Конспект урока технологии в 4 классе по теме "Изразец"
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uchebnogo_zanyatiya_izrazets.docx | 587.87 КБ |
Конспект учебного занятия
(Эмоциональный настрой)
У.: Доброе утро!
В.: Доброе утро!
У.: Солнцу и птицам!
В.: Доброе утро!
У.: Приветливым лицам!
В.: Доброе утро!
У.: И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро, длиться до вечера!
В.: Доброе утро!
5 мин.
Мотивация
У.: С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. Часто действие в них развивалось в деревянной избе. Оказывается, в таких избах жили не только сказочные герои, но и крестьяне несколько сотен лет назад.
Наша жизнь изменилась, изменился и интерьер нашего дома. Ребята, почему же мы на уроках истории, литературы, ИЗО продолжаем изучать историю, культуру, быт нашего народа?
Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение, и эти традиции мы с Вами должны знать и чтить. Не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа.
У.: О чем мы с Вами сегодня поведем речь, Вы узнаете, отгадав мою загадку:
В избе — Изба,
На избе — Труба.
Я лучинку зажег,
Положил на порог,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет.
О.: Это печь.
У.: В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки.
О.: Сказка «По щучьему веленью» (Емеля ездил по лесу на печке).
О.: Сказка «Колобок».
О.: Сказка «Гуси – лебеди».
У.: А вы знаете, что Илья Муромец пролежал на печи целых 33 года.
У.: А какими прилагательными называли печку в сказках?
О.: Добрая, ласковая, теплая.
У.: А еще в сказках она дает своему герою советы, укрывает от беды, помогает совершать добрые поступки и бороться со злом.
Ребята, говорят, что изба – помещение, отапливаемое печью. Получается, что основное пространство избы занимала печь. Скажите, для чего использовали печь в русской деревне?
О.: В старину хозяйкой в доме была печь. Она и грела, и кормила. Печь нередко украшала жилище.
У.: Молодцы! Посмотрите на плакат изображение русской печки. Как вам кажется, красивая она? Нравится ли Вам такая печка, сравните на фотографии какая красивая, а у нас?
У.: Что же делало её нарядной?
О.: Печь украшали.
У.: Правильно! Ребят, как Вы думайте, чем украшали печь?
О.: Печь украшали изразцами.
У.: Правильно! Перед Вами изразцы. В России изразцы начали изготавливать в 17 веке. Давайте подумаем, что это такое? Есть предположения?
О.: Изразцы – это керамические плитки для облицовки печей, каминов, стен.
У.: Молодцы! Это слово произошло от слова «образить», то есть украсить. А какую задачу мы с вами можем сегодня поставить перед собой?
О.: Наша задача – познакомиться с новым видом искусства – изразец.
У.: Хорошо! Давайте посмотрим на фотографии и узнаем, что изображали на изразцовых плитках?
О.: Изображали сказочных птиц, животных, деревья, причудливые цветы и целые мозаичные картины.
У.: Правильно! Такие же изображения мы с вами могли видеть в вышивке одежды и полотенец, домовой резьбе, росписях деревянных изделий. И это было не просто украшение, это было как символ, оберег. Но не только отдельно цветы, птицы и деревья могут быть. Содержанием изразца может быть какой-то сюжет. Давайте, обратим внимание на то, какие цвета преобладают на изразцах народных умельцев?
О.: Черный, желтый, красный.
У.: А какие символические значения могут иметь те или иные цвета?
О.: Черный цвет символ земли.
О.: Желтый цвет солнце.
О.: Красный – жизнь.
У.: Правильно. А солнце, цветы, деревья, птицы символизируют свет, тепло, весну.
Первичное закрепление
У.: А теперь, давайте, и мы станем умельцами-художниками, а наш класс станет мастерской по изготовлению изразцов. У нас и печь есть, которая пока совершенно обычная и ждет, когда мы её украсим.
Работать мы будем в технике пластилинография.
Самостоятельное изготовление «изразцов»
У.: Вот и подходит к концу наш урок. Что нового мы сегодня с вами узнали?
О.: Мы познакомились с новым видом ДПИ – изразцом. Узнали, что можно изображать на изразце и, какие краски использовали в старину для изготовления изразцов.
У.: Но мы не только узнали о новом виде ДПИ, но и, проявив свои умения и навыки, создали изразцы для русской печи. Посмотрите, какая красота у нас получилась! У нас получилась замечательная изразцовая печь. Давайте придумаем название нашей коллективной работе (выбрать одно)!
О.: Волшебная печь
О.: Сказочная печь
О.: Необыкновенная печь
У.: Сегодня мы обратились к давно прошедшим дням, к культуре и искусству – к фольклору, к старинным обычаям.
Рефлексия
У.: На столах у вас лежат бумажные телефоны. Предлагаю вам на них написать SMS –сообщение учителю, то есть мне о том, как прошёл урок, оценить то, как плодотворно вы поработали. Для того, чтобы Вам было легче я подготовила шпаргалку. Можете выбрать начало любой из предложенных фраз и продолжить её.
сегодня я узнал (а)…
было интересно…
было трудно…
я выполнял (а) задания…
я понял (а), что…
теперь я могу…
я почувствовал (а), что…
я научился (лась)…
у меня получилось …
я смог (ла)…
меня удивило…
У.: Спасибо за плодотворную работу! До новых встреч!
Знакомимся с плотностью жидкостей
Сочини стихи, Машина
Щелкунчик
Два петушка
Три коробки с орехами