Актуальность данного исследования очевидна, в наше время все без исключения могут попасть под воздействие стресса. Причиной этого могут являться различные негативные факторы. Многие явления школьной жизни: контрольные работы и экзамены, большое количество домашних заданий, сложный учебный материал, конфликтные ситуации со сверстниками, переход учащихся из начальной школы в среднее звено - являются причинами возникновения стресса, другими словами называются стрессорами. Этот год обучения будет и для меня большим стрессом. Впереди экзамены, поступление в ВУЗ. Это тяжелый стрессовый год для меня и моих одноклассников. И я решила провести исследование.
Цель проекта: выявить виды стресса, причины его возникновения, способы снятия нервного напряжения.
Данная цель достигается последовательным решением следующих задач:
1. Изучить информацию литературных и интернет – источников по теме проекта.
2. Провести исследование среди учащихся.
3. Подготовить рекомендации для учащихся 11 классов по борьбе со стрессовыми состояниями в виде памятки.
Для достижения цели использовались общетеоретические методы исследования: анализ литературных и интернет источников, сравнительный анализ, метод тестирования.
Проблема проекта: крепкое здоровье и благосостояние человека является залогом качества его жизни в целом. Если любой из нас испытывает огромное количество стрессов, нервного напряжения, мы подрываем наше здоровье, счастье и благополучие.
Гипотеза: предполагаем, что стресс - это очень серьёзная проблема, с которой необходимо бороться. И если знаешь причины возникновения стресса, то можно найти способы борьбы с этим состоянием.
Объект исследования – ученики 11 классов.
Предмет исследования – воздействие стресса на человека.
Практическая значимость работы: по результатам проведённого исследования изготовление памятки с здоровье сберегающими советами, рекомендациями.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 1.04 МБ |
Индивидуальный проект | 66.4 КБ |
Рекомендации по борьбе со стрессом | 340.68 КБ |
Слайд 1
Научный подход в борьбе со стрессом Работу выполнила: Корчуганова Виолетта Р. Руководитель: Храмова Нелли ВалерьевнаСлайд 2
Цель проекта: изучить виды стресса, причины его возникновения, способы снятия нервного напряжения.
Слайд 3
Задачи: 1. изучить информацию; 2. провести исследование среди учащихся; 3. подготовить рекомендации для учащихся 9, 11 классов по борьбе со стрессовыми состояниями в виде памятки.
Слайд 4
Стресс (от англ. «stress» — напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса».
Слайд 5
Эустресс имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». Он оказывает на человека положительное влияние, мобилизует его, улучшает внимание, реакции, психическую деятельность, повышает адаптационные возможности организма».
Слайд 6
Дистресс – это патологическая разновидность стресс-синдрома , который оказывает отрицательное влияние на организм, на его психическую деятельность и на поведение человека. Это тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.
Слайд 7
Стрессоустойчивость характерна для физически здоровых, эмоционально стабильных личностей с активной жизненной позицией, с низкой тревожностью и адекватной самооценкой. Стрессодоступность в основном характерна для пассивных, зависимых, высокотревожных или склонных к депрессивным и ипохондрическим реакциям личностей. Стрессодоступность повышается при недостатке сна, физической или психической истощенности, после перенесенной болезни и т.д.
Слайд 8
Теория стресса Первая фаза - стадия тревоги. Физиологические реакции тревоги: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышение выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т.д. Вслед за первой наступает вторая фаза – привыкание. Ярким примером могут служить особенности в состоянии здоровья, такие как «анемия спортсменов», «спортивная тахикардия». Вслед за второй наступает третья фаза - истощение . Последняя фаза - болезнь. Болезнь - развитие хронических заболеваний.
Слайд 9
Источники стресса психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких людей, расставание с любимым человеком); конфликты либо общение с неприятными людьми; препятствия, которые не дают возможности достигнуть поставленных целей; несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе; ссоры с людьми и, особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение со стороны на ссоры в семье); напряжённая работа; сильные позитивные эмоции; ощущение постоянного давления и т.д.
Слайд 10
Физиологические стрессоры - болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальные температуры (жара, холод) и т.д. Психологические стрессоры - необходимость принятия решения, ответственность за что-либо, обида, переживание, конфликт, сигналы опасности и др.
Слайд 11
Системы органов, на которые влияет стресс: Система кровообращения. Мышцы и кости. Желудочно-кишечная система. Иммунная система.
Слайд 12
Чтобы уберечь нервную систему от разрушительного действия стресса на организм, соблюдайте простые правила: Не изменяйте привычный ритм жизни. Начните день с физических упражнений. Откажитесь от кофе или значительно уменьшите их употребление. Старайтесь больше отдыхать. Следите за питанием. Не пропускайте приемы пищи. Чаще бывайте в общественных местах.
Слайд 13
Несколько советов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса. Противострессовое дыхание . Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе. Что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.
Слайд 14
Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение , в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки. Если позволяют обстоятельства , покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) « по косточкам», как описано в пункте 3.
Слайд 15
Встаньте , ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась). Займитесь какой-нибудь деятельностью - все равно, какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода - помогает отвлечься от внутреннего напряжения. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите . Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.
Слайд 16
Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить вам свое внимание. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений. Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.
Слайд 17
Практическая часть Метод исследования: «Тест на определение уровня стресса» Ю. В. Щербатых , доктора биологических наук, профессора психологии МГЭИ. В исследовании приняло участие 33 учащихся 11 классов МБОУ СОШ № 5 г. Охи им. А.В. Беляева Учащимся было предложено выбрать из предложенных признаков стресса ( интеллектуальных , поведенческих , эмоциональных и физиологических ), те признаки, которые они наблюдают у себя.
Слайд 18
Интеллектуальные признаки стресса Импульсивность мышления, поспешные и необоснованные решения Сужение «поля зрения», кажущееся уменьшение возможных вариантов действия Преобладание негативных мыслей Трудность принятия решений, длительные колебания при выборе Постоянное и бесплодное вращение мыслей вокруг одной проблемы Пассивность, желание переложить ответственность на кого-то другого Трудность сосредоточения Ухудшение показателей памяти Повышенная отвлекаемость Плохие сны, кошмары Частые ошибки, сбои в вычислениях Нарушение логики, спутанное мышление
Слайд 19
Поведенческие признаки стресса Потеря аппетита или переедание Возрастание ошибок при выполнении привычных действий Более быстрая или, наоборот, замедленная речь Дрожание голоса Увеличение конфликтных ситуаций на работе или в семье Хроническая нехватка времени Уменьшение времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями Потеря внимания к своему внешнему виду, неухоженность Конфликтное поведение Низкая продуктивность деятельности Нарушение сна или бессонница Более интенсивное курение и употребление алкоголя
Слайд 20
Эмоциональные симптомы Беспокойство, повышенная тревожность Подозрительность Мрачное настроение Ощущение постоянной тоски, депрессия Раздражительность, приступы гнева Снижение самооценки, появление чувства вины или недовольства собой или своей работой Эмоциональная «тупость», равнодушие Циничный, неуместный юмор Уменьшение чувства уверенности в себе Уменьшение удовлетворенности жизнью Чувство отчужденности, одиночества Потеря интереса к жизни
Слайд 21
Физиологические симптомы Боли в разных частях тела неопределенного характера, головные боли Повышение или понижение артериального давления Учащенный или неритмичный пульс Нарушение процессов пищеварения Нарушение свободы дыхания Ощущение напряжения в мышцах Повышенная утомляемость Дрожь в руках, судороги Появление аллергии или иных кожных высыпаний Повышенная потливость Быстрое увеличение или потеря веса тела Снижение иммунитета, частые недомогания
Слайд 22
I в данный момент жизни сколь-либо значимый стресс отсутствует. II умеренный стресс, который может быть компенсирован с помощью рационального использования времени, периодического отдыха и нахождения оптимального выхода из сложившейся ситуации III выраженное напряжение эмоциональных и физиологических систем организма, возникшее в ответ на сильный стрессорный фактор, который не удалось компенсировать. IV состояние сильного стресса, такая величина стресса говорит о том, что организм уже близок к пределу возможностей сопротивляться стрессу. V истощению запасов адаптационной энергии Уровни стресса
Слайд 23
Диаграмма « Общие показатели уровней стресса учащихся 11 классов». Результаты исследования
Слайд 24
Для здоровья человека любого возраста, очень важен здоровый сон . Для борьбы со стрессом и преодоления его без негативных последствий норма сна и бодрствования очень важна. Психологи разработали новый метод борьбы со стрессами и депрессией – спортивные игры . Влившись в команду, ребёнок развивает не только силу мышц, но учится взаимодействовать с командой, что повышает стрессоустойчивость и психологический иммунитет. Наличие хобби , увлечение каким-то учебным предметом или направлением дает возможность эмоциональной разрядки. Поэтому очень важны дополнительные занятия, но по тому направлению, которое интересно, без давления со стороны родителей. Правильное питание , поддержание водного баланса организма помогает бороться со стрессом. Об этом так же не стоит забывать. Рекомендации для учащихся:
Слайд 25
Чтобы избавиться от стресса, Вам необходимо: Менять то, что Вы можете изменить, и принимать как судьбу то, чего пока изменить невозможно. Вырабатывать положительное отношение ко всему происходящему. В любом даже весьма негативном событии находить выгоду для себя. Научиться жить сегодняшним днём и получать удовольствие. Никогда не обижаться на судьбу. Помнить, что могло быть гораздо хуже! Избегать неприятных людей. Если приходится общаться с людьми невыносимыми, то радуйтесь, что Вы не такой как они. Повысить самооценку и меньше беспокоиться о том, что о Вас думают другие. Побольше общайтесь с интересными людьми. Овладевайте навыками общения.
Слайд 26
«Живите полной жизнью, ведь она дается один только раз! Не позволяйте негативным моментам влиять на этот дар, боритесь, что есть сил за право полновластно распоряжаться ею!».
Управление образования городского округа «Охинский»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи имени кавалера ордена Мужества Алексея Викторовича Беляева
Индивидуальный проект
по психологии
«Научный подход в борьбе со стрессом»
Работу выполнил:
Корчуганова Виолетта Романовна
ученица 11 «А» класса
Руководитель:
Храмова Нелли Валерьевна
педагог-психолог
Оха
2021 г
Содержание
2.1. Стресс: понятие, виды и проявление. 5
2.2. Методы борьбы со стрессом 11
3.2. Анализ результатов и рекомендации 18
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования очевидна, в наше время все без исключения могут попасть под воздействие стресса. Причиной этого могут являться различные негативные факторы. Многие явления школьной жизни: контрольные работы и экзамены, большое количество домашних заданий, сложный учебный материал, конфликтные ситуации со сверстниками, переход учащихся из начальной школы в среднее звено - являются причинами возникновения стресса, другими словами называются стрессорами. Этот год обучения будет и для меня большим стрессом. Впереди экзамены, поступление в ВУЗ. Это тяжелый стрессовый год для меня и моих одноклассников. И я решила провести исследование.
Цель проекта: выявить виды стресса, причины его возникновения, способы снятия нервного напряжения.
Данная цель достигается последовательным решением следующих задач:
1. Изучить информацию литературных и интернет – источников по теме проекта.
2. Провести исследование среди учащихся.
3. Подготовить рекомендации для учащихся 11 классов по борьбе со стрессовыми состояниями в виде памятки.
Для достижения цели использовались общетеоретические методы исследования: анализ литературных и интернет источников, сравнительный анализ, метод тестирования.
Проблема проекта: крепкое здоровье и благосостояние человека является залогом качества его жизни в целом. Если любой из нас испытывает огромное количество стрессов, нервного напряжения, мы подрываем наше здоровье, счастье и благополучие.
Гипотеза: предполагаем, что стресс - это очень серьёзная проблема, с которой необходимо бороться. И если знаешь причины возникновения стресса, то можно найти способы борьбы с этим состоянием.
Объект исследования – ученики 11 классов.
Предмет исследования – воздействие стресса на человека.
Практическая значимость работы: по результатам проведённого исследования изготовление памятки с здоровье сберегающими советами, рекомендациями.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Стресс: понятие, виды и проявление.
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики - для обозначения «внешней силы, приложенной к объекту и вызывающий его деформацию». У них позаимствовал этот термин канадский физиолог Ганс Селье, всю жизнь исследовавший защитные реакции, возникающие у человека при действии внутренних и внешних раздражителей. Впервые понятие «стресс» появилось в его труде 1956 года «Стресс в нашей жизни» и, согласно теории Селье, обозначало психическое напряжение, возникающие у человека под давлением трудных условий - как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Гансу Селье пришлось почти пять лет доказывать скептически настроенным коллегам по всему миру уместность употребления этого технического слова в медицине.
Стресс (от англ. «stress» — напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса».
В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса.
Эустресс имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». Он оказывает на человека положительное влияние, мобилизует его, улучшает внимание, реакции, психическую деятельность, повышает адаптационные возможности организма.
Дистресс – это патологическая разновидность стресс-синдрома, который оказывает отрицательное влияние на организм, на его психическую деятельность и на поведение человека. Это тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.
Симптомы дистресса:
В психологической литературе также активно обсуждаются понятия стрессодоступности и стрессоустойчивости, так как именно они во многом определяют, возникнет ли у человека дистресса в ответ на определенное событие.
Стрессоустойчивость характерна для физически здоровых, эмоционально стабильных личностей с активной жизненной позицией, с низкой тревожностью и адекватной самооценкой.
Стрессодоступность в основном характерна для пассивных, зависимых, высокотревожных или склонных к депрессивным и ипохондрическим реакциям личностей.
Стрессодоступность повышается при недостатке сна, физической или психической истощенности, после перенесенной болезни и т.д. Несомненно, играют роль сила и длительность самого стрессорного воздействия.
В теории стресса, Селье четыре фазы (стадии).
Первая фаза - стадия тревоги. Тревога - реакция организма на повреждающие агенты. Она может быть выражена повышенной раздражительностью, постоянной усталостью, головными болями, потерей аппетита. Фаза тревоги - это мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически реакция тревоги проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышение выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т.д.
Вслед за первой наступает вторая фаза – привыкание. Привыкание - длительное действие вредных агентов, при котором происходит перестройка организма, его приспособление к измененным условиям. Ярким примером могут служить особенности в состоянии здоровья, такие как «анемия спортсменов», «спортивная тахикардия».
Вслед за второй наступает третья фаза-истощение. Истощение - при продолжающемся воздействии вредных факторов организм утратил все резервы для поддержания существования.
Последняя фаза - болезнь. Болезнь - развитие хронических заболеваний. Если стресс протекает в рамках первых двух стадий — тогда все нормально, такой стресс даже полезен для организма. Если же защитных сил организма недостаточно, тогда наступает третья стадия истощения адаптационных резервов, а это уже прямой путь к болезни.
Причиной возникновения стресса может стать любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением.
Итак, выделим источники стресса:
Стресс могут вызвать как положительные эмоции, так и отрицательные, ситуации, провоцирующие стресс, могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди или в пробке).
Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных запрограммированных реакций, первично подготавливающих организм к физической активности (к сопротивлению, борьбе, бегству). Это, в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние тех или иных факторов (стрессоров) превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определённые гормоны, вследствие чего изменяется режим работы многих органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращений сердца, повышается свертываемость крови). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, приспособиться к ней - в этом и состоит основное биологическое значение стресса.
Различают физиологические и биологические стрессоры. К физиологическим относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальные температуры (жара, холод) и т.д.; к психологическим - необходимость принятия решения, ответственность за что-либо, обида, переживание, конфликт, сигналы опасности и др.
Стрессоры могут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительны для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) и эмоциональные (проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах).
Всякая перемена в нашей жизни выступает в роли своеобразного балласта. Речь идёт не только о ситуациях, которые мы расцениваем как негативные.
Индивидуальная выраженность стресса определяется в значительной мере осознанием человеком ответственности за себя, за окружающих, его установкой на собственную роль в создавшейся ситуации. На фоне стресса возникает перераспределение резервов организма. Решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных задач. Нередко в тяжелой стрессовой ситуации человек ведет себя сдержанно, полностью контролирует свое психическое состояние, принимает точные и соответственные решения, однако при этом его адаптационный резерв снижается и вместе с тем повышается риск подвергнуться различным заболеваниям.
Установлена прямая зависимость силы эмоционального напряжения и частоты пульса (как следствия изменения степени ответственности человека). Так, учащение пульса у финансовых контролеров находится в прямой зависимости от степени их ответственности при счете банкнот малого или большого достоинства. При посадке самолета в неблагоприятных условиях частота пульса нарастает у того пилота, которые принимает решение о посадке, хотя степень опасности и осознание этой опасности одинаковы для всех членов экипажа.
Вашему вниманию представлен перечень систем органов, на которые влияет стресс:
1.Система кровообращения. Как известно, кровеносная система нашего организма носит кислород и другие полезные вещества ко всем органам и системам нашего организма. Когда человек находится в спокойном состоянии, сердце старается работать как можно меньше, чтобы меньше изнашиваться. В момент стресса сердце начинает качать кровь энергичнее и вместе с кровью оно перебрасывает к органам жиры для подпитки. Если на стадии сопротивления происходит отклик от этих систем, то жиры сжигаются и в крови больше не циркулируют. Если же стресс затягивается, то неиспользованный жир так и остается в кровеносной системе и при достаточном его количестве может привести к закупорке сосудов.
2.Мышцы и кости. Это вторая система, которая крайне подвержена влиянию стресса. Как уже было сказано, в результате выброса гормонов наши мышцы напрягаются и в любую минуту готовы отработать нужное движение. Если этого не происходит долго время, то мышцы из-за постоянной напряженности укорачиваются и в последствие это приводит к хроническим болям в мышцах.
3.Желудочно-кишечная система. Организм – целостная система, а питание он получает именно из этой системы. Стресс сказывается на ускорении обмена веществ вследствие чего изнашиваются ворсинки для всасывания питательных веществ.
4.Иммунная система. Иммунная система – защитник нашего организма от разного рода болезнетворных микробов и бактерий. Под действием стресса она начинает работать хуже, сокращается выработка антител для большинства респираторных инфекций – простуды, гриппа, ОРЗ, ОРВИ и других.
2.2. Методы борьбы со стрессом
Стрессом можно и нужно управлять, но что делаем мы? Испытав стресс, большинство людей бегут к холодильнику, мы начинаем, есть, хотя совершенно не голодны, поддаваясь инстинкту, который мы сохранили с младенческих лет, когда символом спокойствия для нас них была материнская грудь.
«Забивая» стресс едой, мы довольны временной передышкой, которую они дают, и не думает о том, чем чреваты для здоровья эти излишества. Отправляясь в спортзал после рабочего дня, мы испытываем на прочность свой организм и не даем ему возможности пополнить свои ресурсы.
Мы боремся с последствиями, вместо того чтобы устранить причину стресса. Заполняя ежедневник делами, мы планируем не свои дела, а свой стресс. Мы не соблюдаем простейших правил его укрощения, а потом страдаем от его последствий.
Чтобы уберечь нервную систему от разрушительного действия стресса на организм, необходим: достаточный сон, рациональная организация труда, общеукрепляющие процедуры, в том числе закаливание и занятия физкультурой. Чаще говорите о своих проблемах с близкими людьми. Многие эксперты считают, что общение с семьей и друзьями, поддержка с их стороны благотворно влияет на нервную систему. Поэтому, необходимо постараться быть выдержанным и корректным как вовремя учебы, на работе, так и в семье.
Не изменяйте привычный ритм жизни. Очень часто люди, находящиеся в состоянии стресса, бывают не в состоянии выполнять свои ежедневные обязанности. Очень важно, чтобы человек не бросал привычных дел, монотонность и обыденность которых могут благотворно повлиять на настроение.
Начните день с физических упражнений. Эксперты считают, что физическая нагрузка значительно улучшает настроение. Если вы не владеете йогой, вам стоило бы этим заняться. Йога прекрасно концентрирует мысли и расслабляет тело.
Откажитесь от кофе или значительно уменьшите их употребление. Кофе и стресс несовместимы, так как эта «гремучая» смесь может породить бессонницу и сильное эмоциональное напряжение.
Старайтесь больше отдыхать. Если у вас бессонница, просто полежите в темной комнате с закрытыми глазами, подумайте о чем-нибудь приятном.
Следите за питанием. Пища должна быть свежей, богатой витаминами.
Не пропускайте приемы пищи.
Чаще бывайте в общественных местах.
Если же вы оказались в стрессовой ситуации неожиданно (вас кто-то разозлил, обругал начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) - у вас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе «СТОП!», чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.
Вот перечень некоторых советов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.
1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе. Что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.
2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.
3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.
4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) « по косточкам», как описано в пункте 3.
5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).
6. Займитесь какой-нибудь деятельностью - все равно, какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода - помогает отвлечься от внутреннего напряжения.
7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.
8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить вам свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.
9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.
10. Проделайте несколько противострессовых упражнений. Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Описание методики
В соответствии с планом работы над проектом была проведена диагностика учащихся 11 классов на предмет выявления у них уровня стресса. Для исследования я использовала «Тест на определение уровня стресса» Юрия Викторовича Щербатых, доктора биологических наук, профессора психологии МГЭИ. В исследовании приняли участие 33 учащихся 11 классов.
Учащимся было предложено выбрать из предложенных признаков стресса (интеллектуальных, поведенческих, эмоциональных и физиологических), те признаки, которые они наблюдают у себя.
К интеллектуальным признакам стресса относятся:
К поведенческим признакам стресса относятся:
К эмоциональным симптомам стресса относятся:
К физиологическим симптомам стресса относятся:
Подсчета суммарного показателя, позволит определить уровень стресса, предложенная методика распределяет уровни следующим образом:
I уровень, считается хорошим – означает, что в данный момент жизни сколь-либо значимый стресс отсутствует.
II уровень означает, что человек испытывает умеренный стресс, который может быть компенсирован с помощью рационального использования времени, периодического отдыха и нахождения оптимального выхода из сложившейся ситуации.
III уровень указывает на достаточно выраженное напряжение эмоциональных и физиологических систем организма, возникшее в ответ на сильный стрессорный фактор, который не удалось компенсировать. В этом случае требуется применение специальных методов преодоления стресса.
IV уровень указывает на состояние сильного стресса, для успешного преодоления, которого желательна помощь психолога или психотерапевта. Такая величина стресса говорит о том, что организм уже близок к пределу возможностей сопротивляться стрессу.
V уровень свидетельствует о переходе организма к третьей, наиболее опасной стадии стресса — истощению запасов адаптационной энергии.
Результаты исследования представлены в таблице № 1 (приложение № 1), совокупность полученных данных позволяет нам представить данные в таблице № 2 «Общие показатели уровней стресса учащихся 11 классов».
Таблица № 2 «Общие показатели уровней стресса учащихся 11 классов»
Уровень стресса | Количество учащихся | Процентный показатель |
I – стресс отсутствует. | 5 | 15,2 % |
II – умеренный стресс. | 5 | 15,2 % |
III – выраженное напряжение эмоциональных и физиологических систем организма. | 13 | 39,4 % |
IV – состояние сильного стресса | 7 | 21,2 % |
V – истощение запасов адаптационной энергии. | 3 | 9,0 % |
Представим полученные данные в виде диаграммы:
Диаграмма № 1 «Общие показатели уровней стресса учащихся 11 классов».
Проведенное исследование учащихся 11 классов выявило, что у 15,2% учащихся в данный момент жизни отсутствует значимый стресс, также у 15,2% учеников испытывают умеренный стресс, который может быть компенсирован с помощью рационального использования времени, периодического отдыха и нахождения оптимального выхода из сложившейся ситуации. У 39,4% учащихся выявлено достаточно выраженное напряжение эмоциональных и физиологических систем организма, возникшее в ответ на сильный стрессорный фактор, который не удалось компенсировать. Данной группе учащихся требуется применение специальных методов преодоления стресса. 21,2 % учеников находятся в состоянии сильного стресса, для успешного преодоления, которого желательна помощь психолога, уровень стресса говорит о том, что организм у данных учащихся близок к пределу возможностей сопротивляться стрессу.
И у 9,0 % ребят организма приближается к третьей, наиболее опасной стадии стресса — истощению запасов адаптационной энергии.
Для снижения уровня стресса, учащимся 11 классов необходимо соблюдать основные правила:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В наше время, как оказывается, стресс может привести к болезни. А болезнь отрицательно сказывается на здоровье, человека его духовном состоянии и благополучии. Поэтому теме стрессов отводится особая, важная, роль. Борьба со стрессами – это помощь себе, своему здоровью, и чем бережнее вы относитесь к своему здоровью, тем крепче оно у вас будет, и тем приятнее и ярче будет казаться вам жизнь.
Данная работа помогла мне узнать много нового о влиянии стресса на здоровье человека. В своём исследовании я пришла к выводу, что учащиеся моего класса имеют предрасположенность к стрессу. На основе полученных данных мне удалось дать достаточно полезных советов, соблюдение которых позволит одноклассникам сохранить здоровье.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение № 1
Таблица № 1 Результаты исследования уровня стресса
№ | ИП | ПП | ЭП | ФП | Итог | |||||
Б | У | Б | У | Б | У | Б | У | Б | У | |
1 | 4 | Н | 5 | С | 15 | В | 10 | С | 34 | IV |
2 | 1 | Н | 0 | Н | 1,5 | Н | 2 | Н | 4,5 | I |
3 | 1 | Н | 1 | Н | 1,5 | Н | 2 | Н | 5,5 | I |
4 | 4 | Н | 4 | Н | 6 | Н | 12 | С | 26 | IV |
5 | 5 | С | 7 | С | 7,5 | Н | 0 | Н | 19,5 | III |
6 | 6 | С | 7 | С | 12 | С | 22 | В | 47 | V |
7 | 6 | С | 7 | С | 9 | С | 12 | С | 34 | IV |
8 | 5 | С | 5 | С | 7,5 | Н | 4 | Н | 21,5 | III |
9 | 6 | С | 6 | С | 10,5 | С | 10 | С | 32,5 | IV |
10 | 3 | Н | 6 | С | 7,5 | Н | 10 | С | 26,5 | IV |
11 | 2 | Н | 3 | Н | 9 | С | 14 | С | 28 | IV |
12 | 3 | Н | 5 | С | 4,5 | Н | 8 | Н | 20,5 | III |
13 | 8 | С | 6 | С | 10,5 | С | 18 | С | 42,5 | V |
14 | 3 | Н | 2 | Н | 4,5 | Н | 0 | Н | 9,5 | II |
15 | 3 | Н | 4 | Н | 7,5 | Н | 2 | Н | 16,5 | III |
16 | 1 | Н | 3 | Н | 4,5 | Н | 10 | С | 18,5 | III |
17 | 6 | С | 4 | Н | 4,5 | Н | 8 | Н | 22,5 | III |
18 | 2 | Н | 3 | Н | 7,5 | Н | 8 | Н | 20,5 | III |
19 | 2 | Н | 1 | Н | 4,5 | Н | 8 | Н | 15,5 | III |
20 | 2 | Н | 3 | Н | 1,5 | Н | 6 | Н | 12,5 | II |
21 | 3 | Н | 3 | Н | 1,5 | Н | 2 | Н | 9,5 | II |
22 | 4 | Н | 2 | Н | 3 | Н | 6 | Н | 15 | III |
23 | 5 | С | 6 | С | 7,5 | Н | 8 | Н | 26,5 | IV |
24 | 5 | С | 3 | Н | 4,5 | Н | 2 | Н | 14,5 | III |
25 | 7 | С | 6 | С | 13,5 | С | 14 | С | 40,5 | V |
26 | 5 | С | 1 | Н | 4,5 | Н | 4 | Н | 14,5 | III |
27 | 4 | Н | 4 | Н | 4,5 | Н | 6 | Н | 18,5 | III |
28 | 5 | С | 6 | С | 3 | Н | 0 | Н | 14 | III |
29 | 2 | Н | 4 | Н | 1,5 | Н | 0 | Н | 7,5 | II |
30 | 1 | Н | 1 | Н | 0 | Н | 2 | Н | 4 | I |
31 | 2 | Н | 2 | Н | 3 | Н | 4 | Н | 11 | II |
32 | 1 | Н | 1 | Н | 1,5 | Н | 2 | Н | 5,5 | I |
33 | 1 | Н | 0 | Н | 1,5 | Н | 2 | Н | 4,5 | I |
Условные обозначения:
ИП – интеллектуальные признаки стресса; ПП – поведенческие признаки стресса; ЭП – эмоциональные признаки стресса; ФП – физиологические признаки стресса; Б – балл полученный респондентом; У – уровень стресса;
В - высокий уровень; С – средний уровень; Н – низкий уровень.
33 способа быстро снизить тревогу
Ты можешь испытывать психическое или физическое напряжение. Тебя могут одолевать новые ощущения. Ты взволнован, ты испытываешь чувство беспокойства. Очень может быть, что рядом бродит стресс!
Рекомендации по преодолению стресса:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя
общеобразовательная школа № 5 г. Охи
имени кавалера ордена Мужества
Алексея Викторовича Беляева
Рекомендации по борьбе со стрессом
2021
г. Оха
Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе. Что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.
Хобби-терапия. Хобби — это замечательный способ отвлечься от повседневных забот, расширить кругозор, самореализоваться и почувствовать себя счастливее. Найди дело, которое тебя вдохновляет. Научись чему-нибудь, если давно об этом мечтаешь. Не бойся пробовать новое!
Добрые записки. Трудно оставаться несчастным, когда даришь радость другим людям. Напиши на открытках или стикерах добрые пожелания, шутки, анекдоты, ободряющие слова и вдохновляющие цитаты. Носи эти листочки с собой и оставляй в подходящих местах.
Виды стресса
Источники стресса
Браво, Феликс!
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Домик зимней ночью
Рисуем акварельное мороженое
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью