Научно-практическая конференция «Пересветовские чтения. Секция: «Отражение трёх ратных полей в живописи, музыке и архитектуре».
Вложение | Размер |
---|---|
peresvetovskie_chteniya_2.docx | 18.89 КБ |
Научно-практическая конференция «Пересветовские чтения»
Секция: «Отражение трёх ратных полей в живописи, музыке и архитектуре»
Тема: «Образы Преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби в произведениях искусства»
Выполнил: Новичков Никита Витальевич,
ученик 8А класса, МБОУ СОШ №24
Научный руководитель: Тебякина Арина Валерьевна,
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №24
Сургут
2021 г.
Добрый день, уважаемые члены экспертной комиссии и участники конференции. Меня зовут Новичков Никита, я ученик 8А класса МБОУ СОШ №24. Тема нашей работы «Образы Преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби в произведениях искусства».
21 сентября в России будет отмечаться День воинской славы – в память победы в Куликовской битве 1380 г. Её самыми известными участниками считаются воины-монахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Благодаря совершенным ими подвигам, и проявленной в ходе битвы духовной силе, они были причислены к лику святых.
В настоящее время наша страна переживает духовно-нравственный кризис, поэтому очень остро стоит вопрос духовно-нравственного и патриотического воспитания.
В своем эссе мы постарались проанализировать и обобщить информацию о русских героях – Пересвета и Ослябе, через их образы в отечественной культуре. (цель)
Образы богатырей-воинов встречаются нам в литературе, живописи, иконографии, музыке, кинематографии и мультипликации.
О Пересвете и Ослябе упоминается в таких литературных произведениях как «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Краткая летописная повесть» и «Пространная летописная повесть».
«Сказание о Мамаевом побоище» доносит до нас ряд фактов, которые не отражены в других источниках. Так, в нем сообщается о благословении Дмитрия Ивановича преподобным Сергием Радонежским, а также о поединке Пересвет и Челубея.
«И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!..».
Воинская повесть «Задонщина» также упоминает воинов-монахов: «И сказал Пересвет-чернец великому князю Дмитрию Ивановичу: - Лучше нам убитыми быть, нежели в плен попасть к поганым татарам! И говорит Ослябя - чернец своему брату старцу Пересвету: - Брат Пересвет, вижу на теле твоем раны тяжкие, уже, брат, лететь голове твоей на траву ковыль. Таким образом, в литературе Пересвет предстает перед нами как храбрый и отважный воин, готовый сражаться до самого конца.
В живописи одной из самых известных картин является работа Михаила Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем». На картине представлен эпизод боя, предшествовавшего началу Куликовской битвы, между русским богатырем Пересветом и татарином Челубеем, который закончился гибелью обоих.
Центральное место занимают главные герои, изображенные крупным планом. Художник умышленно преувеличивает рост и силу богатырей. Серые цвета, которыми изображено русское войско, подчеркивает спокойность и уверенность в победе. Яркие цвета олицетворяют татаро-монгольское войско, показывает их беспокойство по окончанию поединка. Картина полна напряжения: кони взвились, всадники ударили друг друга копьями.
Картина Павла Рыженко «Победа Пересвета» отражает момент, когда после удара Пересвет еще несколько секунд удерживается в седле. Таким образом, мы видим, что Рыженко является сторонником теории, согласно которой Александр Пересвет перед боем снял с себя доспехи для того, чтобы его не выбило из седла.
На картине «Ослябя» П.В. Рыженко монах готовится к бою, убирает монастырский сад. Облокотившись рукой о дерево, он задумался, вся жизнь пронеслась перед взором. Ослябя готов устремится в самую гущу боев.
В своей работе «Молитва Пересвета» Павел Рыженко намеренно не изображает его физическую мощь, не показывает его воинственным. Здесь Пересвет представлен кротким и терпеливым.
Тема Куликовской битвы также поднимается в творчестве современных музыкантов. Певец и композитор Вячеслав Капорин написал песню «Пересвет и Ослябя»: «Два монаха облачась, как в броню, в молитву, сердцем не ожесточась, поднялись на битву».
Одним из самых ярких примеров мультипликации является фильм «Лебеди Непрядвы», режиссера Романа Давыдова, 1980 года. Мультфильм начинается с событий XIII века, нашествия монголов на Русь. Показываются в нем и такие события как благословение Дмитрия Донского Сергием Радонежским, знакомство с Пересветом и Ослябей, бой Пересвета и Челубея, и непосредственно, сама Куликовская битва. Следует отметить, что в фильме много метафор: пытки пленных славян как порабощение Руси, лебеди, приносящие свободу и надежду, конница, летящая белоснежным клинком и т.д.
В мультфильме «Пересвет и Ослябя» рассказывается о подвиге исторических героев, о силе русского духа. Авторы пытаются раскрыть духовно-нравственные мотивы, которые побудили наших предков на подвиг.
Фильм «Александр Пересвет - Куликово эхо» описывает события XIV века, которые привели к объединению Русского государства. Брянский боярин, отважный воин Пересвет принял участие в ряде военных походов. Пережив ряд трагедий, он выступает против кровопролития. Но его ждет следующий удар, получив благословение Сергия Радонежского, он выходит на решающий для Руси поединок.
Таким образом, в произведениях искусства Пересвет и Ослябя предстают перед нами как доблестные, храбрые войны, которые готовы идти до конца, они спокойны и уверенны в победе. В основном авторы делают акцент на физической мощи богатырей и показывают их воинственными. Но в некоторых произведениях их изображают терпеливыми, миролюбивыми и смиренными, несмотря на трагедии они не ожесточились и остались людьми. Мы считаем, что имена героев, отдавших свою жизнь за веру и Отечества, всегда будут помнить.
Сказки пластилинового ослика
Снег своими руками
Простые летающие модели из бумаги
Прекрасное далёко
Сказка про Серого Зайку