В своей работе Труднева Елизавета проводит исследование такого явления, как буллинг.
Актуальность темы. В подростковом возрасте у многих возникают трудности и проблемы. Большинство из них находятся в наблюдении и тщательном изучении, но в ряду разнообразных проблем, должное внимание получил буллинг – постоянная травля, террор любого вида. Подростковый возраст сам по себе является достаточно конфликтным, но подростковый буллинг – это не обычная ссора.
Проект состоит из введения, теоретической части, практической части исследования и заключения.
Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы, ставятся конкретные цели и задачи.
В практической части представлены сведения об основных причинах буллинга и способы юридической ответственности и защиты.
Для написания данной работы были использованы несколько источников информации. Подобранный материал полностью раскрывает тему и представлен в логической последовательности.
Исследовательская работа четко структурирована, грамотно изложена, прослеживается логическая связь между главами работы, отличается завершенностью.
В работе Елизавета проявила исследовательские качества, самостоятельность в изучении большого объема специализированной литературы, компьютерную грамотность в оформлении и создании проекта.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-bulling.docx | 475.9 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Республика Бурятия, Джидинский район, с.Боций, ул. Ленина, 57 «б» тел.:8(30134)42-1-42, эл.адрес: bociisosh@mail.ru
Исследовательский проект
«Буллинг в современном обществе – пути решения проблемы»
Секция: История
Автор: Труднева Елизавета, ученица 11 класса
МБОУ «Боцинская СОШ»
Руководитель: Чагдурова Дарья Алексеевна
Учитель истории и обществознания
2021
Оглавление
Введение......................................................................................................................................3-4
Глава I. Теоретическая часть исследования.................................................................................
1.1. Понятие буллинга...............................................................................................................5-6
1.2. История возникновения буллинга.....................................................................................6-7
1.3. Типы и участники буллинга..............................................................................................7-8
Глава II. Практическая часть исследования................................................................................
2.1. Юридическая ответственность.........................................................................................9-10
2.2. Привлечение внимания к проблеме буллинга..............................................................11-12
2.3. Практическая работа......................................................................................................12-14
Заключение...................................................................................................................................15
Список литературы......................................................................................................................16
Приложение 1 (опрос).................................................................................................................17
Приложение 2 (памятка).............................................................................................................18
Введение
Актуальность темы. В подростковом возрасте у многих возникают трудности и проблемы. Большинство из них находятся в наблюдении и тщательном изучении, но в ряду разнообразных проблем, должное внимание получил буллинг – постоянная травля, террор любого вида. Подростковый возраст сам по себе является достаточно конфликтным, но подростковый буллинг – это не обычная ссора.
Ссора – это конфликт двух сторон, два человека высказывают разную точку зрения или не соглашение с одной точкой зрения, вследствие чего возникает резкое ухудшение взаимоотношений между людьми.
Буллинг – это травля, унижение и создание подростками долговременного статуса для выбранного человека; статус жертвы, изгоя.
В буллинге существует ряд проблем, одна из них – чувство безнаказанности у агрессоров. Это чувство «стирает» нравственные границы и носит социально-опасный характер, поскольку агрессор делает всё, чтобы возникла блокировка обратной связи от «жертвы».
Таким образом, намного сложнее узнать о проблеме буллинга от самой «жертвы».
Является важным не допустить переход обычных подростковых конфликтов в более опасную форму, такую как буллинг.
Непосредственно, имеется проблема последствий буллинга, которая складывается у «жертвы». Последствия могут нести психологический и физический характер. Примеры последствий: потеря уверенности в себе, психологические отклонения, психосоматические заболевания, может выступать причиной совершения самоубийства.
Также существует сложности в изучении данной темы. В теоретическом плане имеется сложность в связи с объяснением самого феномена. Мало изучены термины, такие как: конфликт, жертва, обидчик, агрессия и сама психология. Сложно выяснить особенности буллинга во всех его аспектах, так как объяснение буллинга не всегда учитывает возраст. Буллинг чаще всего встречается в подростковом возрасте, но это не означает, что взрослые люди не ощущают буллинга со стороны окружающих.
В 21 веке буллинг вышел на новую ступень эволюции – кибербуллинг, травля, происходящая в Интернете.
Принимая во внимание то, что я указала актуальность и последствия рассматриваемой проблемы, мною были выдвинуты гипотеза, цель и задачи.
Гипотеза исследования: Проблема буллинга является актуальной у подростков в учебных заведениях (школе)?
Цель исследования: Изучить буллинг в подростковом возрасте
Задачи исследования:
Глава I. Теоретическая часть исследования
1.1. Понятие буллинга
В первую очередь, мы считаем необходимым рассмотреть понятие «буллинг» в научно-методической литературе.
От английского слова bullying(от анг. bully – хулиган, драчун, задира, грубиян) дается определение как притеснение, дискриминация
травля жертвы. Первым, данную проблему начал изучать скандинавский профессор Дэн Олвеус, который в 70-х годах провел исследование явления буллинга среди мальчиков. После этих исследований начались изучения феномена буллинга во все странах. В России первые публикации на тему буллинга появились только в 2005 году.
Рассмотрим некоторые представления о явлении буллинга разных исследователей. Д.Олвеусбуллинг понимает как, особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает или угрожает другому человеку (группе), последний из которых слабее и не может себя защитить ни физически, ни морально.
И.Н. Кона, трактует буллинг как запугивание, физический или же эмоциональный террор, с целью проявления у жертвыстраха и тем самым подчинения его себе.
Д. Лейнпонимает феномен буллинга как школьная травля и поддерживает позицию Роланда, что буллинг – это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивидума или группы в отношении индивидума, который не имеет возможности защитить себя в определенной ситуации.
И. Бердышев под буллингом понимает,осознанное, длительное насилие, не имеющее признаков самозащиты и исходящее от определенного количества человек.
Вышеперечисленные авторы трактуют буллинг, как насилие. Буллинге просто насилие, а представляет собой один из видов насилия. Вследствие этого нами был определен наиболее оптимальный вариант С.В. Кривцовой, буллингом называется агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет тенденцию повторяться, при этом ответ жертвы показывает, как сильно она задета происходящим.
Рассмотрев различные трактовки данного понятия, мы считаем, что все определения имеют место быть, но при этом сущность рассматриваемого явления не раскрывают в полной мере. Поэтому для нас возникает необходимость изучения разновидностей буллинга.
Буллинг в некоторой степени схож с конфликтом, но имеет существенные отличия
В России широко распространенна проблема буллинга в школе.
Школьный буллинг – буллинг происходящий во время обучения подростка в школе.
1.2. История возникновения буллинга
Основоположниками исследования буллинга в западной психологии по праву считаются такие ученые, как Д. Олвеус, А.Пикас и П. Хайнеманн. Кро-ме того, проблему буллинга изучали и британские исследователи В. Бесаг и Д.Лэйн. Первые упоминания об исследованиях школьной травли относятся к 1905 г. Французский ученый К.Дьюкс в одной из своих работ впервые исследовал данный феномен, и его научные изыскания были положены в основу целого ряда трудов европейских исследователей. Благодаря работам Д.Олвеуса, Е.Роланда и других ученых в 1978 г. понятие «буллинг» было введено в научный оборот. В 1969 г. школьный врач Петер ПаульХайнеманн опубликовал свою первую статью, посвященную феномену школьной травли, в одном из шведских журналов. В 1972 г. вышла первая книга П.Хайнеманна под названием «Моббинг. Групповое насилие среди детей и взрослых», основывающаяся на наблюдениях ученого за детьми в одном из школьных дворов Швеции.
Норвежский ученый Д.Олвеус проводил собственные исследования агрессивности детей. В 1973 г. на основе своего исследования автор публикует книгу «Мальчики для битья и школьные хулиганы», которая оказывает большое влияние на распространение интереса научного сообщества к проблеме буллинга. В своей работе исследователь отводил ключевую роль процесса травли личностным особенностям индивидов, включенных в него. Автор делает вывод о том, роли жертвы и буллинг глубоко индивидуальны и зависят не столько от групповых явлений, сколько от собственных особенностей ребенка.В ходе своих исследования ученый получил ценные сведения о «мальчиках для битья» и «школьных хулиганах», которые позволили отдавать приоритет более масштабному изучению личностных особенностей буллинга и жертв. В завершающей книгу главе описываются некоторые конкретные меры по борьбе с буллингом, которые могли бы стать основой для разработки профилактических мер школьной агрессии [9].В последующих исследованиях, опубликованных до конца 1980-х годов, Олвеус стал большее внимание уделять непосредственному окружению ребенка и школе. Доученый уделял большевнимание исследованию связей между типом школы, социальной микросредой и частотой, распространенностью и формой проявления буллинга. Кроме того, в исследованиях делался акцент на личность жертвы и булли, особенности их референтной группы, т.е. семьи и ближайшего окружения. В сущности, его точка зрения заключается в том, что определенные отрицательные обстоя-тельства социального окружения ребенка стимулируют его агрессивность, и эта черта личности является важнейшей движущей силой, стоящей за буллингом, направленным на более слабых одноклассников. Концепция, разработанная ученым, считается признанной, но вместе с тем порождает за собой множество дискуссий в научном сообществе [9]. С начала 1990-х годов автор уделял серьезное внимание разработке профилактических мер и мер борьбы с буллингом и антисоциальным поведением, результатом чего стало опробование и оценка эффективности разработанной им программы «Olweusprogramme». На сегодняшний день, Д. Олвеус является признанным мировым авторитетом в вопросах буллинга и моббинга как такового.
Таким образом, в научном мире существует большое количество мнений о природе зарождения буллинга, механизмах его протекания и результатах воздействия. Тем не менее, явление буллинга все еще считается мало изученным и требует фундаментальных теоретических исследований, как основы для формирования эмпирических знаний о нем.
1.3. Типы и участники буллинга
Буллинг может возникнуть по разным причинам. Пример: национальность, ориентация, положение в обществе, пол, раса, религия, возраст, вес и т.д.
В буллинге выделяют 4 типа
Социальный тип – социальный бойкот (игнорирование), намеренное исключение человека из общей деятельности
Физический тип – запугивание, с помощью нежелательных прикосновений неподобающим образом (агрессивного физического устрашения)
Вербальный тип – это словесное издевательство или запугивание с помощью жестоких слов
Кибербуллинг– запугивание, обвинение кого-либо с использованием Интернет сферы
Участники травли
Жертва – человек, который испытывает травлю на себе;
Агрессор – человек, который начинает травлю выбранной жертвы;
Последователи – люди, которые начинают следовать примеру обидчика;
Наблюдатели – люди, которые наблюдают травлю, но не являются обидчиком или жертвой;
Защитники – люди, которые встают на защиту жертве.
Глава II. Практическая часть исследования
2.1. Юридическая ответственность за буллинг
С точки зрения права буллинг — это физическое или психологическое насилие, которое повторяется длительное время. Дети и подростки в школе могут столкнуться с целым списком нарушений прав со стороны одноклассников: побоями, воровством и вымогательством, регулярными унижениями и оскорблениями.
Буллинг – проблема сложная и юридически никак не оформленная, поэтому наказать с помощью закона агрессоров сложно, практически невозможно.
В обществе существует инициатива о внесении в Уголовный кодекс Российской Федерации отдельной статьи «О наказании за буллинг (школьную травлю)». Рассмотрим статьи и законы Российской Федерации, которые способствуют защите прав тех, кого травят в школе.
Основная причина мешающая наказать агрессоров - это их возраст. В рамках Российского законодательства, уголовная ответственность наступает с 16 лет, при совершении тяжких преступлений – с 14 лет, однако эмоциональное давление не попадает под эту категорию. Примерами являются: оскорбления, побои, угрозы. Здесь все зависит от определенной ситуации.
В Уголовном Кодексе Российской Федерации существует статья «Клевета», которую возможно использовать в тех случаях, когда, например, агрессоры распространяют лживую информацию о жертве. Если есть возможность доказать этот факт в судебном порядке, то ответственность будет нести родители или иные законные представители агрессора.
Наказание за оскорбление несовершеннолетнего ребенка определяет суд, руководствуясь составом правонарушения и положениями ст. 5.61 КоАП Российской Федерации. Уголовная ответственность за оскорбление несовершеннолетнего не наступает при условии, что последствия правонарушения не привели к утрате здоровья, жизни пострадавшей стороны.
К сожалению, бывает так, что психологическое насилие переходит в физическое, тогда, возможность привлечения к ответственности увеличивается и становится проще. Однако, если один ученик нанес незначительные побои другому ученику, то отвечать за это по закону он будет только в том случае, если ему уже исполнилось 16 лет.
Важно отметить, что если ребенка избили один раз, то преступление будет квалифицироваться как «Побои», а если это происходит систематически, то «Истязание».
При условии, что жертве нанесли побои в образовательном учреждении, необходимостью является освидетельствование нанесения побоев в медпункте, с целью привлечения к уголовной ответственности, необходимо написать заявление в полицию, или же обратиться в гражданский суд, с целью получения компенсации за моральный и материальный вред.
Если жертве был причинен незначительный вред, то, скорей всего, агрессора поставят на учет в комиссию по делам несовершеннолетних и на родителей наложат административное наказание.
Таким образом, мы видим, что государство все же рассматривает буллинг как асоциальное явление и принимает законы, которые защищают тех, кого «травят» в школе, при условии существования доказательств. А вот эмоциональное давление не попадает под эту категорию
До 14 лет за детей несут ответственность их родители и государственные учреждения, где они находятся (школа).
С 14 лет наступает личная ответственность человека по НЕКОТОРЫМ пунктам УК РФ, то есть он сам начинает отвечать за свои поступки.
УК РФ Статья 111.
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (психологическое расстройство также относится)
С 16 лет наступает ПОЛНАЯ ответственность.
УК РФ Статья 110.1
Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства
УК РФ Статья 117
Истязание
2.2. Привлечение внимания к проблеме буллинга
Далее я изучила способы привлечения людей к данной проблеме и способы борьбы с буллингом.
Многие люди, которые заинтересованы в проблеме травли, пытаются сообщить о её масштабе обществу.
Проявление проблемы показывают в кинофильмах и сериалах про подростков. Режиссеры пытаются донести до зрителей последствия буллинга, до чего он может довести и как избежать негативных последствий.
Примеры фильмов и сериалов:
Родители, чьи дети подвергнуты или были подвергнуты травли, выходят на митинги.
Волонтёры, обратившие внимание на проблему, проводят игровые занятия с подростками. Занятия направленны на изменение их ситуации в классе.
Писатели создают книги, которые стоит прочесть каждому и сделать выводы. Примеры книг:
В школах проводят лекции на данную тему. Слушая лекцию, подросток может узнать себя и осознать свои ошибки, или человек найдёт выход из ситуации.
Как я уже говорила, проблема приобретает международный масштаб. Травля в учебных заведениях (чаще всего в школе) возникает во всех странах мира.
На данный момент психология плохо изучена, и нет определённых способов борьбы с таким явление как буллинг.
Многие утверждают, что это этап жизни и его стоит просто пережить. Но разве не ужасно быть жертвой/агрессором/наблюдателем? При ситуации травли, у человека могут возникнуть проблемы с самооценкой, общением (станет более замкнутым), работоспособностью. Я полностью не согласна с этим утверждение. Проблема буллинга есть и её нужно решать, несмотря на сложности.
Если над подростками в школе совершается насилие со стороны окружающих, то следует рассказать об этом взрослым. Взрослые люди всегда могут помочь советами или действиями, неважно кем является в данной ситуации ребёнок (агрессор/жертва/наблюдатель). Чаще всего ребёнок попадает не в тот коллектив, поэтому по возможности стоит сменить окружение.
Если же травля происходит в Интернет (кибербуллинг), то человеку стоит игнорировать (если эти люди лично не знакомы); если жертва и агрессор лично знакомы, то жертве стоит рассказать всё взрослым и попробовать найти решение проблемы.
В случае родителей, стоит с детства воспитывать детей; сразу объяснять, что нельзя над кем-либо издеваться и все имеют равные права. Если их ребёнок уже попал в такую ситуацию, то стоит поговорить с родителями других участников буллинга. Если же проблема не будет решена, то по возможности сменить коллектив ребёнку.
Но, в случае, если приняли все возможные меры (кроме смены коллектива, так как нет возможности), то стоит обратиться к органам правопорядка (обратиться в полицию). Ведь не стоит забывать про статьи УК РФ (Уголовного Кодекса Российской Федерации)
Я провела анкетирование учеников в школе. На вопрос: «Испытывали ли вы буллинг на себе?», большинство ответили «нет», то есть не являлись жертвами травли, но были и те, кто ответил «да», то есть являлись жертвами травли.
В ходе проведённого мной опроса, гипотеза подтвердилась. Проблема буллинга является актуальной в учебных заведениях (школах) среди подростков.
2.3. Практическая часть
В школе было проведено анкетирование на предмет наличия буллинга среди учащихся 8-11 классов. Анализировались: актуальность проблемы буллинга, риски возникновения буллинга, защита от буллинга. Результаты анкетирования см. Приложение1.
Опрос
1) Знаете ли Вы что такое буллинг?
1. Да
2. Нет
2) Испытывали ли Вы буллинг на себе?
1. Да
2. Нет
3) Кем Вы выступали во время буллинга?
1. Агрессором
2. Жертвой
3. Наблюдателем
4. Не было
4) Были ли кибербуллинг в вашу сторону?
1. Да
2. Нет
5) Как Вы справлялись с буллингом (в том числе юридически)?
1. Игнорирование
2. Рассказал (а) взрослым
3. Дал отпор (в том числе юридическим способом)
4. Не было буллинга в мою сторону
6) В каком возрасте Вы испытали буллинг?
7) Какие способы есть для борьбы с буллингом (в том числе юридические)?
8) Имеет ли данная проблема значение, и в каком возрасте люди сталкиваются с буллингом?
1. Да имеет, эта проблема возникает в подростковом возрасте
2. Да имеет, эта проблема возникает после подросткового возраста (18+)
3. Да имеет, возраст не имеет значения
Результаты опроса учащихся
Опрос по теме: «Буллинг, юридическая ответственность» проводился среди учащихся 8, 9, 10, 11-ых классов.
Данный опрос показал:
1) 10% опрошенных испытали буллинг на себе, то есть являлись жертвами травли.
2) 1. 44% опрошенных посчитали, что проблема появляется в подростковом возрасте (на самом деле, в данной проблеме, возраст не имеет значение)
2. 16% опрошенных посчитали, что проблема возникает после подросткового возраста (18+)
3. 40% опрошенных ответили, что данная проблема не имеет возрастных рамок
3) Для борьбы с буллингом, участники предложили следующие варианты:
1. Игнорирование – 32%
2. Дать отпор – 26%
3. Юридический закон – 12%
4. Огласка – 10%
5. Обратиться к специалисту – 5%
6. Затрудняюсь ответить – 15%
2.3 Памятка юридическая ответственность за травлю (буллинг). См. Приложение 2
Заключение
На основании проведенного мной исследования, опроса можно сделать следующие выводы: сформулированная гипотеза нашла подтверждение в процессе исследования, проблема буллинга и правда является актуальной у подростков в учебных заведениях. Я изучила тему подросткового буллинга, способы привлечения общественности к данной проблеме и способы юридической ответственности и защиты.
Так же можно сделать выводы о том, что большинство учащихся не знало способы юридической защиты от подобного явления. Для предотвращения буллинга нужно повышать культуру населения, в том числе и юридическую.
В данной исследовательской работе было выяснено, что в отличие от простого насилия, травля — это всегда агрессивные, продолжительные и системные действия. Наказание за буллинг зависит от ситуации и обстоятельств происходящего, оно может быть дисциплинарным (в виде замечания и предупреждения), административным за незначительные проступки (штраф родителям или отчисление из школы) и вплоть до реального уголовного срока».
Очень важно, чтобы школьная травля не становилась типичным явлением, а агрессия не рассматривалась как норма поведения. Ведь еще есть надежда, что психика детей, развивающееся самосознание и правосознание подростков и мудрость взрослых помогут преодолеть последствия неадекватных ролей, которые сознательно или вынужденно проигрываются многими людьми в своей детской и подростковой жизни.
Я провела опрос среди учеников своей школы и создала памятку рекомендаций для детей и подростков, подвергающихся буллингу со стороны окружающих, с целью защиты своих юридических прав.
Таким образом, цель достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
Список литературы
Приложение №1
Результаты опроса
Приложение №2.
Просто так
Три орешка для Золушки
Четыре художника. Осень
Домик зимней ночью
Акварельные гвоздики