Вложение | Размер |
---|---|
po_lesnoy_trope_barguzinskogo_zapovednika.docx | 37.64 КБ |
barguzinskiy_zapovednik.pptx | 2.92 МБ |
Научно-практическая конференция учащихся
“Шаг к успеху”
Групповой проект в рамках школьной научно-практической конференции и в рамках конкурса детского творчества «По лесной тропе родного края» к 100-летию Баргузинского заповедника.
Авторы: учащиеся 4 б
класса
Руководитель: Жукова Галина Васильевна
г. Иркутск
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..1 - 2
Глава 1. О заповедниках…………………………………………………….2 - 5
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………5 - 7
Список литературы…………………………………………………………….7
ВВЕДЕНИЕ
Когда МБУК «Гуманитарный центр-библиотека имени семьи Полевых» в рамках цикла мероприятий, приуроченных к 100-летию Баргузинского заповедника, объявил конкурс детского творчества «По лесной тропе родного края» наш класс решил принять участие в этом конкурсе. Как оказалось, мы не так много знали об этом замечательном заповеднике, а некоторые даже и не слышали о нём.
Проблема заключается в том, что мы очень мало знаем о природе своего родного края и хотим узнать, какие меры предпринимаются экологами, нашим правительством и человечеством в целом для защиты и сохранения таких заповедных мест, как наш Баргузинский заповедник.
Основополагающий вопросы
Заповедники – что это? А возможно ли, чтобы заповедников вообще не было?
Тема нашего исследования: « По лесной тропе Баргузинского заповедника».
Цель проекта: создать условия для формирования уважительного отношения к природе, родному краю, для осознания целостности окружающего мира, освоения основ экологической грамотности; развивать наблюдательность и основы исследовательской деятельности при изучении отдельных видов растений и животных; учить работать в группах; воспитывать любознательность, самостоятельность, развивать творческие способности.
Для достижения цели в процессе исследования решались следующие задачи:
Проблемные вопросы
Первым делом мы с особым удовольствием посмотрели в классе документальный фильм о заповедниках и о Баргузинском заповеднике, узнали много нового. Стали извлекать информацию из различных источников. И вот что мы узнали.
ГЛАВА 1.
1.1 Заповедники. Баргузинский заповедник.
Заповедники - образцы нетронутой, дикой природы - по праву называют природными лабораториями. Они особенно нужны нам сейчас, когда мы должны понять направления изменений природной среды под влиянием деятельности человека и отыскать пути наиболее бережного и разумного использования ее богатств.
Такие образцы необходимо было вдумчиво и умело выбирать. И места для наших заповедников отыскивали крупнейшие знатоки природы. Они отдали многие годы жизни делу создания заповедников и вложили в него свою любовь к делу.
Заповедники наши прекрасны, и вызывают восхищение у всякого, кому приходится бывать там.
Исключительная роль заповедников в сохранении и восстановлении редчайших животных, растений, неповторимых ландшафтов и др. заповедников природы.
Благодаря деятельности заповедников некоторые редкие животные стали промысловыми, они дают нам сейчас пушнину, лекарственное сырье и др. ценную продукцию.
Многие Российские географы, ботаники особенно зоологи и охотоведы прошли трудную, но хорошую школу в заповедниках. Немало крупных ученых нашей страны в течении десятилетий были сотрудниками заповедников, а некоторые и по сей день трудятся в этих природных лабораториях. В дали от культурных центров и всякого комфорта, в дождь и вьюгу или под палящим солнцем пустынь, они добывают тот первичный научный материал, без которого невозможно движение вперед научной мысли. Самые яркие и интересные исследования по экологии зверей и птиц, были выполнены в заповедниках.
Это и определило быстрое увеличение количества заповедников в последние годы.
За истекшие 8 лет организованно 25 заповедников и появилась новая для нашей страны форма заповедная – природные (национальные парки).
Значение заповедных территорий стало очевидным и в глобальном масштабе.
Национальных(провинциальных) парков и крупных природных резервуаров, по списку ООН, было, 1035.
1.2 Заповедники Байкала.
На берегах Байкала создано 3 заповедника и 3 национальных парка.
Природоохранные зоны на озере Байкал)
Природоохранная зона | Площадь (тыс.га) | Год образования |
1 Баргузинский заповедник | 374,4 | 1916 |
2 Байкальски й заповедник | 165,7 | 1969 |
3 Байкало-Ленский заповедник | 659,9 | 1986 |
4 Прибайкальский нац. парк | 418 | 1986 |
5 Забайкальский нац. парк | 270 | 1986 |
6 Тункинский нац. парк | 1.173,6 | 1991 |
1.3 История создания баргузинского заповедника
Баргузинский государственный природный биосферный заповедник находится в Бурятии, на территории Северо-Байкальского района. Исторический центр — Давша; с 2012 года управление заповедником располагается в посёлке Усть-Баргузин.
Природу заповедника никогда не переделывали, не преобразовывали, не "улучшали". Здесь одно из немногих мест, где сохранились девственные леса. Волею исторических обстоятельств Баргузинскому заповеднику дарована почётная доля быть родоначальником государственных заповедников нашей страны, флагманом особо охраняемых природных территорий и первым научно - исследовательским учреждением на Байкале. Участники Баргузинской соболиной экспедиции, первые руководители заповедника , энтузиасты заповедного дела Г.Г. Доппельмаир, К А.Забелин, З.Ф.Сватош, А. Д. Батурин, Д.Н.Александров. Они были уверены, что "Баргузинский соболь не уцелел бы, если бы своевременно не был организован Баргузинский заповедник".
Почти два года в 1914-1916г.г. в сложнейших условиях учёные вели серьёзную изыскательскую работу - изучали баргузинского соболя, состояние соболиного промысла, обследовали территорию.
На основании материалов экспедиции 17 мая 1916 г. иркутский Генерал-губернатор издал постановление об организации Баргузинского соболиного заповедника, а 29 декабря 1916 г. этот документ был утверждён правительством России. Таким образом, именно "высочайшие указания" императора Николая II и постановление Совета Министров от 16 апреля 1916 года положили начало многолетней работе по спасению соболя и учреждению государственной системы заповедников России.
Баргузинский заповедник является старейшим заповедником России. Назван по Баргузинскому уезду Забайкальской области. На момент создания насчитывалось всего 20—30 особей соболя, в настоящее время — 1—2 особи на 1 км². На уроке математики мы подсчитали количество особей соболя на всей площади заповедника и у нас получилось 7,5 миллионов соболей. В 1996 году территория заповедника полностью вошла в состав объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Озеро Байкал».
Площадь заповедника — 374 322 гектаров, в том числе 15 000 гектаров составляет заповедная акватория Байкала.
Здесь преобладают горные лиственничные леса, встречаются участки кедрачей, сосняков, березняков, а местами — моховые болота и луга. На склонах хребтов встречаются ель, пихта, сосна сибирская кедровая. Большая часть пояса покрыта альпийскими лугами, почти непроходимыми зарослями кедрового стланика и ерниками (кустарниковыми березняками и ивняками). Значительные площади занимают почти безжизненные скалы и голые каменистые россыпи, есть участки горной тундры.
Весьма богаты редкими видами растений окрестности термальных источников. Фауна заповедника типично таежная, с некоторыми особенностями, вызванными горным рельефом и непосредственной близостью Байкала.
Здесь зарегистрированы 41 вид млекопитающих, 274 вида птиц, 6 видов рептилий, 3 вида амфибий, около 50 видов рыб и свыше 1200 выявленных видов насекомых. Наиболее типичны для заповедника баргузинский соболь, марал, кабарга, бурый медведь, глухарь; в прибрежных водах — байкальская нерпа, в лесах - лось, северный олень, кабарга.. В лесах распространены хищники (бурые медведи); для высокогорий характерны поселения черношапочных сурков, которые охраняются. Орнитофауна заповедника включает 274 вида, в основном сибирские формы. Плотность населения птиц повсеместно невелика. Два вида птиц — орлан-белохвост и черный аист, гнездящиеся на охраняемой территории, включены в Международную Красную книгу. В список редких и исчезающих видов растений и животных России внесены три вида лишайников, 5 видов цветковых растений, 16 видов птиц, 2 вида рыб и 2 вида насекомых.
В заповеднике встречаются около 650 видов растений. Три из них занесены в Красную книгу, 15 – рекомендованы для государственной охраны, более двадцати – стали редкостью в Сибири. Поэтому под специальной охраной находятся не только эти виды, но и сообщества, к которым они относятся. Прежде всего это темнохвойные леса, где растут калипсо луковичная, надбородник безлистный, башмачок пятнистый, и берега реки и озер, которые облюбовала родиола розовая и родиола четырехчленная, касатик гладкий и другие. В прирусловых лесах встречаются черемуха уединенная, на островах и галечниковых берегах рек – рощи чозении толокнянколистной. Фиалка собачья, горец малый, черепоплодник щетинистый, воробейник лекарственный и другие теплолюбивые растения обосновались близ термальных источников.
До сих пор остается загадкой, каким образом в районе горячих ключей на реке Большой, где предположительно располагался центр четвертичного оледенения, могли сохраниться реликтовые растения, подобные европейскому лесному ужовнику или холмовой фиалке, а из животного мира – теплолюбивые узорчатые полозы и южный вид стрекозы.
На заповедной территории обитают 38 видов животных. Среди них самые многочисленные – мышевидные грызуны и насекомоядные -13 видов. Группа куньих представлена семью видами, дикие копытные – четырьмя.
Многолетняя охрана Баргузинского заповедника благоприятна сказалась на численности животных. Так, у медведей она достигает в благоприятные годы 250, у чернопашных сурков – этот вид внесен в Красную книгу Бурятии – свыше 3.000, а у белок колеблется от 5.000 до 10.000. По сравнению с этой многочисленной армией количество диких копытных животных невелико: около ста лосей, 30-40 маралов. Летние месяцы они проводят на склонах Баргузинского хребта, а зимой спускаются к озеру, где снежный покров меньше и легче добывать корм.
Свыше 270-ти видов птиц зарегистрировали баргузинские орнитологи. Большинство птиц – пролетные. Водоплавающие гнездятся в основном близ Байкала, только лебеди и турпаны – на высокогорных озерах. А вот обитатели лесов: дубоносы, клесты, щуры, чечетки, кедровки, рябчики и горные жители: тундряные и белые куропатки зимуют в родных местах.
Заповедная территория требует особенно бережного отношения, заботы и внимания со стороны человека. Богатство Баргузинского заповедника охраняет целый штат лесников, готовых в любое время незамедлительно прийти на помощь природе. В их распоряжении быстроходные катера, снегоходы, вертолеты и, конечно, лошади, которых никакая, даже самая современная техника не заменит на таежных тропах. Проложенные по основным бассейнам крупных рек, они- единственный магистрали и для лесных патрулей, и для научных работников. Через каждые 8-12 км. на этих тропах расположены избушки, так называемые зимовья, в которых хранятся необходимые запасы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Затем мы распределили обязанности по выполнению проекта. Организовали малые группы сотрудничества, распределили роли.
Подготовили наброски будущего макета, просмотрев предварительно рисунки и фотографии заповедных мест, животных и растений.
Используя полученные знания, мы создали макет « Мой заповедный уголок».
В работе принимали участие:
Инглези Никита - деревья
По ходу выполнения работы рождались строки стихотворения. Над ним в большей степени работал Попов Сергей, но и все ребята помогали ему .
Стихотворение «Баргузинский заповедник»
Баргузинский заповедник – заповедные места!
По тропе идём знакомой ты да я.
Справа, слева – сосны, ели,
Куст рябины у ручья.
Вот родник, попить присели:
Ну и чистая вода!
Здесь лиса и волк играют,
Зайцы, белки тут гуляют.
Соболей здесь охраняют!
А ведь давно уже, лет сто
Он создан был лишь для него!
Здесь деревья вековые
И берёзки золотые
От пожаров, от костров
Берегут животных дом!
Баргузинский заповедник!
Здесь таится красота,
Здесь хранятся чудеса!
Будем мы беречь его!
Пусть живёт ещё лет сто!
Свой проект мы делали неделю, затем вынесли на суд ребят, взрослых, гостей нашей школы.
Получили следующие отзывы :
Без подписи.
Мама Жилкиной С.
Без подписи.
Никита.
Без подписи.
Учащиеся 4 а класса и Наталья Николаевна
Мама Кости 2 а класс.
Следующим этапом нашего проекта стало участие в конкурсе к 100-летию Баргузинского заповедника, объявленном Гуманитарным центром. По итогам конкурса компетентной комиссией определены авторы лучших работ. Среди этих работ и наша работа. Мы получили благодарственное письмо Гуманитарного центра за активное участие .
1.3 Результаты проекта
Результатом нашего проекта стали прочные знания по теме «Заповедники России», «Баргузинский заповедник» и макет «Мой заповедный уголок», созданный нами. Также мы сможем ответить на направляющие вопросы : Каким мы видим будущее Баргузинского заповедника? И что сможем сделать для его сохранения?
Вывод: как мало мы знаем о таких достопримечательностях нашего края, как Баргузинский заповедник. Сколько тайн , красоты, чудесных мест хранит он!
Надо больше узнавать о таких местах, беречь и любить свою малую родину!
Надо знать, что исчезновение редких пород животных — вина лишь только человека, и за свою вину он должен расплачиваться: создавать заповедники, национальные парки, точнее мы должны оберегать тех кто нас окружает, создавать те самые необходимые условия для их нелегкого выживания.
Список литературы.Интернет ресурсы. Википедия. yandex.ru/images
Слайд 1
Тема: «По лесной тропе Баргузинского заповедника» . Автор: групповая работа учащихся 4б класса Руководитель проекта: Жукова Г.В.Слайд 2
Цель проекта: создать условия для формирования уважительного отношения к природе, родному краю, для осознания целостности окружающего мира, освоения основ экологической грамотности; развивать наблюдательность и основы исследовательской деятельности при изучении отдельных видов растений и животных; учить работать в группах; воспитывать любознательность, самостоятельность, развивать творческие способности.
Слайд 3
Для достижения цели в процессе исследования решались следующие Проблемные вопросы Кто и почему попадает в Красную книгу? Чем заповедник отличается от зоопарка? О чём может рассказать «заповедная земля»? Существует ли связь между нами и заповедником? Где создают заповедники? Почему многие виды животных исчезают с лица земли? Может ли человек помочь выжить редким животным? Как толковый словарь объясняет значение слова «заповедник»? В чем необходимость создания заповедников? Где расположен Баргузинский заповедник? Кто является первооткрывателем этого заповедника? Какие животные и растения находятся под охраной Баргузинского заповедника? Можем ли мы оказать помощь в охране заповедника?
Слайд 4
Здесь таится красота
Слайд 5
На берегах Байкала создано 3 заповедника и 3 национальных парка. 1 . Баргузинский заповедник Площадь - 374,4 га, 1916г. 2. Байкальский заповедник. 165,7га, 1969г. 3. Байкало-Ленский заповедник. 659,9га, 1986г. 4. Прибайкальский нац . парк. 418га, 1986 5. Забайкальский нац . парк. 270га, 1986г. 6. Тункинский нац . Парк. 1.173,6га, 1991г.
Слайд 6
ПЛОЩАДЬ ЗАПОВЕДНИКА И МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ НА КАРТЕ Площадь заповедника374 322 га , в том числе 15 000 га составляет заповедная акватория.
Слайд 7
Баргузинский заповедник является старейшим заповедником России. Назван по Баргузинскому уезду Забайкальской области, центр – посёлок Давша .
Слайд 8
История Участники Баргузинской соболиной экспедиции, первые руководители заповедника , энтузиасты заповедного дела Г.Г. Доппельмаир , К А.Забелин, З.Ф.Сватош , А. Д. Батурин, Д.Н.Александров.
Слайд 9
На момент создания насчитывалось всего 20—30 особей соболя, в настоящее время — 1—2 особи на 1 км².
Слайд 11
Фауна и флора заповедника
Слайд 15
В работе принимали участие: Жилкина София – все звери и птицы, кувшинки, муравейник, деревья. Дидик Александра – деревья, тропинка, ели, речка. Анисимова София – трава, камыши, тропинка, ели, кустарники, болотце. Инглези Вадим - деревья Инглези Никита - деревья Чепрасов Андрей – камыши, ели. Шаповалов Николай – грибы, камни. Попов Сергей – моховое болото и ягоды клюквы.
Слайд 16
Работы Жилкиной Софии
Слайд 17
Групповая работа учащихся 4 б класса
Слайд 18
Отзывы о работе. Мне очень понравилась работа ребят 4 б класса. Сразу чувствуется, что ребята делали данную работу с любовью и большим интересом. Всё в работе от самой мелкой детальки до полной композиции выполнено ярко, красиво, аккуратно. На данную композицию хочется смотреть и смотреть! Молодцы!!! Мама Жилкиной С. . Нам очень понравилась эта необычная работа. Животные выглядят естественно, как живые. Этот сказочный лес можно долго разглядывать, находя всё новых персонажей. Восхищаемся талантом мастеров. Желаем победы в конкурсе и новых творческих идей! Учащиеся 4 а класса и Наталья Николаевна Мне очень понравилась работа. Сразу видно, что дети очень старались. Видно, что они любят природу. Правдоподобно выглядит лес и звери. Работа тронула душу. Много мелких деталей. Красивый ландшафт и призывы к защите природы! Я считаю, что работа заслуживает самой высокой оценки! Мама Кости 2 а класс.
Слайд 21
Благодарственное письмо
Слайд 22
Итоги конкурса (из сайта ГЦ) В конкурсе приняли участие 56 учащихся г. Иркутска. Компетентной комиссией подведены итоги и определены авторы лучших работ. Декоративно-прикладное творчество: 3. Коллективная работа 4 б класса НОУ ООШ «Академия будущего», руководитель Жукова Галина Васильевна.
Слайд 23
Список литературы. Интернет ресурсы. Википедия . yandex.ru / images
Слайд 24
Спасибо за внимание!
Пейзаж
Акварельные гвоздики
Барсучья кладовая. Александр Барков
Ветер и Солнце
Лист Мёбиуса