта и достигнутых результатов. |
В ходе выполнения проекта, прежде всего, был рассмотрен материал по данной теме, выявлены особенности и характерные черты европейского и русского портрета, история развития жанра, его взлет и угасание. Выбор остановился на 19 веке, когда был расцвет портретного жанра в России.
В этот период художники А.Г.Венецианов, А. А. Иванов, Ф. А. Моллер. создали лучшие образы Николая Васильевича. Сделала зарисовки (копии) с работ мастеров: тем самым изучила характерные особенности лица Гоголя. Остановилась на портрете кисти Ф.А.Моллера, которая стала образцом для будущей композиции.
Как и в портрете Моллера в данном образе выражено некое равновесие мысли и духа, гармоничность состояния, а характер нарядного костюма и прическа придают некую достойную и благородную светскость.
Портрет не точная копия портрета кисти Моллера, передала и свое виденье писателя, использовала свою манеру письма. Представленный портрет камерный, выполнен гуашью на листе ватмана.
Итак, в работе использованы традиционные методы написания портрета: фон, позволяющий выделить фигуру человека, сосредоточенность на лице; употребление элементов, позволяющих выявить происхождение, интересы и характер натуры.
Таким образом, создание портрета Н.В.Гоголя стало изучением характера, внешности, индивидуальных черт лица т.е. соприкосновением с образом знаменитого писателя, так же приобретение опыта в области живописи, передачи светотени, цветовых отношений, изучение структуры головы человека.
3. Предполагаемые результаты
Узнала дополнительно о жанре портрета из различных источников, а также об образе Гоголя в творчестве художников-портретистов. А также выполнила портрет Н.В.Гоголя, опираясь на работу Моллера. Смогу в дальнейшем писать реалистические портреты людей с натуры.
4. Заключение
Изучив в данной работе понятие «портрет», рассмотрев различные изображения Н. В. Гоголя, выполнив практическую работу, можно сделать некоторые выводы.
1. Обобщили, что портреты могут быть выполнены разными художественными материалами в разных техниках, а также портрет может быть парадным или камерным, одиночным или парным, групповым и т.д.
2. Узнали историю развития, расцвета портрета в Европе и в России, отличительные черты.
3. Рассмотрели образы Николая Васильевича Гоголя, выполненные разными художниками для обобщения внешности, характера писателя.
4. Выполняя копии портретов Гоголя с репродукций картин, смогли перенести образ писателя, используя работу Ф. А. Моллера.
Необходимо отметить, что русскими художниками-портретистами были созданы выдающиеся произведения, без которых немыслима была бы русская художественная культура. Все следующие поколения портретистов, создавая свои произведения, находятся в постоянном поиске чего-то нового, но соблюдая и ценя правила и законы композиции и живописи, опираются на опыт прошлых времен.
Итак, портрет – это не только изображение внешнего сходства с натурой, это долгий процесс работы по достижению конечного результата: знание анатомии головы человека, умение чувствовать и передавать пропорции лица, выявлять с помощью светотени объем, использовать цвет для передачи настроения, уметь чувствовать и передавать эмоции, характер человека.
Таким образом, выше перечисленное помогло достигнуть поставленной цели: выполнение живописного портрета Николая Васильевича Гоголя. В результате в достаточной степени было достигнуто внешнее сходство с писателем, переданы индивидуальные черты, учтены особенности настроения, характера.
5. Список литературы.
1. Басин, Е.Я. Портрет в изобразительном искусстве // Электронная энциклопедия «Кругосвет». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/ft/005544/307-322.pdf
2. Википедия. Портрет. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Портрет
3. Дик, Н.Ф. Гоголь Н.В. – писатель, драматург, поэт, критик и публицист/Н.Ф. Дик – Сайт издательства «Союз писателей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://soyuz-pisatelei.ru/forum/43-1656-1
4. Певзнер, Л. Художественный портрет Гоголя/ Л. Певзнер - Журнал «Искусство» №19, 2002
5. Платонов, Н. «Искусство. Энциклопедия»/Н. Платонов – М. «Росмэн», 2006
6. Портреты русских писателей. Н. В. Гоголь. Портрет работы Ф. А. Моллера, 1841г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://http://literatura5.narod.ru/moller_f.html
Зимний лес в вашем доме
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Как я избавился от обидчивости
Самый главный и трудный вопрос
Весёлые польки для детей