Первобытный период в истории человечества охватывает более 2,5 млн. лет. В сравнении с существованием цивилизаций (6 тыс. лет), это наиболее значимый этап в становлении человечества, но данная тема недостаточно изучена. Основными источниками изучения первобытного общества являются археологические раскопки. К сожалению, на данный период истории они не дают полной картины развития человеческого общества. Очень много возникает дискуссионных вопросов о месте появления первого человека на Земле до его расселения. Возникают споры среди ученых о влиянии первых орудий труда на изменение человеческого общества.
Данная работа позволит расширить представление о первобытном периоде и послужит основой для создания сравнительных таблиц по истории.
Вложение | Размер |
---|---|
issled.rabota.doc | 932 КБ |
chernova_a._7_kl._mbou_sosh_no5.ppt | 2.33 МБ |
III всероссийская гуманитарная научно-практическая конференция
«Актуальные проблемы гуманитарных наук»
Влияние открытий и изобретений на жизнь первобытных людей
Автор: Автор: Чернова Анастасия Юрьевна, МБОУ «Лянторская СОШ №5», 7 класс Научный руководитель: Арипова Алина Альбертовна, учитель истории, МБОУ «Лянторская СОШ №5» |
Сургутский район
Апрель 2019 год
Оглавление
Введение 3
Цель и задачи работы 4
Глава 1. Каменный век 5
1.1 Палеолит 5
1.2 Мезолит 6
1.3 Неолит 8
Глава 4. Практическое использование работы на уроках истории 9
Вывод 12
Список литературы 14
Введение
История человечества начинается с появления первобытного человека. От этого события, насколько сегодня известно учёным, нас отделяет почти 2,5 млн. лет. В течение многих тысячелетий они эволюционировали, то есть совершенствовались не только в плане развития первобытного общества, но и внешне.
Самые ранние останки были обнаружены учеными в Африке. Благодаря этому появилась возможность установить то, как он выглядел. Этот человек мог ходить, только сильно наклонившись вперед. Он имел настолько длинные руки, что они свешивались даже ниже колен. При этом его лоб был покатым и низким. Мощные надбровные дуги выступали над глазами. Размер его мозга был меньше, чем у современного человека. Однако если проводить сравнение с обезьяньим, он был крупнее. Этот человек еще не научился разговаривать. Он был способен издавать только отрывистые звуки. Люди продолжали развиваться со временем. Объем их мозга увеличился. Изменился и внешний облик. Постепенно они начали осваивать речь. [1]
Изобретения и открытия первобытных людей сделали возможным знакомые детали нашей повседневной жизни. Программа улучшения качества жизни человечества была хаотичной и трудно предсказуемой. Но хорошие идеи редко забываются. Они заимствовались, копировались и распространялись более широко, ускоряя процессы, которые делали лучше следующее поколение перед предыдущим.
Актуальность. Первобытный период в истории человечества охватывает более 2,5 млн. лет. В сравнении с существованием цивилизаций (6 тыс. лет), это наиболее значимый этап в становлении человечества, но данная тема недостаточно изучена. Основными источниками изучения первобытного общества являются археологические раскопки. К сожалению, на данный период истории они не дают полной картины развития человеческого общества. Очень много возникает дискуссионных вопросов о месте появления первого человека на Земле до его расселения. Возникают споры среди ученых о влиянии первых орудий труда на изменение человеческого общества.
Данная работа позволит расширить представление о первобытном периоде и послужит основой для создания сравнительных таблиц по истории.
Гипотеза. Мы предположили, что появление новых орудий труда способствовало изменению первобытного общества.
Проблема. Достаточно сложно изучить весь первобытный период, поэтому мы в данной работе постарались составить сравнительные таблицы по периодам становления человечества, которые помогут лучше усвоить данную тему.
Цель данной работы - проследить влияние открытий и изобретений на жизнь первобытных людей.
Задачи исследовательской работы:
Объект исследования - открытия и изобретения первобытных людей.
Предмет исследования - влияние открытий и изобретений на жизнь первобытных людей.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по данной теме;
2. Сравнение исторических источников;
3. Обобщение и выводы
Глава 1. Каменный век
1.1 Палеолит
Палеолит (от 2,5 миллиона до 10 тыс. лет до н.э.) – с этого периода начинается история человеческого развития.
Основные занятия первобытных людей рыболовство, охота и собирательство были неотъемлемой частью быта древних людей. Данный вид добычи пищи относится к присваивающей форме хозяйства. [1]
Мужчинам досталась роль охотников и рыбаков. В ловле рыбы использовали палки с острыми каменными наконечниками (гарпун). Охотясь, они предпринимали различные приемы: ловушки, капканы, загоны. Целью охоты была добыча пищи, а также шкуры – ценные источники тепла, кости – материал для строительства и изготовления орудий труда и охоты. [6]
В зависимости от региона обитания, первобытные люди охотились на разных млекопитающих: кабанов, быков. Охота на небольших особей проводилась несколькими людьми с помощью дубинок, лука со стрелами или копья. При этом животное выбиралось либо раненое, либо отбившееся от стада. Также часто использовался способ приманки. К примеру, охотники привязывали пойманное животное и прятались. К нему подходили другие особи и тут же попадали в засаду.
Гораздо тяжелей давалась первобытным людям охота на крупных животных: бизонов, слонов и мамонтов. Чаще всего для этой цели использовался загонный способ, в котором участвовала вся мужская часть племени. [1]
Изготовление орудий не сильно отличалось от их использования. Сначала они были совсем примитивными, например, тяжелым камнем сбивали плоды с деревьев, острым камнем разрубали кости животных.
Список первых орудий труда период палеолита:
К концу палеолита на смену каменным орудиям, а к этому времени их насчитывалось уже около 150 разновидностей, пришли костяные. Кость стала материалом широкого применения. Из кости и зубов животных делают украшения, массивные кости используют в строительстве жилища. [5]
Люди, чтобы выжить, начинают зависеть от животных. Появляется миграция общин, следовавших за стадами животных на юг. Для охоты начинают применять копье и лук, а для строительства первобытных жилищ – не только кости, но и шкуры животных.
Еще одно великое открытие, которое сделал человек в этом периоде – огонь. Он сумел не просто сохранять огонь, но и добывать его.
1.2 Мезолит
Мезолит (10-5 тыс. лет до н.э.) начался с последнего ледникового периода и закончился повышением уровня океана, когда людям пришлось адаптироваться к новым условиям окружающей среды. Орудия труда каменного века мезолит не сильно отличались от тех, что делались в период позднего палеолита, однако они изменились в качественную сторону. [1]
Основой хозяйства была охота, рыболовства и собирательства. Отдельные мезолитические племена (например: племена натуфийской культуры в Палестине, 10 – 8 тыс. до н.э.) делали попытки искусственного выращивания злаков, тем самым возникали предпосылки для перехода к производящим формам хозяйства – земледелию и скотоводству.
С исчезновением крупных стадных животных и открытых ландшафтов теряет свое значение загонная охота. Более мелкие и подвижные виды животных, обитающие в лесной зоне, заставляют человека изменить традиционный для палеолита способ охоты. На промысел выходят теперь небольшие группы охотников, вооруженные луком и стрелами, которые появились уже в конце палеолитической эпохи. [6]
Так как водных пространств в окружающей природе стало очень много, а стадных копытных животных значительно меньше, в мезолите резко возрастает роль рыболовства. Это подтверждают находки многочисленных орудий для рыбной ловли: крючков, гарпунов. Наиболее важным достижением в рыболовстве было применение сетей.
Орудия труда мезолита были следующие:
В мезолит очень широкое применение нашли орудия труда для обработки дерева. Деревообработка достигла широкого масштаба. Древние люди, живущие в лесных и лесостепных зонах, научились делать лодки, лыжи и даже сани из дерева. Стали применяться повсеместно орудия труда из дерева, которые соединялись с каменными насадками (топоры, долото и т.п.). [5]
1.3 Неолит
Неолит (5-3 тыс. лет до н.э.) – эпоха истории развития человека, завершающая каменный век, характеризующаяся использованием исключительно кремневых, костяных и каменных орудий и, как правило, широким распространением глиняной посуды.
Наступает неолитическая революция орудия труда, которая обуславливается следующим:
Появились сложные кремниевые орудия труда. Например, кремниевый нож, который производился в три этапа. На первом этапе каменным ударником делалась обработка кремневой заготовки, она была достаточно грубой. Тщательно отделывали отщип мягким ударником из кости животного. Третьим заключительным этапом было доведение лезвия кремниевого ножа до окончательного острого состояния. На этом этапе, древнее кремневое орудие труда уже напоминает современный нож или мачете.
В неолите произошло становление и широкое распространение производящего хозяйства (земледелия и скотоводства) — одного из важнейших достижений в истории человечества.
Орудия труда эпохи неолита:
Керамика – самое важное изобретения в период неолита. Ключевым признаком неолита для археологов стала – орнаментация керамики.
Глава 2. Практическое использование работы на уроках истории
Таблица 1. Палеолит (2,5 млн. - 10 тыс. до н. э.).
Открытия и изобретения | Характеристика |
1. | Рубило - самое первое орудие труда древнего человека, оно представляло из себя тяжелое (больше 1 кг) солидное (больше 20 см в длину) каменное орудие. |
2. | Палка - копалка и дубина - одни из первых орудий, которое использовал человек. Палка - копалка: предназначена для разрыхления почвы, копания. Дубина - использовалась как на охоте, так и в боях с соседними племенами. |
3. | Копье - главное охотничье орудие, сделанное целиком из дерева; Гарпун (из кости) - орудие, употребляемое для охоты на водных животных. |
Вывод: Приведенные выше в таблице орудия труда использовались первобытными людьми непосредственно для основных занятий: собирательство, охота, рыболовство. А также данные орудия выполняли защитные функции от нападения диких животных и других древнейших людей. В период палеолита формируется форма организации общества - "человеческое стадо".
Таблица 2. Мезолит (10-5 тыс. лет до н.э.)
Открытия и изобретения | Характеристика |
1. | Топор - орудие с рабочей частью из камня, имеющее поперечную рукоятку. Сменил в верхнем (позднем) палеолите более древнее орудие рубило. |
2. | Мотыга - землекопное орудие труда, деревянная палка с прикрепленными каменными насадками. |
3. | Лук и стрелы (представлял собой деревянную палку, согнутую в дугу, концы которой стягивались тетивой) - его изобретение стало важнейшим техническим достижением первобытного общества. |
Вывод: В данной таблице можно увидеть усовершенствование орудий труда. В конце периода мезолит делали попытки искусственного выращивания злаков, тем самым возникали предпосылки для перехода к производящим формам хозяйства – земледелию и скотоводству. На данном этапе развития человечества формируется родовая община. Характерные черты: 1.Кровные родственные связи; 2.Общее имущество; 3.Сообща трудились; 4.Земля в общей собственности; 5.Равенство (управлялась старейшинами).
Таблица 3. Неолит (5-3 тыс. лет до н.э.).
Открытия и изобретения | Характеристика |
1. | Грузила для сетей и сети - орудия труда использовали для ловли морских животных. |
2. | Кремень - использовали с целью добычи огня. Его свойство искрить при ударе кусочков друг о друга. Острые осколки кремня шли на изготовление топоров, ножей и наконечников для стрел. |
3. | Люди научились лепить горшки из глины и обжигать их в огне очага. В глиняной посуде можно было не только хранить продукты, но и варить пищу на огне. |
Вывод: В период неолита первобытные люди осваивают гончарное ремесло. Также с изобретением прядения и ткачества у людей появилась одежда из льняного полотна и шерстяной ткани. С освоением ремесел меняется и внутренний уклад жизни. Форма организации общества родовая община сменяется на первобытную соседскую общину. Основные черты становятся: 1.Коллектив людей не являющиеся родственниками; 2.У каждой семьи свой участок земли и свое хозяйство; 3.Неравенство: знатные люди (старейшины и вожди), незнатные люди; 4.Знатность передавалась по наследству.
Вывод
Наша гипотеза подтвердилась, а именно изобретение орудия труда, которые человек получил опытным путем в этот длительный период помогли древнему человеку не только в ежедневной борьбе за жизнь, но и способствовали тому, что древние люди смогли пережить ледниковый период. Люди начинают охотиться на больших животных – слонов и оленей. Учатся пользоваться огнем, который обогревает и защищает первобытных людей.
Человек разумный впервые поселяется в высоких пещерах, в которых до него зимовали медведи, мясо становится основным источником пищи. За этот период первобытные орудия труда и охоты стали разнообразнее и функциональнее.
В данный период с обычного сколотого камня, применяемого в качестве ножа, орудия труда развиваются до длинных, легких и острых ножей. Появились наконечники копий и дротиков. Тогда же люди изобрели себе новые инструменты для снятия и выделки шкур убитых животных. Появились изготовленные из кости шилья и иглы, самые тонкие из которых по размерам почти не отличаются от наших, современных. Это было важнейшим достижением человечества: ведь наличие таких иголок означало появление у наших предков сшитой одежды.
Из бивня и рога стали изготавливать орудия, специально предназначенные для рытья землянок и ям-кладовых. Вероятно, в этот период было много и других специализированных предметов из камня, кости и дерева. Но назначение многих из них, находимых на древних стоянках, до сих пор остается загадкой для археологов. Изменение орудий труда привело к делению первобытных людей на охотников, рыболовов, крестьян, так называемых земледельцев. Переход от присваивающего хозяйства к производящему.
Человек, который занимается изготовлением орудий труда, также выделяется и в дальнейшем этот тип перерастет в ремесленника, который будет уже создавать глиняные сосуды, керамические предметы быта, ткать льняное или шерстяное полотно, шить одежду и прочее. Отсюда родовая община сменяется соседской.
Когда человек узнал, что такое металл, то на этом каменный век закончился и начался следующий – «медный век» (век неолита).
Список используемых источников и литературы
1. Алексeев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. - М., 2002.
2. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. - Ленинград.,2003.
3. Квеннелл М. Первобытные люди. Быт, религия, культура пер. с англ. Т. М. Шуликовой.- М.: Центрполиграф, 2005
4. Б.И. Гаврилов, История России с древнейших времен до наших дней. Москва, 1999.
5. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества, Л., 1992.
6. Гремяцкий М.А. Как произошел человек. — М., 2004.
7. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
8. Нестурх М.Ф. Происхождение человека. — М.,2001.
9. Нестурх М.Ф. Человек и его предки. — М.,2003.
10. Aндреев И.Л. Происхождение человека и общества. — М., 2005.
Слайд 1
Автор: Чернова Анастасия Юрьевна, 7 в класс МБОУ «ЛянторскаяСОШ№5», Научный руководитель: Арипова Алина Альбертовна, учитель истории, МБОУ «ЛянторскаяСОШ№5»Слайд 2
АКТУАЛЬНОСТЬ Первобытный период в истории человечества охватывает более 2,5 млн. лет. В сравнении с существованием цивилизаций (6 тыс. лет), это наиболее значимый этап в становлении человечества, но данная тема недостаточно изучена. Основными источниками изучения первобытного общества являются археологические раскопки. К сожалению, на данный период истории они не дают полной картины развития человеческого общества. Очень много возникает дискуссионных вопросов о месте появления первого человека на Земле до его расселения. Возникают споры среди ученых о влиянии первых орудий труда на изменение человеческого общества. Данная работа позволит расширить представление о первобытном периоде и послужит основой для создания сравнительных таблиц по истории.
Слайд 3
Гипотеза Мы предположили, что появление новых орудий труда способствовало изменению первобытного общества. Проблема Достаточно сложно изучить весь первобытный период, поэтому мы в данной работе постарались составить сравнительные таблицы по периодам становления человечества, которые помогут лучше усвоить данную тему.
Слайд 4
Цель работы - проследить влияние открытий и изобретений на жизнь первобытных людей. Задачи исследовательской работы: - изучить литературу об открытиях и изобретениях первобытных людей; - выяснить какие образом изобретения повлияли на их жизнь; - представить изученный материал в сравнительных таблицах.
Слайд 5
Объект исследования – влияние открытий и изобретений на жизнь первобытных людей. Предмет исследования – открытия и изобретения первобытных людей. Методы исследования : 1. Анализ литературы по данной теме; 2. Сравнение исторических источников; 3. Обобщение и выводы.
Слайд 6
Таблица 1. Палеолит (2,5 млн. - 10 тыс. до н. э.) Открытия и изобретения Характеристика 1. Рубило - самое первое орудие труда древнего человека, оно представляло из себя тяжелое (больше 1 кг) солидное (больше 20 см в длину) каменное орудие. 2. Палка - копалка и дубина - одни из первых орудий, которое использовал человек. Палка - копалка: предназначена для разрыхления почвы, копания. Дубина - использовалась как на охоте, так и в боях с соседними племенами. 3. Копье - главное охотничье орудие, сделанное целиком из дерева; Гарпун (из кости) - орудие, употребляемое для охоты на водных животных.
Слайд 7
Таблица 2. Мезолит (10-5 тыс. лет до н.э.) Открытия и изобретения Характеристика 1. Топор - орудие с рабочей частью из камня, имеющее поперечную рукоятку. Сменил в верхнем (позднем) палеолите более древнее орудие рубило. 2. Мотыга - землекопное орудие труда, деревянная палка с прикрепленными каменными насадками. 3. Лук и стрелы (представлял собой деревянную палку, согнутую в дугу, концы которой стягивались тетивой) - его изобретение стало важнейшим техническим достижением первобытного общества.
Слайд 8
Таблица 3. Неолит (5-3 тыс. лет до н.э.) Орудия труда Характеристика 1. Грузила для сетей и сети - орудия труда использовали для ловли морских животных. 2. Кремень - использовали с целью добычи огня. Его свойство искрить при ударе кусочков друг о друга. Острые осколки кремня шли на изготовление топоров, ножей и наконечников для стрел. 3. Люди научились лепить горшки из глины и обжигать их в огне очага. В глиняной посуде можно было не только хранить продукты, но и варить пищу на огне.
Слайд 9
Наша гипотеза подтвердилась, а именно изобретение орудия труда, которые человек получил опытным путем в этот длительный период помогли древнему человеку не только в ежедневной борьбе за жизнь, но и способствовали тому, что древние люди смогли пережить ледниковый период. Люди начинают охотиться на больших животных – слонов и оленей. Учатся пользоваться огнем, который обогревает и защищает первобытных людей. Человек, который занимается изготовлением орудий труда, также выделяется и в дальнейшем этот тип перерастет в ремесленника, который будет уже создавать глиняные сосуды, керамические предметы быта, ткать льняное или шерстяное полотно, шить одежду и прочее. Родовая община сменяется на соседское первобытное общество. А когда человек узнал, что такое металл, то на этом каменный век закончился и начался следующий – «медный век» (век неолита).
Воздух - музыкант
Осенняя паутина
Ералаш
Лист Мёбиуса
Акварель + трафарет = ?