Мой прадед герой (Герой в моей семье) Исследование Краеведение
Вложение | Размер |
---|---|
Мой прадед герой (Герой в моей семье) Исследование Краеведение | 52.27 КБ |
Районный конкурс исследовательских и творческих работ «Первые шаги» |
Герой в моей семье |
Исследование (краеведение) |
Автор:
Борисов Даниил,
ученик 2 класса «Г»
МБОУ СШ №2 г. Вязьмы
Руководитель:
Любко Светлана Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ СШ №2 г. Вязьмы
Вязьма
2020
Содержание
2.1. Вклад автомобильных и дорожных войск в Победу над фашистами.. 4
2.2. Мой прадедушка – солдат…………………………………………..5 – 7
2.3. Трудности военных верст шофера в творчестве людей …………7 – 10
Введение
Я считаю, что для людей память - связующее звено между прошлым, настоящим и будущим. Ведь, как можно понять, почувствовать значимость прошлого? Конечно же, изучая историю, воссоздавая события. Также можно заставить себя пережить хотя бы на мгновение то, что пережили участники героических сороковых годов, если попытаться восстановить хотя бы несколько минут чьей-то жизни…
Вторую мировую войну принято называть войной моторов. Роль, как пехоты, так и кавалерии снизилась, а на первое место вышла моторизированная техника.
Но где есть техника, там должен быть и водитель, место человеческому фактору всегда остается. Водителей порой незаслуженно забывают, говоря о Победе в Великой Отечественной войне. Но шоферы не меньше других рисковали жизнью, доставляя бойцов на фронт, подвозя боеприпасы, занимаясь снабжением.
Защиты и комфорта в их примитивных автомобилях было немного, все делалось за счет самоотверженности, стойкости, самопожертвования.
Сегодня, в канун 75-й годовщины победы, я расскажу о герое моей семьи, о моём прадедушке.
Пусть же этот рассказ будет маленькой данью всем, кто отстоял Свободу нашей Родины, кто уже не сможет рассказать, каким страшным трудом было завоевано право обнять детей и внуков.
Я, конечно же, знаю, что воспоминания о войне для каждого русского солдата – незаживающая рана. Скольких товарищей потерял мой прадедушка, сколько фронтовых верст он отмерил на своей «полуторке» (ГАЗ – АА) - не отмечено ни в одном документе. Эти версты были отмечены в его сердце, теперь я это точно знаю из рассказов моей прабабушки. Для меня очень важно воссоздать эти исторические события, чтобы чтить их в памяти нашей семьи,
т.к. со временем некоторые события забываются, а моя работа останется в семейном архиве.
Проблема - сохранения историческо-культурного наследия страны.
Предмет исследования – биографические справки из жизни моего прадеда.
Цель настоящей работы - изучить биографию моего прадеда – Комиссарова Николая Сергеевича и выявить его подвиги на военных дорогах.
Для достижения поставленной в исследовании цели предполагается решить следующие исследовательские задачи:
Основная часть
Во время войны на территории СССР были разрушены 91 тыс. км автомобильных дорог, 90 тыс. мостов и других искусственных сооружений общей протяжённостью более 930 тыс. км.
В ходе дорожного обеспечения операций Великой Отечественной войны дорожниками было восстановлено, отремонтировано и вновь построено около 100 тыс. км автомобильных дорог, свыше 1 млн. м мостов, заготовлено и подвезено для строительства дорог более 30 млн. кубометров песка, камня и лесоматериалов.
Дорожные войска участвовали на всех фронтах во всех операциях Великой Отечественной войны.
В трудные годы войны с немецкими войсками советские военно-дорожные подразделения содержали специальные маршруты для движения гусеничных, транспортных и боевых средств, а также гужевого транспорта. Созданные военно-автомобильные дороги (ВАД) армии, фронта и центра обеспечили работу службы регулирования и организации автомобильного движения, а военно-дорожные подразделения осуществляли охрану магистралей и сооружений на них.
Для восстановления и строительства дорог и мостов были созданы специализированные дорожные части. Они, в том числе, занимались загрузкой порожних автомобилей, идущих с фронта. Во время войны военно-дорожные подразделения были подлинными хозяевами на дорогах и отвечали за их состояние.
Необыкновенную смекалку проявляли наши автомобилисты в годы Великой Отечественной. Именно наши: ведь педантичные иностранцы редко отступают от предписаний инструкций и не очень-то способны на выдумки в нештатных ситуациях.
Война не считается со временем суток. Случалось, приходилось двигаться и в полной темноте в интересах светомаскировки или с фарами, разбитыми при обстрелах или столкновениях. Тогда старшие машин – есть такая должность в войсковых автомобильных подразделениях – ложились на передние крылья автомобилей и, вглядываясь в темноту, отдавали команды водителям. А шоферы вели машины едва ли не на ощупь.
Во время подготовки к сражению на Курской дуге, возможно впервые в нашей автомобильной истории, грузовики выступали в роли… железнодорожных локомотивов. Что послужило причиной этого – отсутствие паровозов или интересы секретности приготовлений на переднем крае – не известно. Но знаменитые трехтонки ЗиС-5 были поставлены на рельсы, и водили по 3-4 вагона с воинскими грузами.
Уже после войны появились у нас и специальные автомобили-мотовозы на железнодорожном ходу. Машины, созданные на базе грузовиков ЗиЛ-130, КрАЗ-257 и аналогичных им, имели пневматические выводы для управления тормозами вагонов.
Война – это очень большое горе для всех людей. Сколько бед она приносит: многие умирают, многие становятся инвалидами. Тысячи людей испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили.
Великая Отечественная война оставила неизгладимый след и в истории нашей семьи. Мой прадедушка по маминой линии, Комиссаров Николай Сергеевич, родился в 1920 году во Ржавцах, жил в городе Вязьме. После окончания 9 классов выучился на шофера. В 1940 году был призван на срочную службу. Служил на Украине в городе Белая церковь. В 1941 году началась война, и прадеда сразу отправили на фронт. Прадед служил в автомобильном батальоне. Он подвозил на передовую снаряды, а в тыл увозил раненых. Часто его машина попадала под авиа удары фашистских самолётов. Но ни разу мой прадед не был серьёзно ранен. Лишь однажды он был контужен.
Перевозя боеприпасы около города Курска ему пришлось вместе с полковником пробираться через минное поле. Полковник стоял на крыле машины и указывал путь. Но вдруг машина наехала на мину. Произошёл взрыв. Полковнику оторвало голову сразу, а моего прадеда отбросило в сторону. Он был контужен. Попав в окружение, в группе нескольких бойцов-товарищей пробирался к своим. Когда преодолев трудности, голод и холод, группа всё-таки добралась до воинской части советских солдат, был отправлен в госпиталь. После непродолжительного лечения мой прадед вернулся на линию фронта защищать Родину.
Изучив в интернете на сайте «Память народа» боевой путь моего прадеда и прослушав рассказы в моей семье о нём, я выяснил, где и на каких фронтах он воевал.
Служил он в трёх воинских частях: автомобильных 66-ой и 22-ой и в 17-ой воздушной армии. Про первые две части информации нет, а про 17-ую ВА достаточно. Я изучил боевой путь этой части и сопоставил с фактами из письма про моего прадеда, которое пришло в семью от командования после войны.
Комиссаров Николай Сергеевич – активный участник отечественной войны с немецкими захватчиками, в которой он участвовал с первого дня её возникновения. Работая водителем за время службы выполнял боевые задания по доставке боеприпасов и других грузов защитникам Сталинграда, за что награждён медалью «За оборону Сталинграда». Обеспечивал боевые действия авиации 17 ВА во время боев за Украину, Молдавию. Прошел с войсками Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию, Австрию. Участвовал в освобождении Белграда, Будапешта, Вены. Машина прадеда не имела ни одного простоя, а была всё время на выполнении заданий по доставке авиабомб и других грузов на аэродромы 17 ВА. Только за 1945 год его машина имеет 11 330 км пробега, перевезено 231 тонна боевого груза, без одной аварии и поломки. За отличное выполнение боевых заданий, хорошую дисциплину Комиссаров Н.С. имеет 32 благодарности, не раз был награждён медалью «За
отвагу», а за хорошее отношение к материальной части награждён знаком «Отличный шофёр». Работая на машине, мой прадед одновременно выполнял обязанности комсорга роты, проводил большую политико-массовую воспитательную работу среди молодёжи своего подразделения, способствовал выполнению на «отлично» заданий командования. Закончил войну в Венгрии.
После окончания войны прадед еще год служил в рядах Советской Армии. Вернувшись домой, работал инструктором по вождению грузовых машин. Потом работал шофёром на нефтебазе. В 1947 году женился. Вырастил двоих детей. Умер в 2000 году. В этом году Комиссарову Николаю Сергеевичу исполнилось бы 100 лет.
Мой прадедушка выжил и прошел войну от начала до конца. Он был счастливчиком. Любил стихи, хорошо читал басни, был артистичным, жизнерадостным, веселым человеком. Во время войны люди, защищавшие свою Родину, становились намного сильнее и выносливее. Поэтому и победили в этой войне.
Любой шофёр войны мог бы сказать про себя: «Наше дело какое? В окопах не лежим. В атаку не ходим. А без нас невозможно. Снаряды, патроны, мины подавай каждый божий день. Доставляем на пункты боепитания, а то и прямо на огневые позиции.
Верно, в атаку шоферы не ходят. Но и от шофёра требуются качества пехотинца. Сила воли, мужество, сверхчеловеческая выносливость. По пять-шесть суток без сна. А бывает и без еды. А дороги плохие, а чаще и вовсе никаких дорог. А машина должна двигаться. Передовые части не могут оставаться без боепитания. И что ни день — бомбежки, артиллерийские обстрелы коммуникаций. По три раза на день приходится менять скаты, исправлять поломки в моторах».
Великая Отечественная война по освобождению нашей Родины от фашизма потребовала неимоверного напряжения воли всего советского народа, его Вооруженных Сил и унесла тысячи жизней лучших его сынов.
Ведь, фронт и тыл в то тяжелое время были едины! Я считаю, что массовый героизм и патриотизм обеспечили победную весну 1945 года, быстрое восстановление народного хозяйства, разрушенного войной, поднятие Отчизны из руин и пепла! Также неоценим был и труд шоферов, которые в любой ситуации должны были доставить груз по назначению.
Фронтовые шоферы пользовались немалым авторитетом среди солдат и мирных граждан. Во время ВОВ и послевоенное время звучали стихи и песни о нелегком пути фронтовых шоферах. Как артиллерист без пушки, так и шофер без машины. Ведь, не зря им посвятили фирменную песенку «фронтового шофера», которая была написана на музыку Б. Мокроусова и на слова Н. Лабковского.
Через горы, реки и долины,
Сквозь пургу, огонь и чёрный дым
Мы вели машины, объезжая мины,
По путям-дрогам фронтовым.
Эх, путь-дорожка, фронтовая,
Не страшна нам бомбёжка любая.
А помирать нам рановато,
Есть у нас ещё дома дела.
Вот и стихотворение Николая Баркова тоже посвящено фронтовому шофёру.
От Москвы и до Берлина,
он на «Газике» - машине,
развозил снаряды, мины,
фронтовой шофёр.
Помнит запах тот бензина
и протектор на резине,
да фанерную кабину,
помнит до сих пор.
От Москвы и до Берлина,
по ухабам, полям минным,
на полуторке родимой,
колесил солдат.
Лихо он водил машину,
под обстрелом, в клубах дыма,
раненных бойцов возил он,
в тыловой санбат.
Медсестру, однажды, Нину,
подсадил шофёр в кабину,
дело было в Украине,
раннею весной.
Помнит, не проехал мимо,
а потом дорогой длинной,
уговаривал дивчину,
стать его женой.
До победы путь свой длинный
он прошёл с женой любимой
и живут семьёй единой
вместе до сих пор.
Что случилось на Волыни,
подорвался как на мине,
он не помнит и поныне,
фронтовой шофёр.
В честь подвига воинов-водителей у шоссе Орел — Брянск недалеко от Брянска воздвигнут памятник: у подножия 30-метрового пилона — фигура солдата-водителя, который стоит на подножке вздыбленного автомобиля. Его правая рука лежит на руле, взгляд устремлен вперед, на дорогу.
…Это был первый в нашей стране памятник водителям, павшим на дорогах войны. Идея создания памятника и место его сооружения возникли не случайно. Ведь, отсюда — с Осиновой горки ушел на фронт автобатальон, сформированный из брянских водителей в первые месяцы войны и прошедший путь от Москвы до Одера. П.Ф. Мовчун – заслуженный художник Украины и лауреат Государственной премии и А.А. Гайдученя – архитектор: они проектировали памятник на общественных началах. Средства на его создание вложили автопредприятия области.
Похожий памятник шоферам, погибшим в годы Великой Отечественной войны ЗИС-5, расположился в нашем городе Вязьма на улице 25-го Октября.
ЗИС-5В — модель советского грузовика, активно выпускающегося в годы Великой Отечественной войны на заводе имени Сталина. В его грузовой платформе можно было перевозить 25 человек, он перевозил 3 тонны груза и буксировал прицеп общей массой 3,5 тонны. Сегодня этот старенький автомобиль стоит на вечной стоянке на небольшом постаменте.
Кстати, более поздняя модификация «трёхтонки» ЗИС-5 (ЗИС-6) использовалась для знаменитых «Катюш», воевавших на территории Смоленской области.
Памятник был установлен здесь к 50-летию вяземской Автоколонны 1134. Информационная табличка на постаменте гласит: «Автомобилистам за их благодарный труд». Эта строгая надпись будет всегда напоминать жителям города о фронтовых верстах, а мне – о моем прадедушке.
Заключение
Священная война унесла тысячи жизней лучших его сынов и требовала неимоверного напряжения воли всего советского народа, его Вооруженных Сил.
Массовый героизм, патриотизм обеспечили победную весну 1945 года. В этом я убедился, когда изучал боевой путь советских частей, с которыми бок о бок воевал мой прадед.
Лавры победителей достаются в первую очередь тем, кто носил оружие и водил боевую технику. А люди, чей вклад в разгром врага определялся не количеством уничтоженных танков или сбитых самолетов противника, – железнодорожники, военные медики, фронтовые шоферы – подчас остаются в тени.
В своей работе я рассказал о подвигах моего прадеда, казалось бы, совсем неприметной профессии. Фронтовые шоферы были самые настоящие герои, потому что занимались доставкой грузов в любой обстановке: будь это бомбежки, обстрелы или затишье на фронтах. Это уж когда и как везло.
В честь подвигов воинов-водителей воздвигают памятники по крупным городам России, сочиняют стихи и песни, снимают фильмы и в настоящее время, несмотря на то, что Великая Отечественная война была так давно – 75 лет назад.
Многие водители, прошедшие всю войну и имевшие боевые награды, не сделали ни одного выстрела по врагу. За них стреляли другие. Пехотинцы, вступавшие в бой «с колес», закрывая бреши в обороне. Артиллеристы, отцеплявшие свои орудия от ЗиСов и «студеров» на пути у прорвавшихся немецких танков. Советские танкисты, получавшие горючее и боезапас с машин обеспечения подчас прямо на передовой…
Однако без ратного труда фронтовых шоферов не могло действовать оружие, принесшее нам Победу.
Я очень горжусь своим прадедушкой Комиссаровым Николаем Сергеевичем!
Источники информации
А теперь — мультфильм
Горка
Н. Гумилёв. Жираф
Усатый нянь
10 осенних мастер-классов для детей