Межличностные конфликты среди школьников, к сожалению, происходят нередко. Проблема состоит в том, что далеко не всегда им удается проявить необходимые коммуникативные умения для их урегулирования. Ребята далеко не всегда обладают необходимой информацией. Как же правильно разрешать конфликты без психических и физических последствий? Как следует реагировать на агрессию со стороны одноклассников? Как родители могут помочь ребенку в конфликтной ситуации? Если же конфликт переходит на более сложную стадию, куда можно обратиться за помощью?
На эти и другие вопросы можно получить ответ в ходе работы над проектом по данной теме.
Проблема изучения межличностных конфликтов среди подростков сегодня является чрезвычайно актуальной, поскольку в этом возрасте нередко возникают конфликты между самими подростками, их родителями учителями и другими взрослыми.
Межличностные конфликты - это столкновение противоположных интересов или серьезное разногласие. Причинами таких конфликтов являются как социальные, так и психологические разногласия, такие как ссоры, оскорбления, сплетни, зависть, взаимное непонимание подростков.
Как избежать конфликтной ситуации? Как научиться управлять конфликтом? На эти и многие другие вопросы следует ответить в ходе работы над проектом.
Целью данной работы является разработка рекомендаций, позволяющих улучшить возможности подростков урегулировать межличностные конфликты.
Для этого необходимо решить ряд задач, которыми определяются этапы проекта:
1. Изучить информацию литературных и интернет – источников по теме проекта.
2. Провести исследование среди учащихся «Выявление стратегий поведения в конфликте учащихся 11-х классов».
3. Подготовить презентацию на тему «Конфликт» для использования на классных часах.
Практическая значимость работы: результаты данного исследования помогут разобраться в различных типах конфликтов и как правильно решать конфликтные ситуации, а также презентацию на тему «Конфликт» можно будет использовать на классных часах учителями школы МБОУ СОШ № 5 г. Оха им. А.В. Беляева.
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный проект 11 класс | 92.6 КБ |
Презентация к проекту | 524.46 КБ |
Рекомендации по правилам поведения в конфликте | 286.72 КБ |
Управление образования городского округа «Охинский»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи имени кавалера ордена Мужества Алексея Викторовича Беляева
Индивидуальный проект по психологии
«Межличностные конфликты среди школьников: методы урегулирования»
Работу выполнил:
Беляев Алексей Алексеевич,
Ученик 11 «б» класса
Руководитель:
Храмова Нелли Валерьевна
педагог-психолог
Оха
2022 г
Оглавление
1.3. Правила реагирования в конфликтной ситуации 7
1.4. Способы решения конфликта 8
3.2. Анализ результатов и рекомендации 15
ВВЕДЕНИЕ
Межличностные конфликты среди школьников, к сожалению, происходят нередко. Проблема состоит в том, что далеко не всегда им удается проявить необходимые коммуникативные умения для их урегулирования. Ребята далеко не всегда обладают необходимой информацией. Как же правильно разрешать конфликты без психических и физических последствий? Как следует реагировать на агрессию со стороны одноклассников? Как родители могут помочь ребенку в конфликтной ситуации? Если же конфликт переходит на более сложную стадию, куда можно обратиться за помощью?
На эти и другие вопросы можно получить ответ в ходе работы над проектом по данной теме.
Проблема изучения межличностных конфликтов среди подростков сегодня является чрезвычайно актуальной, поскольку в этом возрасте нередко возникают конфликты между самими подростками, их родителями учителями и другими взрослыми.
Межличностные конфликты - это столкновение противоположных интересов или серьезное разногласие. Причинами таких конфликтов являются как социальные, так и психологические разногласия, такие как ссоры, оскорбления, сплетни, зависть, взаимное непонимание подростков.
Как избежать конфликтной ситуации? Как научиться управлять конфликтом? На эти и многие другие вопросы следует ответить в ходе работы над проектом.
Целью данной работы является разработка рекомендаций, позволяющих улучшить возможности подростков урегулировать межличностные конфликты.
Для этого необходимо решить ряд задач, которыми определяются этапы проекта:
1. Изучить информацию литературных и интернет – источников по теме проекта.
2. Провести исследование среди учащихся «Выявление стратегий поведения в конфликте учащихся 11-х классов».
3. Подготовить презентацию на тему «Конфликт» для использования на классных часах.
Практическая значимость работы: результаты данного исследования помогут разобраться в различных типах конфликтов и как правильно решать конфликтные ситуации, а также презентацию на тему «Конфликт» можно будет использовать на классных часах учителями школы МБОУ СОШ № 5 г. Оха им. А.В. Беляева.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Определение конфликтов
Конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для подросткового поколения, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать. Хотя в наше время теоретики и практики все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять ситуацией. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания – конфликтлогия. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.
Конфликт — (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, происходящих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Межличностные конфликты — это столкновение противоположных интересов или серьезное разногласие. Причинами таких конфликтов являются как социальные, так и психологические разногласия, такие как ссоры, оскорбления, сплетни, зависть, взаимное непонимание подростков.
По воздействию на деятельность группы или организации конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.
Конструктивные (функциональные) конфликты – это конфликты, приводящие к принятию обоснованных решений и способствующие развитию отношений между субъектами конфликта.
Выделяются следующие функциональные последствия конфликтов:
Деструктивные (дисфункциональные) конфликты – это конфликты, препятствующие принятию грамотных решений и эффективному взаимодействию между субъектами конфликта.
Дисфункциональными последствиями конфликтов являются следующие:
Характер конфликта зависит от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в которых развертывается их борьба. Различают следующие виды конфликтов:
Первый признак конфликта – биполярность. Представляет противостояние и одновременно взаимосвязанность, содержит в себе внутренний потенциал противоречия, но сама по себе не означает столкновения или борьбы.
Второй признак конфликта – активность. Другой признак конфликта, но только та активность, которая синонимична понятиям «борьбы» и «противодействия», активность невозможна без некоторого импульса, задаваемого осознанием ситуации со стороны субъекта конфликта.
Третий признак конфликта - субъекты конфликта. Субъект конфликта является активной стороной, способной создавать конфликтные ситуации, а также оказывать влияние на процесс протекания конфликта, что, в свою очередь, зависит уже от его интересов.
Традиционно, субъекты конфликта отличаются своеобразным типом мышления, называемого конфликтным. Противоречие может быть источником конфликтных ситуаций лишь для тех людей, которые обладают конфликтным мышлением.
Существует достаточно много методов управления конфликтами. Одним из таких методов является метод «выхода чувств». Оппоненту дают возможность высказать все, что у него наболело, и тем самым понижают спровоцированное конфликтом эмоционально – психологическое напряжение. После этого человек в большей степени предрасположен к поиску вариантов конструктивного урегулирования конфликтной ситуации.
Также часто на практике применяется метод «положительного отношения к личности». Конфликтующий, прав он или виноват – всегда страдалец. Надо высказать ему свои сочувствия и дать положительную характеристику его личным качествам, типа: «Вы человек умный и т.д.». Стремясь оправдать положительную оценку, прозвучавшую в его адрес, оппонент будет стремиться найти конструктивный способ разрешения конфликта.
Для разрешения конфликтной ситуации может помочь метод - «расширение духовного горизонта спорящих». Этот способ способствует выведению конфликтующих за рамки субъективного восприятия конфликта и помогает увидеть ситуацию в целом, со всеми возможными последствиями.
Одним из более эффективных методом урегулирования конфликтной ситуации является прием «принудительного слушания оппонента». Конфликтующим ставят условие внимательно слушать друг друга. При этом каждый, прежде чем ответить оппоненту, должен с определенной точностью произнести последнюю реплику. Сделать это достаточно трудно, так как конфликтующие слышат только себя, приписывая оппоненту слова и тон, которых в действительности не было. Предвзятость оппонентов друг к другу становятся очевидной и накал напряженности в их отношении спадает.
Последним, но немало важным будет способ «обмен позиций». Конфликтующим предлагают высказать претензии с позиции своего оппонента. Этот прием позволяет им «выйти» за пределы своих личных обид, целей и интересов и лучше понять своего оппонента.
В умении применять все эти навыки на практике, понять, осознать и оценить нашу собственную культуру, культуру одноклассников, учителей, родителей и взрослых, нам, безусловно, может помочь школа. Проблемы, возникающие в ее пределах, не должны сломить ребенка, а сделать его сильнее. Так как всегда из любой создавшейся конфликтной ситуации можно сделать вывод и выявить свои ошибки, которые нужно будет исключить в последующих возможных ситуациях. Учителя, школьные психологи в образовательных учреждениях нашей страны проводят тренинги, которые помогают ребенку почувствовать себя увереннее и сильнее. Также многие из них помогают исключить возможность возникновения конфликтов, так как предупредить его гораздо легче, чем конструктивно разрешить.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1.Описание методики
Для выявления стратегий поведения в конфликте, был проведен опрос среди учеников 11-х классов. Данный опрос выявит, какую стратегию используют чаще всего, а к какой прибегают реже.
Было проведено исследование «Выявление стратегий поведения в конфликте учащихся 11-х классов» с использованием методики «Тест Томаса». В опросе приняли участие 28 учеников. Результаты были проанализированы, что позволило сделать выводы.
Тест К. Томаса позволяет выявить стиль поведения в конфликтной ситуации. Опросник Томаса показывает типичную реакцию на конфликт, а также дает информацию о способах разрешения конфликтной ситуации.
К. Томас разработал классификацию основных стратегий поведения в конфликтной ситуации. Он выделяет пять основных стилей поведения при конфликте:
Методика позволяет оценить для каждого человека его собственный стиль разрешения конфликта. Стратегия поведения в конфликте определяется той мерой, в которой член коллектива хочет удовлетворить собственные интересы (действуя активно или пассивно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально).
Сущность различных стратегий поведения в конфликте хорошо отражается на координатной сетке, где на абсциссе фиксируется уровень направленности на интересы других людей, вовлеченных в конфликт, а на ординате – уровень направленности на собственные интересы (см. Рис. 1).
Рисунок 1 Двухмерная модель Томаса – Килменна
При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели нужно учитывать, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:
Стиль конкуренции или соперничества. Этот стиль наиболее типичен для поведения в конфликтной ситуации. По статистике более 70% всех случаев в конфликте — это стремление к одностороннему выигрышу, к победе, удовлетворению в первую очередь собственных интересов. Из этого проистекает желание надавить на партнера, навязать свои интересы, игнорируя интересы другой стороны. Его может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью.
Однако следует иметь в виду, что эта стратегия редко приносит долгосрочные результаты, так как проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или даже попытается саботировать его. Кроме того, тот, кто сегодня проиграл, завтра может отказаться от сотрудничества.
Сотрудничество — наиболее трудный из всех стилей, но вместе с тем он наиболее эффективен при разрешении конфликтных ситуаций. Преимущество его в том, что вы находите наиболее приемлемое для обеих сторон решение и делаете из оппонентов партнеров. Он означает поиск путей для вовлечения всех участников в процесс разрешения конфликтов и стремление к удовлетворению нужд всех. Такой подход ведет к успеху в делах и личной жизни. Установлено, что там, где выигрывают обе стороны, они более склонны исполнять принятые решения, поскольку они приемлемы для них, и обе стороны принимали участие во всем процессе разрешения конфликта.
Стиль компромисса находится в середине сетки Томаса - Килменна. Суть его заключается в том, что стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, когда обе стороны желают одного и того же, но знают, что одновременные желания невыполнимы, например, стремление занять одну и ту же должность или одно и то же помещение для работы. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: "Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо придти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться". Стиль компромисса требует определенных навыков в ведении переговоров, чтобы каждый участник их чего-то добился, помня при этом, что делится какая-то конечная величина и что в процессе ее раздела нужды всех участников не могут быть полностью удовлетворены.
Одним из недостатков стиля является то, что одна сторона может, например, преувеличить свои требования, чтобы потом показаться великодушной или уступить раньше другой. В такой ситуации возможно ни одна сторона не будет придерживаться решения, которое не удовлетворяет ее нужд. Следует также учесть и то, что если компромисс был, достигнут без тщательного анализа других возможных вариантов решения, то он может быть далеко не самым оптимальным исходом конфликтной ситуации.
В конечном счете, стиль компромисса при разрешении конфликта можно использовать в следующих ситуациях:
• обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;
• удовлетворение желания одной из сторон имеет для нее не слишком большое значение;
• возможно временное решение, так как нет времени для выработки другого; или же другие подходы к решению проблемы оказывались неэффективными;
• компромисс позволит хоть что-то получить, чем все потерять.
Стиль уклонения реализуется обычно, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь важна для сторон и у нее нет нужды отстаивать свои права, или же сторона ни с кем не сотрудничает для выработки решения и невовлеченность в него не отражается на развитии конфликта, либо просто сторона не желает тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также использовать в тех случаях, когда одна из сторон обладает большой властью или чувствует, что неправа, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Стиль также применим, когда стороне приходится иметь дело с конфликтной личностью.
Конфликтующая сторона может использовать стиль уклонения, если она:
• считает, что источник разногласий тривиален и несущественен по сравнению с другими более важными задачами;
• знает, что не может или даже не хочет решить вопрос в свою пользу;
• обладает малой властью для решения проблемы желательным для нее способом;
• хочет выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию прежде чем принять какое-либо решение;
• считает, что решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;
• подчиненные сами могут урегулировать конфликт;
• решение проблемы может ухудшить ваше здоровье;
• когда в конфликте участвуют трудные с точки зрения общения люди — грубияны, жалобщики, нытики и т.п.
Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей обстановки.
Так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликтов не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно, использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.
Таким образом, под конфликтом понимают наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Конфликт в коллективе - это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений. Для разрешения конфликтов члены коллектива пользуются определенными стратегиями поведения, а именно стратегией соперничества, приспособления, избегания, компромисса и сотрудничества.
3.2. Анализ результатов и рекомендации
Для выявления стратегий поведения в конфликте, было проведено исследование «Выявление стратегий поведения в конфликте учащихся 11-х классов» с использованием методики «Тест Томаса».
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. Первый этап заключался в проведении тестирования (каждому ученику давался опросник с прилагаемой к нему инструкцией и бланк для ответов).
2. Вторым этапом была обработка полученной информации с помощью ключа к методике (подсчитывалось число совпадений с ключом, далее все переводилось в проценты).
3. Третьим этапом на основе обработанных данных строились таблицы и диаграммы.
4. На последнем этапе, делались выводы о том, какие стратегии поведения в конфликтной ситуации преобладают у учащихся 11 классов.
В исследовании приняли участие 28 учеников. Результаты исследования представлены в таблице № 1 (приложение № 1), совокупность полученных данных позволяет нам представить данные в таблице № 2 «Общие показатели типов поведения в конфликте учащихся 11 классов».
Таблица № 2 «Общие показатели типов поведения в конфликте»
Тип поведения в конфликте | Количество учащихся | Процентный показатель |
Соперничество / Конкуренция | 8 | 28,6% |
Сотрудничество | 5 | 17,8% |
Компромисс | 3 | 10,7% |
Избегание | 3 | 10,7% |
Приспособление | 1 | 3,6% |
Смешанный тип поведения: Компромисс + Сотрудничество Компромисс + Приспособление | 8 6 2 | 28,6% 21,4% 7,2% |
Представим полученные данные в виде диаграммы:
Диаграмма № 1 Результаты исследования «Поведение в конфликтной ситуации»
Смешенный тип поведения в конфликте распределяется на два типа смешения, представим данные также в виде диаграммы.
Диаграмма № 2 Распределение комбинаций смешанного типа поведения в конфликте
Проведенное исследование выявило, что у 28,6% учащихся преобладает стиль соперничества (конкуренции), который предполагает разрешение конфликта силой. Он характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью в устранении конфликта, однако, без учета позиций другой стороны. 17,8% учеников выбирают наиболее трудный из всех стилей поведения – сталь сотрудничества, который является наиболее эффективным при разрешении конфликтных ситуаций. Для 10,7% учащихся характерен стиль компромисс, для других 10,7% свойственно выбирать стиль уклонения, избегания конфликтны ситуаций. И 3,6% учеников 11 классов не пытаются отстаивать собственные интересы в конфликтных ситуациях. Также часто встречается смешение стилей поведения в конфликте, так для 21,4 % учащихся характерен выбор стиля сотрудничества и компромисса, а для 7,2 % комбинация из стилей компромисс и приспособление.
На основании приведенных результатов исследования можно сделать вывод, что, так как для большего количества учащихся свойственен стиль соперничества в разрешении конфликтных ситуаций, то проведенное мною исследование, может быть полезным и актуальным для изучения.
Мы совместно с научным руководителем составили рекомендации для школьников по правилам поведения в конфликте:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе исследовательского проекта по психологии «Межличностные конфликты среди школьников: методы урегулирования» было изучено понятие «межличностный конфликт», рассмотрены основные причины возникновения межличностных конфликтов, определены методы их урегулирования и способы, как избежать конфликтных ситуаций.
В исследовательском проекте по психологии о межличностных конфликтах было проведено исследование, направленное на выявление стратегий поведения в конфликте учащихся 11-х классов. В ходе исследования, пользуясь методикой Томаса, был установлен характер поведения подростков в конфликтной ситуации.
В заключении хочется отметить, что существуют различные стратегии поведения в конфликтных ситуациях между школьниками. При этом следует использовать наиболее эффективные из них для благополучного разрешения конфликта (прежде всего сотрудничество).
Нельзя думать, что конфликты имеют только отрицательное влияние на личность и деятельность. Все дело в том, кем, когда и насколько эффективно он разрешается. Уход от не разрешающегося конфликта грозит переходу его внутрь, в то время, как стремление его разрешить влечет за собой возможность конструирования новых отношений на другой основе.
Умению простраивать коммуникативные отношения необходимо учиться всем, как взрослым, так и нам – подросткам. Только тогда, когда мы научимся понимать, признавать, принимать друг друга такими, какие есть, конфликтных ситуаций станет меньше.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение № 1
Таблица № 1 Результаты исследования «Поведение в конфликтной ситуации»
№ | С/К | С | К | И | П | ТП |
10 баллов | 5 баллов | 3 балла | 6 баллов | 6 баллов | Соперничество | |
11 баллов | 5 баллов | 5 баллов | 5 баллов | 4 балла | Соперничество | |
3 балла | 12 баллов | 5 баллов | 5 баллов | 5 баллов | Сотрудничество | |
5 баллов | 6 баллов | 10 баллов | 4 балла | 5 баллов | Компромисс | |
4 балла | 3 балла | 10 баллов | 3 балла | 10 баллов | Компромисс Приспособление | |
2 балла | 11 баллов | 10 баллов | 3 балла | 4 балла | Сотрудничество Компромисс | |
5 баллов | 10 баллов | 6 баллов | 4 балла | 5 баллов | Сотрудничество | |
5 баллов | 5 баллов | 4 балла | 12 баллов | 4 балла | Избегание | |
10 баллов | 5 баллов | 5 баллов | 5 баллов | 5 баллов | Соперничество | |
3 балла | 10 баллов | 10 баллов | 4 балла | 3 балла | Сотрудничество Компромисс | |
5 баллов | 11 баллов | 5 баллов | 5 баллов | 4 балла | Сотрудничество | |
12 баллов | 4 балла | 4 балла | 5 баллов | 5 баллов | Соперничество | |
2 балла | 10 баллов | 11 баллов | 3 балла | 4 балла | Сотрудничество | |
5 баллов | 5 баллов | 10 баллов | 6 баллов | 4 балла | Компромисс | |
3 балла | 12 баллов | 5 баллов | 5 баллов | 5 баллов | Сотрудничество | |
3 балла | 4 балла | 10 баллов | 2 балла | 11 баллов | Компромисс Приспособление | |
11 баллов | 4 балла | 5 баллов | 5 баллов | 5 баллов | Соперничество | |
5 баллов | 5 баллов | 10 баллов | 5 баллов | 5 баллов | Компромисс | |
10 баллов | 6 баллов | 5 баллов | 4 баллов | 5 баллов | Соперничество | |
3 балла | 5 баллов | 5 баллов | 5 баллов | 12 баллов | Избегание | |
4 балла | 11 баллов | 5 баллов | 5 баллов | 5 баллов | Сотрудничество | |
4 балла | 10 баллов | 10 баллов | 3 балла | 3 балла | Сотрудничество Компромисс | |
4 балла | 5 баллов | 5 баллов | 11 баллов | 5 баллов | Избегание | |
10 баллов | 6 баллов | 4 балла | 5 баллов | 5 баллов | Соперничество | |
12 баллов | 3 балла | 5 баллов | 5 баллов | 5 баллов | Соперничество | |
3 балла | 11 баллов | 11 баллов | 2 балла | 3 балла | Сотрудничество Компромисс | |
5 баллов | 5 баллов | 5 баллов | 10 баллов | 5 баллов | Избегание | |
2 балла | 11 баллов | 12 баллов | 2 балла | 3 балла | Сотрудничество Компромисс |
Условные обозначения:
С/К – соперничество/конкуренция; С – Сотрудничество; К – компромисс; И – избегание;
П – приспособление; ТП – преобладающий тип поведения в конфликте.
Приложение № 2
Диаграмма № 1 Результаты исследования «Поведение в конфликтной ситуации»
Слайд 1
«Межличностные конфликты среди школьников: методы урегулирования» Работу выполнил: Беляев Алексей Алексеевич Руководитель: Храмова Нелли ВалерьевнаСлайд 2
Цель проекта Я вляется разработка рекомендаций, позволяющих улучшить возможности подростков урегулировать межличностные конфликты.
Слайд 3
Задачи 1. Изучить информацию 2 . Провести исследование среди учащихся 3. Разработка рекомендаций, позволяющих улучшить возможности подростков урегулировать межличностные конфликты.
Слайд 4
Конфликт — (лат. conflictus — столкнувшийся ) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, происходящих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Слайд 5
Межличностные конфликты — это столкновение противоположных интересов или серьезное разногласие. Причинами таких конфликтов являются как социальные, так и психологические разногласия, такие как ссоры, оскорбления, сплетни, зависть, взаимное непонимание подростков.
Слайд 6
Конструктивные (функциональные) конфликты – это конфликты, приводящие к принятию обоснованных решений и способствующие развитию отношений между субъектами конфликта . Выделяются следующие функциональные последствия конфликтов: конфликт разрешается путём, устраивающим все стороны конфликта; каждая сторона чувствует себя причастной к разрешению проблемы; решение, принятое совместно, реализуется максимально быстро и легко; стороны, участвующие в конфликте, овладевают навыком эффективного сотрудничества во время решения проблемных вопросов ; взаимоотношения между людьми становятся лучше.
Слайд 7
Деструктивные ( дисфункциональные ) конфликты – это конфликты, препятствующие принятию грамотных решений и эффективному взаимодействию между субъектами конфликта. Дисфункциональными последствиями конфликтов являются следующие : конкурентные, сопернические отношения между людьми; отсутствие стремления к положительным отношениям и сотрудничеству; убеждение в том, что одержать « победу » в конфликте гораздо важнее, нежели найти общее решение; плохое настроение, негативные эмоции, чувство неудовлетворённости.
Слайд 8
Различают следующие виды конфликтов: По длительности : долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся ; П о объёму: глобальные, локальные, региональные, групповые, личные; П о источнику возникновения: объективные, субъективные, ложные; П о используемым средствам: насильственный, ненасильственный; По форме: внутренние, внешние, антагонистические; По характеру развития: преднамеренные, спонтанные; По сферам общественной жизни: экономические, политические, религиозные; По выраженности конфликтного противостояния: скрытый, открытый; По направленности воздействия: вертикальный, горизонтальный; В зависимости от нарушенных потребностей: конфликты интересов, когнитивные конфликты.
Слайд 9
Признаки конфликта Первый признак конфликта – биполярность. Второй признак конфликта – активность. Третий признак конфликта - субъекты конфликта.
Слайд 10
Способы решения конфликта М етод «выхода чувств » М етод «положительного отношения к личности » М етод « расширение духовного горизонта спорящих » П рием «принудительного слушания оппонента » С пособ «Обмен позиций »
Слайд 11
Правила реагирования в конфликтной ситуации При возникновении конфликта обязательно нужно дать партнеру выпустить пар: постараться выслушать все его претензии спокойно и терпеливо, не перебивая и не комментируя. После того как эмоции выплеснуты, можно предложить обосновать претензии. Уважительное отношение к оппоненту – обязательное условие того, как разрешить конфликт правильно. Четко и объективно выскажите свою позицию по отношению к ожиданиям партнера. Старайтесь держаться на равных. Если вы виноваты, извинитесь или признайте свою ошибку, но без самоунижения, спокойно и с достоинством. Оформите принятую договоренность и оговорите взаимоотношения на будущее. Старайтесь поддерживать баланс отношений в тех границах, которые заданы вами партнером.
Слайд 12
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Методика Томаса 1) Тест К. Томаса позволяет выявить стиль поведения в конфликтной ситуации. Опросник Томаса показывает типичную реакцию на конфликт, а также дает информацию о способах разрешения конфликтной ситуации. 2) Существует 5 типов поведения в конфликте : соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
Слайд 14
Рекомендации школьникам не отвечать агрессией на агрессию не оскорблять и не унижать оппонента дать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушать его претензии стараться выразить своё понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями; не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов – ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд; предложить оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросить дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию
10 способов
уменьшить конфликты в вашей жизни
Чего не надо делать
в конфликтной ситуации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя
общеобразовательная школа № 5 г. Охи
имени кавалера ордена Мужества
Алексея Викторовича Беляева
Рекомендации для учащихся
2022
г. Оха
Как нарисовать зайчика
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Упрямый зяблик
"Портрет". Н.В. Гоголь
Ах эта снежная зима