«Птицы» Алтая
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy_altaya_ol.docx | 35.72 КБ |
Филиал «Подборная ООШ»
«Птицы» Алтая
Подготовила:
Аноприкова Олеся
ученица 9 класса
Руководитель:
Никонова Г.А
учитель биологии и географии
п.Подборный
2020 год.
Оглавление.
2.1. Лазарев Василий Григорьевич
2.2. Титов Герман Степанович
3 Заключение
4. Список источников и использованной литературы
2.1 . Василий Григорьевич Лазарев.
Будущий космонавт № 26 родился 23 февраля 1928 года в селе Порошино в 40 километрах от районного центра Кытмановского района Алтайского края, РСФСР, в крестьянской семье. Отец – Лазарев Григорий Гордеевич. Мать – Лазарева Александра Андреевна.
Василий был единственным сыном и назван в честь прадеда, тоже крестьянина, дожившего до 102 лет. Когда Васе было четыре года, семья переехала в Туркестан на строительство железной дороги, потом на Дальний Восток. Там отец умер от тифа и мать с сыном переезжает в Свердловск.
С детства Вася мечтал стать лётчиком и попытку поступить в школу первоначального обучения лётчиков в 1943 году – сделал. Поступал с другом, который не прошёл по конкурсу и Вася не стал бросать друга. Оба вернулись в школу, и в 1945 году Василий Лазарев поступает в высшее учебное заведение, но теперь уже в Свердловский медицинский институт, по специальности – «хирургия». Ему предлагают заняться авиационной медициной, что его заинтересовало. Он перешёл на военно – медицинский факультет Саратовского медицинского института.
По окончании в 1952 году института и получения диплома врача, он не оставляет мысли о лётном деле. Чугуевское (Харьковская область) военное авиационное училище летчиков Василий Лазарев заканчивает по ускоренной программе в 1954 году. Получил диплом лётчика – истребителя.
Потом служба. Врачом-специалистом, начальником лазарета 336 отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения авиаполка 30 ВА. Летчиком-инструктором в авиационных частях ВВС СССР, с 1955 года по 1959 год – летчиком – испытателем, старшим летчиком – испытателем – врачом.
Испытывал самолеты различных типов и модификаций, привлекался к испытаниям различного высотного оборудования летчиков (скафандр, противоперегрузочные костюмы, кислородное оборудование). Участвовал в испытаниях высотного стратостата – лаборатории “Волга”, пробыл на борту его в общей сложности более 28 часов. Одновременно с испытательной работой начал заниматься научной работой, исследовал психофизическое влияние условий полета на организм человека и его возможностей.
В отряд советских космонавтов он попал с третьей попытки в 1963 году (1963 Группа ВВС № 2, дополнительный набор). Первые две попытки были неудачны. Не прошёл медкомиссию. После зачисления в отряд космонавтов служил на различных должностях в ЦПК (центр подготовки космонавтов). Прошёл полный курс общекосмической подготовки и подготовки к полётам на кораблях «Восход» и «Союз». И началась «подготовка» к полёту в космос
С сентября 1970 по июль 1971 года проходил подготовку к полету в качестве командира экипажа КК «Союз
С 10 октября 1971 по июль 1972 года проходил подготовку в качестве командира второго (дублирующего) экипажа для полета на ДОС-2, вместе с О. Макаровым – полёт был отменен из-за аварии РН «Протон-К» при выведении станции на орбиту 29 июля 1972 года.
С августа по сентябрь 1972 года прошел непосредственную подготовку к автономному испытательному полету на модифицированном корабле «Союз» (7К-Т №34) в качестве командира второго (дублирующего) экипажа, вместе с О. Макаровым – полёт был отменен.
С 25 октября 1972 по 10 апреля 1973 года проходил непосредственную подготовку в качестве командира второго (дублирующего) экипажа для полета на ДОС-3 «Салют», вместе с О. Макаровым – полёт был отменен из-за аварии на орбите в мае 1973 года станции «Салют» (получившей в открытой печати наименование «Космос-557»).
С июля по сентябрь 1973 года проходил непосредственную подготовку к автономному испытательному полету модифицированного корабля «Союз» в качестве командира основного экипажа, вместе с О. Макаровым
Свой первый космический полет совершил с 27 по 29 сентября 1973 года в качестве командира космического корабля “Союз-12” вместе с Олегом Григорьевичем Макаровым. Продолжительность полета составила 1 день 23 часа 15 минут 23 секунды.
С 10 декабря 1973 по декабрь 1974 года проходил подготовку в качестве командира второго (дублирующего) экипажа для полета на ДОС-4 «Салют-4», вместе с О. Макаровым. Во время старта КК «Союз-17» 10 января 1975 года был дублером командира корабля.
Был дублером Алексея Александровича Губарева во время старта космического корабля “Союз-17” 11 января 1975 года.
С 15 января по март 1975 года проходил подготовку в качестве командира основного экипажа по программе второй экспедиции на ДОС-4 «Салют-4», вместе с Олегом Макаровым.
5 апреля 1975 года начал свой второй суборбитальный полет в космос, вместе с Олегом Григорьевичем Макаровым, в качестве командира космического корабля “Союз-18-1”. Программа полета предусматривала работу на борту орбитальной станции “Салют-4”. На участке выведения произошел сбой в работе третьей ступени ракеты – носителя и полёт был прерван. Максимальная высота полёта составила 192 км. Спускаясь по баллистической траектории, космонавты испытали перегрузки силой 18g (по другим данным – до 26g). Продолжительность полета составила 21 минута 27 секунд.
Спускаемый аппарат с космонавтами был отделен от ракеты – носителя и совершил приземление в горах Алтая (склон горы Теремок – 3, на правом берегу реки Убы). Эвакуация экипажа была произведена только на следующий день. Чудом спаслись. В октябре 1979 года был назначен командиром первого экипажа по программе второго пилотируемого испытательного полета на корабле «Союзе Т-3», который планировался на IV квартал 1980 года. Приступил к подготовке вместе с Геннадием Стрекаловым. После принятия решения одновременного испытания корабля и проведения медицинских исследований, в декабре 1979 года в экипаж был включен космонавт – исследователь Валерий Поляков. В таком составе экипаж проходил подготовку до конца мая 1980 года, когда из-за возникшей необходимости ремонта системы терморегулирования станции «Салют-6», полет корабля «Союз Т-3» с медицинской программой было решено отложить, а вместо этого послать на станцию экипаж «ремонтников».
С 25 января 1982 года был командиром группы космонавтов-исследователей.
27 ноября 1985 года приказом МО СССР №1115 был уволен из Вооруженных Сил в запас по болезни и отчислен из отряда космонавтов.
После увольнения в ноябре 1985 года из рядов Вооружённых Сил в звании полковника работал специалистом в ЦПК им. Ю. А. Гагарина, а затем был сотрудником общества «Знание».
Василий Григорьевич Лазарев – летчик-космонавт СССР, космонавт 3-го класса, Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1973 года). Награждён двумя орденами Ленина, десятью юбилейными медалями.
Почётный гражданин городов Барнаул, Калуга, Екатеринбург, Печора, Джезказган, Караганда (Казахстан).
Умер 31 декабря 1990 года в результате отравления неизвестным ядом.
2.2.Титов Герман Степанович
Титов Герман Степанович – лётчик – космонавт СССР № 2, Герой Советского Союза, родился в селе Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края 11 сентября 1935 года. Отец Степан Павлович Титов – учитель сельской школы, мать Александра Михайловна (Носова) – домохозяйка. В 1938 году семья Титовых переезжает в село Полковниково того же района.
Окончив в 1953 году среднюю школу в селе Налобиха, учится в 9-ой Военной авиационной школе первоначального обучения летчиков ВВС в городе Кустанай Казахской ССР. После окончания её в 1955 году и Сталинградского военного авиационного училища летчиков им. Краснознаменного сталинградского пролетариата в городе Новосибирске в 1957-ом, получает диплом с отличием и квалификацию “военный летчик”.
В период с 1957 по 1960 годы Герман Титов служил в истребительном авиационном полку Ленинградского военного округа.
С 1960 по 1970 г. находился в отряде космонавтов. Был дублёром у первого космонавта планеты Юрия Гагарина.
Перед космическим полетом он положил к подножию памятника своего любимого поэта А. С. Пушкина букет живых цветов, и первой книгой, попавшей на орбиту, была «Евгений Онегин». Любовь к поэзии, к произведениям А. С. Пушкина — семейная традиция Титовых. Ведь даже своим именем космонавт обязан герою пушкинской «Пиковой дамы». Дочь родители назвали – Земфира.
6 - 7 августа 1961 года Герман Титов совершил космический полёт на космическом корабле “Восток-2”, став космонавтом № 2. Продолжительность полета составила 1 сутки 1 час. Космический корабль совершил 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. Это был первый в мире космический полет длительностью более суток.
Герман Титов сделал первые фотоснимки Земли, впервые пообедал и поужинал в невесомости, и, главное, сумел поспать в космосе, что было одним из важнейших экспериментов и, даже первый, проспал сеанс связи.
Именно Титов предложил отмечать 12 апреля как День космонавтики.
Оставив отряд космонавтов в 1966, Титов до 1970 года принимает участие в испытании самолётов МиГ-21 и Су-7 (всех модификаций), Су-9, Су-11, Як-28, ЯК-25РВ и др.
В 1968 году заканчивает Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского по специальности “Пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним”, а в 1972 – Военную академию Генерального штаба имени К.Е. Ворошилова. Доктор военных наук.
В ГУКОС СССР (Главное управление космических средств Министерства обороны СССР) Герман Степанович проработал вплоть до увольнения в запас на должностях заместителя начальника 153 – го Центра по управлению космическими аппаратами военного назначения, потом первым заместителем начальника ГУКОС, являлся председателем нескольких государственных комиссий по испытанию ракетно – космических систем, по проведению лётно – конструкторских испытаний корабля 7 К – СТ.
С 28 мая 1990 г. помимо этого являлся и членом Военного совета УНКС МО СССР.
27 октября 1991 года приказом МО СССР Герман Степанович Титов был уволен в запас в звании генерал – полковника авиации с объявлением благодарности и вручением Благодарственной грамоты.
А дальше, занимал должности первого заместителя начальника Космических частей Министерства обороны СССР (1991 – 1992), президента Международного научно-технического центра по космонавтике и электронике “Космофлот” (1992 – 1993), заместителя председателя совета Российского центра конверсии аэрокосмического комплекса (1993 – май 1995), президента Федерации космонавтики РФ (1999 – 2000).
Герман Степанович Титов – лётчик космонавт СССР, Герой Советского Союза, Герой труда Демократической Республики Вьетнам, Герой Монгольской Народной Республики, Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгария, лауреат Ленинской премии.
Награждён двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, орденом “За заслуги перед Отечеством” III степени, медалями, а также многими иностранными орденами.
Умер он от сердечной недостаточности 20 сентября 2000 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище города Москвы.
3.Заключение
Я горжусь тем, что я живу в такой великой стране. В стране, которая одержала Победу над фашистской Германией. В стране, которая первой в мире покорила космическое пространство. Я надеюсь, что как наши земляки были первыми, среди первых космонавтов, так и в ближайшем будущем наш край будет первым во всем. А нам, молодому поколению есть на кого равняться, ставить перед собой цели и идти к ним, учиться, защищать свою Родину, совершать открытия на благо Отчизны.
Опыт исследовательской работы мне пригодится в будущем, данный материала можно использовать для проведения классных часов, для бесед со сверстниками.
Список источников и использованной литературы
Свинья под дубом
Карандаши в пакете
Горячо - холодно
Рождественские подарки от Метелицы
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись