Исследовательская работа обучающихся о подвиге нашего земляка
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnyy_proekt_pamyat_naroda.doc | 60.5 КБ |
МКОУ «Школа №7»
Информационный проект «Память народа»
Руководитель
учитель начальных классов
Сечная Ирина Владимировна
Содержание
«Вячеслав Филиппович Башкиров»
Введение
У каждого народа есть своя история, свои герои, своя память. Курский край- часть славной истории русского народа. Какие бы испытания в многовековой истории ни выпадали на долю курян, они всегда оставались на высоте своего предназначения- быть частицей священной Руси, приумножать ее славу и честь в делах. Страшное испытание выпало на долю курян в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Более месяца бойцы регулярной армии, полки народного ополчения, истребительные батальоны сдерживали вражеские войска на дальних подступах к Курску. В первых числах ноября бои развернулись на баррикадах города.
Свыше 450 дней Курская область находилась в тылу немецких войск. Были разрушены все государственные предприятия, несколько десятков тысяч жилых домов. Сожжены школы, больницы, театр, цирк, мосты, вокзал, нарушены транспортные магистрали. В 1943 году под Курском развернулось крупнейшее в истории мировых войн сражение советских войск с немецкой бронированной армадой на Курской дуге. Дорогой ценой далась эта победа: на полях сражений, в немецкой неволе пали и пропали без вести 200тысяч курян. За героические подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза удостоены 425 человек. Среди них - летчик Вячеслав Филиппович Башкиров.
Цель нашей работы: Исследование подвига нашего земляка, летчика Вячеслава Филипповича Башкирова, героя Великой Отечественной войны, изучение его боевого пути, наград.
В своем исследовании мы поставили задачи:
1.Собрать сведения о герое Великой Отечественной войны Башкирове Вячеславе Филипповиче;
2. Познакомиться с фотографиями, документами героя;
3. Проанализировать материалы интернет-источников, сайта «Подвиг народа»,военной литературы, дающие сведения об этом человеке;
4. Посетить музеи нашего города;
5. Рассказать о своей работе одноклассникам.
Гипотеза исследования: Вячеслав Филиппович Башкиров-защитник Родины, принимал участие в Великой Отечественной войне и внес неоценимый вклад в Великую Победу.
Объект исследования: Великая Отечественная война
Предмет исследования: Вклад Вячеслава Башкирова в победу над фашистской Германией.
Глава 1
Башкиров Вячеслав Филиппович, родился 22 апреля 1915 года в селе Иванино Курчатовского района в крестьянской семье Филиппа Тихоновича и Матрёны Андреевны. В семье было три сына, все они связали свою судьбу с авиацией. Все трое стали летчиками. Старший, Николай, погиб при испытании нового самолета, младший, Александр, отдал жизнь за родину в 1941г., защищая небо Москвы от вражеских бомбардировщиков. У среднего брата, Вячеслава, жизнь в авиации сложилась по-другому. Он окончил 7 классов Иванинской средней школы, в 14 лет поступил в Воронежский техникум Гражданского Воздушного Флота. Потом поехал молодым специалистом в Москву, стал работать в учреждении гражданской авиации. Как стахановца, выполнявшего нормы на 130-150% и активиста Осоавиахима его направляют в Центральный аэроклуб СССР. По окончании стал летать инструктором в спортивном отряде.
В 1940 г. Тимирязевский райвоенкомат столицы направил его в военное авиаучилище. Здесь он учился летать на боевом самолете И-16 у Ивана Кожедуба, который в годы войны стал трижды Героем Советского Союза. Башкиров, прочно усвоил азбуку воздушного боя, правила, которым должен следовать истребитель в схватке с противником. Там, на аэродромах авиаучилища, их обоих - инструктора Кожедуба и курсанта Башкирова и застала война. И пришлось осваивать новый самолет-истребитель ЯК-1. И только тогда получил, наконец, назначение - комиссаром эскадрильи 102-й авиадивизии, прикрывавшей от вражеских ударов с воздуха Сталинград. На берегах Волги Вячеслав Филиппович получил боевое крещение, был удостоен ордена Ленина и геройской медали "Золотая Звезда".
Маршал Советского Союза А. И. Ерёменко, командовавший в ту пору войсками, защищавшими волжскую твердыню, в своих мемуарах уже после войны писал:
"102-я истребительная авиационная дивизия с приближением линии фронта к Сталинграду в основном выполняла задачу по охране своих наземных войск на линии фронта. Боевые вылеты в большинстве случаев заканчивались групповыми воздушными боями. При этом нередко приходилось иметь дело с превосходящими силами истребительной и бомбардировочной авиации противника. Личный состав 102-й истребительной авиационной дивизии с честью выдержал это испытание".
Башкиров гордился тем, что в боевые подвиги дивизии вложена частица и его посильного ратного труда. 130 боевых вылетов сделано комиссаром эскадрильи в сталинградском небе. Он выполнял боевые задания крылом к крылу с другими лётчиками. И, кроме того, каждодневно, ежечасно вёл политическую работу, которая помогала укреплять воинскую дисциплину, повышать организованность и эффективность действий авиаторов. Показывая личный пример в мужественном выполнении воинского долга, политрук Башкиров в наиболее напряжённые дни обороны Сталинграда уходил в воздух по 5 - 6 раз.
Грозными для всех сталинградцев были августовские дни 1942 г. 23 августа немецкая авиация нанесла по Сталинграду сильный удар. Налёт сотен бомбардировщиков продолжался несколько часов. На следующий день немецкая авиация продолжала бомбить город. В течение суток фашистские лётчики совершили около 2000 самолёто-вылетов на Сталинград". В этом массированном ударе врага участвовали лучшие бомбардировочные эскадрильи. Их сопровождали группы истребителей – асов.
И на земле, и в воздухе всё клокотало огнём. Под взрывами бомб рушились дома, возникали пожары, гибли люди. Заметка в эскадрильном "боевом листке" рассказывала, что в тот день комиссар Башкиров, несколько раз поднимаясь в воздух, уничтожил 2 бомбардировщика и 1 истребитель противника. Три победы за один день - пример, достойный подражания!
В сентябрьских боях, Башкирова постигла неудача. Его машину подожгли "Мессеры". Пришлось на высоте 4000 метров выпрыгнуть с парашютом. Вражеские пилоты продолжали атаковать советского лётчика: ранили его в ноги, продырявили купол и перебили стропы парашюта. Башкиров приземлился на ничейной полосе. Наши танкисты, вызволив его из беды, доставили в полевой госпиталь, расположившийся на Тракторном заводе в Сталинграде.
В начале 1943 года после госпиталя Башкиров, освоив полёты на самолете Ла-5, получил новое назначение – заместителем командира по политчасти вновь создаваемого авиаполка. 907-й истребительный полк особого назначения формировался под Тулой. К весне он был укомплектован самолётами-истребителями "Лавочкиными" и "Яковлевыми", пополнился личным составом. Полку вручили боевое знамя.
Перелетев поближе к фронту, 907-й полк оказался в местах, близких сердцу Башкирова, на Курщине. Главная задача - надёжная охрана от ударов с воздуха Курского железнодорожного узла. Патрулировали и днём, и ночью. Входя в такой патруль, Башкиров не раз с большой высоты старался найти на земле родное село Иванино: там - пережившие фашистскую оккупацию отец – Филипп Тихонович и мать – Матрена Андреевна. Знал, что они живы, и, разумеется, очень хотел повидать.
Враг предпринял июньские массированные налёты на Курск. В них принимали участие сотни немецких бомбардировщиков. Набрав у себя в тылу, за линией фронта, большую высоту, они группами на пологом планировании устремлялись к цели. Но их, засеченных радиолокаторами ещё на дальних подступах к Курску, перехватывали наши истребители.
Летом 1943 года, при подготовке наступления на Курской дуге, противник произвёл на железнодорожный узел Курск два массированных налёта. 22 мая в налете на Курск участвовало до 220 самолетов и 2 июня более 500 вражеских самолётов рвались к городу, железнодорожному узлу, куда прибывали войска, оружие, техника, боеприпасы.
Мужественно и стойко сражались с врагом лётчики истребительной авиации. В ожесточённых боях 2 июня они сбили 54 самолёта противника. Заместитель командира полка по политчасти Герой Советского Союза майор В. Ф. Башкиров в 5 воздушных боях сбил 2 самолёта противника.
В одной из воздушных схваток замполит полка Башкиров меткой очередью сразил вражеский самолёт. Тот, судя по докладам, упал поблизости от села Иванина. Ну как же лично не проверить то, что наблюдалось в воздухе! Спросив разрешения у начальства, Вячеслав Филиппович на связном По-2 полетел в родные места. Приземлился на знакомой с детства полянке, у деревенской околицы. И надо ли говорить, сколько было радости! У хаты Башкировых все те считанные часы, пока лётчик пробыл дома, толпились односельчане. Каждому хотелось посмотреть на заслуженного земляка, дотронуться до его Золотой Звезды, да и порасспросить, не знает ли он чего о тех иванинцах, кто тоже сражается на фронте за Родину?
В дни битвы на Курской дуге в полку отличились многие. Башкиров удостоился новых наград: орденов Красного Знамени и Отечественной войны. Битва та памятна ещё одним событием: политработнику полка, охранявшего небо над Курским железнодорожным узлом, было поручено вручить коллективу железнодорожников Красное знамя Государственного Комитета Обороны, которым он награждался за самоотверженный труд в прифронтовой зоне. Курский узел не прекращал работы ни на сутки, пропуская через себя сотни и сотни эшелонов с боевой техникой и воинскими грузами, на Центральный и Воронежский фронты.
Вспоминает Вячеслав Филиппович: «Железнодорожники собрались неподалёку от станции, в овражке (на случай воздушного налёта. Приехали партийные и советские руководители области. Знамя принял из моих рук начальник железнодорожного узла Петр Алексеевич Шубин. Я коротко сказал, что мы, советские воины, гордимся успехами железнодорожников, всех трудящихся Родины, которые помогают нам громить врага. Потом выступили машинисты, рабочие депо, ремонтники. Впечатление от того митинга осталось огромное...»
Неотвратимо тесня противника, наши войска двигались на запад. Вслед за линией фронта перемещался на новые аэродромы и 907-й полк. Летать и драться так, как комиссар полка, - это было одним из девизов молодых пилотов, приходивших в часть. Запомнился Башкирову Иван Поляков - юноша из Вольска, с завода "Большевик". Он буквально рвался в небо, старался не пропустить ни одного полёта. Башкирову приходилось даже урезонивать молодого истребителя: не будь торопыгой, войне ещё не конец. Когда шли бои под Коростенем, Вячеслав Филиппович, руководя полётами, поднял в воздух на перехват "Юнкерса" Полякова. Догнав вражеский самолёт, отважный пилот атаковал его несколько раз. Задымив, "Юнкерс" продолжал лететь по курсу. А на "Лавочкине" кончились боеприпасы. Поляков таранил врага... Башкиров ездил на место падения самолётов. В обломках вражеской машины обнаружили трупы 4-х авиаторов. В их планшетах нашли весьма важные оперативные документы. Иван Поляков, совершив подвиг, погиб. Ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.
Восточной Пруссии осенью 1944 года, Вячеслава Филипповича снова ранило, и очень сильно. В течение долгих месяцев ему пришлось носить тугой корсет, который жёстко, подобно гипсовой повязке, охватывал спину и грудь. О боевых полётах, счёт которых уже перевалил за 300, и думать не приходилось. Утешало одно: всё же внёс в дело победы посильный вклад - сбил 18 самолётов врага. За это время он освоил истребители многих типов: И-16, Р-40 "Киттихаук", Як-1, Р-39 "Аэрокобра", Ла-5.
А после Великой Отечественной - ещё более 30 лет жизни служил в авиации, награждён орденом Трудового Красного Знамени.
С 1966 года генерал-майор авиации Башкиров В.Ф. в запасе. Жил в городе-герое Москве.
До 1990 года работал начальником Центрального Дома авиации и космонавтики.
Скончался 15 февраля 2001 года.
Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Имеет награды: медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (№ 790)
Орден Ленина,
два ордена Красного Знамени,
орден Трудового Красного Знамени,
орден Александра Невского,
два ордена Отечественной войны I степени,
орден Красной Звезды, медали.
Имя Башкирова выбито на стеле на Аллее Героев в г. Волгограде.
Заключение
Война проверят человеческую память на прочность. Великая Отечественная война 1941-1945 годов никого не оставила равнодушным.
Навечно остались в памяти народа суровые годы военного лихолетья, когда в жестокой битве с фашизмом советские люди отстояли свободу и независимость своей Родины.
Работая над данной темой, мы пришли к мнению, что должны знать подвиги наших земляков- героев Великой Отечественной войны. Работа над этой темой дала нам много: она научила нас работать с различными источниками, в том числе и электронными архивными документами, обобщать ранее известные и новые сведения. Эта информация помогла создать нам историю военного подвига нашего земляка Вячеслава Филипповича Башкирова.
Музеи нашего города помогли в поиске нужной информации. Мы посетили музей «Воинской Славы» МБОУ «Гимназии№1». Учитель истории, руководитель музея Грибова Наталья Вячеславовна провела для нас экскурсию. Из её рассказа мы узнали о самоотверженных подвигах летчика-земляка. В поиске нужной информации, наш класс обратился в краеведческий музей города. В музее мы пополнили свои знания об участниках боев на Курской земле.
В нашем классе мы провели мероприятие, на котором познакомили третьеклассников с историческими подвигами героя-земляка В.Ф. Башкирова. Рассказали о силе духа советского летчика, за который Родина наградила его медалями и орденами. Все вместе посмотрели документальный фильм «Бессмертный полк», где увидели фотографии наших ветеранов-земляков, которых нет в живых, послушали песни военных лет. Никто из ребят не остался равнодушным, и мы решили устроить выставку рисунков о воздушных боях. Теперь мы можем гордиться тем, что знаем героя-земляка Башкирова Вячеслава Филипповича и его военные подвиги.
Отчего синичка развеселилась
Ледяная внучка
Как нарисовать портрет?
Фокус-покус! Раз, два,три!
Рисуем лошадь акварелью