«Холодная война» — глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов.
В этой связи цель моего проекта будет заключаться в следующем: Создать альбом с карикатурами, посвящённый холодной войне.
Вложение | Размер |
---|---|
otrozhenie_sobytiy_holodnoy_voyny_v_karikaturah.docx | 33.73 КБ |
Российская Федерация
Департамент образования г. Сургута
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24
Отображение «Холодной войны» в американских карикатурах
Автор: ученица 10 В класса,
Инкина Виктория Владимировна
Руководитель проекта:
учитель истории и обществознания,
Тебякина Арина Валерьевна
Работа допущена к защите «_____» _______________ 2022 г.
Подпись руководителя проекта ____________________(__________________)
Сургут
2022 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
I. Теоретическая часть
1. Карикатура как жанр…..……………………………………………….4
2. «Холодная война» в карикатурах ……………………………………5
II. Практическая часть
Заключение …………………………………………………………………12
Список использованной литературы …………………………………. …19
Приложение ………………………………………………………………..20
Введение.
«Холодная война» — глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов.
В этой связи цель моего проекта будет заключаться в следующем: Создать альбом с карикатурами, посвящённый холодной войне.
Для реализации данного проекта необходимо выполнить ряд задач:
1. Изучить исторические материалы;
2. Создать альбом с карикатурами, посвящённый холодной войне;
3. Изучить историю создания карикатур;
4. Раскрыть смысл холодной войны;
5. Обобщить исторический и художественный материал в виде альбома.
Актуальность проекта заключается в том, что он будет нести историческую ценность в школьном музее.
Объект исследования: американские карикатуры
Предмет исследования: американские карикатуры эпохи «Холодной войны» (1946-1991 гг.).
Практическая значимость моего проекта заключается в том, что его продукт расширяет познавательные возможности школьного музея.
Продуктом проекта является фрагмент экспозиции, посвященной Холодной войне.
Для успешной работы над проектом, я придерживалась следующего плана:
- определила цель, задачи и название работы;
-определила объект, предмет, новизну, актуальность проекта;
- изучила печатную и электронную литературу по выбранной теме;
- применила физическое изготовление альбома;
- оформила исследование в виде текстового документа;
- подготовила презентацию и текст выступления.
I. Теоретическая часть
1. Карикатура как жанр
В современном мире политический дискурс тесно взаимодействует с дискурсом массовой коммуникации. Политическая карикатура представляет собой одно из проявлений этой связи. Карикатура является одним из видов креолизованного текста, т.е. сочетает в себе вербальные и изобразительные средства, тесно связанные между собой. Ее основная задача состоит в том, чтобы, используя различные виды деформаций и сочетая в себе действительность и фантастику, передать понимание мира художником-карикатуристом, отразить иронический, сатирический или критический взгляд на то или иное событие в мире. По мнению Б. Ефимова, главная цель карикатуры – «подметить и выявить недостаточно очевидное». В центр внимания политической карикатуры попадают известные политические фигуры, проводимая политика стран, проведение реформ, важные социально-политические события. Невербальные и вербальные составляющие креолизованного текста карикатуры представляют собой единую систему, которая оказывает воздействие на читателя и выполняет различные функции.
Информативная функция описывает какое-либо событие или известную личность, таким образом, делая акцент на нем. С помощью этой функции читатель получает что-то новое для себя, знакомится с представлением художника о развитии уже знакомой ситуации. Сатирическая функция ставит перед собой задачу достижения комического эффекта, который достигается при помощи различных деформаций (гиперболизация, преуменьшение, гротеск, травестировка и др.). При помощи этой функции карикатурист старается показать правдивый характер произошедшего события, представляя его в нелепом виде. Манипулятивная функция карикатуры создает политическое мировоззрение народа, используя создание определенного образа, который сохраняется в сознании читателя. С помощью модальной функции художник показывает свое субъективное отношение к тем или иным событиям. Помимо этого, карикатурист использует функцию психологической разрядки (комический эффект), которая достигается за счет смыслового единства используемых вербальных и невербальных средств.
Политические карикатуры посвящены разнообразным темам, особенно популярны конкурентная политическая борьба, поиск консенсуса в различных конфликтах, борьба с коррупцией, избирательная кампания. Основные особенности политической карикатуры оценочность и агрессивность, эффективность, целенаправленное отстаивание точки зрения в политическом пространстве. Благодаря значительному воздействующему потенциалу политическая карикатура приобретает особую популярность.
Запад и восток, капитализм и социализм, США и НАТО против СССР и стран варшавского договора... Борьба двух политических систем. Борьба была не только в экономике и в гонке вооружений, но и в искусстве, в том числе в сатире и в карикатурах. В посте "Карикатуры времен СССР о капитализме" были приведены примеры, как изображали наши карикатуристы западный образ жизни. Теперь посмотрим каким изображали СССР и социализм на западе.
Безусловно, карикатуры на глав государств были всегда. Но в период «Холодной войны» творчество художников было особенно плодотворным.
Многие из нас помнят антизападные карикатуры работы таких замечательных художников, как Борис Ефимов или «КуКрыНикСы». Но и американские карикатуристы старались не отставать. Делали это, правда, порой топорно и прямолинейно. Ну и всячески пытались на своих картинках показать СССР гнилым «совком», а партруководителей – алчными демонами.
Ни одно политическое событие в мире не обходится без них. Они заставляют нас смеяться и плакать, шутить и улыбаться, невольно задумываться над смыслом вещей. Они отражают социальные настроения общества, порождают массу споров и мнений, посредством символов и ассоциаций распространяют на нас свое влияние. Они так прочно вошли в нашу жизнь, что теперь даже трудно представиться ее без них. Конечно, это – политические карикатуры.
Искусство политической карикатуры было занесено в Америку из Старого Света. Ее история берет свое начало с 9 мая 1754 года, когда в американской газете «The Pennsylvania Gazette» впервые была опубликована первая карикатура Бенджамена Франклина с подзаголовком «Присоединяйся или умри».
Великолепные иллюстрации из бульварного чтива и журналов времен Холодной Войны, сделанные американскими художниками на тему неминуемого вторжение СССР на территорию их страны. В принципе, в таких фантазиях не было ничего странного, так как США и СССР действительно бесконечно готовились к агрессии друг друга. Вспомнить хотя бы жуткие плакаты по гражданской обороне, которые были и в школах, и в ВУЗах, и на производстве. Но если у нас фантазии художников хватало на то, чтобы призывать людей укрываться в складках местности на фоне грибка ядерного взрыва, то у американцев иллюстрации полны действия и драматизма. Тут и полуобнаженные красотки с пистолетами, и подлые майоры KGB, только медведей с балалайками не хватает. Зато ярко и весело. Ну и союзников СССР из Китайской Народной Республики не забыли, на многих иллюстрациях они тоже есть.
Карикатура-изображение какого-либо явления в смешном, нелепом виде путем намеренного искажения воспроизводимого материала, подчеркнутого нарушения привычных соотношений.
Как и ожидалось, их было немало. Множество карикатур было сделано на Сталина - это была излюбленная тема! И притом карикатуры порой были очень злы.
Журнал «Vanity Fair» в 1936 году опубликовал карикатуру мексиканского художника Мигеля Коваррубиаса, где в воздухе, держась за стропы парашютов, Эльза Скиапарелли(итальянский модельер, дизайнер, создательница стиля «прет-а-порте»)разговаривает со Сталиным, у которого тоже за спиной парашют. А рядом с рисунком был помещен вот такой диалог:
Сталин . Что вы здесь делаете, портниха?
Скиап . Совершаю обзор туалетов ваших женщин.
Сталин . Не можете оставить в покое наших женщин?
Скиап . А они не желают, чтобы их оставили в покое, хотят быть похожими на других женщин в мире.
Сталин . Как, на эти чучела без ляжек и грудей вашей агонизирующей цивилизации?!
Скиап . Знаете, они уже любуются нашими манекенами, нашими моделями. Рано или поздно они примут наши идеалы.
Сталин . Никогда, пока существует советская идеология!
Скиап . Посмотрите вниз, стальной человек: возникают институты красоты, парикмахерские салоны, вслед за ними придет мода. Через несколько лет вы не увидите больше платков на головах.
Сталин . Вы недооцениваете глубину души русских женщин.
Скиап . А вы — естественное женское кокетство.
Сталин . Может быть, перерезать стропы вашего парашюта…
Скиап . На мое место придут сто других.
Сталин . Тогда я перережу свои!»
На последние годы жизни Вождя пришёлся особый накал страстей, и тем был предостаточно: здесь и Корейская война, и распространение бактериологического оружия, и расширение присутствия США во всём мире. Начнем мы с корейской войны, о которой сегодня мало кто вспоминает, но чья значимость была не менее вьетнамской. В ней две сверхдержавы не имели прямого столкновения, но активно участвовали в вооруженном конфликте, поставляя оружие, специалистов, финансируя противоборствующие стороны.
Разумеется, стороны обвиняли другу друга в прямом участии в конфликте, хотя обе стороны не признавали своего участия. Любопытно отметить, что нынешние «успехи» Америки в локальных конфликтах в Ираке, Ливии, Афганистане, оказывается, базируются как раз на Корейской войне.
Официально считается, что конфликт между Севером и Югом Кореи с 1950 по 1953 год был внутринациональным, но на самом деле в него были широко вовлечены и две сверхдержавы. Как известно, результатом этой войны стало разделение страны на две части, а США были вынуждены покинуть Север Корейского полуострова.
До Второй мировой войны на Западе царила мода на антисталинские карикатуры. Итальянская газета Stampa Sera изображает советского вождя в образе дьявола.
А вот так вот начиналась Вторая Мировая Война. Знаменитая карикатура из западной печати была подписана так: «Любопытно, сколько продлится этот медовый месяц?»
Холодная война должна была бы быть временем, когда две страны вглядывались друг в друга особенно пристально. Однако стоит посмотреть на то, как именно формировались в этот период взаимные образы, чтобы понять, что правительства и интеллектуалы обеих стран приложили немало усилий, чтобы демонизировать образ другой страны. Политика требовала представить недавнего союзника в качестве угрозы, и для этого пришлось задействовать большие пропагандистские ресурсы.
В СССР все было организовано по советскому бюрократическому сценарию, который был восстановлен по архивным документам российской исследовательницей Н.И. Николаевой. Уже в 1946 году появились первые признаки переоценки отношений с Америкой. В советской пропаганде возникло понятие «реакционные круги США», которые и обвинялись в антисоветской политике. Осенью 1946 года появляются первые антиамериканские карикатуры, увеличивается число антиамериканских публикаций.
В Соединенных Штатах с небольшим запозданием по сравнению с советской кампанией антиамериканизма развернулась кампания по борьбе с коммунистами и советскими шпионами, получившая название «маккартизм» по имени инициировавшего ее сенатора из штата Висконсин.
А в октябре 1951 года, когда холодная война достигла своего пика, издатели популярного американского журнала «Колльерс» (Collier’s) посвятили целый выпуск воображаемому будущему России. Тема номера звучала так: «Разгром и оккупация России, 1952–1960». На обложке был изображен американский солдат с аббревиатурой «военная полиция» и символом ООН и американским флагом на каске, стоящий на фоне карты оккупированного Советского Союза. Подзаголовок гласил: «Анонс войны, которой мы не хотим». Содержание выпуска (130 страниц) составили статьи известных интеллектуалов, таких как Артур Кестлер и Роберт Шервуд, рассуждающих о третьей мировой войне и последствиях победы над СССР и установления там оккупационного режима. Вот краткое изложение «истории третьей мировой» на страницах журнала (в его терминологии с сокращениями), действие происходит в 1952–1960 годах:
1942 год. «Ждем!!!» А так Советский Союз в первые годы войны представляет американский художник Артур Шик из журнала Collier’s. Пока Сталин бьет Гитлера и Муссолини, Черчилль и Рузвельт выжидают.
Плакат авторства Paix et Liberté - французской антикоммуниститческой группы художников, приурочившей его распространение к участию СССР в Стокгольмском воззвании (документ, принятый на сессии Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира, проходившей в Стокгольме с 15 по 19 марта 1950 года по инициативе Фредерика Жолио-Кюри). Этим плакатом они указывали на, по их мнению, пустую риторику Сталина, призывающего к миру, а на самом деле, как мы видим, стремящегося уничтожить бедных французов с помощью дробящего холодного оружия.
Удивительный образец антикоммунистической пропаганды - комикс 1947 года про Америку, в которой к власти пришли коммунисты. Дети-стукачи, религия вне закона, неограниченная власть правительства, продовольствие по карточкам и концлагеря на Аляске - таким представляли коммунистическое будущее авторы комикса.
II. Практическая часть
В дополнение к предоставленной информации я подготовила с карикатурами. Для его создания мне понадобилось изучить все материалы.
Для того, чтоб сделать альбом мне понадобился альбом, краски, клей, ручка и сами карикатуры.
В ходе работы мной были проделаны следующие шаги:
Я нашла самые интересные карикатуры периода Холодной войны
Заключение
Таким образом, политические карикатуры стали неотъемлемой частью американской культуры. Иллюстрированный юмор, завуалированный знаками и символами, по сути, стал еще одним источником информации, оказывая непосредственное влияние на все слои американского общества.
В ходе работы над проектом мне удалось реализовать поставленную цель. Моя работа дополнила экспозицию школьного музея. Работу над проектом считаю полезной и для собственного развития. Я много узнала о Холодной войне и как её представляла Америка.
Список используемой литературы.
https://fishki.net/anti/3321877-sssr-v-karikaturah-zapadnyh-hudozhnikov.html
https://papik.pro/plakat/31316-plakaty-sssr-vremen-holodnoj-vojny-i-ssha-75-foto.html
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Притча о гвоздях
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Композитор Алексей Рыбников
Пейзаж