ВВЕДЕНИЕ
«Только тому, кто любит цвет,
открываются его красота и внутренняя сущность.
Цветом может пользоваться каждый,
но только беззаветно преданным
ему он позволяет постичь свои тайны»
И. Иттен
Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении. Задумывались ли Вы, почему выбираете одежду определённой цветовой гаммы? Вы чувствуете себя комфортно в красном или только в черном? Предпочтения в одежде, который Вы выбираете, могут рассказать много интересного и о чертах Вашего характера и даже о состоянии здоровья. Язык цвета универсален, он воспринимается одинаково независимо от национальной принадлежности и культуры.
Как установил швейцарский психолог Макс Люшер, каждый из цветовых оттенков вызывает у людей определенные подсознательные ассоциации и, как следствие, вполне определенные эмоции. Мы не акцентируем внимание на цвете в повседневной жизни, и всю важность его воздействия понимаем только при отсутствии красок: например, в пасмурный, дождливый день мы чувствуем снижение настроения, энергетики, подавленность, и окружающий мир нам кажется неприветливым.
Существует мнение, что отношение к цвету является врождённой особенностью человека. У каждой личности имеются устойчивые предпочтения, составляющие «личную цветовую шкалу» как одно из проявлений индивидуальности.
Однако в общественном сознание существует, в первую очередь имидж профессии педагога, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным учителям, и закрепляют их в виде стереотипа. В гардеробе учителя должны присутствовать только оттенки черного, белого, серого и коричного цвета, никаких ярких оттенков.
Давно известно, сколь велико значение цвета в жизни человека. Жизнь полна тогда, когда она наполнена красками, цветами и оттенками. Начиная с древнейших времен цвет был сильной, но все же неуловимой силой, определяющей поведение человека. Ученые в разных областях науки по-разному называли цвет, выделяя психологическую и физиологическую составляющие цвета.
Актуальность:
«Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности», - писал А.А. Бодалов. Надо помнить, что 85% людей строят свое первое впечатление, мнение на основе внешнего вида человека. Цвет влияет на настроение обучающихся по-разному, а настроение, в свою очередь, играет большую роль в образовательном процессе. В связи с этим изучение влияния цветовой гаммы в одежде педагога на эмоциональное состояние обучающихся является актуальной психолого – педагогической задачей для успешного осуществления учебного процесса.
Вложение | Размер |
---|---|
gurzo_arina_proekt.docx | 52.99 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Венгеровская средняя общеобразовательная школа № 2
Исследовательская работа
ВЛИЯНИЕ ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ В ОДЕЖДЕ ПЕДАГОГА НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОБУЧАЮЕГОСЯ
Выполнила: ученица 9 «Б» класса
Гурзо Арина
Руководитель:
педагог-психолог
Мурая Ольга Викторовна
с. Венгерово, 2020 г
Содержание
2.1. Психофизиология цвета в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………………………………………………………...5
2.5. Образ учителя. ……………………………….………………………………...5
3. Глава 2. Практическая часть. Влияние цветовой гаммы в одежде педагогов на эмоциональное состояние обучающихся..……………… …………….……….…..10
3.1 Условия, место и методы проведения исследований…………………...…..10
3.2 Результаты исследования………………………………………………..……12
4. Вывод
5. Заключение………………………………………..…………..……………………13
6. Список используемых источников…………………………..…………..….……14
7. Приложение 1. Опросник САН………………………………………………..….15
Приложение 2. Результаты исследования………………………………………...18
Приложение 3. Рекомендации………………………………………………………………..…..……19
ВВЕДЕНИЕ
«Только тому, кто любит цвет,
открываются его красота и внутренняя сущность.
Цветом может пользоваться каждый,
но только беззаветно преданным
ему он позволяет постичь свои тайны» И. Иттен
Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении. Задумывались ли Вы, почему выбираете одежду определённой цветовой гаммы? Вы чувствуете себя комфортно в красном или только в черном? Предпочтения в одежде, который Вы выбираете, могут рассказать много интересного и о чертах Вашего характера и даже о состоянии здоровья. Язык цвета универсален, он воспринимается одинаково независимо от национальной принадлежности и культуры.
Как установил швейцарский психолог Макс Люшер, каждый из цветовых оттенков вызывает у людей определенные подсознательные ассоциации и, как следствие, вполне определенные эмоции. Мы не акцентируем внимание на цвете в повседневной жизни, и всю важность его воздействия понимаем только при отсутствии красок: например, в пасмурный, дождливый день мы чувствуем снижение настроения, энергетики, подавленность, и окружающий мир нам кажется неприветливым.
Существует мнение, что отношение к цвету является врождённой особенностью человека. У каждой личности имеются устойчивые предпочтения, составляющие «личную цветовую шкалу» как одно из проявлений индивидуальности.
Однако в общественном сознание существует, в первую очередь имидж профессии педагога, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным учителям, и закрепляют их в виде стереотипа. В гардеробе учителя должны присутствовать только оттенки черного, белого, серого и коричного цвета, никаких ярких оттенков.
Давно известно, сколь велико значение цвета в жизни человека. Жизнь полна тогда, когда она наполнена красками, цветами и оттенками. Начиная с древнейших времен цвет был сильной, но все же неуловимой силой, определяющей поведение человека. Ученые в разных областях науки по-разному называли цвет, выделяя психологическую и физиологическую составляющие цвета.
Актуальность:
«Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности», - писал А.А. Бодалов. Надо помнить, что 85% людей строят свое первое впечатление, мнение на основе внешнего вида человека. Цвет влияет на настроение обучающихся по-разному, а настроение, в свою очередь, играет большую роль в образовательном процессе. В связи с этим изучение влияния цветовой гаммы в одежде педагога на эмоциональное состояние обучающихся является актуальной психолого – педагогической задачей для успешного осуществления учебного процесса.
Цель исследовательской работы: изучение влияния цветовой гаммы в одежде педагога на эмоциональное состояние обучающихся и разработка альбома с рекомендациями.
Для реализации поставленной цели, были выдвинуты следующие задачи:
Объект исследования: цветовая гамма в одежде педагогического состава МКОУ Венгеровской СОШ № 2.
Предмет исследования: Влияние цвета на эмоциональное состояние обучающихся.
Исходя из вышесказанного, нами была выдвинута гипотеза- цвет одежды педагога влияет на эмоциональное состояние обучающихся во время учебного процесса.
Для решения поставленной цели и задачи использовались такие методы исследования:
Теоретические: анализ литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, доказательство.
Эмпирические: наблюдение, тестирование и анкетирование педагогического состава и обучающихся.
Научная новизна работы состоит в обосновании наработок практики в направлении изменения мышления по восприятию цветового предпочтения и ощущения зависимости состояния обучающихся от влияния цвета в одежде педагога.
Теоретическая значимость моего исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть учтены педагогическим составом для эффективного психологического воздействия на эмоциональное состояние обучающихся.
Моя работа имеет практическую значимость, потому что материалы исследования могут быть использованы педагогами в подборе цветовой гаммы, благоприятно, влияющей на самочувствие и настроение обучающихся.
ГЛАВА 1. Теоретическая часть
2.1. Психофизиология цвета в трудах отечественных и зарубежных исследователей
Цвет - это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей. Одни и те же световые воздействия могут вызвать разные ощущения у разных людей. Для того чтобы изучить влияние цвета на человека, необходимо разобраться каким образом он возникает. Свет, излучаемый Солнцем, называется белым цветом. Но в действительности белый цвет – это смесь разных цветов.
Это можно обнаружить, если посмотреть через стеклянную призму. Свет, проходя через нее, распадается на различные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, они и являются цветами спектра.[2]
В 1666 году английский ученый Исаак Ньютон доказал, что обычный белый цвет – это смесь лучей разного цвета. «Я затемнил мою комнату, - писал он, - и сделал очень маленькое отверстие для пропуска солнечного света».
На пути солнечного луча ученый поставил особое трехгранное стеклышко - призму. На противоположной стене он увидел разноцветную полоску – спектр. Ньютон объяснил это тем, что призма разложила белый цвет на составляющие его цвета. Ньютон первый разгадал, что солнечный луч многоцветный.
Французский врач Ферре исследовал взаимосвязь производительности труда и цвета. Он установил, что при работе, рассчитанной на короткий срок, производительность труда увеличивается при красном цвете, а при синем цвете производительность труда снижается.
Что касается интеллектуальной деятельности, то по данным немецкого ученого И. Ридель и согласно точке зрения отечественного специалиста Я. Обухова легче и продуктивнее работать с синей лампой или шторами [2].
Экспериментальные исследования Е.Б. Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это зеленые, желто-зеленные и зелено-голубые цвета.
Г. Фрилинг и К. Ауэр не рекомендуют производить окраску темными, «холодными» тонами тех помещений, в которых люди занимаются умственным трудом школьных классов, студенческих аудиторий, научных отделов, лабораторий и т.п.
Подобные цвета вызывают торможение и снижают эффективность умственной деятельности. Это касается не только стен, потолка или пола, но и мебели. Наоборот, «теплые цвета» улучшают мыслительную деятельность, повышают ее продуктивность.
Ряд ученых указывают на то, что, на психофизическое состояние организма серьезно действует и желтый цвет. Он стимулирует деятельность мозга. Известный теоретик цвета Фабер Биррен отмечал, что желтый цвет способствует быстрому и четкому мышлению [3].
2.2. Зрительный анализатор как система восприятия цвета
Зрительные раздражения (в данном случае – цвет) воспринимаются зрительным анализатором, т.е. глазом, который преобразует их в нервные импульсы и анализирует эти же раздражения. Он представлен периферической частью (глазное яблоко), проводящими путями (зрительный нерв) и центральным отделом (головной мозг). Глаз состоит из 3 оболочек: склера, сосудистая оболочка и сетчатка. Именно в сетчатке имеются светочувствительные фоторецепторы – палочки и колбочки.
Колбочки отвечают за центральное зрение, а также распознавание цвета. Выполнять свою функцию могут только при достаточном освещении. Т.е. они отвечают за дневное зрение. Сетчатка содержит три вида колбочек: первый вид восприимчив к красному цвету, второй – к зеленному, третий – к синему. Все остальные цвета, которые воспринимаются глазом, являются производными этих цветов. Палочки отвечают за зрение при тусклом свете и, в отличие от колбочек, существует только один тип палочек, которые, в свою очередь, являются преобладающими клетками в сетчатке. Они обеспечивают сумеречное или ночное зрение.
Глаз человека воспринимает информацию об изображении, свете, цвете с помощью структур глаза, но, по сути, видим мы мозгом. Информация, полученная от возбуждения клеток глаза, передается по нервным путям в кору головного мозга, где происходит сложная обработка и корректировка полученных данных, а в результате мы воспринимаем то, что видим, единой цветной картиной. С помощью зрения мы получаем более 90% информации.
Благодаря сложной структуре и механизмам обработки информации, поступающей от зрительных анализаторов в головном мозге, человек обладает также и другими удивительными способностями.
Цветовая память позволяет человеку связывать определенные объекты окружающей действительности с цветами: даже в воображении мы знаем, что небо голубое, а трава зеленая, и можем воспроизвести эти цвета.
Механизм восприятия цвета чрезвычайно сложен и до конца не изучен, однако именно благодаря нему мы можем воспринимать окружающую нас действительность во всем многообразии цветов и оттенков. Более того, в восприятии и ощущении цвета определенную роль играют также психологический и социально-этнические факторы.
Известно, что цвета даже могут оказывать физиологическое воздействие на человека и менять его психоэмоциональное состояние.
Фиолетовый цвет в психологии
Ассоциируется с тревожным неудовлетворительным настроением.
В современном мире специалисты утверждают о его негативном и даже депрессивном воздействии на человека. Большинство самокритичных, угрюмых, недовольных жизнью личностей предпочитают окружать себя фиолетовыми предметами и одеждой. Применяя его в небольшом количестве можно получить выгоду, ведь фиолетовый завышает самооценку. Стоит отметить, что данный цвет не используют при работе с пожилыми людьми и маленькими детьми.
Человек, отвергающий фиолетовый, не желает связывать себя никакими отношениями, пока не определится позиция других людей.
Синий цвет в психологии
Чаще всего предпочтение этому варианту отдают целеустремленные, самоотверженные, имеющие личные взгляды и точку зрения люди. Одежда в подобных тонах веет строгостью, высокой духовностью и серьезной жизненной позицией. Синий благоприятно влияет на нервную систему, обладает успокаивающими свойствами и тушит чрезмерно проявляющуюся страсть.
Если человек отвергает синий цвет, он отвергает существующие дружеские, семейные и профессиональные связи, так как они не отвечают его высоким требованиям.
Желтый цвет в психологии
Данный цвет является одним из наиболее ярких и позитивных. Цвет лета, солнца и тепла положительно влияет на мозговую деятельность, способствует повышению настроения и заставляет работать воображение.
Предпочтение желтому отдают позитивные и талантливые личности. Те, у кого огромное количество идей и талантов. Целеустремленные, позитивные и способные подстраиваться под собеседника люди. Кроме всех этих позитивных характеристик желтый цвет имеет вторую сторону медали. Именно он считается символом слабоумия и сумасшествия.
Если этот цвет отвергается, значит человек разочаровался в своих надеждах, ощущает вокруг себя пустоту, чувствует себя изолированным и отрезанным от других.
Зеленый цвет в психологии
Любители зеленой палитры обладают уравновешенностью, работоспособностью, внутренней гармонией и умениями логично оценивать ситуацию. Зеленый гасит негативные воздействия депрессивных и негативных цветов. Именно поэтому его совмещают с темными депрессивными тонами (фиолетовый, черный и т.п.) создавая идеальную одежду и интерьеры.
Если человек отвергает зеленый, значит он хочет освободиться от напряжения, вызванного непризнанием.
Красный цвет в психологии
Победоносный цвет характеризующейся чрезмерной активностью, целеустремленностью, жесткостью и даже агрессивностью. Также именно красный сопоставляют страсти, любви и самопожертвованию. Специалисты не рекомендуют увлекаться и длительно смотреть на красный цвет палитры.
Особы, симпатизирующие красному, обладают сильным характером, очевидной смелостью и целеустремленность. Страсть, импульсивность, властность и упорство могут играть как на пользу, так и во вред человеку.
Оранжевый цвет в психологии
Бодрость, позитивный настрой, страсть, готовность к решению сложных задач, радость и спонтанность – все это несет в себе данный вариант палитры. Оранжевый положительно влияет на человека и выводит его из депрессивного состояния после тяжелых утрат и разочарований.
Любители этого цвета обладают всепрощающими, отходчивыми, светлыми чертами характера. Стоит учесть, что их особенностью является непостоянство и надменность.
Сиреневый цвет в психологии
Любители сиреневого являются весьма романтичными, сентиментальными, мечтательными и чувственными натурами. Несмотря на мягкость натуры, они обладают безупречными умственными способностями и отличной смекалкой. Внимательное отношение к своему внешнему виду и к внешности окружающих, готовность прийти на помощь – еще одно неотъемлемое качество «сиреневых» людей.
Голубой цвет в психологии
Окружая себя голубыми цветами, человек ощущает комфорт, защищенность и надежность. Он позволяет отключиться от всех проблем, не думать о завтрашнем дне и имеющихся проблемах.
Все предпочитающие данный вариант оттенка являются сконцентрированными, уверенными в себе и прямолинейными личностями. Это отличные офисные сотрудники. Те, кто умеет тихо, но уверенно добиваться необходимого результата.
Розовый цвет в психологии
Цветом наивности, детства, беззаботности и влюбленности является именно розовый цвет. Наивные мечтания и фантазии, успокоение и отвлечение от дурных мыслей – именно этими свойствами обладают розовые краски.
Любители розового цвета весьма трудолюбивы, мечтательны и преданны своему делу. Они обидчивы, плаксивы, обладают добрым темпераментом и даже детской наивностью.
Черный цвет в психологии
Воплощение силы, уверенности, интриги, богатства и загадочности также несет в себе данный вариант палитры. В моменты депрессии он лишь усугубляет положение, затягивает процесс грусти и отстраненности от окружающего мира.
Любители черного – чаще всего смурные, замкнутые в себе и слишком серьезные личности.
Белый цвет в психологии
Чистота, невинность и исключительно светлые ассоциации несут белые тона. Новые начинания, символ свободы, вдохновения, мира и веры.
Бирюзовый цвет в психологии
Является самым холодным из всей палитры оттенков. Имеет очень привлекательный вид и никого не оставляет равнодушным. Несет в себе прохладу морских волн, исцеление, умиротворенность и творчество. Многие люди предпочитают носить украшения с бирюзой, приносящие удачу и оберегающие своего владельца.
Серый цвет в психологии
Несмотря на то, что мало кто обращает внимание на серый цвет, он несет в себе дружелюбие, спокойствие, стабильность, реализм и здравый смысл.
Небольшой процент тех, кто отдает предпочтение серому дружелюбны, учтивы и терпеливы по своей натуре.
Предпочтение и окружение себя серыми тонами свидетельствует об эмоциональной истощенности и нервозности человека.
Коричневый цвет в психологии
Символ трудолюбия, надежности, устойчивости, преданности работе и своему делу – это именно коричный. Негативной стороной является ассоциирование коричневого с сомнениями и разочарованиями.
Те, кто предпочитает коричневые цвета палитры, являются целеустремленными и любящими жизнь личностями. Они рассудительны, рациональны и оптимистичны.
Действие цвета на человека замечено давно: цвет влияет на все его физиологические системы, активизируя или подавляя их деятельность, цвет создает то или иное настроение, внушает определенные мысли и чувства.
На протяжении многих столетий у людей по всему миру складывалась определенная ассоциация определенным цветом. Например, римляне и египтяне соотносили черный цвет с печалью и скорбью, белый цвет – с чистотой, однако в Китае и Японии белый цвет – символ скорби, а вот у населения Южной Африки цветом печали был красный, в Бирме напротив, печаль ассоциировалась с желтым, а в Иране – с синим.
Психологи делят цвета на хроматические: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, коричневый, и ахроматические: черный, серый, белый.[13]
Человеческое сознание подразделяет цвета хроматической гаммы на «теплые» и «холодные». К теплым цветам относятся красный, оранжевый, желтый, к холодным — голубой, синий и фиолетовый.[13] Зеленый цвет является нейтральным, со всеми оттенками он считается наиболее благоприятным для зрения человека.[14]
Теплые цвета с их промежуточными оттенками воспринимаются как выступающие, поэтому в одежде они зрительно увеличивают
объем фигуры и подчеркивают ее недостатки. Холодные цвета являются отступающими, они придают фигуре стройность, скрывают ее недостатки.[14]
Каждый цвет способен оказывать особое психологическое воздействие на человека:
Красный и оранжевый — возбуждают, увеличивают работоспособность.
Желтый — ассоциируется с солнечным светом, способствует хорошему настроению, бодрости.
Зеленый — успокаивает и не утомляет, способствует увеличению работоспособности.
Голубой и синий — уменьшают работоспособность, вызывают чувство спокойствия и даже печали.
Фиолетовый — вызывает ощущение беспокойства и подавленности.
Коричневый — успокаивает и создает ощущение тепла, способствует спокойному настроению, но при избытке действует угнетающе.
Черный — мрачный, тяжелый, таинственный, ухудшает настроение.
Серый — вызывает скуку.
Белый — холодный, спокойный, создает впечатление пустоты.[13]
Цвет одежды, которую люди носят на работе, в какой-то степени зависит от свойств, которые должны быть характерны той или иной профессии. На протяжении истории свойства цветов использовались в окраске формы и одежды с целью привить людей к поведению, принятому в обществе. Например, члены королевской семьи, служители высшего духовенства и люди, наделенные юридической властью, носили обычно одежду фиолетовых оттенков, то есть цветов благородства и достоинства. Цвет любой униформы показывает качества, которые требуются от людей этой профессии. Черный – цвет власти и силы, носят люди, которым необходимо обладать данными качествами, например, руководители. Однако этот цвет может производить и ужасающее воздействие, поэтому его хорошо разбавлять каким-либо другим цветом.[11]
Так как наша тема исследования «Влияние цветовой гаммы в одежде педагога на эмоциональное состояние обучающегося», мы рассмотрим имидж педагога. Начнем с двух контрастных цветов одежды, сочетание которых очень распространено в деловой сфере: белого и черного. Белый – цвет чистоты и ясности. Несмотря на то, что он является самым светлым в цветовой палитре, белый – довольно строгий цвет. Белый цвет помогает сконцентрироваться, включиться в рабочую атмосферу, придумывать новые идеи, ведь его недаром считают цветом мудрости. В сочетании с другими цветами он создает активное и деятельное настроение. Но помните, что белый – также цвет льда и снега. Его избыток в одежде может создавать вокруг вас атмосферу стерильности, холодности и отчужденности, отпугивающую людей.
Черный – несомненно, один из самых элегантных цветов. Широко распространено мнение, что одежда черного цвета старит и делает человека мрачнее. На самом деле, такой эффект создает лишь переизбыток черного в одежде. При правильном же употреблении этот благородный цвет сделает ваш облик – особенно глаза и лицо – более выразительным, черный деловой костюм поможет создать имидж авторитетной и дисциплинированной женщины. Только не забывайте «разбавлять» его более яркими предметами одежды или аксессуарами других цветов.
В школе учитель должен очень осторожно использовать красный цвет в своей одежде, поскольку при всех положительных характеристиках красный цвет при длительном воздействии способен вызывать агрессию, особенно у детей с неустойчивой нервной системой. Подсознательно человек в красном представляет некую опасность для окружающих, не располагает к доверительным, партнерским отношениям. Это, однако, не означает, что его надо исключить из учительского гардероба. Наоборот, его нужно носить, но тогда, когда ситуация требует мобилизации и «закладки непререкаемого авторитета», к примеру, первое родительское собрание, выезд с учениками на экскурсию или важное выступление на учительском совещании, когда нужно произвести впечатление человека авторитетного и компетентного.
Синий – помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не распыляться по мелочам, не разбрасываться. Синий цвет семантически означает покой в душе, спокойное поведение и заботу о том, чтобы делом заниматься честно, не нарушая моральных норм.
Учителя часто неосознанно отдают предпочтение зеленому цвету в своем гардеробе. Необходимо предостеречь их от моноиспользования данного цвета, поскольку при всех его положительных оценках он лишает его обладателя права на эмоции и чувства. Использовать его лучше, дозировано.
С точки зрения влияния на физическое самочувствие желтый цвет повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Не случайно в ведущих школах и университетах Европы рекомендуют использовать тетради с желтыми страницами. Как показала практика, запоминание материала при этом идет в несколько раз быстрее и эффективнее. Желтый цвет также следует включить в гардероб учителя.
Розовый – прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Данный цвет необходим при работе с маленькими детьми, именно поэтому его нужно включить в гардероб учителя начальной школы.
ГЛАВА 2. Практическая часть. Влияние цветовой гаммы в одежде педагогов на эмоциональное состояние обучающихся
3.1. Условия, место и методы проведения исследования
В результате теоретического исследования были найдены ответы и сделаны выводы на поставленные в начале работы задачи, которые частично подтвердили выдвинутую гипотезу: цвет одежды педагога влияет на эмоциональное состояние обучающихся во время учебного процесса. Следующим этапом исследовательской работы стало проведение эмпирического исследования среди обучающихся и педагогов МКОУ Венгеровской СОШ № 2.
В 2020-2021 учебном году изучалось мнение педагогического состава и обучающихся в отношении приоритетности различных цветов в одежде педагогов.
Свои наблюдения и своё мнение о приоритетности того или иного цвета в одежде педагогов нашего образования обучающиеся школы выражали в ходе анонимного опроса по составленной автором анкете с использованием методики М. Люшера, приложение 1. В данном исследование экспериментальной группой стали обучающиеся 9 – 10 классов, общее количество респондентов составило 47 человек и педагогический состав – 18 человек.
Третьем этапом стало составление характеристики педагогического состава и обучающихся 9 – 10 классов, на основе предпочитаемого цвета п методике М. Люшера.
3.2. Результаты исследования
В ходе исследования мнения обучающихся и педагогов относительно предпочтений цветовой гаммы в одежде, были получены следующие результаты:
Вопрос №1. Влияет ли цветовая гамма в одежде педагогов на эмоциональное состояние обучающихся?
49% обучающихся и 90% педагогов ответили, что цветовая гамма в одежде педагогов влияет на эмоциональное состояние обучающихся образовательного учреждения.
Вывод: Большинство из всех респондентов считают, что цветовая гамма в одежде педагогов влияет на эмоциональное состояние обучающихся школы.
Вопрос №2. Какой цвет одежды педагогов помогает концентрации внимания?
По 30,7% всех опрошенных респондентов ответили, что концентрации внимания помогает черный цвет, для 20,4 % синий цвет является привлекательным, 16,4 % думают, что красный цвет. 8,2 % всех респондентов считают, что серый, белый и фиолетовый цвет.
Вывод: Большинство респондентов считают, что концентрации внимания помогают черный и синий цвет.
Вопрос №3. Какой цвет одежды педагогов может вызывать раздражение?
У 24,4 % обучающихся раздражение вызывает красный и серый цвет, у большинства педагогов (66,6%) нет цвета, который бы их раздражал. По мнению респондентов, менее раздражительными цветами являются синий, черный, желтый и ярко – розовый цвет.
Вывод: Обучающиеся считают, что раздражение могут вызывать красный и серый цвет. У педагогов нет цвета, который бы их раздражал.
Вопрос №4. Может ли цветовая гамма в одежде педагогов повлиять на успеваемость обучающихся?
11% обучающихся и 88% педагогов ответили, что цветовая гамма педагогов может повлиять на успеваемость обучающихся.
Вывод: Цветовая гамма в одежде педагогов влияет на успеваемость обучающихся.
Вопрос №5. Должна ли цветовая гамма в одежде педагога соответствовать специфике его предмета?
18% респондентов - обучающихся ответили, что цветовая гамма в одежде педагога должна соответствовать специфике его предмета.
Вывод: Цветовая гамма в одежде педагога необязательно должна соответствовать специфике его предмета.
Вопрос №6. Какая цветовая гамма в одежде педагогов должна быть, по вашему мнению?
Большинство респондентов (29,9%) считают, что цветовая гамма в одежде педагогов должна быть в синих тонах. 28, 3 % - предпочитают одежду черного цвета. Для 10,4 % испытуемых привлекательными цветами в одежде учителей являются белый и желтый. 3 % опрошенных хотели бы видеть педагогов в серых тонах.
Вывод: Большинство респондентов считают, что одежда педагогов должна быть синего и черного цвета.
Вопрос № 7. Какие цвета преобладают в вашем гардеробе?
В гардеробе педагогов МКОУ Венгеровской СОШ № 2 лидирующим цветом являются синий и черный, которые, по мнению обучающихся, помогают концентрации внимания.
Вопрос № 8. Носите ли Вы яркие, вызывающие цвета?
Большинство опрощенных педагогов предпочитают яркие цвета, но в связи спецификой работы не могут этого себе позволить.
Следующим этапом эмпирического исследования стал, анализ психоэмоционального состояния обучающихся 9 – 10 классов. Результаты представлены в таблице.
Уровень | самочувствие | общая активность | настроение |
Низкий | 6 | 3 | |
Средний | 4 | 3 | |
Высокий | 15 | 19 |
Данный факт позволяет сделать заключение о положительном психоэмоциональном состоянии большинства обследуемых обучающихся, а также об отсутствии у них серьезных стрессов и расстройств.
Заключение на обучающихся 9 – 10 классов
МКОУ Венгеровской СОШ № 2
Цель исследования: определение психологического состояния обучающихся.
Дата исследования: 14.09.2020
Методика: восьмицветовой тест М. Люшера.
Результаты исследования:
17 обучающихся (34,7%) чаще всего смурные, замкнутые в себе и слишком серьезные личности. В моменты депрессии они лишь усугубляет положение, затягивают процесс грусти и отстраненности от окружающего мира.
9 респондентов (18,45%) - являются сконцентрированными, уверенными в себе и прямолинейными личностями. Из них выйдут отличные офисные сотрудники. Те, кто умеет тихо, но уверенно добиваться необходимого результата.
7 опрошенных (14,2%) обладают уравновешенностью, работоспособностью, внутренней гармонией и умениями логично оценивать ситуацию.
5 испытуемых (10,2%) являются позитивными и талантливыми личностями, целеустремленными, позитивными и способными подстраиваться под собеседника люди, у них огромное количество идей и талантов.
4 обучающихся (8,2%) обладают сильным характером, очевидной смелостью и целеустремленностью, страстные натуры; присущи импульсивность, властность и упорство, которые могут играть им как на пользу, так и во вред.
3 респондентам (6,2%) нравятся новые начинания, нужна свобода, вдохновени.
2 испытуемых (4%) дружелюбны, учтивы и терпеливы по своей натуре, но в данный момент у них эмоциональная истощенность и нервозность.
Заключение на педагогов МКОУ Венгеровской СОШ № 2
Цель исследования: определение психологического состояния обучающихся.
Дата исследования: 14.09.2020
Методика: восьмицветовой тест М. Люшера.
Результаты исследования:
8 педагогов (44,4%) являются целеустремленными, самоотверженными, имеющие личные взгляды и точку зрения люди. Одежда в подобных тонах веет строгостью, высокой духовностью и серьезной жизненной позицией.
3 педагога (16,6%) любят новые начинания.
2 педагога (11,1%) обладают сильным характером, очевидной смелостью и целеустремленностью, страстные натуры; присущи импульсивность, властность и упорство, которые могут играть им как на пользу, так и во вред.
1 педагог (5,5%) обладает уравновешенностью, работоспособностью, внутренней гармонией и умениями логично оценивать ситуацию.
1 педагог (5,5%) является позитивной и талантливой личностью, целеустремленными, позитивными и способными подстраиваться под собеседника люди, у них огромное количество идей и талантов.
2 респондента (11%) - являются сконцентрированными, уверенными в себе и прямолинейными личностями.
1 педагог (5,5%) чаще всего смурной, замкнутый в себе и слишком серьезная личность. В моменты депрессии он лишь усугубляет положение, затягивает процесс грусти и отстраненности от окружающего мира.
Вывод
В результате проведенного тестирования выявили, что цветовая гамма в одежде педагогов влияет на эмоциональное состояние обучающихся. Черный и синий цвет в одежде педагога лучше всего помогает концентрации внимания, в то время с точки зрения, обучающихся красный и серый цвет одежды могут вызывать раздражение.
В ходе исследований было установлено, что большинство, задействованных в эксперименте обучающихся МКОУ Венгеровской СОШ № 2 считает, что важное место в гардеробе педагога должны занимать «холодные» цвета (синий и черный). И только для 10,4 % испытуемых хотели бы, чтобы педагоги чаще обращались к белому и желтому цвету. По их мнению, теплые цвета ассоциируются с мудростью и опытом педагога, не отвлекают внимание на уроках и благоприятно воздействуют на эмоциональное состояние. Ученики благосклонно относятся также и к черному цвету – цвету элегантности, который ассоциируется с имиджем и авторитетом. Меньше всего ученикам экспериментальной группы нравятся серый цвет, который вызывает раздражительность и беспокойство.
Таким образом, исследование показало зависимость эмоционального состояния обучающихся от цветовой гаммы в одежде педагога. Были выявлены основные цвета, к которым обращаются педагоги школы нашего образовательного учреждения. Если ребенку неприятен внешний вид педагога, невелика вероятность успеваемости ребенка по этому предмету или любви к урокам.
Таким образом, педагогу следует использовать в педагогической практике все цвета, но правильно, исходя из задач и требований ситуаций и знания влияния того или иного цвета на восприятие и психоэмоциональное состояние человека. Использование разнообразной цветовой палитры в одежде и окружении поможет педагогу раскрыть свою индивидуальность, развить те качества, которые ему необходимы, а главное, правильно представить себя окружающим, сформировать свой неповторимый имидж.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый цвет в психологии влияет на сознание человека по-разному и имеет свое значение. Когда мы видим какой-либо цвет, у нас возникает определенная эмоция, повышается или понижается настроение. Под влиянием того или иного цвета люди делают определенный выбор, даже не задумываясь над этим.
Гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Цель работы достигнута, все сопутствующие задачи выполнены. В ходе работы было получено много познавательной и интересной информации.
Обобщая теоретическую и практическую часть исследовательской работы, можно сделать следующие выводы:
Цветовая палитра одежды педагога может влиять на психоэмоциональное состояние обучающихся как негативно, так и позитивно, что, в конечном счете, тем или иным образом отражается на учебном процессе и взаимоотношениях «ученик – учитель».
Результаты исследовательской работы могут быть использованы:
Список используемых источников
Электронные ресурсы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Как влияет цвет одежды на окружающих
Когда говорят, что человека встречают по одежке, имеют в виду не только опрятность его наряда, стильность, ухоженность и дороговизну, но и цвет.
Оттенки подсознательно влияют на восприятие вашего образа. В зависимости от того, какое впечатление вы хотите произвести (и с каким настроем войти в новый коллектив), и стоит выбирать цвет одежды.
Красный
Привлекает внимание, возводит на пьедестал и позволяет окружающим выцепить вас взглядами из любой толпы. Он заряжает энергией и энтузиазмом, увеличивает трудоспособность. Если вы настроены на борьбу и любите, когда на вас смотрят, красный цвет в одежде – ваш выбор.
Однако, там, где в центре должен оказаться кто-то другой стоит быть осторожнее с алым. Другим может показаться, что вы пытаетесь отвлечь взоры от главных персон мероприятия.
Черный
Траурным ноткам черного оттенка предают слишком большое значение. На самом деле, этот цвет элегантен, строг, благороден, респектабелен и подходит абсолютно всем.
Серьезная черная одежда позволяет держать себя в тонусе, концентрироваться на важных задачах и не расслабляться. Но надо понимать, что человек в темном не выделяется из коллектива: чаще всего он незаметен.
Черный цвет помогает переключить внимание окружающих с внешности на личность.
Желтый и оранжевый
Жизнерадостные солнечные тона привносят с собой позитив и оптимистичный настрой. Если вам грустно, принарядитесь с лимонно-горчичные вещи – и настроение приподнимется.
Человек, одетый в канареечные цвета, не остается без внимания на работе: чаще всего к нему относятся по-доброму, положительно, пусть даже с некоторой снисходительностью.
Тот, кто приносит с собой солнце и радость, считается ценным участником и душой проекта: с ним многие желают дружить и делиться секретами.
Синий
Морской оттенок хорош для бизнеса: он внушает уважение, но не страх.
Синий цвет помогает: охлаждает ум, стимулирует творческий подъем, улучшает концентрацию и логику, бодрит.
Персона в синем кажется надежным сотрудником и вызывает доверие: выбирайте данный оттенок для переговоров с партнерами.
Зеленый
Натуральный, близкий к природе цвет располагает и к отдыху, и к труду. С человеком, одетым в изумрудно-травянистую гамму, комфортно общаться, он внушает к себе приязнь и дружелюбное отношение.
Розовый
Легкомысленный дамский оттенок звучит неформально: и нежная лаванда, и кричащая фуксия с трудом вписываются в офисный дресс-код. На совещании такая дама будет выглядеть странно, едва ли кто-то станет воспринимать ее доводы всерьез.
Дамам в розовом (равно как и мужчинам) психологически приписывают мягкий нрав и легкий характер. Это удобно для знакомства, но мешает в бизнесе: трудно произвести впечатление напористого, уверенного, сильного человека, когда на тебе сиреневая рубашка.
Между тем, все нежные пастельные оттенки (кремовый, голубой, мятный, лавандовый) звучат благородно – надевая их, люди кажутся более богатыми, зрелыми, творческими, мудрыми, не пытающимися привлечь к себе внимание дешевыми способами.
Белый
Очень аккуратный, рациональный, опрятный, кристально чистый оттенок.
Ему подсознательно доверяют, он свидетельствует об искренности и профессионализме.
Недаром этот цвет выбран для формы – как школьной, так и врачебной.
Коричневый и серый
Оттенок земли свидетельствует о стабильности и надежности своего «носителя». Он основателен, внушителен, но весьма скучен и тосклив.
Такие же нотки ограниченности, грусти и одиночества находятся и в бесстрастной серой гамме. Но у этих двух оттенков есть веское преимущества: они обыденны и неприметны. Если вы хотите скрыться в толпе (выйти из поля зрения начальства), это идеальный вариант!
Выбирая цвет для повседневной одежды, думайте не только о его свойствах, но и об актуальности в конкретном месте. Деловой стиль подразумевает сочетание светлых и сдержанно-темных оттенков: кремовый + коричневый, белоснежный + черный, голубой +серый. Офисный дресс-код не приемлет пестроту и неоновые акценты. А вот вечером и в выходной вы можете себе позволить любую свободу оттенков! |
Этот древний-древний-древний мир!
Весёлая кукушка
Невидимое письмо
Тигрёнок на подсолнухе
Фотографии кратера Королёва на Марсе