Исследовательская работа по психологии "Влияние типов темперамента на межличностные отношения в классном коллективе"
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_tipov_temperamenta_na_mezhlichnostnye_otnosheniya_v_klasse_zagidullina_e._11v.docx | 149.7 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия
г. Советский
Исследовательская работа
ВЛИЯНИЕ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Выполнила: Загидуллина Елизавета Марселевна, 11в класс
Руководитель: Подоксенова Ирина Владимировна,
педагог-психолог
г. Советский,
2021-2022 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ ……………………………………………………………………5
1.3. Взаимодействие типов темперамента ……………………………………..13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ 11В КЛАССА……………………….........................................16
2.1. Определение типа темперамента у обучающихся 11в класса …………...16
2.2. Изучение влияния темперамента на характер межличностных взаимоотношений в классном коллективе 11в класса………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….24
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..25
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………………………………….28
ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………………......29
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ……………………………………………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ……………………………………………………………….33
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Интерес к проблеме изучения темперамента и его типов был вызван наличием очевидных индивидуальных различий между людьми, которые обусловлены особенностями физиологического и биологического строения и развития организма.
Тема темперамента до сих пор остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем разнообразии подходов к проблеме ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную структуру, характеризующую тип темперамента. Кроме того, свойства темперамента связанны не только между собой, они накладывают определенный отпечаток на характер межличностных отношений в различных социально-психологических группах. Это было доказано в трудах таких авторов, как Г. Г.Кравцов, Е. Е.Кравцова, Т. А.Репина, М. И. Лисина, С. Ф.Устименко, К. Н.Волков, Я. Л.Коломинский, А. Н.Сизанов и др.
Таким образом, несмотря на большое количество исследований, проводимых, как в нашей стране, так и за рубежом, по проблеме изучения психологических причин, влияющих на межличностные отношения в группе сверстников, эта тема не до конца изучена, поэтому является актуальной и требует дальнейшего исследования.
С целью изучения влияния темперамента на межличностные взаимоотношения в классном коллективе я решила провести диагностическое обследование на своих одноклассниках. И это является новизной моей работы.
Мной была выдвинута гипотеза – если межличностные отношения в классном коллективе зависят от типа темперамента, то обучающиеся со сходными типами темперамента будут объединяться для общения в одну группу.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
- проанализировать научные литературные источники;
- провести диагностическое обследование в 11в классе, направленное на определение типа темперамента каждого ученика и изучение характера межличностных взаимоотношений в классе;
- выяснить влияет ли темперамент на взаимоотношения учащихся;
- проанализировать полученные данные.
Объектом исследования являются учащиеся 11в класса.
Предметом исследования – взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений в классном коллективе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- изучение и анализ психологической литературы по проблеме;
- диагностические методы: тестирование, наблюдение;
- социометрический метод.
Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что зная тип темперамента и его влияние на межличностные отношения людей, можно правильно выстроить гармоничные отношения.
Моя работа помимо теоретической имеет и практическую значимость, потому что материалы исследования могут использоваться в работе классного руководителя по улучшению взаимоотношений между учащимися в классном коллективе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
1.1. История изучения темперамента. Теории темперамента
Темперамент – это устойчивые динамические особенности психических процессов человека: темпа, ритма, интенсивности. Он определяет скорость течения психических процессов, устойчивость эмоциональной сферы, степень волевого усилия.
Тип темперамента обуславливается наследственными факторами и никак не зависит от жизненного опыта, возраста, настроения, вида деятельности и прочих факторов. Многие часто ошибочно сравнивают понятия «характер» и «темперамент», но при этом между ними существует отчетливая связь: темперамент предопределяет формирование характера человека.
Термин «темперамент» происходит от латинского слова temperamentum, что в переводе означает «соразмерность», «надлежащее соотношение частей», «устойчивая смесь». Эта устойчивость проявляется в независимости темперамента от временных и постоянных факторов. Но при этом сам темперамент может предопределить настроение человека, его восприятие информации и реакцию на происходящие события. Темперамент составляет основу формирования и развития не только характера, но и относится к биологически-обусловленным индивидуальным различиям, как человека, так и животных [2].
Существует 4 основные теории о темпераменте:
1. Гуморальная теория (Гиппократ, К. Гален)
2. Конституциональная теория (Э. Кречмер, У. Шелдон)
3. Психофизиологическая теория (И. П. Павлов и др.)
4. Факторные (психологические) теории темперамента (Г. Айзенк, Р.Кэттел и др.)
1.Гуморальная теория.
В V веке до нашей эры предполагалось, что существуют постоянные индивидуальные различия соотношений химических систем, воздействующих на поведение человека. Древнегреческий врач Гиппократ первым предположил, что все люди различаются соотношением четырех главных «соков организма», входящих в его состав. Но он разделил людей на данные типы, опираясь не на типы темперамента, а лишь по предрасположенности к заболеваниям. Физиология человека интересовала Гиппократа больше, чем его поведение. Несмотря на это, именно древнегреческого ученого принято считать основоположником и создателем учения о темпераменте. Но стоит отметить, что Гиппократ понял психосоматическое единство индивида, то есть единство души и тела.
Эту теорию гораздо позднее во II веке развил римский врач Клавдий Гален. В отличие от Гиппократа, он охарактеризовал типы темперамента наравне с физиологическими, психологическими, а также нравственными свойствами. Он описал темперамент как индивидуальное соотношение внутренних химических систем человеческого организма, с преобладанием одного из «жизненных соков», и выделил 13 типов. Позднее другой римский врач Аэций Амидийский сократил их количество до четырех и описал темпераменты, «которые традиционно называют гиппократовскими». Преобладание одного из «соков» объясняет различие в характерах людей, и определяет темперамент человека:
2. Конституциональная теория.
Конституционная теория темперамента возникла в начале двадцатого столетия. Представителей конституционального подхода связывало убеждение в том, что тип темперамента обусловлен характеристиками его тела. Так, французский врач Клод Сиго выделил четыре типа телосложения (дыхательный, пищеварительный, мышечный, мозговой), каждый из которых наиболее чувствителен к воздействию одного из четырех видов внешней среды (воздух, пища, физическая и социальная среда), что и отражается на поведенческих реакциях индивида.
Немецкий психиатр Эрнст Кречмер и американский психолог Уильям Шелдон предложили конституциональные признаки темперамента, обусловленные генотипически наследуемыми особенностями телесного строения человека. Произведя множество измерений различных частей тела, Э. Кречмер выделил четыре конституциональных типа:
Но подход Э. Кречмера не получил достаточного экспериментального подтверждения.
У. Шелдон, продолжая исследования немецкого психолога, обратил внимание не столько на внешние пропорции телосложения, сколько на отдельные его компоненты. Он связал различия темпераментных свойств с соотношением различных компонентов организма, развивающихся из трех слоев его эмбриональной клеточной структуры. По мнению ученого от того, какой эмоциональный компонент является ведущим у индивида, зависит его тип темперамента.
Конституциональный подход не мог удовлетворить требования повседневной психологической практики, так как классифицировал людей по типам темперамента с низкой достоверностью и без должного психологического обоснования связи между характеристиками телосложения и типом темперамента. Дело в том, что распределение людей по «чистым» типам телосложения, выделенным авторами, таково, что они составляют лишь небольшую долю от общей численности населения. Большинство же людей попадают в разряд «смешанного» телосложения, для которого трудно дать четкое описание темперамента. Именно эта часть людей становится причиной низкой достоверности конституционального подхода [4].
3. Психофизиологическая теория.
Самой широко распространенной в настоящее время считается психофизиологическая теория И.П. Павлова, которая связывает тип темперамента человека с типом его нервной системы. Павлов выделяет четыре основных типа нервной системы:
Определившись с основными типами нервной системы, Павлов сравнил их с традиционными типами темперамента, продемонстрировав значительную степень соответствия между ними. Это помогло ему сделать вывод о том, что именно конкретные свойства нервной системы являются определяющими для давно выделенных темпераментов.
Согласно Павлову:
Сангвиник – обладатель нервной системы первого типа. Человек, который с легкостью приспосабливается к смене условий собственной жизни. Его реакции имеют высокую скорость, но при этом обдуманны. Настроение уравновешенное, всегда жизнерадостное. В значительной степени общителен, подвижен, нередко меняет привязанности. Обладает широким кругом общения. При значительном интересе к делу он высокопродуктивен, энергичен, в обратном случае скучен и вял. Обладает значительной сопротивляемостью к разнообразным жизненным трудностям.
Холерик – обладатель нервной системы второго типа. Энергичен, но имеет недостаток выдержки и самообладания. Вспыльчив, нетерпелив, несдержан. Увлекаясь чем-либо, полностью истощает собственные силы, и интерес к начатому делу угасает. Неуравновешенность нервной системы приводит к цикличности в смене его бодрости и активности. Увлекаясь какой-либо деятельностью, он страстно, со значительно самоотдачей работает, но сил хватает на непродолжительное время, и когда они подходят к концу, он дорабатывается до того, что ему все невыносимо. Возникает состояние раздражения, плохое настроение, полный упадок сил и вялость, все начинает буквально валиться из рук. Поочередная смена положительных циклов подъема настроения с отрицательными циклами спада и даже депрессии приводит к нестабильности поведения и самочувствия, повышенной подверженности возникновению невротических срывов, конфликтных ситуаций с окружающими. Плохо приспособлен к деятельности, которая предполагает спокойный устойчивый темп, плавные движения.
Флегматик – обладатель нервной системы третьего типа. Индивид, замедленно реагирующий на возможные раздражители, устойчивый, прекрасно сопротивляется сильным и долговременным раздражителям. Обладает уравновешенностью, стабильностью своего настроения и работоспособности. Спокойный, выдержанный, терпеливый. В интонациях и мимике абсолютно однообразен и невыразителен, сохраняет собственное спокойствие даже при возникновении значительных неприятностей, но изредка может дать волю чувствам.
Меланхолик – обладатель нервной системы четвертого типа. Индивид, который плохо сопротивляется воздействию значительных стимулов. Нередко пассивен и даже заторможен. Характеризуется тревожностью, незначительной выносливостью. Теряется в незнакомой обстановке, среди незнакомых людей.
Темперамент можно назвать внешним проявлением типа высшей нервной деятельности человека. В результате воспитания личности, а также самовоспитания данное внешнее проявление может значительно искажаться, меняться на другое, может произойти некая маскировка настоящего темперамента [4].
4. Факторные (психологические) теории.
Такое название получили теории разных авторов XX века. Одной из первых появилась теория, принадлежащая голландским психологам Г. Хеймансу и Е. Вирсме.
Согласно этим авторам существуют три основные, биполярные характеристики темперамента:
Из различных комбинаций эмоциональности, активности и первичности - вторичности было получено восемь основных типов темперамента: сангвинистический, флегматический, холерический, увлекающийся, аморфный, апатичный, нервный, сентиментальный.
Факторная теория получила свое название благодаря тому инструменту, который лежит в основе выделения координат личности и соответствующих им типов. Этот инструмент – факторный анализ. Иногда факторные теории темперамента называют психологическими, потому что выделение координат происходит благодаря факторному анализу результатов опроса испытуемых относительно особенностей их поведения.
Наибольшее распространение получила «Теория личностных черт Ганса Айзенка». Британско-немецкий психолог исследовал генетически заданные черты личности, обусловленные различиями реакции мозга на эмоциональные раздражители. Он выделил 3 основных личностных измерения:
Используя первые два измерения, Г. Айзенк описал в своих работах 1962-1965 г. четыре основных типа личности:
1.2.Типы темперамента и их характеристики
Для составления психологических характеристик традиционных четырех типов обычно выделяются следующие основные свойства темперамента:
Учитывая все вышеупомянутые свойства, даются следующие характеристики основных классических типов темперамента (Приложение 1).
Однако в жизни чистые типы темперамента не встречаются. В характере любого человека обычно своеобразно соединяются черты, присущие разным типам, поэтому говорят, что у него смешанный темперамент.
Оценивая психологические характеристики темперамента, можно заметить, что в каждом из четырех типов присутствуют как положительные, так и отрицательные качества (Приложение 2). Холерик хорошо ориентируется в быстро меняющихся ситуациях, легко переключается с одного вида работы на другой, а флегматик, наоборот, легко справляется с длительной однообразной работой, а частые переключения для него сложны. Меланхолик хорошо ориентируется в тонких нюансах человеческих переживаний, но недостаточно устойчив к стрессу. Сангвиник же к стрессу устойчив, зато для него характерна некоторая поверхностность. Следовательно, нет темпераментов "сильных" или "слабых" – каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Он также не определяет и социальной ценности человека – от темперамента не зависят склонности, мировоззрения и убеждения человека, содержание его интересов. Жизненный опыт и воспитание человека определяет проявление типа темперамента.
1.3. Взаимодействие типов темперамента
Взаимоотношения между людьми определяются не только уровнем их воспитанности и общими интересами, но и темпераментом, от которого зависят многие поведенческие реакции человека. Поэтому при выстраивании отношений с окружающими нужно учитывать совместимость темпераментов, чтобы не натолкнуться на отчуждение и непонимание.
Холерик достаточно сложный тип в плане общения. Взаимодействие с другим человеком такого же типа может привести к конфликту за зону влияния, так как холерикам достаточно часто важен контроль над ситуацией. К сангвиникам холерики относятся достаточно спокойно. Напряженность может возникнуть лишь из-за того, что оба экстраверты и поэтому в одинаковой степени стремятся лидировать. Но сангвиник, как гибкий тип, просто сумеет уйти в сторону от назревающего столкновения. Самое лучшее сочетание холерики имеют с флегматиками. Так как флегматики терпеливо переносят эмоциональные вспышки холериков и импонируют им своей серьезностью, надежностью и ответственностью. В холерическом типе несовместимость темпераментов больше всего проявляется с меланхоликами из-за силы первого и слабости последнего типа.
Как уже говорилось, флегматики прекрасно сочетаются с холериками в силу своего спокойствия. Достаточно неплохие, но немного монотонные отношения складываются у флегматиков с меланхоликами. В таком союзе неизбежно будет присутствовать сочувствие и уважение к внутреннему миру другого человека, но в то же время нарастать отчужденность из-за недостатка инициативности. Не очень гладко складываются отношения флегматика с сангвиником. В силу своей рациональной инертности флегматик никак не поспевает за оживленным и динамичным сангвиником. С другой стороны, динамизм сангвиника в глазах флегматика выглядит как спешность, поверхностность, необязательность. Взаимные претензии друг к другу не замедлят проявиться. Во взаимодействии с собственным типом у флегматиков будет присутствовать постоянный покой и взаимопонимание. Но в будущем такое общение надоест из-за пассивности обоих.
Сангвиники общительны и активны, поэтому являются и прекрасными слушателями, и идеальными говорунами. Легче всего уживаются два сангвиника, так как представители этих темпераментов не зацикливаются на разногласиях. Среди других типов лучше всего рядом с сангвиником себя чувствует меланхолик: иррациональные переключения первого его не только не раздражают, а наоборот, снабжают новыми интересными впечатлениями и отвлекают от грустных мыслей. Сангвиники вообще неплохо общаются с другими людьми, независимо от типа темперамента.
Меланхолики являются самым трудным типом в плане общения. Они плохо устанавливают контакты с другими людьми в силу обостренного ощущения недоброжелательности. Причем это ощущение часто является гипертрофированным. Поэтому меланхоликам нужен свой сангвиник, который сможет растормошить их.
Учитывая особенности совместимости разных темпераментов (Приложение 3), можно построить гармоничные отношения практически с любым человеком.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ 11В КЛАССА
Экспериментальная часть работы проводилась на базе МБОУ гимназии г. Советский в классном коллективе 11в класса. В диагностическом исследовании принимали участие 18 обучающихся старшего школьного возраста (17-18 лет), из них 8 юношей и 10 девушек.
2.1. Определение типа темперамента у обучающихся 11в класса
Для исследования типа темперамента с учетом экстраверсии и интроверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости использовался «Личностный опросник Г. Айзенка», который включает в себя 60 вопросов (Приложение 4).
Данный опросник соответствует возрастным особенностям выборки, что обеспечивает большую достоверность полученных данных.
Таблица 1
Результаты исследования свойств и типа темперамента
учащихся 11в класса
№ | Фамилия, имя | Темперамент | Экстраверт/ интроверт/ амбиверт | Эмоциональная устойчивость/неустойчивость |
1. | Б.П | Сангвиник | Экстраверт | Эмоциональная устойчивость |
2. | К.К | Сангвиник | Экстраверт | Эмоциональная устойчивость |
3. | К.Н | Холерик | Интроверт | Эмоциональная неустойчивость |
4. | К.Е | Меланхолик | Интроверт | Эмоциональная устойчивость |
5. | Б.М | Меланхолик | Амбиверт | Эмоциональная неустойчивость |
6. | П.Д | Меланхолик | Интроверт | Эмоциональная устойчивость |
7. | П.Д | Сангвиник | Экстраверт | Эмоциональная устойчивость |
8. | Р.П | Сангвиник | Экстраверт | Эмоциональная устойчивость |
9. | С.А | Сангвиник | Экстраверт | Эмоциональная устойчивость |
10. | К.В | Меланхолик | Интроверт | Эмоциональная неустойчивость |
11. | П.В | Сангвиник | Экстраверт | Эмоциональная устойчивость |
12. | Ш.П | Сангвиник | Экстраверт | Эмоциональная устойчивость |
13. | Д.А | Холерик | Экстраверт | Эмоциональная устойчивость |
14. | З.Е | Флегматик | Амбиверт | Эмоциональная устойчивость |
15. | М.А | Холерик | Экстраверт | Эмоциональная неустойчивость |
16. | В.К | Холерик | Экстраверт | Эмоциональная устойчивость |
17. | С.Т | Меланхолик | Интроверт | Эмоциональная неустойчивость |
18. | К.Н | Меланхолик | Амбиверт | Эмоциональная неустойчивость |
Проанализировав ответы по шкале экстраверсии/интроверсии, были получены следующие результаты: из 18 обучающихся 10 человек (55%) 11в класса являются экстравертами, 5 человек (28%) – интровертами, 3 человека – амбивертами, что составляет 17% от общего количества учащихся класса.
По шкале эмоциональной устойчивости/ неустойчивости выяснилось, что 12 человек (67%) эмоционально стабильны и 6 человек (33%) – эмоционально нестабильны, т.е. плохо управляют своими эмоциями.
Исходя из полученных результатов, было выявлено, что в 11в классе наибольшее количество обучающихся являются сангвиниками (39%, 7 человек), 4 учащихся (22%) – холериками, 6 человек (33%) – меланхоликами и 1 учащийся (6%) – флегматиком.
2.2. Изучение влияния темперамента на характер межличностных взаимоотношений в классном коллективе 11в класса
Для изучения характера межличностных взаимоотношений в классном коллективе использовался Метод социометрических измерений Дж. Морено. Метод социометрических измерений позволяет получить информацию о:
Социометрическая процедура проводилась в параметрической форме, что позволило проанализировать связи и снизить вероятность случайного выбора. Величиной социометрического ограничения было 3 выбора. Каждый ученик класса указывал свое отношение к одноклассникам по выделенному критерию. Но при этом в данную методику мной был включен еще один вопрос, с помощью которого можно определить какие черты характера импонируют в одноклассниках (Приложение 5).
Результаты исследования занесены в таблицу 2, из которой виден выбор каждого испытуемого в разрезе объединения в группу с целью общения и совместной работы.
Таблица 2
Результаты социометрического опроса учащихся 11в класса
Кто выбирает | Кого выбирает | |
Для общения | Для совместной работы | |
Б.П С-1 | З.Е, Ш.П, Д.А ФСХ | З.Е, Ш.П, Д.А ФСХ |
К.К С-2 | К.Н, Ш.П, К.Н ХСМ | К.Н, Ш.П, К.Н ХСМ |
К.Н Х-1 | С.А, К.Е, К.К СМС | С.А, К.Е, К.К СМС |
К.Е М-1 | С.А, П.В, К.Н ССМ | С.А, С.Т, К.К СМС |
Б.М М-2 | К.К, Ш.П, С.Т ССМ | Ш.П, К.Н, З.Е СХФ |
П.Д М-3 | П.В, П.Д, К.К ССС | П.В, П.Д, К.К ССС |
П.Д С-3 | Ш.П, П.В, К.К ССС | П.В, З.Е, Ш.П СФС |
Р. П С-4 | Б.П, К.К, М.А ССХ | Б.П, М.А, В.К СХХ |
С.А С-5 | К.Е, Д.А, С.Т МХМ | К.Е, П.В, С.Т СМС |
К.В М-4 | С.Т, Ш.П, З.Е МСФ | С.Т, Ш.П, М.А МСХ |
П.В С-6 | П.Д, Ш.П, П.Д ССМ | Ш.П, Д.А, К.К СХС |
Ш.П С-7 | З.Е, Д.А, К.К ФХС | К.К, С.Т, К.Н СМХ |
Д.А Х-2 | З.Е, Ш.П, П.В ФСС | З.Е, Ш.П, П.В ФСС |
З.Е Ф-1 | Ш.П, К.В, Д.А СМХ | С.Т, К.Н, Ш.П МХС |
М.А Х-3 | Б.П, В.К, Р.П СХС | З.Е, Б.П, Ш.П ФСС |
В.К Х-4 | М.А, Б.П, С.Т ХСМ | М.А, З.Е, Б.П ХФС |
С.Т М-5 | К.В, Ш.П, К.К МСС | С.А, З.Е, Ш.П СФС |
К.Н М-6 | К.Н, К.К, Б.П ХСС | К.Н, К.К. П.В ХСС |
Анализ результатов показывает, что в 85% случаев, как для общения, так и для совместной работы учащиеся выбирают одноклассников с таким типом темперамента, с которым у них хорошая совместимость, в 15% случаев, наоборот, тех, с кем теоретически им сложнее выстраивать отношения. Но это можно объяснить тем, что ребят разных типов темперамента привлекают друг в друге разные черты характера. И это подтверждается их ответами на вопрос, направленный на изучение привлекательных черт характера одноклассников, в отношении которых делается выбор. Одних ребят привлекают коммуникабельность, отзывчивость, чувство юмора, открытость, целеустремленность и доброжелательность, других – уравновешенность, спокойствие, воспитанность, умение слушать и слышать. Пять человек отметили, что с некоторыми ребятами в классе их объединяют общие интересы.
Таблица 3
Результаты социометрического опроса
№ | Кого выбирают | Количество раз | Общее количество выборов | Социальный статус | |
Для общения | Для совместной работы | ||||
1. | Б.П | 6 | 2 | 8 | Принятый |
2. | К.К | 13 | 5 | 18 | «Звезда» |
3. | К.Н | 4 | 6 | 10 | Принятый |
4. | К.Е | 4 | 2 | 6 | Непринятый |
5. | Б.М | 0 | 0 | 0 | Отверженный |
6. | П.Д | 4 | 2 | 6 | Непринятый |
7. | П.Д | 1 | 1 | 2 | Непринятый |
8. | Р.П | 5 | 2 | 7 | Принятый |
9. | С.А | 4 | 3 | 7 | Принятый |
10. | К.В | 3 | 1 | 4 | Непринятый |
11. | П.В | 9 | 5 | 14 | Предпочитаемый |
12. | Ш.П | 15 | 7 | 22 | «Звезда» |
13. | Д.А | 6 | 1 | 7 | Принятый |
14. | З.Е | 9 | 6 | 15 | Предпочитаемый |
15. | М.А | 4 | 3 | 7 | Принятый |
16. | В.К | 2 | 2 | 4 | Непринятый |
17. | С.Т | 12 | 4 | 16 | Предпочитаемый |
18. | К.Н | 7 | 3 | 10 | Принятый |
Анализ психометрических данных, представленных в таблице 3, показал, что группу высокостатусных учащихся составляют всего 5 человек из класса, что составляет 28% («звезды» – 2 чел., «предпочитаемые» – 3 чел.), среднестатусными обучающимися являются 39% («принятые» – 7 чел.), низкостатусных учащихся в классе 33% («непринятые» – 5 чел., «отверженный» – 1 чел.). Таким образом, можно сказать, что социально-психологический показатель в классе соответствует среднему уровню, так как в классе большое количество среднестатусных учащихся.
16 человек в классе имеют взаимные положительные выборы, что свидетельствует о сверхвысоком уровне удовлетворенности взаимоотношениями в классном коллективе (89%). Но при этом нельзя сказать, что уровень психологической совместимости подростков в классе хороший, так как коэффициент взаимности составляет всего 37%, а это указывает на то, что развитые дружеские, приятельские отношения имеют далеко не все ребята в классе.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что не во всех случаях учащиеся выбирают для общения и совместной деятельности одноклассников с таким типом темперамента, с которым у них хорошая совместимость, так как на установление межличностных взаимоотношений оказывают как привлекательные характерологические особенности конкретного одноклассника, так и общие интересы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения исследовательской работы была достигнута главная цель – изучение влияния темперамента на межличностные взаимоотношения в классном коллективе.
Для достижения поставленной цели были полностью решены задачи: проанализированы научные литературные источники, проведено диагностическое обследование в 11в классе, направленное на изучение характера межличностных взаимоотношений в классном коллективе, определение типа темперамента каждого ученика, а также влияния темперамента на взаимоотношения между учащимися.
На основе анализа теоретических источников я узнала, что изучением темперамента занимались, начиная с V века до нашей эры, такие врачи и психологи, как Гиппократ, К. Гален, Г. Айзенк, Р. Кэттел, И. П. Павлов, благодаря которым было доказано, что темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Каждый из них внес огромный и бесценный вклад в развитие теории о темпераменте. Но именно И.П. Павлов дал название каждому типу темперамента (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик) и охарактеризовал их.
Психологические исследования и практика показывают, что не существует чистых типов темперамента, каждому человеку присущи черты и от холерика, и от сангвиника, и от флегматика, и от меланхолика, но какой-то один является доминирующим. Под влиянием условий жизни, воспитания и самовоспитания темперамент может изменяться в течение жизни.
Также психологами было доказано, что существует определенная совместимость темпераментов, которую нужно учитывать при выстраивании взаимоотношений с окружающими людьми, чтобы не натолкнуться на отчуждение и непонимание.
Экспериментальная часть исследования позволила выявить тип темперамента каждого учащегося, характер межличностных взаимоотношений в классном коллективе, а также насколько влияет темперамент на взаимоотношения между одноклассниками.
В результате исследования было выявлено, что в 11В классе преобладающим типом темперамента является сангвиник (39%), холериков – 22%, меланхоликов – 33%, один человек (6%) является флегматиком.
Соотнесение типа темперамента с психометрическими данными позволило сделать вывод, что только в 85% случаев, как для общения, так и для совместной работы учащиеся выбирают одноклассников с таким типом темперамента, с которым у них хорошая совместимость, в 15% случаев, наоборот, тех, с кем теоретически им сложнее выстраивать отношения.
Исходя из результатов анализа вопроса, направленного на выяснение какие именно черты характера импонируют в одноклассниках, можно сделать вывод, что на установление межличностных взаимоотношений в классе оказывают влияние не только темперамент, но и привлекательные характерологические особенности конкретного одноклассника, а также общие интересы.
Поэтому выдвинутая мной гипотеза подтвердилась частично: люди со сходными типами темперамента объединяются для общения в одну группу, но также существуют и случаи, когда люди с менее совместимыми типами темперамента имеют прекрасные взаимоотношения.
Из этого можно сделать вывод, что межличностные отношения не всегда зависят от типа темперамента, группы формируются в зависимости от общих интересов и привлекательных черт характера, но при этом темперамент играет немало важную роль.
Я считаю, что практическая значимость моей работы заключается в том, что материалы исследования могут использоваться в работе классного руководителя по улучшению взаимоотношений между учащимися в классном коллективе.
В перспективе было бы интересно изучить, насколько темперамент влияет на выбор профессии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении. – М.: Аспект Пресс, 2001.
2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология, СПб., 2001.
3. Индивидуальные особенности человека: темперамент, характер, способности // Психология и педагогика Ю.В. Козлова. Нижегородский государственный технологический университет. Центр дистанционных образовательных технологий. Нижний Новгород. – 2007. [Электронный ресурс].
4. История изучения темперамента, теории темперамента // Студенческая библиотека. – 2017 – 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://students-library.com/library/read/60696-istoria/-izucenia-temperamenta-teorii-temperamenta
5. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии, Москва – Воронеж, 1995.
6. Понятие темперамента и его типы // ООО «Олбест». – 2000 – 2021. [Электронный ресурс].
URL: https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00025124_0.html
7. Тип темперамента и стиль поведения// Школа «Гравитация». [Электронный ресурс]. URL: http://gravitation.org.ua/page93070.html
Приложение 1
Характеристика типов темперамента
Сангвиник – человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью, и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник – экстраверт, легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем [9].
Холерик – эмоционален, склонен к порывистым действиям, энергичен и инициативен. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное холерику, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости и раздражительности. Эти характеристики выражаются в выразительной мимике, торопливой речи, резких жестах, несдержанных движениях. Чувства и эмоции холерика сильные, быстро возникают и ярко проявляются, настроение резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко выражается в его деятельности: он со страстью берется за новое дело, работает с подъемом, легко преодолевая трудности. Это делает его успешным в решении ударных жизненных задач. Рутина же вызывает у него резкий спад: подъем и воодушевление исчезают. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность и эмоциональную несдержанность. Его излишняя прямолинейность, вспыльчивость и нетерпимость часто приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Конфликты, возникающие вокруг холерика, усугубляются еще и тем, что в действиях он любитель приключений и его постоянно тянет к риску, часто не оправданному. Высокая скорость психических процессов позволяет холерику оперативно справляться со сложными задачами в условиях дефицита времени, что существенно отличает его от представителей других темпераментов. К важным отличиям холерика можно отнести болезненное реагирование на критику в свой адрес, но при этом незлопамятность [9].
Флегматик – человек спокойный, редко выходит из себя, к бурному выражению эмоций не склонен. В деятельности проявляет основательность, продуманность и упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Поведение флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности, трудностью переключений и медлительностью.
Флегматика нелегко вывести из себя или задеть эмоционально. В целом он терпеливый, спокойный и доброжелательный человек. Лучше всего флегматик чувствует себя, когда все идет как всегда. Данный темперамент является самым надежным из всех видов. Медлительность психических процессов, присущая ему, не позволяет действовать под влиянием эмоций и сиюминутных факторов. Флегматика нельзя назвать «человеком легким в общении». Из-за его длительных пауз перед ответом окружающим порой кажется, что происходящие вокруг события нисколько не интересуют его. В отличие от представителей других темпераментов, в дискуссиях и переговорах убедить флегматика эмоциями невозможно, он воспринимает только доводы и факты. Идеи такого человека в большей степени продуктивны, он способен преодолевать значительные трудности на длительном пути к решению задачи [9].
Меланхолик – человек чувствительный, для него характерна сдержанность и приглушенность моторики и речи, глубина и устойчивость чувств, при их слабом внешнем выражении. Эмоции у меланхолика преимущественно негативные, и доминирует среди них склонность к печали.
В работе меланхолик, как правило, пассивен. Чувства и эмоциональные состояния у него отличаются глубиной и длительностью – меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды и огорчения. Он склонен к замкнутости и одиночеству, в обществе новых или малознакомых людей часто смущается и проявляет большую неловкость. Все новое и необычное вызывает у данного типа тормозное состояние. Общение часто затруднено его обидчивостью и мнительностью. Меланхолик плохо переносит стресс, реакция на дефицит времени у него травматическая – он устает уже от одной мысли о жестких сроках. При этом в привычной и спокойной обстановке меланхолик чувствует себя спокойно и работает очень продуктивно. Обстановка конфликта для меланхолика просто невыносима. Отличительной чертой меланхолика является его умение распределять внимание в пространстве, что является его преимуществом перед представителями других типов темперамента [9].
Приложение 2
«Сильные» и «слабые» стороны типов темперамента
Приложение 3
Совместимость типов темперамента
Темперамент | Трудные | Нейтральные | Хорошие |
Холерик | Меланхолик, | Сангвиник | Флегматик |
Сангвиник | Флегматик | Холерик, | Меланхолик |
Меланхолик | Холерик | Флегматик | Сангвиник, |
Флегматик | Сангвиник | Меланхолик | Холерик, |
Приложение 4
Личностный опросник Г. Айзенка
1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спросят?
4. Бывает ли такое, что тебя что-нибудь раздражает?
5. Часто ли у тебя меняется настроение?
6. Верно, что тебе приятнее быть одному (одной), чем с ребятами?
7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
10. Ты когда-нибудь чувствуешь себя несчастным (ой) без всякой причины?
11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, оживленный человек?
12. Тебе приходилось когда-нибудь нарушать правила поведения в школе?
13. Верно ли, что ты часто бываешь раздражен (а) чем-нибудь?
14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе?
15. Ты переживаешь из-за страшных событий, которые могли бы произойти?
16. Тебе можно доверить любую тайну?
17. Можешь ли ты без труда внести оживление в скучную компанию?
18. У тебя бывает учащенное сердцебиение?
19. Делаешь ли ты обычно первый шаг, чтобы подружиться с кем-нибудь?
20. Ты когда-нибудь говоришь неправду?
21.Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
23. Ты часто чувствуешь усталость?
24. Ты всегда сначала делаешь необходимую работу, а потом все остальное?
25. Ты обычно весел (а) и всем доволен(льна)?
26. Обидчив (а) ли ты?
27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29. У тебя бывают головокружения?
30. Твои действия и поступки иногда ставят людей в неловкое положение?
31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?
32. Любишь ли ты иногда похвастаться?
33. Ты обычно сидишь и молчишь в обществе незнакомых людей?
34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
35. Ты обычно быстро принимаешь решения?
36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
37. Тебе часто снятся страшные сны?
38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
39. Тебя легко огорчить?
40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
41. Ты обычно говоришь и действуешь быстро, не раздумывая долго?
42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
43. Тебе нравятся подвижные игры?
44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?
45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-то просят?
46. Ты любишь часто ходить в гости?
47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
48. Бывал (а) ли ты когда-нибудь груб (а) с родителями?
49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь участие в общем веселье?
52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
53. Всегда ли у тебя есть уверенность, что ты справишься с делом, которое должен (на) выполнить?
54. Знакомо ли тебе чувство одиночества?
55. Ты стесняешься заговорить первым (ой) с незнакомыми людьми?
56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправить?
57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
58. Бывает, что ты чувствуешь себя веселым (ой) или печальным (ой) без причины?
59. Тебе трудно получить настоящее удовольствие от веселой компании?
60. Ты часто волнуешься из-за того, что ты сделал (а) что-то не подумав?
Приложение 5
Бланк социометрического опроса (Дж. Морено)
Ф. И. О._____________________________________________ Класс ________
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих.
1.У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трём одноклассникам. Отметь, кому бы ты сделал подарок.
- _________________________________________________________________
- _________________________________________________________________
- _________________________________________________________________
2. Прошло 10 лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем бы ты хотел встретиться? Запиши их фамилии.
- _________________________________________________________________
- _________________________________________________________________
- _________________________________________________________________
3.Ты победил на выборах и у тебя есть возможность сформировать свою команду для работы из бывших одноклассников. Их должно быть не больше трёх. Кого ты предпочтёшь?
- _________________________________________________________________
- _________________________________________________________________
- _________________________________________________________________
4. Какие черты характера тебя привлекают в одноклассниках, которых ты выбираешь?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо!
Какая бывает зима
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Фильм "Золушка"
Барсучья кладовая. Александр Барков
Сказка на ночь про Снеговика