В конспекте раскрыты следующие вопросы: история создания школьной формы, школьная форма в разных странах, школьная форма – сегодня, плюсы и минусы школьной формы
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shkolnaya_forma.doc | 480.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей
Станция юных техников Устиновского района г. Ижевска
Конспект выступления на школьной конференции
«Школьная форма – «за» и «против»».
Подготовила Шабалина Ксения
Руководители: Лаврентьева Т.А.
Рябчикова А.С.
Содержание.
Цель исследования: объяснить причины возникновения школьной формы и выявить «за» и «против».
Задачи:
Введение.
Проблема единой школьной формы рано или поздно возникает в каждой школе. О необходимости введения школьной формы последнее время говорится даже на высшем уровне власти. Единая школьная форма дисциплинирует, настраивает на рабочий лад, прививает вкус к деловому стилю одежды, искореняет проблему «кто дороже одет», экономит родительские деньги, воспитывает чувство сопричастности и принадлежности к родной школе и гордость за неё. Коллектив МБОУ СОШ № 16 г. Ижевска стремится к созданию такой образовательной среды в школе, которая позволит обеспечить успешность каждого ребенка в процессе самореализации в системе социальных отношений вне зависимости от его физиологических особенностей, учебных возможностей и склонностей. Каждый должен реализовать себя как субъект деятельности, общения и познания. Школьная форма позволяет создать условия для формирования у обучающихся ощущения общности, коллективизма, общего дела, наличия общих целей и ценностей. Кроме того, позволяет решить проблемы «неравенства» и «безвкусицы» в одежде, будет способствовать экономному и рациональному расходованию родительских средств на приобретение одежды для школьников, а также соблюдению санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к одежде детей и подростков, следовательно, сохранению здоровья обучающихся. Таким образом, наличие школьной одежды направлено на:
- решение воспитательных задач (формирование чувства коллективизма, сопричастности общему делу, гордости за родную школу, повышение дисциплинированности, воспитание вкуса и стиля в одежде);
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся (благодаря использованию одежды, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям);
- обеспечение экономного и рационального расходования родительских средств при приобретении одежды для школьников.
История создания школьной формы.
У школьной формы в России богатая история. Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной. Форма девочек тоже была строга: коричневые платья с фартуками из ткани высокого качества и с изящным покроем, который делал девичий силуэт стройным.
Однако уже в те времена гимназисты относились к форме неоднозначно. С одной стороны, гордились, потому что в гимназиях учились дети состоятельных родителей, и форма подчеркивала их принадлежность к высшему сословию. С другой стороны, не любили, потому что форму обязывали носить после уроков. Если гимназистов в форме засекали в неположенных местах: в театре, на ипподроме, в кафе, ресторациях – им приходилось несладко. В дни российских торжеств гимназисты одевались в праздничную форму, приближенную к одежде взрослых: костюм военного кроя для мальчика и темное платье с плиссированной юбкой до колен – для девочки.
В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена. Старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям.
Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка — бедность.
Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого. Однако со временем, было решено возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. Произошло это в 1948 году, в период всеобщего «обмундирования», когда ведомство за ведомством одевались в форму. Школьная форма образца 1948 года фактически копировала фасон формы классических гимназий — и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам. Дожила эта форма до конца 1962 учебного года. Первоклассники-мальчики сентября 1962 года пошли в школу уже в новой форме — без фуражек с кокардой, без поясных ремней с массивной пряжкой, без гимнастерок. Форма для девочек практически не изменилась.
В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы, а в 1973-м — в костюмы из синей полушерстяной ткани, с эмблемой и алюминиевыми пуговицами. В 1976 году девочки также стали одеваться в новую форму. С той поры девочки стали ходить в темно-коричневых платьях, а мальчики – в синих костюмах. В середине 80-х произошла последняя реформа формы: мальчикам и девочкам пошили пиджаки синего цвета.
И только в 1992 году школьную форму отменили, исключив соответствующую строку из закона “Об образовании”. Коричневые платья и синие костюмы заменили “вареные джинсы”, брюки-клеш и девичьи наряды в духе “кто во что горазд”.
Все родители, конечно же, прекрасно помнят свои школьные годы, синие костюмы-двойки у мальчиков, чопорные коричневые платья с белыми манжетами, черные и белые фартуки у девочек.
Школьная форма в разных странах.
Школьная форма в других странах отличается от нашей: где-то она более консервативна, а где-то - очень модная и необычная.
Современные ученики консервативной Англии по-прежнему любят школьную форму, которая является частью истории их учебного заведения. Например, в одной из старинных английских школ для мальчиков ученики с XVII века по сей день, носят форменные галстуки и жилетки и, между прочим, гордятся тем, что одежда подчеркивает их корпоративную принадлежность.
Каждая престижная школа имеет свой собственный логотип, воспроизведенный на галстуках учеников. Так что сорочки и галстуки, блейзеры и шляпки – стандартный набор для юных британцев.
Во многих бывших колониях Великобритании форма не была отменена, и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке.
Во Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах. В Польше — до 1988 года.
В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики могут участвовать в её разработке.
В Японии для большинства средних и старших школ обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков, и белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку — “матросский костюм”. К форме обычно даётся ещё и большая сумка или портфель.
За пределами школы девочки тоже одеты по-школьному, потому что альмаматер – это эталон и образец для подражания.
Мальчики носят «гакуран»: брюки и темный пиджак с воротником-стойкой и рядом пуговиц. Фасон, кстати, имеет прусские корни: такую форму носили солдаты прусской армии XIX века. Это, ни много ни мало, отголоски тех времен, когда Япония заимствовала идеи, в том числе и образовательные, у стран просвещенной Европы.
В японских школах частенько проходят показы мод, где каждая школа демонстрирует собственные ноу-хау в сфере школьного обмундирования. Даже персонажи японских мультиков манга часто одеты в гакуран.
В Японии выпустили курточки для учеников, осна-щенные встроенной спутниковой системой навигации GPS. Она позволяет родителям отслеживать место нахождения детей через свои персональные компьютеры. Система имеет важное дополнение: если ребенку кто-нибудь или что-нибудь угрожает, он может послать сигнал тревоги в службу безопасности, просто нажав кнопку.
В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. Главное ее назначение – служить символом и опознавательным знаком, который отличает учащихся одного учебного заведения от питомцев другого. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code). Запрещены слишком открытые топы, низко сидящие брюки.
На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.
В Австралии дети помладше ходят на занятия в джинсах и фуфайках. Но если юный австралиец определился с выбором специальности, он будет носить только строгий костюм.
Для мусульман, например в Великобритании, важен учет не только национальных, но и религиозных норм в школьной форме.
В большинстве европейских стран также нет единой формы, всё ограничивается достаточно строгим стилем. Во многих странах мира вопрос о школьной форме, как и у нас, остается открытым.
Школьная форма – сегодня.
Зачем в школе вводится школьная форма?
Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий. Форма дисциплинирует человека. Единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде. Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде. Нет проблемы "В чем пойти в школу", у детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться. Школьная форма экономит деньги родителей.
Почему было принято решение о введении школьной формы?
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дает право образовательной организации устанавливать требования к одежде обучающихся. В нашей школе введена школьная форма для каждого класса. Это решение Управляющего совета школы, т.е. не только учителей, но прежде всего родителей. Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.
Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. И нам очень бы хотелось, чтобы учащиеся школы гордились своей принадлежностью именно к нашей школе и тем, что они носят особенную форму.
Во-вторых, школьная форма имеет дисциплинирующее воздействие. Ребенок со школьной скамьи привыкнет носить одежду к месту и ко времени. Какой бы дизайн ни придумали модельеры для школьной формы, этот дизайн в любом случае будет строгим и деловым, не допускающим вольностей и не отвлекающим учеников от основного занятия – изучения школьной программы. Дети должны с детства привыкать к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это – средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие.
В школах, где единой формы нет, учителям приходится прилагать гораздо больше усилий для поддержания дисциплины и борьбы с вызывающим поведением отдельных учеников.
Вы никогда не задумывались, почему на празднике Последнего звонка в школе подавляющее большинство выпускниц одевается в форменные коричневые платья с белыми фартучками, а молодые люди в строгие костюмы. Это было логично лет 10–12 назад, когда выпускники еще застали период одинаковой для всех школьной формы. Поэтому такие наряды были проявлением ностальгии по уходящему детству. Нынешние школьники не имеют никакого представления о том, как это: будучи поголовно одинаковыми, суметь проявить свою индивидуальность. Тем не менее и они продолжают следовать традициям и, прощаясь со школой, надевают советскую школьную форму. 25 мая каждого года на праздник “Последний звонок” девушки-выпускницы приходят на праздник в школьной форме старого образца и белых передниках. Кто-то позаимствовал форму, у кого-то она сохранилась в “сундуках”. Получается очень нарядно и торжественно.
Совсем еще недавно вопрос о школьной форме оставался без внимания, то сегодня проблема одежды для школьников вновь становится актуальной, и во многих общеобразовательных школах и лицеях нашей страны наблюдаются тенденции к ее возрождению.
Психологи за возращение школьной формы, при условии, что она будет удобной и красивой.
Также возник ряд опасений за здоровье школьников, которые посещают занятия в одежде, далеко не всегда безопасной для их здоровья. К примеру, чрезмерно узкая и тесная одежда ухудшает кровообращение, что способствует нарушению функций внутренних органов. Также опасение специалистов вызывает излишняя легкость одежды учащихся, которая может стать причиной переохлаждения и развития серьезных заболеваний.
Пояснично-крестцовая область и нижняя часть живота – зоны, где сосредоточены нервы и сосуды, обеспечивающие функционирование почек, мочевого пузыря, органов половой системы, спинного мозга. Длительное их переохлаждение приводит к раздражению нервных окончаний и спазму сосудов.
Нарушенное кровоснабжение одновременно с переохлаждением – мощный стрессовый фактор для организма в целом. При ношении узкой одежды, особенно джинсов, происходит резкое ухудшение кровотока в области таза, затруднение венозного и лимфатического оттока. Как следствие – застой крови в малом тазу, нарушение нормального функционирования органов половой системы, мочевого пузыря, кишечника. Таким образом, одежда ребенка должна быть прежде всего безопасной для здоровья.
С точки зрения психологов:
- деловой стиль одежды способствует меньшему раздражению нервной системы за счет сдержанности цветового решения и правильности линий, что способствует лучшей концентрации внимания, меньшей утомляемости, большей работоспособности (это особенно актуально для младших школьников).
- Школьная форма подчеркивает принадлежность человека к данной организации. Если школа является для учащихся авторитетным социальным институтом, то принадлежность к ней и соответствующей группе вызывает стремление к осуществлению ведущей деятельности этой группы.
- В подростковой субкультуре единая форма одежды способствует снятию проблемы конкуренции и первенства среди сверстников по критерию «лучшей одежды». Исчезает и возможность эпатажа окружающих отдельными школьниками из-за ношения одежды вызывающего вида. В результате не повышается уровень тревожности, обусловленными заниженной самооценкой, улучшается эмоциональное самочувствие и создается благоприятный микроклимат в группе подростков.
Для того чтобы узнать мнение о необходимости введения школьной формы, мы провели анкетирование среди учащихся и их родителей.
Из опрошенных учащихся начальных классов все согласны носить школьную форму. При этом они считают, что она необходима:
- «чтобы не выделяться»;
- «чтобы не было зависти, или, наоборот, никого не обижали»;
- «чтобы все были прилежно одеты»;
- «чтобы выглядеть культурно».
У каждого класса должна быть своя форма, чтобы отличаться от других классов.
Резко отрицательно к введению школьной формы относятся лишь 7% родителей, тогда как 90% относятся положительно, и 3% «воздержался». Проанализировав анкеты, мы выявили «плюсы» и «минусы» школьной формы.
Школьная форма. Плюсы.
Школьная форма. Минусы.
Вывод.
Сколько споров и разных мнений о введении школьной формы. Одни считают, что школьная форма необходима. Другие придерживаются мнения, что она вредит гармоничному развитию личности. Есть люди, которые считают, что школьная форма – изобретение советского руководства.
Мы пришли к выводу, что имеет смысл ввести школьную форму. Современная школьная форма – это набор одежды и аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться, оставаясь при этом школьной формой.
Школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу. Школьная форма помогает учиться: дети и подростки не соревнуются, кто лучше одет, а гордятся единой униформой. Для учащихся школа - это их жизнь, их работа, к которой нужно относиться со всей серьезностью. А одежда, сшитая со вкусом, ко многому обязывает. Она должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность. Если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно.
Список литературы
Приложение.
Анкета.
- Согласен (почему?________________________________________________________)
- Не согласен (почему?______________________________________________________)
Плюсы: Минусы:
_______________________________ ____________________________________
_______________________________ ___________________________________
_______________________________ ___________________________________
_______________________________ ___________________________________
Как нарисовать ветку ели?
Ель
Как Снегурочке раскатать тесто?
Ворона
Подарок