Работа о роли реальных прототипов русских богатырей как источника знаний об истории и культуре земли русской.
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota.docx | 45.01 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»Проект по истории Тема: «Реальные прототипы русских богатырей». Подготовила: Сергеева Наталья 9 «А» класс Руководитель проекта: Мазитова Светлана Дмитриевна, учитель истории Оглавление Введение………………………………………………………….3-4 1.Понятие «Былины». Былинные богатыри и их прототипы…..5-8 2.Социологические исследования (результаты)………….........9-11 Заключение…………………………………………………………12 Список литературы…………………………………………………13 Введение Актуальность: патриотизм, гражданственность – важнейшие черты современной личности, внутренний стержень, влияющий на наши ценностные взгляды. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Наша задача знать основные представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это способствует обогащению их любви к Отчизне, вызывает стремление быть похожими на наших великих предков. Поэтому важно, чтобы мы в школьном возрасте почувствовали причастность к своей Родине, личную ответственность за Родную Землю и ее будущее. Цель проекта: добыть сведения в литературных и других источниках, подтверждающие или опровергающие существование богатырей, развитие патриотических чувств на основе знакомства с реальными прототипами былинных богатырей. Задачи исследования:
Объект исследования: прототипы русских богатырей. Предмет исследования: роль реальных прототипов русских богатырей как источника знаний об истории и культуре земли русской. Гипотеза: если создать атмосферу заинтересованности к изучению русского эпоса, фольклора, если вызвать положительное эмоциональное отношение к ним, то мы сможем пробудить чувство сопричастности к истории своего народа. Новизна исследования заключается в том, чтобы показать влияние данной темы на формирование патриотизма среди учащихся нашей школы. Богатыри – пример отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас русский дух. Методы исследования: чтение, опрос, анализ и подборка специальной литературы. Теоретико-методологическую базу исследования представили труды В. П. Аникина, И. В. Карнауховой, Г. Н. Данилина, В. И. Даля. Практическая значимость исследования связана с возможностью включения материалов работы в курс внеклассного чтения по литературе, а так же использование данного исследования на уроках истории и МХК, факультативах, где учащиеся глубоко занимаются изучением отечественной истории. Материалы проекта могут быть интересны культурологам, социологам, а также учащимся, интересующимся историей. Структура исследования: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка используемой литературы.
Не пора ли будет нам, братия, Начать сею песню древним складом Начаться же по былинам сего времени, А не по вымыслам Бояновым. Вещий Боян, если песнь кому сотворить хотел, Растекался мыслию по древу, Серым волком по земли, Сизым орлом под облаками. Так начинается всем известное произведение древнерусской литературы «Слово о Полку Игореве». Уже во вступлении мы видим, как автор восхищается силой духа русских воинов, русских богатырей. Богатырей мы встречаем с раннего детства сначала в сказках, потом в школе на уроках при изучении былин – русских народных эпических песен. Именно былины, в первую очередь, повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, проявляющих свою силу, удаль, храбрость. Главные герои былины – богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо особенным умением (метко стрелять из лука и т. д.) или талантом. Именно эта исключительность роднит их всех, весьма непохожих друг на друга, и ставит в центр повествования. Среди богатырей принято выделять «старших» и «младших». К «старшим», как правило, относят Святогора, Вольгу Святославича и Микулу Селяниновича. «Старшие» богатыри называются так не потому, что они по возрасту старше других витязей, но и потому что они представляют собой более древний архаический тип героя.[1] Такому герою нет равного на земле, он единственный в своем роде, так что у него не может быть иного противника, кроме самой природы матери-сырой земли. Святогор, например, обладает совершенно невиданной силой и мощью. Интересно, что некоторые исследователи отождествляют Образ Святогора с одним из самых почитаемых у славян святых, считающимся покровителем Москвы и Русского государства – Георгием Победоносцем. Стоит только сравнить имена героев, как связь становиться очевидной. Святогор – святой Егорий, именно так, в некоторых источниках, называют Георгия Победоносца. Егорий Вешний, а иногда даже Юрий, отсюда название – Юрьев День. В народном сознании существуют образ святого Георгия как праведного непобедимого воина, что ещё раз доказывает его причастность к образу Богатыря Святогора. Даже Илья Муромец оказывается по сравнению с ним не просто слабым, но до такой степени беспомощным, что Святогор его и не замечает. Он берет Илью за желты кудри, Положил Илью да он себе в карман, Илью с лошадью да богатырской, И поехал он по святым горам. Второй «старший» богатырь, Волх Всеславьевич или Вольга Святославич умеет оборачиваться разными зверями, т. е. колдовать, волхвовать, на что указывает его имя (Волх – от волхв). Родился этот богатырь от змея лютого. Когда Волху исполнилось всего 1,5 часа от роду, он велел матушке: Пеленай меня, матушка В крепки латы булатные, А на буйну голову клади злат шелом, По праву руку – палицу… Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий - единственный представитель полоцкой ветви князей Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле Бесспорно, черты этих богатырей сказочны. Поступки, ими совершаемые, обстоятельства, в которых они действуют, совсем не похожи на реальные события. Зато в их образах ярче, чем в других случаях, просматриваются древние мифологические представления. Значительная часть былин посвящена борьбе богатыря с чудищем или вражеской силой. Былинный богатырь, как правило, действует в одиночку, идет навстречу страшной опасности и всегда в итоге побеждает. Например, Илья Муромец, прежде чем повстречаться с разбойниками, так выбирает себе дорогу: Мне направо идти – богатому быть Мне налево идти – женатому быть Мне напрямо идти – убитому быть Мне богатство старому не надобно, Жениться старому не хочется, – Я пойду старый прямо-напрямо… Кстати, хотя и в устном народном творчестве, и на картине В.М.Васнецова Илья Муромец показан как старший» из богатырей, их атаман, цикл эпических произведений о нем возник гораздо позже. Согласно народным представлениям, родился он в семье крестьянина по имени то ли Василий, то ли Иван, в селе Карачарове (под Муромом), где и прожил до 30 лет, а затем стал совершать свои богатырские подвиги. В 1999 г. в Муроме состоялось открытие памятника Илье Муромцу работы нашего земляка - скульптора В.Клыкова. Однако, в некоторых былинах богатырь Илья Васильевич (Иванович) именуется не Муромцем, а Муровцем или Муровичем. Ссылаясь на это второе прозвище, полагают, что он происходил вовсе не из Мурома, а из г. Моровийска, расположенного на правом берегу р. Десны, на полпути между Черниговом и Киевом, и известного с XII в. А в 1638 г. монах Киево-Печерской лавры Афанасий Кальнофойский, рассказывает о захоронении в пещерах лавры святого Илии, отождествляемого его с прототипом былинного богатыря Ильи Муромца. Так ли это? Утверждать не берусь, но у Ильи Муромца было прозвище, его называли также "Чоботок". Чоботок - это сапожок. О том, как Илья Муромец получил это прозвание также можно прочесть в сохранившемся документе Киево-Печерского монастыря: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботок, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище». То, что Илия Печерский и есть Илья Муромец подтверждает и книга Афанасия Кальнофойского "Тератургима". В ней монах говорит, что в пещерах почивает Святой Илия, которого также называют Чиботком. А в 1988г. межведомственная комиссия Минздрава Украины провела экспертизу мощей. Она показала, что покойный был исключительно сильным человеком, имел рост 177 см (высокий для того времени), у него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илья от рождения и до 33 лет не мог ходить) и следы от многочисленных ранений, об этом свидетельствовали костные мозоли на ребрах, сросшихся после переломов. Верить или нет, решайте сами. Русские богатыри всегда ищут приключений, однако помимо желания проявить свою удаль, героями былых времен движет желание постоять за людей, за веру, за Русь. Их противники несут беду людям – похищают, убивают их – и ведут себя нечестиво. Так, враг Тугарин Змеевич, «чудо поганое», которого побеждает Алеша Попович, Богу, собака не молится, Князю со княгиней не кланяется, Князьям и боярам челом не бьет. Именно это и возмущает Алешу – ещё одного «младшего» богатыря. Считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу. После смерти Константина ростовский воин служил киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году. Вражеское войско, которое уничтожают богатыри, как правило, изображается как нечто представляющее опасность для князя и вообще для русских православных людей. Богатырь же всегда стоит на страже спокойствия родной земли. Таков, например, Добры́ня Ники́тич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса. Он часто изображается служивым богатырём при князе Владимире. Интересно, что его жена — Настасья, дочь Микулы Селяниновича. Чаще всего родиной богатыря Добрыни называют Рязань, иногда Казань, как в былине «Добрыня и змей». Правда, из Казани он едет не по Волге, а по Оке, на которой стоит Рязань. Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира Красно Солнышка, потому что историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери. С 969 г. он присматривал за юным князем Владимиром в далеком Новгороде, позже, в 978 г., помог ему захватить Киев и установить полное господство на Руси. А вот согласно былинам, Добрыня Никитич — сын рязанского воеводы Никиты. Богатырь умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи (шашки или шахматы), поёт, играет на гуслях. Конечно, сравнительный анализ фольклорной информации и исторических реалий убеждает нас в том, что нельзя ставить знак равенства между былинными персонажами и историческими лицами, носящими, к примеру, одно и тоже имя. Образы фольклорных героев носят собирательный характер, являются отражением и преломлением в народной памяти разновременных свидетельств. Заимствовав от реального лица имя, фольклорный герой начинал далее по воле сказителей собственную жизнь. Время былин – особенное. Главное его отличие от современности в том, что тогда все изображаемые в былинах чудеса и невероятные события могли случиться и представлялись нормальными – мир существовал по другим законам. Современность для сказителей – это уже совсем иная эпоха, когда былинные витязи «перевелись». Всплеск интереса к собиранию и чтению былин падает на вторую половину 19 в. когда именно с целью их записи начали снаряжать специальные экспедиции. Всего собрано и записано около 2000 этих песен. Сейчас встретить их в живом исполнении почти невозможно, но интерес к былинам не угасает и по сей день.
Мною было проведено социологическое исследование на тему «Богатыри Земли Русской в наше время». Данное исследование проходило среди учителей и учащихся 5-11 классов МКОУ «Ленинская СОШ» с 10 февраля 2018 г. по 20 февраля 2018 г. В опросе приняли участие 25 человек. Возраст опрашиваемых от 11 до 50 лет. Анкета опроса прилагается к работе (см. приложение). На вопрос «Кто такие богатыри?» дети и взрослые написали похожие ответы. Общее описание: Богатыри – это могучие люди русской земли, храбрые, мужественные (сильные духом), воины, защитники своей Родины и народа. Среди детей и взрослых самыми известными оказались Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор. 68% хотели бы быть похожими на Илью Муромца. Потому что он самый сильный, всегда защищал Родную Землю и был нашим земляком. 12% на Добрыню Никитича, потому что он был мудрым. 12% - на Алешу Поповича, потому что силен, самый молодой и смекалистый. 8% - Святогор, потому что он самый сильный и могущественный богатырь из мира былин. Основные качества богатыря: Физическая сила – 39% Сила духа – 22% Любовь к Родине – 22% Хитрость, смекалка – 4% Военное искусство – 13% Участники опроса видят богатыря не только могучим и сильным духом, но и знающим воинское дело. Основным качеством выделена могучая сила. Привлекает в богатырях: Участников нашего опроса, привлекают духовные качества богатырей (смелость, уверенность в себе, благородство, помощь слабым, борьба за справедливость, любовь к Родине и ее защита). Знания о богатырях: Книги – 60% Кино – 12% Мультфильмы – 20% Экскурсии в музеи – 8% А есть ли сейчас богатыри? Кого можно назвать? Да, есть богатыри (спортсмены, военные) – 80% Нет – 8% Не знаю – 12% Можно ли стать богатырем? Большинство детей и взрослых считают, что можно. Для этого нужно верить в себя, заниматься спортом, быть справедливым, добрым, мудрым, честным, тренировать силу воли, духа, помогать людям, быть патриотом. Но часть детей и взрослых считают, что не получится. Потому что физические и духовные данные закладываются от природы. Можно стать хорошим человеком, сильным спортсменом, героем, но не богатырем. Почетно ли в наше время быть богатырем? Часть детей считают, что сейчас богатырем быть не очень почетно. Потому что со временем перестали цениться черты характера, за которые богатырей уважали, и стремления людей изменились в сторону достижения материальных ценностей. Но большинство детей и взрослых считают, что почетно. Потому что верят в вечные человеческие ценности, смотрят с надеждой и оптимизмом в будущее, уверены, что нам не хватает таких людей, как богатыри, Таким образом, в результате работы, мы познакомились с основными Богатырями Земли Русской, узнали об их реальных прототипах, провели социологический опрос. Я считаю, что тема нашего исследования очень важна для любого поколения, потому что мы должны знать наше прошлое, великие подвиги нашего народа, наших героев. Они – пример отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас русский дух. Заключение В ходе работы над проектом «Реальные прототипы богатырей Земли Русской» я познакомилась со многими произведениями литературы и живописи, выучила большое количество стихов и поговорок, прониклась интересом к былинному творчеству, а главное, почувствовала свою причастность к истории русского народа. Для многих, русский богатырь, отныне, пример для подражания в своей жизни. Я научилась: Искать информацию с помощью сети Интернет. Искать информацию в книгах и энциклопедиях. Пользоваться электронной энциклопедией. Создавать презентации. Обсуждать результаты работы с руководителем. Задавать вопросы, когда возникают трудности. Просить помощи, когда возникают трудности. Помогать окружающим, когда они просят об этом. Радоваться успеху. Работала с увлечением, получила много новой полезной информации. Проект удался! Он получился интересным, увлекательным, познавательным! Список литературы 1.Иллюстрации с сайта в Интернете 2. Аникин В.П. Былины. Русские народные сказки. Летописи. М.: Высшая школа, 1986. 3. Былины. Русские народные сказки. М.: Детская литература, 1986. 4. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести / Аникин В.П., Лихачев Д.С., Михельсон Т.Н. М.: Детская литература, 1979. 5. Рыбаков Б.А. Русь: Сказания. Былины. Летописи. М.: Изд-во Академии наук, 1963. 6. Селиванов В.И. Богатырский эпос русского народа /Былины. М.: Советская литература, 1988. т.1. – с.5-25. 7. Интернет-сайт Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B8 |
[1] Аникин В.П. Былины. Русские народные сказки. Летописи. М.: Высшая школа, 1986.
Мальчик и колокольчики ландышей
3 загадки Солнечной системы
Просто так
Галка в чужих перьях
О путнике