Математические задачи в художественной литературе
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_zadachi_v_hudozhestvennoy_literature.docx | 35.07 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 49 имени героев-даманцев»
Математические задачи в художественной литературе
Проектная работа
Выполнил:
Ученик 5.2 класса
МБОУ «Средняя школа № 49 имени героев-даманцев»
Гольченко Матвей
Руководитель:
Солдатова Ирина Анатольевна -
учитель математики
ХАБАРОВСК 2018 год
Введение
«Математика - это язык, на котором
написана книга природы»
Г. Галилей
Актуальность работы. Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических (или правдоподобных) задач.
Использование арифметических способов решения задач развивает смекалку и сообразительность, умение ставить вопросы, отвечать на них, то есть развивает естественный язык, готовит школьников к дальнейшему обучению.
Арифметические способы решения текстовых задач развивают умение анализировать разные ситуации, строить план решения с учетом взаимосвязей между известными и неизвестными величинами (с учетом типа задачи), истолковывать результат каждого действия в рамках условия задачи, проверять правильность решения с помощью составления и решения обратной задачи, то есть формировать и развивать важные общеучебные умения.
Цель проекта: поиск математических задач в художественной литературе и привлечение внимание других учащихся к задачам из художественной литературы, решение которых способствует развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности, умения самостоятельно осуществлять небольшие исследования.
Задачи проекта:
1) изучение художественный литературы;
2) подбор художественной литературы для исследования;
3) решение задач и оценка полученных результатов.
Предметом проекта является изучение текстовых задач, приведенных в следующих произведениях:
Структура работы включает в себя: введение, основную часть и заключение.
Математика проникает почти во все области деятельности человека, что положительно сказалось на темпе роста научно-технического прогресса. В школьном курсе математике, особое внимание уделяется текстовым задачам.
Изучение текстовых задач происходит в начальной и основной школе, но рассматриваются они недостаточно глубоко, таким образом, приобретённые в основной школе навыки и знания решения текстовых задач со временем теряются. Исходя из этого, чтобы верно решить любые текстовые задачи, нам необходимо рассмотреть классификации этих задач, и уже с 5 класса систематизировать и ликвидировать пробелы в знаниях по математике.
Определим прежде всего, что подразумевается под задачей.
Задача — это текст, содержащий численные компоненты. Структура этого текста такова, что в нем можно выделить условие и требование (которое не всегда выражено в форме вопросительного предложения).
Решить задачу — значит выполнить арифметические действия, определенные условием, и удовлетворить требованию задачи.
При решении каждой задачи мы производим небольшое математическое исследование, с помощью которого проверяется наша сообразительность и способность к логическому мышлению.
Текстовые задачи мы можем условно классифицировать по типам:
По методу решения:
Решение текстовых задач делится на несколько этапов:
Иногда при решении сложных задач трудно с самого начала определить количество вводимых неизвестных. Выбирая неизвестные, мы создаём математическую модель ситуации, описанной в условии задачи. Поэтому все соотношения должны из конкретных условий задачи, т. е. необходимо каждое условие представить в виде уравнения или записать иным образов в виде математической модели.
Существуют различные методы решения текстовых задач:
В основе каждого метода лежат различные виды математических моделей.
Дадим краткую характеристику первых трех методов решения текстовых задач, которые наиболее часто встречаются в школьном курсе математики.
Арифметический метод.
Решить задачу арифметическим методом – значит найти ответ на требование задачи посредством выполнения арифметических действий над числами. Одну и ту же задачу во многих случаях можно решить различными арифметическими способами. Задача считается решенной различными способами, если её решения отличаются связями между данными и искомыми, положенными в основу решений, или последовательностью использования этих связей.
Алгебраический метод.
В науке данный метод трактуется как метод буквенных вычислений. Решить задачу алгебраическим методом – это значит найти ответ на требование задачи, составив и решив уравнение или систему уравнений (или неравенств). Одну и ту же задачу можно также решить различными алгебраическими способами. Задача считается решенной различными способами, если для её решения составлены различные уравнения или системы уравнений (неравенств), в основе составления которых лежат различные соотношения между данными и искомыми.
Геометрический метод.
Он состоит в том, что логическое доказательство или решение задачи направляется наглядным представлением, иногда доказательство или решение видно из наглядной картины. Под геометрическим методом решения алгебраических задач будем понимать в дальнейшем метод решения, заключающийся в использовании геометрических представлений (изображений), законов геометрии и элементов аналитических методов (уравнений (неравенств)).
Изучив рекомендованную литературу, я составил памятку для составления задачи, поскольку чтобы изучить задачи, использованные в литературе, мы должны явно понимать суть всего определения.
Памятка учащимся:
1) Сбор фактических данных.
Каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой, содержащей цифровые данные.
2) Процесс составления задачи.
Из исторической справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из следующих тем:
– Действия с натуральными числами.
– Единицы измерения длины, площади.
– Действия с дробями с одинаковыми знаменателями.
– Нахождение части числа и числа по его части.
- Нахождение части, которую одно число составляет от другого.
3) Формулировка условия задачи.
Надо, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения как математики, так и краеведения.
Как работать над формулировкой задачи:
а) выписать из исторической справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;
б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;
в) решить задачу выбранным методом или получить ответ, выполнив следующие действия…
4) Правильное оформление задачи.
Требования:
– наличие исторической справки;
– корректность формулировки условия;
– наличие подробного решения;
– подготовка слайдов с иллюстрациями, соответствующими историческим фактам, на основе которых составлена задача.
Математические задачи в художественных произведениях – это задачи, которые ставят перед своими героями авторы некоторых романов, повестей, рассказов, и которые зачастую играют определяющую роль в оценке характеров и способностей героев, а также заставляют читателя самого поломать голову над их решением.
Я выбрал несколько художественных произведений, содержащих математические задачи, попробовал их решить самостоятельно, а также предложил для литературных героев задачи, придуманные мною. Вот что у меня получилось.
В этом рассказе главные герои – гимназист VII класса Егор Зиберов и его ученик, Петя Удодов, – на уроке арифметики сталкиваются с задачей, которая их обоих заводит в тупик: «Купец купил 138 арш. черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное 3 руб.?».
При решении этой задачи герои Чехова никак не могут понять, арифметическая это задача, или алгебраическая, и с какой стороны к ней подойти.
Так как же можно решить эту задачу? Оказалось, что ее можно решить как алгебраическим способом, так и арифметическим.
1 способ – алгебраический:
х – количество синего сукна по 5 рублей за аршин.
138 – х – количество чёрного сукна по 3 рубля за аршин.
1) (138 – x) Х 3 + 5х = 540
414 – 3х + 5х = 540
2х = 126
х = 126 : 2
х = 63 (арш.)
2) 138 – 63 = 75 (арш.)
Ответ: 63 аршина синего сукна и 75 аршин чёрного сукна.
2 способ – арифметический:
Предположим, что купец купил поровну черного и синего сукна:
Тогда стоимость всего синего сукна (по 5 рублей за аршин) составила:
2) 69 х 5 = 345 (руб.)
А стоимость всего черного сукна (по 3 рубля за аршин) составила:
3) 69 х 3 = 207 (руб.)
Тогда купцу пришлось бы потратить на покупку синего и черного сукна всего:
4) 345 + 207 = 552 (руб.)
А это на 12 рублей больше, чем на самом деле потратил купец:
5) 552 – 540 = 12 (руб.);
Известно, что синее сукно дороже черного на 2 рубля. Поэтому можно сделать вывод, что синего сукна (более дорогого) купили меньше черного на 6 аршин:
6) 12 : 2 = 6 (арш.)
Следовательно, синего сукна купили 63 аршина:
7) 69 – 6 = 63 (арш.)
А черного сукна – 75 аршин:
8) 138 – 63 = 75 (арш.)
Ответ: 63 аршина синего сукна и 75 аршин черного сукна.
Поскольку задача, предложенная А.П. Чеховым герою своего рассказа, Пете Удодову, оказалась для него слишком сложной, я решил составить для Пети свою задачу, попроще: «Папа купил Пете баранки, с маком и с солью, всего на 105 рублей. Известно, что баранок с солью было в 2 раза больше, чем с маком. Спрашивается, сколько папа купил Пете баранок с маком, сколько с солью, и сколько всего баранок было куплено, если известно, что 1 баранка с маком стоила 3 рубля, 1 баранка с солью – 2 рубля».
Решение:
х – количество баранок с маком по 3 рубля за штуку;
2х – количество баранок с солью по 2 рубля за штуку;
3х + 4х = 105
7х = 105
х = 105 : 7
х = 15 (шт.) – куплено баранок с маком.
Ответ: всего куплено 45 баранок, из них 15 баранок с маком и 30 баранок с солью.
Гораздо проще задачи, рассмотренной в предыдущей главе, задача, предложенная писателем Н.Н. Носовым своему герою Феде Рыбкину в рассказе «Федина задача»:
«На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом. Рожь смололи, причем из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по три тонны муки?»
Вот ее решение:
1) 450 х 80 = 36000 (кг) всего привезли ржи на мельницу;
2) 36000:6 х 5 = 30000 (кг) - вышло муки из привезенной на мельницу ржи;
3) 30000 кг = 30 т
4) 30 : 3 = 10 (машин) – потребуется для перевозки всей муки
Ответ: 10 машин понадобилось для перевозки всей муки.
И если бы Федя Рыбкин не отвлекался на посторонние занятия – слушал песни, которые передавались в это время по радио, а немножко подумал, он бы без труда решил эту задачу.
Жил-был мальчик по имени Витя Перестукин, ученик 4-го класса, который однажды за один учебный день получил сразу пять «двоек». Витя ленился выполнять домашние задания, за что и попал в «Страну невыученных уроков».
Меня заинтересовала задача по математике, заданная Вите на дом: «5 землекопов вырыли траншею в 100 погонных метров за 4 дня». В тексте нет вопроса к этой задаче, зато известно, что решив эту задачу неправильно, Витя получил ответ «полтора землекопа», а перерешав её правильно – получил ответ «два землекопа».
Вот я и задумался, какой же вопрос должен был стоять к задаче, чтобы в ответе получилось «два землекопа». И оказалось, что вопросов может быть несколько. Приведу пример из двух вопросов.
Но для начала нужно понять, что можно извлечь из имеющихся условий задачи:
100 : 4 = 25 (п.м);
25 : 5 = 5 (п.м).
Вопрос 1: Сколько землекопов выроют траншею в 100 погонных метров за 10 дней?
100 : 5 = 20 (дней);
20 : 10 = 2 (землекопа).
Ответ: 2 землекопа.
Вопрос 2: Сколько еще потребуется землекопов, чтобы за 4 дня вырыть траншею в 140 погонных метров?
140 – 100 = 40 (п.м)
40 : 5 = 8 (дней);
8 : 4 = 2 (землекопа).
Ответ: 2 землекопа.
Чтобы Витя Перестукин потренировался в решении математических задач, я бы предложил ему следующую задачу: «Бригада железнодорожных строителей проложила 2000 погонных метров железнодорожного полотна за 10 дней. Сколько бригад строителей необходимо привлечь, чтобы эту работу выполнить за 5 дней?
1.5. А. Аверченко «Экзаменационная задача»
Главный герой рассказа А. Аверченко «Экзаменационная задача», Семен Панталыкин, мечтатель и фантазер, попадает в непростую ситуацию, когда ему всего за 20 минут необходимо решить «очень трудную» задачу: «Два крестьянина вышли одновременно из пункта А в пункт Б, причем один из них делал в час четыре версты, а другой – пять. Спрашивается, насколько один крестьянин придет раньше другого в пункт Б, если второй вышел позже первого на четверть часа, а от пункта А до пункта Б такое же расстояние в верстах, сколько получится, если два виноторговца продали третьему такое количество бочек вина, которое дало первому прибыли 120 рублей, второму – 80, а всего бочка вина приносит прибыли 40 рублей».
Решение:
Сначала узнаем расстояние между пунктом А и пунктом Б, исходя из условий второй части задачи, т.е. находим общее количество бочек вина, проданных третьему виноторговцу:
Таким образом, расстояние от пункта А до пункта Б составляет 5 верст.
Далее рассчитываем, за какое время пройдут это расстояние оба крестьянина:
Из чего следует, что, если оба крестьянина выйдут из пункта А одновременно, то в пункт Б второй крестьянин придет на часа раньше первого:
Ответ: Если второй крестьянин вышел из пункта А позже первого на часа, то в пункт Б оба крестьянина придут одновременно.
Вывод.
Математика - вечное живое дерево науки. С древнейших времён известно, что математика учит правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать.
Цель и задачи поставленные перед началом работы, были выполнены. Для этого были подобранны для исследования отрывки произведений классиков русской литературы XIX-XX веков, в которых рассматривались и были представлены различные математические задачи или ситуации, связанные с этой наукой.
Благодаря этому проекту, я узнал много нового о математических задачах, показал связь двух наук – математики и литературы, «помог» литературным героям, составив задачи, которые помогли бы им в решении авторских задач.
Самодельный телефон
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
За чашкой чая
Позвольте, я вам помогу