Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 39.14 КБ |
Паспорт доклада
Ф.И.О. автора (авторов) | Штрак Анастасия Ивановна |
Муниципальное образование, ОУ |
МОУ «Крутовская СОШ» |
Ф.И.О. научного руководителя, его должность | Федорова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы |
Название доклада | Прозвища жителей моего села |
К какой номинации относится («Русский язык» или «Литература») | Русский язык |
Краткое обоснование актуальности и научной новизны | Актуальность заключается в том, что прозвища играют значительную роль в повседневной жизни человека, являясь дополнительным, неофициальным именованием человека, которые используются для наиболее точной, личностной, оценочной характеристики называемого и выделяющие его в коллективе. Научная новизна работы в том, что до настоящего времени вопросы о происхождении прозвищ, их систематизации детально не разработаны и не обобщены. Именно прозвища наименее исследованы среди антропонимов. |
Основные результаты или выводы | 1. Прозвища являются неотъемлемой частью жизни учащихся нашей школы. 2. Прозвища являются вторым, неофициальным именем, которое используется в повседневном общении. Происхождение их мотивированно, а сами они представляют собой систему, не менее сложную, чем система имён. 3. Прозвища зачастую прямо и непосредственно характеризуют человека. 4. Анализируя прозвища, я ещё раз убедилась в богатстве русского языка и меткости русского слова. |
Оглавление
Введение стр. 3-4
Глава 1. Прозвища как вид антропонимов. стр. 5-7
глава 2. Практическое исследование прозвищ учащихся МОУ «Крутовская СОШ» стр. 8 — 10
Заключение стр. 11
Список литературы стр. 12
Приложение стр. 13 — 15
Введение
Имена собственные занимают особое место в языке. Они служат для наименования предмета или лица. Это одна из распространенных и важных функций языка. Этой функцией пользуется каждый человек в течение своей жизни. Поэтому собственные имена давно стали предметом изучения одного из разделов языкознания, который получил название ономастика (от греческого слова — имя). Эту науку иначе называют ономалогией. В последние десятилетия, став самостоятельной наукой, ономастика разделилась в свою очередь на ряд более узких дисциплин: антропонимию (изучает личные человеческие имена), зоонимию (изучает клички животных), топонимию (изучает географические названия). Но меня больше всего увлек исследовательский материал по возникновению прозвищ. Я решила провести исследование действующих прозвищ учащихся своей школы.
Актуальность исследования. Прозвища — играют значительную роль в повседневной жизни человека в бытовом (неформальном) общении. Прозвища — дополнительные, неофициальные именования человека, использующиеся для наиболее точной, личностной, оценочной характеристики называемого и выделяющие его в коллективе. Именно прозвища наименее исследованы среди антропонимов. Я думаю потому, что они являются неофициальными именами, рассказывающими о дополнительных признаках личности. Поэтому я считаю, что данная тема актуальна в наши дни. Важность и значимость изучения прозвищ отметил еще В.К. Чичагов, один из основоположников русской послереволюционной ономастики. Он дал классическое определение этому наименованию и предложил классификацию прозвищ. Ученый внес большой вклад в разработку вопроса о разграничении имен и прозвищ в истории языка, но современными прозвищами не занимался. И до настоящего времени вопросы о происхождении прозвищ, их систематизации детально не разработаны и не обобщены. Сбор и описание прозвищ учащихся моей школы — исследование, которое развивает интерес к изучению русского языка, истории, краеведения.
Целью моей работы является — изучение прозвищ учащихся школы, их происхождение, классификация.
Гипотеза
Существует мнение, что прозвище – категория вечная, оно существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища распространены среди школьников. Так ли это?
Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи работы:
Практическая значимость моей работы состоит в определении места и роли прозвищ. Полученные результаты исследования могут быть использованы для составления антропонимических словарей.
Методы исследования:
Материалом для исследования использовались следующие словари: Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Словарь живого Великорусского языка В.И. Даля, Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова, Словарь синонимов под редакцией А.П. Евгеньевой и справочная литература.
Глава 1. Прозвища как вид антропонимов.
В повседневной жизни, при неформальном общении наряду с именами человек часто употребляет прозвища. Но какое значение имеет слово прозвище в словаре?
Словарь С.И. Ожегова говорит: «Прозывать; прозвать кого; называть; именовать; давать называть названье, кличку, имя или проименовывать; давать кличку, добавочную к имени; прозванье либо прозвище».
В Словаре живого Великорусского языка В.И. Даля дается следующее трактование слова: «Прозванье, проименование, фамилия человека, придаточное имя, которое носит вся семья; иногда прозванье значит добавочную к семейному, родовому прозванью кличку, имя, какое приложили кому в шутку, или по какому — либо случаю прозваны».
Словарь Д.Н. Ушакова даёт следующее определение: «Прозвище, название, данное человеку помимо его имени и содержащее в себе указание на какую-либо черту характера, наружности, деятельности данного лица».
В словаре синонимов под редакцией А.П. Евгеньевой написано: «Прозвище — название, указывающее какую-либо черту, особенность и данное кому-либо в шутку, в насмешку».
В. К. Чичагов даёт следующее определение прозвищам — это «слова, даваемые людям в разные периоды их жизни по тому или иному свойству или качестве этих людей и под которыми они известны обычно в определенном, часто довольно замкнутом кругу общества».
Таким образом, можно сделать вывод, что прозвища являются вторым именем, происхождение их мотивированно, а сами они представляют собой систему, не менее сложную, чем система имён. В отличие от последних прозвища зачастую прямо и непосредственно характеризуют человека, при этом отличительно и то, что прозвище не оглашается прямо в отличие от имён, отчеств, фамилий, относящихся к официальной сфере употребления, и не связанных с образными и эмоциональными переживаниями.
Имя каждому из нас подбирают родители. Прозвище человеком получено в течение жизни по какому-любо признаку. Оно применимо только при близких отношениях между людьми или при отсутствии уважения.
Так какое же сходство и различие существует между именем и прозвищем?
Сходство заключается в том, что и имя, и прозвище — имена собственные. Оба они образуются от самых обычных слов. И то имени, и от прозвища могут легко образовываться фамилии (Ивановы, Федоровы, Гариловы, Казаковы).
Вместе с тем присутствуют различия:
- имя упротребляется как внутри семьи, так и во вне, всюду, вплоть до официального документа;
- прозвище применимо только при близких отношениях между людьми или при отсутствии уважения. Ни в один документ прозвище не входит;
- имя постоянно остаётся с отчеством и фамилией, а прозвище никогда;
- из имени легко образуется отчество, а из прозвища нет;
- имя почётно, прозвище — нет.
Прозвище – явление вечное, оно существовало всегда и может возникать в любом коллективе. Даже в случайно собравшейся группе людей (в магазине, на вокзале) кто-либо из присутствующих может легко получить прозвище, чем-либо выделяясь из общей массы собравшихся своей внешностью, поведением, подвижностью, речью и тому подобное. Правда такие прозвища долго не живут, потому что люди расходятся, и прозвище тут же забывается. Но там, где люди постоянно общаются друг с другом, прозвища могут быть устойчивыми в течение длительного времени.
Первые в жизни прозвища дети получают от родителей и близких людей. Каждый маленький ребенок наделяется разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем (зайка, карапуз, егоза, малой). Существуют прозвища как персональные, так и групповые (семейные, родовые, коллективные). Например, «буквари» (дети начальных классов – коллективное прозвище).
Как правило, прозвище появляется у человека в подростковый период. Прозвища – чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей и становятся образцом тонкой и изощренной системы. Функции, которые они выполняют при этом:
- выдвижение лидеров;
- различение детей с одинаковыми именами;
- подчеркивание преемственности по родовой линии;
- поддразнивание;
- проявление симпатии.
Но как возникают прозвища? Исследования ученых показали, что существуют четыре основных принципа происхождения прозвищ: по внешнему
виду, по месту рождения, по характеру, по виду деятельности. Но есть и другие номинации: по физическим, интеллектуальным качествам, по событиям или случаю из жизни.
В работе лингвиста К. Н. Давыдовой прозвища разделены на три группы:
1)прозвища, которые относятся к жителям некоторых населенных пунктов в целом;
2) прозвища, относящиеся к отдельным семьям, - «семейные прозвища»;
3) прозвища, относящиеся к отдельным лицам, - «личные прозвища».
Прозвища, которые дают конкретную оценочную характеристику отдельных лиц, делятся на 6 групп:
1. По внешнему признаку;
2. По различным (чаще отрицательным) свойствам характера, поведения;
3. По линии внутренних качеств;
4. По особенностям речи;
5. По месту прежнего местожительства
6. По прозвищу кого-либо из родственников, образованные от фамилии, имени.
Глава 2. Практическое исследование прозвищ учащихся МОУ «Крутовская СОШ»
Прозвища школьников — разряд имён собственных, который до сих пор не привлекал внимания ученых. А школьников прозвища всегда интересуют. Есть такие, к сожалению, прозвища, которые приносят ребятам много горьких минут. Они всегда были, есть и будут, поэтому я решила провести небольшое исследование. Были опрошены ученики 5-11 классов.
Сбор материала для исследования проводился в форме опроса. В рамках практического исследования было опрошено 36 учащихся 5-11 классов, а также 14 педагогов. Были предложены следующие вопросы:
1. Укажите свой пол, возраст.
2. Есть ли у вас прозвище?
3. Укажите, в каком возрасте у вас появилось прозвище.
4. С чем, по вашему мнению, связано появление прозвища?
5. Давали ли вы кому-нибудь прозвища?
6. Как вы относитесь к прозвищам?
Были получены следующие данные: у 33 из 50 респондентов прозвища имелись в тот или иной период жизни, у 17 опрошенных прозвищ не было. Но самих прозвищ было записано 44, потому что некоторые имеют несколько прозвищ.
По времени возникновения прозвищ из опрошенных людей 25 указали школьный возраст, 8 – до школы.
На вопрос, с чем связано было прозвище, 15 ответили, что с фамилией или именем, 5 – с чертами внешности, 14 – с чертами характера, 6 – случайные.
По вопросу «Давали ли вы кому – нибудь прозвища?» 47 – признались, что давали, а 3 человека ответили отрицательно.
По отношению к прозвищам было опрошено 50 человек, из которых 38 человека ответили – с юмором, 5 – обижались, 7 – не обращали внимания. Анализируя анкеты, мы заметили, что прозвища распространены в основном среди мальчиков, что много прозвищ возникает с приходом детей в школу, потом их количество медленно, но неуклонно растёт по 9-й класс. Почему так происходит? Это ещё один вопрос, на который надо искать ответ.
По тем прозвищам, которые ребята придумывают одноклассникам, товарищам, удалось отметить способы их образования.
Тогда было решено изучить закономерное в происхождении прозвищ. Среди прозвищ, которые я изучила, можно выделить следующие группы:
1. Образованные от фамилии носителей прозвищ: Шуруп (Шурпак), Визма (Визмитина), Пося (Постников), Щегол (Щеглов), Жук (Жукова), Скитлс (Скитёва), Мартын, Мартышка (Мартынов), Блажная (Блажнова), Юдаха (Юдаев).
2. От личных имен носителей прозвищ: Кировец (Кира), Шура (Александра), Татоша (Анатолий), Лехандро (Алексей), Виктор (Виктория),
3. По внешним признакам человека: Нигга (смуглый), Кучер (кудрявый), Мулатка (смуглый цвет кожи), Пеликан (высокий рост), Пузырь (пухлый, полноватый).
4. По особенностям характера, поведения, привычкам человека: Вылка (дефект речи), Босс (любит руководить), Президент (сказала, что когда станет президентом, всех насильников и садистов отправит на вечное поселение в Сибирь и дальше), Девочка ЧП (часто попадает в нелепые, травмоопасные ситуации), Прищепка (пристаёт ко всем с вопросами, разговорами), Конюх (любит лошадей, ухаживает за ними, выезжает их), Чукча (часто поведение и поступки отличаются от поведения и поступков других людей, то есть странный человек, непредсказуемый), Балбасов (много и быстро говорит, часто нельзя понять смысл того, о чем говорит), Сломанный калькулятор (быстро считает).
5. По какому-то событию, поступку человека, носителя прозвища: Маляр (назван так потому, что однажды, испачкав стены раздевалки, его заставили их помыть), Банан (получила прозвище от одноклассников после того, как пришла в школу с жёлтыми волосами (неудачное осветление волос), Нечто (приобрела большую популярность после того, как снялась в телевизионной передаче), Бригадир (очень любит руководить ребятами на сельхозработах, при уборке территории), Электровеник (получил прозвище еще в начальных классах после того, как убрал очень быстро отведенную территорию на субботнике).
6. Прозвища, которые передались по наследству от родственников: Кот (перешло от деда, означает любопытный, везде успевает и всё знает), Мутный (перешло от отца, означает неопределившийся, переменчивый характер), Киткин (так называют дядю, а теперь и племянника, образовано по имени дяди Никита), Фермер (перешло от отца, в своё время тот работал в хозяйстве у фермера).
Несколько прозвищ, примерно 10 % от всех прозвищ остались для меня невыясненными по своему происхождению, например: Капчиха, Бугор, Данта, Индус, Попка-пирожок, Карбюратор. Ребята не смогли или не захотели дать объяснение происхождению этих прозвищ.
Я выяснила еще один немаловажный факт. Проанализировав ответы ребят, я заметила, что много прозвищ возникает с приходом детей в школу и в годы учебы в начальных классах, потом их количество медленно, но неуклонно растёт по 9 класс, а в 10-11 классах резко сокращается. Почему так происходит? Это еще один вопрос, на который надо искать ответ.
Есть еще одно обстоятельство, на которое нельзя не обратить внимание. Например, то, что у некоторых ребят прозвищ нет вообще, а у других их число может доходить до трёх и более. Почему у одних ребят одно и тоже прозвище держится на протяжении всей школьной жизни, а у других часто одно прозвище сменяется другим? У меня пока больше вопросов, чем ответов. Но так как поставленной цели я достигла. Считаю, что сумела представить не только интересный, но и ценный материал, который объясняет что-то в нас самих.
Заключение
Подводя итог своей работе, я на основе изученной литературы и проанализированных ответов ребят о прозвищах, хочу сделать обобщающий вывод:
1. Прозвища являются неотъемлемой частью жизни учащихся нашей школы, плод коллективного творчества.
2. Прозвища являются вторым, неофициальным именем, которое используется в повседневном общении. Происхождение их мотивированно, а сами они представляют собой систему, не менее сложную, чем система имён.
3. Прозвища зачастую прямо и непосредственно характеризуют человека, в большинстве по внешним признакам, особенностям характера, поведения, привычкам, какому-то событию, поступку человека, носителя прозвища.
4. Анализируя прозвища, я ещё раз убедилась в богатстве русского языка и меткости русского слова.
Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, что среди школьников распространены прозвища, нашла свое подтверждение.
Таким образом, прозвища занимают значительное место в общении людей, а их изучение даёт нам очень многое: помогает глубже изучить самих себя, то есть нас, школьников.
Изучение прозвищ, исследование их судеб в разные времена даёт нам очень многое, помогает глубже изучить историю быта, прошлого нашей Родины. Изучение прозвищ необходимо также для восстановления словарного запаса русского языка. Исследовательская работа убедила меня в том, что прозвища могут быть интереснейшим источником для исследований, так как в них отражаются время и человек - его общественное положение и духовный мир.
Список литературы
М., 1999г.
Приложения
1. Анкета — опросник
1. Укажите свой пол, возраст.
2. Есть ли у вас прозвище?
3. Укажите, в каком возрасте у вас появилось прозвище.
4. С чем, по вашему мнению, связано появление прозвища?
5. Давали ли вы кому-нибудь прозвища?
6. Как вы относитесь к прозвищам?
2. Результаты опроса
1 | Укажите свой пол, возраст. | 20 лица мужского пола 30 лица женского пола |
2 | Есть ли у вас прозвище? | 33 человека |
3 | Укажите, в каком возрасте у вас появилось прозвище. | 25 школьный возраст 8 до щколы |
4 | С чем, по вашему мнению, связано появление прозвища? | 15 по фамилии, имени 5 по чертам внешности 14 по чертам характера 6 случайные |
5 | Давали ли вы кому-нибудь прозвища? | 47 давали прозвища 3 никогда не давали прозвищ |
6 | Как вы относитесь к прозвищам? | 38 с юмором 5 с обидой 7 не обращают внимания |
3. Картотека школьных прозвищ
№ п/п | Имя, фамилия учащегося | Класс | Прозвище | Когда появилось прозвище | Кто дал прозвище |
1 | Кира Толстова | 1 | Кировец | С детства | Друзья |
2 | Арсений Щеглов | 3 | Щегол | В школе | Друзья |
3 | Алина — Милада Визмитина | 4 | Визма | В школе | Друзья |
4 | Данила Максимчук | 4 | Чукча | В школе | Друзья |
5 | Юлия Скитёва | 4 | Скитлс | В школе | Друзья |
6 | Сергей Шурпак | 5 | Шуруп | В школе | Одноклассники |
7 | Юлия Жукова | 5 | Жук | В школе | Одноклассники |
8 | Владислав Мартынов | 5 | Мартын Мартышка | В школе | Одноклассники |
9 | Алексей Тен | 5 | Лехандро | В школе | Друзья |
10 | Юлия Колыванова | 5 | Мулатка | В школе | Друзья |
11 | Ангелина Лаврик | 5 | Девочка ЧП | В 5-м классе | Друзья |
12 | Святослав Лазаренко | 5 | Фермер | С детского сада | Друзья |
13 | Евгений Антонов | 5 | Балбасов Сломанный калькулятор Электровеник | В школе | Одноклассники |
14 | Евгений Палачев | 5 | Мутный | С детства | Друзья |
15 | Даниил Батылин | 6 | Прищепка | В школе | Друзья |
16 | Данила Юдаев | 6 | Юдаха | В школе | Друзья |
17 | Алексей Горностаев | 7 | Кот | В школе | Друзья, отец |
18 | Денис Егоркин | 7 | Киткин | С 3-го класса | Друзья |
19 | Дарина Блажнова | 8 | Блажная | С 6-го класса | Одноклассники |
20 | Лилия Барыкина | 8 | Вылка | В школе | Друзья |
21 | Лилия Антонова | 8 | Конюх Данта | В 7-м классе | Друзья |
22 | Вероника Мартынова | 8 | Президент | В 7-м классе | Одноклассники |
23 | Кристина Кочеткова | 8 | Нечто | В 7-м классе | Друзья |
24 | Роман Лягин | 9 | Нигга Карбюратор Индус | В школе | Друзья, отец |
25 | Степан Лазаренко | 9 | Бугор Бригадир | В школе | Друзья |
26 | Матвей Храмов | 9 | Маляр | С 6-го класса | Одноклассники |
27 | Ангелина Батащук | 9 | Босс | В 8-м классе | Друзья |
28 | Сергей Тягунов | 9 | Пузырь Попка- пирожок | В 9-м классе | Друзья |
29 | Ксения Семёнычева | 10 | Капчиха | В школе | Друзья |
30 | Сергей Постников | 11 | Пося | В 7-м классе | Одноклассники |
31 | Анатолий Пивоваров | 11 | Татоша Кучер | В 7-м классе | Одноклассники |
32 | Александра Лукьянова | 11 | Шура | С детского сада | Друзья |
33 | Ирина Галактионова | 11 | Банан | С 6-го класса | Одноклассники |
34 | Виктория Кандалова | 11 | Виктор Пеликан | В школе | Друзья |
Злая мать и добрая тётя
Басня "Две подруги"
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Рисуем подснежники гуашью
Пустой колос голову кверху носит