Исследовательская работа по психологии "Влияние цвета на эмоциональное состояние человека"
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_tsveta_na_emotsionalnoe_sostoyanie_cheloveka_golubchikova_k._11a.docx | 52.24 КБ |
2021-2022 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА……………………………………………...5
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЦВЕТА НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ 10А КЛАССА…………………………………. .12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….16
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………18
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Мы редко задумываемся над тем, какое значение в нашей жизни имеет цвет. Привычка видеть траву – зеленой, снег –белым, лимон – желтым, а кровь – красной так сильна, что других сочетаний мы не можем себе представить без определенных интеллектуальных усилий. Наше настроение, самочувствие и поведение тесно связаны с цветовой гаммой окружающей среды.
Но как цвет влияет на нашу жизнь? Почему мы так по-разному воспринимаем цвета? От чего так чувствительны к окружающей нас цветовой среде? Все эти вопросы люди задавали себе давно. Силу воздействия цвета на сознание и здоровье человека замечали еще жрецы древнейших религий и первобытные живописцы. Интерес к этой проблеме настолько высок, что философы и физики, врачи и психологи, искусствоведы и этнологи занимаются ею в течение столетий, добывая знания часто интуитивно.
Данной темой интересовались Леонардо да Винчи, И. Ньютон, И. В. Гете, М. Люшер. Они и множество других не только известных, но и менее знаменитых служителей науки, внесли свой вклад в ту алмазную россыпь знаний о цвете, которой мы сейчас обладаем.
Безусловно, существует множество работ, посвященных этой теме. Однако я решила изучить эту тему на примере своего класса и в этом заключается новизна моего исследования.
Основная цель моей работы – изучение влияния цвета на эмоциональное состояние человека.
Исходя из выше изложенного, была выдвинута гипотеза – цвет оказывает влияние на настроение учащихся.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы мной были определены следующие задачи:
Объект исследования – учащиеся 10а класса.
Предметом исследования является цвет и его влияние на эмоциональное состояние человека.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, анкетирование, сравнение, анализ полученных данных.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что результаты данного исследования можно использовать в работе педагога-психолога, классного руководителя при проведении уроков и внеклассных мероприятий с детьми.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА
Каждый день цвет окружает человека, вызывая те или иные эмоции. Выбор предметов интерьера, аксессуаров, подручных средств, одежды свидетельствует о личных предпочтениях, внутренних ощущениях и душевном состоянии индивида.
Психологи определили, что сдержанная в цветовой гамме среда привлекает, успокаивает, благоприятствует творческой атмосфере, улучшает коммуникацию людей. Цветовой тон способен влиять на чувства, а не на логику. Исследования доказали, что 80% цвета «поглощается» нервной системой, а 20% – зрением. Между цветом и восприятием имеется определенная зависимость. Цвет может привлекать или отталкивать, тревожить или возбуждать.
Цвет – это свойство материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра. В широком значении цвет означает сложную совокупность градаций, взаимодействий, изменчивость тонов и оттенков.
Первым, кто создал стройную систему цветов был Леонардо да Винчи. Он установил, что многообразие цвета, открытое еще греками и римлянами, может быть ограничено. «Простых цветов – 6: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный», – говорил гений эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи также выделил два возможных аспекта цветов: художественный и физический [4].
Полтора века спустя двадцатитрехлетний Исаак Ньютон при помощи солнечной призмы и стекла переломил солнечный цвет и получил радугу (спектр). Он считал основными цветами синий, желтый и красный, из которых получаются остальные промежуточные цвета [2].
В 1810 году был напечатан огромный, занимающий 1400 страниц труд «Учение о цвете", автором которого был известный немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете. Свое учение о цвете он ценил выше своих поэтических произведений, полагая, что «хорошие поэты» были до него и будут после, и куда важней то, что он единственный в своем столетии, «кто в труднейшей науке учения о цвете знает правду».
Гете первый заговорил о том, что «отдельные цвета вызывают особые душевные состояния», проанализировав это воздействие и как естествоиспытатель, и как поэт.
И хотя за минувшие 200 лет психология и нейронаука далеко продвинулись вперед в изучении этой темы, открытия Гете по-прежнему остаются актуальными и широко используются практиками, например, в полиграфии, живописи, дизайне и арт-терапии.
Гете разделяет цвета на «положительные» – желтый, красно-желтый, желто-красный, и «отрицательные» – синий, красно-синий и сине-красный. Цвета первой группы, пишет он, создают бодрое, живое, деятельное настроение, второй – неспокойное, мягкое и тоскливое. Зеленый цвет Гете считает нейтральным цветом [1].
Большой вклад в изучение влияния цвета на организм человека внес швейцарский ученый Макс Люшер. Он считал, что цвет подсознательно влияет на поведение людей. В середине 50-х гг. Люшер составил оригинальный цветовой тест. После многих экспериментов из 4500 тонов и оттенков были выбраны цвета, наиболее ярко влияющие на физиологию и психологию человека: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный и серый. Исследования, проведенные Люшером, показали, что цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма. Например, оранжево-красный цвет увеличивает частоту пульса, дыхания, давление крови и, в общем, оказывает возбуждающее действие. Темно-синий цвет, напротив, приносит успокоение.
1.2 Эмоциональное воздействие цвета
Один из родоначальников экспериментальной психологии В. Вундт в «Основах физиологической психологии» описывает органическую взаимосвязь ощущений и чувств.
Существенным фактом является достаточно жесткая степень «закрепленности» за определенным цветом определенной эмоции. Психически здоровый человек, как взрослый, так и ребенок, начиная с 3-4-х лет, когда он может вербализовать свои впечатления, понимает эмоциональное содержание основных цветов и может их различить по эмоциональному знаку [1].
Значение цветов в психологии
Белый цвет
Данный тон символизирует невинность, стерильность, мир, чистоту, смиренность, почтение, точность, молодость. Значение белого цвета в психологии – нетронутость, единство, разочарование, самоотдача, рождение, скука, полнота, окоченение, легкость, бесплодность, изоляция, простота, чопорность. Белый цвет несет собой справедливость.
Желтый цвет
Символ солнца, цвет золота и божественной власти. Желтый означает в психологии – радостный, легкий, теплый, яркий. Данный цвет символизирует движение, веселье, вызывает приятные ощущения, оказывает помощь в активизации умственной деятельности. Желтый обладает способностью долго сохраняться в памяти, однако в комплексе с другими оттенками может вызвать противоположные эмоции. Например, зеленовато-желтые оттенки обладают отталкивающим эффектом, олицетворяют фальшь, зависть. Его ассоциируют с оптимизмом и интеллектом. Он улучшает память, помогает в принятии новых идей, увеличивает концентрацию внимания, благоприятствует быстрому и справедливому принятию решений, освобождает от негатива.
Зеленый цвет
Символизирует покой, мир, спасение, любовь, гармонию, жизнь, рост. Зеленый в психологии имеет значение, как спокойного, нежного, умиротворяющего, насыщенного, живого, свежего. Он действует успокаивающе, объединяет людей с природой, помогает быть ближе друг к другу. Психологи в своей работе с помощью зеленого тона устраняют негативные состояния: злобу, скованность в чувствах и в эмоциях, грубость, неуравновешенность.
Синий цвет
Вызывает атмосферу доверия и безопасности, действует успокаивающе, оказывает ментальное и физическое расслабление. Синий относится к холодному и насыщенному, символизирует вселенную.В психологии синий имеет значение, как строгого, чистого, тяжелого, таинственного. Синий успешно применяют в развитии психических способностей. Он освобождает от страхов и тревог, очищает мышление, дает возможность прислушаться к внутреннему голосу и принять интуитивно правильное решение.
Красный цвет
Насыщенный, горячий, тяжелый, яркий. Влияет на формирование лидерских качеств, а также активность, уверенность, дружелюбие. Красный в психологии символизирует власть, страстную любовь, войну, огонь. Оттенки светлого красного действуют возбуждающе, а темные придают солидность. В больших количествах красный способен провоцировать гнев, а также ярость. В психологии красный цвет применяют для стимуляции нервной системы, высвобождения адреналина, улучшения кровообращения, увеличения интимного влечения.
Черный цвет
Означает депрессию, подавленность, пустоту, ограничение, разрушительность, воздержание. Личность, предпочитающая его, желает скрыть от социума свой внутренний мир, но также может контролировать ситуацию, удерживать свою власть Черный означает конец, однако именно с него и начинается все новое. Жизнь берет начало с неизвестности. Черный символизирует мощность, тайну, страх, стиль, гнев, раскаяние, печаль, глубину, сложность, элегантность, зло, недовольство, траур, богатство, смерть, формальность, анонимность.
Оранжевый цвет
Все оттенки оранжевого цвета поднимают настроение. Они ускоряют многие протекающие в организме процессы, оказывают благотворное воздействие на психику. Он помогает справиться с депрессией, апатией и упадком сил и дает заряд бодрости. Однако кричащие неоновые тона могут раздражать и провоцировать проявление агрессии.
Голубой цвет
Ассоциируется с невесомостью, грациозностью, умиротворенностью, гармонией. Он настраивает на веру в лучшее, активизирует скрытые внутренние ресурсы для того, чтобы справиться с проблемой. Этот цвет известен своим позитивным влиянием на творческие способности человека и настраивает на интенсивную умственную работу, помогает генерировать новые идеи.
Коричневый цвет
Коричневый цвет в психологии является лучшим способом побороть стресс или хандру. Он не только оказывает успокаивающий эффект, но и способствует повышению самооценки и уверенности в своих силах, придает чувство стабильности и благонадежности. Коричневый одновременно означает здравый смысл и стабильность, но и некоторую досаду, депрессию.
Серый цвет
Чаще всего цвет ассоциируется с безразличием, скукой, апатией, однообразием. Положительное значение цвета: примирение, справедливость, спокойствие, мудрость, нейтралитет. Негативные ассоциации: скука, печаль, увядание, одиночество, безразличие. Психологически серый цвет действует на человека успокаивающе. Он усмиряет страсти, впитывает эмоции других, помогает приобрести рассудительность.
Учёные провели множество исследований, чтобы выяснить какие эмоции ассоциируются с какими цветами, и обнаружили следующее: Л.А. Шварц выявила изменение цветовой чувствительности в зависимости от чувственного состояния человека: положительные впечатления связаны с увеличением чувствительности к красному и жёлтому и снижением к голубому и зелёному. При переживании негативных впечатлений наблюдался обратный вид: чувствительность к голубому и зелёному росла, а к жёлтому и красноватому понижалась. Причём эти конфигурации отмечались не только при реальном переживании эмоций, но и при хороших или плохих воспоминаниях.
Дальнейшие исследования (Goldstein, 1942; Birren, 1961; Ольшанникова, Рябинович, 1947; Эткинд,1987; Петренко, Кучеренко, 1988; Яньшин,1996, 2001, и др.) показали, что:
Исследования больше 400 респондентов, проведенные совместно И.А. Прощай и Е.Г. Бойко, показали, что корреляции конкретных цветов с определёнными эмоциями были весьма постоянными и статистически достоверными. Удалось установить такие ассоциации цветов с эмоциями:
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЦВЕТА НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ 10А КЛАССА
Исследование проводилось в III четверти 2020-2021 учебного года на базе МБОУ гимназии г. Советский. В эксперименте участвовали учащиеся 10а класса в количестве 23 человек, из них 9 юношей и 14 девушек в возрасте 16-17 лет.
Респондентам были предложена анкета (Приложение 1), результаты которой показали, что 100% обучающихся считают, что цвет влияет на психоэмоциональное состояние человека.
Ответы на вопрос «Какой ваш любимый цвет?» из предложенных восьми цветов М. Люшера распределились следующим образом: 35% десятиклассников отдали предпочтение фиолетовому цвету, 26% – черному, 17% – синему, 13% учащихся отметили зеленый цвет как любимый, 4% –серый и 4% обучающихся в качестве предпочитаемого выбрали желтый цвет. Никто из десятиклассников не предпочел красный и коричневый цвета.
При анализе ассоциативных выборов чувств и эмоций с определенным цветом получились следующие результаты:
Цвет | Радость | Спокойствие | Гнев | Интерес | Грусть | Усталость | Страх | Удовольствие |
Серый | 0 | 11 | 1 | 1 | 3 | 6 | 1 | 0 |
Желтый | 15 | 3 | 0 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Синий | 1 | 10 | 0 | 5 | 1 | 1 | 0 | 5 |
Коричневый | 0 | 5 | 2 | 8 | 2 | 6 | 0 | 0 |
Зеленый | 9 | 6 | 0 | 4 | 0 | 0 | 0 | 3 |
Красный | 1 | 1 | 7 | 7 | 0 | 2 | 2 | 7 |
Фиолетовый | 2 | 4 | 0 | 5 | 0 | 0 | 1 | 11 |
Черный | 1 | 11 | 0 | 2 | 4 | 1 | 2 | 2 |
Как видно из таблицы, у большинства испытуемых (48%) серый цвет вызывает спокойствие, у 26% – усталость, у 13% – грусть, у 4% – страх, у 4% – интерес и у такого же количества детей данный цвет вызывает чувство гнева.
Желтый цвет ассоциируется с радостью у 65% обучающихся; интерес вызывает у 22%, спокойствие – у 13% респондентов.
Синий цвет вызывает спокойствие у 43% испытуемых, удовольствие – у 22%, интерес – у 22%, радость – у 4%, усталость – у 4%, грусть – у 4% учащихся.
Коричневый цвет ассоциируется с интересом у 34% десятиклассников; вызывает усталость у 26% обучающихся, спокойствие – у 22%, гнев – у 9% респондентов, такое же количество детей отмечают, что данный цвет вызывает грусть.
39% испытуемых отмечают, что зеленый цвет пробуждает в них чувство радости, у 17% он вызывает интерес, у такого же количества учащихся – удовольствие, у 6% – спокойствие.
Красный цвет вызывает в равной степени интерес и гнев у 30% испытуемых, радость – у 9%, усталость – у 9%, удовольствие – у 9%, страх – у 9%. спокойствие – у 4%.
Фиолетовый цвет ассоциируется с чувством удовольствия у 48% обучающихся, с интересом – у 22%, со спокойствием – у 17%, с радостью – у 9%, страхом – у 4%.
Черный цвет вызывает спокойствие у 48% учащихся, навевает чувство грусти на 17% испытуемых, вызывает в одинаковой степени страх, интерес и удовольствие у 9% десятиклассников, радость и усталость – у 4%,
Таким образом, в ходе проведенного исследования я выявила, что цвет действительно оказывает влияние на эмоциональный фон людей. Из таблицы видно, что наиболее благоприятно влияют на психоэмоциональное состояние десятиклассников – желтый, зеленый, фиолетовый цвета, вызывая радость и удовольствие. Спокойствие вызывают в наибольшей степени синий, серый и черный цвета, несмотря на то, что темные оттенки, исходя их исследований известных психологов, связывают все-таки с наличием отрицательных эмоций. Красный цвет у одних учащихся пробуждает такое сильное чувство с негативной окраской как гнев, а у других – интерес и удовольствие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения исследовательской работы была достигнута главная цель – изучение влияния цвета на эмоциональное состояние человека.
Для достижения данной цели были полностью решены задачи:
- проанализированы научные литературные источники для изучения цвета и его характеристик,
- получено представление о влиянии основных цветов на эмоциональное состояние человека,
- проведено анкетирование и выявлено, какие чувства и эмоции вызывает тот или иной цвет, и насколько он влияет на эмоциональное состояние учащихся.
На основе анализа теоретических источников я узнала, что многие известные художники, психологи и философы занимались изучением влияния цвета на поведение, настроение, самочувствие и работоспособность человека, а также узнала, что у каждого цвета есть свое значение, свои психологические особенности.
Экспериментальная часть исследовательской работы позволила выявить, какому цвету отдают предпочтение мои одноклассники, какие чувства и эмоции у них вызывает тот или иной цвет, и насколько влияют основные цвета на их эмоциональное состояние. В ходе анкетирования было выявлено, что 35% десятиклассников отдали предпочтение фиолетовому цвету, 26% – черному, 17% – синему, 13% – зеленому, 4% – серому и 4% – желтому. Никто из испытуемых не предпочел красный и коричневый цвета.
При анализе ассоциативных выборов чувств и эмоций с определенным цветом получились следующие результаты: у большинства испытуемых серый (48%), черный (48%) синий цвета (43%) вызывают спокойствие, желтый (65%) и зеленый (39%) – радость, коричневый – интерес (34%), красный – гнев и интерес (30%), фиолетовый – удовольствие (48%).
Таким образом, выдвинутая гипотеза – цвет оказывает влияние на настроение учащихся – подтвердилась.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что результаты данного исследования можно использовать в работе педагога-психолога, классного руководителя при проведении уроков и внеклассных мероприятий с детьми.
В перспективе было бы интересно изучить, насколько цветовая гамма кабинетов помогает поддерживать рабочую атмосферу и хорошее настроение, как у учащихся, так и у педагогов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Вече: Персей», 1996. – 400 с.
4. Теория цвета: смешение цветов// Онлайн галерея живописи. Картины классиков и современников. – 2010-2019. [Электронный ресурс]. URL: https://allpainters.ru/blog/teoriya-tsveta-smeshenie-tsvetov.html
5. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. М.: Изд. «Наука», 1984. – 105 с.
Приложение 1
Анкета «Влияние цвета на эмоциональное состояние человека»
Фамилия, имя ______________________________________Класс_________
- да,
- нет.
2. Какой ваш любимый цвет? (выберите один из вариантов)
- синий,
- зеленый,
- красный,
- желтый,
- фиолетовый,
- коричневый,
- черный,
- серый.
3. С каким цветом ассоциируются эмоции и чувства, расположенные в таблице? (отметить +)
Цвет | Радость | Спокойствие | Гнев | Интерес | Грусть | Усталость | Страх | Удовольствие |
Серый | ||||||||
Желтый | ||||||||
Синий | ||||||||
Коричневый | ||||||||
Зеленый | ||||||||
Красный | ||||||||
Фиолетовый | ||||||||
Черный |
5 зимних аудиосказок
Ручей и камень
Философские стихи Кристины Россетти
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев