Чтобы лучше понимать тех, кто живет с нами рядом, мы должны знать о них как можно больше – в этом я вижу актуальность моей работы.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 31.64 КБ |
Введение
Абсолютно все дети любознательны и «ПОЧЕМУЧКИ». С самого раннего возраста нас интересует все, что происходит вокруг. На свете так много интересного, не понятного и не известного! А так хочется больше узнать, понять, найти!
В результате наших «ПОЧЕМУ» возникают различные темы для исследования: Почему небо голубое? Где находится Край Света? Как работает магнит? Почему трава зеленая, а вода в море соленая? Почему воробей всегда прыгает?
А ПОЧЕМУ ВОРОБЕЙ ВСЕГДА ПРЫГАЕТ?
Мы настолько привыкли к воробьям, что не замечаем их в повседневной жизни, воспринимая зачастую как непременную часть городской или сельской местности. А доводилось ли видеть, как воробей ходит по земле? Верно – он не ходит – он просто прыгает. Часто можно увидеть, как эти птички забавно скачут по асфальту, с любопытством вертя головками по сторонам. А ведь голуби и остальные птицы ходят – переступают лапками и даже могут бегать по земле. А воробей так не может. Почему?
Я выбрала эту тему, потому что мне стало интересно «Почему воробей всегда прыгает?»
Чтобы лучше понимать тех, кто живет с нами рядом, мы должны знать о них как можно больше – в этом я вижу актуальность моей работы.
Объект нашего исследования – это воробей.
Предмет исследования – образ жизни воробья, его питание, поведение и привычки.
Цель работы – собрать как можно больше интересного материала и рассказать ребятам нашей школы о жизни воробьев и почему воробьи передвигаются прыжками.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
- изучить литературу по теме исследования
- выявить знания учащихся по данной проблеме
- изучить образ жизни воробьев, его питание, поведение и привычки
- определить, какую пользу человеку и природе приносят воробьи
- исследовать, в каких жанрах литературы употребляется имя этой птицы
- понаблюдать за воробьями в природе
- собрать интересные научные сведения о воробьях.
Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие методы:
- понаблюдать
- подумать самостоятельно
- получить информацию из книг
- посмотреть в Интернете
- спросить у других людей
Гипотеза исследования – я думаю, что воробей не умеет ходить.
Практическое применение данной работы возможно на уроках окружающий мир, в кружковой работе.
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.
Изучив некоторую энциклопедическую литературу и словари, я познакомилась с научной классификацией, описанием внешнего вида и особенностью жизнедеятельности воробьев.
Царство: Животные
Тип: Хордовые
Подтип: Позвоночные
Класс: Птицы
Отряд: Воробьинообразные
Семейство: Воробьиные
Род: Настоящие воробьи
Вид: Полевой воробей
В мире насчитывается 35 видов воробьев. Самые распространенные виды воробьев - воробей домовой, или городской, и воробей полевой, или деревенский. Но бывают еще такие виды, как белоголовый воробей, африканский воробей, снежный воробей, каменный воробей, земляной воробей, желтобрюхий воробей, рыжий воробей.
1.2 Описание внешнего вида
Маленькая голова, глазки бусинки, острый короткий черный клюв. Вот такая аккуратненькая и ладная птица, а когда нахохлится, то похожа на пушистый помпон. Вес птицы 25-35 грамм, длина 15 – 18 см. Самцы окрашены в более яркий наряд, чем самки. Хвост преимущественно средней длины, может быть, как закруглен, так и прямо обрезан. Редко встречается форма хвоста в виде вилочки.
Домовой (городской) воробей – спинка, хвост и крылья ярко коричневые с черными пятнами, шея и грудка серого цвета. На крыльях светло-желтые поперечные полоски. На голове серая шапочка. Самки на фоне самцов выглядят намного бледнее и скромнее, в их наряде больше серых и бледно коричневых тонов.
Полевой (деревенский) воробей - шапочка на голове каштанового цвета, подбородок черный, на белых щечках по черному пятнышку. Спинка и крылья буро-каштанового цвета, грудка светлее.
1.3. Особенности жизнедеятельности
Многочисленное сообщество воробьев расселилось практически по всей территории планеты, сделав исключение только для ледового континента — Антарктиды. И если Евразия и Африка принадлежат к естественным и изначальным вотчинам воробьиного племени, то на три другие континента (Австралия и обе Америки) воробьи попали благодаря человеку. Ареал обитания воробьев постоянно расширяется. Можно говорить, что воробьи — это одно из немногих живых существ, для которого человеческая деятельность по освоению новых земель пошла во благо, а не во вред.
В выборе жилья воробьи чрезвычайно изобретательны. Охотнее всего они устраивают гнезда в щелях и нишах различных построек, под крышами домов и сараев, в дуплах деревьев. Иногда заселяют пустые гнезда городских ласточек или норки ласточек-береговушек. Воробышки устраивают целые колонии в гуще ветвей пирамидальных тополей. Когда с деревьев опадает листва, их округлые гнезда становятся хорошо заметными.
Воробьи образуют пары фактически на всю жизнь. А жизнь у них не очень длинная: хотя отмечали и 9-ти, и 11-ти летних воробьёв, большинство их не доживает и до 4 лет. Много молодых птиц гибнет ещё в первую зиму, так что средняя продолжительность жизни воробьёв составляет 9—21 месяц.
Брачный период наступает в конце февраля. Они начинают громко петь песни, суетливо и деловито прыгая по веткам деревьев. Могут и подраться, завоевывая внимание самки. Пара начнет строить гнездо к концу марта из травинок, соломинок и пуха.
В дело может пойти и другой строительный материал: вата, нитки, бумага, кусочки шерсти, вообщем всё, что, по мнению строителя, сгодится в деле. Они не умеют вить красивые гнезда, найдя подходящее местечко, устраивают гнездо кое-как. Да это и неважно, главное потомство вырастить.
Самка откладывает до 10 белых с бурыми крапинами яичек. Насиживать их будут недолго и по очереди, дней 11 или 14. Кормить их тоже будут родители вместе, подходящей едой – насекомыми. Они отважные и храбрые, бесстрашно защищают своих деток, не боясь никого.
Птенцы быстро вырастут, на 10 день после вылупления стремятся вылететь из гнезда. А родители готовятся сделать вторую кладку. Воробьи весьма плодовиты и за один сезон пара выращивает до 3 потомств. Все молодые воробьи держатся вместе некоторое время и летают большой стаей.
Питается воробей всевозможными семенами, также ягодами и плодами, но не отказывается и от насекомых, в том числе и майских жуков. Птенцов кормит сначала гусеницами, а затем и крупными насекомыми. Поэтому в период же выкармливания птенцов они полезны уничтожением вредных насекомых, особенно в городах, где мало других насекомоядных птиц. Где воробьи уж слишком опустошают сады, приходится прогонять их выстрелами, но вообще эта птица мало пуглива, и отлично умеет отличать настоящую опасность от кажущейся.
Чтобы почистить свои перышки, и избавиться от паразитов, птицы принимают грязевые ванны в песке. В небольших лужах могут искупаться.
Воробьи — переносчики различных вредителей и некоторых заболеваний. Они переносят на своем оперении с одного элеватора на другой опасных вредителей зерна — амбарных клещей, распространяют оспу, куриную слепоту, дифтерию и некоторые другие болезни домашних птиц.
Как всякая насекомоядная птица, воробей может считаться желанным соседом наших колхозных, совхозных и иных селений. Но из-за своей многочисленности в периоды созревания ягод, плодов и хлеба на полях воробьи могут стать просто-таки вредными птицами, приносящими большие убытки нашему хозяйству. Они расклевывают и портят ягоды и плоды, поедают хлебные зерна, выклевывают зерна конопли, проса, подсолнечника и др. От такого воробьиного нашествия жителям, как деревни, так и города, приходится ограждать себя различными способами.
Содержание воробьев в домашних условиях реально – это даже может послужить толчком к выведению различных пород воробьев или восстановлению редких и исчезающих видов. Например, занесенных в Красную книгу пустынного воробья, монгольского земляного воробья и рыжего воробья.
Воробьи — преимущественно оседлые птицы, и хотя могут иногда совершать дальние перелеты в поисках оптимальных условий для жизни долго в воздухе находиться не могут. Развивая в полете среднюю скорость около 35 км/ч, воробей не может находиться в полете более 15 минут — слишком велика нагрузка на сердце. После небольшого перелета птице необходимо некоторое время отдохнуть.
Мясо воробья твёрдо и безвкусно, потому редко употребляется в пищу.
Сердце воробья делает до 850 ударов в минуту в состоянии покоя, а во время полета до 1000 ударов в минуту. При этом, сильный испуг чреват для птицы даже смертельным исходом, так как существенно повышает кровяное давление.
Нормальная температура тела воробья — 44 градуса.
Из-за особенностей строения глаз, воробьи видят мир в розовом свете.
Почему-то воробьи не любят синий цвет, а также боятся блестящих, сверкающих полосок. Пока это не выяснено.
В шее воробья в два раза больше позвонков, чем у жирафа.
1.4. Интересные факты о воробьях.
Воробей назван по своему чириканью от звукоподражательного вор. На основе которого образовалось ворковать, то есть «издавать переливчатые звуки».
Воробей – вор, ворк = «воркует, издаёт переливчатые звуки».
Народное толкование: воробей – «вора бей»
Воробей воплощает привязанность к человеку, меланхоличность, низость, драчливость, жадность, похотливость (в Китае воробьи — сверхъестественные вестники, у индейцев — образ изобилия).
Воробей– символ верности и нежной любви. Мир для супружеской пары.
Талисманом чемпионата мира по легкой атлетике, которая проходила в Москве в 2013 году, был воробей. Птица обладает многими качествами легкоатлетов: быстрая, легкая, шустрая. (Приложение 1).
Символ города Ульма ( Германия), воробей, когда-то, согласно легенде, помог строителям города.
Как гласит легенда, сначала незадачливые строители возвели ворота в город, тогда стало непонятно, как же пронести через них бревна для строительства. Они пытались пронести бревна поперек и пришли к выводу, что ворота надо сносить. Пока они гадали, один заметил, что умная птичка-воробей проносит соломинки боком, а не поперек.
Строители тоже стали проносить бревна в ворота не поперек, а боком, и город Ульм был построен!
В благодарность жители города поставили памятник воробью скульптура которого украшает крышу главного собора города - Мюнстера . (Приложение 2).
2003 год в Беларуси был объявлен годом воробья. Вот жители города и решили увековечить серого сорванца в бронзе, на радость детям и туристам. Клюв бронзовой птички блестит на солнце: каждый старается потереть его на счастье. (Приложение 3).
Воробью стоят памятники во многих городах мира, ну а самый известный в России - памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге. Да-да чижи тоже относятся к воробьиному роду. Существует поверье, согласно которому, если загадать желание и попасть монеткой в постамент, на котором стоит Чижик-Пыжик (монетка непременно должна остаться лежать на камне), то желание обязательно сбудется. (Приложение 4).
Правда, и в воробьиной жизни случались темные дни. Достаточно вспомнить массовое истребление воробьев в КНР 1958 года, приведшее к почти полному уничтожению их популяции в этой стране. Но такие непродуманные действия показали только, что каким бы бесполезным ни казался воробей, его исчезновение ни к чему хорошему не приводит. Через несколько лет тем же китайцам пришлось закупать воробьев в Советском Союзе, поскольку весь их урожай погиб от нашествия расплодившихся насекомых, численность которых, оказывается, изрядно сокращалась воробьями в период выведения птенцов.
Я решила узнать, какими сведениями о воробьях обладают мои сверстники. Для этого я провела социологическое исследование: попросила ответить учащихся моего класса 2А (23 чел.), а также учащихся 4 класса (10 чел.) на следующие вопросы:
1. Почему воробья назвали ВОРОБЬЁМ?
2. Чем питаются воробьи?
3. Почему воробей прыгает?
4. Какие загадки знаете о воробьях (пословицы, поговорки)?
5. Есть ли памятники воробью?
6. Какие качества (черты характера) у воробья?
Целью социологического исследования является выявление знаний учащихся 2-го и 4-го классов нашей школы о жизни воробья.
В приложении 5 представлены общие результаты социологического опроса по выявлению знаний учащихся о жизни воробья.
Результаты опроса среди второклассников показали, что большая часть опрошенных мало что знает о жизни воробья, его привычках, культурной и литературной связи человека с этой птичкой, в основном учащиеся имеют реальное представление о том, чем питается воробей.
Ученики 4-го класса показали более высокий уровень знаний о воробье, на мой взгляд, это потому что они более взрослые, более начитанные и у них отмечается более осмысленная мотивация к получению новых знаний. Сравнительный анализ положительных ответов среди 2-го и 4-го классов приведен в приложении 6.
Проанализировав результаты, я поняла, что среди двух классов мало кто точно знает ответ на мой главный вопрос:
ПОЧЕМУ ВОРОБЕЙ ВСЕГДА ПРЫГАЕТ?
Всего 4 человека предположили, что у воробья нет коленок.
Для подтверждения или опровержения этого предположения, я решила обратиться к учителю биологии в нашей школе Кашкиной Татьяне Геннадьевне.
И вот, что выяснила:
Во-первых, у воробья очень коротенькие лапки, из-за чего он не способен сохранять равновесие, преступая с одной на другую.
Во-вторых, воробей изначально жил в лесистой местности, поэтому его ноги приспособились к древесной растительности. На деревьях воробей не сможет переступить с ветки на ветку, а небольшие расстояния недостаточны, чтобы использовать крылья. В таких условиях у воробья развился парный механизм мышц ног, помогающий с силой отталкиваться, чтобы перескочить на соседнюю ветку или взлететь. Из-за того, что раньше воробышкам не приходилось много ходить по земле, их лапки годятся только для прыжка. К тому же у воробьев нет коленок, а без них никак не получится шагать.
Заключение
Подводя итоги своей работы, могу сказать, что моя гипотеза – воробей не умеет ходить, оказалась верной.
В результате проведенного исследования
- я выяснила, что у воробья очень коротенькие лапки, из-за чего он не способен сохранять равновесие, преступая с одной на другую; к тому же у воробьев нет коленок, а без них никак не получится шагать;
- проведя опрос одноклассников и взрослых, выяснила, что мы имеем небольшие знания о воробьях;
- изучив литературу, проведя интервью с учителем биологии, я узнала много нового и интересного о воробьях, о роли и значении воробьев в природе и в жизни человека;
-своими открытиями поделилась с одноклассниками, рассказала ребятам о воробьях;
- исследовала, в каких жанрах литературы употребляется имя этой птицы и выпустила сборник загадок, пословиц, стихотворений о воробьях;
- по стихотворению С. Маршака «Где обедал воробей» сделала фильм;
- на уроках технологии я научила одноклассников мастерить поделку «Воробей» из ниток, бумаги.
- собрала альбом с рисунками рябят моего класса на тему «Воробей».
Мои знания помогли ребятам нашего класса узнать много нового и интересного о такой маленькой птички, как воробей.
Своими знаниями, полученными в результате исследования, я могу поделиться со всеми, кто в этом заинтересован.
Мать-и-мачеха
Ночная стрельба
Кактусы из сада камней
Привередница
"Морская болезнь" у космонавтов