Прокт индивидуального проекта "Финтнес-йога" выполнила ученица 9б класса Альшевская Ксения
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ksyusha_alshevskaya.docx | 37.56 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Заринска
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
Фитнес-йога
Выполнила: Альшевская Ксения,
ученица 9 Б класса
Руководитель проекта:
Ростовцева Елена Ефимовна,
Учитель физической культуры
К защите допущен_____________ «___» ______ 20__г.
подпись руководителя
г. Заринск 2022 г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретическаячасть…………………………………………………………….5
1.1.История фитнес-йоги .......................................................................................5
1.2.Развитие фитнес-йоги в России………………………………………….…..7
1.3. Необходимость введения фитнес-йоги в образовательную программу по физической культуре в старших классах………………………..........................9
1.4.Влияние фитнес-йоги на физическое здоровье подростка старшего школьного возраста……………………………………………………………...11
1.5.Польза йоги…………………………………………………………………..14
2.Практическая часть…….…………………………………………………..….17
2.1. Анкетирование учащихся 9Б класса……………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список используемой литературы…………………………………………...…20
Приложение 1…………………………………………………………………….21
Введение:
Фитнес-йога - комбинирует элементы хатха-йоги с традиционными упражнениями для развития тела и растяжки мышц.
Занятия йогой полезны и спортсменам, и энтузиастам физической культуры, поскольку эта система предполагает сбалансированную тотальную умственно-физическую тренировку.
Регулярные тренировки по этой системе позволят укрепить здоровье, поддержать тонус мускулатуры, улучшить телосложение и осанку, гибкость и пластичность, уменьшить риск травматизма и избавить от болей в суставах. Система йога-фит способствует снижению веса и активному отдыху, освобождению от стресса и напряжения, увеличению энергетических возможностей организма и укреплению иммунитета.
Гипотеза: включение занятий йоги в школьную программу физической культуры благоприятно воздействует на физическое состояние учеников старших классов.
Цель: повышение уровня физической подготовленности учеников и укрепление их здоровья.
Актуальность: Здоровье детей – это будущее страны. Однако здоровье не существует само по себе, его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать. В современном мире, при такой экологии и социальных условиях неуклонно уменьшается число здоровых детей, растет число детей, страдающих заболеванием сердечно сосудистой̆ системы, органов чувств и опорно- двигательного аппарата. Йога в отличие от других физических упражнений основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы йоги;
2. Рассмотреть оздоровительную суть йоги;
3. Провести анкетирование среди одноклассников с целью определения их знаний в области йоги и выяснить их мнение о влиянии йоги на здоровье человека.
Объект исследования: фитнес-йога.
Предмет исследования: учащиеся 9 Б класса.
Методы исследования:
1. Анализ информационных источников;
2. Изучение литературы;
3. Анкетирование.
1. Теоретическая часть
1.1 История фитнес-йоги
Йога-понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. Йога – это практика ума и тела, которая имеет исторические корни в древней индийской философии. Различные стили йоги сочетают физические позы, дыхательные техники и медитацию или релаксацию.
Слово “йога” в переводе с санскрита буквально означает “соединение”, но в более широком толковании – “то, что соответствует”, “то, что последовательно и неуклонно применяется”. Йога в первую очередь – религиозно-философская система, и основное внимание в ней уделяется тем средствам и техническим приемам, которые способствуют достижению конечной цели учения. Суть мировоззрения йогов заключается в соединении индивидуальной души человека с мировым духом, с абсолютной душой или Богом. По мнению йогов, в этом – цель жизни. “Очищение” и “совершенствование” – эти два понятия лежат в основе учения йогов, которое, кроме того, предусматривает выполнение комплекса физических упражнений, контроль над дыханием, соблюдение гигиены питания, а также соответствующих норм этики.
История зарождения йоги корнями уходит в глубокую древность и доподлинно установить, кто был ее родоначальником нет возможности, так как некоторые историки считают, что этой науке более 5 тысяч лет!
Более того, утверждается, что именно Индийский полуостров – на самом деле ее историческая родина, хотя практически в каждой культуре встречаются схожие техники самосовершенствования личности на разных уровнях бытия. Естественно, что такое глобальное учение – это дело рук не одного человека. Столетиями оно по крупицам впитывало в себя практические знания сотен мудрецов: браминов, йогов, просветленных гуру.
В истории йоги как науки гармонии тела и души в наше время сыграл решающую роль Шри Тирумалай Кришнамачарья (1888–1989), который был наставником основных выдающихся учителей последнего столетия: Айенгара, Паттабхи Джойса и Дешикачара. 85 % современной йоги базируется на их методиках, которые после стали модифицировать другие последователи. Кришнамачарья разработал принцип виньяс – плавного входа и выхода в позу, который синхронизируется с дыханием, являющимся основой всей практики йоги. Он считал, что любой человек может обучиться этой науке и успешно это доказывал на своих многочисленных учениках. Еще одной особенностью его учения был метод преподавания – индивидуальный подход к каждому, что впоследствии использовал Джойс, основав майсур-стиль ведения урока йоги. Прожил «отец учения» 101 год, до последнего дня сохраняя ясность ума, бодрость духа и хорошие физические данные тела.
Истоки зарождения индийской философии, как и то, кто придумал йогу, неизвестны, мифология приписывает им божественное происхождение. Согласно текстам, есть 8 400 000 позиций, соответствующих всем видам живых существ, населяющих Вселенную. В мифологических сказаниях говорится, что Бог Шива раскрыл тайну учений йоги своей супруге Парвати, чтобы она могла сохранить вечную молодость. Ученые историю развития йоги разделили на шесть периодов:
1.2.Развитие фитнес-йоги в России
Можно сказать, что история йоги в России началась до революции и тогда этим направлением интересовалась узкая прослойка населения – преимущественно интеллигенция. Конечно, на тот момент представления о йоге были умозрительными, так как информации было мало, учителей, а тем более школ не предвиделось.
С 1909 по 1914 годы в Санкт-Петербурге были изданы труды Вильяма Аткинсона, такие книги как «Хатха-йога», «Основы миросозерцания индийских йогов» и другие. К слову, о книгах. Любопытно, что самая известная книга с основами йоги «Бхагавад-гита» впервые появилась в России еще во время правления Ивана Грозного – ему ее подарил Великий Моголом. В 1788 году книга по указу Екатерины Второй была переведена на русский язык.
В сталинские годы йога по идеологическим соображениям была запрещена и практиковали ее только самые смелые. Известно, что многие люди, несправедливо заключенные в лагеря, прибегали к этой практике, чтобы выжить в непростых, а порой нечеловеческих условиях.
Хрущевская «оттепель» принесла с собой послабления, а во времена Брежнева йога в СССР стала набирать популярность у модного бомонда – это увлечение считалось экстравагантным и романтическим.
Шестидесятые годы в каком-то смысле стали переломными. Например, в 1963 году был опубликован роман фантаста И. Ефремова «Лезвие бритвы». В нем автор много говорил о главных идеях философии йоги. В этом же году в Москве под руководством Г. Стаценко была открыта первая школа йогов. Также в шестидесятые выпускалась популярная литература, которая знакомила советских граждан с этой практикой, организовывались группы для занятий йогов на дому.
В восьмидесятые все начало меняться в положительную сторону – развитие йоги в России пошло быстрее. Не последнюю роль в этом сыграла деятельность московской лаборатории, специализировавшейся на изучении нетрадиционных оздоровительных практик и в частности к.п.н. Е.О. Федотовой. В 1989 году случилось важное для СССР событие – в Россию на 1-ю конференцию по йоге приехал Б.К.С. Айенгар – один из самых выдающихся мастеров йоги того времени.
В современной России йога как направление оздоровительной и духовной практики процветает. Многие предпочитают занятия йогой интенсивным и утомительным тренировкам, делая ставку на самоконтроль, расслабление и снятие стресса.
Фитнес-индустрия существует в России чуть более 20 лет. Первые фитнес-клубы развивались преимущественно в сегменте премиум-класса. Забота о здоровом образе жизни была тогда привилегией богатых. Но последние годы фитнес-индустрия в России стабильно растет в среднем на 20% в год, открываются новые клубы, приходят новые бренды.
Наибольший спрос на здоровый образ жизни наблюдается у деловых людей в возрасте 21-35 лет, готовых заплатить 20-50 тыс. руб. в год за комфортные условия и профессионализм персонала. Российский рынок фитнес-услуг имеет достаточный потенциал роста, если учесть, что у нас фитнесом занимается всего 2% населения, тогда как, скажем, в США - 14,1% населения, а в Великобритании - 6%.
Каждый третий житель России для поддержания здорового образа жизни готов принимать витамины, придерживаться диеты и заниматься спортом. Каждый второй готов регулярно совершать прогулки на свежем воздухе (43%), а каждый пятый хотел бы иметь личного или семейного консультанта по здоровому образу жизни.
По данным экспертов, женщины в четыре раза чаще увлекаются фитнесом. Среди спортивных женщин 71% считает фитнес наиболее подходящим занятием, а вот среди спортивных мужчин доля приверженцев фитнеса не превышает 40%.Наиболее активной частью клиентов фитнеса является возрастная группа 15-29 лет.
1.3. Необходимость введения фитнес-йоги в образовательную программу по физической культуре в старших классах
Фитнес-культура затрагивает сегодня различные аспекты жизнедеятельности молодежи – быт, досуг, мир окружающих материальных и духовных ценностей. Поэтому рассмотрение созидательной роли ее различных видов и форм в формировании человеческого потенциала занимает особое значение. Если фитнес-культура безусловно важна для людей разного возраста, то для школьников старшего звена она жизненно необходима. Известно, что ежедневные многочасовые академические и самостоятельные занятия вынуждают их вести малоподвижный образ жизни. С точки зрения физиологии – это один из стресс-факторов, негативно влияющий на здоровье. Многие специалисты в области физической культуры и спорта отмечают, что в современных условиях необходима радикальная модернизация самого процесса физического воспитания. Использование для оздоровления и повышения двигательной активности только общеизвестных, традиционных средств в значительной степени снижает мощный разноплановый потенциал физической культуры и спорта.
Физическое развитие – это биологический процесс становления, изменения естественных морфофункциональных свойств организма человека в течение его жизни. Этот процесс управляем с помощью физических упражнений, рационального питания, режима труда и отдыха. В основе управления физическим развитием студентов лежит биологический закон «упражняемости» и закон «единства форм и функций организма».Физическое развитие связано со здоровьем человека.
Здоровье – это ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие человека, но и успешность освоения профессии, продуктивность его будущей профессиональной деятельности и жизненное благополучие.
Физическая подготовленность – это состояние, приобретаемое в результате физической, технико-тактической и психической подготовки, позволяющее достичь высоких телесных кондиций.
Двигательная активность является естественной и специально организованной двигательной деятельностью человека, обеспечивающая его психофизическое развитие. Двигательная деятельность выступает как главный фактор воздействия на функциональные свойства организма, формирование рациональных способов выполнения двигательных действий, умений и навыков, развитие физических качеств человека. В практике физического воспитания уровень физических кондиций определяется по результатам выполнения специальных тестов. Физическую подготовку студентов следует рассматривать как многосторонний процесс целенаправленного использования знаний, средств, методов и условий при развитии их физических качеств и подготовке к трудовой деятельности.
Под психофизической подготовкой следует понимать процесс формирования физических и психических качеств школьников, обеспечивающих решение конкретных жизненных и учебных целей. Функциональная подготовленность является результатом физической подготовки. Она характеризует уровень функционирования костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.
Организм взрослого подростка, выполняя какую-либо работу, расходует энергию и испытывает определенную физическую нагрузку. Состояние систем организма, их реакция на физическую нагрузку определяют функциональную подготовленность организма. Соответствие между физической и функциональной подготовленностью определяется в процессе занятий фитнесом, а повышение их уровня происходит по мере возрастания объема и интенсивности выполняемых нагрузок. В процессе тренировки повышается уровень и экономизация использования функциональных резервов организма.
Фитнес-культура является, как считают исследователи, компонентом здорового образа жизни, оказывающим существенное воздействие на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности.Фитнес-культура является одним из компонентов социально-культурного бытия взрослого школьника, частью его общей и профессиональной культуры. Как результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и учебной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентаций и в их практическом воплощении. Она характеризует свободное самоопределение личности, которая на разных этапах обучения в вузе из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее значимы.Проводимые исследования специалистов показывают, что в практику физического воспитания постепенно внедряются упражнения из восточных оздоровительных систем (ушу, цигун, хатха-йога), которые, как отмечают авторы этих работ, позволяют расширить возможности занимающихся в достижении оздоровительного успеха. Появление новых нетрадиционных видов двигательной активности и оздоровительных систем является необходимостью для дальнейшего прогресса в сфере физической культуры.
1.4. Влияние фитнес-йоги на физическое здоровье подростка старшего школьного возраста.
Занятия фитнес-йогой помогают развить мускулатуру, улучшить осанку, снизить вес тела и жить в гармонии с собой и миром. При этом не приходится выполнять сложные асаны и становиться последователем религиозно-философского учения, как это требуется при занятиях классической йогой. Фитнес-йога – это приятное и полезное занятие.Традиционная или классическая йога – та, что пришла к нам из Индии, – не просто набор упражнений, а целая философия, благодаря которой в мыслях воцаряется порядок, в душе – покой, в сердце – умиротворенность. Кроме того, выполнение особых физических упражнений, так называемых асан, позволяет обрести превосходную физическую форму и быть всегда в прекрасном расположении духа. Неудивительно, что со временем этим восточным учением заинтересовались европейцы. Однако практиковать классическую йогу большинству из них было сложно. Оказалось, что индусы по своим физическим данным отличаются от европейцев: связки и суставы у них более мобильные. Кроме того, образ жизни европейцев отличается от того, который принят у индийских йогов.Тем не менее, желание приобщиться к данному восточному учению не угасало. В результате и была создана фитнес-йога – система упражнений, основанная на древнеиндийских традициях, но существующая отдельно от философии и религии. Она не требует отрешаться от повседневных забот и придерживаться вегетарианства.Фитнес йога – вид хатха-йоги, учитывающий физиологические особенности «западного» человека. Позволяет получать физическую нагрузку, соответствующую уровню подготовки каждого и достигать различных целей от увеличения показателей гибкости, до профилактики заболеваний, связанных с искривлением позвоночника. Подвижный и гибкий позвоночник – это залог здоровья всего тела.Кроме того, асаны в фитнес-йоге выполняются от простого к сложному. Поэтому на первых порах не выполняют базовую для многих направлений в йоге позу лотоса. В фитнес-йоге все гораздо проще. Тут в число базовых поз входит, например, знакомая со школьных уроков физкультуры «березка». Задача новичка – принять эту несложную позу и удержать ее в течение минуты, концентрируясь на работе.
Занимаясь фитнес-йогой, не следует стремиться к самосовершенствованию и не сравнивать себя с другими. Дело в том, что в фитнес-йоге никто ни с кем не состязается. Фитнес-йога – комплекс упражнений (асан), составленный таким образом, что он позволяет каждому достичь наилучшего состояния, в котором он (или она) может находиться. Важно заметить и то, что во время выполнения асан внимание фокусируется на дыхании и движении, объединенном с дыханием. Это нужно для того, чтобы очистить ум от любых появляющихся мыслей.
Йога – лучшая профилактика остеопороза. Регулярная практика способствует снижению уровня гормона стресса кортизола и тем самым помогает удерживать кальции в костных тканях.
Фитнес-йога – это тренировка, базирующаяся на позах и дыханиях йоги. Фитнес-йога подходит тем, кто не заинтересован в серьезном изучении философии йоги. Хотя фитнес-йога и основана на древних индийских традициях, она не имеет отношения к какому-либо философскому учению, религии или типу медитации. Цель Фитнес-йоги придание телу великолепного тонуса.Фитнес-йога особо рекомендуется тем, кто ведет активную жизнь. Фитнес-йога комбинирует элементы хатха-йоги с традиционными упражнениями классической хореографии и упражнениями для растяжки мышц, что поддерживает тонус мускулатуры, развивает гибкость и улучшает самочувствие. Регулярные занятия Фитнес-йогой развивают силу и выносливость, естественным образом снижают вес за счет правильного дыхания, поднимают уровень жизненной энергии. Возрастает внутренняя сила, концентрация, повышается сопротивление стрессам.Занятия Фитнес-йогой дают спокойствие и уравновешенность в жизни. Фитнес-йога – это образ жизни. Практика фитнес-йоги идеально подходит спортсменам, профессиональным танцорам и энтузиастам фитнеса: она снижает риск травматизма, последствия нагрузок и перетренированности. И также идеально Фитнес-йога подходит тем, кто твердо принял решение заняться своим телом, духом, здоровьем.Фитнес-йогой можно заниматься в любом возрасте и с любым уровнем подготовки.
Фитнес йога – это комплексная тренинг программа, объединяющая в себе силу и гибкость в единую динамическую работу. Направлена данная программа на развитие функциональной силы и гибкости тела, а также на тренировку нейромышечной системы в целом. Целью программы является смешанная работа. Современная фитнес йога одновременно направлена на все компоненты, объединяя работу на увеличение силы, выносливости и гибкости. Последовательность движений спланирована в противовес стрессам и для расширения практического применения силы и гибкости в нашей повседневной жизни.
Современная фитнес йога – глобальный подход к нейромышечному фитнесу. Глобальный, потому что тренирует тело, как единое целое, чтобы быть более сильным и гибким. Программа расширяет взаимозависимое развитие различных параметров фитнеса лучше, чем независимое. Она так же глобальна в плане философии, смешивая методы восточной и западной культур.Современная фитнес йога объединяет движение и стабильность, баланс и координацию, концентрацию и расслабление, для формирования тела в более сильное и гибкое, легко приспосабливаемое, способное противостоять травмам, чрезмерной усталости и утомлению, что является особенно важно для учащихся 9-ых классов.
1.5. Польза йоги
Слово «yoga» в санскрите имеет корень, переводимый на русский как «гармония», «единение» или «связь», подчеркивая цели, заложенные в практики.
После первых недель занятий можно почувствовать, какие преимущества дает йога. Она позволяет научиться чувствовать свое тело, управлять здоровьем, расширить диапазон легких. При этом физическая нагрузка такова, что результаты приходят быстро.
У занятий практически нет противопоказаний, возрастных и половых ограничений. Начальные данные и уровень подготовки не имеют значения. Сейчас популярны совместные уроки с детьми, семейными парами, оздоровительные сеансы для старшей возрастной категории.
Цель йоги – изменить и гармонизировать человека, дать ему восприятие тела и его потребностей, позволить снять психологические и физиологические зажимы с личности и организма. Если новичок преследует не только цели сбросить вес и получить красивую фигуру, но еще и принять себя и свои потребности, научиться жить в согласии с разумом и оболочкой, то йога даст ему это.
Самое популярное направление в нашей стране – это хатха-йога. Она объединяет в себе союз двух начал человеческого организма: активной энергии Солнца и пассивной энергии Луны. Хорошо подходит начинающим.
Основную суть системы оздоровления организма с помощью йоги высказал один из основоположников данной практики. По словам Вивекананды: “Тело есть то, что сделала из него мысль”.Согласно учению йогов, наше тело живет за счет “положительных” и “отрицательных” токов, и когда они находятся в полном равновесии, то можно говорить об отличном здоровье (речь идет, видимо, о равновесии процессов ассимиляции и диссимиляции в обмене веществ). Как считает В.Евтимов (1986), при помощи длительных и целенаправленных упражнений йоги добиваются возможности регулировать вегетативные функции. Каждое упражнение йоги характеризуется определенным положительным воздействием на различные органы и системы человека. Достигаемые при этом высокая жизнеспособность и ловкость тела при регулярных занятиях по системе йогов может сохраняться до конца жизни.
Крупнейший специалист в области физиологии спорта доктор биологических наук В. С. Фарфель констатирует: “… мое знакомство с гимнастическими упражнениями позволяет утверждать, что асаны – статичные упражнения йогов – хорошее средство для развития суставной гибкости и чувства равновесия при небольшой затрате физической энергии”. В йоге, как и в любой системе физической культуры, подчеркивается, что с заботы о теле начинается развитие и совершенствование главного – духа (“тренированное тело способствует тренировке ума”).
В целом же в физиологическом аспекте занятия йогой дают следующие положительные результаты:
2.Практическая часть
2.1. Анкетирование учащихся 9 Б класса
Я провела анкетирование с целью определения знаний в области йоги и выяснения мнения о влиянии йоги на здоровье среди учащихся 9 Б класса.
Всего в опросе участвовало учеников 26.
1 вопрос – Слышали ли вы что –нибудь о йоге?
Диаграмма 1
2 вопрос – Занимались ли вы когда – нибудь комплексными упражнениями составленными на основе Асам (различные позиции в йоге)? (таблица 1).
Таблица 1
№ п/п | Предложенные варианты ответов | Количество ответивших учеников |
1 | Нет, никогда не занимался | 10 |
2 | Да, несколько раз | 10 |
3 | Да, регулярно занимаюсь | 6 |
3 вопрос – Как вы думаете, влияет ли йога на опорно – двигательную систему человека? (Диаграмма 2)
Диаграмма 2
4 вопрос – Хотели бы вы начать заниматься йогой? (рисунок 3).
Диаграмма 3
Заключение:
Реализуемые комплексные средства оздоровительной физической культуры на основе фитнес-йоги в занятиях со школьниками старшего звена являются результативными для профилактики простудных заболеваний, способствуют повышению психоэмоционального состояния, мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями и позволяют сформировать к ним устойчивую потребность у занимающихся подобной программой. Занятия оздоровительной фитнес-йогой с учащимися старшей школы стимулируют их бодрое самочувствие, улучают настроение, способствуют благоприятному эмоциональному настрою, что, в свою очередь, служит дальнейшей активизации познавательной деятельности. Подводя итоги можно сделать вывод, что положительное повышение показателей физического развития, функциональной и физической подготовленности, уровня здоровья учеников экспериментальной группы в конце исследования свидетельствует об эффективности методики занятий оздоровительной фитнес-йогой для учебных заведений.
Вывод:
1) Изучили теоретические основы йоги.
2) Рассмотрели оздоровительную суть йоги.
3) Провели анкетирование среди одноклассников с целью определения их знания в области йоги и выяснить их мнения о влиянии йоги на здоровье человека
Список используемой литературы
Бабочка
Можно от Солнца уйти...
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Фокус-покус! Раз, два,три!
Цветение вишни в лунную ночь