Татарские народные песни, как и народные песни других народов, имеет тысячелетнюю историю. Народные песни – это самое дорогое и ценное наследие наших предков! Как говорил великий татарский поэт Габдулла Тукай: “Народные песни – и пушки не разбили, И стрелы не пронзили. Пережив многие беды и напасти, они вопреки всем невзгодам сохранились в памяти народа. Они живы и здравствуют, они всегда будут звучать. Народные песни дороже жемчугов и рубинов и потому их надо беречь, знать”.
Вложение | Размер |
---|---|
pesnya_kak_iskusstvo_slov_miyassarova.pptx | 223.17 КБ |
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан Индивидуальный итоговый проект по предмету родной (татарский) язык на тему: « Песня как искусство слова » Выполнила : ученица 9А класса Мияссарова Минсылу Фирдавесовна Руководитель проекта: учитель родного языка и литературы Каюмова Лайсян ФирдаусовнаСлайд 2
Введение Татарские народные песни, как и народные песни других народов, имеет тысячелетнюю историю. Народные песни – это самое дорогое и ценное наследие наших предков! Как говорил великий татарский поэт Габдулла Тукай: “ Народные песни – и пушки не разбили, И стрелы не пронзили. Пережив многие беды и напасти, они вопреки всем невзгодам сохранились в памяти народа. Они живы и здравствуют, они всегда будут звучать. Народные песни дороже жемчугов и рубинов и потому их надо беречь, знать ” .
Слайд 3
Целью настоящей работы является углубить знания о татарской народной песне через творческий процесс с целью проникновения в суть татарской народной музыки . Для достижения данной цели ставятся следующие задачи: 1) определить и охарактеризовать основные жанры и виды татарской народной песни. 2) показать основные пути зарождения и становления татарского профессионального песенного искусства; определить жанровые признаки и принципы классификации профессиональных песен. 3)Исполнить песню "Су буйлап ".
Слайд 4
Актуальность темы: Работа является актуальной , так как приобщение молодого и взрослого поколения к народной песне трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, творит традиции будущего. Изучение данной проблемы способствует воспитанию бережного и уважительного отношения к народному творчеству. Объект исследования : татарские народные песни .
Слайд 5
Тип проекта: творческий.
Слайд 6
Основная часть 1.Теоретическая часть. Татарские народные песни. 1.1 История татарской музыки Татарский народ, имеющий богатую и сложную историю, многовековую письменную литературу, создал и самобытную музыкальную культуру с ярко выраженными и стилевыми особенностями. Музыка , чутко отражая духовный мир народа, в различные исторические периоды не оставалась неизменной.
Слайд 7
В развитии народной музыки выделяют три основных этапа: Древняя эпоха (архаический фольклор) Средневековье (традиционный, или классический, фольклор) Современность (современный фольклор).
Слайд 8
В формировании татарской музыки на ранних этапах приняли участие тюркский и финно-угорский компоненты. В средневековый период — арабо-персидский. А в позднюю эпоху — европейский и русский.
Слайд 9
Основные виды татарской народной музыки: песни ( тат. көйле җырлар ) — светские и духовные, отличающиеся друг от друга интонационно и ритмически. Баит (бәет ) – очень древний жанр музыкального фольклора. Основная его задача – рассказ, повествование о каких-то событиях; действие в байте развивается очень медленно, с мельчайшими подробностями; исполняется байт, как правило, неторопливо, это как бы рассказ нараспев: в байте всегда присутствует фигура рассказчика – все события мы видим его глазами.
Слайд 10
Мунаджаты - с этим древним жанром связано музыкально-поэтическое творчество татар на протяжении многих веков. В татарском фольклоре « мунаджат » понимается как особый музыкально-поэтический жанр, имеющий характер монолога-размышления или монолога-жалобы. Этнографы считают, что мунаджат продолжает древние, еще языческие традиции напевов похоронного обряда, но он значительно изменился под влиянием мусульманской религии и религиозной литературы. Часто в мунаджатах встречается обращение к Богу: то с просьбой, то с восхвалением, то с жалобой.
Слайд 11
Еще выделяют такмаки — плясовые и трудовые припевки, шуточные песни, близкие по форме к частушкам (в широком значении такмак — это стихотворный размер в восемь или семь слогов).
Слайд 12
Искусство чтения Корана — самобытная и важная часть татарской традиционной музыкальной культуры. Истоки традиции восходят к Булгарскому периоду истории, времени принятия ислама (официальной датой считается 922 год, хотя, по некоторым данным, это произошло раньше — в VIII–IX веках). В народе считают, что исполнение текстов Священной Книги ( көйләп уку , көйләп әйтү , мәкам белән ) должно быть напевным. Поэтому музыкальная одаренность — один из значимых показателей мастерства религиозных деятелей.
Слайд 13
2. Практическая часть. «Су буйлап »: песня, родившаяся во время войны 2.1 История татарской народной песни «Су буйлап » «Су буйлап » (Вдоль реки). Это самая сильная народная песня, родившаяся в годы Великой Отечественной войны. К сожалению, я не знаю «официальную» историю создания этой песни. Осень 1942 года. По Волге ( Идель ) медленно плыл пароход, полный женщин, детей и стариков. Это была эвакуация мирных жителей из Сталинграда. На вещах сидела молодая женщина с ребенком на руках и, глядя на воду, грустно пела красивую татарскую песню. Она пела не про Волгу, она пела о разлуке с любимым, который уходит на фронт. Женщина просит волны донести до него свою печаль и надеется, что волны судьбы их еще соединят. На этом же пароходе возвращалась из Сталинграда в Казань со своей концертной группой Зифа Басырова – знаменитая артистка татарского народа. Она была поражена этой песней, которую раньше никогда не слышала. Зифа Басырова запомнила мотив этой песни и некоторые слова. После приезда в Казань она сразу побежала в Казанскую филармонию, и вместе композиторами положили мотив на ноты и с поэтом (имени не знаю) записали новые слова, после чего Зифа Басырова спела эту песню по радио.
Слайд 14
Мне очень интересна эта песня, и я решила узнать, кто исполнял эту песню. И вот, что мне удалось узнать: 1. Зифа Зямиловна Басырова (1910-1979) заслуженная артистка Татарстана, популярная певица. 2. Эту песню исполняла также великая артистка татарского и башкирского народов Фарида Кудашева (1920-2010). 3. Выдающийся татарский певец и деятель культуры Ильгам Шакиров (1935-2019) 4. Халида Бигичева (1958) популярная татарская певица, одна из звёзд татарской эстрады 5. Саида Мухаметзянова , участница проекта Голос Дети.2 сезон 2015 Радик Салимов (1975) сочинил симфоническую поэму «Су буйлап ».
Слайд 15
2.2 Исполнение песни «Су буйлап ». Народная песня «Су буйлап » («Вдоль реки»), воспевающая родные сердцу волжские просторы и передающая горечь разлуки. Существуют шесть вариантов слов этой песни. Но мне больше по душе «Су буйлап » в исполнении – Саиды Мухаметзяновой из проекта «Голос «Дети».
Слайд 16
Заключение Проделав эту работу, я сделала выводы. Татарский народ имеет богатую культуру. Татарская народная песня – это народное творчество, в котором выразилась душа народа. Ценность её в том, что она сохранилась и передалась из поколения в поколение. Татарская народная песня помогает нам узнать о быте, о нравах, традициях татарского народа, заставляет глубоко проникнуть в историю татарского народа, в его самобытный фольклор . Татарская народная музыка – часть татарского национального фольклора. Основные виды татарской народной музыки: песни (тат. көйле җырлар ) — светские и духовные – мунаджаты и баиты , отличаются интонационно и ритмически, напевы дастанов и поэтических произведений, такмаки (плясовые и игровые), танцевальные мелодии, инструментальные пьесы и наигрыши. Чтение Корана нараспев – имеют свои уникальные особенности.
Слайд 17
Список литературы 1. Ахмеров Г. Н. Музыкально-педагогическая система деятельности С. Сайдашева: автореф . дисс . канд. пед . наук. Казань, 2004. 22 с. 2. История музыки народов СССР. М.: Советский композитор, 1970. Т. 1. 435 с. 3. Исхакова-Вамба Р. А. Салих Сайдашев: страницы жизни и творчества композитора. Казань: Тат. кн. изд-во, 1999. 212 с. 4. Музыкальная культура Советской Татарии: сб. статей. М.: Музгиз , 1959. 246 с. 5. Научный архив ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. Ф. 609. Оп. 1. 6. Нигметзянов М. Султан Габяши // Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. Казань, 1986. С. 41-44. 7. Сайдашева З. Н. Традиции фольклора в песенном творчестве татарских композиторов: автореф . дисс . канд. искусствоведения. Л., 1971. 21 с. 8. Салитова Ф. Ш. Музыкальные драмы Салиха Сайдашева (роль жанра в становлении татарской профессиональной музыки). Казань: Тат кн. изд-во, 1988. 180 с. 9. Тукай, Г. Избранное / Г. Тукай. – М., 1975. – С. 139. 10. https://vk.com/doc71690405_580166222?hash=1bd487bb624e84687b&dl=a1e1e8be7206c58d3b 11. https://thepresentation.ru/ uncategorized /95758-muzyka-moego-narodatatarskaya-narodnaya-pesnya/ download 12. https://www.tatshop.ru/blog/169-istoriya-tatarskoj-muzyki 13. http://yuldash-sputnik.ru/20/3804-q-q-----.html
Слайд 18
Приложение 1 Татарская народная песня "Су буйлап " Идел бит ул , тирән бит ул , Тирән бит ул , киң бит ул (ла). Караңгы төн , томанлы көн — Без аерылган көн бит ул. Идел бит ул , бик мул елга ,, Ул бит диңгезгә китә ( шул ). Аккан сулар , искән җилләр Йөрәгемне җилкетә . Идел буйларына барсам, Әйтер идем Иделгә ( лә ). Минем кайгыларымны да Илтеп сал дип , диңгезгә . "Вдоль реки" Волга ведь это, глубока ведь она, Глубока ведь она, широка ведь она. Темная ночь, облачный день — Это же день расставанья нашего. Волга ведь она — плодородная река, Она впадает в море. Текли воды, веяли ветра, Успокаивая мое сердце. Если бы шел по берегу Волги, Сказал бы я Волге, И печали мои Унеси с собой в море.
Разноцветное дерево
Юрий Алексеевич Гагарин
Снег своими руками
Можно от Солнца уйти...
Астрономический календарь. Октябрь, 2018