История почтовой службы, марок и конвертов в Великобритании и России
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_po_angl.yaz_.docx | 851.66 КБ |
Содержание
История почтовой службы, марок и конвертов в Великобритании и России
Введение 3
1 Ранняя история
2 Викторианская эпоха
2.1 Почтовая реформа Хилла
2.2 Первые почтовые марки
2.3 Дальнейшее развитие почты
3 Выпуски почтовых марок
3.1 Виктория
3.2 Эдуард VII и Георг V
3.3 Эдуард VIII и Георг VI
3.4 Елизавета II
4 Другие виды почтовых марок
4.1 Служебные
4.2 Доплатные
4.3 Авиапочтовые
4.4 Прочие
3.5 Тематика марок
Заключение 17
Введение.
Цель работы:, знакомство с историей возникновения и развития почтовой марки и конверта. исследование почтовых марок и конвертов в Великобритании и Росссии.
Задачи:
1. Изучить теоретические понятия.
2. Изучить историю почтовых марок.
3. Вести поисковую работу.
4. Провести опрос среди школьников.
5. Обобщить полученную информацию, ответить на главный вопрос работы.
Гипотеза: «Нужны ли будут почтовые марки в будущем? Да или Нет?»
Ожидаемый результат: Обобщить материал и дать ответ на вопрос: «Чем для нас будут являться почтовые марки в будущем?»
Методы исследования: опрос, изучение литературы и материалов сети Internet, анализ полученных данных, обобщение.
Объект исследования: альбом с марками, различные коллекции марок, исторические сведения о марках.
История почтовой службы, марок и конвертов в Великобритании и России
Содержание
История почты и почтовых марок Великобритании охватывает развитие почтовой связи в Великобритании и эмиссии почтовых марок этой страной и её различных исторических территорий со Средних веков и до наших дней.
История почты Великобритании примечательна, как минимум, в двух отношениях: во-первых, введением почтовых марок в 1840 году и, во-вторых, организацией эффективной почтовой связи на всей территории Британской империи, которая лежит в основе существующей сегодня почты многих стран. Великобритания входит в число стран — основательниц Всемирного почтового союза , a её почтовым оператором является Королевская почта
Введение
В XII веке король Генрих I основал службу гонцов для доставки государственных писем. По оценкам, в период между 1100 и 1135 годом гонцами было перевезено 4,5 тысяч писем. В те времена частные лица были вынуждены сами заботиться о пересылке писем.
Новое развитие английская почтовая служба получила к концу XIII века[6], когда Генрих III ввёл особую форму для гонцов, а Эдуард I учредил почтовые станции (post houses), где гонцы сменяли лошадей.
Зачатки регулярной почты в Англии встречаются далее около середины XIV века[7], когда во время правления Эдуарда II появились первые почтовые пометки — сделанные на корреспонденции от руки надписи «Haste, post haste» («Спеши, почта, спеши») и знак виселицы.
В 1516 году Генрих VIII создал Королевскую почту, сделав Брайана Тьюка начальником почты, или почтмейстером (Master of the Postes). В 1567 году Елизавета I назначила Томаса Рэндольфа[en] главным почтмейстером (Chief Postmaster). В эпоху королевы Елизаветы по-прежнему использовались верховые гонцы]. Яков I учредил для своей заграничной корреспонденции специальную почтовую службу.
Карл I сделал пересылку писем как за границу, так и внутри страны монополией государства и учредил почтовые экспедиции в Англии и Шотландии; содержание почты он сдавал на откуп за 7000 фунтов стерлингов[7][8]. При Томасе Уизерингсе, главном почтмейстере в правление Карла I, Королевская почта стала доступна для частных лиц (1635)], располагая налаженной системой почтовых трактов, зданиями и персоналом. С того времени и вплоть до почтовых реформ 1839—1840 годов вошло в обыкновение, чтобы почтовый сбор оплачивал получатель, хотя и можно было уплатить его авансом при отправке письма.
В 1660 году было создано почтовое управление и Карл II назначил Генри Бишопа первым генеральным почтмейстером. В ответ на жалобы клиентов на задержки писем Бишоп ввёл штемпель Бишопа — небольшой круг с указанным внутри него месяцем и днём, который применялся в Лондоне, в Главном почтовом управлении[en] и Заграничном отделе, а вскоре появился в Шотландии (Эдинбург) и Ирландии (Дублин), до конца XVIII века. Корреспонденцию доставляли только между городами, откуда её далее развозили местные предприниматели[6]. В последующие годы почта расширилась с шести трактов до целой сети, охватывающей всю территорию страны, а почтовые отделения возникли как в крупных городах, так и в небольших городках, причём каждое из них имело собственный почтовый штемпель.
В 1680 году в Лондоне возникла частная почта Уильяма Докрея. Она получила название Лондонской пенни-почты, так как за пересылку писем в городе взимался 1 пенни и в пригородах — 2 пенса. Корреспонденция помечалась треугольным штемпелем. Однако ввиду нарушения почтовой монополии, пенни-почта была закрыта в 1682 году.
По закону Королевства Великобритании 1710 года, заведование почтовой частью в Англии, Шотландии и Ирландии, а также в колониях было вверено Главному почтовому управлению. Этим же законом впервые была установлена общая такса для писем по трём направлениям — соответственно в 3, 4 и 5 пенсов. Значительное ускорение в пересылке писем было достигнуто реформой 1784 года, когда, по инициативе Джона Пальмера, верховые гонцы были заменены почтовыми каретами.
В дальнейшем в действующие почтовые таксы вносились новые подразделения, а в эпоху наполеоновских войн они несколько раз повышались. По тарифу 1812 года, простое письмо весом до 1 унции, но состоявшее не более чем из одного листка, оплачивалось по одиннадцати направлениям (на которые были подразделены расстояния от 15 до 500 миль) в размере от 4 до 14 пенсов; на расстояния свыше 500 миль за каждые 100 миль делалась надбавка в один пенс. Если письмо состояло из нескольких листков, то каждый листок оплачивался как отдельное письмо.
Почтовая реформа Хилла
Развитие почтовых сношений в Англии тормозилось непомерно высокими таксами, равно как неповоротливостью почтового механизма. Новая эра в истории почтового дела в Англии открылась с введением в 1840 году, по предложению Роуленда Хилла, единообразной и умеренной таксы для писем. Эта реформа, в связи с распространением железных дорог и пароходных линий, довела почтовые сообщения Англии до высшей степени развития.
В своей знаменитой брошюре «Post Office Reform; its Importance and Practicability» (Лондон, 1837) Хилл, как отмечено в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона[7], «показал, что за время с 1815 до 1835 года почтовый доход, несмотря на рост населения и народного благосостояния, не увеличивался и что это неподвижное состояние почтового дохода обуславливается теми тормозами, которые свободное развитие почтовых сношений встречает в тарифе и вызываемых им проволочках. Облегчение почтовых сношений должно было, по его мнению, не только дать более благоприятные финансовые результаты, но и оказать благотворное влияние на религиозное, нравственное и интеллектуальное развитие народа. Исходя из того положения, что издержки по перевозке писем в весьма малой степени зависят от расстояния», Хилл «предложил ввести единообразный тариф, по которому во все пункты Соединённого королевства, независимо от расстояния, взималось бы с писем весом до ½ унции по 1 пенсу, под условием предварительной оплаты письма отправителем с помощью марок».
В 1839—1840 годах Р. Хилл продолжал отстаивать идею реформирования британской почты в стремлении обратить вспять процесс постоянного роста финансовой убыточности почты. Несмотря на упорное сопротивление Главного почтового управления, объявившего проект Хилла диким и фантазёрским, английский парламент, уступая оживлённой агитации в обществе, одобрил его[7]. Вначале Хилл убедил парламент ввести всеобщую четырёхпенсовую почту[en], в соответствии с которой, независимо от расстояния, устанавливался твёрдый тариф в размере 4 пенсов за пол-унции веса (эквивалентно £1,18 за 1 кг в отношении более тяжёлой корреспонденции). Этот тариф вступил в действие 5 декабря 1839 года, но применялся в течение всего лишь 36 дней[10].
Развитие почтовых сношений в Англии тормозилось непомерно высокими таксами, равно как неповоротливостью почтового механизма. Новая эра в истории почтового дела в Англии открылась с введением в 1840 году, по предложению Роуленда Хилла, единообразной и умеренной таксы для писем. Эта реформа, в связи с распространением железных дорог и пароходных линий, довела почтовые сообщения Англии до высшей степени развития.
ововведение сразу же оказалось успешным, и 10 января 1840 года была учреждена Всеобщая пенни-почта с единым почтовым тарифом], в соответствии с которым нужно было платить только 1 пенни за предоплаченные письма и 2 пенса при взимании сбора с получателя. Почтовая реформа 1840 года предполагала для оплаты пересылки писем не только почтовые марки, но и штемпельные конверты, а также предусматривала заказные письма.
Хотя надежды Хилла на увеличение корреспонденции не сбылись, а почтовый доход Англии даже сильно понизился и лишь в 1874 году достиг уровня, на котором находился в 1839 году, тем не менее, благотворное влияние реформы было вне всяких сомнений. Основные её положения заключаются в том, что издержки по пересылке писем главным образом обуславливаются операциями по их приёму и доставке и в несравненно меньшей степени зависят от их перевозки по тому или другому расстоянию, а предварительная оплата писем представляет собой существенное облегчение в ведении почтового дела. Эти положения являются незыблемыми основами всех последующих почтовых тарифов. Не сразу оценённая, реформа Хилла постепенно была усвоена в других странах — Россией в 1843—1844 годах, Францией в 1849 году, Австрией в 1861 году, Северогерманским союзом в 1868 году].
По некоторым данным, первым мысль о преобразовании внутренней почты в Англии подал британский зоолог и первый филателист Джон Эдуард Грей.
Первые почтовые марки
Фиксированные тарифы означали, что для отправки письма становилось целесообразным не иметь дела с деньгами, а использовать «клейкую этикетку» («adhesive label»)[]. Соответственно, 6 мая 1840 года «Чёрный пенни» стал первой поступившей в обращение наклеиваемой почтовой маркой в мире[12]. Почти одновременно (8 мая) был выпущен и «Синий двухпенсовик»[3].
Почтовые марки сперва предназначалась только для использования на территории Соединённого королевства Великобритании и Ирландии и фактически первоначально были местными марками. По этой причине на рисунке марок не было указано название страны[3]. Эта практика была продолжена по соглашению с почтовыми ведомствами других стран при условии, что на марке имеется изображение монарха. Конверты, продаваемые с предоплаченным почтовым тарифом, не предусматривали этого, поэтому название страны на них указывалось. Лишь в 1951 году на специальном памятном выпуске к Фестивалю Британии было дано название «Britain» («Британия»). Это можно считать первым случаем указания страны на почтовых марках Великобритании, хотя слово «British» («Британский») появлялось на памятных марках, посвящённых Британской имперской выставке 1924 года.
«Красный пенни», имеющий зубцовку, буквы в четырёх углах и номер печатной формы (пластины) 148, что предполагает выпуск марки не ранее 1871 года
В викторианскую эпоху почтовой частью, вместе с телеграфной, заправляло Главное почтовое управление, глава которого, генеральный почтмейстер, входил в состав Kабинета.
Постоянное руководительство почтовым делом принадлежало трём секретарям, которые не находились в зависимости от перемены министерств. Почтовые учреждения ведались Главным управлением непосредственно, окружных установлений не существовало, и лишь для ведения надзора все местные почтовые учреждения были распределены между 16 инспекторами (Surveyor). Дополнительно в Эдинбурге имел пребывание главный инспектор (Surveyor General) для Шотландии, а в Дублине — секретарь для Ирландии. Почтовые учреждения подразделялись на головные (Head Offices) и подчинённые (Sub Offices) отделения. Сверх того, для облегчения обращения писем в городах существовали городские пункты приёма писем (Town Letter Receiving Offices). В Лондоне, который один отправлял и получал около 80 % всех писем, пересылавшихся по английской почте, существовали 12 головных, 91 подчинённое отделение и до 900 приёмных пунктов[7].
В этот же период наблюдался резкий рост экспериментирования, когда в Англии впервые были введены почтовые переводы и устроены почтовые сберегательные кассы[7]. Неэффективность отрезания почтовых марок из марочного листа ножницами вдохновила Г. Арчера на опыты с просечкой, вошедшей в историю под названием арчеровской просечки[en], и на разработку марочно-перфорационной машины. Это привело к изобретению перфорации, которая стала повсеместно использоваться в 1854 году[6]. В 1857 году была изобретена машина для штемпелевания марок на письмах. Её создателем был сын Р. Хилла, П. Хилл. Машина имела пропускную способность 118 писем в минуту[6].
Выпуски почтовых марок
Периодизация британских почтовых марок соответствует правлениям монархов этого государства[14], поскольку при смене правителя каждый раз требовалось эмитировать новые почтовые знаки с изображением очередного короля или королевы.
Среди самых странных британских законов существует запрещение приклеивания на конверт почтовых марок с головой монарха вверх тормашками. Это приравнивается в Великобритании к государственной измене
Виктория
Все марки с портретом королевы Виктории[16] и номиналом в 1 пенни, выходившие до 1880 года, имели номер печатной формы (пластины) в углах марочного листа, а на краях листа были проставлены стоимость марок в листе и указания по их употреблению
Вслед за ранними марками викторианской эпохи, в 1847 году одношиллинговая (£ 0,05) восьмиугольная почтовая марка стала первой выпущенной тиснёной маркой Великобритании[en]. В 1848 году её дополнила марка похожего дизайна[en] номиналом в 10 пенсов, а в 1854 году — номиналом в 6 пенсов (£ 0,025). Марки 1854 года выпуска имели размер зубцовки 16. Такая мелкая перфорация приводила к тому, что лист марок распадался, и зубцовку на последующих марках сделали более крупной (размером 14). Для печатания марок 1847—1848 годов номиналом в 10 пенсов и 1 шиллинг применялась специальная бумага с шёлковыми нитями[6].
«Сиреневый пенни» (1881); имеет 16 точек в каждом углу
Почтовые марки, напечатанные типографией De La Rue способом рельефной печати, впервые увидели свет в виде марки номиналом в 4 пенса в 1855 году и впоследствии стали стандартными. Розово-красный полупенсовик (Halfpenny) и красный полуторапенсовик[en] (1½d — Penny Halfpenny[17]), выпущенные в 1870 году, стали последними гравированными марками с изображением королевы Виктории; следующие гравированные марки вышли в обращение лишь в 1913 году. На всех выполненных способом рельефной печати марках 1860-х и 1870-х годов был представлен один и тот же профиль Виктории, варьировали лишь рамки, водяные знаки и буквы в углах марки.
Почтовая марка номиналом в 5 шиллингов[18] (£ 0,25) впервые появилась в 1867 году. За ней последовали марки номиналом в 10 шиллингов (£ 0,50) и один фунт стерлингов (£ 1) в 1878 году, а в 1882 году — марка номиналом в пять фунтов (£ 5)[6].
Марка номиналом в 2½ пенсов непопулярной серии 1883—1884 годов
Эпоха красных пенни закончилась вместе с прекращением действия договора на печать почтовых марок с типографской фирмой «Перкинс Бэкон». Новые марки низких номиналов также были напечатаны рельефной печатью: первой в 1880 году вышла в обращение марка номиналом в один пенни цвета венецианский кармин[en] в квадратной рамке. Однако принятие Закона о таможенных пошлинах и внутренних налогах (Customs and Inland Revenue Act) 1881 года обусловило потребность в новых марках, также пригодных к использованию в качестве гербовых марок, в связи с чем в том же году был выпущен «Сиреневый пенни» с надписью на марке «Postage and Inland Revenue» («Почтовый сбор и финансовое управление[en]»)[6]. Эта марка оставалась стандартной маркой для франкировки писем до самого конца правления королевы Виктории. Было напечатано огромное число экземпляров этой марки. На более поздних выпусках надпись была сокращена до «Postage & Revenue» («Почтовый и гербовый сбор»)[6], которая превратилась в более знакомую надпись на марках — «Postage Revenue»[19][20].
Марка «Юбилейный выпуска» 1887 года номиналом в 5 пенсов была среди первых британских марок, напечатанных в двух цветах
В 1883 и 1884 годах проводились эксперименты с использованием для печати почтовых марок нестойких красок[en]. Рисунок марок был довольно простым, марки низких номиналов были сиреневого цвета, а высоких номиналов — зелёного, поскольку это были единственные имеющиеся в наличии цвета. Цель выпуска, известного как «Сиренево-зелёный выпуск королевы Виктории[en]», была достигнута — относительно малое число марок уцелело после использования, поскольку марки обесцвечивались при их отмывке с конверта, — но общественность эти марки невзлюбила.
Последним значительным выпуском времён правления Виктории стал «Юбилейный выпуск» 1887—1892 годов — серия из 12 марок номиналом от ½ пенни до 1 шиллинга, в основном напечатанных в двух цветах (впервые)[6] или на цветной бумаге[21].
Несмотря на то, что эти марки были эмитированы в год юбилея, их выпуск не был приурочен именно к этому событию, поэтому они не являются коммеморативными марками, хотя иногда и причисляются к таковым[3].
Страницы для марок Великобритании викторианской эпохи из альбома фирмы «Стэнли Гиббонс»[22]
До 1857 года на британских почтовых миниатюрах в нижних углах рисунка проставлялись буквы, указывавшие на положение марки в листе (ряд и место в ряду); в дальнейшем и до 1887 года буквы были по всем четырём углам рисунка
Эдуард VII и Георг V[править | править код]
Когда в начале XX века на трон взошёл Эдуард VII, возникла потребность в выпуске новых почтовых марок. Однако подход был очень консервативен: снова была использована бо́льшая часть рамок из «Юбилейного выпуска», а изображение короля по-прежнему представляло собой простой профиль, как, например, на редком пурпурном двухпенсовике[en] 1910 года. Поскольку период правления Эдуарда VII оказался довольно коротким, рисунок марок не претерпел значительных изменений, но появилась мелованная бумага[23]:
Почтовая марка с портретом Эдуарда VII и номиналом в 1 пенни (1902)
Раритетный пурпурный двухпенсовик Эдуарда VII[en] (1910)
Почтовая марка 1912 года с портретом Георга V и номиналом в 1½ пенса, погашенная в 1928 году в Вуттон-Вэйвене[en] в Уорикшире
Почтовые марки с портретом короля в период правления Георга V[24], напротив, были оригинальными с самого начала. Первый выпуск от 22 июня 1911 года включал марки номиналом в ½ пенни и 1 пенни[6] того же цвета, что и при предыдущем правлении. Хотя вид основного рисунка остался прежним — центральный эллипс для портрета, орнаментная рамка, плакетка номинала в нижней части и корона в верхней, — впервые в рисунке марки был использован портрет в три четверти поворота головы. Марки этого типа, появившиеся в 1911—1912 годах, примечательны для специалистов ещё и тем, что имеют варианты перфорации, водяных знаков, оттенков и сортов бумаги[6].
В последующих выпусках вернулись к стандартному профилю короля, как это можно видеть на марочной серии 1912—1913 годов. На миниатюрах серии с высокими номиналами, которые поступили в обращение в 1913 году, были запечатлены, кроме портрета короля, символическая фигура Британии и тройка коней в пучине моря[6][25].
Первые коммеморативные марки Великобритании были выпущены по поводу Британской имперской выставки в 1924 году[6]. На паре крупноформатных марок был изображён лев в величественной позе. Марки выходили дважды, в 1924 году и в 1925 году, причём на марках каждого года указан год выпуска в обращение[26].
Вторая серия памятных марок, эмитированная в 1929 году, была посвящена IX конгрессу ВПС[de], проведённому в том же году в Лондоне[6][27]. Одна из марок серии, номиналом в 1 фунт стерлингов[en], причисляется к редкостям современной Великобритании, поскольку имела относительно скромный тираж — 61 тыс. экземпляров[6]. В 1935 году производился «Серебряный юбилейный выпуск[en]» в связи с 25-летием пребывания на троне Георга V[21].
Почтовая марка с изображением Георга VI и номиналом в 2½ пенса (1937)
Эдуард VIII и Георг VI[править | править код]
В 1936 году появилась серия из четырёх марок в честь Эдуарда VIII[en], успевшая попасть в обращение до его отречения от престола[28]. Коронация Георга VI[29] в 1937 году была отмечена коммеморативной маркой, изданной в рамках омнибусного коронационного выпуска[en], который охватил все колонии Британской империи. На новых стандартных марках был изображён профиль короля на однотонном фоне, основанный на гипсовом слепке, выполненном Эдмундом Дьюлаком[30]. Это был предшественник появившихся три десятилетия спустя марок серии «Машен»[en].
Столетие почтовой марки было отмечено в 1940 году серией из шести марок[6] с изображением Виктории и Георга VI бок о бок. Тем не менее, особенностью английских почтовых эмиссий по-прежнему оставалось преобладание стандартных марок, и за столетний период свет увидели лишь шесть коммеморативных выпусков с эмблемами того события, которому они были посвящены[6].
В 1941 году трудности военного времени сказались на печати почтовых марок, и марки старого образца (1937 года) печатались с использованием уже меньшего количества краски, что привело к значительно более светлым оттенкам цвета.
Среди послевоенных выпусков были напечатаны коммеморативные марки, посвящённые восстановлению мира, серебряному юбилею свадьбы Георга VI и Летним Олимпийским играм в 1948 году и 75-й годовщине ВПС в 1949 году.
В 1950 году цвета всех марок низких номиналов были изменены. В 1951 году вышла новая серия марок высоких номиналов (2 шиллинга 6 пенсов, 5 шиллингов, 10 шиллингов, 1 фунт стерлингов), а также две памятные марки в честь национальной выставки «Фестиваль Британии».
Стандартная марка с портретом Елизаветы II (серия «Уайлдинг»[en], 1952)
Елизавета II[править | править код]
Стандартные марки с портретом Елизаветы II типа «Машен»[en] и надпечаткой, поясняющей, что марки предназначены для обучения персонала почты
Когда трон после отца в 1952 году унаследовала Елизавета II, возникла потребность в новых марках. Так появилась серия марок, включавшая ряд вариаций, в основе которых лежал портрет королевы Елизаветы II работы фотографа Дороти Уайлдинг, благодаря чему этот выпуск получил известность как серия «Уайлдинг»[en][31].
В 1958 году в работе английской почтовой службы начали использовать сортировальные машины с электронными фиксаторами, срабатывающими на определённые вещества. В связи с этим на миниатюры стандартной серии стали наносить полосы из графита или фосфора. Число полос и их расположение на марке варьировало. Позднее от графитных полос отказались, однако фосфорные продолжали применяться. В 1962—1967 годах почти все памятные марки издавались двух видов — в обычном варианте и с фосфорными полосками[en], причем последние имели значительно меньшие тиражи. С 1967 года все марки стали выходить с фосфорными полосками[6].
Всего с 1840 по 1963 год в Великобритании было эмитировано 369 почтовых марок[32].
Марки типа «Уайлдинг» оставались в обращении до 1967 года, когда 5 июня появились выпуски типа «Машен»[33]. Рисунок типа «Машен» («Голова Машена») хоть и прост — профиль королевы на однотонном фоне, — но очень популярен и по-прежнему остаётся действуюшей британской стандартной маркой (по состоянию на 2014 год). «Машены» печатались во множестве различных цветов; кроме того, переход на десятичную валюту потребовал выпуска марок новых номиналов, и, вместе с техническим усовершенствованием процесса печати, всё это привело к появлению буквально сотен разновидностей, известных специалистам филателии.
Ниже приводится перечень выпусков марок из серии «Машен» начиная с 1967 года[34]:
показать
Хронология эмиссии марок типа «Машен»
После введения 15 февраля 1971 года десятичной денежной системы соответствующие изменения коснулись обозначения номиналов на знаках почтовой оплаты Великобритании. Отныне на марках пенсовых достоинств денежная единица указывалась буквой «P» вместо «d» — для отличия их от марок, производившихся до 1971 года. Следует отметить, что первые почтовые марки в новых пенсах были выпущены еще в преддверии денежной реформы (10, 20 и 50 новых пенсов 1970 года выпуска). Все марки старых номиналов были выведены из обращения 29 февраля 1972 года. Новые марки высоких номиналов — 1, 2 и 5 фунтов стерлингов — были отпечатаны в 1976 году[6].
Первый почтовый блок Великобритании появился весьма поздно — в 1978 году[3], второй — в 1979 году (к 150-летию со дня смерти Р. Хилла) и третий — в 1980 году[6].
Марка Великобритании 1966 года (Sc #444) с портретом Роберта Бёрнса (справа) и пропагандистские виньетки Шотландской национальной партии и Венди Вуд, которые добивались выпуска официальной марки памяти поэта[36]
Тематика[править | править код]
В 1959 году мне довелось присутствовать в Зале Чайковского на юбилейном вечере, посвящённом 200-летию со дня рождения Роберта Бёрнса. Когда закончилась торжественная часть, ко мне подошёл советский министр связи и вручил мне конверт с марками. На каждой из марок был портрет шотландского барда. Признаться, я испытывал в эту минуту острое чувство стыда. Министр, разумеется, чувствовал вполне законную гордость: ещё бы, в России выпустили марки с портретом Бёрнса, а в Англии нет! Я готов был сквозь землю провалиться, хотя моей-то вины в этом не было.
…Но вот, наконец, в январе сего года и в Англии выпущена первая за всю её историю марка в честь Бёрнса.[^]
Эмрис Хьюз[en], английский общественный деятель, «Литературная газета» от 1 февраля 1966 года[37]
Вплоть до 1950-х годов памятных марок Великобритании выпускалось мало и выходили они редко: большинство выпускавшихся почтовых марок представляли собой стандартные выпуски, в рисунке которых преобладал портрет правящего монарха[6]. Даже после того, как памятные марки стали выходить чаще в 1950-е и в начале 1960-х годов[3], изображение монарха доминировало[6], обычно занимая от четверти до трети рисунка марки, что ограничивало гибкость и креативность.
Перемены в стиле и тематике британских почтовых миниатюр наметились в 1964 году, когда были напечатаны марки одновременно с портретами Елизаветы II и У. Шекспира, в то время как ранее на марках присутствовало лишь изображение монарха[6].
«Победная» марка[en] с силуэтом Елизаветы II работы Мэри Гиллик[en] и надпечаткой в честь победы сборной Англии на чемпионате мира по футболу (1966)
С 1965 года последовал целый ряд других портретных марок, в том числе в честь Роберта Бёрнса[3][21]. В последнем случае следует отметить, что английская марка с портретом Бёрнса (Sc #444) появилась в январе 1966 года — значительно позднее трёх советских марок[36][37][≡]. Точно так же марка, посвящённая Чарльзу Диккенсу, вышла впервые в свет в Советском Союзе[37] в 1962 году, а в Великобритании — официально лишь в 1970 году.
В том же 1965 году тогдашний генеральный почтмейстер Тони Бенн принял новые критерии того, что можно изображать на почтовых марках. Художник Дэвид Джентльмен[en][38] написал Бенну об альтернативных подходах к дизайну, предложив заменить голову монарха другим национальным символом, например, короной, королевским вензелем[en] или словами «Great Britain» или «UK» («Великобритания», «Соединённое Королевство»). Был принят компромиссный вариант: небольшой силуэт королевы на основе используемого на монетах изображения головы работы Мэри Гиллик[en], который с тех пор стал стандартом для памятных марок[39] начиная с 1966 года[21]. Если портрет монарха является частью основного рисунка марки (как, например, в случае выпусков, посвящённых дню рождения королевы), то нужда в силуэте отпадает, и его на марке не изображают. Исключением из этого правила стал почтовый блок 2000 года, выпущенный в ознаменование 100-го дня рождения королевы-материкогда в дизайн блока были включены почтовая марка с фотографией Елизаветы II и её силуэт.
Ещё одной тенденцией является рост выпуска почтовых марок в ознаменование событий, связанных с нынешней королевской семьёй. До воцарения королевы Елизаветы II в 1952 году единственные памятные марки, посвящённые королевским событиям, были эмитированы по случаю:
Однако после 1952 года марки эмитировались в честь многих событий из жизни королевской семьи:
Чернодрук и марка Великобритании, изданные к 25-летию правления Елизаветы II (1977)
Кроме того, были выпущены траурные почтовые марки после кончины принцессы Дианы (1998) и королевы-матери Елизаветы (2002).
В отношении предыдущих монархов почтовые марки были эмитированы в 1987 году в ознаменование 150-летия воцарения королевы Виктории и в 1997 году по случаю 450-летия со дня смерти короля Генриха VIII.
Марка Великобритании в честь 150-летия воцарения королевы Виктории (1987) на конверте Фестиниогской железнодорожной почты с виньетками и спецгашениями, посвящёнными Генри Арчеру — основателю Фестиниогской железной дороги и изобретателю марочно-перфорационных машин
Начиная с 2008 года стала выходить серия почтовых марок, посвящённых всем королям и королевам Англии, включая династии Ланкастеров, Йорков, Тюдоров и др.[40]
Примеры тематических марок Великобритании 1983 года на обложке альбома фирмы «Стэнли Гиббонс»[41] |
20½ пенсов — королевские уэльские фузилёры (Mi #957; Yt #1095; SG #1219); 29 пенсов — речной окунь (Mi #941; Yt #1070; SG #1210)
28 пенсов — нефтяное аварийное судно[en], из совместного выпуска «Европа» (Mi #955; Yt #1093; SG #1217); 16 пенсов — |
Другие виды почтовых марок
Служебные
Если не считать изъятую из обращения и уничтоженную первую служебную марку VR (1840)[6], служебные марки издавались Великобританией только в 1882—1903 годах[21]. Они представляли собой надпечатки или проколы на стандартных марках и были в обращении с 27 сентября 1882 года по 12 мая 1904 года. Так, в 1901—1904 годах в качестве служебных применялась марка в 6 пенсов с портретом Эдуарда VII и надпечаткой, которая считается редчайшей[42]. Неизрасходованные запасы всех таких марок были уничтожены 14 мая 1904 года[6].
В общей сложности для различных ведомств было изготовлено 111 служебных марок со следующими надпечатками (в алфавитном порядке)[32]:
Доплатные
Согласно британским почтовым правилам 1840 года, получатель был обязан заплатить за не оплаченное отправителем письмо в двойном размере, о чём на конвертах ставились соответствующие пометки[6]. С 1914 года в почтовой практике появились доплатные марки[3], и до 1963 года было выпущено 65 таких марок, имевших надпись «Postage due» («Почтовая доплата») или «То pay» («Уплатить»)[32]. Начиная 17 июня 1970 года номинал доплатных марок стал указываться в десятичных денежных единицах. В 1973 году была издана доплатная марка самого высокого номинала — в 5 фунтов стерлингов. На всех доплатных марках, поступивших в использование после денежной реформы, имеется похожий рисунок: цифра, выражающая стоимость, и надпись «То pay» («Уплатить»)[6].
Авиапочтовые
Что касается авиамарок, в XX веке они не печатались и не вводились официально в обращение британским почтовым ведомством. Однако известны три частные авиапочтовые марки, которые в мае 1933 года были допущены генеральным почтмейстером Великобритании к почтовому употреблению. Эти марки применялись для дополнительной оплаты авиапочтовых отправлений в мае, августе и ноябре того же года и получили статус полуофициальных авиапочтовых эмиссий[3][6].
В 2003 году в обращение впервые поступили марочные буклеты с двумя самоклеящимися авиапочтовыми марками (Sc #C1, C2), а в 2004 году — ещё одна самоклеящаяся авиамарка (Sc #C3)[21].
Почтово-благотворительные
В 1975 и 1989 годах было сделано два выпуска почтово-благотворительных марок[21].
Почтово-гербовые
В 1853—1882 годах в качестве почтовых могли употребляться фискальные марки[3], и таковых почтово-гербовых марок[43] насчитывается шесть видов[32]. 1 июня 1883 года[44] было сделано распоряжение, разрешавшее использовать марки гербового сбора для почтовых нужд[6].
Телеграфные
Для оплаты телеграмм в 1876—1881 годах печатались телеграфные марки[3][6].
Марочные буклеты
Первые стандартные сброшюрованные марки, в виде тетрадки (буклета) из 24 марок по 1 пенни (4 листа по 6 марок), поступили в обращение в 1904 году[6].
Региональные выпуски
Основная статья: Региональные почтовые марки Великобритании
Начиная с 1958 года, на Нормандских островах История почты и почтовых марок Гернси и Джерси, на острове Мэн, в Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе стали издаваться региональные марки[3][6][45]. На них изображены эмблемы соответствующего региона[6].
Хотя эти выпуски продаются только в соответствующих регионах, марки для Северной Ирландии, Шотландии и Уэльса действительны на всей территории Великобритании[6]. Нормандские острова (с 1969) и Мэн (с 1973) получили почтовую независимость и теперь выпускают собственные почтовые марки[3][6], которые больше нигде не действительны.
Военная марка, использовавшаяся британской армией в Египте при оплате письменной корреспонденции в 1932—1936 годах
Полевая почта
Отделения британской полевой почты действовали во время Крымской войны, колониальных войн, первой и Второй мировых войн. Письма полевой почты не франкировались марками либо применялись марки Великобритании. Встречаются также письма с колониальными марками.
С 1 ноября 1932 года по 12 декабря 1939 года для британских войск в Египте печатались специальные марки, которые служили для контрольных целей. Они наклеивались на оборотной стороне конверта, а на лицевой ставился штамп «Egypt. Postage prepaid» («Египет. Почтовый сбор оплачен»)[6].
Известна также британская полевая почта в Салониках[3] (British post in Salonika (British Field Office)), которая существовала только в 1916 году.
Британская почта за границей
Основная статья: Британская почта за границей
Великобритания организовывала почтовую связь для своих учреждений и военных администраций в других странах, колониях и территориях по всему миру и часто использовала британские стандартные почтовые марки с местными надпечатками.
Частные выпуски
У берегов Великобритании расположено множество островов, находящихся в частном владении и не имеющих государственных почтовых отделений, на которых владельцы устроили частные почты для доставки корреспонденции туристов, а иногда и местных жителей до ближайших почтовых отделений. При этом для оплаты почтовых расходов на этих островах применяются собственные марки, которые наклеивались на оборотной стороне конверта
Количество частных марок, которые печатались даже для необитаемых островов, значительно возросло во второй половине XX века, но они не имеют филателистической ценности.Ещё одним видом частных эмиссий являются марки 1871—1886 годов, имевшие хождение в различных колледжах Оксфордского и Кембриджского университетов и предназначавшиеся для оплаты доставки корреспонденции внутри университетского городка. Эти марки стоили полпенни и могли иметь различные рисунки. В 1886 году они были изъяты, после чего стали использоваться только специальные конверты. В 1969 году почтовые власти разрешили выпустить частную марку по поводу 100-летия колледжа Кебла в составе Оксфордского университета, которую наклеивали на оборотной стороне конверта[6].
Художественная рождественская аэрограмма Великобритании с напечатанным знаком почтовой оплаты (одна из двух, выпущенных в 1967 году)
С конца XIX века частные железнодорожные компании, предоставлявшие услуги перевозки и доставки почтовой корреспонденции, печатали собственные наклейки (labels) для оплаты дополнительного сбора в пользу этих компаний. В 1969 году подобная услуга стала снова оказываться на Фестиниогской железной дороге. Фестиниогская железнодорожная почта тоже использует наклейки дополнительного почтового сбора и, кроме того, производит памятные[en] конверты первого дня и спецгашения (см. иллюстрацию выше). Коллекционерами эти наклейки причисляются к «синдереллам»[en][49].
К частным выпускам не относятся «марки» виртуальной Фрестонии[en], использовавшиеся в Лондоне в 1977 году в пропагандистских целях[50], и выпуски вымышленных Шотландских островов[51].
Цельные вещи и франкотипы
Первыми британскими цельными вещами были штемпельные конверты, или «конверты Малреди», выпущенные в 1840 году одновременно с первыми марками и названные так по имени художника Уильяма Малреди, который выполнил для них рисунок[6]. Вместе с конвертами также продавались предоплачиваемые почтовые листы. И конверты, и почтовые листы были двух номиналов — 1 и 2 пенса[21][52].
В 1841 году на смену этим конвертам пришли новые, с напечатанным на них знаком почтовой оплаты. В 1963 году в Великобритании начали эмитировать иллюстрированные цельные вещи[6], включая аэрограммы.
В почтовой практике Великобритании давно и широко применяют ещё один вид знаков почтовой оплаты — франкотипы. В 1970 году в почтовых отделениях N6 и W8 в Лондоне употреблялись машинные штемпели с текстом «1970 — LENIN Centenary Year» («1970 год — год столетия Ленина»). На международной выставке «Почта-70», проходившей в Москве с 25 октября по 4 ноября 1970 года в павильоне Великобритании при демонстрации автоматических франкировочных машин «Неопост»[en] применялись два франкотипа с текстом на русском языке «1970 г. — столетняя годовщина рождения Ленина»[53].
Развитие филателии
Великобритания, как родина первой почтовой марки, имеет давние и прочные филателистические традиции — от организации филателистических обществ до проведения многочисленных филателистических мероприятий и выставок. Примером таковых может служить Всемирная филателистическая выставка «Лондон-90»[en], которая была организована в столице Соединённого королевства в 1990 году в связи со 150-летним юбилеем выпуска «Чёрного пенни»[54].
Односторонняя почтовая карточка с оригинальной маркой СССР в честь Всемирной филателистической выставки «Лондон-90»[en], на которой изображена марка «Чёрный пенни»
На заре развития филателии систематическому коллекционированию в Великобритании и в остальном мире способствовало издание каталогов почтовых марок всех стран мира, а также филателистических журналов, которые стали выходить в Европе, в том числе и в Англии. Так, каталог С. Гиббонса печатался ежегодно с 1879 года, а в Ливерпуле в 1861 году начал издаваться журнал «The Stamp-Collector's Review and Monthly Advertiser»[en][12].
Одновременно возникали филателистические дилеры, такие как английская торговая фирма «Стэнли Гиббонс», которая скупала для дальнейшей перепродажи марки со всего света и даже целые коллекции. Одним из заметных приобретений этой фирмы стало третье в мире по размеру собрание известного российского филателиста Ф. Л. Брейтфуса (1851—1911)[12].
Значительный интерес к филателии на первом этапе её становления привёл к появлению крупных британских коллекционеров, создавших внушительные коллекции почтовых марок всего мира. Таковым, в первую очередь, являлся живший в Лондоне Томас Таплинг (1855—1891). Его собрание считалось вторым в мире по величине и было передано им в Британскую библиотеку. Коллекция Таплинга была положена в основу национальной филателистической коллекции Великобритании и остаётся единственной из всех знаменитых собраний начала XX века, дошедших до сегодняшнего дня почти в полном виде[12].
К числу выдающихся современных филателистических коллекций относится собрание королевы Великобритании[en] Елизаветы II[12].
История конверта
Днем рождения почтового конверта принято считать 1820 год. История происхождения почтового конверта очень интересна. Считается, что первые почтовые конверты появились благодаря торговцу бумажными товарами, англичанину мистеру Бреверу.
Изобретение имело успех и вскоре он доверил изготовление этих пакетиков предприятиям, которые выкраивали и клеили эти
пакетики, получившие позднее название “конверты”. (от английского слова to cover – закрывать).
Почтовые конверты стали популярны, однако клеить конверты вручную было утомительно, к тому же данная работа занимала много времени. В 1844 году лондонцы Хилл и де Ла Рю изобрели машину, позволяющую изготавливать почтовые конверты механизированным способом. Машина предназначенная для изготовления больших тиражей почтовых конвертов . Скреплялись почтовые конверты в основном сургучом.
Следующим этапом усовершенствования почтовых конвертов, можно считать идею француза Пуарье, предложившего идею предварительного проклеивания одного из клапанов почтового конверта.
Изменения почтового конверта происходили и в дальнейшем. Почтовые конверты имели самые различные размеры и цвета. Форматы почтовых конвертов менялись, в зависимости от того, какого формата выпускалась бумага.
Почтовый конверт бурно развивался, получая все более сложное оформление. В дальнейшем к нему стало предъявляться и еще одно требование, важное для индустриальной эпохи – стандартность. Стандартность размеров почтовых конвертов позволяла более успешно механизировать почтовую обработку.
История почты России
Исто́рия по́чты Росси́и насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из старейших в Европе.
Почта на Руси
Начало и развитие почтового дела в России восходит ко времени натуральной почтовой повинности, состоявшей в даче княжескому гонцу коня и корма[1]. В Киевской Руси уже в X веке существовал «повоз» — обязанность населения предоставлять лошадей «от стана к стану» для княжеских гонцов и слуг.
Последующая история русской почты связана с ямами — почтовыми станциями, учрежденными в XIII веке[2], в период Золотой Орды, для быстрой связи с её окраинами. Ямская повинность отбывалась всем окрестным населением, которое было обязано доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками.
В период после Золотой Орды ямская служба получила дальнейшее развитие на русской земле. К XV—XVI векам почтовая связь установилась по всей стране[2]. Расстояние между станциями составляло 40—100 вёрст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.
При Иване III (1462—1505) устройство ямской гоньбы находилось под личным контролем московского князя, который подписывал подорожные грамоты на право пользоваться средствами сообщения. В подорожных были указаны направление, количество подвод, лошадей и прокорм. Например, для поездки боярина по казённой надобности из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему предоставлялось 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы»[2].
В XVI веке царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы — нарочные. Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили как грамоты, так и кладь и людей. При этом для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг был учреждён Ямской приказ (с 1516 года).
Русский конный гонец, 1988 (ЦФА [АО «Марка»] № 6013)
Княжеский писец XV века, 1958 (ЦФА [АО «Марка»] № 2203)
Гонец XVI века, 1958 (ЦФА [АО «Марка»] № 2204)
В начале XVII века, при Борисе Годунове, в Ямском приказе были сосредоточены все дела по ямской гоньбе. В те времена почта при благоприятных условиях шла от Москвы до шведской границы в течение трёх недель, но в весеннюю распутицу на это уходило гораздо больше времени.
18 мая 1665 года между приказом Тайных дел (органом, который занимался вопросами, интересовавшими царя Алексея Михайловича лично) и голландцем Яном ван Сведеном был заключен договор об организации почты. Ван Сведен обязался привозить в Тайный приказ «вестовые письма всякие Цесарской, Шпанской, Францужской, Польской, Свейской, Дацкой, Аглинской, Италианской, Галанской и Недерлянской земель…». На расходы ему было выделено 500 рублей деньгами и на 500 рублей соболиных шкурок[3] В реальности ван Сведен привозил европейские газеты, на основе которых для царя и Боярской Думы готовили обзоры прессы (куранты)[4]. Кроме того, голландский предприниматель получил право пересылать за границу грамотки иностранных купцов и плату за них оставлять себе. Первая почтовая линия связала Москву с Ригой.
Отличие почты от ямской гоньбы заключалось в том, что ямская гоньба могла быстро доставить одну важную депешу по конкретному адресу. Европейская же почта ходила более медленно, но регулярно, к её отправке можно было собрать большое количество писем и отправить каждое из них в строго определенное время в любую точку вдоль почтовой линии. Европейский опыт понадобился тогда, когда потребности российского внешнеполитического ведомства заставили поднять информационный обмен на новый уровень. На подавляющем большинстве направлений российские власти еще многие десятилетия продолжали пользоваться ямской гоньбой[5].
Почта оказалась очень выгодным предприятием. В 1668 году ван Сведен узнал, что на право содержать почту претендует иноземец Леонтий Марселис, семейству которого покровительствовал глава русского внешнеполитического ведомства А. Л. Ордин-Нащокин. Между Марселисом и ван Сведеном был устроен торг, в результате которого победил Марселис, обязавшийся поставлять для нужд российского правительства «всякие подлинные ведомости» бесплатно, если корреспонденцию будут возить государственные ямщики, подчиняющиеся Ямскому приказу[6]. Первая почта Марселиса была «отпущена» из Москвы на Ригу 17 сентября 1668 года, а 1 марта 1669 года заработала почтовая ветка между Москвой и Вильно[7]. Свои затраты Марселис окупил благодаря тому, что, опираясь на поддержку А. Л. Ордина-Нащокина, добился запрета для иностранных купцов посылать письма иначе, кроме как через его почту. При этом стоимость пересылки возросла
Российская империя
В XVIII веке
Титульный лист почтовой карты Европейской России 1842 года
Во времена Петра I происходило дальнейшее развитие почтовой связи. В 1693 году появилась почтовая ветка на Архангельск, а в 1689—1698 годах была налажена почтовая связь между Москвой и сибирскими городами. С 1716 года стала работать почтовая линия Москва — Санкт-Петербург[9]. При Петре I были учреждены первые почтамты в Москве (1711[10]), Риге (1712?), Петербурге (1714), во многих городах появились почтовые конторы. Для обслуживания армии в 1712—1716 годах была создана военно-полевая почта.
В 1721 году Петр I ввёл должность генерал-пост-директора (генерал-почтмейстера), которому он подчинил почту и ямскую службу, но только в 1782 году «немецкая» и ямская почты были окончательно слиты в единую организацию. В результате этой реформы почтовые учреждения обрели четкую иерархическую структуру. Высшими органами были почтамты, им были подчинены губернские почтмейстеры, а губернским почтмейстерам — уездные. Низшей ступенью местного почтового управления стали почтовые станции[9].
В 1723 году Ямской приказ был переименован в Ямскую канцелярию. К 1725 году общая протяженность почтовых путей составляла 10 677 вёрст.
Начиная с первой четверти XVIII века новые почтовые ветки стали учреждаться всё чаще. Однако установление регулярной почтовой связи даже с крупными городами растянулось на десятилетия: только по указу 1740 года почтовые конторы появились во всех главных городах провинций и уездов[9]. Маркиз де ла Шетарди о почте в России в 1740 году писал, что, кроме почты из Петербурга и Москвы за границу, других почт в России не было. Все предписания и другая переписка за границу и прочие места, где расположены войска, посылаются с нарочными, по большей части из унтер-офицеров. Что же касается до внутренних сношений между собою, то русские купцы свои торговые операции по большей части производят зимой; удобства санного пути доставляют им средства путешествовать с весьма незначительными издержками, на своих лошадях и при том почти так же скоро, как и по почте[11].
Согласно Большой советской энциклопедии, в 1781 году, кроме писем и посылок, по почте начали пересылать деньги и была введена доставка корреспонденции почтальонами[12].
В XIX веке
В 1820-х годах в России появились первые почтовые дилижансы. В 1840 году в Санкт-Петербурге открыто «отделение почтовых карет и брик». Лишь конкуренция со стороны железной дороги постепенно свела на нет перевозку пассажиров на почтовом транспорте[9].
В 1831 году вышло «Положение об учреждении вольных почт в России».
17 января 1833 года в Санкт-Петербурге открылась первая в России внутригородская почта, о чём 29 января 1833 было сообщено в «Санкт-Петербургских ведомостях». Город был поделён на 17 почтовых округов. Существовало 45 пунктов приёма писем. Корреспонденцию забирали 3 раза в день, доставляли на почтамт, сортировали и доставляли адресатам[14].
Униформа почтальона Российской империи и его сумка (на фуражке указан номер 60)
В XIX веке происходил быстрый рост числа почтовых учреждений. Если к началу столетия в России насчитывалось около 460 почтовых учреждений с 5 тыс. служащих, то по состоянию на 1896 год в почтово-телеграфном ведомстве числилось свыше 33,8 тыс. человек[9].
В 1843 году был введён единый почтовый тариф на пересылку корреспонденции (кроме международной) независимо от расстояния, что позволило существенно упростить почтовую оплату и сбор корреспонденции[9].
Осуществление почтовой реформы 1843 года и установление с 1 января 1844 года оплаты письма только по весу, независимо от расстояния, создали предпосылки для применения в России знаков почтовой оплаты. С 1 января 1845 года на территории Великого княжества Финляндского были введены штемпельные конверты («куверты»). С 1 декабря того же года аналогичные конверты были введены для городской почты Санкт-Петербурга, а с 27 февраля 1846 года — Москвы. С 1848 года штемпельные конверты, выпущенные Почтовым департаментом, начали применяться в России повсеместно].
До конца 1840-х годов письма от населения принимали только в почтовых конторах. Позднее корреспонденцию стали принимать в мелочных лавках, а потом, после появления в 1857 году почтовых марок, и просто через почтовые ящики. К 1896 году число почтовых ящиков превысило 15,2 тыс. штук].
Долгое время основной объём почтовой пересылки составляла казённая (служебная) корреспонденция. Только в годы реформ 1860-х годов частная пересылка стала преобладать над государственной. Это положительно сказалось на финансовых показателях: если еще в 1884 году почта принесла казне 1 млн руб. убытка, то в 1896 году чистый совокупный доход от почты и телеграфа превысил 12,7 млн руб.]
С 1864 года в России была введена обязательная оплата заграничной корреспонденции почтовыми марками
Письмо из Риги в Берлин, франкированное стандартными марками Российской империи в 10, 3 и 1 копейку
В 1874 году Российская империя в числе первых государств подписала Всемирную почтовую конвенцию и стала членом Всемирного почтового союза. В 1878 году в российской почтовой системе стали применять начала, принятые единогласно на парижском Всемирном почтовом конгрессе[de] всеми европейскими правительствами[1].
Земская почта[править | править код]
Основная статья: Земская почта
1 января 1864 года в России были образованы земства — органы местного самоуправления. В 1865 году земствам разрешили учреждать почту со своими правилами и таксами и иметь свои почтовые марки. Земская почта существовала практически во всех уездах. Одновременно с марками в некоторых местах выпускали и штемпельные конверты.
Русская почта за границей[править | править код]
Основная статья: Русская почта за границей
В конце XIX — начале XX веков для обеспечения связи между различными российскими государственными и частными организациями и лицами за границей Российской империи, в регионах, где официальная или местная почта считалась ненадёжной, российское правительство стало создавать свои почтовые конторы. Для нужд этих контор использовались обычные российские марки или издавались ЭЗГБ (а иногда и на местах) специальные почтовые марки и цельные вещи, изготавливались штемпели. Номиналы знаков почтовой оплаты указывались в российской или местной валюте, а стоимость пересылки корреспонденции, как правило, соответствовала тарифам, действовавшим в этот период в России[15].
Советский период
Почтовый блок «Сто лет русской почтовой марки» (СССР, 1958), иллюстрирующий развитие почты в советское время. На поле блока — Московский Кремль
Декретом от 26 октября 1917 года об образовании Рабочего и Крестьянского правительства, изданным в числе первых декретов Советской власти, в составе советского правительства был предусмотрен Народный комиссариат почт и телеграфов (Наркомпочтель)[16].
В 1918 году на территории РСФСР началась гражданская война. Несмотря на это, почтовая связь функционировала, прерываясь и восстанавливаясь в зависимости от хода военных действий.
16 апреля 1918 года в целях централизации деятельности почты, а также в целях борьбы с бойкотом со стороны телеграфных и почтовых служащих прежнего режима был издан Декрет об организации управления почтово-телеграфным делом. Данный Декрет упразднил старые почтовые должности начальника почтово-телеграфного округа, почт-директора, начальника управления телеграфов, начальника отдела перевозки почт по железной дороге, их помощников и главных механиков. Для управления каждым почтово-телеграфным округом была введена коллегия, возглавляемая комиссаром, которого утверждал нарком из числа кандидатов, представленных областным или губернским органом Советской власти. Декрет особо запрещал всем органам Советской власти вмешиваться в дела почты (любые пожелания надлежало подавать в Наркомпочтель)[17].
С 1 января 1919 года по 15 августа 1921 года в РСФСР была введена бесплатная пересылка простых писем и почтовых карточек.
За годы Первой мировой, а затем Гражданской войны почтовое хозяйство страны пришло в упадок, однако с окончанием Гражданской войны почтовые маршруты были восстановлены, возобновился международный почтовый обмен со странами, входившими во Всемирный почтовый союз[18].
Российская Федерация
В советское время предприятия почты и электросвязи были объединенными, существуя сначала в составе областных и республиканских управлений связи, а затем в составе государственных предприятий связи и информатики; во главе иерархии учреждений связи стояло Министерство связи СССР[18]. После распада СССР было принято решение о выделении почтовой связи в самостоятельную отрасль: 16 ноября 1992 года образовано Федеральное управление почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации[19]. Приказом Министерства связи с 1 января 1993 года в составе Федерального управления почтовой связи были образованы территориальные (областные, краевые, республиканские) управления федеральной почтовой связи (УФПС) и учреждения почтовой связи Москвы и Санкт-Петербурга[20]. Этим же приказом были утверждены перечень работ по разделению структур почтовой и электрической связи и принципы разделения почтовой и электрической связи.
В 1994 году был учрежден профессиональный праздник работников почтовой связи — День российской почты[21]. Помимо этого, в 1997 году в целях восстановления геральдических традиций российской почты и повышения её авторитета были учреждены флаг и эмблема организаций федеральной почтовой связи Российской Федерации[22].
17 октября 1995 года Федеральное управление почтовой связи было реорганизовано в Федеральную службу почтовой связи Российской Федерации (ФСПС России)[23]. 14 августа 1996 года Федеральная служба почтовой связи была упразднена, а её функции переданы Министерству связи России[24].
В 1996 году Минисвязи России впервые за многовековую историю существования российской почты решило нарушить государственную почтовую монополию на некоторые почтовые услуги, в результате чего в России возникли коммерческие почтовые компании. В число услуг новых компаний вошли курьерская доставка почтовых отправлений, пенсий и пособий, пересылка посылок, распространение периодической печати. Другим президентским указом в 1997 году были восстановлены геральдические традиции российской почты — эмблема и флаг.
В 1998 году почтовая сеть страны объединяла 149 почтамтов, 28 отделений перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропортах, 43 тыс. отделений связи. Валовый доход государственной почтовой службы в 1997 году составил 9 млрд руб[25].
28 июня 2002 года Правительство РФ одобрило концепцию реструктуризации организаций федеральной почтовой связи[26]. С сентября того же года началось объединение всех существующих федеральных почтовых организаций и преобразование их в федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Почта России»[27]. Процесс объединения завершился в 2009 году, когда в состав ФГУП вошла почтовая служба Республики Татарстан — «Татарстан почтасы» (последняя из самостоятельных региональных почтовых служб)[28].
В 2016 году совместно с ВТБ 24 на базе «Почтовых финансов» и Лето-банка было образовано предприятие «Почта Банк» (в 2017 году 50-й в рейтинге банков с активами в 122,6 млрд руб. и вкладами граждан на 34 млрд руб.)[29].
По состоянию на 2017 год в состав ФГУП «Почта России» входят 80 региональных филиалов, Главный центр магистральных перевозок почты, служба экспресс-доставки EMS Russian Post и др. Численность сотрудников составила около 351 тыс. человек. Доход от финансовых услуг составил 46,5 млрд руб., а розничные продажи прессы составили 4,6 млрд руб.[29][30].
С 1 октября 2019 года ФГУП «Почта России» реоганизовано в АО «Почта России».
Заключение
Исходя из данной работы, можно сделать вывод, что британская почта стала примером для работы многих почт мира. Но всё же почтовые марки Великобритании уделяют большое внимание королевским семьям на протяжении многих веков, и это продолжает быть основой культуры Великобритании.
Вывод.
В ходе своего исследования я сделал вывод, что со временем марки утратили свое прямое назначение, в связи с появлением телефонов и сети Интернет. Но, не смотря на век Интернета, технологии не совершенны и могут подвести в любой неподходящий момент, поэтому марки полностью никогда не утратят свою необходимость. Тем более, что заказные письма, бандероли, посылки нельзя отправить по сети Интернет, только по почте. К тому же марками увлекаются многие люди, их коллекционируют, передают по наследству, обмениваются и со временем они становятся только ценнее и привлекают к себе пристальное внимание.
Список литературы.
1. Вигилев А. Н. История отечественной почты: В 2 ч. - М.: Связь, 1979 г.
2. Маркированные конверты СССР. 1926-1982 гг.: Каталог-справочник. - М.: Радио и связь, 1986 г.
3. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Просвещение, 2006 г.
4. Филателистический словарь / В. Граллерт, В. Грушке.- М.: Связь, 2007 г.
Весенняя гроза
Флейта и Ветер
Учимся ткать миленький коврик
Юрий Алексеевич Гагарин
Акварель + трафарет = ?