В данной работе ученица рассматривала образ Петербурга в товрчестве Достоевсого, а также разработала рабочую тетрадь для обучающихся, которые изучают творчество Ф.М. Достоевского
Вложение | Размер |
---|---|
individualny_proekt_kornilova_10a.docx | 519.56 КБ |
Оглавление
Петербург в произведениях других авторов 2
Реальные петербургские адреса, как прообразы мест действия в романе «Преступление и наказание»……………………………………………………………………….3
Образ Петербурга - средство художественной выразительности………….…..4
Нищета и разруха – реальность жителей Петербурга Достоевского…..................................................................................................5
Символика желтого цвета……………………………………………………...........6
Влияние Петербурга на мотивы и психологизм героев.…………………………….7
Этапы создания проектного продукта……………………………………….....7
Приложение №1 (Рабочая тетрадь) 8
Проблемная ситуация: При изучении темы «Петербург Достоевского» в рамках школьной программы по литературе мы с одноклассникам столкнулись с трудностями при анализе.
Проблема: Материал по теме «Петербург Достоевского» достаточно объемный, поэтому возникают трудности в его усвоении.
Цель: Разработать рабочую тетрадь по изучению Петербурга Достоевского (на основе романа «Преступление и наказание»), тем самым закрепив усвоение материала, сделав процесс обучения более легким и быстрым.
Задачи:
- Обратиться к произведениям предшественников Ф.М. Достоевского и выяснить, какую функцию в них выполняет образ Петербурга.
- Изучить реальные петербургские адреса романа «Преступление и наказание».
- Определить, каким Достоевский рисует образ Петербурга, а также какие средства использует для этого.
- Составить рабочую тетрадь, используя материал, собранный в процессе анализа.
Проектный продукт: рабочая тетрадь
Петербург в произведениях других авторов
Образ Петербурга не единожды встречается в произведениях русских классиков, что неудивительно – столица Российской Империи, в которой учились и творили многие выдающиеся писатели и поэты, была сердцем страны, центром общественной и культурной жизни. Потрясающий красотой и великолепием и в то же время ставший пристанищем для «бедных», «униженных» и «оскорбленных» людей, Петербург поражал своей противоречивостью, вызывая у писателей двойственные чувства.
Так, в «Медном Всаднике» А.С. Пушкин воспевает его образ: «Люблю тебя, Петра творенье…», «Полнощных стран краса и диво», и в то же время рисует второй его облик: Петербург – город, в котором сходят с ума. Город-мираж, построенный на болотах, плод самодержавия, равнодушный к проблемам и переживаниям его жителей: «Бедняк проснулся, мрачно было; дождь капал, ветер выл уныло…». Таким образом, Петербург в поэме «Медный Всадник» является не просто пространством действия, а прямым участником конфликта: вместе с вольной, беззаконной стихией он разрушает жизни людей: «И так он свой несчастный век влачил, ни зверь ни человек…».
Образ Северной столицы достаточно подробно и ярко раскрывается и в прозе Н.В. Гоголя. В его произведениях Петербург многолик, изменчив и фантасмагоричен – все происходящее в нем является не тем, чем казалось в начале, искажается до безобразия: «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется! ...». Отличным примером служит повесть «Невский Проспект», где за великолепием, парадным блеском, «чисто подметенными тротуарами» и «щегольски» разодетыми прохожими скрываются бедность, упадок, грязные трущобы и их обитатели – простые люди. И здесь Петербург выступает участником действия: совмещая в себе странное с повседневным, реальное с фантастическим, красивое с уродливым, он оказывается средством обличения плутов и гордецов, срывает маски с обманщиков, обнажает всю чернь, что умело прячется за фальшивой роскошью города. Тем не менее, именно Петербург является главным антагонистом произведений Н.В. Гоголя. Холодный и равнодушный, он враждует с человеком, давит на него со всех сторон и, в конце концов, убивает его. Так, гоголевские герои сходят с ума («Записки сумасшедшего»), оканчивают жизнь самоубийством («Невский проспект») или становятся жертвами беспощадных, жестоких чиновников («Шинель»).
Реальные петербургские адреса, как прообразы мест действия
в романе «Преступление и наказание»
В произведениях Ф.М. Достоевского Петербург оказывается «самым умышленным в мире» и самым «фантастическим» городом. Именно поэтому места событий в романе «Преступление и наказание» описаны «с натуры», так подробно и ярко. Таким образом автор замечает, что город, в котором существуют его герои и происходят ужасные события, совершенно реален, и подлинная жизнь его жителей ничем не отличается от той, что описана Достоевским в романе.
Этому свидетельствуют очевидные сокращения местных названий, что были расшифрованы согласно сюжету. Например, «К-н мост» – Кокушкин мост, «С-й переулок» – Столярный переулок: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту…», «-ский мост» – Вознесенский мост: «Раскольников прошел прямо на -ский мост, стал на середине, у перил, облокотился на них обоими локтями и принялся глядеть вдоль. Простившись с Разумихиным, он до того ослабел, что едва добрался сюда…», а «канава» – Екатерининский канал: «Вдруг она облокотилась правою рукой о перила, подняла правую ногу и замахнула ее за решетку, затем левую, и бросилась в канаву…».
Некоторые места города Достоевский и вовсе не стал обезличивать. Так, например, читатель легко узнает Сенную площадь: «Все торговцы на столах, на лотках в лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников...». Юсуповский сад, горячо любимый автором, также не остается без внимания: «Проходя мимо Юсупова сада, он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь…».
Существуют также сведения о месторасположении квартир, занимаемых героями «Преступления и наказания». Установлено, что Родион Раскольников «жил» в доходном доме по адресу ул. Гражданская, 19, а дом «с тупым углом» Сони Мармеладовой расположен на канале Грибоедова, 73. О точном местонахождении мистического и зловещего дома старухи-процентщицы говорить не приходится; однако существуют три теории, и одна из них, самая популярная, гласит, что адресом Алены Ивановны является набережная канала Грибоедова, 104.
Таким образом, достоверность и точность, с которой создается образ Петербурга в романе, усиливает реальность, подлинность происходящего: «Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина…»
Образ Петербурга – средство художественной выразительности
Городской пейзаж в романе связан непосредственно с душевным состоянием героев – именно в такой обстановке совершаются «преступления» против нравственности и морали. Он резко контрастирует с «Северной столицей» Пушкина, но близок образу гоголевского Петербурга, неприспособленного для здоровой жизни, враждебного человеку. Так, Петербург Достоевского болен, и больны все его жители.
Нищета и разруха – реальность жителей Петербурга Достоевского
Действие романа начинается летом, в то самое время года, когда в городе царят «страшная жара » и «духота, толкотня...»: «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики…». Впрочем, климатические условия Петербурга в любой сезон не слишком благоприятствуют жителям. Свидригайлов признается, что «редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге»: «Чего стоят одни климатические влияния!.. это город полусумасшедших…».
Квартиры большинства героев также не отличаются уютом и порядочным убранством и, более того, вызывают весьма неприятные ассоциации. Так, комната Раскольникова обозначается автором не иначе, как «клетушка», «коморка» или «шкаф»: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид…до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…было три стула, совсем неисправных…неуклюжая большая софа, занимавшая чуть ли не всю стену и половину ширины комнаты…в лохмотьях, служившая постелью…он часто спал на ней…без простыни, покрываясь своим старым, студенческим пальто…». Комната Сони Мармеладовой, нареченная «сараем», находится в состоянии не менее печальном: «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое…во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели…должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой…бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок…».
Однако чистота и комфорт все же свойственны некоторым героям и их жилью. Так, квартира старухи-процентщицы «была очень чистой»: «мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело…». В комнате имелись «герани» и «кисейные занавески», «туалет с зеркальцем в простенке». Дорого и со вкусом обустроен дом Марфы Петровны и ее мужа Свидригайлова, и даже костюм последнего говорит о его благосостоянии: «он был щегольски и комфортно одет…а руки были в свежих перчатках…». Герои эти не находятся на грани нищеты, не «задавлены бедностью» (вспомним теперь лохмотья Раскольникова, в которых «даже и привычный человек посовестился бы выходить на улицу»), однако обречены на бедность нравственную – Свидригайлов, являющийся воплощением теории Раскольникова о необыкновенном человеке, оказывается поглощенным развратом и праздностью и теряет веру в человеческую добродетель, а Алена Ивановна, «глупая и злая старушонка», оказывается во власти жадности и жестокости, неспособная сострадать и сочувствовать: «Стоит только одним днем просрочить заклад, и пропала вещь…у старухи есть сестра, Лизавета, которую она, такая маленькая и гаденькая, бьет поминутно и держит в совершенном порабощении, как маленького ребенка...».
Таким образом, все жители Петербурга Достоевского живут в бедности, и если одни «задавлены нищетой» и нуждаются в деньгах, то другие страдают от безнравственности, душевного упадка и внутреннего разложения.
Символика желтого цвета
Желтый цвет – одна из наиболее ярких характеристик и особенностей Петербурга Достоевского, способствующая атмосфере болезненности и разрухи. Так, он окружает героев на протяжении всей истории: мы замечаем «желтенькие, пыльные и отставшие от стен» и «желтоватые, обшмыганные и истасканные» обои в клетушке Раскольникова и «сарае» Сони, «мебель, всю очень старую и из желтого дерева» и «картинки в желтых рамках» в комнате старухи-процентщицы, ее же «пожелтевшую меховую кацавейку». Даже улицы пестрят желтизной: «Петербург встал злой и сердитый, как раздраженная светская дева, пожелтевшая со злости на вчерашний бал…».
Желтый цвет встречается не только в интерьере или петербургском пейзаже; он прослеживается в мелочах и деталях, таких, как «бледно-желтые» лица героев, «желтые кусочки сахару» Сони, «желтый стакан, наполненный желтою водою» в конторе, «желтый билет», по которому «пошла» Соня.
Желтый – символ безысходности и расстройства здоровья. Раздражающий и нездоровый, он является характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью города. Таким образом, символика желтого цвета указывает на враждебность Петербурга человеку – слово признак заболевания, желтый отражается в каждом его жителе, в каждом помещении, овладевает людьми, вызывая в душе их чувство глубокого отчаяния, ощущение обреченности и беспомощности.
Влияние Петербурга на поведение героев
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что Петербург в произведениях Достоевского является непосредственным участником происходящего. Он напрямую влияет на жителей, давит и теснит их обилием грязных распивочных и стенами маленьких замызганных комнат, лишает надежды на спасение, и, в конце концов, подталкивает к преступлениям. Так, Раскольников преступает закон и убивает двух человек, ведомый теорией о сверхчеловеке, Соня продает собственное тело, чтобы обеспечить семью, Лужин тонет в эгоизме и самолюбии, а Свидригайлов, живущий по принципу вседозволенности, «переступает» через несколько жизней и не справляется с тем, чтобы существовать «по ту сторону черты», теряя нравственные устои и веру в человека.
Этапы создания проектного продукта
1. Изучение дидактических материалов по созданию рабочей тетради
2. Поиск подходящей программы для выполнения (выбран Word Office)
3. Создание нового документа
4. Разработка заданий
5. Поиск соответствующих им иллюстраций
6. Нумерация заданий для более удобной работы с тетрадью
1. Образ Петербурга не единожды встречается в произведениях русских классиков, что неудивительно – столица Российской Империи, в которой учились и творили многие выдающиеся писатели и поэты, была сердцем страны, центром общественной и культурной жизни. Назови знакомые тебе произведения, в которых четко прослеживается образ Северной столицы.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
2. В «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского Петербург описан «с натуры», что усиливает подлинность происходящего. Какие места действия в романе существуют на самом деле?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
3. Что это за места?
«Все торговцы на столах, на лотках в лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов ………………………….., а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников...»
«Проходя мимо …………………………, он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить ……………………. на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь…»
4. Городской пейзаж в романе связан непосредственно с душевным состоянием героев – именно в такой обстановке совершаются «преступления» против нравственности и морали. Чьи слова представлены ниже?
«Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге» – …………………………………………………………………………
5. Квартиры большинства героев также не отличаются уютом и порядочным убранством и, более того, вызывают весьма неприятные ассоциации.
Описание чьих комнат представлено ниже?
«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру…Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид…до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…было три стула, совсем неисправных…неуклюжая большая софа, занимавшая чуть ли не всю стену и половину ширины комнаты…в лохмотьях, служившая постелью…он часто спал на ней…без простыни, покрываясь своим старым, студенческим пальто…»
………………………………………………………
Как по-другому называет ее автор?.........................................................................
«Комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое…стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой…во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели…должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой…бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок…»
……………………………………………………………………………………………
Однако чистота и комфорт все же свойственны некоторым героям и их жилью.
Чья это квартира?
«Небольшая комната…с геранями и кисейными занавесками на окнах…мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках…в углу перед небольшим образом горела лампада…все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело…»
………………………………………………………………………………..
Костюм какого героя представлен в описании?
«Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках… Одежда…была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельем. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем…» …………………………………………………………..
Так или иначе, все жители Петербурга Достоевского живут в бедности, и если одни «задавлены нищетой», то другие страдают от безнравственности и душевного упадка.
6. Желтый цвет – одна из наиболее ярких характеристик и особенностей Петербурга Достоевского. Это символ безысходности и отчаяния. Раздражающий и нездоровый, желтый является характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью города.
Заполни таблицу.
Портрет/ | Желтый цвет |
Родион Раскольников | |
| |
Старуха-процентщица | |
Катерина Ивановна | |
Порфирий Петрович | |
| |
Комната Раскольникова | |
| |
Комната старухи-процентщицы | |
Кабинет Порфирия Петровича | |
Комната Свидригайлова (в гостинице) | |
|
7. Петербург в произведениях Достоевского является непосредственным участником происходящего. Он напрямую влияет на жителей, давит и теснит их обилием грязных распивочных и стенами маленьких замызганных комнат, лишает надежды на спасение. Подумайте, как и на какие преступления подталкивает Петербург героев романа «Преступление и наказание»?
Обсудите с классом или партнером.
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Несчастный Андрей
Дымковский петушок
Рисуем пшеничное поле гуашью
Астрономический календарь. Май, 2019